Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему
Рабочая программа для 5 класса. Вязание крючком "Ажурный крючок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azhurnyy_kryuchok_5_klass.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.
Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Образовательные:
- познакомить с историей и развитием художественного вязания;
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
- Воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
- Развивающие:
- развить образное мышление;
- развить внимание;
- развить моторные навыки;
- развить творческие способности;
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Программа «Вязание крючком» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 68 часов занятий. Средний возраст учащихся – 10-12 лет.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.
В конце обучения учащиеся должны:
ЗНАТЬ
- Правила поведения, ТБ.
- Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.
- Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.
- Основные способы вывязывания петель.
- Последовательность изготовления изделий.
УМЕТЬ
- Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.
- Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.
- Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.
- Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком.
- Вязать салфетку, прихватку, сумку, косынку, элементы растительного орнамента.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | В том числе: | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Основы материаловедения. | 1 | 1 | - |
3. | Основные приёмы вязания крючком. | 4 | 1 | 3 |
4. | Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения. | 5 | 1 | 4 |
5. | Основы цветоведения. | 2 | 1 | 1 |
6. | Вязание узорного полотна. | 7 | 1 | 6 |
7. | Прихватка. | 8 | 1 | 7 |
8. | Салфетка. | 10 | 1 | 9 |
9. | Декоративное панно. | 12 | 1 | 11 |
10. | Косынка или шаль для куклы. | 5 | 1 | 4 |
11 | Сумочка. | 10 | 1 | 9 |
12. | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 68 | 14 | 54 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.
ТЕМА 2
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.
ТЕМА 3
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
ТЕМА 4
УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.
Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.
ТЕМА 5
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.
ТЕМА 6
ВЯЗАНИЕ УЗОРНОГО ПОЛОТНА
Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника (многогранника). Анализ схемы салфетки.
Практическая работа. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.
ТЕМА 7
ПРИХВАТКА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания прихватки. Плотные и ажурные прихватки. Различные формы: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей. Зарисовка схем для выполнения прихватка. Понятия «раппорт», «петли симметрии».
Практическая работа. Расчет количества петель. Вязание и оформление плотной прихватки.
ТЕМА 8
САЛФЕТКИ
Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения салфеток. Подбор крючка и ниток.
Практическая работа. Расчет петель для салфетки. Вязание и оформление изделий.
ТЕМА 9
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО
Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.
Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно. Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.
ТЕМА 10
КОСЫНКА ИЛИ ШАЛЬ ДЛЯ КУКЛЫ
Теоретические сведения. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мотивов.
Практическая работа. Выполнение образца и расчета петель.
Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформление изделий.
ТЕМА 11
СУМКА
Теоретические сведения. Особенности вязания, сумки-кисета и сумок с донышком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.
Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение застежки. Вязание узоров и мотивов.
ТЕМА 12
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.
- Наличие инструментов:
- вязальные крючки различной толщины;
- ножницы;
- швейные иглы;
- булавки;
- Наличие материалов:
- пряжа и нитки разной толщины и цветов;
- фурнитура;
- калька;
- миллиметровая бумага;
- Специальная литература.
- Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
- схемы изделий;
- образцы вязания;
- изделия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.
3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
4. Журнал «Школа и производство».
5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
6. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.
7. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.
8. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.
9. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
10. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.
11. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.
12. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.
13. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
14. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. – М., 1983.
15. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
16. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.
17. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.
18. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
19. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.
20. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Комментарии
Хорошая, доступная и
Хорошая, доступная и развивающая программа.