Роль культурологической драматизации как формы игровой технологии для достижения высокого уровня развития речи.
статья по литературе

Гончарова Ирина Викторовна

В настоящее время большое внимание уделяется достижению нового качества образования. Использование такой формы работы как культурологическая драматизация на уроках можно рассматривать как плодотворное общение учителя и ученика посредством языковой деятельности. С первых уроков примениения данной технологии повышается мотивация у у чащихся. Изменяется роль учителя, он- консультатнт, координатор и участник общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова Ирина Викторовна.

МОУ СОШ №2 ст.Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края

Учитель русского языка и литературы

Роль культурологической драматизации как формы игровой технологии для достижения высокого уровня развития речи.

В последнее время всё чаще поднимаются вопросы, связанные с развитием речевой компетенции учащихся. И это не случайно, т.к. речь-это сложнейшая человеческая деятельность, поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо учить его наблюдать, мыслить, фантазировать, а так же слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому творчеству, а так же адекватному восприятию чужой речи.

Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, отделять в высказывании главное от второстепенного, аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения

Работая по данной технологии, я выделяю основные виды учебной деятельности.

1.Работа со зрительной опорой

Использую картины, фотографии, комиксы. Простейшим примером могут быть рисунки Херлуфа Бетструпа в учебнике 5 класса под редакцией Ладыженской. Это комиксы. Они задают тему разговора и сюжет. Дети сочиняют и зарисовывают свои комиксы самостоятельно.

Девочка пятиклассница сочиняла следующее: 1)картинка: автобус, в котором едет много людей, настроение у всех хорошее: кто-то улыбается, некоторые разговаривают между собой, есть люди с закрытыми глазами; 2) картинка рассказывает о том, что из одной большой сумки, находящейся рядом с молодым мужчиной, исходят какие-то звуки. Люди здесь выглядят испуганными и многие устремились к выходу; 3) автобус стоит, водитель находится на расстоянии и рядом с ним милиционер, перепуганные люди кружком ещё дальше; 4) Милиционер в автобусе осторожно открывает сумку, а из неё ласково смотрит чудесный рыжий пёс; 5)Все люди в автобусе смеются, а из сумки выглядывает голова пса, смело озирающаяся по сторонам.

Затем на уроке предлагаю следующие виды работ:

1. Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. При этом работа оценивается по следующим критериям: а) сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; б) являются ли реплики психологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации, на сколько хорошо слышит реплики своих визави, являются ли его предложения, действительно, ответами на то, что он слышит или они содержательно не связаны с услышанным, насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит, использует ли разнообразную лексику, литературна и грамотна ли его речь. После изучения в 6 классе басен И. А.. Крылова задание было сочинить рассказ на одну из моралей басен.

Ученик, слабый при чём, нарисовал дома с отцом, но, самое главное, попросил, чтобы в их устном диалоге был автор (сильный ученик). Получился опять комикс. Так разыгрывается каждый как спектакль

2. устный рассказ по комиксу( это монологическая работа по плану, предлагаю деформированный текст). Работают средние ученики.

3. Письменный рассказ (дети читают свои истории, эмоции учитываю, советую слабым ученикам). Но письменными работами не увлекаюсь, т. к. это снижает мотивацию детей.

Всё это помещаем в классный альманах.

Творческие работы(сочинения на основе личных впечатлений):

1. музыкальные

2.читательские

3. жизненные

4. фантазийные

Когда у ребёнка есть личные впечатления переживания ему всегда есть что сказать.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ: дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, н-р. Из произведения «Зима» А. Вильвальди или др., а затем пишут сочинения или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?»

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ: делаю это по произведению, которое прочитано в классе. Н-р по региональному компоненту, потому что произведения малочисленны.

ЖИЗНЕННЫЕ: пишут то, что произошло или с ним или с родителями, друзьями, знакомыми и т.д.

ФАНТАЗИЙНЫЕ: дети любят мечтать. Кто –то о чем-то реальном, н-р., о поездке на море, в Москву, а некоторые видят себя в космосе, сказках, в древности, представляют роботов учителей, летающие тарелки. Важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребёнка. Вот почему ситуация, когда ребёнок пишет и говорит только для учителя и как говорит учитель не является нормальной. Все дети разные, поэтому важно, чтобы рост ребёнка шёл в сравнении только с его достижениями.

3. Устные дискуссии. Целью таких занятий является то, чтобы научить ребёнка слушать, слышать, формулировать свою точку зрения и аргументировать её.

Темы дискуссий должны быть интересными и в то же время хорошо знакомыми

Н-р., изучая художественные произведения в старших классах, невозможно добиться 100% прочтения объёмного произведения. Решила провести урок-суд над Обломовым(10 кл.). слабому ученику(который реализовывает себя только на сцене)я предложила роль деятельного Штольцаит.д. получилась интересная дискуссия. Важно было распределить роли. Больше всего ребята дискутируют на внеклассных мероприятиях и классных часах.

4.Языковые игры«На одну букву.», «Одним словом»-их использование помогает сделать уроки живыми, весёлыми, отдохнуть от тяжёлых для детей видов работы.

5. Пересказ художественного текста от имени героя

Все известна поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»(5 кл.). Девочки рассказывают от имени Людмилы, а мальчики от имени Черномора. Ребёнку трудно понять точку зрения другого человека. Этому учит такая работа.

6.Театрализованные сценки.

На многих уроках используют такую работу. Любой текст , где есть диалоги и прямая речь можно брать для театрализации. Удачны уроки, когда изучаем драматургию. Ребята заучивают целые сцены, отрывки с энтузиазмом. Практикую сценки без заранее написанного текста, но с заданными героями или сюжетом. В 5-6 классах использую куклы, игрушки.

Результатом использования игровой технологии является, прежде всего, высокий уровень речевой мотивированности у детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств, у них развивается чувство языка, слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т. п.

Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учёбе по другим предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Хочется думать, что к нам ребята на занятия идут с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение игровых технологий на уроках письма и развития речи".

В докладе рассказывается об эффективности использования игровых технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров

Цель занятия: сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятель...

Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"

Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык ...

Влияние высокого уровня развития ловкости на технику владения мячом в баскетболе на этапе совершенствования спортивного мастерства

Предполагает, что достижение максимально высокого уровня развития координационных способностей, на этапе совершенствования спортивного мастерства в баскетболе, повысит эффективность выполнения техниче...

Предметно-языковая интеграция как средство достижения высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности

Статья представляет  практический опыт использования межпредметной интеграции в области предметов "Английский язык" и "Технология" для повышения уровня коммуникативной компете...

Освоение обучающимися обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся

В наши дни в соответствии с  ФГОС  изменились требования кОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ,  к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.Основным р...

Региональные чемпионаты WorldSkills и их роль в достижении высокого уровня качества профессионального образования

Внедрение элементов WorldSkills в учебный процесс дает студентам возможность посмотреть на свою специальность глубоко изнутри и почувствовать свои возможности. Участие в профессиональных конкурсах и в...