Рабочая программа "Волшебная глина"
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Волшебная глина" (доп. образование) 2 года обучения
для детей младшего и среднего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_glina.docx | 48.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».
Новизна данной программы определяется учётом особенностей детей доступностью теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская игрушка ,пятигорская керамика, игрушки и сувениры г. Коврова,. декоративное панно и др. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
• Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
• Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
• Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Программа строится в объеме:
Для групп 4 часа в неделю.
16 часов в месяц.
- часов в год.
Возрастные особенности детей данного возраста: в группе занимаются дети школьного возраста, частично имеющие навыки лепки и не имеющие навыки лепки.
Цели и задачи программы.
Цель программы: Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.
Задачи:
• Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.
• Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.
• Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.
• Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
• Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
• Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.
• Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.
Организационно- педагогические основы обучения
Возраст обучающихся – 7-16 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: данная программа рассчитана на два года обучения. В зависимости от того в какой группе, ребёнок занимается на 1- м и 2-м году обучения объём программы может изменяться.
Объём программы – 288 часов, которые распределяются следующим образом:
Первый год обучения – 144 часа;
Второй год обучения – 144 часа.
Второй год обучения – 144 часов
Распределение обучающихся по группам, производится в соответствии с их уровнем подготовленности и с учётом желания самих детей и подростков.
-Формы и методы обучения:
типовое занятие, собеседование, консультация, , практическое упражнение, самостоятельная работа, учебная игра, беседа, конкурс,
Режим занятий:
Для групп 1-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
Для групп 2-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, либо 2 раза в неделю по 3 часа (для творческой группы в составе группы второго года обучения – дополнительно три часа в неделю).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
После окончания 1 года обучения обучающиеся
знают:
• требования техники безопасности при работе с глиной,
• этапы изготовления изделий из глины,
• виды изделий из глины, народные промыслы,
• виды художественной обработки изделий из глины;
умеют:
• делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции,
• с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из глины по программе.
владеют:
• технологией лепки простейших изделий из глины.
После окончания 2 года обучения, обучающиеся
знают:
• использование керамических изделий в современном быту, связь их с историческим прошлым народа;
• технологию художественных изделий из глины;
умеют:
• работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно-прикладного искусства.
владеют
• технологией самостоятельного изготовления изделий из глины, сюжетных композиции, технологией декоративной отделки керамики;
• технологию заготовки и хранения глины;
• способы эстетического оформления сувениров и подарков;
• вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок.
владеют:
- Критерии оценки достижений учащихся путем:
Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
• развитие художественного вкуса;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
• анализ;
• игра-конкурс;
• викторина;
• выставка.
Методы проверки:
• наблюдение;
• тестирование;
• опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
• формирование художественно-эстетического вкуса;
• участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 –го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название блока | Общее кол-во часов. |
1 | Вводное занятие Правила техники безопасности. | 2 |
2 | Цветоведение | 2 |
3 | В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм.(конструктивный способ) |
24 |
4 | Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин) | 26 |
5 | Народная игрушка( Дымковская Каргопольская и др) | 56 |
6 | Сувениры., подарки | 18 |
7 | «Веселый колокольчик» | 4 |
8 | Сюжетные композиции на тему русских народных сказок | 6 |
9 | Глиняная посуда(жгутовой способ) | 4 |
10 | Итоговое занятие. | 2 |
Итого: | 144 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года
№ п/п | Тема | Теория | практика | Кол-во Час. |
1 | Сентябрь Вводное занятие. знакомство с детьми. Правила техники безопасности, поведения. Беседа о истории керамики, проба материала (особенности глины) Формообразование. ( шар-цилиндр-жгут шар-конус). |
1,5 |
0,5 | 2 |
2 | Цветоведение. Краски ,способы смешивания ,консистенция, этапы росписи. |
1,5 | 0,5 | 2 |
3 | В мире животных:(малые скульптурные формы) беседа о повадках, пропорциях. лепка на основе иллюстраций, показа работ детей прошлых лет. Скульптура малой формы. «божья коровка на листике». Оправка изделия, сушка, роспись. | 1 |
3 |
4 |
4 | Скульптура малой формы. «Улитка - покажи рожки». Оправка изделия, сушка, роспись. |
1
|
3 |
4 |
Скульптура малой формы. «Ежик на полянке». Оправка изделия. Сушка. Роспись. | 1 |
3 |
4 | |
6 | Октябрь Скульптура малой формы. «Белочка с грибочком» Оправка изделия, роспись. | 1 | 3 | 4 |
7 | Декоративное панно: «Дары осени». Оправка, сушка, роспись. |
1 |
3 |
4 |
8 | Скульптура малой формы. «золотая рыбка» Оправка, сушка, роспись. | 1 | 3 | 4 |
9 | Декоративное панно (соленое тесто) «Лисичка-сестричка». Сушка. Роспись. | 1 | 3 | 4 |
10 | Ноябрь Дымковская игрушка. История промысла, Особенности лепки и росписи Освоение скульптурного способа лепки. Лепка по образцу. «Уточки на пруду». Оправка, сушка, роспись ( отработка узоров на бумаге) | 1,5 | 4,5 |
6 |
11 | Дымковская игрушка. «Два гуся». Оправка, сушка, роспись | 1,5 | 4,5 | 6 |
12 | Декоративное панно. «Снегири на веточке». Оправка, сушка, роспись. | 1 | 3 |
4 |
13 | Декабрь Снеговик (подсвечник). Оправка, сушка, роспись, | 1 |
3 | 4 |
14 | Сувениры к Новому году Символ года. Сушка, роспись | 1 | 3 |
4 |
15 | Сувенир «Дед мороз» Оправка, сушка, лепка. | 1 | 3 | 4 |
16 | «Веселый колокольчик» История Колокольчика. Лепка, оправка, сушка, роспись | 1 | 3 | 4 |
17 | Январь Дымковская игрушка. Сюжетная лепка по сказке «колобок» Оправка Сушка, | 2 |
6 | 8 |
18 | «Сказочная Избушка» (по мотивам дымковской росписи) | 1 | 3 |
4 |
19 | Дымковская игрушка. «Плетень» Лепка по образцу, оправка, сушка, роспись. | 1 | 3 | 4
|
20 | Февраль. Декоративное панно. (глина или пластилин) «Зимушка, зима!» | 1 |
3 |
4
|
21 | Сувенир. Подарок папе.( Слоник, черепашка и др. на выбор ребенка) Лепка, оправка, сушка, роспись. | 1 | 3 | 4 |
22 | Декоративное панно( глина или соленое тесто) «Цветы для любимой мамы» Лепка, оправка, сушка, роспись. | 1,5 | 4,5 |
6 |
23 | Лепка посуды. «Красивая чашечка» (жгутовой способ).Оправка, сушка | 0,5 | 1,5 | 2 |
23 | Март Роспись изделия «Красивая чашечка» ( по мотивам гжельской росписи) | 0,5 |
1,5 | 2 |
