ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГРАММАТИКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа для 8-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5–9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение).
Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка. Дополнительная образовательная программа призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspopina_dop_obrazovat_programma.docx | 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 19»
Согласовано на заседании педагогического совета от «__»______________ (Приказ №__________) | Утверждено Приказ №_______ От «__»_________г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГРАММАТИКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Класс: 8-9
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34 часа
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
первой категории
Распопина Эльвира Михайловна
Нижний Новгород
2017
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5–9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение).
Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка. Дополнительная образовательная программа призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.
Данный курс позволит выпускникам объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Дополнительная образовательная программа не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Актуальным остается вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся. Внимание уделяется также формированию комплексной работы с текстом.
Статус документа
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
Законы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
Концепции:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Постановления:
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказы:
приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ,утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016-2017 учебный год»;
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Распоряжения:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
-Конвенция о правах ребенка.
Предлагаемая программа является авторской, но построена на основе учебно-методических пособий Сениной Н.А., Нарушевич А.Г, Егораевой Г.Т., Симаковой Е.С., Драбкиной С.В.и Субботина Д.И., Гостевой Ю.Н. и Васильевых И.П., Нефёдовой Н.А, Степановой Л.А.и др. В ходе учебных занятий работа по формированию умений и навыков ведется по учебно-методическому пособию И.П. Цыбулько, Егораевой Г.Т.
Структура документа
Дополнительна образовательная программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
пояснительную записку;
учебно-тематический план;
содержание программы;
календарно – тематическое планирование,
перечень учебно-методического обеспечения.
Программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов. В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников, поэтому актуальным становится умение сокращать текст до минимума без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, например, в программе под редакцией М.Т.Баранова в 5 классе – 10 часов, в 6 классе – 4 часа , в 7классе – 2 часа , в 8 классе – 3 часа , в 9 классе – 4 часа, а некоторые темы и термины, например , компрессия, исключение ,обобщение , упрощение не включены в программу основной школы . Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Дополнительная образовательная программа позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программами по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Программа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения – рассуждения, потому что данному виду работы по развитию речи в программе под редакцией русского языка 5-9 класса под редакцией М.Т.Баранова уделяется недостаточное количество часов , в 5 классе – 15 часов ,но только 1 час выделен на сочинение – рассуждение , в 6 классе - 10 часов, но только 1 час выделен на сочинение – рассуждение , в 7 классе -6 часов , но только 1 час выделен на сочинение – рассуждение , в 8 классе – 4 часа, на сочинение – рассуждение выделено 2 часа, в 9 классе – 4 часа, на сочинение – рассуждение выделено 2 часа, что не дает возможности подготовить учащихся к выполнению части 15.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и 15.2, 15.3 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).
Цель программы:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- развитие связной речи;
Задачи:
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами;
- совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста;
- способствовать повышению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации;
- развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Основными формами организации занятий являются лекции учителя, практические работы, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа, написание изложений и сочинений, тренинги, тестирования, составление обобщающих таблиц и схем, работа с опорным конспектом, контрольные уроки. Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение орфографических, синтаксических и пунктуационных правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки, работа с тренажерами, онлайн – тестирования). Это поможет выпускникам подойти к экзамену с хорошим багажом знаний и чувствовать себя на итоговой аттестации более уверенно.
Методы обучения:
-эвристический.
-исследовательский;
-коммуникативный;
-наблюдение;
-текстуальный;.
-демонстрационный;
Принципы, на которых базируется программа:
1. Принцип систематизации. Материал систематизирован и подается блоками, схемами, таблицами. Особое внимание уделяется трудным случаям грамматики русского языка.
2. Тематический принцип. Материал разбит на темы и изучается «от простого к сложному».
3. Принцип единства. Заключается в комплексной работе с текстом и взаимосвязи разных разделов русского языка.
4. Социокультурный принцип. Является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, служит воспитанию морально-нравственных качеств личности.
5. Коммуникативный принцип. Заключается в создании собственного текста как продукта речевой деятельности, способствует формированию личностной позиции, умению аргументировать свою точку зрения.
