Работа с подготовительным классом (флейта)
методическая разработка по музыке

Харыбина Инна Станиславовна

 Постановка рук, корпуса, дыхания, амбюшура.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Методическая разработка. Первый год обучения игре на флейте.Теория и практика.                                             Харыбина И.С.

Флейта - один из популярнейших инструментов,  связано это отчасти  с лечебным воздействием этого  инструмента на  дыхательную систему человека. При занятиях на флейте увеличивается объём лёгких и сокращается риск появления лёгочных болезней. Детям с ослабленным здоровьем врачи  рекомендуют играть на духовых инструментах. При отборе поступающих в класс флейты должны быть наличие музыкальных способностей, наличие достаточного физического развития, а так же определенного строения игрового аппарата (зубов, губ, пальцев рук). Однако на практике на первое место выходит возраст. До 50-тых годов прошлого века считалось нормальным начинать занятия на флейте в 10-11 лет, т.е. тогда, когда организм ребенка уже достаточно сформировался и окреп, а передние зубы сменились на постоянные. Но в 70-тых эта планка стала меняться в сторону более раннего возраста. В настоящее время считается нормальным начинать заниматься на  большой флейте с 7 лет,  сначала флейтисты обучаются на  флейте с загнутой головкой, так как руки в этом возрасте еще не дотягиваются до нижних клапанов  большой флейты.  В 6-7 лет, даже если ребенок достаточно физически развит, объём лёгких ещё небольшой, а подчас и коротки пальцы, при занятиях на флейте это может вызвать  некоторые сложности, общее перенапряжение из-за нехватки воздуха и зажатость пальцев из-за большой растяжки. Поэтому блок - флейта альтернативный инструмент для самых маленьких детей, (есть блок - флейты даже для 3-ёх лет). В дальнейшем, с 8-9 лет   ученики переходят уже на большую флейту.

Первые уроки.

На первом уроке, после знакомства с инструментом, ученик пытается издать первые звуки сначала на головке флейты. Для этого игровой аппарат, т.е. амбушюр приводится в игровое состояние (уголки губ напрягаются ,  кончик языка прикладывается изнутри к отверстию в губах), головка флейты прикладывается к нижней губе. Ученик производит вдох и одновременно с произнесением «ТФ», посылает воздух вперёд, поперёк  амбушюрного отверстия на головке флейты. В случае достаточной упругости струи воздуха и её попадания на противоположный край  амбушюрного отверстия возникает звук. Целью этого упражнения является сочетание дыхания с работой языка и выработка навыка попадания струи выдыхаемого воздуха на противоположный край амбушюрного отверстия. Ученик должен будет правильно приложить головку к губам, отверстие накладывается на губы так, чтобы и верхняя и нижняя губы почувствовали её края. Затем, не отрывая головку от губ, откатывают её по нижней губе, чтобы открыть амбушюрное  отверстие. Добившись  уверенного извлечения звука с закрытой рукой головкой, следует перейти к упражнению  с открытой головкой. При всей тождественности упражнений с закрытой и открытой головкой  большие изменения будут происходить в характере дыхания. Вдох потребуется более полный, а выдох более активный. Струя выдыхаемого воздуха должна стать более упругой. Следующий шаг, это извлечение звука на полностью собранной флейте, после чего мы переходим к изучению аппликатуры и знакомимся с расположением пальцев на клапанах. Если флейта с резонаторами, то надо их закрыть заглушками. Ученику важно запомнить, на каком клапане какой палец работает, для этого существует  « Таблица аппликатуры» в « Школе  игры на флейте» Н. Платонова, где наглядно продемонстрирована каждая нота со схемой нажатия клапанов. Она должна быть выучена, как таблица умножения. Можно использовать цифровую запись аппликатуры в виде дроби, когда каждому пальцу присваивается порядковый номер и аппликатура записывается для левой руки в «числителе», а для правой в « знаменателе»  например: ля 1- 1,2,3,_5. Изучение аппликатуры начинается с левой руки. Это тетрахорд «соль - до». Извлекать эти звуки легче остальных. С какой ноты начинать, принципиального значения не имеет, но лучше с той, которая у ученика легче всего получается. Всё внимание педагога при этом концентрируется на дыхании и амбушюре .  При большой активности ученик может «передуть» и получить звуки 2-ой октавы, они имеют одинаковую аппликатуру. Успех ученика - это получение качественного звука.  Освоив  поступенное извлечение нот ученик может перейти к извлечению их вразбивку. На следующем этапе занятий ученик старается сыграть весь звукоряд в одну октаву, включая в работу разные штрихи:  легато и  стаккато, нон легато, при этом дыхание в гамме надо брать через  каждые 4 ноты. За первый год обучения надо выучить гаммы  с 1 знаком. Следующий этап – « длинные ноты». Это определение условно, так как ограничивается физическими возможностями ученика. Однако,  оно должно иметь тенденцию к расширению. При этом нужно работать под счёт. Например:  на счёт «раз»- извлечь ноту, а на «два»- её снять. По достижению успеха протяжённость звучания ноты следует  постепенно увеличивать до 2-х, 3-х секунд. Звук при этом должен быть чистым, без призвуков и ровным по динамике. Одновременно с исполнением упражнений педагогу надо следить за постановкой корпуса ученика, не должны подниматься плечи, нельзя низко опускать флейту и наклонять голову набок, а так же  высоко поднимать пальцы. В случае  успешного усвоения аппликатуры и достаточно свободного движения пальцев, можно ускорить движение гаммы по принципу «2 ноты- 1 секунда» и одновременно ознакомить ученика с понятием длительности нот, когда одну ноту в секунду можно ассоциировать с четвертью, а 2 ноты в секунду с восьмыми. Успешное овладение поступенным  движением  в гаммах, со временем, следует дополнить соответствующими трезвучиями. В целях дальнейшего укрепления приобретаемых навыков  звукоизвлечения  широкую возможность  представляют  упражнения  включённые в «Школу игры на флейте» Н. Платонова.  Они написаны в разных диапазонах, и представляют широкий выбор  для работы над освоением первых двух октав.

