Открытое занятие по специальности «фортепиано» преподавателя методического объединения по специализации «Фортепиано» 4 класс «Художественный стиль детской фортепианной музыки Д. Шостаковича на примере «Лирического вальса» из сборника «Танцы кукол»
план-конспект по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление культуры г. Курска
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5» города Курска
Открытое занятие
по специальности «фортепиано»
4 класс
Преподаватель: Терещенко Натальи Сергеевны
Тема занятия:
«Художественный стиль детской фортепианной
музыки Д. Шостаковича на примере «Лирического вальса»
из сборника «Танцы кукол»
План открытого занятия
Цель занятия:
Знакомство с творчеством Д. Шостаковича на примере «Лирического вальса» из сборника «Танцы кукол».
Совершенствование исполнительских навыков в работе над пьесой
Д. Шостаковича «Лирический вальс».
Задачи занятия:
Образовательные:
– закрепить и расширить музыкально-теоретические знания и практические умения, необходимые в освоении специфических особенностей элементов музыкальной ткани вальса;
– познакомить с принципами композиторской техники, выразительными средствами, художественным стилем Д. Шостаковича.
Развивающие:
– развить образное мышление и творческий потенциал обучающейся;
–развить психические процессы: внимание, память, речь, воображение, восприятие и др.
Воспитательные:
– формировать мотивацию и интерес ребенка к занятиям музыкой;
–воспитать комплекс характерных черт, способствующих достижению поставленных целей: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, исполнительскую волю.
Форма занятия:
Индивидуальная.
Вид занятия:
Комбинированный.
Технологии:
здоровьесберегающая;
развивающая;
личностно-ориентированная;
информационно-компьютерная.
Методы обучения:
информационный;
контроль;
самоконтроль;
поиск;
накопление знаний;
убеждение;
стимулирование;
создание ситуации успеха.
Оснащение занятия:
Инструмент – фортепиано, ноутбук, нотный материал, видеоматериалы с исполнением пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс», мультфильм «Танцы кукол» 1985 г. на музыку Д. Шостаковича (сценарий и режиссер И.А. Ковальская).
Время урока: 40 минут.
Ход занятия:
I. Введение
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач открытого занятия.
Мир образов программных миниатюр и пьес танцевального характера близок природе художественного восприятия школьников. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения.
II. Основные направления работы по заданной теме. Организация учебно-познавательной деятельности. Структура учебного занятия.
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа над произведением Д. Шостаковича «Лирический вальс»:
а) выявить выразительные особенности формы вальса (в трехчастной структуре серединные эпизоды обычно оттеняются иными исполнительскими красками (аччелерандо в «Лирическом вальсе»), а сменам образов соответствуют смены фактурных приемов;
б) добиться пластичности исполнения вальсовой мелодии;
в) раскрыть в гармоническом фоне два контрастных элемента – глубину звучания баса и легкость аккордов на вторых и третьих долях такта;
г) ритмически устойчивому сопровождению противопоставить динамико-агогичекую гибкость интонирования мелодии;
д) слуховой контроль над звуковым балансом между мелодией и аккомпанементом, работа с педалью.
3. Прослушивание «Лирического вальса» с использованием аудиоаппаратуры (несколько вариантов). Сравнительная характеристика собственного исполнения.
4. Д. Шостакович, как и многие другие композиторы, сочинял произведения для детей. Шедевром мировой классической музыки считается его детский сборник «Танцы кукол». Просмотр мультфильма «Танцы кукол» с кратким анализом художественного образа каждой пьесы:
1. «Вальс-шутка».
Звучит в высоком регистре отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки.
2. «Лирический вальс».
Лирический – значит задушевный, нежный взволнованный. В вальсе три части. Музыка крайних частей (I и III) звучит более плавно, спокойно.
3. «Гавот».
Старинный французский хороводный танец. Отличается умеренным темпом, светлым, энергичным, торжественным характером, некоторой величавостью.
4. «Полька».
Это чешский народный танец – подвижный, сопровождающийся маленькими прыжками.
5. «Романс».
Романс – это песня лирического характера, задушевная и искренняя. В инструментальной пьесе мелодия исполняется на музыкальном инструменте.
6. «Танец».
Здесь, как и в пьесе «Шарманка», можно услышать ярмарочное веселье, подражание народным инструментам – балалайке, гармонике, дудочкам, которые, быть может, сопровождают кукольное представление.
7. «Шарманка».
Это старинный механический музыкальный инструмент. Аккомпанемент в пьесе звучит без изменения от начала до конца. Так передается однообразие, механичность звучания этого инструмента.
III. Заключение.
1. Обобщение, анализ качества и уровня освоения практических знаний, необходимых для дальнейших занятий.
2. Домашнее задание: продолжить работу по закреплению навыков, полученных на уроке; выучить пьесу наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.
Программа урока:1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.2. Д. Чимароза Соната соль минор.3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор....
Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...
План-конспект открытого урока по специнструменту фортепиано преподавателя Кочергиной Ирины Владимировны. тема: "Какие мы разные"
Если вы посмотрите на фортепианную клавиатуру, то увидите, что она состоит из белых и черных клавиш, расположенных в определенной последовательности, которая повторяется семь раз. Почему именно т...
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
Открытое занятие по теме «Работа над исполнительскими приемами для создания художественного образа в детских музыкальных произведениях»
Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для учащихся 10 лет....
Сценарий открытого занятия в детском объединении «Современное вязание».Изготовление нитяных кукол – мартиничек
Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол.Задачи:1. Познакомить воспитанников с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека.2....
Методическая разработка . Открытое занятия по фитнес-аэробике с элементами классического танца "Вальс цветов"
Пояснительная записка. Для детей возраста 7-8-ми лет (третий год обучения) характерна жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Внимание детей неусто...