Формы контроля в ходе занятий могут служить различные тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.
Ожидаемые результаты
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Включают в себя следующее:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Метапредметными результатами освоения данного курса учащимися основной школы являются следующие:
- Владение всеми видами речевой деятельности:
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения:
- Владение разными видами чтения;
- Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов;
- Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- Умение производить прослушанный или прочитанный текст;
- Способность определять цели предстоящей учебной деятельности;
- Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм;
- Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания;
- Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
- Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы данного курса являются следующие:
- Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа;
- Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и письменная, стили языка
- Проведение различных видов анализа слова;
- Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
- Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы
Содержание программы представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Первый блок «Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение» содержит 3 модуля (4 теоретических и 1 практического занятий). Второй блок «Подготовка к сочинению-рассуждению. «Учимся писать сочинение - рассуждение» содержит 5 модулей (4 теоретических и 4 практических занятий). Третий блок «Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями» содержит 11 модулей (5 теоретических и 14 практических занятий).
Блок 1. Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение» (Задание 1).
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первое занятие курса посвящено повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (исключение подробностей, деталей (удаление); обобщение конкретных, единичных явлений (объединение); сочетание исключения и обобщения (замена). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Блок 2. Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 15.1, 15.2, 15.3).
Третья часть экзаменационной работы содержит три альтернативных творческих задания, которые проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделяется умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно – на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению нужно помнить, что задание изменилось. Учащиеся должны выбирать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 и 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Блок 3. Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями» (Задания 2-14).
Вторая часть экзаменационной работы включает тестовые задания, которые представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений. А также тестовые задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных,так как дети при прослушивании слов с этими орфограммами их в словах не улавливают ,поэтому слова пишут без этих орфограмм
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при-, правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); правописание -Н- и -НН- в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д.). Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным, уточняющим членам предложения, а также на знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Содержание разделов программы.
Введение. Значение программы, его задачи (1 час).
Блок 1. Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение». (5 часов).
Сжатое изложение. Критерии оценивания сжатого изложения. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Главная мысль текста. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Работа над планом текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Стили речи и типы речи. Написание сжатого изложения и его анализ. Работа с орфографическим словарём.
Блок 2. Подготовка к сочинению-рассуждению. (8 часов).
Критерии оценки задания 15. Структура или композиция сочинения-рассуждения.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Подбор аргументов. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста 15.2 и 15.3: тезис – аргументы – вывод. Формулировка тезиса. Аргументы. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Средства межфразовой связи. Композиционное оформление сочинения-рассуждения.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. (15.2 и 15.3)
Блок 3. Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями». (19 часов).
Текст. Понимание текста. Изобразительно - выразительные средства русского языка. Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Орфография. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание служебных слов. Правописание корней. Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Заключение. Итоговый контроль (1час).
Выполнение зачетной работы.
Учебно-тематический план.
Раздел | Количество часов |
Введение. | 1 |
Блок 1. Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение». | 5 |
Сжатое изложение. -Критерии оценивания сжатого изложения. -Модель работы над сжатым изложением. Тема, идея. Микротемы и ключевые слова – опора для определения главной информации. -Абзацное членение текста. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. | 1 |
Способы и приёмы сжатия текста. | 3 |
