Рабочая программа "Волшебный текстиль"
рабочая программа
Рабочая программа предусматривает изучение производства и профессий текстильной промышленности, знакомство с историей и современными направлениями развития данной отрасли. Изучение теоретического материала тесно связано с изготовлением изделий из текстильных материалов, что способствует приобретению, обобщению и систематизации знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volshebnyy_tekstil.docx | 406.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"(МБУ ДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического совета От28.08.2020г. Протокол № 1 | ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом и.о.директора МБУ ДОИЦТ От28.08.2020№ 105 -од и.о.директора МБУДОИЦТ Ковтун В.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебный текстиль»
Рабочая программа
2020 – 2021 учебный год
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 108
Даты начала и окончания учебных периодов 1 группа – 08.09.2020 – 05.06.2021
Продолжительность каникул – с 01.06 по 31.08 – летние, с 01.01 по 08.01 - зимние
Год обучения - 1
Группа: 1
Автор – составитель:
Рождественская
Наталья Геннадьевна
Педагог доп.образования
Игрим 2020
Цель программы: повышение уровня общекультурного образования учащихся посредством овладения знаниями, умениями и навыками получения и использования текстильных изделий.
Программой предусмотрено решение следующих задач:
- Обучающие: развивать познавательный интерес к изучению производства текстильной промышленности. Способствовать приобретению, обобщению и систематизации знаний, умений, навыков и компетенций в процессе работы с текстильными изделиями. Научить пользоваться инструментами и приспособлениями, качественно выполнять работы, рационально использовать материал и время.
- Развивающие: мотивировать ребят на саморазвитие, в процессе изучения теоретического материала и изготовления текстильных изделий, знакомства с историей и современными направлениями развития текстильной промышленности, Развивать творческие способности, самостоятельность и активность, аккуратность и ответственность, эстетический вкус, фантазию, память, глазомер, мелкую моторику рук. Формировать целеустремленность, трудолюбие. Прививать терпение, внимание, умение работать в коллективе.
- Воспитательные: воспитывать гармонично развитую, духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, культурой общения и поведения, уважающую традиции и обычаи своего народа, ведущую здоровый образ жизни.
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей общекультурной
программы «Волшебный текстиль»
(стартовый уровень)
на 2020 – 2021уч.г.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год 1 гр | 08.09.2020 | 05.06.2021 | 36 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа |
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Прак-тика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | собеседование |
2 | Инструменты и приспособления | 6 | 3 | 3 | контрольные вопросы, обсуждение работ |
3 | Что такое текстиль. Профессии | 130 | 33 | 97 | |
3.2. Волокно | 28 | 6 | 22 | собеседование, контрольные вопросы, обсуждение работ | |
3.3. Волшебные нити | 32 | 5 | 27 | контрольные вопросы обсуждение работ | |
3.4. Волшебный лоскуток | 70 | 17 | 53 | контрольные вопросы обсуждение работ, контроль задания | |
4 | Ручные стежки и строчки | 14 | 4 | 10 | собеседование, контроль задания |
5 | Основы цветоведения | 20 | 6 | 14 | контрольные вопросы обсуждение работ |
6 | Сувенирные изделия | 42 | 11 | 31 | Обсуждение, викторина контрольные вопросы, выставки |
7 | Экскурсия | 2 | 2 | ||
Итого: | 216 | 55 | 161 |
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебный текстиль»
(стартовый уровень)
Дата | Форма занятия | Кол-во час | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Вводное занятие | ул. Строителей, 1б, Корпус №4, кабинет «ДПТ» | |||||
