Открытое занятие – проект сценического искусства 4 класс
методическая разработка на тему

Ефименко Галина Викторовна

Через организацию самостоятельной творческой и познавательной деятельности учащихся довести знания, о создании сценического образа;

учить детей работать в группах, умениям сопоставлять и анализировать, выдвигать гипотезы мотивировать и доказывать свою точку зрения;

развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка;

повышать эффективность усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности;

воспитывать любовь к литературе и искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenicheskoe_iskusstvo_4_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие – проект сценического искусства 4 класс

Учителя начальных классов – Ефименко Г.В.

Тема: «Создание сценического образа».

Цель: через организацию самостоятельной творческой и познавательной деятельности учащихся довести знания, о создании сценического образа;

учить детей работать в группах, умениям сопоставлять и анализировать, выдвигать гипотезы мотивировать и доказывать свою точку зрения;

развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка;

повышать эффективность усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности;

воспитывать любовь к литературе и искусству.

Оборудование: занавес; экран; проектор; компьютер; карточки с названием профессий: режиссер, сценарист, худ. по костюму, гримёр, актёр - в четырёх конвертах; 8 картинок с изображением мимики лица (радость, хитрость, грусть, злость) – 4 большие, 4 маленькие; карточки со словами синонимами: грусть, слёзы, одиночество, тоска; хитрость, обман, ехидство, ухмылка; злость, кулак, грубость, угроза; радость, смех, веселье, озорство – в 4 конвертах; картинки с героями сказок: Незнайка, Буратино, Карабас-Барабас, Кощей-Бессмертный, Лиса-Алиса, Старуха Шапокляк, Пьеро, Ослик Иа – в 4 конвертах; детали костюмов для героев: Буратино- нос, колпак, ключик; Карабас- шляпа, борода, плётка; Лиса-Алиса- воротник, шляпа, перчатки; Пьеро- колпак, воротник, накидка; номера команд: 1, 2, 3, 4 (для стола); номера команд: 1, 2, 3, 4 (для доски); 4 коробки грима, крем, салфетки; лента скотч (двухсторонняя); текст роли (в 4 экземплярах); 4 блокнота; 4 ручки; вывески: театральные критики, костюмерная.

Ход урока:

этапы

деятельность учащихся

деятельность учителя

1 Подготовка определения темы, цели содержания проекта.

1 Дети смотрят отрывок из спектакля (30 сек.)

2 Дети отвечают на поставленные вопросы.

3 Учащиеся распределяют между собой профессии.

4 Ребята выполняют задания.

5 Режиссёры выполняют задание (группа помогает).

6 Сценаристы из предложенных учителем слов выбирают необходимые слова для раскрытия темы (группа помогает).

7 Пользуясь алгоритмом режиссёры мотивируют свой выбор.

8 Актёры берут интервью у театральных критиков.

9 Из предложенных учителем картинок с изображением сказочных героев учащиеся должны сопоставить с заданной темой и описанием и подобрать соответствующих героев.

10 Опираясь на полученные сведения подобрать костюмы.

11 Ребята работают над голосо-речевым аппаратом.

12 Гримёры вместе с группой одевают актёров в костюмы и гримируют.

13 Делают вывод, образ какого героя у них получился. И отвечают на вопросы.

14 Актёры делятся информацией.

15 В соответствии с информацией, анализируют сказочных героев.

16 Лепят скульптуру.

17 Выбирают текст роли.

18 Репетируют.

19 Создают сценический образ в действии. Защищают свой проект.

20 Подводят итог и отвечают на вопросы.

- Здравствуйте ребята! У нас сегодня с вами занятие по сценическому искусству.

- Внимание на экран!

(показ фильма).

- Что вы увидели на экране?

(спектакль)

- Где можно увидеть спектакль?

(в театре)

- Только в театре мы с вами можем встретить любимых героев, которых актёры воплощают на сцене, создавая сценический образ.

- Что для этого необходимо?

- Как происходит создание сценического образа?

