Открытое занятие – проект сценического искусства 4 класс
методическая разработка на тему
Через организацию самостоятельной творческой и познавательной деятельности учащихся довести знания, о создании сценического образа;
учить детей работать в группах, умениям сопоставлять и анализировать, выдвигать гипотезы мотивировать и доказывать свою точку зрения;
развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка;
повышать эффективность усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности;
воспитывать любовь к литературе и искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenicheskoe_iskusstvo_4_klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие – проект сценического искусства 4 класс
Учителя начальных классов – Ефименко Г.В.
Тема: «Создание сценического образа».
Цель: через организацию самостоятельной творческой и познавательной деятельности учащихся довести знания, о создании сценического образа;
учить детей работать в группах, умениям сопоставлять и анализировать, выдвигать гипотезы мотивировать и доказывать свою точку зрения;
развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка;
повышать эффективность усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности;
воспитывать любовь к литературе и искусству.
Оборудование: занавес; экран; проектор; компьютер; карточки с названием профессий: режиссер, сценарист, худ. по костюму, гримёр, актёр - в четырёх конвертах; 8 картинок с изображением мимики лица (радость, хитрость, грусть, злость) – 4 большие, 4 маленькие; карточки со словами синонимами: грусть, слёзы, одиночество, тоска; хитрость, обман, ехидство, ухмылка; злость, кулак, грубость, угроза; радость, смех, веселье, озорство – в 4 конвертах; картинки с героями сказок: Незнайка, Буратино, Карабас-Барабас, Кощей-Бессмертный, Лиса-Алиса, Старуха Шапокляк, Пьеро, Ослик Иа – в 4 конвертах; детали костюмов для героев: Буратино- нос, колпак, ключик; Карабас- шляпа, борода, плётка; Лиса-Алиса- воротник, шляпа, перчатки; Пьеро- колпак, воротник, накидка; номера команд: 1, 2, 3, 4 (для стола); номера команд: 1, 2, 3, 4 (для доски); 4 коробки грима, крем, салфетки; лента скотч (двухсторонняя); текст роли (в 4 экземплярах); 4 блокнота; 4 ручки; вывески: театральные критики, костюмерная.
Ход урока:
этапы | деятельность учащихся | деятельность учителя |
1 Подготовка определения темы, цели содержания проекта. | 1 Дети смотрят отрывок из спектакля (30 сек.) 2 Дети отвечают на поставленные вопросы. 3 Учащиеся распределяют между собой профессии. 4 Ребята выполняют задания. 5 Режиссёры выполняют задание (группа помогает). 6 Сценаристы из предложенных учителем слов выбирают необходимые слова для раскрытия темы (группа помогает). 7 Пользуясь алгоритмом режиссёры мотивируют свой выбор. 8 Актёры берут интервью у театральных критиков. 9 Из предложенных учителем картинок с изображением сказочных героев учащиеся должны сопоставить с заданной темой и описанием и подобрать соответствующих героев. 10 Опираясь на полученные сведения подобрать костюмы. 11 Ребята работают над голосо-речевым аппаратом. 12 Гримёры вместе с группой одевают актёров в костюмы и гримируют. 13 Делают вывод, образ какого героя у них получился. И отвечают на вопросы. 14 Актёры делятся информацией. 15 В соответствии с информацией, анализируют сказочных героев. 16 Лепят скульптуру. 17 Выбирают текст роли. 18 Репетируют. 19 Создают сценический образ в действии. Защищают свой проект. 