1 | 08.09. | теоретич. беседа | 2 | Цели, задачи, содержание программы. Знакомство с работами. Режим занятий. | собеседование | |
Инструменты и приспособления | ||||||
2 | 12.09. | теоретич. беседа | 2 | Инструменты и приспособления. Все про ножницы | собеседование | |
Что такое текстиль. Профессии Волокно | ||||||
3 | 13.09. | теория | 2 | Знакомство с понятием волокно, Профессия «Обработчик волокна» | собеседование контроль работы | |
4 | 15.09. | комбинир | 2 | Хлопковое волокно. Профессия «Расфасовщик ваты» | собеседование контроль работы | |
5 | 19.09. | практич.р | 2 | Эскиза аппликации «Четвероногий друг» | собеседование контроль работы | |
6 | 20.09. | практич.р | 2 | Выбор фона, перевод деталей. | контроль работы | |
7 | 22.09. | комбинир | 2 | Заготовка волокна ваты разной толщины | контроль практич. работы | |
8 | 26.09. | Контроль на входе | 2 | Входной контроль. Оформление работы «Четвероногий друг». | презентация работы | |
9 | 27.09. | комбинир | 2 | Профессия «Отделочник волокон» Эскиз аппликации «Осень». | собеседование контроль работы | |
10 | 29.09. | практич.р | 2 | Выбор фона и перевод деталей | контроль работы | |
11 | 03.10. | практич.р | 2 | Работа над аппликацией | контроль работы | |
12 | 04.10. | практич.р | 2 | Оформление аппликации «Осень» | контроль работы | |
13 | 06.10. | практич.р | 2 | Синтепон. Рельефная аппликация «Белый медведь» | собеседование контроль. вопрос | |
14 | 10.10. | практич.р | 2 | Перевод и выполнение силуэта медведя на бумаге и синтепоне | контроль работы | |
15 | 11.10. | практич.р | 2 | Оформление аппликации «Белый медведь» | собеседование контроль работы | |
16 | 13.10. | презентац. | 2 | Подготовка выставки и обсуждение работ | презентация опрос | |
Что такое текстиль. Профессии. Волшебные нити | ||||||
17 | 17.10. | теория | 2 | Профессия «Прядильщик» Знакомство с понятием нить. | собеседование контроль работы | |
18 | 18.10. | комбинир | 2 | Хлопчатобумажные нити История фенечек | собеседование контроль работы | |
19 | 20.10. | практич.р | 2 | Виды плетения фенечек | ул. Строителей, 1б, Корпус №4, кабинет «ДПТ» | контроль задания |
20 | 24.10. | практич.р | 2 | Плетение фенечек | наблюдение | |
21 | 25.10. | комбинир | 2 | Шерстяные нитки Понятие «Мандала» | собеседование контроль работы | |
22 | 27.10. | практич.р | 2 | Заготовка основы для мандалы | контроль задания | |
23 | 31.10. | практич.р | 2 | Плетение мандалы | наблюдение | |
24 | 01.11. | практич.р | 2 | Обработка готового изделия. | контроль работы | |
25 | 03.11. | комбинир | 2 | Синтетические нитки. Куклы Мартинички | собеседование контроль работы | |
26 | 07.11. | практич.р | 2 | Изготовление куклы-мальчика | контроль задания | |
27 | 08.11. | практич.р | 2 | Изготовление основы Мартинички-девочки | наблюдение | |
28 | 10.11. | практич.р | 2 | Изготовление косы | наблюдение | |
29 | 14.11. | практич.р | 2 | Оформление куклы Мартиничка | контроль работы самооценка | |
30 | 15.11. | практич.р | 2 | Льняная нить-шпагат. Изготовление основы коня | собеседование контроль работы | |
31 | 17.11. | практич.р | 2 | Изготовление ног и гривы коня | контроль задания | |
32 | 21.11. | комбинир | 2 | Изготовление хвоста. | контроль задания | |
Сувенирные изделия | ||||||
33 | 22.11. | комбинир | 2 | Птица счастья для мамы | наблюдение | |
34 | 24.11. | практич.р | 2 | Украшение хвоста | собеседование контроль работы | |
35 | 28.11. | практич.р | 2 | Изготовление клюва и крыльев | контроль работы | |
36 | 29.11. | практич.р | 2 | День матери. Украшение крыльев. | коллективное обсужден.работ | |
Инструменты и приспособления | ||||||
37 | 01.12. | комбинир | 2 | Инструменты и приспособления. Иглы и иголочки | контроль. вопросы | |
38 | 05.12. | комбинир | 2 | Нитковдеватель. Работа с нитью | беседа контроль работы | |
