Авторская программа Майоровой О.А. "Русский танец, областные особенности"
рабочая программа на тему
Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих её народов. Российская Федерация, Россия, независимое федеративное государство. В него входит множество народов и национальностей. Но большая часть – это русские. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_tanets._oblastnye_osobennosti.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих её народов. Российская Федерация, Россия, независимое федеративное государство. В него входит множество народов и национальностей. Но большая часть – это русские. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия.
Каждый регион и входящие в него области отличаются друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно, климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которой является народное художественное творчество.
Для того чтобы дать понятие об основах русского народного танца и его областных особенностей, показать многообразие его видов и манеру исполнения, богатство лексики, познакомить учащихся с исполнительскими традициями русского танца разработана программа «Русский танец. Областные особенности».
Программа «Русский танец. Областные особенности» относится к художественно-эстетическому направлению. Она направлена на творческое развитие детей, младшего и среднего школьного возраста через приобщения их к истокам национальной культуры и необходимости возрождения былых традиций и духовности русского танца.
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности русской танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребенка. Это и определяет актуальность программы.
Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком и т.д.
Восприятие национального своеобразия танцев отвечает педагогической целесообразностиданного программного обеспечения, которое позволит предмету по русскому танцу определить объем и последовательность материала в процессе обучения.
Отличительной особенностью занятий по программе можно определить глубокую интеграцию с занятиями по народно-сценическому танцу. Учебный материал сгруппирован по степени возрастающей сложности по годам обучения. Программа составлена с учетом мотивации, интересов и возрастных особенностей воспитанников. Данная программа предусматривает более глубокое изучение русского танца. Изучаемый материал выдаётся таким образом, что позволяет максимально отразить областные особенности русского народа.
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Занятия по русскому танцу состоят из экзерсиса у станка и на середине зала с учетом возрастной категории детей и их неспособности длительного времени концентрировать свое внимание на практико-деятельностном и личностно-ориентированном подходе к образованию.
Форма занятий групповая, с наполнением групп 10-15 человек. Режим занятий – 3 часа в неделю.
Для реализации программы поставлена цель: Развитие личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов средствами русского танца.
Основные задачи программы:
1. Развить чувство ритма и музыкальность у учащихся, их моторико-двигательную и логическую память.
2. Активизировать развитие творческой инициативы и способность к самовыражению в танце.
3. Дать основы постановки головы и корпуса.
4. Ознакомить с областнымиособенностями и манерой исполнения движений русского танца.
Ожидаемые результаты: в процессе освоения программы занятия по русскому танцу призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
Русский танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения учащиеся подробно знакомятся с областными особенностями русского танца, с бытом и историей русского народа. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие областного своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Данная программа определяет объем и последовательность материала в процессе обучения.
Помимо общепринятых принципов: принцип единства эмоционального и сознательного, единства художественного и технического, единства теории и практики, принципы самоконтроля в программе существуют субъективно-индивидуальные. Они характеризуются личными взглядами педагога на способы практического осуществления намеченных задач, его видением предмета, дающим наиболее эффективный результат в обучении.
Методы обучения определяются общепризнанными методиками индивидуального и группового обучения, которые могут ассимилироваться, трансформироваться и видоизменяться:
1. Практика общественной жизни.
2. Практика хореографического образования и воспитания.
3. Прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности.
Процесс реализации программы основывается на общепедагогических принципах дидактики: активности; единства теории и практики; наглядности; доступности; систематичности; прочности усвоения знаний; индивидуального подхода.
В перспективе развития программы предполагается:
- создать методическое пособие к музыкальному сопровождению занятий;
- разработать музыкально-дидактическое сопровождение программному обеспечению;
- в соответствии с современными новаторствами одновременно глубоко и тонко развивать традиции и особенности русского хореографического искусства.