24 | Дымковская игрушка «Лошадка» Лепка по образцу, оправка, сушка, роспись. | 1 | 3 |
4 |
25 | Сюжетная лепка (коллективная работа) по Мотивам русских народных сказок. Оправка, сушка роспись. | 1,5 | 4,5 | 6 |
26 | Декоративное панно на тему Весна. «Грачи прилетели»( глина или пластилин) | 1 | 3 | 4 |
27 | Апрель Сувениры к празднику «Пасха». |
1,5 | 4,5 | 6 |
28 | Каргопольская игрушка. Исторический очерк. Лепка «Собачка и котик»(по образцу) Оправка, сушка роспись. | 1,5 | 4,5 | 6 |
29 | Каргопольская игрушка. «Хозяин леса-медведь» (по образцу) Оправка, сушка роспись. | 1 | 3 | 4 |
30 31 | Май Каргопольская игрушка. Коллективная работа по мотивам сказок (Авторские, народные) Оправка, сушка роспись. Знакомство с Филимоновским промыслом. История. Особенности лепки. Отличия формы и орнамента. «Петушок».Лепка, оправка, сушка, роспись,(отработка приемов росписи на бумаге) | 1,5 1 | 4,5 3 |
6
4 |
32 | Филимоновская игрушка «Зайчик» Лепка по образцу, оправка, сушка, Роспись. | 1 | 3 | 4 |
33 | Итоговое занятие. Подведение итогов года, награждения грамотами. |
2 | ||
Итого | 144 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 –го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название блока | Общее кол-во часов. |
1 | Вводное занятие Правила техники безопасности. | 2 |
2 | В мире животных | 16 |
3 | Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин) | 26 |
5 | Народная игрушка( Дымковская Каргопольская Филимоновская и др) | 36 |
6 | Сувениры., подарки | 28 |
7 | «Веселый колокольчик» | 8 |
8 | Сюжетные композиции | 14 |
9 | Глиняная посуда (литье) | 6 |
10 | Пятигорский промысел | 10 |
Итоговое занятие. | 2 | |
Итого: | 144 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года
№ п/п | Тема | Теория | практика | Кол-во Час. |
1 | Сентябрь Вводное занятие. Правила техники безопасности, поведения. Планы и задачи обучения. Требования к учащимся. | 0,5 | 1,5 | 2 |
2 | Сюжетная композиция. «Осенняя сказка». Оправка изделия, сушка, роспись. | 1 | 3 | 4 |
3 | Декоративный колокольчик «Ёженька». Оправка изделия, сушка, роспись. | 1 |
3 | 4 |
4 | Декоративное панно «Осенние мотивы» Оправка изделия, сушка, роспись. | 1 | 3
| 4 |
5 | Дикие животные (слон, жираф, бегемот и др.) на выбор. Лепка из шамота. Оправка изделия, сушка, роспись. | 0,5 | 1,5
| 2 |
6 | Октябрь Дикие животные (продолжение). Оправка изделия, сушка, роспись. | 1,5 | 4,5 | 6 |
7 | Пятигорская керамика. «Чудо рыбы». Композиция из трёх рыб. Оправка, сушка, роспись. | 1,5 | 4,5 | 6 |
8 | Пятигорская керамика. «Котик», «Зайчик», и др. Оправка, сушка, роспись. | 1 | 3
| 4 |
9 | Ноябрь Декоративное панно (соленое тесто) «Корзинка с выпечкой». Сушка. Роспись. |
1 |
3
| 4 |
10 | Дымковская игрушка. История промысла, Особенности лепки и росписи. Лепка сюжетных композиций на выбор ребёнка. Оправка, сушка, роспись, (отработка узоров на бумаге) |
1,5 |
4,5 | 6 |
11 | Коллективная работа на тему крестьянского быта, народных праздников, гуляний. Беседа о народных традициях, предметах быта, костюмах. Разработка эскиза. Детальная проработка. Оправка, сушка, роспись. |
1,5 |
4,5 | 6 |
12 | Декабрь Декоративное панно на тему «Зима». Оправка, сушка, роспись. |
1 |
3
| 4 |
13 | Сувениры к Новому году Символ года. Сушка, роспись. |
1 |
3
| 4 |
14 | Сувенир «Подсвечник». Оправка, сушка, лепка. | 1 | 3 | 4 |
15 | «Веселый колокольчик». Оправка, сушка, роспись. |
1 | 3 | 4 |
16 | Январь Игрушка по мотивам Ковровского промысла Сюжетная лепка по сказке «По щучьему велению» Оправка, сушка, роспись. | 2 | 6 | 8 |
17 | Декоративное панно «любимое животное» Оправка, сушка, роспись. | 1,5 | 4,5 | 6 |
18 | Дымковская игрушка. Сюжетные композиции на тему: сказки А.С.Пушкина , оправка, сушка, роспись. | 0,5 | 1,5 | 2 |