20 Подводят итог и отвечают на вопросы. | - Здравствуйте ребята! У нас сегодня с вами занятие по сценическому искусству. - Внимание на экран! (показ фильма). - Что вы увидели на экране? (спектакль) - Где можно увидеть спектакль? (в театре) - Только в театре мы с вами можем встретить любимых героев, которых актёры воплощают на сцене, создавая сценический образ. - Что для этого необходимо? - Как происходит создание сценического образа? - Мы с вами узнаем на сегодняшнем занятии, тема которого так и называется «Создание сценического образа» - Итак, я вас приглашаю в творческую мастерскую. Вы видите, что мы с вами разбились на 4 группы (4 творческие мастерские: 1, 2, 3, 4). Результаты всей вашей работы вы будете выносить на доску под своим номером. Каждая творческая группа будет создавать свой образ. Вы не знаете какой? Но, проведя исследование, к концу занятия вы догадаетесь чей образ создаёте. Это и будет результат вашей работы – проект образа сказочного героя! - Что же такое образ вообще? - Это отражение действия, характера облика. В живописи образ создается с помощью красок, в музыке – под действием звуков ,которые создают определенное настроение, в танце- с помощью пластики и выразительности движений, в литературе- с помощью слова! Театр же объединяет в себе и слово и музыку, и краски, поэтому в создании сценического образа в театре участвуют все виды искусства! А, соответственно, большое разнообразие профессий. -Ребята, как вы думаете, какие профессии участвуют в создании сценического образа? -Кто самый главный в театре? (режиссер) -Кто пишет сценарий для спектакля? (сценарист) - Кто придумывает костюм для героя? (художник по костюму) - Кто помогает актеру спрятаться под маской того или иного героя? (гример) -А кто воплощает на сцене замыслы и сценариста,и режиссера и. т. д. (актёр) (На экране вырисовывается схема) - Итак, ребята, у вас есть сегодня великолепная возможность выступить в роли: режиссёра, актёра, сценариста, гримёра, худ. по костюму и создать свой сценический образ. Напоминаю: каждая творческая группа займётся исследованием своего образа, который в конце занятия вы должны создать и представить! - Итак на столе у каждой группы лежит конверт №1. - Достаньте содержимый в нём материал (карточки с названием театр. профессий). - Распределите между собой профессии. Кем вы хотите быть сегодня на занятии. (даётся 1 минута). - Итак, ребята, давайте познакомимся! Режиссёры – встаньте! Сценаристы – хлопните! Гримёры – поднимите левую руку! Худ. по костюму – правую руку! Актёры – встаньте и поклонитесь! - Спасибо! «Выбор образа» - Создание образа начинается с темы. Какой образ я хочу создать? Это решает режиссёр. Режиссёры, на рабочем столе лежат карточки – тема к вашему образу. Задание – выберите тему и определите выражение лица вашего образа. - Пожалуйста, приступайте! - Итак, группа №1 вешаю на №2 доске №3 карточки №4 с выражением лица. «Раскрытие образа» - Тема есть, теперь нам надо описать образ, а вернее подобрать такие слова, которые раскроют создаваемые образы. И в этом нам помогут сценаристы. Сейчас я каждому сценаристу дам конверт с заданием. Задание – достаньте содержимое из конверта (это будут карточки со словами), выберите вместе с командой необходимые слова, которые раскроют ваш образ (не меньше 4-х слов), а затем разместите результат на доске под номером своей группы. Затем пользуясь алгоритмом мотивируйте свой выбор слов. - Приступайте! (учитель помогает, направляет действия учеников). «Интервью» - сбор информации - Прежде чем сценический образ воплощается на сцене актёром, идёт кропотливая творческая работа – предварительная работа над ролью. Актёр наблюдает, берёт примеры из жизни, накапливает опыт. Образ создаётся внешне и внутренне. (на экране высвечивается схема). - У нас на занятии присутствуют театральные критики. Актёры, возьмите интервью и узнайте, что относится к внешнему созданию образа, а что к внутреннему. «Подбор героев» - Пока актёры берут интервью, задание творческим группам – в конверте №3 лежат различные картинки сказочных героев. Задание выберите тех героев, которые подходят к теме вашего образа. А затем пользуясь алгоритмом мотивируйте свой выбор. Результаты разместите на доске под своим номером. Приступайте! (учитель помогает, направляет действия учеников). «Подбор костюма» - Ребята, что получилось? У нас есть две версии. Какой сказочный герой может подойти к теме нашего будущего сценического образа? На доске №1 – два героя, №2 - …, №3 - …, №4 - … . Помогут нам найти верный ответ худ. по костюму. Вы должны пройти в костюмерную и выбрать детали костюма вашего героя, образ которого вы создаёте. Приступайте! «Подготовка к выступлению» - Итак, ребята, пока художники выбирают костюмы мы с вами подготовимся к выступлению, поработаем с голосо-речевым аппаратом: 1. Упражнение на дыхание «Джо Бил». 