Программа по дополнительному образованию - кружок « Композиция и образное мышление»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Программа по дополнительному образованию
« Композиция и образное мышление»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_marii_petrovny.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования Администрации
муниципального района Мечетлинский район
МОБУ СОШ с. Нижнее Бобино
« Композиция и образное мышление»
Выполнила: Кобякова Мария Петровна,
учитель ИЗО и технологии
2008 год
Оглавление
1. Пояснительная записка …………………………………………
2. Тематический план ……………………………………………..
3. Основное содержание программы……………………………….
4. Особенности методики обучения по предмету……………………
5. Условия реализации программы………………………………….
6. Описание планируемых результатов………………………………
7. Литература
Пояснительная записка
Все начинается с детства. Только в детстве можно приучить человека ко всему хорошему. Дети и подростки – еще не сложившиеся личности, без устойчивой жизненной позиции, без иммунитета к плохому. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, ложные. И чтобы ребенок мог ориентироваться в нашем сложном и многогранном мире, задача учителя направлять и вести к эстетике, красоте и прекрасному. Раскрывать перед детьми чувственный, прекрасный мир, мир бытия и природы. В формировании знаний о себе и окружающем мире огромная роль принадлежит искусству. Именно искусство открывает детям широкие возможности знакомства, как с разными людьми так и явлениями в жизни. Наблюдая и сопоставляя с собой, ребенок учиться видеть «прекрасное» и «уродливое», добро и зло. Через искусство ребенок «проживает» и переживает, дается пища для размышления о себе, о людях и др., т.е. развивается самосознание. А творчество это самовыражение человека посредством искусства.
Существует две противоположные точки зрения на природу детского художественного творчества и два подхода к дальнейшему его развитию.
С одной стороны, результат лишь внутренних самозарождающихся сил, становление творческих способностей ребенка - спонтанный. Нужно создавать благоприятные условия.
С другой стороны – обучать «правильному» рисованию, но не «жесткими», « сухими» правилами, чтобы рисунок не был мертвым и не уничтожалось непосредственное восприятие окружающего мира.
Цели занятий обучения:
формирование отношения к искусству методом развития композиционного мышления;
гуманистическое воспитание младших и старших школьников средствами искусства;
Задачи:
познакомить детей с лучшими образцами мирового художественного наследия;
заложить эмоционально-нравственную основу отношения детей к духовной культуре;
пробудить художественную активность по творческому самовыражению;
сформировать умения и навыки владения различными техниками и приемами видов искусства;
Программа кружковой работы рассчитана на уровень среднего звена 5-6-7 классы, делятся на две группы. Занятия проходят по группам, для реализации и завершения практических задач группы делятся на подгруппы, что позволяет работать индивидуально.
Всего количество обучающихся 26 человек.
5-6 классы – первая группа
7 класс – вторая группа (старшая)
Первая группа – 3 часа обучения в неделю
Вторая группа – 6 часов обучения в неделю – в эти часы входят творческие проекты, оформление выставок, выполнение школьных стенгазет (шрифт).
Всего за год 288 часов.
Занятия проводятся непосредственно в школе, в кабинете «технологии».
Набор учащихся в кружок ДПИ свободный.
Условия реализации программы
Занятия должны проходить в форме уроков, за исключением экскурсий и пленэра, здесь проходит свободная форма общения.
К каждому занятию необходимо заранее подготовить класс, а именно наглядные пособия, постановки, муляжи. Дети должны рисовать на планшетах, чтобы приблизить методы работы к художественной школе.
Учащиеся должны приходить подготовленными на занятия, а именно иметь при себе краски, кисти, карандаши, бумагу и все необходимое для данного занятия.
Для занятий ДПИ необходимо иметь бумагу, карандаш, ручку, линейки, циркуль, цветную бумагу, ножницы, клей, различные материалы (пластилин, журналы, газеты, тряпочки и т.д.)
Для выставок необходимы ватман, маркеры, фломастеры (выполнение заголовков (шрифта), паспорту для работ).
Описание планируемых результатов
В конце каждой темы проводится творческая отчетная работа, которая может выполняться индивидуально, так и коллективно. Чтобы учащиеся на конкретном примере могли видеть свои результаты, того, как они усвоили данный материал и какие навыки приобрели по определенному курсу.
