Сценарий "Волшебная глина"
классный час по теме
Специально для дополнительных занятий с детьми мной был разработан целый цикл практических занятий. Апробация всего цикла программы прошла на базе подростково - молодежного объединения «Симбирцит» г. Ульяновска, досуговые клубы которого посещает более 6000 тыс. детей. Особой популярностью среди ребят пользуется занятие «Волшебная глина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_v_strane_glin.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Волшебная глина».
Возраст: 7-11 лет.
Время: 1 час. 30 минут.
Цель: познакомить с историей гончарного промысла.
Задачи, реализуемые в ходе занятия подразделяются на группы:
Задача образовательного плана:
Познакомить с процессом керамического производства.
Задача развивающего плана:
Развивать навыки гончарного дела.
Задача воспитательного плана:
Воспитывать чувство исторической памяти.
. Задача исследовательского плана:
Показать историческо-эволюционные процессы на примере гончарного промысла.
Задача творческого плана:
Создать благоприятные условия для протекания творческого процесса у детей с учетом их возрастных и интеллектуальных особенностей.
Оборудование:
пробники с разными сортами глины;
принесите на занятие разнообразные керамические изделия: фарфоровые чашки, старые крынки, осколки керамики (если имеется возможность, то имейте образцы древней керамики);
кисточки, краски, глина для лепки;
заготовки бусин, из которых можно сделать украшения (на этом этапе работы можно заменить глину гипсом);
видеоряд, который зрительно подкрепляет рассказ;
визитные карточки, в которые затем ребята впишут своё имя
Ход занятия.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мастерскую гончара. Скажите, кто такие гончары?
Учащиеся: Это люди, которые делают посуду.
Учитель: Правильно, но не только. Сегодня нам предстоит узнать много нового. Усаживайтесь поудобнее. И так, мы начинаем наше путешествие.
Первый этап занятия «Знакомство с древним производством».
Учитель: Подскажите, что такое керамика?
Учащиеся: Это изделия из обожженной глины.
Учитель: А Вы знаете, как древний человек «открыл» керамику?
Учащиеся: Он смешал глину с водой, слепил их нее сосуд.
Учитель: Существует легенда, что человек увидел след на дороге после дождя и поднял коричневое «тесто». Он заметил, что оно пластичное, стал мять его в руках, познавать его отношение с водой и огнем, человек стал гончаром и МАСТЕРОМ.
- Посмотрите на керамические изделия, которые стоят на нашем демонстрационном столе. Что из этого Вам знакомо?
Учащиеся: Тарелка, ложка, ваза, глиняные игрушки, кувшин-крынка.
Учитель: А что хранили, и сейчас хранят в крынке?
Учащиеся: Молоко.
Учитель: Благодаря особому свойству глины оно долго остается свежим. Ребята, но из глины можно делать не только посуду. В древнем мире существовала страна, которую иногда называют «страной глин». Там из глины делали и жернова, столы, скамьи, гвозди для соломенных циновок, писали на сырой глине острыми палочками, знали гончарный круг и умели обжигать кирпич. Называлось это государство Месопотамия (V в. До н.э). А что сейчас делают из глины?
Учащиеся: Посуду. Кирпич, керамическую плитку ..
Учитель: Ребята, посмотрите на наши фарфоровые чашки, как Вы думаете, из чего они сделаны?
Учащиеся: Из глины?!
Учитель: Да, фарфор – это плотный керамический материал, получаемые спеканием массы огнеупорной глины, каолина, полевого шпата и кварца. Цвета глины сложны и нечисты: желтовато-коричневый с краснотой; серовато – белые с пропадающей голубизной, зеленовато – бурые в черноту – целая гамма, бесконечная цветная игра!!! В глинах есть растворимые соединения железа, имеются красящие вещества, гумус и лигнит, есть смола, воск. На земле встречаются глины самые разные. Бывают и особенные, редкие, порой одно такое месторождение – на всю планету.
- У нас есть образцы разных пород глин. Помогите мне определить, где находится какая.
Учащиеся: Это глина белая, немного с желтоватым отливом.
Учитель: Правильно.
Учащиеся: Эту легко отличить – розовая глина!
Учитель: Правильно!
Учащиеся: А эта глина сероватая с голубым отливом. Возможно, серая или голубая.
Учитель: Это образец голубой глины.
- У меня в руке загадочный предмет, что это?