Ручные стежки и строчки | ||||||
39 | 06.12. | комбинир | 2 | Выполнение шва вперед иголка | собеседование контроль задания | |
40 | 08.12. | комбинир | 2 | Шов назад иголка. Куклы - помпоны. | собеседование самоконтроль | |
41 | 12.12. | практич.р | 2 | Эскиза куклы «Дед Мороз» Подбор материала. | собеседование контроль задания | |
42 | 13.12. | практич.р | 2 | Копировальный шов. Шьем конечности | контроль. вопросы контроль работы | |
43 | 15.12. | практич.р | 2 | Шов через край. Соединение деталей куклы «Дед Мороз» | ул. Строителей, 1б, Корпус №4, кабинет «ДПТ» | контроль. вопросы контроль работы |
44 | 19.12. | комбинир | 2 | Готовим усы и бороду Деда Мороза | контроль практич. работы | |
45 | 20.12. | контроль | 2 | Текущий контроль Декорирование деда Мороза | контроль. вопрос работа | |
Сувенирные изделия | ||||||
46 | 22.12. | комбинир | 2 | Эскиз новогодней аппликации. Заготовка материала | контроль работы | |
47 | 26.12. | практич | 2 | Оформление фона. Подготовка деталей. | собеседование контроль работы | |
48 | 27.12. | практич | 2 | Размещение деталей на основе. Декорирование | наблюдение | |
49 | 29.12. | комбинир | 2 | Все про Новый год. Выставка работ | презентация работ | |
Основы цветоведения | ||||||
50 | 09.01. | комбинир | 2 | Цветовой круг Закономерности цветовых сочетаний. | контроль. вопросы | |
51 | 10.01. | комбинир | 2 | Композиционный баланс Составление композиции. | контроль. вопрос наблюдение | |
52 | 12.01. | комбинир | 2 | Инструменты и приспособления для копирования деталей | контроль. вопросы | |
53 | 16.01. | комбинир | 2 | Геометрическая аппликация из трикотажных нитей. | контроль работы | |
54 | 17.01. | практич | 2 | Заготовка нитей. | наблюдение | |
55 | 19.01 | практич | 2 | Заполнение основных элементов картины | контроль работы | |
56 | 23.01. | практич | 2 | Заполнение дополнительных элементов картины | контроль работы | |
57 | 24.01. | практич | 2 | Объединение элементов | наблюдение | |
58 | 26.01. | практич | 2 | Декоративное оформление | контроль работы | |
59 | 30.01. | викторина | 2 | Что такое цветоведение | контроль. вопросы | |
Что такое текстиль. Профессии. Волшебный лоскуток | ||||||
60 | 31.01. | теория | 2 | Профессия «Сновальщик» Получение Ткани. | контроль. вопросы | |
61 | 02.02 | комбинир | 2 | Профессия «Ткач». Ткачество | собеседование | |
62 | 06.02. | комбинир | 2 | Ткани из волокон растительного происхождения. Х/б ткани. | собеседование контроль вопросы | |
63 | 07.02. | комбинир | 2 | Куклы обереги. Ритуал создания. | контроль работы | |
64 | 09.02. | практич | 2 | Куклы-пеленашки. | взаимоконтроль | |
65 | 13.02. | практич | 2 | Кукла «Семья». Заготовка деталей | контроль задания | |
66 | 14.02. | практич | 2 | Изготовление основы. | ул. Строителей, 1б, Корпус №4, кабинет «ДПТ» | контроль работы |
67 | 16.02 | практич | 2 | Оформление куклы | самоконтроль | |
Сувенирные изделия | ||||||
68 | 20.02. | практич | 2 | Кукла «Утешница». | контроль задания | |
69 | 21.02. | комбинир | 2 | Оформление куклы. История праздника 23 февраля. | контроль работы | |
70 | 27.02. | комбинир | 2 | Готовимся к 8 Марта. Кукла «Помощница или многоручка». | контроль работы | |
71 | 28.02. | практич | 2 | Заготовка деталей для куклы | контроль задания | |
72 | 02.03. | практич | 2 | Изготовление куклы. | контроль работы | |
73 | 06.03. | практич | 2 | Оформление куклы | коллективное обсужден.работ | |
74 | 07.03. | Урок игра | 2 | История праздника 8 марта. | контроль вопросы контроль задания | |
Что такое текстиль. Профессии Волшебный лоскуток | ||||||
75 | 13.03. | практич | 2 | Льняные ткани. Техника «Ой,ой». Эскиз куклы | контроль. вопросы | |
76 | 14.03 | практич | 2 | Шьем голову, юбочку куклы. | взаимоконтроль | |
77 | 16.03. | практич | 2 | Соединение деталей, оформление куклы | контроль работы | |