Комплексное применение приёмов сжатия текста. Написание сжатого изложения. | 1 |
Блок 2. Подготовка к сочинению-рассуждению. | 8 |
Задание 15.1. Сочинение-рассуждение. Формулировка и критерии оценки задания 15.1.Структура сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Слова – мостики. Варианты вступлений и заключений (Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении). | 1 |
Задание 15.1. Структура сочинения- рассуждения по тексту. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | 2 |
Задание 15.1. Сочинение - рассуждение по тексту. Учимся аргументировать. | 2 |
Задание 15.1. Сочинение - рассуждение по тексту. Учимся писать вывод сочинения – рассуждения по тексту. | 2 |
Написание сочинения – рассуждения | 1 |
Блок 3. Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями». | 19 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 |
Выразительность русской речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, фигуры речи. | 1 |
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. | 1 |
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Фразеологизмы. | 1 |
Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. | 1 |
Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова. | 1 |
Орфография. Правописание приставок. | 1 |
Орфография. Правописание суффиксов. | 1 |
Орфография. Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | 1 |
Орфография. Правописание служебных слов. Правописание корней. Слитное, раздельное и дефисное написание слов различных частей речи. | 2 |
Грамматика. Синтаксис. Пунктуация. | 7 |
Заключение. Итоговый контроль. | 1 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема и содержание занятия | Знания и умения | Виды деятельности | Оборудование | Дата |
| Введение. 1 час. | ||||
| Блок 1. Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение». 5 часов. | ||||
1 | Сжатое изложение (Задание 1)Критерии оценивания сжатого изложения. Модель работы над сжатым изложением. Тема, идея. Микротемы и ключевые слова – опора для определения главной информации. Абзацное членение текста. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. | Знать содержание текста для изложения и понимать его основную мысль; уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы и всего текста в целом, помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев, уметь выделять ключевые слова, знать принцип их выделения и нахождения, уметь сохранять авторский стиль и использовать авторские ключевые слова и словосочетания в сжатом изложении. | Работа с текстом, работа с карточками и таблицами, алгоритмом. Опорный конспект. | Карточки-информаторы, тексты и задания. Мультимедийная презентация. |
|
2. | Что такое сжатие (компрессия) текста. Способы и приемы сжатия текста. -исключение подробностей, деталей (удаление); -обобщение конкретных, единичных явлений (объединение): -сочетание исключения и обобщения (замена); | Знать способы и приемы сжатия текста, уметь излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой. | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования. Опорный конспект. | Мультимедийная презентация. Карточки для самостоятельной работы, тексты изложений, памятки. |
|
3 | Практическая работа. Основные приемы компрессии текста. Исключение подробностей, деталей (удаление). Отработка приёмов сжатия текста. | Показать приемы разделения информации на главную и второстепенную, учить исключать повторы, цитаты, пояснения, описания; синонимы заменять обобщающими словами, исключать вводные слова и конструкции, исключать фрагменты предложений (менее существенные). | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования. | Карточки для самостоятельной работы, тексты изложений |
|
4 | Практическая работа. Основные приемы компрессии текста. Обобщение или объединение. Отработка приёмов сжатия текста. | Знать, что этот прием сжатия включает в себя: обобщение парцеллированных предложений, ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений, конкретных, единичных фактов, событий и явлений; уметь применить этот прием. | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования. | Карточки для самостоятельной работы, тексты изложений |
|
5 | Практическая работа. Основные приемы компрессии текста. Сочетание исключения и обобщения (замена). Отработка приёмов сжатия текста. | Учить упрощению (замена однородных членов обобщающим словом, сложного предложения - простым, придаточного определительного - определением, прямой речи – косвенной, придаточного обстоятельственного- деепричастным оборотом) и др; уметь применить этот прием. | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования. | Карточки для самостоятельной работы, тексты изложений |
|
| Блок 2. Подготовка к сочинению-рассуждению «Учимся писать сочинение – рассуждение». 8 часов. | ||||
1 | Задание 15.1.Сочинение-рассуждение. Формулировка и критерии оценки задания 15.1. Структура или композиция сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Слова – мостики. Варианты вступлений и заключений (Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении). Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | Знать особенности задания 15.1, особенности сочинения на лингвистическую тему, особенности композиции сочинения-рассуждения (тезис- примеры- аргументы- вывод), алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Уметь пользоваться клише в практической работе. | Работа со схемами, опорным конспектом | Мультимедийная презентация. Тексты и задания, схема, наиболее выигрышные варианты вступлений и заключений, примерная модель сочинения. |