- Учебно-тематический план
- Учебно-тематический план программы «Русский танец. Областные особенности»
первого года обучения
№ п/п | Наименование тем | Содержание программы | Общее кол-во часов | Кол-во часов | ||
теория | практика | |||||
1. | Экзерсис у станка | Постановка корпуса. Изучение позиций ног. Подготовка к началу движения (preporation). | 6 | 1 | 5 | |
Demi-plie (полуприседание) по всем выворотным позициям.Grandplié (полное приседание) по всем выворотным позициям. Releve мягкое и резкое по I, II, III и V позиции. | 6 | 1 | 5 | |||
Battement tendu: с переводом работающей ноги с носка на каблук;с demiplié в момент перевода работающей ноги с носка на каблук. | 6 | 1 | 5 | |||
Подготовительное упражнение к flic-flac «маятник».Flic-flac: с ударом полупальцев работающей; с переступанием. | 6 | 1 | 5 | |||
Подготовка к «верёвочке» и упражнение для развития подвижности бедра из V позиции лицом к станку, за станок одной рукой. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 30 | 5 | 25 | |||
2. | Экзерсис на середине зала | 2.1. Изучение элементов русского танца: Позиции и положения рук, положения рук в парах. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Поклон. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Основные ходы русского танца: - простой ход; - шаркающий ход; - переменный шаг на всей стопе; - сценический ход с продвижением вперёд и назад; - дробный ход. - Припадания: - без подъёма на полупальцы; - с подъёмом на полупальцы. - «Гармошка» | 6 | 1 | 5 | |||
Элементы и основные движения русского танца: - «Верёвочка» простая (одинарная). - «Моталочка» на полупальцах. | 6 | 1 | 5 | |||
- «Молоточки». - «Ковырялочка» без подскоков. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Техника присядок в русском танце: - боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону; - присядка с проскальзыванием на каблуках на II позицию; | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Техника хлопушек в русском танце: - тройная хлопушка с притопом; - хлопушка по голенищу сапога выдвинутой вперёд ноги; | 6 | 1 | 5 | |||
Подготовка к дробям: - притопы; - удары полупальцами; - удары каблуком. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
2.2. Изучение элементов русского танца архангельской области: Основные положения рук в танцах архангельской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Основные ходы и движения в танцах архангельской области: - перекрещенный шаг; - шаг с носка на всю стопу; - шаг с подниманием ноги; - поклон; - поклон с продвижением в сторону; - вынос ноги на каблук; - ковырялочка с поворотом; - отбой; - простой шаг; - шаг с ударом каблуком и выносом ноги на каблук; - припадания по первой параллельной позиции ног; - шаги с хлопками по бедру; - присядка с ударом по бедру. | 6 | 1 | 5 | |||
2.3. Изучение элементов русского танца нижегородской области: Основные положения рук в танцах нижегородской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Основные ходы и движения в танцах нижегородской области: - стелющийся ход с каблука; - соскоки на вторую выворотную позицию; - шаг с приставкой ноги впереди или сзади; - простой шаг; - дробное переступание; -мелкие переступания; - перескоки; - молоточки с перескоком; - переступания с притопом; - шаг с ударом по голенищу; - соскоки во вторую выворотную позицию и смена местами. | 6 | 1 | 5 | |||
Присядки в танцах нижегородской области: - с ударом по голенищу; - с шагом накрест. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 57 | 9,5 | 47,5 | |||
3. | Разучивание композиций и танцевальных движений. | 15 | 3 | 12 | ||
ИТОГО: | 15 | 3 | 12 | |||
ВСЕГО: | 102 | 17,5 | 84,5 |
- Учебно-тематический план программы «Русский танец. Областные особенности»
второго года обучения
№ п/п | Наименование тем | Содержание программы | Общее кол-во часов | Кол-во часов | ||
теория | практика | |||||
1. | Экзерсис у станка | Demiplieиgrandplié по прямым (параллельным) позициям, перевод ноги из позиции в позицию осуществляется приёмом battement tendu. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Battement tendu с выносом работающей ноги на каблук (учебная форма каблучного упражнения). | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Battement releve lent на 45, в сторону, вперед, назад из V позиции (в сторону и назад изучается лицом к станку). | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Battementstendusjete (маленькие броски):из V позиции в строну, вперёд, назад;с demiplié на опорной ноге в момент броска из V позиции в сторону, вперёд, назад. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Preparation дляrond de jambe par terre.Характерный rond de jambe par terre demi rond в направлении en dehors и en dedans. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Упражнения на выстукивание: с чередованием ударов целой стопой и полупальцев (с одним ударом, с двумя ударами, с шагом); с чередованием ударов каблуком и полупальцами. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Battements releve lent на 90, в сторону, вперед, назад из V позиции (в сторону и назад изучается лицом к станку). | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Подготовительное упражнение к «штопору». Подготовительное упражнение к «качалке». | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Portdebras. Перегибы и наклоны корпуса. Растяжка. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
ИТОГО: | 27 | 4,5 | 22,5 | |||
2. | Техника вращений | Подготовительное упражнения к вращениям на середине зала. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
ИТОГО: | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
3. | Русский танец | Portdebras в характере русского народного танца. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Простые шаги:сценический ход, шаг с каблука, шаг с проскальзывающим приёмом, переменный шаг: вперед и назад. | 6 | 1 | 5 | |||
«Гармошка», «Ёлочка». Припаданияиз Vпозиции с выносом ноги на 45. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка дробям). | 6 | 1 | 5 | |||
Дробные выстукивания: одинарные, двойные, тройные, удары полупальцами, каблуками, всей стопой, «Ключ» все 3 формы, молоточки. | 6 | 1 | 5 | |||
«Ковырялочка» с подскоком. «Веревочка» с двойным ударом. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Техника присядок: «Мячик» по Iпрямой и выворотнойпозициям. «Присядка-разножка». Техника хлопушек: скользящие и фиксирующие удары по бедру и голенищу сапога. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 30 | 5 | 25 | |||
4. | Русский танец владимирской области | Основные положения рук в танцах владимирской области. | 6 | 1 | 5 | |
Основные ходы в танцах владимирской области: - приставной шаг; - простой стелющийся шаг; - простой шаг; - шаг с перескоком; - припадание; - перекрёстный шаг; - шаг с переступанием и мазком каблуком. | 6 | 1 | 5 | |||
Основные движения в танцах владимирской области: - тройной притоп; - упадание со сгибанием ноги назад; - балансе вперёд и назад; - отбойный притоп; -дробное шоссе с подскоком; - удары с подскоком и переступанием; - переступания с ковырялочкой; - переступания с открыванием ноги в сторону; - открывание ноги в сторону с переступанием на месте и продвижением в сторону; - присядка с перекрёстным шагом. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 18 | 3 | 15 | |||
5. | Русский танец рязанской области | Основные положения рук в танцах рязанской области. | 6 | 1 | 5 | |
Основные ходы и движения в танцах рязанской области: - прыжок с ударом; - соскоки с подскоками; - присядка; - переступание с ударами каблуком; - дробь «ёлочкой»; - шаг с переступанием; - моталочка с подскоком и притопом; - припляс с выносом ноги на каблук; - дробная концовка; - шило; - ключ с поклоном; - дробь с подскоками; - подскок с притопом; - подскоки с перескоками; - присядка с хлопком по голенищу и выносом ноги на каблук; - приставной шаг с двойным притопом; - соскок с подскоком и перескоком; - удар стопой с приставным шагом. | 9 | 1,5 | 7,5 | |||
ИТОГО: | 15 | 2,5 | 12,5 | |||
6. | Композиции и отдельные движения для концертных номеров. | Составление танцевальных комбинаций и этюдов на проученном материале. | 9 | 1,5 | 7,5 | |
ИТОГО: | 9 | 1,5 | 7,5 | |||
ВСЕГО: | 102 | 17 | 85 |
- Учебно-тематический план программы «Русский танец. Областные особенности»
третьего года обучения
№ п/п | Наименование тем | Содержание программы | Общее кол-во часов | Кол-во часов | ||
теория | практика | |||||