78 | 20.03. | комбинир | 2 | Профессия «Вязальщица» Трикотаж. | контроль. вопросы | |
79 | 21.03. | практич | 2 | Сувенир «Гномик». Эскиз | контроль работы | |
80 | 23.03. | практич | 2 | Основа сувенира Гномик | самоконтроль | |
81 | 27.03. | практич | 2 | Шапочка и борода для гномика | контроль работы | |
82 | 28.03. | практич | 2 | Декоративное оформление | контроль работы | |
83 | 30.03. | практич | 2 | Объединение деталей сувенира | самоконтроль | |
84 | 03.04. | комбинир | 2 | Эскиз аппликации «Мир космоса» | контроль. вопросы | |
85 | 04.04 | практич | 2 | Заготовка тканей и шаблонов | собеседование контроль работы | |
86 | 06.04 | практич | 2 | Оформление фона | самоконтроль | |
87 | 10.04 | практич | 2 | Размещение и крепление деталей | контроль работы | |
88 | 11.04 | практич | 2 | День космонавтики Декор. оформление аппликации | коллективное обсужден.работ | |
89 | 13.04 | практич | 2 | Нетканые материалы. Синтепон | контроль. вопросы | |
90 | 17.04 | комбинир | 2 | Цыпленок из синтепона. | контроль работы | |
91 | 18.04 | практич | 2 | Декоративные элементы | самоконтроль | |
Сувенирные изделия | ||||||
92 | 20.04 | практич | 2 | Готовимся к Пасхе. Эскиз работы «Пасхальная радость» | собеседование контроль работы | |
93 | 24.04 | комбинир | 2 | Оформление основы. Заготовка элементов | собеседование контроль работы | |
94 | 25.04 | практич | 2 | Размещение и декорирование элементов коллаж. | контроль задания | |
95 | 27.04 | практич | 2 | Праздники 1 мая и Пасха. Открытка к 1 мая | ул. Строителей, 1б, Корпус №4, кабинет «ДПТ» | коллективное обсужден.работ |
96 | 04.05 | комбинир | 2 | Брошь с георгиевской ленточкой | собеседование контроль работы | |
97 | 08.05. | практич | 2 | 9 мая день – Победы. | собеседование контроль | |
Что такое текстиль. Волшебный лоскуток | ||||||
98 | 11.05 | беседа | 2 | Шелк. Цветы из текстиля | собеседование | |
99 | 15.05 | комбинир | 2 | Заготовка лепестков | самоконтроль | |
100 | 16.05 | практич | 2 | Соединение деталей-лепестков | контроль работы | |
101 | 18.05 | практич | 2 | Декорирование лепестков | контроль задания | |
102 | 22.05 | практич | 2 | Оформление заколки | контроль задания | |
103 | 23.05 | контроль | 2 | ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Доработка заколки. | демонстрация работа | |
104 | 25.05 | комбинир | 2 | Коллективная работа «Мир вокруг нас». Заготовка элементов | собеседование контроль задания | |
105 | 29. 05 | практич | 2 | Декорирование и размещение элементов на фоне | контроль работы | |
106 | 30.05 | комбинир | 2 | Оформление выставки. | Выс зал | контроль работы |
107 | 01.06 | экскурсия | 2 | Посещение выставочного зала | Каб-нет | коллективное обсужден.работ |
108 | 05.06 | итоговое | 2 | 1 Июня – день защиты детей Подведение итогов | коллективное обсужден.работ | |
Итого за второе полугодие 116 часов | ||||||
Итого за год 216 часов |
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа является развивающей и сформирует у детей следующие результаты:
- предметные: освоена технология изготовления текстиля, и рабочие профессии текстильного производства; знания, умения, навыки работы с текстильными материалами, инструментами и принадлежностями. Развита способность к приобретению, обобщению, систематизации знаний о текстильных материалах;
- метапредметные: развиты познавательный интерес и творческие способности, самостоятельность и активность, аккуратность и ответственность, эстетический вкус, фантазию, память, глазомер, мелкая моторика рук. Сформированы целеустремленность, трудолюбие терпение, внимание, умение качественно выполнять работы, рационально использовать материал и время
- личностные: воспитана гармонично развитая, духовно-нравственная личность с культурой общения и поведения, умеющая работать в коллективе, уважающая традиции и обычаи своего народа, ведущая здоровый образ жизни.