При переходе к нотному тексту необходимо познакомить ученика с такими понятиями как ключ, такт, размер. Познакомив ученика с такой организацией игры, принять это за правило до выработки устойчивой привычки  не начинать играть без предварительной подготовки, в данном случае – счёта. 

Как добиться красивого звука?

Важнейшим исполнительским органом при игре на флейте являются губы. От того, как мы их складываем при вдувании воздуха  в инструмент, зависит звук - его тембр, полнота, глубина, лёгкость, яркость и т.д. В известных учебных пособиях по основным вопросам, связанным  с постановкой губ, даются методические указания, не отвечающие современным требованиям к игре на флейте. Практика показывает, что большинство флейтистов во время исполнения губы растягивают в большей или меньшей степени в так называемую « улыбку», что ведёт  к их напряжению. Образуется  узкая щель, отрицательно влияющая на объём и форму выдыхаемой струи воздуха, а значит  и звук.

Губы, прижимаясь плотно к зубам ,  лишены необходимой свободы и гибкости, к тому же они закрывают доступ воздуха под верхнюю губу, что отражается на качестве звука.

Образование звука происходит от движения струи воздуха, выходящей из губ флейтиста, которая  рассекаясь о внешний край вдувательного отверстия «губок», попадает в канал флейты. Звук зависит от направления струи, её скорости, объёма и формы. Последние, в свою очередь, зависят от многих  причин, например: от того, где и в каком месте лежат «губки» головки флейты (изгиб подбородка, нижняя губа), как лежат (под каким углом, наклоном к  выдуваемому  отверстию). Ещё звук зависит от силы прижатия, от формы рта, положение и складывания губ (растянутые или выпяченные), степени их напряжения, манеры выдувания (форсированной, активной  или сдержанной, спокойной) от работы дыхательных мышц (постановки дыхания, связанной с «опорой», давлением в лёгких), от подвижности челюсти, состояния и роли голосовых связок и гортани.

Итак,флейта должна находиться на нижней губе выше или ниже, в зависимости от её полноты и объёма. Вдувательное  отверстие "губок" закрывается примерно на одну треть, а остальные две трети открыты для заполнения воздухом, выходящим  из выдувательного  отверстия.

Флейта не должна сильно прижиматься к губам. Губы не растянуты, а наоборот, выпячены, выдвинуты вперёд  и немного выдвинуты, образуя как бы "трубочку" , вследствие чего губы смыкаются  их внутренними частями т.е. "мякотью" - красным телом , покрытым слизистой оболочкой , а воздух посылается  из-под верхней губы.

Губы становятся свободными, выдувательное  отверстие принимает более округлую форму, а звук становится объёмным и лёгким. Вдувание воздуха в инструмент должно быть спокойным  и сдержанным , без форсирования и передувания. При сильном, активном выдохе губы перенапрягаются, а звук теряет все те положительные качества, о которых было сказано ранее.

Важную роль играет  нижняя челюсть, которая регулирует направление струи воздуха. Для нижнего регистра необходимо направлять воздух вглубь вдувательного отверстия  и заднюю стенку , так как  для нижних звуков требуется большой объём воздуха.В среднем и верхнем регистрах наоборот- меньший, поэтому, выдвигая нижнюю, подвижную челюсть, воздушная струя направляется выше, а объём её уменьшается.Такой способ придаёт звуку лёгкость и полётность. Наконец , владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по тембральной  однородности , в интервалах достигается связанность и плавность, верхние звуки легко исполняются при тихих нюансах, а так же филировании.

При вдувании воздуха в инструмент обязательно надо пользоваться как губами, так и  голосовыми связками, которые ,смыкаясь, выдувают тёплый воздух, в отличие от холодного губного.

Смесь холодного воздуха  и тёплого даёт нужный, положительный в отношении звука результат.

При работе голосовых связок гортань должна быть опущена, а мягкое нёбо приподнято, образуя "зевок". Но если  пользоваться только одним " зевком" без подключения  голосовых связок , то напрягаются мышцы горла , что приносит вред.
Итак, опущенная гортань, голосовые связки во взаимодействии с губами и дыхательными мышцами выполняют главнейшую роль в образовании, ведении и окончании звука.