Лучшие работы не только должны участвовать в конкурсах или выставках, но и украшать школу или отдельный класс.
Всего планируется провести две выставки: зимняя (в конце второго полугодия «Орнаментальные образы») и весенняя (в конце второго полугодия «Весенняя капель»).
Между выставками провести конкурсы «Древо жизни», « Башкирский народный орнамент – образ танца».
Конкурс- викторина «Образы славянской мифологии».
Игра «Замки наших настроений».
Во второй год обучения дети должны научиться стилизовать формы (растительные, зооморфные, антропоморфные - человеческие). Использовать нюансы и контраст в орнаментах. Научиться правильно использовать украшение в орнаменте и сам орнамент соотносить к вещам, предметам.
Для развития творческого воображения даются специальные задания для составления паркетов, патерны, бордюров.
Выполнение упражнений по определенному виду росписи, наряду с профессиональными – специальными знаниями дают технические умения, формируют творческие навыки детей.
Тематический план
Композиция – формула образного мышления
I полугодие
№ п\п | Содержание | Всего часов | Часы теории | Часы практики |
1 | Декоративно-прикладное искусстве | - | 2 | - |
2 | Композиция в ДПИ | 8 | 2 | 6 |
3 | Искусство орнамента | 7 | 1 | 6 |
Виды и структуры орнамента | 9 | 1 | 8 |
Орнаментальные мотивы | 12 | 2 | 10 |
Стилизация народных форм (русско-народные, башкирские) |
Орнамент сквозь века | 11 | 1 | 10 |
4 | Древо жизни | 12 | - | 12 |
5 | Птица счастья | 12 | - | 12 |
6 | Патерны | 7 | 1 | 6 |
7 | Бордюры | 7 | 1 | 6 |
8 | Паркеты | 7 | 1 | 6 |
9 | Образы в культуре народов | 11 | 1 | 10 |
10 | Уральская домовая роспись | 17 | 1 | 6 |
1. Упражнения |
2. Творческая работа | - | 10 |
11 | Городец | 15 | 1 | 5 |
1. Упражнения |
2. Творческая работа | 9 |
Всего | 144 |
Тематический план
Композиция – формула образного мышления
II полугодие
№ п/п | Содержание | Всего часов | Часы теории | Часы практике |
1 | Декоративная композиция | 17 | 1 | 16 |
1. Упражнения |
2. Виды композиций | 13 | 3 | 10 |
3. Линия и композиция | 7 | 1 | 6 |
4. Форма и движение | 3 | - | 3 |
5. Силуэт (форма) | 19 | 1 | 18 |
6. Масштаб | 7 | 1 | 6 |
7. Ритм | 11 | 1 | 10 |
8. Силуэт (композиция) | 11 | 1 | 10 |
2 | Аппликационная птица (коллаж) | 20 | - | 20 |
Оформление фойе школы |
3 | Стилизация растений и животных | 35 | 1 |
1. Натюрморт | 18 |
2. Животный мир | 16 |
Всего | 153 |
Литература
1. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. Педагогическое образование – М.Академия, 1999.
2. О. Мамонтова. Наше общение – наше творчество// Искусство в школе, № 2, 2003.
3. Е. Матюхина. Композиция – формула образного мышления // Искусство в школе, № 2, 2003.
4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство/ Научный рук. В.С.Кузин – М.Дрофа, 2001.
5. Д. Рытов. Увидеть в ребенке творца.. Искусство в школе, № 5, 2000.
6. А. Цукарь. Уроки развития и воображения. Внимание: дети! – М. Рольф, 2000.
7. Г. Голошумова. Искусство и гуманистическое воспитание младших школьников// Искусство и образование, № 4, 2002.
8. М.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе – М. Агар, 1998.
9. Н. Тагильцева. Искусство в развитии самосознания детей (очерк педагогических идей конца XIX - середины XX века)// Искусство и образование, № 1, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Программа по дополнительному образованию. Кружок по бисероплетению
Программа по бисероплетению для учащихся 10-12 лет...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Ручеёк" может использоваться для развития и обучения детей в школах....
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Колобок» для учащихся 1-х классов.
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Колобок" может использоваться в детских садах, начальной школе для развития и обучения....
Рабочая программа объединения дополнительного образования. Кружок "Занимательный английский"
Программа кружка "Занимательный английский" (возраст 8-12 лет)...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....