РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ БАЯН
рабочая программа на тему

Вольковец Кирилл Викторович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ БАЯН

возраст  обучающихся   6 - 18 лет

срок  реализации  - 7  лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bayan_7let.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮГОРСКА

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«Детская школа искусств города   Югорска»

 (МБУ ДОД «Детская школа искусств»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

БАЯН

возраст  обучающихся   6 - 18 лет

срок  реализации  - 7  лет

г. Югорск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка        ………………..3
  2. Учебно-тематический план        …….................5
  3. Содержание программы        …….................7
  4. Система и порядок контроля качества прохождения образовательной программы…………….13
  5. Требования к уровню выпускников        ……………...17
  6. Условия реализации программы        ………………17
  7. Список рекомендуемой литературы………………………………………………………………...18
  8. Сведения о составителе        ………………20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа  разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» (далее Школа), примерными учебными планами образовательных программам по видам музыкального искусства для  детских  школ искусств.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-18 лет.

Сроки реализации образовательной программы -  7 лет.

Цель данной программы состоит в том, чтобы обогатить мировоззренческие основы личности ребёнка, воспитать культурного и мыслящего музыканта, повлиять на его духовный и творческий рост.

Основными задачами обучения в музыкальных школах и школах искусств в классе баяна являются:

образовательные: сформировать систему знаний, умений, навыков по основам овладения музыкальным инструментом;

развивающие: развить интерес и любовь к музыке; способность творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на неё путем овладения игры на музыкальном инструменте;

воспитательные: расширить художественный кругозор обучающихся, пробудить интерес к инструментальному творчеству через участие в концертах, конкурсах, слушание музыки.

Актуальность программы состоит в том, что, изучая язык музыкального искусства, ребенок приобретает уверенность в себе, начинает понимать, что есть  гармония.

На приемных экзаменах у будущих учащихся проверяют их музыкальные данные: мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальную память. Слишком ранее обучение для баяна является нецелесообразным, так как занятия на этом инструменте требуют от ученика известной физической силы и выносливости.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе баяна является урок, в форме индивидуальных занятий педагога с учеником.

Режим занятий: в 1-2 классе дети занимаются по 1,5 академических часа в неделю, с 3 класса 2 академических часа в неделю; периодичность занятий – 2 раза в неделю.  Педагог должен вовремя заметить признаки усталости и делать небольшой перерыв или изменить характер деятельности. Не ограничиваясь занятиями по специальности, педагог обязан проявлять внимание ко всем сторонам жизни учащегося, развивать творческую инициативу, чувство ответственности и другие личностные качества. Художественное начало в воспитании музыканта является ведущим, техническое же развитие - это та основа, без которой невозможна реализация творческих замыслов. Задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ученика путем самоанализа, поиска индивидуального подхода, внедрения новых методов преподавания. Педагог постоянно решает задачу развития природных данных ребёнка, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Программа основывается на дидактических принципах:

  • воспитывающего обучения;
  • системности и последовательности в обучении;
  • доступности
  • индивидуального подхода
  • коллективного творчества

 В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности усложнения материала и последовательности методики обучения. Одним из важнейших требований в учебной работе является умение дорабатывать изучаемые произведения до максимального уровня художественного исполнения. Помимо произведений, детально изученных в классе, необходимо знакомить учащихся с рядом пьес, этюдов и технических упражнений, допуская различную степень завершенности работы над ними.

Весь курс обучения на  баяне условно делится на три этапа:

I этап —   начальный, первый  и  второй     годы   занятий;

II этап —  средний,   третий и  четвертый    годы   занятий;

III этап — старший,  пятый,  шестой и  седьмой годы   занятий

Каждый этап охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса и наряду с этим предусматривает конкретные задачи обучения. Для каждого этапа занятий в программе намечены общие задачи обучения, определены основные знания, умения, навыки, которые должны приобрести учащиеся.

I этап  -  создание "фундамента", на котором построится все дальнейшее развитие ученика. Период духовного овладения музыкой  -  "хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом". Все обучающиеся получают основной, базовый компонент знаний. Задачи:  развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память); формирование первоначальных  навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины);  освоение  элементарных  теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.);   приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных  произведений, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.) .

II этап – формирование   умений  исполнительской  техники, , воспитание  навыков грамотной работы с нотным текстом и самостоятельной  работы  над  произведениями.

Обучающиеся совершенствуют полученные ранее практические умения, расширяют и углубляют музыкальные знания. Они  детально знакомятся с основными средствами художественной выразительности, с некоторыми музыкальными жанрами и формами, различной фактурой исполняемых произведений, обучающиеся подводятся к пониманию художественно-образной выразительности музыкального искусства. Все обучающиеся получают основной, базовый компонент знаний

III этап – наиболее  способные  занимаются  по  программным  требованиям  в  группе  профессиональной  ориентации,  а  не  имеющие  мотивации  в  дальнейшем  получении  специального  образования  обучаются  по  программным  требованиям в  группе  общего  музыкального  образования.  Основные  задачи: достижение  умений  хорошего  владения  инструментом;  формирование личностных качеств ученика, его мировоззрения;  накопление творческого потенциала  личности;   развитие  широкой, всесторонней музыкальной культуры;  формирование знаний анализа и постижению художественного смысла исполняемых музыкальных произведений.  