Весь физиологический  и исполнительский процесс  музыкант- флейтист должен хорошо знать, уметь им управлять и контролировать своим сознанием и слухом.

  Сколько времени нужно заниматься?

 Первоклассник не должен заниматься много, но заниматься он должен ежедневно и результативно. К инструменту надо привыкать. При этом продолжительность занятий  должна определяться не столько часами и минутами, сколько тем временем, в течение которого  ребёнок способен  удерживать внимание и контролировать качество своей работы.  Занятия без внимания бессмысленны. Большое  значение имеет  интерес ребёнка  к флейте, его желание научиться играть, а так же поддержка родителей.             В  первые дни из-за перестройки  дыхания  с самопроизвольного режима на целесообразны,  с точки зрения игры на инструменте ( короткий и глубокий вдох  и относительно  продолжительный выдох ) , у ребёнка могут возникать головокружения , но это не должно быть поводом  для беспокойства , так как это естественная реакция на задержку обмена воздуха. Такое изменение режима дыхания требует перестройки всего организма  и на преодоление  этого явления  потребуется какое - то время, надо сделать небольшую паузу, неприятные ощущения обычно проходят быстро и тогда занятие можно продолжить. Итак, рациональное время домашних занятий  для каждого ребёнка сугубо индивидуально, но оно должно быть ограничено периодом сохранения активности. Постепенно, в течении первого года  обучения , его следует довести до 40-45 минут( до продолжительности урока).

Среди родителей довольно широко распространено мнение, что чем чаще ученик будет заниматься с педагогом, тем больших результатов  он будет добиваться. Такая точка зрения глубоко ошибочна. Общение  с педагогом  само по себе не может повлиять ни на качество звучания инструмента, ни на развитие его дыхания, пальцевой техники и техники амбушюра. До тех пор, пока он сам не будет стараться преодолевать возникающие трудности, положительных результатов не будет. Педагог может дать только необходимые знания  для решения технологических  и исполнительских  задач. Сама же работа остаётся за учеником. Недаром говорят, что учитель учит ученика, а ученик - учится, то есть учит себя.

На уроке проверяется качественность выполнения предыдущих домашних заданий, выявляются отдельные недостатки, вносятся коррективы, рекомендации по методам преодоления трудностей,   а так же ученик получает новое задание с детальным разбором способов его преодоления. Но работать над исправлением всех недостатков надо дома. К сожаленью, на уроке не каждый ученик бывает достаточно внимательным, к тому же дети имеют разную способность к запоминанию,  а потому далеко не всё полученное на уроке доносится до дома. Зачастую педагогу приходится натаскивать ученика  перед экзаменом или перед  конкурсом, но если ученик не умеет заниматься сам, надо привить ему интерес к самостоятельным занятиям, прибегая,  к помощи родителей. Занятие музыкой - это серьёзный труд. Если ребёнок, занимаясь ежедневно, приобретает привычку правильно организовывать своё время, то педагогу совсем не нужно будет знать, как он занимается дома. Это он сразу увидит по его игре, по качеству выполненного задания.

Рассматривая вопросы о подготовке ученика к выступлению на сцене, можно выделить некоторые аспекты, связанные с приобретением слуховых и двигательных навыков. Умение слышать, чувствовать и понимать музыку, а так же иметь возможность технически воплотить задуманное средствами инструмента,- все эти качества, безусловно, необходимы исполнителю, но в тоже время, их недостаточно для успешного выступления. На сцене воспитанник должен быть исполнителем с собственной волей и желанием  передать художественный замысел произведения, артистом, воздействующим своим талантом на слушателей, и, конечно, личностью с высоким интеллектом и сильным эмоциональным зарядом. Именно выявление и воспитание вышеуказанного комплекса исполнительских качеств является основной задачей для педагогов при подготовке своих учеников.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с начинающими"

Важнейшие этапы, принципы и методы начального периода обучения"...

Структура исследовательской работы. Помощь начинающим исследователям.

В презентации представлены требования к содержанию исследовательской работы, введение к  ней, перечислены методы исследования,а также требования к оформлениюработы....

Работа с начинающими музыкантами (струнные народные инструменты)

Методические рекомендации для педагогов, работающих с народными инструментами. В статье даются советы, как лучше и продуктивней ввести ребенка в мир музыки и исполнительства на струнных народных инст...

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ

Об использовании в моей  практике музыкально-педагогической системы и "Школы игры на фортепиано" Наоюки и Рут Танеда....

Открытый урок "Дифференцированный подход в работе с начинающими в классе домры"

Открытый урок в классе домры. Дети с разными музыкальными данными....

Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Некоторые аспекты работы с начинающими в классе балалайки"

  В методической работе подробно раскрыты вопросы по следующим направлениям: формирование полноценного звука, овладение и совершенствование различных приёмов игры на инструменте, посадка и...

Методическая презентация "Роли и функции каждого из компонентов дыхательного аппарата начинающего флейтиста"

На самых первых занятиях  музыканта – духовика начинается работа по постановке дыхания. Именно это играет важную роль в становлении дальнейшего профессионального исполнительства. Достаточно...