Образовательная среда направленная на стимулирование высоких достижений, формирование активности и самостоятельности.
методическая разработка на тему
Объединение "Волшебная глина" программа расчитанна на 2 года Субъект: художественно одаренный ребенок возраст 8-11 лет Транслируемые ценности:
Личностные особенности одаренных детей:
Проблемы, с которыми сталкивается одаренный ребенок в процессе своего взросления,в учебной деятельности:
Цель: создание условий заинтересованности, увлеченности,эмоциональных переживаний у художественно одаренных детей .Помочь детям полюбить искусство керамики,познакомить их с особенностями и свойствами различных ее видов. Оказать помощь воспитанникам в развитии в себе способности мыслить рационально,эффективно. Проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни. Цель достигается путем решения следующих задач:
Cоздания условий для решения проблем личностного развития:
Направленность среды на:
Предметно пространственный- компонент:
Технологический компонент: Основные принципы подачи материала:
Организация процесса обучения: предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы, выборе тем. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятия, создания ситуации успеха, чувство удовлетворения от процесса деятельности; объекты творчества ребенка значимость для него самого и для общества Мероприятия по реализации условий обучения в среде (стимулы в среде) :
Педагогические стратегии и тактики Направленность среды достигается путем
Этапы организации деятельности детей в образовательной среде:
Позиции педагога:
Позиции детей:
Виды деятельности для детей:
Критерии эффективности образовательной среды:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная среда направленная на стимулирование высоких достижений, формирование активности и самостоятельности.
Объединение "Волшебная глина"
программа рассчитана на 2 года
Субъект: художественно одаренный ребенок возраст 8-11 лет
Транслируемые ценности:
- Личность
- Дорога к самому себе
- Самореализация в социуме
- Сотрудничество
- Культура
- Традиции
- Творчество
Личностные особенности одаренных детей:
- творческая активность
- учебно-познавательная мотивация
- независимое мнение и поведение
- упорство
- стремление к совершенству
- критическое отношение к своим достижениям
- амбивалентное мышление
- высокая степень заинтересованности
- коммуникативность
- стремление освоить незнакомое дело
- желание привнести в выполняемую работу элемент новизны
Проблемы, с которыми сталкивается одаренный ребенок в процессе своего взросления,в учебной деятельности:
- индивидуализм (отсутствие склонности действовать,думать и поступать сообразно мнению большинства.)
- повышенная чувствительность
- повышенная требовательность и нетерпимость (стремление добиваться совершенства в выполнении деятельности)
- ощущение собственной неполноценности ( стрессовые ситуации от неудачи)
- дефицит общения
Цель: создание условий заинтересованности, увлеченности,эмоциональных переживаний у художественно одаренных детей .Помочь детям полюбить искусство керамики,познакомить их с особенностями и свойствами различных ее видов. Оказать помощь воспитанникам в развитии в себе способности мыслить рационально,эффективно. Проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Цель достигается путем решения следующих задач:
- художественно-творческой : развитие творческих способностей,фантазии и воображения,образного мышления,нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей. Формирование у ребенка нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни искусства. Овладение образным языком прикладного творчества посредством формирования художественных знаний,умений,навыков,стремлений к самостоятельному поиску новых способов реализации творческих проектов.
- технической: освоения практических приемов и навыков художественного мастерства. Умения заниматься творческой деятельностью самостоятельно.
Создания условий для решения проблем личностного развития:
- создается благоприятная атмосфера (положительный климат в аудитории)
- поддерживается инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе
- происходит разрешение конфликтов (создать зону совместной деятельности детей для решения поставленных задач )
- осуществляется психологическая поддержка (стратегия поощрения должна быть сдержанной,необходимо приучать к мысли о возможности появления неудач)
- создаются благоприятные условия социальной самореализации и саморазвития (общественное одобрение)
- воспитательной: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество,восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и само созидания. Воспитание навыков общения в коллективе ,уважение к личности и творческой деятельности друг друга,трудолюбие,усидчивость. Развитие самосознания.
Направленность среды на:
- эффективное педагогическое общение
- благоприятное психологическое развитие личности
- возможности самообучения
- реализацию потенциала возрастных и индивидуальных способностей.