Образовательная программа направлена на: создание условий развития личности обучающегося; развитие мотивации личности обучающегося к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия обучающихся; приобщение обучающихся к культурным ценностям; создание условий для творческого самореализации самовыражения обучающегося.

Основные методы обучения: частично-поисковый; исследовательский; метод сравнения и анализа; наглядно-слуховой; метод обобщения.

Учебно-воспитательный процесс по данной программе регулируется: образовательной программой (утвержденной методическим советом Школы),  учебно – тематическим планом (согласованным заместителем директора по учебно-воспитательной работе), индивидуальным планом (утвержденным заведующим отделением), планом работы отделения (утвержденным директором Школы).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: академический концерт, технический зачет, переводной академический концерт, итоговый экзамен, конкурсы, концерты, фестивали

II.   УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Первый и второй  класс

Содержание и виды  работ

Общее кол-во часов

Индивидуальные

занятия

(кол-во  часов в год)

в год

теория

практика

1

Элементарные  основы  

музыкальной  грамоты

2

2

-

2

Формирование первоначальных  

навыков владения инструментом

5

2

3

3

Работа над учебно-тренировочным

материалом  (упражнениями, гаммами,

этюдами)

15

2

13

4

Работа над произведениями

25

2

23

5

Слушание музыки  (в записи, в

исполнении педагога  и  старших  учеников)

4

1

3

Всего  часов

51

9

42

ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Третий   и   четвертый   класс

Содержание и виды  работ

Общее кол-во часов

Индивидуальные

занятия

(кол-во  часов в год)

в год

теория

практика

1

Формирование технических  и  

исполнительских  навыков (упражнения,

гаммы, арпеджио, аккорды, этюды)

18

2

16

2

Работа над произведениями

46

8

38

3

Слушание музыки  (в записи, в исполнении педагога  и  старших  учеников)

4

4

-

Всего  часов

68

14

54

ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Пятый, шестой и седьмой  класс

Содержание и виды  работ

Общее кол-во часов

Индивидуальные

занятия

(кол-во  часов в год)

в год

теория

практика

1

Формирование технических  и  

исполнительских  навыков  (упражнения,

гаммы, арпеджио, аккорды, этюды)

16

1

15

2

Работа над произведениями

46

8

38

3

Слушание музыки  (в записи, в исполнении педагога  и  старших  учеников)

6

2

4

Всего  часов

68

11

57

Содержание программы

Первый этап обучения

Первый и  второй  класс

  Учащийся  должен:

знать устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур, правила посадки и постановки рук, записи нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием инструмента (аккордеон), основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения;

уметь ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах изучаемого инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые песни и пьески;

овладеть первоначальными  техническими и исполнительскими навыками.

   В течение  1    года  обучения  преподаватель должен проработать с учеником:

  • гаммы До и Соль мажор. Мажорные гаммы, хроматическая гамма в две октавы в прямом движении; различными длительностями, штрихами и динамическими оттенками, определенным количеством нот на одном движение меха.
  • 12 различных по форме и характеру музыкальных произведений (народные песни и танцы, детские песенки, пьесы русских, зарубежных и советских авторов, этюды, ансамбли).

   В течение 2 года  обучения  учащийся должен  освоить:

  • мажорные гаммы До, Соль, Ре мажор. Мажорные гаммы, хроматическая гамма в две октавы в прямом движении; различными длительностями, штрихами и динамическими оттенками, определенным количеством нот на одном движение меха. Трезвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями отдельно каждой рукой.
  • 12 различных по форме и характеру музыкальных произведений (полифония, пьесы, этюды, ансамбли).

Зачетные  требования:

  В  течение  года  обучающийся  должен  выступить  не  менее  двух  раз  в год (1 полугодие академических  концерт - два  разнохарактерных   произведения, наизусть; 2 полугодие – переводной академических  концерт - два  разнохарактерных   произведения, наизусть).

Содержание  обучения.

      Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приемы и т. д. От вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика.

   Формирование навыков владения инструментом: посадка, постановка инструмента, знакомство с диапазоном, клавиатурой.   Особенности постановки правой и левой руки.  Начальные исполнительские навыки.  Значение  работы меха в комплексе  звукоизвлечения, способы звукоизвлечения и меховедения.  Воспитание аппликатурной дисциплины. Развитие  музыкально – слуховых  представлений  и  музыкально-образного  мышления.  Освоение  теоретических знаний:  чтение нот  в  басовом  и  скрипичном  ключе,  длительности нот, счет, паузы, динамика, интонация,  ритм,  лад,   интервал,  осознание понятие относительной высоты звуков.   Освоение ритмических закономерностей,  ритмического своеобразия жанров.  Освоение динамических оттенков, штрихов.  Развитие звукового воображения, музыкальных способностей:  слух, ритм, память.

Сообщение элементарных понятий о выразительных средствах музыки (мелодия, лад, метроритм и др.), подведение к пониманию их художественно выразительного значения.  Уяснение звуковысотных (лад, мелодическая линия) и временных (метр, ритм) свойств мелодии. Формирование умений работать над качеством звука и выразительностью исполнения (связь музыкальной фразировки с движением меха и т. п.).

Понимание наиболее простых форм (схем) музыкальных произведений, их значения для построения музыки, ее восприятия и целостности исполнения. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка (дифференциация наиболее ярких средств художественной выразительности). Развитие навыков самостоятельного разбора нотного текста.

Знакомство с понятиями, объясняющими закономерности строения музыки (ладовая, метроритмическая организация звуков, выразительное значение лада, метроритма и т. п.). Расширение знаний о средствах художественной выразительности (лад, метроритм, гармония и т. п.), вычленение их в восприятии; первичный дифференцированный анализ исполняемой музыки (сопоставление высотных свойств звуков, контрастных музыкальных образов и др.).

Формирование элементарных понятий о содержании в музыке. Развитие музыкальности (чувство лада, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство и др.). Воспитание самоконтроля при исполнении, самостоятельности творческих действий.

    Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.) выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование.

Привитие интереса к процессу обучения, к содержанию учебной работы. Активизация мыслительной деятельности, творческого воображения. Формирование навыков слушания исполняемого произведения с начала до конца.

Второй этап обучения

Третий   и   четвертый   класс

Опираясь на знания и умения, приобретенные  на 2 этапе обучения   обучающийся должен:

овладеть минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми для занятий на третьем  этапе обучения;

знать основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы второго периода обучения), некоторые виды многоголосия, приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений, основы коллективного музицирования;

уметь свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации и т. п., звуковысотных и временных особенностей мелодии, сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке, разбираться в несложных полифонических произведениях, играть в ансамблях (дуэт), оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно средней трудности музыкальные произведения.

Учащийся должен уметь также импровизировать различные музыкальные интонации, небольшие попевки, несложные мелодические образования на основе заданных тем, импровизировать мелодию по предложенным ритмическому рисунку и простой гармонической схеме, читать ноты с листа, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, подбирать песни и аккомпанемент к ним по слуху.

   В течение 3 года  обучения  учащийся должен  освоить:

  • мажорные гаммы До, Соль, Ре мажор; ля и до минор (3 вида) – в прямом движении 2 руками вместе в 2 октавы. Трезвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе.
  • 12 различных по форме и характеру музыкальных произведений (полифония, пьесы, этюды, ансамбли).

   В течение 4 года  обучения    учащийся должен  освоить:

  • мажорные гаммы До, Соль, Ре мажор; ля, фа-диез, до минор - в прямом движении 2 руками вместе в 2 октавы; мажорные гаммы терциями правой рукой отдельно; Короткие трезвучные арпеджио двумя руками вместе. Короткие четырехзвучные и длинные арпеджио отдельно каждой рукой. Тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе; хроматическая гамма; аккорды.
  • 12 различных по форме и характеру музыкальных произведений (крупная форма, полифония, пьесы, этюды, ансамбли).

Зачетные требования.

  В  течение  года  обучающийся  должен  выступить  не  менее  двух  раз  в  год (1 полугодие академических  концерт - два  разнохарактерных   произведения, наизусть; 2 полугодие – переводной академических  концерт - два  разнохарактерных   произведения, наизусть).

Содержание  обучения

Закрепление и углубление знаний, совершенствование умений и навыков, приобретенных на I этапе  обучения. Дальнейшее развитие способности понимать, эмоционально воспринимать музыку, Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству. Формирование и развитие слуховых навыков (вслушивание в звуки, различение их выразительного значения, осмысленное воспроизведение на инструменте, слуховой контроль над звучанием и т. п.). Дальнейшее развитие чувства лада, метроритма.

   Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке (проигрывание различных пьес, определение их характера, настроения, раскрытие содержания). Воспитание навыков грамотного и точного прочтения нотного текста. Исправление исполнительских недочетов (в извлечении звука, постановке, ведении меха, смене направлений его движения).

Овладение исполнительскими штрихами «акцент», «сфорцандо»; исполнение цезур. Совершенствование навыков ведения меха и смены направлений его движения, развитие умений пользоваться разнообразными динамическими градациями звучания инструмента, основными штрихами и приемами звукоизвлечения. Освоение большего диапазона правой клавиатур, совершенствование технических навыков левой руки (расширение ее функций). Совершенствование техники игры двойными нотами и аккордами (легато, стаккато, нон легато, портаменто и др.), развитие свободы исполнительского аппарата. Работа над упорядочением ритмики и динамики (ощущение сильной доли такта), формирование умений в области регуляции звучания инструмента (разнообразие динамических градаций, соразмерность прилагаемых усилий).

Разъяснение более сложных понятий из области музыки. Формирование навыков концентрации и распределения музыкального внимания (восприятие мелодии при воспроизведении ее на инструменте), прослушивания музыки, осмысленного «произношения» музыкальных звуков. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, выработка аппликатурных приемов, дальнейшее развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением.

Воспитание волевых качеств и самоконтроля. Развитие общих музыкальных способностей, дальнейшее формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее (установка на вслушивание в звуки, определение направления движения мелодии, различение ее ритмического рисунка и др.).

Уяснение значения интонации в выражении музыкальной мысли. Формирование положительных реакций на подлинно художественные произведения. Подведение к пониманию особенностей музыкально-образного языка, специфических средств художественной выразительности (звук, мелодия, ритм, гармония и т. п.), закономерностей движения мелодии и принципов ее строения, обусловленности гармонических функций, разъяснение их выразительного смысла.

Использование разнообразных по характеру, форме и жанрам музыкальных произведений. Формирование умений пользоваться методом сравнения (различие, сходство и др.). Выработка аппликатурной дисциплины (овладение систематизированной аппликатурой в гаммах и арпеджио, приспособление к особенностям звукоизвлечения при их игре).

Развитие интонационного и ладового чувства, исполнение наиболее простых полифонических произведений, знакомство с основами многоголосия. Воспитание определенного отношения к исполняемой музыке. Освоение более сложных штрихов и приемов игры (различные виды акцентов, элементарное филирование звука и др.).

Развитие мелодического слуха и на его основе — гармонического (параллельная работа над одноголосием и полифонией, игра специальных упражнений и т. п.), формирование других видов музыкального слуха (ритмический, тембровый, полифонический). Использование фактурно разнообразного репертуара, ускорение темпов его разучивания. Совершенствование исполнительского аппарата. Развитие творческой инициативы учащегося, преодоление формализма в исполнительской трактовке произведения, повышение исполнительской культуры.

Исполнение несложных (двухголосных) полифонических произведений, ознакомление с различными видами полифонии (подголосочная, контрастная, имитационная). Формирование умения самостоятельно разбирать полифонические произведения, навыков прочтения полифонического «письма», точности его исполнения. Развитие дифференцированного восприятия партии каждого голоса отдельно и в сочетании.

Овладение пальцевым и кистевым стаккато (однозвучные мелодические последовательности, двойные ноты, октавы, аккорды). Целенаправленное, гармоничное формирование музыкальных способностей (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память). Постепенное обучение коллективному исполнению (элементарное музицирование в ансамблях). Упрочение навыков чтения нот с листа и транспонирования в другие тональности (начиная с ранее игранных мелодий), развитие навыков подбора по слуху знакомых песен и народных танцев.

Понимание художественной исполнительской цели. Осуществление контроля над выразительностью, технической четкостью и ритмичностью игры. Разъяснение закономерностей формообразования, построения музыки, законов музыкальных явлений. Умение различать выразительные средства музыкального языка (мелодия, лад, метроритм и др.), их дифференцированное восприятие.

Совершенствование технической оснащенности (игра длительных арпеджио, скачков, более широкое применение двойных нот, аккордов, октав и др.). Развитие беглости пальцев. Расширение приемов репетиционной техники левой руки (сочетание репетиционной аппликатуры с другими ее вариантами), равномерное развитие пальцев, исполнение стаккато на левой клавиатуре инструмента.

Формирование навыков самостоятельности в решении различных музыкально-исполнительских задач (нахождение правильной и удобной аппликатуры, преодоление технических трудностей, работа над звуком и фразой, незаметной сменой направлений движения меха, нахождение нужных приемов игры и т. п.). Сообщения о музыкальных жанрах, жизни и творчестве композиторов, об эпохе, в которой были созданы исполняемые произведения.

Дальнейшее совершенствование аппликатурной дисциплины при игре гамм, арпеджио и аккордов. Воспитание навыков самостоятельности в выполнении домашних заданий. Формирование целостного восприятия музыкальных произведений, навыков художественного (выразительного) исполнения.

Обучение мысленному «проигрыванию» разучиваемых пьес. Осмысленная, выразительная игра (умение осознать средства художественной выразительности, при помощи которых создан конкретный художественный образ).

Свободное владение выученным материалом. Дальнейшее развитие пальцевой беглости, ловкости и изящества движений рук. Изучение основ музыкально-исполнительской техники игры на баяне (аккордеоне).

Третий этап обучения

Пятый, шестой и седьмой  класс

    Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на третьем  этапе обучения, углубляя и совершенствуя их

учащийся должен:

овладеть расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований третьего периода занятий;

знать специфические особенности звукообразования на аккордеоне, примерную шкалу силы их звучания, гамму возможных динамических оттенков, исполнительские приемы различного туше и уравновешивания звучания правой  и левой клавиатур инструмента, условные обозначения регистров, закономерности построения музыкальной формы (схемы), строение крупных музыкальных форм (сложная трехчасовая форма, сюита, соната, симфония), различные жанры и виды музыкального искусства, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений, значение художественной формы в выражении содержания музыки, особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки;

уметь различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание и идейно-эмоциональную направленность, раскрывать чувства и мысли, заложенные в ней, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, анализировать их ладотональные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные и стилевые особенности, оценивать музыку в единстве содержания и формы, рационально, активно, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, находить необходимые приемы работы над музыкальным произведением, намечать примерный исполнительский план, свободно владеть выученным музыкальным материалом, играть в ансамбле, в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно музыкальные произведения по программе курса.

   В течение 5 года обучения учащихся должен освоить:

  • Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Си, Ми-бемоль мажор; ля, до, фа-диез минор. Мажорные гаммы в унисон и октаву двумя руками в прямом движении, терциями – отдельно правой рукой. Мажорные гаммы До, Соль, Фа секстами правой рукой, в две октавы. Минорные гаммы двумя руками в прямом движении. Короткие и длинные четырехзвучные арпеджио двумя руками. Ломанные арпеджио отдельно каждой рукой. Тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками вместе. Хроматическая гамма в прямом и противоположном движении на полный диапазон.
  • 12 различных по форме и характеру музыкальных произведений (крупная форма, полифония, пьесы, этюды, ансамбли).

В течение 6 года обучения учащихся должен освоить:

  • Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Си, Ми-бемоль мажор, Ми мажор; ля, до, фа-диез минор. Мажорные гаммы и минорные гаммы (три вида) двумя руками в прямом движении; несколько гамм терциями, секстами и октавами правой рукой. Короткие и ломанные в прямом движении двумя руками  вместе. Тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками вместе.
  • 12 различных по форме и характеру музыкальных произведений (крупная форма, полифония, пьесы, этюды, ансамбли).

   В течение 7 года  обучения    учащийся должен:

  • совершенствовать  свои  навыки  в  игре  гамм,  арпеджио,  аккордов,  выученных в   предыдущих   классах;
  • освоить  6 различных по форме и характеру музыкальных произведений (крупная форма, полифония, пьесы, этюды, ансамбли).

Итоговые  требования:

      В  течение  года  обучающийся  5-6 классов должен  выступить  не  менее  двух  раз  в год (1 полугодие академических  концерт - два  разнохарактерных   произведения, наизусть; 2 полугодие – переводной академических  концерт - два  разнохарактерных   произведения, наизусть).

     Технический зачет проводится в старших классах (5 - 6 классы) два раза в год – в 1 полугодии (этюд - наизусть) и 2 полугодии (гаммы – наизусть, со всеми изучаемыми видами в данном классе).    

     Обучающийся 7 класса  на  прослушиваниях  с  выпускной  программой (наизусть)  не  менее  3-х  раз  в  год (1 полугодие – первое прослушивание, 1-2 произведения; 2 полугодие – 2 раза; второе прослушивание – 1-2 произведения, третье прослушивание – 3 произведения).

     По окончании курса обучения на итоговом  экзамене (7 класс), учащийся исполняет наизусть три произведения различных  по  характеру  и  стилю (одно из них виртуозного характера), возможно исполнение одного произведения в ансамбле (детский состав).

 

Содержание  обучения

Совершенствование усвоенных ранее специальных (практических) умений и навыков.

     Использование учебно-тренировочного материала различного характера, этюдов большей протяженности; разнообразие их фактуры (гаммообразные движения, различные виды фигурации, арпеджио, двойные ноты, октавы и др.). Дальнейшая выработка и упрочение оценочного отношения к исполняемым музыкальным произведениям. Применение штриховых и ритмических различий при исполнении гамм и арпеджио, овладение систематизированной аппликатурой в гаммах и арпеджио. Все  гаммы  и   арпеджио  с  IV  года  обучения  следует  играть,  используя различные штрихи  и несложный ритмический рисунок. Включение в репертуар пьес этюдного характера (на смешанные виды техники), развитие подвижности, силы и «цепкости» пальцев в этюдах и упражнениях.

 Упрочение навыков точности и грамотности прочтения музыкального текста (нотных знаков, нюансов, штрихов и других авторских указаний). Дальнейшее развитие октавной и аккордовой техники (приобретение свободы движения в исполнении интервалов, «беззвучная» подмена пальцев и др.).

Совершенствование техники управления мехом («гибкость» и разнообразие его ведения, активные мелкие манипуляции левой частью корпуса инструмента, активизация атаки звука; внезапные ускорения и замедления, краткие остановки в движениях меха). Приобретение технической «выносливости», достижение «легкости» исполнения, свободы владения инструментом.

Совершенствование умений пользоваться разными уровнями динамического звучания инструмента и звуковыми контрастами в процессе исполнения (субито пиано, субито форте, форте пиано и др.), навыков сочетать различные штрихи в партии правой руки (двух -, трехголосие). Усвоение более сложных приемов игры (акцентированное стаккато, элементы мехового тремоло). Прочное овладение основными типами техники правой руки (поступательные и арпеджированные последовательности, длительные гармонические фигурации, аккорды, репетиционная октавная техника, восходящие и нисходящие октавные последовательности). Дальнейшее развитие техники левой руки (использование четырех пальцев). Работа над выразительностью звучания инструмента (извлечение звука, движения меха, «звуковедение» и т. п.).

Усложнение и углубление теоретического и музыкально-художественного материала на основе ранее полученных музыкальных впечатлений, знаний, умений и навыков. Расширение круга музыкальных образов и исполнительских задач.

Формирование умений анализировать мелодию (выразительность, звуковысотные соотношения, интонационный строй, характер, развитие, тембровые качества), уяснение закономерностей ее построения. Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме музыкальных произведений: трехчастная (простая и сложная), свободная форма, вариации и др. Совершенствование понятий о метроритмических особенностях музыки (понятие о ритмическом пульсе). Воспитание способности более тонкого вслушивания в музыку и углубленного осознания ее художественно-выразительных средств. Развитие эстетического восприятия музыкального образа: понимание выразительного значения мелодии, гармонии, ритма и т. п. в рамках различных стилей (ритмические, агогические особенности и др., знакомство с живописью, архитектурой, поэзией данной эпохи). Углубление знаний о художественной форме музыкального искусства.

Использование более широкого разнообразия стилей и характеров включаемых в учебный план музыкальных произведений. Понимание стилевых особенностей творчества различных композиторов (характерный отпечаток эпохи, национальности, индивидуальности композитора и т. п.). Исполнение сочинений более крупной формы, небольших произведений концертного плана.

Формирование рациональной системы приемов работы над музыкальным произведением, техническими трудностями, умения читать ноты с листа. Воспитание исполнительской воли, сосредоточенности внимания. Самостоятельное решение доступных художественно-исполнительских задач, определение целесообразности найденных исполнительских приемов. Умение применять полученные знания в практической жизни. Воспитание потребности слушания музыки по радио, в грамзаписях и в концертах.

Система и порядок контроля качества

прохождения образовательной программы

Промежуточная аттестация

Промежуточной    аттестации подлежат   обучающиеся  1-6 классов  Школы. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося, усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения.