|
2 | Задание 15.1.Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Практическая работа по написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. (Написание сочинения с использованием моделей). Работа над ошибками. | Уметь излагать собственную мысль и оформлять её в письменное высказывание. Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Написание сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие) | Тренировочная работа. Карточки «Найди ошибки и исправь их!» |
|
3 | Задание 15.2. Структура сочинения- рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Вывод. | Знать особенности, структуру задания 15.2, уметь моделировать сочинение – рассуждение, уметь выстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы – вывод. | Работа с текстом. Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Работа со схемами, опорным конспектом | Памятка «Как работать над сочинением». Мультимедийная презентация.. |
|
4 | Сочинение-рассуждение по тексту. (Написание сочинения с использованием моделей). Работа над ошибками | Знать особенности задания 15.2, уметь выстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы – вывод. Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Написание сочинения-рассуждения по тексту. Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Приём “Лови ошибку”. Работа со схемами, опорным конспектом. | Тренировочная работа. Карточки «Найди ошибки и исправь их!» |
|
5 | Задание 15.3. Особенности этого задания. Структура сочинения- рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.3. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Вывод. | Знать особенности задания 15.3, уметь моделировать сочинение – рассуждение, уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам, аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. | Работа с текстами и заданиями к тексту. Работа со схемами, опорным конспектом, образцом сочинения | Мультимедийная презентация. Карточки для самостоятельной работы. |
|
6 | Сочинение-рассуждение по тексту. (Написание сочинения с использованием моделей). Работа над ошибками. | Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Написание сочинения-рассуждения по тексту. Приём “Лови ошибку” | Тренировочная работа. Задания «Найди ошибки и исправь их!» Текст с пропусками. |
|
7 | Контрольная работа №2. Сочинение – рассуждение. (Зачёт по блоку) | Знать теоретические сведения, уметь применять их в практической работе. | Написание сочинения-рассуждения | Тренировочная работа (КИМ) |
|
8 | Работа над ошибками. | Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Работа над ошибками. | Задания. |
|
| Блок 3. Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями». 19 часов. | ||||
1. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | Уметь работать с текстом, понимать, что текст является речевым произведением, обладающим композиционной и смысловой целостностью, уметь анализировать текст | Работа с текстом, опорной схемой | Опорные схемы. Вопросы задания 2. |
|
2. | Выразительность русской речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, фигуры речи. | Знать изобразительно-выразительные средства языка (тропы, фигуры речи), уметь распознавать их в тексте и пользоваться алгоритмом выполнения задания | Работа с таблицами, тестами. Исследование текста. Самостоятельная работа с КИМами. | Мультимедийная презентация. Текст с пропусками. Памятки. Тест. |
|
3. | Стили речи | Знать классификацию стилей речи. Уметь производить стилистический анализ текста. | Работа с таблицами, схемами, тестами. Самостоятельная работа с КИМами. | Интерактивные таблицы, схемы. Учебный тренажер. |
|
4. | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Фразеологизмы. | Знать лексическое значение слова, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению, лексический анализ слова. Уметь применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий. | Беседа, работа с таблицами, блиц-опрос, опорный конспект, тест. Самостоятельная работа с КИМами. | Текст с пропусками. Текст для разбора. Словари. |
|
5. | Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ. | Знать морфемный состав слова, способы образования слов в русском языке. Уметь объяснять этимологию слова; владеть навыками морфемного, словообразовательного разбора. | Работа с опорным конспектом, словарями
| Презентация (правила + тренажёр)Упражнения. Словари. |
|
6. | Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. | Знать морфологические и признаки самостоятельных и служебных частей речи, уметь определять их по признакам. | Работа с таблицами, текстом, тестами. Выполнение тренировочных упражнений | Обобщающие таблицы, задание: морфологический разбор |
|
7. | Орфография. Правописание приставок. Неизменяющиеся на письме приставки. Приставки на з- и с-. Написание приставок, зависящее от значения (при- и пре-). | Знать основные орфографические правила правописания приставок, уметь ими пользоваться при выборе ответа. | Работа с таблицами, тестами, алгоритмом. Выполнение тренировочных упражнений | Мультимедийная презентация (правила + тренажёр)Упражнения. |
|
