Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров
план-конспект занятия на тему
Цель занятия: сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.
Задачи:
а) обучающие:
- закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;
- дать понятие «алгоритм»;
- обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением;
- научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;
б) развивающие:
- в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
- развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;
в) воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре;
- воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_otkrytogo_zanyatiya_03.03.14_g.docx | 54.45 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого занятия педагога дополнительного образования
Правило Елены Юрьевны
МБОУДОД ЦРТДЮ
г.о.Краснознаменск Московской области
Тема занятия: «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров».
Цель занятия: сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.
Задачи:
а) обучающие:
- закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;
- дать понятие «алгоритм»;
- обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением;
- научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;
б) развивающие:
- в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
- развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;
в) воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре;
- воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.
Технологии, используемые на занятии:
- Технология формирования певческой культуры.
- Технология дифференцированного обучения.
- Технология индивидуального обучения.
- Здоровьесберегающая технология.
Материальные средства обучения:
- фортепиано
- доска
- магниты
- мел
- иллюстрации
- парты
- стулья
- карандаш
- магнитофон
- микрофон
- фонограмма минус
- ноты и текст песен
Ход урока
- Организационный момент.
Дети входят в класс, садятся на свои места.
Педагог:
Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами. Сегодня, ребята, мы продолжим работу над нашими песнями. Первую половину занятия мы посвятим изучению нового материала и общей песне, которую мы готовим к юбилею Центра, а во второй половине займемся индивидуальной и самостоятельной работой.
Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте:
Напоминаю вам, что вся техническая аппаратура у нас работает от электричества, поэтому необходимо быть максимально осторожными: стараться не задевать провода фортепиано и магнитофона, микрофонный провод не крутить в руках. На стульях не качаться во избежание травм.
Тема нашего занятия звучит так: «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров», а ...
цель наша сегодня: узнать в какой последовательности ведется работа над вокальным произведением и научиться самостоятельно применять полученные знания.
- Теоретическая часть.
Изучение нового материала.
И начнем мы с того, сто попытаемся разобраться: в чем состоит суть темы занятия. Первое слово, думаю, покажется вам наиболее интересным - «алгоритм». Сразу спрошу: может кто-то знает, что оно означает?
Дети: ……………
Педагог:
А ведь, нет ничего проще: алгоритм — последовательность действий (шагов), приводящая к достижению поставленной цели, т.е. что за чем следует делать, чтобы получить желаемый результат.
А основная цель у нас какая? Для чего мы приходим сюда (в Центр творчества) заниматься?
Дети: Чтобы научиться красиво петь песни.
Педагог:
Правильно. Нам не хочется просто спеть песню (как получится), на наших занятиях мы стремимся научиться исполнять ее на достойном уровне. Известно, что нет предела совершенству, но мы должны к нему стремиться. А для того, чтобы получить хороший результат в нашей с вами работе, мы должны четко представлять себе из чего она состоит.
Понятно, что мы должны много слушать музыки, читать, выполнять различные упражнения на дыхание, развитие голоса и много другое. Но, сейчас мы с вами попытаемся понять: из каких шагов, из каких этапов состоит работа над песней, будь она сольная или ансамблевая.
А, кстати, кто может напомнить: чем отличается сольное исполнение от ансамбля. А в чем состоит сложность каждого из них.
Сольное пение – поет 1 человек, большая ответственность за то, как ты споешь, отсутствие рядом локтя товарища – нет психологической поддержки, отсюда – страх, нет возможности «спрятаться» если что-то не получается так как хотелось бы.
В ансамбле – другие особенности: много голосов, здесь важно достичь слаженного пения, т.е. единства в исполнении.
Независимо от того, сольное произведение или ансамблевое, алгоритм примерно одинаковый. В ансамбле работа усложняется за счет затраты большего количества времени особенно на начале, когда осуществляется разучивание партий (голосов) (т.е. мелодии и ритма каждой из них), а затем их соединение и выстраивание гармонии.
Итак, ребята, вашему вниманию предлагается вот такая схема. (см. схему № 1) Сегодня мы с ней только познакомимся. А уже на следующих занятиях будем изучать более подробно. Напоминает эта схема кому-то «лестницу», а кому-то, в связи с последними Олимпийскими играми «пьедестал». Победителем здесь станет тот, кто дойдет до самой высокой ступеньки, а наградой станет что?
Дети: ……………
Педагог: Да, аплодисменты слушателей и самоудовлетворение от проделанной работы.
Работа со схемой.
Очень важно понимать, что работа над вокальным произведением не может всегда подчиняться «жестким» рамкам предлагаемой схемы, творческий процесс вообще очень сложно подчинить каким-либо рамкам. Эта схема считается примерной (она лишь помощник), поэтому разучивание произведения может включать в себя некоторые элементы сразу и 1, и 2, и 3 этапов.
Но, благодаря этой схеме, вам станет легче планировать свои действия в изучении нового вокального материала.
Физминутка
Педагог: Сейчас свои знания мы попробуем применить на практике. Но прежде чем приступить к работе над нашим репертуаром, нам необходимо что сделать?
Дети: ……………
Педагог: Правильно, подготовить певческий аппарат к работе, ведь работа над качеством исполнения произведения начинается уже с выполнения упражнений.
- Практическая часть.
Работа над качеством исполнения сольных и ансамблевых вокальных произведений.
3. 1 Подготовка певческого аппарата к работе (работа стоя):
1. Певческая установка.
2. Артикуляционная гимнастика:
- Разработка щёк: «Клоунские гримасы: улыбка-трубочка», «Пасть льва», «Хомячок: голодный и сытый», «Шпаги».
- Разработка губ: «Пятачок», «Кусаем губы», «Недовольная лошадь».
