Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОЛЕСО ИСТОРИИ»
рабочая программа по теме
Каникулы – самая любимая пора детей и подростков. Именно в каникулы они получают возможность на собственном опыте ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. Школьные каникулы – неисчерпаемый резерв нравственного роста, физического совершенствования, наиболее благоприятная пора для развития ребячьего творчества, приобретения социального опыта. Каникулы – это мечта каждого школьника. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов, о поиске «нового себя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_koleso_istorii.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каникулы – самая любимая пора детей и подростков. Именно в каникулы они получают возможность на собственном опыте ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. Школьные каникулы – неисчерпаемый резерв нравственного роста, физического совершенствования, наиболее благоприятная пора для развития ребячьего творчества, приобретения социального опыта. Каникулы – это мечта каждого школьника. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов, о поиске «нового себя».
В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков посредством организации на базе образовательного учреждения работы лагеря с дневным пребыванием детей.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Учитывая потребности ребенка в созидательном творчестве, была разработана форма организации жизнедеятельности детей в детском оздоровительном лагере — сюжетно-ролевая игра «Колесо истории».
Цель программы: организация содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
Задачи программы:
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период
- укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни
- развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей детей и подростков,
- привить навыки бережного отношения к окружающей природе
- способствовать развитию организаторских способностей через участие детей в управлении лагерем
Принципы реализации программы:
- принцип индивидуальности - каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
- принцип гуманизма - к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли и предложения;
- принцип демократизма - принцип, основанный на сотрудничестве и поддержке каждого человека, приехавшего отдыхать в детский центр;
- принцип творчества - характеризует основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
- принцип нравственности - способствует нравственной направленности самовыражения личности;
- принцип доверия и поддержки - основывается на уважительном отношении к каждому человеку, его мотивам и интересам, доверии и поддержке.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап
- создание оргкомитета и проведение заседаний по подготовке к работе лагеря с дневным пребыванием детей;
- разработка программы деятельности «Колесо истории»;
- подготовка методического материала;
- подготовка вожатых к работе с детьми в отрядах.
2. Организационный этап смены
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- знакомство с законами и правилами жизнедеятельности лагеря;
- запуск игры «Путешествие по вехам истории государства российского»;
- формирование органов самоуправления, организация работы центров детского учреждения.
3. Основной этап смены
- привлечение детей в различные кружки, объединения, в группы по интересам;
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
- организация деятельности органов самоуправления лагеря.
4. Заключительный этап смены
- подведение итогов и обобщение опыта по реализации;
- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по развитию лагеря на следующий год;
- проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа работала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
- постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты
Результатами успешной реализации данной программы являются:
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
- совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития;
- творческий рост детей;
- максимальная ступень самореализации каждого участника смены;
- творческий рост педагогов.
СЮЖЕТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Основная идея смены — «Путешествие по вехам истории государства российского». Игра-путешествие открывает простор творчеству ребят, фантазии, театрализации, предоставляя тем самым большую свободу в выборе форм досуга.
Девиз смены: Мы историю России
Знаем вдоль и поперек,
Что ее хранить нам стоит
Заучили как урок.
Смена делится на шесть тематических циклов, каждый из которых отражает определенную эпоху российской истории. Все ребята становятся «путешественниками во времени». Их задача – ежедневно в течение всего периода лагерной жизни, выполнять предлагаемые задания, соответствующие определенному цвету. В плане-сетке каждый цвет определяет направление деятельности:
- Белый – художественно-эстетическая;
- Синий – спортивная;
- Красный – познавательно-развлекательная.
По итогам проведения каждого дня в оздоровительном лагере, дети получают частичку российского флага того цвета, который определят данный день. Большой красочный флаг будет итогом лагерной смены.
Отряды:
«Березки» (1-2 классы) Девиз: Березка – символ Россиян, А мы России нашей дети. Мы прославляем дивный край, Где мы растим березки эти. | «Лукоморье» (3-4 классы) Девиз: Сказки с детства мы читаем. В Лукоморье мы мечтаем Отдохнуть, набраться сил, И новую книжку покорим. | «Триколор» (5-6 классы) Девиз: Мы бываем разные Добрые, нежные, классные. Наш же отряд прекрасный – Белый, синий, красный. |
Каждый день начинается с «Линейки», на которой подводятся итоги прошлого дня и сообщаются запланированные мероприятия на настоящий день. При подведении итогов капитанам отрядов вручаются вымпелы «Самый активный отряд», «Самый веселый отряд» и «Самый дружный отряд». Вымпелы переходящие, но история их вручения заносится в табель, который висит на общелагерном уголке и ознакомиться с ним может любой желающий. По итогам лагерной смены этот табель анализируется, и подводятся итоги по отрядам.
В течение смены педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников: ребята заполняют экран настроения – «Матрешка». Если день прошел интересно и весело – ребята матрешке прикрепляют «веселое лицо», в противном случае – «грустное».
Дополнительно для анализа работает «Ларец откровения». Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно находится на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый желающий.
Кадровое обеспечение
Начальник лагеря – Царь/царица. Организатор смены.
Заместитель начальника – Бояре. Оформляет документы на открытие лагеря. Решает организационные вопросы.
Воспитатель – Князья/княгини. Составляет и реализует план работы лагерной смены. Организуют досуг детей в соответствии с планом лагерной смены.
Музыкальный руководитель – Муза. Занимается музыкальным оформлением лагерных мероприятий.
Инструктор по спорту – Дружинник. Организует спортивные мероприятия лагерной смены и утренею зарядку.
Дети – Путешественники. Активные участники лагерной жизни.
Дежурные по лагерю – Стражи. Следят за порядком в отряде.
Редколлегия – Писари. Занимаются оформлением отрядного уголка.
ПЛАН-СЕТКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Художественно-эстетическая деятельность | Спортивная деятельность | Познавательно-развлекательная деятельность | ||||
Организа-ционный период 4 июня | 1 день
| |||||
Эпоха богатырей 5-7 июня | 2 день
| 3 день
| 4 день
| |||
Эпоха Петра I 8-9, 13 июня | 5 день
| 6 день
| 7 день
| |||
Эпоха А.С.Пушкина 14-16 июня | 8 день
| 9 день
| 10 день
| |||
Эпоха Отечественной войны 1812 года 18-20 июня | 11 день
| 12 день
| 13 день
| |||
Эпоха Великой Отечественной войны 21-23 июня | 14 день
| 15 день
| 16 день
| |||
Год 2012 25-27 июня | 17 день
| 18 день
| 19 день
| |||
Заключи-тельный период 28-29 июня | 20 день
| 21 день
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...
Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зеленая планета»
Лето — любимое время каждого школьника. Это наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с интересным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое нап...
Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как мож...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...
"Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ Лицей 20 "Одарённость"
"Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ Лицей 20 "Одарённость"...
Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....
"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....