- Мы с вами узнаем на сегодняшнем занятии, тема которого так и называется «Создание сценического образа»

- Итак, я вас приглашаю в творческую мастерскую. Вы видите, что мы с вами разбились на 4 группы (4 творческие мастерские: 1, 2, 3, 4). Результаты всей вашей работы вы будете выносить на доску под своим номером. Каждая творческая группа будет создавать свой образ. Вы не знаете какой? Но, проведя исследование, к концу занятия вы догадаетесь чей образ  создаёте. Это и будет результат вашей работы – проект образа сказочного героя!

- Что же такое образ вообще?

- Это отражение действия, характера облика. В живописи образ создается с помощью красок, в музыке – под действием звуков ,которые создают определенное настроение, в танце- с помощью пластики и выразительности движений, в литературе- с помощью слова! Театр же объединяет в себе и слово и музыку, и краски, поэтому в создании сценического образа в театре участвуют все виды искусства! А, соответственно, большое разнообразие профессий.

-Ребята, как вы думаете, какие профессии участвуют в создании сценического образа?

-Кто самый главный в театре?

(режиссер)

-Кто пишет сценарий для  спектакля?

(сценарист)

- Кто придумывает костюм для героя?

(художник по костюму)

- Кто помогает актеру спрятаться под маской  того или иного героя?

(гример)

-А кто воплощает на сцене замыслы и сценариста,и режиссера и. т. д.

(актёр)

(На экране вырисовывается схема)

- Итак, ребята, у вас есть сегодня великолепная возможность выступить в роли: режиссёра, актёра, сценариста, гримёра, худ. по костюму и создать свой сценический образ. Напоминаю: каждая творческая группа займётся исследованием своего образа, который в конце занятия вы должны создать и представить!

- Итак на столе у каждой группы лежит конверт №1.

- Достаньте содержимый в нём материал (карточки с названием театр. профессий).

- Распределите между собой профессии. Кем вы хотите быть сегодня на занятии. (даётся 1 минута).

- Итак, ребята, давайте познакомимся!

Режиссёры – встаньте!

Сценаристы – хлопните!

Гримёры – поднимите левую руку!

Худ. по костюму – правую руку!

Актёры – встаньте и поклонитесь!

- Спасибо!

«Выбор образа»

- Создание образа начинается с темы. Какой образ я хочу создать? Это решает режиссёр. Режиссёры, на рабочем столе лежат карточки – тема к вашему образу. Задание – выберите тему и определите выражение лица вашего образа.

- Пожалуйста, приступайте!

- Итак, группа №1        вешаю на

                         №2        доске

                         №3        карточки

      №4    с выражением

        лица.

«Раскрытие образа»

- Тема есть, теперь нам надо описать образ, а вернее подобрать такие слова, которые раскроют создаваемые образы. И в этом нам помогут сценаристы. Сейчас я каждому сценаристу дам конверт с заданием. Задание – достаньте содержимое из конверта (это будут карточки со словами), выберите вместе с командой необходимые слова, которые раскроют ваш образ (не меньше 4-х слов), а затем разместите результат на доске под номером своей группы. Затем пользуясь алгоритмом мотивируйте свой выбор слов.

- Приступайте!

(учитель помогает, направляет действия учеников).

«Интервью» - сбор информации

- Прежде чем сценический образ воплощается на сцене актёром, идёт кропотливая творческая работа – предварительная работа над ролью. Актёр наблюдает, берёт примеры из жизни, накапливает опыт. Образ создаётся внешне и внутренне. (на экране высвечивается схема).

- У нас на занятии присутствуют театральные критики. Актёры, возьмите интервью и узнайте, что относится к внешнему созданию образа, а что к внутреннему.

«Подбор героев»

- Пока актёры берут интервью, задание творческим группам – в конверте №3 лежат различные картинки сказочных героев. Задание выберите тех героев, которые подходят к теме вашего образа. А затем пользуясь алгоритмом мотивируйте свой выбор. Результаты разместите на доске под своим номером. Приступайте!

(учитель помогает, направляет действия учеников).

