Социализация детей с признаками одаренности и высоким уровнем мотивации к различным видам творчества в объединениях технической направленности.
статья
Предварительный просмотр:
Социализация детей с признаками одаренности и высоким уровнем мотивации к различным видам творчества в объединениях технической направленности.
Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей образовательных учреждений.
Актуальность сетевого взаимодействия МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе с образовательными учреждениями и организациями п. Пурпе, направленного на создание образовательной среды, способствующей развитию талантливых детей, обусловлена:
- определением оптимального для реализации в условиях сельской местности сетевого взаимодействия общего, дошкольного и дополнительного образования, обеспечивающего внеурочную деятельность в соответствии с новыми требованиями Стандарта;
- переходом к модульным формам организации образовательных программ внеурочной деятельности с приоритетом интенсивных школ обучения, элективных курсов для школьников, внедрением и расширением системы дистанционного обучения в различных направлениях дополнительного образования детей;
- созданием условий для совместного психолого-педагогического выявления, сопровождения и развития юных талантов и талантливой молодежи.
Проблемы:
- существующие модели внеурочной деятельности не в полной мере обеспечивают индивидуальные потребности талантливых детей и молодежи в определенных областях (не достаточно представлена возможность заниматься в объединениях научно-технической, туристско-краеведческой направленности на базе общеобразовательных школ);
- недостаточный уровень научно-методического обеспечения построения индивидуальных образовательных траекторий талантливых и одаренных детей по подготовке к выполнению научно-исследовательских работ, к участию во всероссийских и международных конкурсах.
В связи с тем, что для детей п. Пурпе высокий уровень обеспечение деятельность объединений научно-технической направленности сосредоточен на базе ДДТ, я как педагог дополнительного образования предлагаю для детей 7-10 лет модульный курс по робототехнике, который не только дает возможность познакомиться с этой стороной технического творчества, но и выявить способных и одаренных технически детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут или привлечь для прохождения полного курса в объединении «Робототехника».
Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» предназначена для обучения основам проектирования, конструирования роботов, разработана на основе модифицированной программы «ПервоРобот Lego», строится на основе материалов дистанционного курса "LEGO Mindstorms NXT: основы конструирования и программирования роботов" центра информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО). На основе данной программы разрабатывается модульный курс для работы как с отдельным ребенком, так и с группой детей в зависимости от основных целей обучения.
Так для работы с одаренным ребенком выстраивается индивидуальная образовательная программа (например, подготовка к научно-практической конференции или разработка технического проекта).
Для учащихся, которые пробуют себя в области образовательной робототехники разрабатывается модульный курс (36 часов в год) для приобретения первоначальных знаний и умений в области робототехника.
На занятиях обучающиеся изучают конструктивные особенности Lego-компьютера, стандартные функциональные возможности программного обеспечения, азы языков программирования, методы решения практических задач с использованием робототехники.
Занятия робототехникой дают возможность организовать индивидуально-проектную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся. Элементы игры, которые, несомненно, присутствуют в первоначальном знакомстве с курсом, мотивируют ребенка, подводят его к познанию сложных фундаментальных основ взрослого конструирования и программирования.
Новизна программы дополнительного образования «ПервоРобот Lego» определяется включением робототехники в образовательный процесс с целью интеграции и актуализации знаний по предметам естественно - математического цикла, формированием универсальных учебных навыков в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность программы дополнительного образования «ПервоРобот Lego» заключается в большом потенциале курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании. Обучающегося необходимо учить решать задачи с помощью автоматизированных устройств, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплощать его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться обучающемуся на собственном опыте. Такие знания вызывают у обучающихся желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом обучающийся сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у обучающихся понимания принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации; в реализации здоровьесберегающего подхода за счет включения различных форм деятельности (наблюдаю – конструирую – думаю, программирую – пробую – снова думаю …); в формировании навыков проектной деятельности; в формировании познавательной активности через деятельностный подход в техническом творчестве; в формировании технологических и алгоритмических умений при работе с программными средствами.
Отличительные особенности
При обучении по данной программе учащиеся не только познакомятся с элементами конструктора «ПервоРобот Lego», но и получат возможность реализовать свой проект по созданию робота.
Цель программы: развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству как основы удовлетворения образовательных запросов и потребностей посредством технического конструирования и проектирования.
Задачи:
- образовательные:
- ознакомить обучающихся с основными этапами проектирования, конструирования, программирования моделей роботов;
- научить приемам работы с основными блоками конструктора.
- развивающие:
- обеспечить формирование познавательных интересов средствами робототехники и ИКТ;
- способствовать развитию алгоритмического мышления обучающихся.
- воспитательные:
- содействовать формированию информационной культуры посредством работы с программным продуктом;
- содействовать воспитанию когнитивной самостоятельности, личностного отношения к процессу познания, познавательной инициативы;
способствовать формированию установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией.
Предметными результатами изучения программы по робототехнике является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- назначение основных элементов конструктора;
- общие сведения об автоматизированных системах управления;
- технологическую последовательность изготовления сложных конструкций;
- работу обратной связи (система управления робота);
Уметь:
- применять технологические приемы работы со специальной литературой, ИКТ, чертежами;
- составлять с помощью пиктограмм программы для определенного набора переменных;
- подготовить проект Робота с автоматизированной системой управления;
- реализовывать творческий замысел.
Образовательным продуктом как модульного курса, так и индивидуального образовательного маршрута является разработка собственного проекта и его защита
Заключение: Вовлечение детей в активную творческую деятельность в соответствии с их потребностями и желаниями, получение от результатов собственной деятельности удовлетворение и позитивную самооценку является основой создания комфортной образовательной среды, способствующей укреплению психологического и социального здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка уровня мотивации учащихся к занятиям в творческом объединении
Оценка уровня мотивации учащихся к занятиям в творческом объединении Анкета для учащихся 7-10 классов...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...
Применение диалогического метода обучения на занятиях в объединении технической направленности
Данная статья раскрывает преимущества применения одного из методов проблемно-развивающего обучения детей в системе дополнительного образования, его целес...
Статья "Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности"
Социально-ориентированный проект: «Выбор профессии – выбор будущего» является составной частью воспитательной системы ОДОД СОШ №511 «С...
Социально-ориентированный проект «Патриотическое воспитание в объединениях технической направленности»
Указом Президента РФ от 08.07.2019 № 327 "О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы" 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы.В Год памяти и славы, посвященный 75-летию ...
«Формирование устойчивых навыков и высокого уровня мотивации к овладению столярным и слесарным инструментами у учащихся 5-6 классов».
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некот...
Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...