Рабочая программа: "Волшебная бумага"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Моя рабочая программа по бумагопластике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog._bumagoplastika.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
ГБПОУ СПО РО «ВПК»
Кружок по бумагопластике «Волшебная бумага»
Утверждено:
___________
___________
___________
Учебная программа:
«Волшебная бумага»
Вид: модифицированная
Возраст детей: 8-10 лет
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации: 1 год
Выполнила:
Милаева Анна Владимировна
Должность:
Студентка группы: ПДО-4.3
Волгодонск
2016г
Пояснительная записка
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, плетение, создание картин).
«Волшебная бумага» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Цель данной программы — создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- Воспитание интереса к искусству оригами;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Сроки реализации программы.
Курс «Волшебная бумага» рассчитана на один год обучения. Занятия первого года обучения проводятся согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп 10–12 человек. Программа адресована детям 8-10 лет.
Основные направления и содержание деятельности
В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом: две основные техники работы с бумагой соответствуют полугодиям обычного учебного года (самая простая техника, оригами, - в первом полугодии, а самая сложная, квиллинг, - в последнем полугодии); учебные занятия групповые, проводятся по три часа два раза в неделю; учебные группы формируются по возрасту; учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий (в начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой, а затем - в зависимости от конкретного выбора заданий учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель с какой-то определенной группой или воплощают в жизнь свое индивидуальное решение).
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие: в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении); знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при работе; обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, Интернет-ресурсами, посвященными тематике раздела; знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей; обеспечение готовыми выкройками-развертками, модулями или другими деталями для занятий; объяснение и показ основных приемов работы, выявление общих и универсальных деталей.
Воспитательный процесс организован следующим образом: путем совместного обсуждения с ребятами возможного применения отдельных моделей или композиций из них, определение места каждого ученика в этой общей работе (или роли "солиста": ученик делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно, или роли участника общего "хора": каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет ее самостоятельно); путем поиска аналогий с занятиями по другим предметам.
Ожидаемые результаты:
В конце первого года дети должны овладеть:
– практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;
– уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
– работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
Бумажная филигрань | 28 | 4 | 24 | |
«Мир насекомых» | 24 | 2 | 22 | |
Газетная пластика | 20 | 4 | 16 | |
Цветочные композиции | 24 | 2 | 22 | |
«Зеркало природы» | 16 | 4 | 12 | |
«Милые вещицы» | 24 | 4 | 20 | |
Экскурсии. Выставки | 4 | 2 | 2 | |
Итоговое занятие | 2 | 2 | - | |
Итого | 144 | 24 | 120 |
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория- Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с декоративно- прикладным творчеством.
Материалы и принадлежности .
2. Бумажная филигрань.
Теория - Знакомство с бумажной пластикой. Цветовидение.
Практика – Приемы работы с бумагой. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
Основные формы; круглый ролл, листочек, изогнутый глаз, треугольник (квадрат, прямоугольник), ромб, крученое сердце/стрелка, полумесяц, заячье ушко, звезда, птичья лапка, гусиная лапка, конус.
Упражнение по схеме: применение основных форм(круглый ролл,листочек), Упражнение по схеме: применение основных форм (ромб,крученое сердце).Основные формы: тугая спираль. Конструирование из основных форм. Упражнение по схеме: применение основных форм (тугая спираль,круглый ролл).Технология изготовления бахромчатой полоски. Изготовление образца по схеме с применением ролл(тугая спираль, гусиная лапка, листочек, круглый ролл)
3. «Мир насекомых»
Теория - Познакомить с понятием «композиция», «эскиз». Способы и правила ее составления. Использование техники квиллинга.
Практика – Выполнение композиции: Бабочка», «Кузнечик», «Божья коровка» Упражнение: скручивание бахромчатых полосочек.
4. Газетная пластика
Теория – Традиции предков. Плетение из газет ,новый вид рукоделия. Знакомство с понятием интерьер, декоративный эффект.
Практика – подготовка газетных полос (нарезание, скручивание в трубочки), Изготовление карандашницы. Декоративная плетенка .
5. Цветочные композиции
Теория – Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Техника изготовления. Применение формы в композициях. Цветовая гамма. Изготовление панно.
Практика – Изготовление бахромчатых цветов. Изготовление ромашки. Изготовление листьев. Композиция «Лето», композиция «Рябина».
6. «Зеркало природы»
Теория – Знакомство с понятием «коллективная работа». Выбор «ведущего». Обсуждение предстоящей работы.
