Авторская программа дополнительного часа по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Авторская программа дополнительного часа по русскому языку в 9 классе составлена на основе ФГОС, с учетом требований времени. Рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
Актуальность рабочей программы заключается в том, что большое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся.
Цель программы: углубить знания учащихся по основным разделам русского языка, ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, развитие коммуникативной компетенции в разных сферах общения.
В резцльтате изучения дополнительного часа выпускник научится владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи в разных сферах и ситуациях общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dop_chas_9_kl.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»
Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан
Авторская программа
дополнительного часа
по русскому языку в 9 классе
подготовила
учитель русского языка и литературы
Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна
с. Балыклы-Чукаево
2017
Пояснительная записка
Авторская программа дополнительного часа «Занимательный русский язык» по русскому языку в 9 классе разработана на основе
1. Федерального компонента государственного стандарта.
2. Письма Кабинета Министров «О дополнительном изучении языков», писем МО и Н РТ «О дополнительном изучении русского, татарского, родного языков в образовательных организациях», «О введении дополнительного часа на изучение родного языка» от 25.02.2014 г. № 2744/14 .
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи.
Актуальность программы заключается в том, что она имеет познавательно-практическую направленность и направлена на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся и реализацию выявленных потребностей в корректировке знаний по наиболее сложным для освоения темам и разделам.
Цель дополнительных занятий – создать условия для овладения русским языком как средством общения; обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология»; формирование коммуникативных компетенций в актуальных для учениках сферах - учебной, социально-бытовой, социально- культурной и сфере общественной деятельности.
Задачи дополнительных занятий:
- совершенствовать навыки свободного общения на русском языке;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
-совершенствовать навык работы с тестами.
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- совершенствовать навыки по созданию творческих работ по алгоритму.
Программа составлена с учетом результатов контроля с использованием тестовых технологий и рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
Основные формы организации занятий – семинары, практические занятия, дискуссии, беседы. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.
Место дополнительного часа по русскому языку в учебном плане
Дополнительный час по русскому языку в МБОУ “Балыклы-Чукаевская СОШ” проводится один раз в неделю в свободное от занятий время вне расписания учебных занятий. Дополнительный час в МБОУ “Балыклы-Чукаевская СОШ” вводится с 1 сентября 2017 года по 25 мая 2018 года, что составляет 34 учебных занятий. Работа учащихся на дополнительном занятии не оценивается. Запись занятий фиксируется в журнале для дополнительных занятий.
Планируемые результаты изучения дополнительного часа
по русскому языку в 9 классе
В результате изучения дополнительного часа по русскому языку выпускник научится:
• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
• работать с различными словарями;
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, и транслировать её.
• владеть семи видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Содержание учебного предмета
«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности
Особенности письменной речи
Особенности устной речи
Основные типы речи
Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов
Изменение смысла слова с изменением звука
Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды.
Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением
Непроверяемые безударные гласные
Гласные, чередующиеся в корнях
Правописание согласных в корнях слов
Ъ или Ь
Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.
Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки.
Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники.
Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо».
«Странные» корни»
Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова.
В мире суффиксов
«Родственники» числительного.
Слова разных частей речи, образованных от числительных.
Словесная живопись. Выразительные средства речи
Создание письменной и устной речи
Письменная работа. Устное выступление
Культура речи – вопрос национального достояния
Как выбрать свою будущую профессию?
Дружба… Настоящий друг… Что для вас означают эти понятия?
Что вы читаете?
Зачем человеку песня?
Какой художественный язык понятен всем?
За что мы любим театр?
В чем сила телевидения?
Итоговое занятие «Самый умный»
Календарно – тематическое планирование
дополнительного часа по русскому языку в 9 классе
№ | Тема занятия | Кол-во | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. | 1 | ||||
Особенности письменной речи | 1 | ||||
Особенности устной речи | 1 | ||||
Основные типы речи | 1 | ||||
Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | 1 | ||||
Изменение смысла слова с изменением звука. | 1 | ||||
Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды. | 1 | ||||
Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. | 1 | ||||
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением | 1 | ||||
Непроверяемые безударные гласные | 1 | ||||
Гласные, чередующиеся в корнях | 1 | ||||
Правописание согласных в корнях слов | 1 | ||||
Ъ или Ь | 1 | ||||
Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. | 1 | ||||
Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. | 1 | ||||
Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. | 1 | ||||
Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». | 1 | ||||
«Странные» корни» | 1 | ||||
Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова. | 1 | ||||
В мире суффиксов | 1 | ||||
«Родственники» числительного. | 1 | ||||
Слова разных частей речи, образованных от числительных. | 1 | ||||
Словесная живопись. Выразительные средства речи | 1 | ||||
Создание письменной и устной речи | 1 | ||||
Письменная работа. Устное выступление | 1 | ||||
Культура речи – вопрос национального достояния | 1 | ||||
Как выбрать свою будущую профессию? | 1 | ||||
Дружба… Настоящий друг… Что для вас означают эти понятия? | 1 | ||||
Что вы читаете? | 1 | ||||
Зачем человеку песня? | |||||
Какой художественный язык понятен всем? | 1 | ||||
За что мы любим театр? | 1 | ||||
В чем сила телевидения? | 1 | ||||
Итоговое занятие «Самый умный» | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
I. Книгопечатная продукция
1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
3. Русский язык. 9 и 11 выпускные классы/О.А.Мазнева. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
4. Развитие русской речи учащихся средних и старших классов/М.Б.Успенский, Н.В.Постнова, И.Г.Глазунова и др.; Подред. Н.М.Шанского, И.Г.Чистяковой . – Л.: Просвещение, Ленингр. Отд-ние, 1988.
5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985.
Пособия для учащихся
1. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2015.
II. Цифровые образовательные ресурсы
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
- Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
- Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
- Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
- Русское слово http://www.rusword.com.ua
- Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
- Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
- ФИПИ http://www.fipi.ru/.
Мультимедийные пособия
1. «Фраза» - обучающая программа-тренажер по русскому языку для школьников и абитуриентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...