«Подбор костюма»

- Ребята, что получилось? У нас есть две версии. Какой сказочный герой может подойти к теме нашего будущего сценического образа? На доске №1 – два героя, №2 - …, №3 - …, №4 - … . Помогут нам найти верный ответ худ. по костюму. Вы должны пройти в костюмерную и выбрать детали костюма вашего героя, образ которого вы создаёте. Приступайте!

«Подготовка к выступлению»

- Итак, ребята, пока художники выбирают костюмы мы с вами подготовимся к выступлению, поработаем с голосо-речевым аппаратом:

1. Упражнение на дыхание «Джо Бил».

2. «Лифт».

3. «Динозаврик».

4. Упражнение на пластику «Мороженное».

«В гримёрке»

- Художники подобрали костюмы, а теперь гримёры, вместе с творческой группой, оденьте актёров и загримируйте. (раздаю грим)

(учитель консультирует, наблюдает).

- Давайте посмотрим, какие литературные герои у нас получились?

- Пьеро

- Буратино

- Карабас-Барабас

- Лиса-Алиса

- Из какой сказки?

(«Золотой ключик»)

- Кто автор?

(А.Толстой)

(лишние картинки на доске убираются).

«Лепим скульптуру»

- Актёры, поделитесь информацией. Что же такое создание внешнего и внутреннего образа?

(внешне – походка, грим, жест, костюм, мимика, голос, манеры поведения;

внутренне – характер, отношение к другим героям, достоинства, недостатки)

(на экране высвечивается схема)        

- Ребята, у нас получились сказочные герои, но это ещё не сценический образ. Их нужно наделить внешними и внутренними качествами. Чтобы сыграть Буратино, давайте вспомним, по сказке, какой он.

(зерно роли – Проказник);

Лиса – зерно роли – Обманщица;

Карабас – зерно роли – Злодей;

Пьеро – зерно роли – Плакса.

- Отсюда и характер, и мимика, и жест, и голос, и т. д. Теперь давайте вылепим скульптуры Злодея, Плаксы, Проказника, Обманщицы. Придумайте позу, мимику, жест.

(дети лепят по очереди скульптуры, учитель корректирует работу)

«Работа над текстом. Репетиция»

- В конверте №4 найдите текст роли для вашего сценического образа. (зачитываю тексты ролей и раздаю актёрам).

«Представление сценического образа»

- Теперь внимание! Актёры займите место на сцене! Кулисы открываются (звучит музыка)

- Место действия – лес.

Реплика Карабаса…

Реплика Буратино…

Реплика Пьеро…

Реплика Лисы-Алисы…

Вам понравилось? А как выражает зритель свой восторг?

(аплодисментами)

- Актёры поклонились.

Вот, ребята, мы с вами и создали сценический образ!

- Сценический образ каких героев у нас получился?

(Пьеро, Буратино, Карабас, Лиса)

- Вам понравилось?

«Итог занятия»

- Почему? Потому что мы сами проделали огромную творческую  работу по созданию сценического образа! Мы вспомнили какие профессии участвуют в создании сценического образа.

(я показываю по схеме, дети перечисляют);

- Узнали, что относится к внешнему созданию образа и к внутреннему;

- Делали словесную характеристику образа;

- Подбирали костюмы;

- Лепили скульптуру;

- Делали голосо-речевой тренинг;

и т. д. И результат проект – сценический образ героя!

Я думаю, полученные знания сможете применить на практике, я вам желаю успехов! Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по сценической речи

Конспект открытого занятия по сценической речи в детской театральной студии "Бродячие артисты".Тема: "Речевой тренинг"...

Открытое занятие по изобразительному искусству "Стилизация животных"

Конспект, разработка открытого занятия по изобразительному искусству .Тема:"Стилизация животных, насекомых"....

План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"

Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012"...

открытое занятие "Путешествие в искусство"

Открытое занятие.Цель: формирование нравственных идеалов воспитанников в процессе ознакомления с произведениями искусства....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Овладение приемами сценической речи в процессе занятий  театральной студии...

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные      средства актера для развития творческих способностей»...

Открытое занятие на тему: «Искусство взаимопонимания»

Цель: способствовать развитию у ребят  коммуникативных способностей. ... Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся...