Рабочая программа "Волшебная глина"
рабочая программа по теме

Ордынская Наталья Николаевна

Рабочая программа "Волшебная глина" (доп. образование) 2 года  обучения

для детей младшего и среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_glina.docx48.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

 Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации.

 Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.

            Актуальность обуславливается важностью  декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.

Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».

            Новизна данной программы определяется учётом особенностей детей  доступностью  теоретического и практического материала,  небольшие материальные затраты,  зримые результаты работы.

            Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская игрушка ,пятигорская керамика, игрушки и сувениры г. Коврова,. декоративное панно и др. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.

• Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать   своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.

• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.

• Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.

• Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.

            Педагогическая целесообразность  программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе  привития  трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.        

                                     

Программа строится в объеме:

Для групп    4      часа в неделю.

                     16     часов в месяц.

  1. часов в год.  

Возрастные особенности детей данного возраста: в группе занимаются дети школьного возраста, частично имеющие навыки лепки и не имеющие навыки лепки.

Цели и задачи программы.

Цель программы: Создание условий для развития  детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.

Задачи:

• Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.

             • Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.

• Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.

• Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

• Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

• Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.

• Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.

      Организационно- педагогические основы обучения

Возраст обучающихся – 7-16 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: данная программа рассчитана на два года обучения. В зависимости от того в какой группе, ребёнок занимается на 1- м и 2-м году обучения объём программы может изменяться.

 Объём программы – 288 часов, которые распределяются следующим образом:

                    Первый год обучения – 144 часа;

                    Второй год обучения – 144 часа.

                      Второй год обучения – 144 часов  

Распределение обучающихся по группам, производится в соответствии с их уровнем подготовленности и с учётом желания самих детей и подростков.

 -Формы  и методы обучения:

типовое занятие,  собеседование, консультация, , практическое упражнение, самостоятельная работа, учебная игра, беседа, конкурс,

            Режим занятий:

Для групп 1-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа

Для групп 2-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, либо 2 раза в неделю по 3 часа (для творческой группы в составе группы второго года обучения – дополнительно три часа в неделю).

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

                            После окончания 1 года обучения обучающиеся

 знают:

•  требования техники безопасности при работе с глиной,

•  этапы изготовления изделий из глины,

•  виды изделий из глины, народные промыслы,

•  виды художественной обработки изделий из глины;

умеют:

• делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции,

 • с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из глины по программе.

владеют:

• технологией лепки простейших изделий из глины.

                             После окончания 2 года обучения, обучающиеся

 знают:

 • использование керамических изделий в современном быту, связь их с историческим прошлым народа;

 • технологию художественных изделий из глины;

умеют:

• работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно-прикладного искусства.

владеют

• технологией самостоятельного  изготовления изделий из глины, сюжетных композиции, технологией  декоративной отделки керамики;

• технологию заготовки и хранения глины;

• способы эстетического оформления сувениров и подарков;

• вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок.

владеют:

- Критерии  оценки достижений учащихся путем:

  Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• развитие художественного вкуса;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

• анализ;

• игра-конкурс;

• викторина;

• выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• тестирование;

• опрос.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;

• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;

• формирование художественно-эстетического вкуса;

• участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

• высокий;

• средний;

            • низкий.

                           УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 –го  ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название блока      

Общее кол-во

   часов.

1

Вводное занятие    Правила техники безопасности.  

       2

2

Цветоведение

       2

3

В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм.(конструктивный способ)

       

      24

4

Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин)

      26

5    

Народная игрушка( Дымковская  Каргопольская и др)

      56

6

Сувениры., подарки

      18

7

«Веселый колокольчик»

        4

8

Сюжетные композиции на тему русских народных сказок

        6

9

Глиняная посуда(жгутовой способ)

        4

10

Итоговое занятие.

        2

                                                                                    Итого:

     144  

                         

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   1-го года

п/п

                         Тема

Теория

практика

Кол-во

Час.

1

Сентябрь

Вводное занятие.

 знакомство с детьми.  Правила техники безопасности, поведения. Беседа о истории керамики, проба материала (особенности глины) Формообразование. ( шар-цилиндр-жгут шар-конус).

 

   1,5

 

     0,5

    2

2

Цветоведение. Краски ,способы смешивания ,консистенция, этапы росписи.

   

   1,5          

    0,5

    2

3

В мире животных:(малые скульптурные формы) беседа о повадках, пропорциях. лепка на основе иллюстраций, показа работ

детей  прошлых лет.

 Скульптура малой формы.

«божья коровка на листике». Оправка изделия, сушка,  роспись.

    1

   

    3

 

     4

4

Скульптура малой формы.

«Улитка - покажи  рожки». Оправка изделия, сушка, роспись.

 

    1

   

 

    3

     

     4

Скульптура малой формы.

«Ежик на полянке». Оправка изделия. Сушка. Роспись.

    1

 

    3

     

     4

6

Октябрь

Скульптура   малой формы.

«Белочка с грибочком» Оправка изделия,    роспись.

    1

    3

     4

7

Декоративное панно: «Дары осени». Оправка, сушка, роспись.

   

    1

 

    3

   

     4

8

Скульптура малой формы.

«золотая рыбка»

Оправка, сушка, роспись.

    1

     3

     4

9

Декоративное панно (соленое тесто)

«Лисичка-сестричка». Сушка. Роспись.

    1          

     3

     4

 

10                

Ноябрь

Дымковская игрушка. История промысла,

Особенности лепки и росписи Освоение скульптурного способа лепки. Лепка по образцу. «Уточки на пруду». Оправка, сушка, роспись   ( отработка узоров на бумаге)                                                                                                                    

    1,5

   4,5

   

    6

11

Дымковская игрушка. «Два гуся». Оправка, сушка, роспись

    1,5

   4,5

    6

12

Декоративное панно.  «Снегири на веточке». Оправка, сушка, роспись.                                                        

    1

    3

   

    4

13

Декабрь

Снеговик (подсвечник). Оправка, сушка, роспись,

    1

 

    3

   4

14

Сувениры к Новому году 

Символ  года. Сушка, роспись

    1

    3

 

   4

15

Сувенир «Дед мороз» Оправка, сушка, лепка.

    1

     3

   4

16    

«Веселый колокольчик» История Колокольчика. Лепка, оправка, сушка,

роспись

    1

     3

   4

17

Январь

Дымковская игрушка. Сюжетная лепка по сказке  «колобок» Оправка Сушка,

    2

 

    6

  8

18

«Сказочная Избушка» (по мотивам дымковской росписи)

    1

    3

 

  4

19

Дымковская игрушка. «Плетень»

Лепка по образцу, оправка, сушка, роспись.

    1

    3

  4

 

20

Февраль.

Декоративное панно.  (глина или пластилин)

«Зимушка, зима!»

    1

 

      3

   

   4

 

21

Сувенир. Подарок папе.( Слоник, черепашка  и др. на выбор ребенка) Лепка, оправка, сушка,  роспись.

    1

      3

   4

22

Декоративное панно( глина или соленое тесто)

«Цветы для любимой мамы» Лепка, оправка, сушка, роспись.

    1,5

     4,5

   

   6

23

Лепка посуды. «Красивая чашечка» (жгутовой способ).Оправка, сушка

    0,5

      1,5

   2

23

Март

Роспись изделия «Красивая чашечка» ( по мотивам гжельской росписи)

    0,5

 

      1,5

   2

24

Дымковская игрушка

«Лошадка» Лепка по образцу, оправка, сушка, роспись.

    1

      3

   

   4

25

Сюжетная лепка (коллективная работа) по

Мотивам русских народных сказок. Оправка, сушка роспись.

     1,5

     4,5

  6

26

Декоративное панно на тему  Весна. «Грачи прилетели»( глина или пластилин)

     1

      3

   4

27

Апрель

Сувениры к празднику «Пасха».

 

     1,5

     4,5

   6

28

Каргопольская  игрушка.

Исторический очерк. Лепка «Собачка и котик»(по образцу)

Оправка, сушка роспись.

     1,5

     4,5

   6

29

Каргопольская  игрушка. «Хозяин леса-медведь» (по образцу)

Оправка, сушка роспись.

      1

      3

   4

30

31    

Май

Каргопольская  игрушка. Коллективная работа по мотивам сказок (Авторские, народные) Оправка, сушка роспись.

Знакомство с Филимоновским промыслом.

История. Особенности лепки. Отличия формы и орнамента.

«Петушок».Лепка, оправка, сушка, роспись,(отработка приемов росписи на бумаге)

    1,5

     1

    4,5

     3

 

   

   6

   

   4

32

Филимоновская  игрушка «Зайчик» Лепка по образцу, оправка, сушка, Роспись.

     1

     3

   4

33

Итоговое занятие. Подведение итогов года, награждения  грамотами.

   

   2

Итого

144

                          УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 –го  ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Название блока      

Общее кол-во

   часов.

1

Вводное занятие    Правила техники безопасности.  

2

2

В мире животных

16

3

Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин)

26

5    

Народная игрушка( Дымковская  Каргопольская Филимоновская и др)

36

6

Сувениры., подарки

28

7

«Веселый колокольчик»

8

8

Сюжетные композиции

14

9

Глиняная посуда (литье)

6

10

Пятигорский  промысел

10

Итоговое занятие.

2

                                                                                    Итого:

144 ч

                       

                                     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  2-го  года

п/п

                         Тема

Теория

практика

Кол-во

Час.

1

Сентябрь

Вводное занятие.

Правила техники безопасности, поведения. Планы и задачи обучения. Требования к учащимся.

  0,5

   1,5

2

2

Сюжетная композиция.

«Осенняя сказка». Оправка изделия, сушка,  роспись.

   1

   3

4

3

Декоративный колокольчик «Ёженька».

Оправка изделия, сушка, роспись.

    1

 

     3

4

4

Декоративное панно «Осенние мотивы» Оправка изделия, сушка, роспись.

    1

      3  

 

4

5

Дикие животные (слон, жираф, бегемот и др.) на выбор. Лепка из шамота.

Оправка изделия, сушка, роспись.

    0,5

      1,5

 

2

6

Октябрь

Дикие животные (продолжение).

Оправка изделия, сушка, роспись.

    1,5

     4,5

6

7

Пятигорская керамика. «Чудо рыбы». Композиция из трёх рыб.

Оправка, сушка, роспись.

    1,5

     4,5

6

8

Пятигорская керамика. «Котик», «Зайчик», и др.

Оправка, сушка, роспись.

    1

      3  

 

4

9

Ноябрь

Декоративное панно (соленое тесто)

«Корзинка с выпечкой». Сушка. Роспись.

   

    1

     

      3  

 

4

 

10                

Дымковская игрушка. История промысла,

Особенности лепки и росписи. Лепка сюжетных композиций на выбор ребёнка. Оправка, сушка, роспись, (отработка узоров на бумаге)                                                                                                                    

 

  1,5

     

   4,5

6

11

Коллективная работа на тему крестьянского быта, народных праздников, гуляний. Беседа о народных традициях, предметах быта, костюмах. Разработка эскиза. Детальная проработка. Оправка, сушка, роспись.

 

   1,5

   

     4,5

6

12

Декабрь

Декоративное панно на тему «Зима». Оправка, сушка, роспись.

   

    1

     

      3  

 

4

13

Сувениры к Новому году

Символ  года. Сушка, роспись.

   

    1

     

      3  

 

4

14

Сувенир «Подсвечник». Оправка, сушка, лепка.

    1

      3

4

15    

«Веселый колокольчик». Оправка, сушка,

роспись.

 

    1

     3

4

16

Январь

Игрушка по мотивам Ковровского промысла Сюжетная лепка по сказке  «По щучьему велению» Оправка, сушка, роспись.

    2

     6

8

17

Декоративное панно «любимое животное»

Оправка, сушка, роспись.

    1,5

     4,5

6

18

Дымковская игрушка. Сюжетные композиции на тему: сказки А.С.Пушкина

, оправка, сушка, роспись.

    0,5

     1,5

2

19

Февраль.

Продолжение сюжетных композиций

Сувенир. Подарок папе. (на выбор ребенка) Лепка, оправка, сушка,  роспись.

 

   1,5

   1  

     

    4,5

     3

6

4

20

Декоративное панно (глина или соленое тесто)

«Цветы для любимой мамы» Лепка, оправка, сушка, роспись.

    1

     3

4

21

Лепка посуды. Литье в гипсовые формы.

Оправка, сушка

 

    0,5

     1,5

2

22

Март

Роспись вазы. Составление эскиза , орнамента на бумаге

    1

      3

4

23

Сувениры к празднику «Пасха».

   

   1,5

   

   4,5

   6  

24

Филимоновская  игрушка История промысла. Особенности лепки и росписи.

Лепка свистульки «Свинка, петушок» Оправка,  сушка, роспись

    1,5

     4,5

   6

25

Апрель

Каргопольская  игрушка.

Лепка сюжетных композиций на выбор (образцу)

Оправка, сушка роспись.

     2

      6

   8

26

Копилка «Котик»( «Собачка», «Свинка» и другое животное) Оправка, сушка, роспись

    1,5

     4,5

 

   6

27

В мире животных. «Забавный лягушонок»

Лепка на каркасе. Оправка, сушка,

    0,5

      1,5

   2

28

Май

Продолжение работы Роспись.

    1,5

     4,5

     

   6

29

     

Декоративное панно «Яблонька в цвету»

Рисование эскиза. Оправка, сушка, роспись.

     1

     3

   

   4

 

30

Лепка «дерева дружбы» и колокольчиков.

     1

     3

   4

31

Итоговое занятие. Подведение итогов года, награждения  грамотами.

   

   2

Итого

144

              СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дурасов Г.П  « Каргапольская глиняная игрушка-Л 1986
  2. ДайнГ.Л.    «Игрушечных дел мастер»- М 1994.
  3. Богуславская И.Я. «Русская глинная игрушка»- М ,1975
  4. Некрасов М.А. «Современное народное искусство»-Л. 1980
  5. Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла» - Л.1980.
  6. Алексахин Н.Н. «Волшебная глина» -М.,1987
  7. Шпикалова Т.Я. «Бабушкины уроки. Народное искусство

Русского севера.-М.,2001

  1. Дайн Г.Л. «Русская игрушка» - М.1987

             Литература  для  обучающихся:

1.Неменский Б.М. – просвещение,1991г. «Изобразительное искусство и   художественный труд.

2.Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла»,Послушная глина.

3. «Народное творчество» журнал №5

4.Шевчук В.А. «Дети и народное творчество»- М,1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Волшебный мир оригамми для начальной школы

ПРОГРАММА    разработана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также  рассмотрены дополнительные образов...

Сценарий "Волшебная глина"

Специально для дополнительных занятий с детьми мной был разработан целый цикл практических занятий. Апробация всего цикла программы прошла на базе подростково - молодежного объединения «Симбирцит» г. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Волшебная ниточка» (общекультурное направление) внеурочная деятельность для учащихся 5 класса

По  целевой  направленности  она  является  прикладной  и  предназначена    для  обучающихся  5  класса,  которой  могут...

Модель образовательной среды на примере программы по декоративно прикладной деятельности "Волшебная глина". Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей).

Цели занятия: Подача нового материала,принципы поиска и работы с информацией сетевых контентов,алгоритм составления проекта,что такое проектная деятельность,для чего она нужна. Способствовать развитию...

Рабочая программа: "Волшебная бумага"

Моя рабочая программа по бумагопластике....

Рабочая программа "Волшебный текстиль"

Рабочая программа предусматривает изучение производства и профессий текстильной промышленности, знакомство с историей и современными направлениями развития данной отрасли. Изучение теоретического мате...