Предметно пространственный- компонент:
- технические средства обучения ( использование интерактивной доски,компьютера,интернета,проектора)
- визуальные средства обучения ( учебная,художественная,методическая литература,демонстративные материалы ; схемы,плакаты,скульптуры,муляжи,макеты,аудио и видео ряд по предметам и темам и т.п)
- оборудование для лабораторных и практических работ ( расходные материалы; глина природная,глина полимерная,краски,кисти,пастель,канцелярские принадлежности и т.п)
- создание максимально удобных и гармоничных условий для проведения процесса обучения (поддержание обстановки гармонии во время процесса обучения,эстетика оформления класса.)
- создание безопасных условий обучения
Технологический компонент:
Основные принципы подачи материала:
- доступность и наглядность
- последовательность и системность
- игровой момент
- учет возрастных и индивидуальных способностей( подача материала в доступной форме для восприятия детей)
Организация процесса обучения: предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы, выборе тем. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятия, создания ситуации успеха, чувство удовлетворения от процесса деятельности; объекты творчества ребенка значимость для него самого и для общества
Мероприятия по реализации условий обучения в среде (стимулы в среде) :
- творческие выставки
- научные конференции
- экскурсии
- самостоятельная работа детей
- индивидуальная помощь педагога
- анализ работ
- общение с детьми и наблюдение за работой, поведением, развитием
- проверка теоретических и практических знаний :викторины, конкурсы, (муниципального, областного, всероссийского, международного уровня)
Педагогические стратегии и тактики
Направленность среды достигается путем
- непосредственного контакта одаренного ребенка и педагога
- раскрытия творческих способностей,решения задач трудового,нравственного,эстетического воспитания
- стимулов для самостоятельной деятельности (ориентация на результат).
- Ориентация на личностные качества ребенка
- Создать условия для свободной социальной адаптации личности к жизни в обществе (в т.ч. информационном), для освоения и использования учащимися современных информационных и других образовательных технологий.
- Сформировать у учащегося глубокую внутреннюю потребность, мотивацию обучения и самообучения, т.е. мотив ценностного отношения к непрерывному образованию (самообразованию) в течение всей жизни.
- Научить ориентироваться в информационном пространстве, помочь в освоении информационной картины мира, формировании информационной культуры, самооценки личности.
- постановка проблемы, актуальность.
- Выбор целей, задач и способов их решения.
- Педагогическим условием и методом для развития одаренности является создание проблемной учебной ситуации,которая является предельной для познавательных и личностных возможностей ребенка. Стимулируются скрытые линии развития и происходит само испытание человека в его субъективности,умений быть самостоятельными,инициативными,активными,способными полагаться на свои собственные внутренние ресурсы. При положительном развитии ситуации состояние микрокризиса приводит к формированию качественно новых познавательных и личностных позиций и как следствие ,к активному эффекту в развитии одаренности. Инициируется самоорганизация,выход в новое качество,осуществляется коррекция собственного развития.
- Проблемное обучения (решение задач проблемного содержания).
- Комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций,где используются проблемные вопросы в форме познавательной задачи.
Данная технология развивает произвольное внимание — фантазию. Формирует наблюдательность,умение прогнозировать,планировать .Развивает воображение и образное мышление,умение выразить чувства и представления о мире .Умение заниматься творческой деятельностью индивидуально и в коллективе ( навыки общения).Позволяет приобрести ребенку определенный творческий опыт. Может использоваться на следующих уроках: лекции,беседы,дискуссии и т.п
- Проектное обучения (самостоятельная поисковая деятельность).
- Продуктом является учебный проект (текст выступления, реферат, доклад, презентация, разработка эскизов для будущих проектов). Данная деятельность стимулирует познавательные интересы детей, дает возможность получить удовлетворение от своего труда, осознать ситуацию успеха.
- Спец курсы:
- деятельность по выполнению исследовательских проектов
- углубленное изучение отдельных курсов программы
- получение знаний в интересующих областях.
Этапы организации деятельности детей в образовательной среде:
- этап предварительного сбора информации (исследовательская деятельность)
- этап создания образа
- самостоятельная работа
- этап презентации
- этап рефлексии
- Деятельность по актуализации интеллектуальных способностей ( умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.),коммуникативных (умение излагать свои мысли, быть гибким к изменяющимся условиям окружающей среды, ситуациям, умение отстоять свою позицию), нравственные и духовные качества (наличие собственной позиции, сопричастность, сочувствие, сострадание, позитивное отношение к миру и людям.)