19 | Февраль. Продолжение сюжетных композиций Сувенир. Подарок папе. (на выбор ребенка) Лепка, оправка, сушка, роспись. |
1,5 1 |
4,5 3 | 6 4 |
20 | Декоративное панно (глина или соленое тесто) «Цветы для любимой мамы» Лепка, оправка, сушка, роспись. | 1 | 3 | 4 |
21 | Лепка посуды. Литье в гипсовые формы. Оправка, сушка |
0,5 | 1,5 | 2 |
22 | Март Роспись вазы. Составление эскиза , орнамента на бумаге | 1 | 3 | 4 |
23 | Сувениры к празднику «Пасха». |
1,5 |
4,5 | 6 |
24 | Филимоновская игрушка История промысла. Особенности лепки и росписи. Лепка свистульки «Свинка, петушок» Оправка, сушка, роспись | 1,5 | 4,5 | 6 |
25 | Апрель Каргопольская игрушка. Лепка сюжетных композиций на выбор (образцу) Оправка, сушка роспись. | 2 | 6 | 8 |
26 | Копилка «Котик»( «Собачка», «Свинка» и другое животное) Оправка, сушка, роспись | 1,5 | 4,5 |
6 |
27 | В мире животных. «Забавный лягушонок» Лепка на каркасе. Оправка, сушка, | 0,5 | 1,5 | 2 |
28 | Май Продолжение работы Роспись. | 1,5 | 4,5 |
6 |
29
| Декоративное панно «Яблонька в цвету» Рисование эскиза. Оправка, сушка, роспись. | 1 | 3 |
4
|
30 | Лепка «дерева дружбы» и колокольчиков. | 1 | 3 | 4 |
31 | Итоговое занятие. Подведение итогов года, награждения грамотами. |
2 | ||
Итого | 144 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дурасов Г.П « Каргапольская глиняная игрушка-Л 1986
- ДайнГ.Л. «Игрушечных дел мастер»- М 1994.
- Богуславская И.Я. «Русская глинная игрушка»- М ,1975
- Некрасов М.А. «Современное народное искусство»-Л. 1980
- Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла» - Л.1980.
- Алексахин Н.Н. «Волшебная глина» -М.,1987
- Шпикалова Т.Я. «Бабушкины уроки. Народное искусство
Русского севера.-М.,2001
- Дайн Г.Л. «Русская игрушка» - М.1987
Литература для обучающихся:
1.Неменский Б.М. – просвещение,1991г. «Изобразительное искусство и художественный труд.
2.Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла»,Послушная глина.
3. «Народное творчество» журнал №5
4.Шевчук В.А. «Дети и народное творчество»- М,1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Волшебный мир оригамми для начальной школы
ПРОГРАММА разработана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также рассмотрены дополнительные образов...
Сценарий "Волшебная глина"
Специально для дополнительных занятий с детьми мной был разработан целый цикл практических занятий. Апробация всего цикла программы прошла на базе подростково - молодежного объединения «Симбирцит» г. ...
Сценарий "Волшебная глина"
Специально для дополнительных занятий с детьми мной был разработан целый цикл практических занятий. Апробация всего цикла программы прошла на базе подростково - молодежного объединения «Симбирцит» г. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Волшебная ниточка» (общекультурное направление) внеурочная деятельность для учащихся 5 класса
По целевой направленности она является прикладной и предназначена для обучающихся 5 класса, которой могут...
Модель образовательной среды на примере программы по декоративно прикладной деятельности "Волшебная глина". Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей).
Цели занятия: Подача нового материала,принципы поиска и работы с информацией сетевых контентов,алгоритм составления проекта,что такое проектная деятельность,для чего она нужна. Способствовать развитию...
Рабочая программа: "Волшебная бумага"
Моя рабочая программа по бумагопластике....
Рабочая программа "Волшебный текстиль"
Рабочая программа предусматривает изучение производства и профессий текстильной промышленности, знакомство с историей и современными направлениями развития данной отрасли. Изучение теоретического мате...