Учащиеся: Это кожаный мешок. В нем племена, которые живут в пустыни хранят питьевую воду.
Учитель: Назначение этого предмета Вы угадали! Но открою небольшой секрет, что даже при его изготовлении не обошлось без глины. Сначала горшечник формует глиняный горшок. Его сушат на жарком солнце, после чего он, готов. Потом горшок заворачивают в выскобленную верблюжью кожу – тонкую, мягкую, размоченную. Высохнув на сосуде, кожа, повторив, скопировав форму горшка, сама становится сосудом. Глиняную первооснову уничтожают, а кожаный горшок разрисовывают.
Второй практический этап «»
Учитель: Для дальнейшего путешествия нам необходимо разделится на 3 команды. Каждый из Вас достает из Волшебного горшочка номер той команды, в которой он будет работать. Команды к отправлению готовы?
Учащиеся: Да.
Учитель: Нам предстоит выполнить ряд сложных испытаний, которые для нас подготовил Мастер-гончар.
Гончар: Сейчас каждая команда получит по кусочку древней керамики. Ваша задача: с помощью опыта, интуиции и знаний описать его и рассказать его историю.
Команда № 1: У нас, наверное, очень древний осколок керамического изделия: он толстый, неровный и совсем не похож на современные изделия.
Гончар: Молодцы. Осколок действительно древний, он принадлежит племенам именьковской культуры, которые в древние времена проживали на территории нашей области (IV-VII н.э.). Толстый он, потому что его лепили вручную. Посмотрите повнимательнее, на внешней поверхности заметны небольшие вмятины, которые оставил древний мастер.
Команда №2: А у нас тоже древней осколок, он весь черный, но очень ровный и гладкий.
Гончар: Ваш осколок пришел к нам из средневековой страны Волжская Булгария. Это большое, мощное государство располагалось на территории Среднего Поволжья в X-XIII вв., основали его выходцы из Дунайской Болгарии, которые бежали от воинственных племен в степи Средней Волги. Если посмотрите повнимательнее, то на тыльной стороне можете заметить бороздки – это следы от гончарного круга. Благодаря ему можно было придать сосуду любую форму и сделать стенки ровными. А черный он, потому что его красили. Окрашивание керамики в черный цвет достигалось различными способами, при которых органическое вещество выгорало не полностью. Черную окраску поверхность сосуда приобретала также при погружении его в масло и нагревании до невысокой температуры. Близкий эффект получался при обжиге сосуда в среде с органическим веществом, например, в опилках или рубленой соломе.
Команда №3: Мы думаем, что у нас современный осколок. Я, например, видел похожие изделия у нас дома.
Гончар: В чем-то Вы правы, но не совсем. Осколок этого изделия действительно похож на современные керамические изделия только с виду. Достался от нам от крынки, которая была сделана в конце XIX в., стояла в мелочной лавке, упала, разбилась. А процесс производства передавался из поколения в поколение. Специалисты, характеризуя такие изделия, употребляют такой термин как «Русская керамика».
Учитель: Мы справились с испытанием?
Гончар: Успешно, поэтому приглашаю Вас в гости в свою мастерскую. Предлагаю постичь искусство керамического производства на практике.
Учитель: Возникновение гончарного производства разрешало важнейшие хозяйственные задачи: хранение жидкостей (воды, жиров, меда, молока) и сыпучих веществ (зерна, муки, красок, сухих ягод), приготовление пищи (механическая и химическая переработка – варка, тушение). Глиняная посуда лучше сберегала продукты питания от высыхания, испарения, загнивания, от поедания грызунами, муравьями, различными насекомыми и домашними животными. Она позволяла накапливать запасы, что делало жизнь более обеспеченной и устойчивой. Запасы, кроме того, предоставляли человеку досуг, благоприятствовали развитию ремесел и искусства, техническому прогрессу и духовной культуре. Был найден способ превращать рыхлую горную породу – глину, рассыпающуюся в руках или становящуюся от вязкой и пластичной, в камень по любой заданной форме.
Гончар: Перед Вами стоит глина уже готовая для лепки. Я добавил в неё отощитель, который позволит нам снизить липкость, ускорить испарение воды, сдержит излишнюю усадку для сушки. А первые горшки они начали лепить из той глины, которую находили вблизи жилья, пользуясь ею без добавлений отощителя. Нередко глина, особенно красная, уже содержит в себе известный процент песка, служащего естественным отощителем. Одной из технологических задач, которую древнейшим гончарам приходилось решать, было дозирование воды, определяющее степень влажности глиняного теста. Стоило влить воды чуть больше, чем следовало, глина сильно прилипала к рукам, затрудняла лепку, стенки сосудов оседали и расползались. Если воды было недостаточно, стенки сосудов отвердевали, трескались и крошились раньше, чем их успевали вылепить. Предварительное испытание сосудов, сделанных из глины с естественным отощителем, происходило в процессе их сушки. Если процент заключенного в глине песка был мал, но сосудах появлялись трещины, делавшие их негодными для обжига. Жирная глина в чистом виде мало пригодна для работы, поэтому мой прадед добавлял в неё измельченную солому, ракушки и навоз. Наша глина прошла специальную серию операций, которые сделали мои ученики: Вымораживание, выветривание, разделку, сушку, размочку, размол, растирку, просев, отмучивание и замешивание отощителя. А Вам осталось лишь сделать тесто, влив воду. Но помните: от того сколько жидкости в глине зависит судьба Вашего изделия.
-Ваши руки должны научиться чувствовать глину, а душа – одухотворять сделанное вашими руками. Это может показаться кому-то слишком простым и необязательным, но поверьте, ваше изделие не затеплится никогда внутренним светом, если вы не передадите ему частичку своего душевного тепла, не наполните своей энергией. За несколько часов, нам придется освоить опыт, наработанный нашими предками за несколько тысяч лет. Возьмите в руки немного глины, всмотритесь в неё, попытайтесь несколькими движениями пальцев вылепить из вашего комочка глины волшебную птицу. Сейчас Вы свободны в своем творчестве.
Учитель: Теперь, когда тесто для работы готово, каждая команда будет осваивать ранние способы производства керамической посуды.
Гончар: Первая команда будет изготовлять свой сосуд наиболее ранним способом - выдавливанием из шарообразного кома влажной глины большими пальцами обеих рук необходимой формы. Таким способом делали или формовались, как говорят гончары чаши или кубки, так как величина их зависела от размера глиняного шара. Форму сосуда Вы можете выбрать сами. Хотя когда я постигал эти азы, рисовал сначала свой кубок на бумаге, а потом творил из глины.
Вторая команда будет знакомиться со способом, который позволял создавать более совершенные формы и не ограничивал масштабы изделий. Наращивание глиняных лент производилось по спирали или замкнутыми кольцами. Для выравнивания поверхности сосуда существовало много приемов. Мы с Вами будем выравнивать с помощью плоской гальки. Этот сосуд наращивается со дна и заканчивается венчиком. Остродонные сосуды обычно начинали с венчика и кончали дном. Лепка таким способом идет следующим образом: один сидит против другого, накладывает спирали глиняных лент и соединяет их края в соответствии с заданной формой. Третий – раскатывает руками комки глины. Он изготовляет жгуты и расплющивает их в ленты.
Третья команда познакомится с болваночным способом. Болванка – вязаный или шитый мешочек, туго наполненный песком. На такую болванку глина накладывалась нужным слоем, затем выравнивалась и выглаживалась шпателем. После подсыхания сосуда песок высыпали и мешочек вынимали.
Учитель: Как готовы наши изделия?
Учащиеся: Да.
Гончар: Для дальнейшей работы необходимо, чтобы сосуды подсохли, а Вы пока отгадайте очень сложную загадку.
В земле родился,
На кружале вертелся,
На огне пекся,
На базаре был,
Людей кормил
Как упал, так и пропал
Никто не прибрал.
Учащиеся: В земле родился, потому что глина находится в неё, Кружало – гончарный круг.
Гончар: Он ускорял формовку сосудов, придавал им более правильную форму, изделия были более изящные. А зачем он пекся на огне?
Учащиеся: Чтобы горшок стал более твердым и не пропускал воду.
Гончар: Обжигание на открытом огне(костровой обжиг) являлось начальным и самым простым способом. Топливом могли служить: хворост, трава, солома, тростник, торф, навоз, древесина, каменный уголь. Важным делом в практике обжига на открытом огне было достижение равномерного нагревания сосудов по всей их поверхности. При несоблюдении данного правила сосуды лопались еще до того, как успевали накалиться. При обжиге на костре или в неглубокой яме температура может быть достигать до 650-800 С в зависимости от топлива. Охлаждение обоженной посуды происходит постепенно. Практически оно продолжается вплоть до полного остывания всего обжигательного устройства. Попытки вынуть горячий сосуд из костра или ямы, как правило, кончаются растрескиванием продукции. Целый сосуд после остывания издает звенящий звук. Керамика, получаемая указанным путем, однотонная и пятнистая.
В V-IV тыс. до н.э. появляются ранние обжигательные печи (Египет, Месопотамия, Иран). В ней может быть достигнута высокая температура, а также обеспечено регулирование тяги, что дает равномерность обжига основной массы сосудов. Обжигательную печь стало целесообразно эксплуатировать непрерывно, а продукцию выпускать на рынок.
Древний человек не скоро достиг умения давать качественный обжиг. Наряду с полностью обожженными сосудами он пользовался и такими, которые были слабо обожжены. Опыты обжига на костре и в яме давали неравноценную продукцию. При испытании водой одни сосуды разваливались через несколько минут, другие сохраняли воду часами, хотя она пропитывала их поры, и распадались от прикосновения. Хорошо обожженные сосуды стояли до тех пор, пока вода не испарялась.
Гончар: Посмотрите на наши сосуды, что мы еще забыли сделать?
Учащиеся: Украсить!
Гончар: Между качеством формовочного теста и орнаментом существует определенная связь. Текстура и состав теста оказывают влияние на характер украшения сосуда. Тесто грубое, с большим % отощителя, плохо обработанное, очень трудно разглаживать и почти невозможно лощить. Зерна отощителя в таких случаях выступают на поверхность стенок. Линии рисунка не будут правильными в орнаменте. И такая поверхность непригодна для росписи.
Индийские и индонезийские гончары наносили узоры на влажную поверхность сформованных сосудов при помощи небольших дощечек с вырезанными на них рисунками. Для орнаментации дешевой посуды штампы вырезались из тыкв, моркови или репы.
Первая команда познакомится сегодня с веревочным орнаментом. Обрывок шнурка толщиной 3-4 мм, которым надавливали на наружную поверхность сосуда. Шнурок был сделан из двух прядей растительного волокна. Вторым типом шнурового штампа служил жгутик. Несколько плотнее скрученная прядь волокон была намотана на шнурок, в результате чего получался жгутик с семью витками. Зажимая жгутик пальцами, гончар надавливал им на сырую поверхность сосуда. Третьим типом веревочного штампа, является шнурок, намотанный на круглую в сечении палочку. Необходимые предметы лежат на Вашем рабочем месте. Вы можете использовать любой способ.
Вторая команда орнаментирует зубчатым штампом. Зубчатый инструмент представлял собой небольшую пластину, слегка желобчатую, на прямоугольной конец, которой были нанесены в ряд легкие пропилы, образующие мелкие и очень низкие зубчики. Материалом для этого инструмента служила трубчатая кость животного или кусок раковины.
Существовал еще и ямочный орнамент. Специальной заостренной палочкой на поверхности сосуда делались ямки.
Учитель: Теперь наши изделия готовы?
Гончар: Конечно, подсохнут немного на солнце, а вечером отправлю их в печь.
Третий этап – рефлексия-цветопись «Украшение».
Учитель: Ребята, наш мастер спешил, не успел попрощаться, вспомнил, что покупатель должен был прийти в мастерскую, но оставил нам сундучок, а в нем бусинки. В древние времена из глины делали еще и украшения. Я предлагаю Вам сегодня на память смастерить бусы, раскрасить их в цвета настроения, которое ассоциируется у Вас с нашим путешествием. Берите в руки кисточки, краски и творите. Теперь возьмем нитки, скрепим концы. И у нас получились бусы!!! Пусть они напоминают каждому о знакомстве с древнем мастерством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающее изложение: А.С. Голубкина. «Глина».
Методическая разработка знакомит с жизнью и творчеством известного скульптора А.С.Голубкиной, способствует закреплению умений и навыков написания изложения, большое внимание уделено языковому анализу ...
Прграмма курса по выбору "Изделия из полимерной глины"
Программа расчитана для проведения занятий с учащимися, выбравших данный курс в рамкаи иновационной деятельность школы....
Программа курса по выбору "Изделия из полимерной глины"
Полимерная глина – один из самых распространенных материалов, освоенных человеком. Глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – ...
Украшения из полимерной глины
Работа с полимерной глиной....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Знакомство с глиной. Плоскостные фигурки
Конспект занятия на котором дети знакомятся с различными видами изделий из глины, и лепят сами....