8. | Орфография. Правописание суффиксов. -- Правописание -н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных -- Правописание -н- и –нн- в отглагольных именах прилагательных и полных страдательных причастиях. -- Правописание –н- и –нн- в именах существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных. | Знать основные орфографические правила правописания суффиксов, уметь ими пользоваться при выборе ответа | Работа с таблицами, тестами. Составление опорной схемы. Выполнение тренировочных упражнений | Текст с пропусками. Тест. Упражнения. Учебный тренажёр:«Правописание суффиксов» |
|
9. | Орфография. Правописание суффиксов. -- Правописание глагольных суффиксов. -- Правописание наречных суффиксов. -- Правописание суффиксов причастий, деепричастий. | Знать основные орфографические правила правописания суффиксов, уметь ими пользоваться при выборе ответа | Работа с таблицами, тестами. Составление опорной схемы | Текст с пропусками. Упражнения. Учебный тренажёр: «Правописание суффиксов» |
|
10. | Орфография. Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | Выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Знать правописание не и ни с частями речи. | Работа с обобщающими таблицами, тестами. Выполнение тренировочных упражнений | Текст с пропусками. Тест. Упражнения. Учебный тренажёр. |
|
11. | Орфография. Правописание служебных слов. Правописание корней. Слитное, раздельное и дефисное написание слов различных частей речи. | Знать основные виды орфограмм в разных частях речи, определять правила правописания служебных частей речи, слитные, раздельные и дефисные написания. Орфограммы в корнях слов | Работа с опорным конспектом. Выполнение тренировочных упражнений | Упражнения, тест |
|
12. | Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Виды подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление, примыкание. | Знать способы связи слов в словосочетаниях. Уметь производить синонимическую замену словосочетаний. Знать структуру словосочетаний. | Беседа, работа с таблицами, разбор словосочетаний, тест. Выполнение тренировочных упражнений | Тест-тренажёр «Словосочетание» |
|
13 | Синтаксис. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения главных членов предложения. | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке. Уметь правильно выделить подлежащее и сказуемое. | Беседа, работа с таблицами, анализ предложений, проверочная работа. Прием РАФТ. | Интерактивный плакат «Главные члены предложения» Тренажер «Грамматическая основа предложения» |
|
14 | Синтаксис. Предложение. Виды предложений по наличию главных членов предложения. Простое осложненное предложение (простое предложение, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями и приложениями). Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены. Их смысловые и интонационные особенности. | Знать: виды предложений по наличию главных членов предложения; конструкции, осложняющие простое предложение; знаки препинания при конструкциях, осложняющих предложение. Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений. Уметь определить, какие синтаксические конструкции выделены знаками препинания в предложении. Уметь определять количество грамматических основ предложения. | Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, проверочная работа. | Учебный тренажёр «Предложение с обособленными членами». Текст для разбора. |
|
15 | Пунктуация. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия; --Правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; --Группы вводных слов, выделяемые по значению; какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения; --Что такое обращение; какие знаки препинания ставятся при обращении. | Знание и умение видеть в предложении синтаксические конструкции, грамматически не связанные с основной частью предложения: обращение, вводные слова и вставные конструкции. | Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, проверочная работа. Прием РАФТ. | Учебные таблицы, упражнения. Учебный тренажер+проверочный тест «Вводные слова» |
|
16 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Знать основные группы сложных предложений, основные правила постановки знаков препинания в ССП. Уметь отличать ССП от СПП в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе; осуществлять пунктуационный анализ. | Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, проверочная работа. Прием «Корзина идей, понятий, имен» | Презентация «Основные виды сложных предложений» Интерактивный тренажер «Знаки препинания в сложном предложении» |
|
17 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Знать основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и уметь самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными, различать параллельное, однородное и последовательное соподчинение придаточных, осуществлять пунктуационный анализ. | Беседа, работа со схемой, разбор предложений, проверочная работа. |
|
|
18 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. |
|
|
|
|
19 | Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. | Знать сложные предложения с разными видами связи между частями. Уметь отличать ССП от СПП в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе, БСП от СПП, в которых придаточная часть предшествует главной. | Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, проверочная работа. | Последовательность разбора сложных предложений с разными видами связи. Учебный тренажер. |
|
| Заключение. Итоговое занятие. 1час. | ||||
1. | Заключительное занятие. Рекомендации учителя. | Знать теоретические сведения, уметь применять их в практической работе. |
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.
2. Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА 9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Сборник экзаменационных тестов. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
3. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион,2014.
4. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2015. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
5. ГИА 2014. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П.
6. Драбкина С.В., Субботин Д.И. ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.
7. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
8. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
9. Бисеров А.Ю., Маслова И.Б. ГИА 2014. Русский язык: тематические тренировочные задания. 9 класс. – М, Эксмо, 2013.
10. Нефёдова Н.А. и др. Готовимся к ГИА. Русский язык. Диагностические работы в форме ОГЭ 2014. – М.: МЦНМО, 2014.
11. ГИА – 2014: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме / авт.-сост. Л.С.Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
12. Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ГИА -2014. Русский язык: тренировочные экзаменационные задания. – М.: Эксмо, 2013.
13. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
14. Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
15. Волкова О.В., Алексеева Я.В. Готовимся к ГИА по русскому языку (пособие для учащихся) / О.В.Волкова, Я.В.Алексеева – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2012.
16. CD – ROM. Большая энциклопедия России. Русский язык.
17. CD – ROM. Большая детская энциклопедия. Русский язык.
Интернет – ресурсы
1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/
3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/
5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
6. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ»http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
7. Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Л.М.: капканы-егэ.рф
8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/
10. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
11. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/
12. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык (учебник) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/topicsw.htm
13. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
14. Российский образовательный портал www.school.edu.ru
15. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
16. Рособрнадзор http://www.obrnadzor.gov.ru/
17. Материалы для самоподготовки к ГИА http://konoplyova-m.ucoz.ru/index/materialy_dlja_podgotovki_k_gia_po_russkomu_jazyku/0-66
Дополнительно используемая литература
1. Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Все правила русского языка.- Изд. 22-е.- Ростов на/Д: Феникс, 2014.
2. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/Составитель А.Б.Малюшкин- М.: ТЦ Сфера, 2014
3. Денисова М.А., Лагутина Е.В., Василенко М.В. Русский язык. Справочник в таблицах и схемах. 5-9 класс.
4. Савченкова Г.Ф. Русский язык в таблицах: 5-11 классы: Справочные материалы.- М.: АСТ: Астрель, 2014
5. Кудинова А.В. Справочник по русскому языку: правописание Н и НН в различных частях речи. М.: Издательство «Экзамен», 2015
Словари.
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка (около 57000 слов). Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1989.
- Ткаченко Н.Г. Орфографический словарь русского языка для школьников / Н.Г.Ткаченко. – М.: Айрис-пресс, 2011.
- М.Т.Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
- Фразеологический словарь русского языка. (Авторский коллектив: проф. И.В.Федосов, канд. ф.н. А.Н.Лапицкий). – М.: Ладком, 2007.
- Фразеологический словарь русского языка. Издание 2-е, испр. и доп. – Спб.: Виктория плюс, 2009.
- Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. – Спб.: Виктория плюс, 2009.
- Школьный словообразовательный словарь. Составитель Б.Н.Круковер. – Ростов – на Дону, Феникс, 2010.
- З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся сред. шк. – М.: Просвещение, 1988.
- М.Р.Львов. Словарь антонимов русского языка. Под редакцией Л. А.Новикова. – М.: Русский язык, 1984.
- Попова Т.В., Зайкова Е.С. Морфемно – словообразовательный словарь русского языка (5-11 классы). – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся
В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку....
Календарно-тематический план по грамматике и развитию речи
Данный календарно-тематический план используется на занятиях детского объединения "Вырастай-ка"...
Тренировочные упражнения по грамматике и развитию речи.
Тренировочные упражнения по грамматике и развитию речи. Упражнения можно использовать как для тренировки и закрепления материала, так и для повтор...
Факультатив "Некоторые вопросы грамматики и развития речи"
Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку...
Рабочая программа в 9 классе «Некоторые вопросы грамматики и развития речи»
Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ГИА по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «...
Актуальные вопросы грамматики и развития речи
Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам подготовки учащихся к ОГЭ. Факультативный курс рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Развитие речи»
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками р...