1. | Экзерсис у станка | Demi plie и grandplié: плавное и резкое; с подъемом на полупальцы. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Battements tendu с работой пятки опорной ноги. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Battementtendujete с работой пятки опорной ноги. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Каблучное упражнение на 45. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Rond de pied demi rondвнаправлении en dehorsи en dedans. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Battement fondu (классическая форма) из V позиции в сторону, вперёд, назад. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Подготовка к «верёвочке» и упражнение для развития подвижности бедра из V позиции лицом к станку, за станок одной рукой. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Pastortilleна вытянутой опорной ноге из V позиции лицом к станку, одной рукой за палку; | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Battementdeveloppe на вытянутой ноге в сторону, вперёд, назад; | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Grandbattementjete (большие броски)из V позиции в сторону, вперёд, назад; | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
«Штопор». «Качалка». Подготовка к «Голубцу». | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
ИТОГО: | 33 | 5,5 | 27,5 | |||
2. | Техника вращений | По диагонали:сhaines, «бегунок». На середине зала:по VI позиции. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
ИТОГО: | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
3. | Русский танец | Движения рук с платком. Боковые припадания с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги. Перескоки с ноги на ногу с ударом по полу полупальцами. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
«Косыночка». «Веревочка» простая, с двойным ударом полупальцами, двойная с поочередным переступанием. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Дробные выстукивания: простая дробь на месте, тройная дробь на месте и с продвижением; дробная дорожка каблуками и полупальцами; «ключ» усложненный; боковые перескоки с ударами полупальцами. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
«Моталочка». Основной русский ход. Перепляс на месте, в повороте. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
ИТОГО: | 12 | 2 | 10 | |||
4. | Русский танец курской области | Основные положения рук в танцах курской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Основные ходы и движения в танцах курской области: - шаг с припаданием и двумя ударами; - двойные удары с открыванием ноги на воздух; - двойной удар всей стопой с поочерёдным открыванием ног на воздух; - три шага вперёд, два шага назад; - полуприсядка с ударами и открыванием ноги на воздух; - полная присядка с попеременным открыванием правой и левой ноги; - отход назад с подъёмом согнутой в колене ноги и соскоком по первой параллельной позиции; - присядка по первой параллельной позиции с подъёмом согнутой ноги вперёд; - бег с хлопками в ладоши; - четыре соскока по первой параллельной позиции с двумя хлопками в ладоши; - мелкая дробь; - хлопушка; - присядка «растяжка». | 9 | 1,5 | 7,5 | |||
ИТОГО: | 12 | 2 | 10 | |||
5. | Русский танец брянской области | Основные положения рук в танцах брянской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Основные ходы в танцах брянской области: - шаг вразвалочку; - семенящий шаг; - шаг уточки; - шаг с ударом всей стопой; - приставной шаг; - простые шаги; - шаг с выносом ноги на носок в сторону; - бег с носка на всю стопу и поднимание колена; - бег с наклоном корпуса; - переменный шаги с акцентом; - шаркающий шаг; - шаги с наклоном корпуса. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Основные движения в танцах брянской области: - удар стопой с наклоном корпуса; - дробное тройное переступание; - ключ с соскоком на две ноги и переступанием; - хлопушка по бёдрам и в ладоши; - соскок на вторую свободную позицию; - опускание на колено; - ножницы; - припляс; - соскок на две ноги с бегом. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 12 | 2 | 10 | |||
6. | Русский танец самарской области | Основные положения рук в танцах самарской области. | 6 | 1 | 5 | |
Основные ходы в танцах самарской области: - шаг с подскоком; - шаг с притопом; - шаги с соскоком на одну ногу; - шаги накрест; - шаги с соскоком на одну ногу и «молоточком»; - шаг на ребро каблука с соскоком на всю стопу; -шаг с перескоком; - боковой ход с припаданием; - шаркающий бег; - шаги с выносом ноги на каблук; - шаги с ударом по голенищу; - шаг птицы; - шаг с ударами по первой параллельной и третьей свободной позиции и круг ногой; - шаг с приседанием в третьей выворотной позиции; - ход накрест; - приставной шаг с наклоном корпуса; - шаги с понятием плеч; - шаги с упаданием и «оттяжкой». | 6 | 1 | 5 | |||
Основные движения в танцах самарской области:- мелкие переступания; - дробь с выпадом вперёд; - перескоки с разворотами; - мелкие переступания; - соскоки в третью свободную позицию и вынос ноги на каблук в сторону; - круг ногой и шаги с припаданием; - смена мест с наклоном корпуса; - гармошка с выносом на каблук; - выпад с шагом и двумя ударами. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 18 | 3 | 15 | |||
7. | Отработка композиций и движений для концертных номеров. | Составление танцевальных комбинаций и этюдов на проученном материале. | 12 | 2 | 10 | |
ИТОГО: | 12 | 2 | 10 | |||
ВСЕГО: | 102 | 17 | 85 |
- Учебно-тематический план программы «Русский танец. Областные особенности»
четвертого года обучения
№ п/п | Наименование тем | Содержание программы | Общее кол-во часов | Кол-во часов | ||
теория | практика | |||||
1. | Экзерсис у станка | Demiplie и grandplié: с наклоном корпуса в сторону и вперёд; с перегибом корпуса назад. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Battementtendu: с переводом работающей ноги с носка на каблук наdemiplie с работой корпуса к работающей ноге или от неё; с работой пятки опорной ноги и переносом тяжести корпуса на работающую ногу с одним ударом. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Battement tendu jetepigue: с одинарным (носком или каблуком); с двойным (носком или каблуком); с чередованием носка или каблука. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Характерный ronddejambeparterre: с разворотом пятки опорной ноги; наdemi plie. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Flic-flac: с подъёмом на полупальцы; со скачком на опорной ноге. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Характерный battementfondu на 45. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Подготовка к веревочке и упражнение для развития подвижности бедра: на полупальцах; на demi plie (с акцентом вниз или вверх). | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Характерный battementdeveloppe: плавное; отрывистое; с ударом пятки опорной ноги. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Grand battement jete: сpasse par terre; с demi plie вмоментброска. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
«Голубец» одинарный в прыжке. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
ИТОГО: | 30 | 5 | 25 | |||
2. | Техника вращения | По диагонали:sautdebasque; «блинчики»; сhainesна каблуках. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
На середине: двойной притоп в повороте. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
По кругу:сhaines;«бегунок». | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
ИТОГО: | 9 | 1,5 | 7,5 | |||
3. | Русский танец | «Веревочка» синкопированная. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
«Ключ» синкопированный. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Дробные выстукивания. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 12 | 2 | 10 | |||
4. | Русский танец саратовской области | Основные положения рук в танцах саратовской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Основные ходы в танцах саратовской области: - шаги с хлопками в ладоши; - приставные шаги с хлопками в ладоши; - шаги с резкой остановкой; - шаги с разворотом стопы и выносом ноги; - простые шаги с ударом всей стопой и тройным притопом; - приставные шаги с поворотом; - тройной шаг; - шаг с каблука. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Основные движения в танцах саратовской области: - молоточки с хлопками в ладоши; - соскоки и «винт»; - соскок на одну ногу и развороты бедра; - притопы с подскоком; - прыжок на одну ногу с ударами по голенищу и выносом вперёд другой ноги; - три переступания; - соскоки на две ноги с поочерёдными ударами каблуком; - поочерёдные удары каблуками с одновременными ударами в ладоши партнёра; - опускание на колено; - сдвоенная дробь с переступанием и продвижением в сторону; - тройной притоп. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
ИТОГО: | 9 | 1,5 | 7,5 | |||
5. | Русский танец волгоградской области | Основные положения рук в танцах волгоградской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Основные ходы в танцах волгоградской области: - бег с высоким подниманием колен вперёд; - акцентированный шаг с притопом; - шаг с выносом ноги вперёд на каблук; - шаг с вращением ноги; - шаги по второй выворотной позиции; - ход с каблука; - шаг с двумя ударами; - шаг с отбросом юбки; - шаг с каблука и соскок в первую параллельную позицию. | 6 | 1 | 5 | |||