Процесс прохождения обучающимся образовательной программы регламентируется: образовательной программой (утвержденной методическим советом Школы),  учебно – тематическим планом (согласованным заместителем директора по учебно-воспитательной работе), индивидуальным планом (утвержденным заведующим отделением), журналом учета успеваемости и посещаемости, планом работы Школы (утвержденным директором Школы).

Для установления фактического уровня освоения теоретических и практических знаний, умений и навыков обучающихся по предметам учебного плана проводится текущий контроль успеваемости. Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий обучающегося.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме контрольных уроков, академических концертов, переводных академических концертов, технических зачетов (зачетов), прослушиваний, исполнение программы на концертах (конкурсах).

Технические зачёты (зачеты) проводятся  в течение учебного года и предполагают публичное исполнение исполнительской программы. Зачеты  по  проверки  технической  подготовки  обучающихся  проводятся   ежегодно  с  3 (по  пятилетнему  сроку  обучения)  и  4 - 5  (по  семилетнему  сроку  обучения) класса, по решению отделения технический зачет может проводиться со 2 класса.

Проверка  технической  подготовки  обучающихся проводятся  в  присутствии  заведующего и преподавателя отделения,  в соответствии образовательной программе, плана отделения утвержденного директором Школы.

Академический концерт (переводной академический концерт, исполнение программы на концерте и конкурсе, прослушивание) предполагает публичное исполнение исполнительской программы.

Академические  концерты  проводятся  не  менее  двух  раз  в  год.  Первый  академический  концерт  проводится  по  результатам  работы  в  первом   полугодии,  второй   -  переводной   академический  концерт,  проводится  в  конце  учебного  года.

Выступления обучающихся проводятся в присутствии заведующего и преподавателей отделения, с обязательным методические обсуждением рекомендательного характера и оценивания выступления обучающегося.

Показателем качества освоения и выполнения образовательной программы обучающихся  является  его выступления на: академических концертах, переводных академических концертах, технических зачетах, прослушиваниях,  итоговом экзамене, исполнение программы на концертах и различных конкурсах.

Оценивание знаний, умений, навыков обучающихся проводится по: пятибалльной системе - 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), не аттестация (пропуски занятий по уважительной и неуважительной причине) либо  по  двухбалльной  шкале  «зачет»,  «незачет».  Преподаватель имеет  право  оценивать  выступление обучающегося,  добавляя  к  основной  оценке  «+» (плюс),  или  « - » (минус).

Критерии оценки исполнения на музыкальном инструменте: музыкальность; виртуозные  возможности; культура  звука; понимание  стиля; художественная  трактовка  и  правильно  выбранные  средства  музыкальной  выразительности (темп,  динамические  оттенки,  артикуляция,  интонация,  аппликатура); ансамблевый  строй; культура  исполнения; артистичность; сценический  вид.

Результат  прохождения и выполнения образовательной  программы фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся в следующий класс. Обучающиеся не освоившие образовательную программу (из-за систематического непосещения занятий) и имеющие не аттестацию по одному и более предметам, по заявлению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение в том же классе или по заявлению родителей (законных представителей) могут быть отчислены из Школы.

Обучающиеся могут быть освобождены от промежуточной аттестации:

а) по состоянию здоровья на основании заключения справки медицинского учреждения и решения педагогического совета Школы, при условии успеваемости обучающегося  по всем предметам;

б) лауреаты, дипломанты, участники международных, всероссийских, окружных, зональных, районных  конкурсов (текущего учебного года);

в) исполнение сольного (афишного) концерта.

Обучающимся, заболевшим в период проведения зачетов, академических концертов и т.д., четверная (годовая) оценка выставляется по текущим оценкам.

Обучающимся, не согласны с четвертной (годовой) оценкой, оценкой за выступление на контрольных уроках, зачетах, академических концертах и т.д., по заявлению родителей (законных представителей) и решению преподавателей отделения, может быть предоставлена возможность сдачи материала данного предмета. Сроки сдачи материала согласовываются с заведующим отделения.

Во всех классах всех отделений Школы выставляются четвертные и годовых оценки по всем предметам учебного плана. Годовая оценка по предмету ставится с обязательным учетом результатов промежуточной аттестации. Годовая оценка  выставляется  по  пятибалльной шкале, без  знаков « + »  и  « - ». При  выставлении  годовой  оценки  учитывается  следующее: оценка    работы обучающегося  по  результатам  каждой четверти; оценка  выступления обучающегося   на контрольных уроках, зачетах, академических  концертах и т.д.

Обучающимся, по заявлению родителей (законных представителей), может быть предоставлено право досрочной сдачи зачетов, академических концертов и т.д.

Преподаватели специальных дисциплин обязаны донести до сведения обучающихся  и родителей (законных представителей) итоги успеваемости и решение педагогического совета Школы о переводе обучающегося, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года в письменном виде под роспись родителей  (законных представителей) с указанием даты ознакомления.

Оценки промежуточной аттестации обучающихся вносятся в мониторинг учебно-воспитательного процесса отделения,  в индивидуальный план обучающегося,  в журнал учёта успеваемости и посещаемости.

Обучающиеся, аттестованные по предметам учебного плана приказом директора МБУ ДОД «Детская школа искусств» переводятся в следующий класс.

         

Итоговая аттестация

Освоение образовательных программ завершается итоговой аттестацией выпускников.

Итоговой аттестации подлежат   обучающиеся  выпускного класса Школы.