- Разработка языка: «Жевачка», «Часики», «Лошадь и пони».
- Разработка мягкого неба: «Колесики», «Позеваем».
- Упражнения на дыхание:
- «Игра со свечкой» (глубокий вдох-медленный выдох).
- «Сдуваем воздушный шарик» (выдох с остановками на счет 1-5).
- «Насос» (медленный вдох-сильный выдох).
- «Собака в жару».
- Распевание:
- «На одном звуке закрытым ртом» (+ цепное дыхание).
- «Два звука: м, у, а» (формирование гласных + мягкая атака).
- «Пять звуков: «пение губами» (+работа мышц губ).
- «Пять звуков: а-а… о-о… и-и…» (+пение на опоре).
- «Пять звуков: Ми-и-а-ми… А-ми» (формирование гласных + твердая и мягкая атака+ скачки).
- «Т 5/3 и Д ¾» (расширение диапазона + опора + тембральная окраска звука + дыхание + атака звука).
Педагог: А теперь приступаем к работе над песней «Только вперед».
- Работа над ансамблевым вокальным произведением
(«Только вперед» - 1 куплет и припев):
- Повторение песни (1 куплет и припев).
- Припев:
- Мелодия и гармония: работа по голосам и ансамблем.
- Ритмическая и темповая слитность ансамбля.
- Единая манера звукообразования: округлые гласные.
- Фразировка.
- Куплет (работа с солистами):
- Соло (дикция).
- Двухголосие (умение слушать друг друга, строить интервалы).
- Соединение куплета с припевом:
- Своевременное вступление солистов.
- Пауза перед припевом.
- Уверенное вступление в 3-х голосие: подготовительная музыкальная фраза перед вступлением в припев.
- Закрепление под фонограмму (1 куплет и припев):
- При помощи фортепиано и педагога.
- Самостоятельно.
Физминутка
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, на каком этапе работы мы с вами сейчас находимся. Аргументируйте свой ответ.
Дети: Преимущественно на начальном (ведется работа над чистотой интонирования и построения гармонии, точностью ритма), но уже постепенно начинаем использовать элементы 2 этапа (единая манера звукообразования, дикция, артикуляция, дыхание, атака звука).
Педагог: Молодцы. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Задача перед вами будет стоять следующая: определить на каком этапе работы над песней находятся ребята, с которыми я сейчас буду работать индивидуально.
Будьте, пожалуйста, внимательны: не критиковать – вы должны понимать, что, кто-то пришел раньше в коллектив, кто-то позже, у кого-то получается чуть быстрее, а кому-то необходимо побольше времени. Вам надо просто определить (ни с кем не советуясь) ступеньку на которой они находятся, т.е. показать свои знания.
Работа ведется педагогом параллельно: используются 2 формы работы индивидуальная и фронтальная.
- Работа над сольным вокальным произведением:
- «Да-да» Гурджи Оля и Сагидулина Саша:
- ритмический ансамбль,
- своевременность вступления,
- темп,
- дикция и артикуляция,
- чистота интонации в припеве.
- «Юнги» Ростанец Егор:
- единая округлая манера звукообразования,
- дикция,
- звук на опоре – избавление от пения на крике.
- «Волшебник-джаз» Глушко Арина:
- тембральная окраска голоса (светлый, легкий полетный звук),
- дикция и артикуляция,
- единая открытая манера звукообразования,
- пение на опоре.
- «Ночь, луна и джаз» Дегтярева Дарья:
- тембральная окраска голоса (чередование темного, глубокого звука с легким, светлым),
- динамические оттенки,
- пение на опоре,
- фразировка,
- жанр и характер произведения (джаз),
- интонационно-драматическое развитие песни (контрастное).
- Подведение итогов.
Педагог: Занятие наше близится к концу, и мне хотелось бы от вас услышать: что нового вы сегодня для себя узнали, какая работа проделана сегодня, и какая, на ваш взгляд работа нам еще предстоит.
Дети: 1. Сегодня мы познакомились с вами с алгоритмом работы над вокальными произведениями и учились определять этапы нахождения процесса работы над произведением. 2. Работали над ансамблем 1 части песни «Только вперед». 3. Работали над сольными песнями, улучшая уровень их исполнения.
Мы с вами сегодня проделали огромную работу, каждый из вас старался, вы молодцы. Впереди у нас много интересной работы. Но это будет на следующих занятиях. А сегодня всем спасибо, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности.
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности. При составлении программы были использованы следующие методы групповой работы:...
Образовательная среда направленная на стимулирование высоких достижений, формирование активности и самостоятельности.
Объединение "Волшебная глина"программа расчитанна на 2 годаСубъект: художественно одаренный ребенок возраст 8-11 летТранслируемые ценности:ЛичностьДорога к самому себеСамореализация в социумеСотр...
Предметно-языковая интеграция как средство достижения высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности
Статья представляет практический опыт использования межпредметной интеграции в области предметов "Английский язык" и "Технология" для повышения уровня коммуникативной компете...
Региональные чемпионаты WorldSkills и их роль в достижении высокого уровня качества профессионального образования
Внедрение элементов WorldSkills в учебный процесс дает студентам возможность посмотреть на свою специальность глубоко изнутри и почувствовать свои возможности. Участие в профессиональных конкурсах и в...
План работы с детьми с высоким уровнем творческих способностей на 2020-2021 учебный год в рамках деятельности кружка «Акварель» художественно-эстетической направленности
Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество....
Роль культурологической драматизации как формы игровой технологии для достижения высокого уровня развития речи.
В настоящее время большое внимание уделяется достижению нового качества образования. Использование такой формы работы как культурологическая драматизация на уроках можно рассматривать как плодотворное...