Основные движения в танцах волгоградской области: - па-де-баск; - присядка с прыжком вверх; - соскоки по второй позиции; - соскоки по второй выворотной позиции с притопом; - соскоки по первой параллельной позиции с открыванием ноги вперёд; - присядка с опусканием на колени; - присядка с выносом двух ног в сторону; - переступания с ударом всей стопой; - соскоки с переступаниями; - удары каблуками; - соскоки по второй позиции; - подброс юбки; - прыжок с поджатыми ногами; - прыжок с поджатыми ногами и ударами по ним руками; - хлопушка с соскоком; - быстрое переступание с соскоком с каблука на всю стопу. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
ИТОГО: | 12 | 2 | 10 | |||
6. | Русский танец вологодской области | Основные положения рук в танцах вологодской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Основные ходы и движения в танцах вологодской области: - дробь на одну ногу; - дробушечка; - боковой ход; - ключ; - ковырялочка с притопом; - дробь-топотуха; - ключ с хлопушкой; - мелкая дробь; - дробь в три листика; - дробь с подскоком; - симейская дробь; - присядка с хлопушкой; - дробь в три ножки; - хлопки по голенищу; - дробь с притопом; - замысловатое коленце. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 9 | 1,5 | 7,5 | |||
7. | Концертные номера (движения, этюды). | Составление танцевальных комбинаций и этюдов на проученном материале. | 21 | 4 | 17 | |
ИТОГО: | 21 | 4 | 17 | |||
ВСЕГО: | 102 | 17,5 | 84,5 |
- Учебно-тематический план программы «Русский танец. Областные особенности»
пятого года обучения
№ п/п | Наименование тем | Содержание программы | Общее кол-во часов | Кол-во часов | ||
теория | практика | |||||
1. | Экзерсис у станка | Характерныйrond de jambe par terredemi иполныйrondна 45. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Flic-flac с tombe (с одним или двумя ударами опорной ноги). | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Упражнения на выстукивания: чередования ударов каблуков и полупальцев в характере испанского танца; удары каблуками; пятко-носковая дробь. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Grandbattementjete с tombe-coupe (с одним или двумя ударами опорной ноги). | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
ИТОГО: | 12 | 2 | 10 | |||
2. | Техника вращений | Комбинирование ранее изученных вращений, увеличение темпа. | 9 | 1 | 8 | |
ИТОГО: | 9 | 1 | 8 | |||
3. | Русский танец костромской области | Основные положения рук в танцах костромской области. | 6 | 1 | 5 | |
Основные ходы в танцах костромской области: - подменный шаг; - переменный шаг; - дробный ход; - простой шаг; - шаг с притопом. | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Основные движения в танцах костромской области: - дробный ключ; - веревочка с переступаниями; - галоп; - моталочка; - ковырялочка с поворотом и притопом; - двойная верёвочка; - хлопки по голенищу и колену; - припадание; - боковая присядка; - припляс; - присядка с хлопками по подошве; - дробный притоп; - переступка; - дробный притоп; - моталочка с соскоком на две ноги. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 15 | 2,5 | 12,5 | |||
4. | Русский танец московской области | Основные положения рук в танцах московской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Основные ходы в танцах московской области: - подменный шаг; - переменный шаг; - дробный ход; - спешащий шаг; - спокойный шаг; - дробный тройной шаг; - шаг в повороте и «точка». | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
Основные движения в танцах московской области: - дробный ключ; - верёвочка с переступами; - галоп; - моталочка; - ковырялочка с поворотом с притопом; - двойная верёвочка; - хлопки по голенищу и голени; - припадание; - боковая присядка; - «переплёт»; - дробушка с поворотом корпуса; - дробный перепляс. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 12 | 2 | 10 | |||
5. | Русский танец смоленской области | Основные положения рук в танцах смоленской области. | 6 | 1 | 5 | |
Основные ходы в танцах смоленской области: - «шаркающий ход»; - «переменный шаг»; - переменный ход назад; - переменный быстрый шаг; - шаги с приплясом; - пружинистый переменный шаг; - шаг с выносом ноги на каблук; - лёгкий бег. | 6 | 1 | 5 | |||
Основные движения в танцах смоленской области: - «присядка»; - «простая дробь»; - «ковырялочка с притопом»; - «дробь с подскоком»; - «голубец с притопом»; - «дробь с притопом»; - «хлопки с поворотом»; - «дробь с двумя притопами»; - «метёлочка с одной ноги»; - «тройной притоп»; - «перебор с хлопками»; - «ползунок». | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 18 | 3 | 15 | |||
6. | Русский танец астраханской области | Основные положения рук в танцах астраханской области. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Основные ходы в танцах астраханской области: - шаг с подскоком; - шаг с пристукиванием; - бег с подскоком; - шаги с упаданием; - шаг накрест; - шаг с каблука и подскок; - простые шаги с шагом притопом; - бег с ударом; - бег с каблука; - шаг с приставкой; - основной шаг; - бег. | 6 | 1 | 5 | |||
Основные движения в танцах астраханской области: - «качалочка»; - перескоки с выносом ноги на каблук; - присядка с переводом из первой выворотной позиции во вторую обратную позицию; - гармошка с выносом ноги на каблук вперёд, в сторону; - гармошка; - переход. | 6 | 1 | 5 | |||
ИТОГО: | 15 | 2,5 | 12,5 | |||
7. | Отработка концертных номеров | Составление танцевальных комбинаций и этюдов на проученном материале. | 21 | 4 | 17 | |
ИТОГО: | 21 | 4 | 17 | |||
ВСЕГО: | 102 | 17 | 85 |
- Методическое обеспечение программы
- Методические рекомендации
На первом году обучениянеобходимо учитывать равновесие между дисциплиной на занятии и раскрепощенностью детей, добиваться чистоты и правильности исполнения движений и свободной выразительности.
Перед знакомством с каждым отдельным регионом или областью педагог делает небольшой экскурс в историю. Рассказывая об обычаях, традициях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.
Занятия по русскому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины должны быть призваны воспитывать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей будут формироваться не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
Необходимо ознакомить детей с терминологией русского танца.
На втором году обучения вводятся подготовительные упражнения к вращениям у станка и сами вращения на середине зала. Должны изучаться новые движения у станка, прививаются у учащихся аккуратность и точность при исполнении движений. Основной упор делать на точную передачу манеры и характера исполнения элементов и движений той или иной области.
Третий год обучения усложняются ранее изученные движения и добавляются новые у станка и на середине зала. Оттачивается каждое ранее пройденное движение, усложняются вращательные движения.
На четвертом году обучения Большое внимание необходимо уделять суставо-связочному аппарату стоп и коленей во время исполнения присядок.
Необходимо изучать движения и элементы русских танцев пройденных ранее в более усложненных комбинациях – с дробями и поворотами.
На пятом году обучения необходимо предоставление учащимся самостоятельно работать над созданием танцев под корректировкой педагога.
Следует совершенствовать технику исполнения за счет ритмического рисунка, музыкального темпа, координации движений.
Обязательно уделять особое внимание занятиям на середине зала в освоении техники исполнения мужского танца.
3. Литература.
1. Власенко, Г. Я. Русский танец / Г.Я.Власенко. - Самара, 1992.
2. Голейзовский, К. Образы русской хореографии / К.Голейзовский. - М.: 1964.
3. Климов, А. Основы русского народного танца /А.Климов. - М.: ВЛАДОС, 1981.
4. Устинова, Т. Русский народный танец / Т.Устинова. - М., 1976.
5. Заикин, Н. И., Заикина, Н. А. Областные особенности русского народного танца часть 1 /Заикин, Н. И., Заикина, Н. А. – О., 2003.
6. Заикин, Н. И., Заикина, Н. А. Областные особенности русского народного танца часть 2 / Заикин, Н. И., Заикина, Н. А. – О., 2004.
7. Танцы народов России. Сборник народных танцев. - М., 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....
Авторская программа Майоровой О.А. "Русский танец, областные особенности"
Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих её народов. Российская Федерация, Россия, независимое федеративное государство. В него вход...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"
Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...
Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"
Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки ...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...
Авторская программа дополнительного часа по русскому языку в 9 классе
Авторская программа дополнительного часа по русскому языку в 9 классе составлена на основе ФГОС, с учетом требований времени. Рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.Актуальность рабочей программы заклю...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
Авторская программа элективного курса...