Процесс прохождения обучающимся образовательной программы регламентируется: образовательной программой (утвержденной методическим советом Школы),  учебно – тематическим планом (согласованным заместителем директора по учебно-воспитательной работе), индивидуальным планом (утвержденным заведующим отделением), журналом учета успеваемости и посещаемости, планом работы Школы (утвержденным директором Школы).

Для  проведения  итоговой  аттестации обучающихся,  приказом  директора Школы создается  экзаменационная  комиссия,  в  которую  входят  ведущие  преподаватели  школы.  Состав комиссии утверждается приказом директора Школы. Председателем  экзаменационной комиссии является директор Школы или его заместитель по учебно-воспитательной работе. Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на председателя экзаменационной комиссии.

Итоговая  аттестация  осуществляется  по  графику проведения выпускных экзаменов,  утвержденному  приказом  директора  Школы.  График проведения выпускных экзаменов, доводится  до  сведения  выпускника  не  менее  чем  за  две  недели  до  начала  итоговой  аттестации. График экзаменов вывешивается на информационном стенде для обучающихся.

Итоговая аттестация (итоговый экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамены проводятся в выпускном классе в соответствии с учебными планами Школы.

Итоговая  аттестация обучающихся  включает  в  себя  экзамен  по  специальности в соответствии  с  действующим  учебно-тематическим  планом  в  выпускном  классе.

Прослушивания обучающихся  выпускного  класса  проходят  в  течение  года  не  менее  трех  раз (один раз в первом полугодии, два раза во втором полугодии)  обыгрывая  наизусть (с оценкой)  произведения  выпускной (сольной)  программы. Прослушивание предполагает публичное исполнение исполнительской программы. Прослушивания по специальности обучающихся проводятся в присутствии заведующего и преподавателей отделения, с обязательным методические обсуждением рекомендательного характера и оценивания выступления обучающегося.

Итоговый  экзамен  по  специальности  включает  в  себя:  исполнение  наизусть трех различных по характеру и стилю произведения (одно из них произведение виртуозного характера). Возможно исполнение одного произведения в ансамбле (детский состав).

Показателем качества освоения и выполнения образовательной программы обучающихся  является  его выступления на: прослушиваниях, конкурсе, итоговом экзамене.

Оценивание знаний, умений, навыков обучающихся проводится по: пятибалльной системе - 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), не аттестация (пропуски занятий по уважительной и неуважительной причине), либо  по  двухбалльной  шкале  «зачет» или «незачет».  Преподаватель имеет  право  оценивать  выступление обучающегося,  добавляя  к  основной  оценке  «+» (плюс),  или  « - » (минус).

Критерии оценки исполнения на музыкальном инструменте: музыкальность; виртуозные  возможности; культура  звука; понимание  стиля; художественная  трактовка  и  правильно  выбранные  средства  музыкальной  выразительности (темп,  динамические  оттенки,  артикуляция,  интонация,  аппликатура); ансамблевый  строй; культура  исполнения; артистичность; сценический  вид.

От  сдачи итогового экзамена  освобождаются обучающиеся:

а) по  состоянию  здоровья на основании заключения справки медицинского учреждения, при условии успеваемости обучающегося  по всем предметам;

б) лауреаты, дипломанты, участники международных, всероссийских, окружных, зональных, районных  конкурсов (текущего учебного года при наличии диплома);

в)  исполнении сольного (афишного) концерта.

Обучающимся, заболевшим в период проведения прослушиваний, контрольных уроков четверная (годовая) оценка выставляется по текущим оценкам.

Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируемой в свидетельстве об окончании Школы. При неудовлетворительной оценке, полученной обучающимся на итоговой аттестации, не может быть выставлена положительная итоговая оценка по соответствующему предмету. Если экзаменационная оценка ниже, чем годовая, вопрос об итоговой оценке данного обучающегося выносится на рассмотрение педагогического совета Школы.

Итоговая оценка   по  специальности в  свидетельство  об  окончании  Школы  выставляется  на  основе  годовой  оценки  за  предпоследний    учебный  год  и  оценки  на  итоговом  экзамене. Лауреатам, дипломантам и участникам международных, всероссийских, окружных, зональных, районных  конкурсов (текущего учебного года), исполнители сольной (афишной) программы,  итоговая оценка   по  специальности в  свидетельство  об  окончании  Школы  выставляется  на  основе  годовой  оценоки.

В  случае  несогласия  обучающихся  и  их  родителей  с  выставленной  итоговой  оценкой,  она  может  быть  пересмотрена.    Основанием  для  пересмотра  является  письменное   заявление   родителей, представленное  в  экзаменационную  комиссию  на  следующий  день  после  итогового экзамена. Приказом  директора  Школы  создается  экзаменационная комиссия  в  составе  трех  преподавателей,  которая  в  присутствии  родителей  обучающегося  прослушивает  программу (выступление)  обучающегося  и  определяет  соответствие  выставленной  оценки    фактическому  уровню  его  знаний.  Решение  комиссии  оформляется  протоколом   и  является  окончательным.

На итоговый экзамен по специальности преподаватель предоставляет экзаменационной комиссии следующие документы: индивидуальный план обучающего (с выставленными оценками по всем годам обучения, характеристиками); личная карта обучающегося; заполненный бланк свидетельства об окончании Школы.

Обучающимся, по заявлению родителей (законных представителей), может быть предоставлено право досрочной сдачи итогового экзамена если они по уважительным причинам не могут сдать экзамен в установленные сроки.