Методическое обеспечение программы
№ | Тема программы | Формы занятий | Педагогические методики и технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал |
1 | Вводное занятие | Рассказ | Технология личностно-ориентированного обучения | Словесные | Выставочный фонд кабинета |
2 | Инструменты и приспособления | Рассказ беседа | Метод контрольных вопросов игровые технологии | Словесные Практические Наглядные | Инструменты и Видеоматериалы приспособления |
3 | Что такое текстиль | теория практика самостоятельная работа | Технология опережающего обучения, Игровые технологии Метод образного видения Информационные технологии | Словесные объяснительно-иллюстративные Практические Наглядные | Мультимедиа-материалы Образцы волокон, нитей, тканей, кукол, аппликации |
4 | Ручные стежки и строчки | Объяснение Теория Практика Самостоятельная работа | Технология личностно-ориентированного обучения | Словесные Инструктивно-практические Наглядные | Образцы стежков и строчек |
5 | Основы цветоведения | Объяснение практика самостоятельная работа | Проблемное обучение | Словесные Наглядные Практические | Цветовой круг Карточки-задания к викторине |
6 | Воспитательные мероприятия | беседа- презентация практика | Культуровоспитывающая технология Информационные технологии | Словесные Иллюстративные Практические Создание творческих работ | Мультимедиа-материалы |
7 | Контроль знаний | Контрольное занятие. | Метод контрольных вопросов | Зачетные практические работы Взаимопроверка, Самопроверка | Карточки с заданием |
Система контроля результативности программы
Вид контроля | Время проведен. контроля | Цель проведения контроля* | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
На входе | Сентябрь (2020 г) | оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся в швейном деле | Собеседование Проверка основных умений и навыков шитья | Электронный журнал педагогического контроля Сводная таблица по результатам аттестации на «входе». |
Текущий | В течение всего учебного года | оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. | собеседование, контрольные вопросы, контроль задания, работы, выставки | Карта оценки результатов. Электронный журнал педагогического контроля |
В процессе | Декабрь (2020 г.), | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Выполнение практической работы | Сводная таблица по результатам аттестации «в процессе» |
Итоговый | Май (2021 г.), | Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения. | Выполнение итоговой творческой работы | Протокол промежуточной или итоговой аттестации. Сводная таблица по результатам промежуточной или итоговой аттестации. |
Список литературы
Литература для педагога
- Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Гриднева Е.Н. Волшебные куклы из ткани и трикотажа.- М.: Эксмо, 2019.- 208с.
- Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. - ТОО «Лейла», 1995.
- Жакова О. В., Копова Г. Р. Наряды для Барби, С.- Петербург: Кристалл, 2000.
- Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2007.
- Лазарева Т. А. Рукотворные чудеса. - М.: Изд-во «Краун», 2005.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
- Митителло К. Б. Аппликация и пэчворк для дома и дачи. - М.: Эксмо, 2006.
- Сабитова Е.Г. Детские куклы из ткани по вальдорфской технологии.М.: Эксмо, 2018. – 160с
- Стильный текстиль.Популярная энциклопедия современного рукоделия.М.: Эксмо, 2019. – 224с
- Шитьё. Большая иллюстрированная энциклопедия/ пер с англ. М. Авдониной.-М.: Эксмо, 2006. – 256с.
- Флеминг Д. Мотивы круга в квилте: Практическое руководство. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон
Предмет: «Технология» 6 класс. Презентация "Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон"...
Презентация "Текстиль для кухни"
Особенности выбора текстиля для кухни...
Мастер-класс «Русская матрёшка» (в технике «Грунтованный текстиль»)
Матрёшка-магнитик. Техника "Грунтованный текстиль"...
Образовательная программа студии дизайна текстильных изделий "Арт-текстиль"
Образовательная программа студии дизайна текстильных изделий «Арт- текстиль» направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобрете...
"Текстиль-3D" - рабочая программа кружка.
Программа кружка «Текстиль – 3D» призвана формировать у учащихся самостоятельность в выборе своих целей и действий, при изучении текстильной пластики, текстильной игрушки, изон...