- Поддержания обстановки доверия, комфортности, равноправия, ненасилия к процессу обучения и познания.
- Создания у ребенка чувства уверенности в себе, заинтересованности в обучении.
- Создание нового продукта на основе полученных ЗУН
- Анализ деятельности (процесса и результатов)
Позиции педагога:
- Стимулы (ориентация на результат)
- Ориентация на личностные качества ребенка
- Создать условия для свободной социальной адаптации личности к жизни в обществе (в т.ч. информационном), для освоения и использования учащимися современных информационных и других образовательных технологий.
- Сформировать у учащегося глубокую внутреннюю потребность, мотивацию обучения и самообучения, т.е. мотив ценностного отношения к непрерывному образованию (самообразованию) в течение всей жизни.
- Научить ориентироваться в информационном пространстве, помочь в освоении информационной картины мира, формировании информационной культуры, самооценки личности.
- постановка проблемы, актуальность.
- Выбор целей, задач и способов их решения.
- Деятельность по актуализации; интеллектуальных способностей( умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.),коммуникативных - (умение излагать свои мысли, быть гибким к изменяющимся условиям окружающей среды, ситуациям, умение отстоять свою позицию. ),нравственные и духовные качества -( наличие собственной позиции, сопричастность, сочувствие, сострадание, позитивное отношение к миру и людям.)
- Поддержания обстановки доверия, комфортности, равноправия, ненасилия к процессу обучения и познания.
- Создания у ребенка чувства уверенности в себе, заинтересованности в обучении.
- Создание нового продукта на основе полученных ЗУН
- Анализ деятельности.
Позиции детей:
- применение творческих способностей в различных ситуациях
- удовлетворение своих интересов и любознательности
- удовлетворение от собственной самостоятельной деятельности
- изобретательность в использовании материалов и идей
- собственное понимание окружающего мира
- саморазвитие и само организация личности ребенка
- осознание своей уникальности, выбор смысла жизни и жизненного пути
- овладение более высоким уровнем мастерства
- наблюдательность, отзывчивость к миру вокруг
- позитивная академическая Я-концепция ,связанная с адекватной самооценкой
Виды деятельности для детей:
- творческие задания (создание образов с использованием разнообразных техник ранее изученного материала)
- поисковая деятельностью ( поиск материалов по содержанию выбранного проекта с использованием разнообразных источников)
- работа с наглядным материалом ( изучение илюстраций,фотографий,макетов. Выбор материалов для своей работы)
- презентации (развитие самостоятельного творческого мышления,умение представить свою работу )
- самоконтроль знаний (проверка знаний и умений с помощью различных точек зрения по выполненному заданию)
- мозговой штурм (умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.)
- работа в группах ( создание общего проекта,разделение функций)
- разрешение проблемного задания (создать оптимальные по трудности проекты для развития одаренности)
Критерии эффективности образовательной среды:
- применение творческих способностей в различных ситуациях;
- удовлетворение своих интересов и любознательности;
- собственное понимание окружающего мира;
- саморазвитие и самоорганизация личности ребенка;
- осознание своей уникальности, выбор смысла жизни и жизненного пути;
- овладение более высоким уровнем мастерства.
- Общение
- продукт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: "Создание личностно ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности".
Материал можно использовать для проведения педсовета....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123392-1350051333.jpg)
Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»
Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...
Опыт по теме: "Формирование активной и самостоятельной позиции у учащихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность"
Данный опыт предназначен для организации работы учителей музыки....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842408-1478155848.jpg)
Механизмы формирования образовательной среды, обеспечивающей высокие достижения обучающихся на уроках музыки.
Механизмы формирования образовательной среды, обеспечивающей высокие достижения обучающихся на уроках музыки....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/22/picture-933081-1498140995.jpg)
Статья на тему "Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"
quot;Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1273215-1601375306.jpg)
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе как фактор формирования активной жизненной позиции
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873829-1483967060.jpg)
Приемы и подходы педагога, направленные на стимулирование творческой активности ученика.
Дополнительное образование направлено на создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптацию к условиям жизни в современном мире, к принятию его мультикультурности, приобщение к к...