Оценки итоговой аттестации обучающихся вносятся в мониторинг учебно-воспитательного процесса отделения,  в индивидуальный план обучающегося,  в журнал учёта успеваемости и посещаемости.

Выпускникам Школы, прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об окончании Школы на основании решения педагогического совета и приказа директора Школы.

В свидетельство об окончании Школы выставляются итоговые оценки по предметам учебного плана, которые изучались выпускником Школы с первого по последний год обучения по соответствующей образовательной программе.

Выпускникам Школы,  получившим неудовлетворительную оценку по итоговому экзамену, не явившийся на итоговый экзамен без уважительной причине, либо не имеющие положительную итоговую оценку по одному и более предметам,  т.е. не прошедшие итоговую аттестацию, выдаётся справка об обучении данного выпускника Школы.

Выпускникам Школы,  не прошедшие итоговую аттестацию, по заявления родителей (законных представителей) могут быть установлены дополнительные сроки для сдачи итоговых экзаменов. Успешно сдавшие итоговые экзамены в установленные сроки, выдается свидетельство об окончании Школы.

Требования к уровню выпускников

(ожидаемые результаты)

В результате освоения  данной образовательной программы обучающиеся должен:

- уметь исполнять музыкальные произведения;

- уметь грамотно разбирать и разучивать произведения;

- уметь читать с листа несложные произведения;

- владеть музыкальной терминологией;

- иметь свой репертуар;

 -уметь сделать полный анализ музыкального произведения.

Условия реализации программы

1. Средства обучения:

              Баян (тип) - «Этюд» для первого этапа обучения;

            - «Рубин-6» - для второго этапа обучения;

            - «Юпитер-юниор» - для третьего этапа обучения.

2. Методическое обеспечение:

- наличие утвержденной образовательной программы;

- учебно – методическая литература;

- индивидуальные планы обучающихся;

- фонотека.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для преподавателей

Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. - М., 1980

Акимов Ю. Школа игры на баяне. - М, 1981

Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 3-5 классов. - М., 1979

Алексеев А. Методика обучения игре на баяне. - М, 1978

Ансамбли аккордеонов вып. 1-12. -М, 1977-1987

Браудо И. Артикуляция.-Л., 1973

Говорушко П. Школа игры на баяне. - Л., 1981

Двилянский М. Избранные пьесы и этюды для аккордеона. - М, 1994

Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приемов ведения меха баянистами.-Л., 1985

Липе Ф. Искусство игры на баяне. - М, 1985

Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. - М., 1977

Мирек А. Школа игры на аккордеоне. - М, 1980

Мирек А. История гармоник. -М., 1974

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М, 1987

Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио для выборного баяна. - К., 1982

Репертуар аккордеониста вып. 1-24. -М., 1979-1981

Ризолъ Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. - М,

1977

Четкий С. Школа игры на выборном баяне. - К., 1978

Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. -

М., 1987

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - М., 2002

Эстрадная музыка для аккордеона вып. 1-2.- М., 1991

Этюды для аккордеона вып. 1-9. -М., 1976-1980


для обучающихся и их родителей

Альбом   начинающего  баяниста.   Вып. 7/Сост.  А. Чиняков. М. 1972.

Альбом начинающего баяниста. Вып. 9. М., 1973.

Альбом   начинающего  баяниста.  Вып. 10/Сост.  А. Чиняков.М., 1974.

Альбом  начинающего  баяниста.  Вып. 12/Сост. А. Чиняков. М., 1975.

Альбом начинающего баяниста.  Вып. 15/Сост. А. Чиняков. М., 1978.

Альбом  начинающего баяниста.  Вып. 20/Сост. А. Чиняков. М., 1979.

Альбом  начинающего баяниста. Вып. 21/Сост. А. Чиняков. М., 1980.

Альбом начинающего баяниста. Вып. 26/Сост. М. Цыбулин. М., 1982.

Баян в музыкальной школе. Сборник пьес для I—II классов. Вып. 4/Сост. Ф. Бушуев. М., 1970.

Педагогический репертуар баяниста детских музыкальных школ (1—2 классы). Вып. 3/Сост. Ф. Бушуев. М., 1973.

Педагогический репертуар баяниста детских музыкальных школ (1—2 классы). Вып. 4/Сост. Ф. Бушуев, А. Чиняков. М., 1974.

Педагогический репертуар баяниста детских музыкальных школ (1—2 классы). Вып. 6/Сост. В. Грачев, А. Крылусов. М., 1975.

Первые шаги баяниста. Вып. 100/Сост. Ф. Бушуев. М., 1973.

Первые шаги баяниста. Вып. 106/Сост. В. Машков. М., 1973.

Хрестоматия баяниста для детских музыкальных школ (1 — 2 классы )/Сост. Ю. Акимов, В. Грачев. М., 1973.

Хрестоматия баяниста для детских музыкальных школ (1— 2 классы )/Сост. А. Крылусов. М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», "МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" , для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессия 19727 ШТУКАТУР

Владения указанным видом профессиональной деятельности и даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обучающийся в ходе освоения дисциплины должен приобрести  практически...

Рабочая программа учебной дисциплины "Дополнительный музыкальный инструмент" ( аккордеон, баян)

Рабочая  программа учебной дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (аккордеон, баян)» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое делоРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое дело

Программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело  и разработана:- на основе федерал...