Практика – Коллективная работа. Композиция из основных форм.
7. «Милые вещицы»
Теория – Как дарить подарки сделанные своими руками. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Технология выполнения объемных композиций.
Практика – Сувенир «Попугай». Изготовление поздравительной открытки. Изготовление шкатулочки.
Изготовление корзиночки с цветами.
8. Экскурсии. Выставки
Теория - Знакомство с понятием выставочный зал, вернисаж. Правило изготовления этикеток на работы
Практическая работа - Оформление изделий при демонстрации на выставке декоративно-прикладного творчества
9. Итоговое занятие.
Отбор лучших работ, оформление выставки, организация итоговой персональной выставки. Подведение итогов за весь год обучения. Зачет.
Условия для реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребенка должен быть отдельный стол и набор необходимых инструментов. Необходим шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы, стенды для размещения образцов изделий.
Материалы и инструменты:
Бумага, картон (цветной, белый, гофрированный) калька, салфетки, цветная бумага, креп бумага, старые газеты, журналы, салфетки, фантики, тетради, бархатная бумага, бумага различной фактуры, нитки, бумажный шпагат, скрепки, клей, клейстер, резак, шило, ножницы, пинцет, макетный нож, приспособление для скручивания роллов, линейка-шаблон, шаблоны с круглыми отверстиями, двухсторонний скотч, линейка, циркуль, ластик, простой и цветные карандаши, краски, синтетические кисти, копирка, фломастеры и т. д.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Тема | Применяемые_пед. технологий | Форма проведения занятий | Приемы и методы организации УВП | Дидактический материал. | Формы подведения итогов | |
1 | Вводное занятие | Развивающего обучения, Обучения в сотрудничестве | Беседа, игры | Словесный | Доклад, презентация, наглядный материал | Устный _ | |
2 | Бумажная филигрань | Развивающего обучения | Беседа, Практическая работа | Словесный, Наглядный, Инструктивно-продуктивный метод | Доклад, презентация, наглядный материал | Устный, практический | |
3 | «Мир насекомых» | Развивающего обучения | Беседа, Практическая работа | Словесный, Наглядный, Инструктивно-продуктивный метод | Доклад, презентация, наглядный материал | Устный, практический | |
4 | Газетная пластика | Развивающего обучения | Беседа, Практическая работа | Наглядный, Словесный, Инструктивно-продуктивный метод | Доклад, презентация, наглядный материал | Устный, практический | |
5 | Цветочные композиции | Развивающего обучения | Беседа, Практическая работа | Наглядный, Словесный, Инструктивно-продуктивный метод | Доклад, презентация, наглядный материал | Устный, практический | |
6 | «Зеркало природы» | Развивающего обучения | Беседа, Практическая работа | Проектные методы, Словесный | Доклад, презентация, наглядный материал | Устный, практический | |
7 | «Милые вещицы» | Развивающего обучения | Беседа, Практическая работа | Наглядный, Инструктивно-продуктивный метод, Словесный | Доклад, презентация, наглядный материал | Устный, практический | |
8 | Экскурсии. Выставки | Развивающего обучения | Беседа | Наглядный | наглядный материал | Устный | |
9 | Итоговое занятие | Развивающего обучения | Беседа, игры, обсуждения | Словесный | Доклад, презентация, наглядный материал | Устный |
Список используемой литературы.
1.Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
3.Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
4.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству."Искусство в школе", Москва 19
5.С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с
6.С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
7.Зайцева А.А. «Искусство квилинга: магия бумажных лент», М.: Эксмо, 2009;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Волшебный мир оригамми для начальной школы
ПРОГРАММА разработана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также рассмотрены дополнительные образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Волшебная ниточка» (общекультурное направление) внеурочная деятельность для учащихся 5 класса
По целевой направленности она является прикладной и предназначена для обучающихся 5 класса, которой могут...
Рабочая программа "Волшебная глина"
Рабочая программа "Волшебная глина" (доп. образование) 2 года обучениядля детей младшего и среднего школьного возраста....
Дополнительная образовательная программа "Волшебная бумага"
Программа кружка "Радуга творчества".Мне было очень интересно составлять эту программу. Моим воспитанникам нравится постигать азы различных творческих техник....
Программа "Волшебная бумага"
Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыра...
Рабочая программа "Волшебный текстиль"
Рабочая программа предусматривает изучение производства и профессий текстильной промышленности, знакомство с историей и современными направлениями развития данной отрасли. Изучение теоретического мате...
Рабочая программа "Волшебная лепка"
Рабочая программа...