2. «Лифт». 3. «Динозаврик». 4. Упражнение на пластику «Мороженное». «В гримёрке» - Художники подобрали костюмы, а теперь гримёры, вместе с творческой группой, оденьте актёров и загримируйте. (раздаю грим) (учитель консультирует, наблюдает). - Давайте посмотрим, какие литературные герои у нас получились? - Пьеро - Буратино - Карабас-Барабас - Лиса-Алиса - Из какой сказки? («Золотой ключик») - Кто автор? (А.Толстой) (лишние картинки на доске убираются). «Лепим скульптуру» - Актёры, поделитесь информацией. Что же такое создание внешнего и внутреннего образа? (внешне – походка, грим, жест, костюм, мимика, голос, манеры поведения; внутренне – характер, отношение к другим героям, достоинства, недостатки) (на экране высвечивается схема) - Ребята, у нас получились сказочные герои, но это ещё не сценический образ. Их нужно наделить внешними и внутренними качествами. Чтобы сыграть Буратино, давайте вспомним, по сказке, какой он. (зерно роли – Проказник); Лиса – зерно роли – Обманщица; Карабас – зерно роли – Злодей; Пьеро – зерно роли – Плакса. - Отсюда и характер, и мимика, и жест, и голос, и т. д. Теперь давайте вылепим скульптуры Злодея, Плаксы, Проказника, Обманщицы. Придумайте позу, мимику, жест. (дети лепят по очереди скульптуры, учитель корректирует работу) «Работа над текстом. Репетиция» - В конверте №4 найдите текст роли для вашего сценического образа. (зачитываю тексты ролей и раздаю актёрам). «Представление сценического образа» - Теперь внимание! Актёры займите место на сцене! Кулисы открываются (звучит музыка) - Место действия – лес. Реплика Карабаса… Реплика Буратино… Реплика Пьеро… Реплика Лисы-Алисы… Вам понравилось? А как выражает зритель свой восторг? (аплодисментами) - Актёры поклонились. Вот, ребята, мы с вами и создали сценический образ! - Сценический образ каких героев у нас получился? (Пьеро, Буратино, Карабас, Лиса) - Вам понравилось? «Итог занятия» - Почему? Потому что мы сами проделали огромную творческую работу по созданию сценического образа! Мы вспомнили какие профессии участвуют в создании сценического образа. (я показываю по схеме, дети перечисляют); - Узнали, что относится к внешнему созданию образа и к внутреннему; - Делали словесную характеристику образа; - Подбирали костюмы; - Лепили скульптуру; - Делали голосо-речевой тренинг; и т. д. И результат проект – сценический образ героя! Я думаю, полученные знания сможете применить на практике, я вам желаю успехов! Спасибо за сотрудничество! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по сценической речи
Конспект открытого занятия по сценической речи в детской театральной студии "Бродячие артисты".Тема: "Речевой тренинг"...
Открытое занятие по изобразительному искусству "Стилизация животных"
Конспект, разработка открытого занятия по изобразительному искусству .Тема:"Стилизация животных, насекомых"....
План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"
Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012"...
открытое занятие "Путешествие в искусство"
Открытое занятие.Цель: формирование нравственных идеалов воспитанников в процессе ознакомления с произведениями искусства....
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Овладение приемами сценической речи в процессе занятий театральной студии...
Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»
Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»...
Открытое занятие на тему: «Искусство взаимопонимания»
Цель: способствовать развитию у ребят коммуникативных способностей. ... Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся...