Методика организации работы Стрелкового клуба в условиях дополнительного образования
методическая разработка (6 класс) на тему

Сазонов Александр Викторович

Данная разработка составлена на основе деятельности Стрелкового клуба «Традиция», работающего в системе дополнительного образования Нахимовского военно-морского училища с 2010 года. Программа стрелкового клуба в системе дополнительного образования общеобразовательных учебных заведений имеет двойную направленность: военно-патриотическую и спортивно-техническую. Этим обстоятельством обуславливается многофункциональный комплексный характер деятельности стрелковых клубов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

«Нахимовское военно-морское училище МО РФ»

Методическая разработка

«Методика организации

работы Стрелкового клуба         

в условиях дополнительного образования»

подготовил

педагог дополнительного образования НВМУ

Сазонов Александр Викторович

г. Санкт-Петербург

 2014

Содержание

1. Вступление                                                                                                       3

2. Организация среды Стрелкового клуба                                                  

2.1. Функции Стрелкового клуба                                                                       4

2.2. Целеполагание Стрелкового клуба                                                             6

2.3. Организация среды                                                                                       8

2.4. Организация учебно-тренировочного процесса                                       14

2.5. Система контроля в Стрелковом клубе                                                    29

3. Заключение                                                                                                     30

4. Список литературы                                                                                        32

1. Вступление

Пулевая стрельба, военно-прикладная подготовка, знакомство с тактико-техническими характеристиками и историей оружия, с опытом морской пехоты – увлекательное дело для любого мальчишки. Любознательность и естественное для подростков желание научиться стрелять, разбираться в оружии, достойно преодолевать трудности приводят многих из них к решению испробовать свои силы в военно-прикладной и военно-спортивной деятельности.

В истории отечественного образования, как военного, так и гражданского, обучение стрельбе и обращение с оружием использовалось как эффективный комплекс воспитания ответственной, сильной и успешной личности. В кадетских корпусах, гимназиях 19 века преподавались основы стрелкового дела. В советское время стрелковое дело стало прерогативой военно-образовательных организаций, перейдя в плоскость дополнительного образования, но оставаясь востребованным подрастающим поколением. Огневая подготовка традиционно сопрягалась с другими видами общевоинской подготовки: строевой, технической, спортивной, тактической. Довоенный опыт стрелковой подготовки в клубах ОСОАВИАХИМА, обучение снайперов в Солнечногорской школе Снайпинга принесли свои результаты. Многие воины были готовы защищать свою страну и сделали это с честью во время Великой Отечественной войны. Сразу после Великой Победы были созданы три Добровольные общества содействия армии, авиации и флоту, а через несколько лет их объединили в одно - ДОСААФ. Их клубы работали по всей стране, готовя юношей к воинской службе. Большую серьезную работу по военно-прикладной подготовке и стрелковому спорту вели в Вооруженных Силах и в обществе «Динамо». Стрельба наряду со строевой подготовкой стала основой военно-патриотического воспитания будущих защитников Отечества.

В настоящее время обучение юных стрелков производится в системе дополнительного образования в секциях при Домах творчества, спортивных клубах обществ и ведомств, самостоятельно работающих ДЮСШ, СДЮШОР, а также в системе тренировочных сборов, проводимых образовательными учреждениями и военкоматами согласно Приказу Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 г.  № 96/134. В системе довузовского военного образования сохранились традиции стрелковой подготовки в рамках секций.

Данная разработка составлена на основе деятельности Стрелкового клуба «Традиция», работающего в системе дополнительного образования Нахимовского военно-морского училища с 2010 года.

Программа стрелкового клуба в системе дополнительного образования общеобразовательных учебных заведений имеет двойную направленность: военно-патриотическую и спортивно-техническую. Этим обстоятельством обуславливается многофункциональный комплексный характер деятельности стрелковых клубов.

Цель разработки – представить модель организации Стрелкового клуба как объединения дополнительного образования комплекского содержания.

Задачи: 

- актуализировать педагогическую ценность стрелковой подготовки как комплексного средства развития человека;

- раскрыть особенности организации Стрелкового клуба.

2. Организация среды Стрелкового клуба                                                  

2.1. Функции Стрелкового клуба

Функция здоровьетворения. Стрельба является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения и общества в целом. Она требует хорошей физической подготовленности и, в свою очередь способствует, ее развитию. Стрельба также способствует развитию вестибулярного аппарата, зрительного анализатора.

Функция гармоничного развития. Занимаясь стрельбой и военно-прикладными видами деятельности воспитанники совершенствуют не только двигательные качества, но и психические функции (восприятие, представление, память, ассоциативное мышление, внимание, волевые качества). К особому виду памяти относится так называемая мышечная память, которая складывается из запоминания определенных мышечных ощущений.

Функция формирования жизнеспособности. Одной из важнейших задач является овладение приемами саморегуляции. В процессе стрельбы развивается собранность и внимательность, которые необходимы стрелку не только для успешных занятий, но и для того, чтобы он смог неукоснительно соблюдать правила поведения в стрелковом тире и, главное, при обращении с оружием. Соревнования по стрельбе эмоционально напряжены, поэтому у стрелков развиваются устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль над эмоциями. Стрелок обязан знать меры безопасности и четко их выполнять. Это приучает быть собранным и в жизни. Собранность лежит в основе выносливости.

Функция патриотического и нравственного воспитания. Главнейшими, определяющими успехи качествами стрелка являются такие нравственные качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание, трудолюбие, ответственность, способность управлять своими действиями и эмоциями, высочайшая дисциплинированность.

Функция социализации. Популяризация пулевой стрельбы способствует передаче новому поколению накопленного жизненного опыта, формированию ценностных ориентаций, нравственному оздоровлению и культурному развитию общества. Это один из способов социализации личности.

Функция развития специфических способностей. Пулевая стрельба – один из популярных видов спорта и военно-прикладной деятельности. Благодаря занятиям развиваются специфические спортивные способности, формируется ситуация успеха.

Функция организации досуга. Наполненное интересным и полезным развивающим занятие свободное время обогащает жизнь спектром положительных впечатлений. В этом случае досуг может служить не рассеиванию личностного потенциала, а, наоборот, личностному росту.

Коммуникативная функция. Основа любого коллектива, а особенно военно-патриотического клуба, дружба. Она рождается в живом общении, передаче знаний и опыта от товарища к товарищу, в совместном слаженном действии, в коллективной ответственности за выполнении того или иного задания.

2.2. Целеполагание Стрелкового клуба

Цели деятельности Стрелкового клуба

  1. дать базовые знания о технологии обращения с оружием, о способах стрельбы, об особенностях физической подготовки стрелков различного уровня.
  2. способствовать формированию интереса к занятиям и подготовить воспитанников для сдачи разрядных нормативов по пулевой стрельбе.
  3. создать условия для физического развития воспитанников в процессе овладения военно-прикладными видами спортивной деятельности.

Задачи:

образовательные

  1. изучение и освоение основных элементов техники выполнения выстрела, соединение их в единое действие, закрепление навыка по выполнению целостного выстрела;
  2. совершенствование техники и тактики стрельбы в избранном виде оружия, накопление опыта участия в соревнованиях; формирование умения на основе анализа результатов выступлений вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, цель которого достижение вершин спортивного мастерства;
  3. усвоение мер безопасности при обращении с оружием и правил поведения в местах проведения стрельб, доведение выполнения их до автоматизма;
  4. изучение материальной части оружия и приобретение навыков устранения неполадок;
  5. овладение навыками инструкторской и судейской практик;
  6. овладение технологиями смежных стрельбе военно-прикладных видов: строевая подготовка, бег, силовые упражнения, метание снаряда.

развивающие

  1. обеспечение разносторонней физической подготовки воспитанников и формирования специальных качеств, определяющих спортивный рост и успехи в соревнованиях: силовой выносливости, статической выносливости, координированности (движений и внутримышечной), ловкости, скоростных способностей, равновесия, произвольного мышечного расслабления;
  2. совершенствование психических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой пулевой стрельбы и выступлений стрелков на соревнованиях;

воспитательные

  1. воспитание черт характера, необходимых стрелку-спортсмену  и соответствующих нормам высокой морали;
  2. формирование стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой вообще и пулевой стрельбой и военно-прикладными видами спорта в частности;
  3. укрепление здоровья и закаливание организма нахимовцев;
  4. формирование и развитие патриотического сознания.

Решение перечисленных задач осуществляется на каждом возрастном этапе обучения и тренировки, исходя из конкретных требований, возрастных особенностей воспитанников.

Педагогические условия работы Стрелкового клуба

  • Организация военно-ориентированной среды как основа деятельности в клубе.
  • Комплексный подход к организации занятий (неразрывная связь мотивации, дисциплины и практической деятельности).
  • Соответствие методики и организации проведении занятий клуба требованиям педагогической, психологической, эстетической, гигиенической культуры.

2.3. Организация среды

Особенности организации воспитательной работы

В организации среды Стрелкового клуба важно учитывать воспитательный опыт, полученный ребятами дома, семейные традиции, особенно связанные с опытом службы Родине отцов, дедов, прадедов. Уважительное отношение к личным ценностям воспитанника – главное условие успеха клуба военно-патриотического направления. В системе ценностей немалое значение имеют эстетические взгляды и предпочтения (любимые фильмы, стихи, песни), нравственные идеалы (герои, с которых воспитанники берут пример), традиции города, области, в которой действует клуб. Имея представления о духовных ценностях воспитанников, руководитель клуба сможет создать атмосферу взаимовлияния, взаимообогащения членов клуба, а если и необходимо, то органичной взаимокоррекции взглядов и ценностей, имеющих нежелательное или опасное звучание.  

Воспитательная работа в Стрелковом клубе направлена на стимулирование личностного роста воспитанников на основе высших нормативных ценностей. В основе ценностного ряда: доброта и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство. Главная задача – воспитание высоких моральных качеств: патриотизма, преданности своей стране, высокой сознательности, чувства ответственности за свои поступки, порученное дело. Не менее важно воспитание уважения, любви к труду и творчеству, настойчивости в достижении поставленной цели, добросовестности, организованности, умения преодолевать трудности, что особенно важно в военно-спортивной и военно-прикладной деятельности. Столь же велико значение воспитания дружелюбия, взаимного уважения, способности сопереживать, стремления приходить на помощь, коллективизма, когда только совместные усилия приводят к достижению общей намеченной цели. Одним из главных качеств воина-спортсмена является дисциплинированность. Ее воспитание следует начинать с первых занятий, строго требуя четкого исполнения указаний руководителя.

Средства и методы воспитательной работы

В целях эффективности воспитания необходимо, организовывая тренировочный и  познавательный процесс, постоянно ставить перед ребятами задачи ощутимого духовного, спортивного и интеллектуального совершенствования. Положительно  влияют на эффективность воспитательной работы богатая вариативность средств и методов воспитания.

В воспитательной практике клуба целесообразно использовать многообразные воспитательные средства:

  • личный пример и педагогическое мастерство руководителя и наставников;
  • высокая организованность учебно-тренировочного процесса;
  • дружный коллектив, сплоченный единством цели;
  • атмосфера трудолюбия, творчества, взаимопомощи;
  • бережное, вдумчивое отношение к традициям;
  • система морального стимулирования;
  • наставничество более опытных и успешных.

В формировании нравственного облика воспитанников велика роль убеждения. Доводы, яркие примеры, сравнения должны быть доказательными.

Не менее важно поощрение, отражающее положительную оценку действий. Одобрение, похвала, благодарность должны соответствовать значимости поступка и высказаны в присутствии всего коллектива.

Морально-волевая и психологическая подготовка будет успешна и продуктивна, если ее осуществлять, основываясь на следующих педагогических принципах:

  • сознательности – воспитанник осознанно, с доверием принимает советы-указания;
  • систематичности – планируемое руководителем постоянное, последовательное, целенаправленное применение средств воздействия;
  • всесторонности – воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект;
  • согласованности – мероприятия психического воздействия должны увязываться с другими, логически составляющими систему спортивной тренировки.

На эффективную организацию среды Стрелкового клуба влияют следующие взаимосвязанные факторы:

  • установление системы отношений на основе воинской субординации согласно Устава ВС РФ,
  • создание слаженного коллектива на основе воинских традиций;
  • формирование у воспитанников мотивации достижений;
  • формирование у каждого воспитанника веры в собственные силы и умения собирать их для полной реализации собственного потенциала;
  • обучение воспитанников приемам самоконтроля и саморегуляции при активном включении волевых усилий и нравственного сознания;
  • освоение средств и методов психического и эмоционально-творческого восстановления;
  • создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Высокие нравственные качества особенно ярко проявляются у подростков, которые любят свою страну, гордятся ее историей, воинской доблестью подлинных сынов Отечества, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, спорте, знают военную историю. В беседах, конкретных ситуациях руководитель должен дать воспитанникам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах.

В организации среды важную роль играет институт наставничества. Наставниками могут являться ветераны, участники боевых действий, выпускники клуба, которые проявляют высокие качества на выбранном воинском или трудовом поприще, показывают результаты в спорте. Наставничество может осуществляться в форме Встреч поколений, Мастер-классов, военно-спортивных и военно-прикладных игр.

Воспитательная работа клуба должна выходить за рамки непосредственного учебно-тренировочного процесса, обогащаться проведением и бесед по темам «История великих сражений», «История оружия», «История оружия», «Полководцы, флотоводцы и герои», исследовательских экспедиций по местам воинской славы, участием в военно-патриотических проектах.

Волевая подготовка как основное звено воспитательной работы

Все виды военно-прикладной и военно-спортивной деятельности связаны с преодолением трудностей и требуют от человека физических, умственных, интеллектуальных и волевых усилий. Очень часто показывают высокие результаты и одерживают победы на соревнованиях не самые талантливые, а самые трудолюбивые, волевые. Волевая подготовка – необходимая часть физической, технической, тактической и теоретической подготовки. Без нее не достичь успеха. Руководитель должен строить многолетний учебно-тренировочный процесс так, чтобы воспитанники, зная, что такое воля, как и во имя чего проявляются волевые качества, имели практику направленных волевых решений и действий. Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных волевых качеств – в постоянные черты характера. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон подготовки воспитанника.

Руководитель обязан постоянно заниматься совершенствованием волевых качеств воспитанников и стимулировать их проявления в напряженной и упорной борьбе с достойными соперниками. Но при этом он всегда должен начинать с себя. Тот руководитель, который способен сочетать средства технической подготовки и приемы волевого воспитания в цельном учебно-тренировочном процессе, способен привести воспитанников к высоким спортивным результатам на соревнованиях разного ранга и готовности служить Родине в Армии и на Флоте.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо:

  • осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудности;
  • постановка реально достижимых новых, более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);
  • использование объяснений и убеждения при воспитании волевых качеств в обязательном сочетании с упражнениями (поступками);
  • понимание и осмысление задач и действий на предстоящих учебно-тренировочном занятии или соревновании;
  • создание четких представлений движений и действий, которые нужно выполнить;
  • использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;
  • строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима учебы, труда, тренировочных занятий, участия в культурно-образовательных мероприятиях;
  • выполнение самостоятельных волевых решений;
  • воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации;
  • умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;
  • обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

Традиции Стрелкового клуба

Традиции Стрелкового клуба должны основываться на лучших российских воинских традициях. Важно, чтобы клуб ориентировался на определенный род войск или воинское подразделение, которое может осуществлять шефскую работу.

Из направленности клуба вытекает система его идеалов и ценностей и коммуникативных принципов, в основе которых сотрудничество, согласие, товарищество.

Системе ценностей соответствует система ритуалов и символов. Стрелковый клуб может иметь свои название, песню, девиз, знак, награды.

Система традиций описывается в Положении клуба.

2.4. Организация учебно-тренировочного процесса

Методики обучения

В спорте и занятиях строевой подготовкой используются общепризнанные методы разучивания и освоения двигательных действий: целостно-конструктивный и расчлененно-конструктивный. Разучивание действий в целом осуществляется при освоении относительно простых и тех сложных, которые невозможно разделить на части. При разучивании сложных действий, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение техники их выполнения осуществляется по частям. В дальнейшем уже разученные и освоенные части-движения объединяются в целостное сложное действие. Таким сложным действием в разборке-сборке АК-74 является сам комплекс разборки-сборки, в пулевой стрельбе - выполнение выстрела, в строевой подготовке – выполнение комплекса элементов строевого шага.

Для совершенствования двигательных качеств используются методы: повторный и переменный. Если упражнение многократно выполняется в равномерном режиме с паузами (интервалами) для отдыха, регламентированными или произвольными, то это – повторно-интервальный метод. Воспитанник повторяет упражнение за упражнением, замечая все изменения в процессе совершения действия, в собственном состоянии, в достигнутом результате. В пулевой стрельбе преимущественно применяется только повторно-интервальный метод.

Занимаясь стрельбой и военно-прикладными видами деятельности воспитанники должны совершенствовать не только двигательные качества, но и психические функции (восприятие, представление, память, мышление, внимание, волевые качества). Одной из важнейших задач является овладение приемами саморегуляции и самовнушения.

В учебно-тренировочном процессе также актуальны методические приемы:

  • расчленение сложного действия по выполнению выстрела на более простые (разучивание по элементам),
  • повторение действий по выполнению определенной операции,
  • использование при начальном обучении облегченных условий.

В процессе накопления информации об истории оружия, пулевой стрельбы, военно-прикладных видов спорта, воинских подвигах целесообразно использовать поисково-исследовательские методы, информационные технологии.

Центральный метод организации среды стрелкового клуба - игровое погружение в систему военно-ориентированной деятельности.

Формирование групп

Деятельность клуба подразделяется на 3 вида организации:

  • досуговая,
  • подготовительная,
  • военно-спортивная деятельность.

Досуговая деятельность осуществляется по выходным дням для групп переменного состава воспитанников 5-11 класса, в которых могут заниматься любые воспитанники с выбранной ими скоростью познания и овладения умениями. Продолжительность занятий для каждого воспитанника относительно произвольная – от 1 до 4 академических часов. Результат – высокая мотивация к активным занятиям в Стрелковом клубе. При активных занятиях воспитаннику предлагается комплекс первого года обучения (начальная подготовка).

Подготовительная деятельность осуществляется согласно расписанию для постоянных организованных групп (классов). Она характеризуется четким планированием, которое предполагает быстрое обучение работе с оружием по этапам:  знакомство с правилами техники безопасности, ТТХ стрелкового оружия, практическая работа с АК-74, стрельба на СКАТТ из пистолета и АК-74, стрельба из спортивного оружия: пневматического, малокалиберного. Результат – подготовка к активным занятиям в Стрелковом клубе стрельбой из выбранного оружия.

Военно-спортивная деятельность осуществляется согласно расписанию групп военно-спортивной подготовки первого, второго, третьего года обучения. Она осуществляется по программе «Стрелковый клуб «Традиция». Регулярность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Результат:

Год

обучения

Возраст обучающихся

Число воспитанников

в группе

Количество

в неделю

Требования

по спортивной

подготовке

на конец

 учебного года

в начале учебного года

в конце учебного года

учебных

занятий

учебных

часов

1-ый год

11-15

12-15

8-12

2

4

подгот, юн.разр.

2-ой год

13-16

8-12

6-8

2

4

юн.разр., 3-2 взр.

3-ий год

14-17

6-8

4-6

2

4

2-1 разр., кмс

        Стрелковая подготовка

В досуговых, подготовительных группах и группах военно-спортивной подготовки первого года обучения начало стрелковой подготовки осуществляется одновременно с работой по

  • формированию стойкого интереса к пулевой стрельбе и военно-прикладным видам спорта, передаче сведений о физической культуре и спорте, об истории пулевой стрельбы и роли спорта в деле защиты Отечества, о спортивных разрядах - мотивационная деятельность;
  • усвоение общих сведений о гигиене, укреплению здоровья и закаливанию организма воспитанников, обеспечению разносторонней физической подготовленности и формирование специальных качеств, определяющих успехи в пулевой стрельбе: силовой выносливости, статической выносливости, равновесия, координирования движений, ловкости – профилактико-развивающая деятельность;
  • ознакомление с требованиями Устава ВС РФ, усвоение мер безопасности при обращении с оружием и правил поведения в тирах, формирование навыков их выполнения – дисциплинарная деятельность;
  • изучение материальной части АК-74,  пневматического и малокалиберного оружия – информационно-техническая деятельность;
  • ознакомление с открытым прицелом, усвоение правила прицеливания при выполнении выстрела, изучение устройства патронов, ознакомление с явлением выстрела, элементах техники его выполнения – информационно-тактическая деятельность;
  • освоение стрельбы в положении «лежа», «с колена», «стоя» из электронного и пневматического оружия (на различном уровне) – учебно-тренировочная деятельность;
  • усвоение обязанностей и прав участника соревнований, участие в соревнованиях, выполнение поручений ответственного судьи при подготовке к соревнованиям, обязанностей контролера на линии огня и показчика на линии мишеней во время соревнований, выполнение обязанностей помощника тренера при подготовке места проведения учебно-тренировочных занятий к началу их и уборке по окончанию – игровая деятельность;
  • ознакомление со способами управления собственным вниманием, поведением в процессе огневой подготовки – информационно-психологическая деятельность.

В группах военно-спортивной подготовки второго и третьего года обучения начало стрелковой подготовки осуществляется одновременно с работой по

  • укреплению интереса к пулевой стрельбе и военно-прикладным видам спорта - мотивационная деятельность;
  • повышение уровня физической подготовленности, совершенствование силовой и статистической выносливости, координирования движений, ловкости, равновесия, произвольного расслабления, скоростных проявлениях, увеличение тренировочной нагрузки – профилактико-развивающая деятельность;
  • закрепление знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в тирах, на стрельбищах, закрепление навыков их выполнения – дисциплинарная деятельность;
  • изучение материальной части пневматического оружия избранного вида стрельбы – информационно-техническая деятельность;
  • изучение явлений, происходящих в канале ствола при выстреле: воспламенения, горения, образования пороховых газов, движения и вылета пули; отдача, угол вылета, его зависимость от однообразия удержания оружия, более глубокое понимание и осмысление, закрепление знаний о выстреле и элементах техники его выполнения – информационно-тактическая деятельность;
  • формирование прочного навыка сохранять «рабочее состояние» при выполнении выстрела до, во время и после него, ознакомление с содержанием понятия «координирование» работ по удержанию системы «стрелок-оружие» – учебно-тренировочная деятельность;
  • выполнение обязанностей дежурного, инструктора, показчика, контролера, участие в классификационных и календарных соревнованиях, выполнение разрядных норм – игровая деятельность;
  • ознакомление со свойствами внимания, условиями формирования двигательно-мышечных представлений, способами воспитания воли в преодолении внешних и внутренних препятствий – информационно-психологическая деятельность.

Теоретическая подготовка

Воспитанники должны иметь представление об Уставе ВС РФ, физической культуре и спорте, о значении для стрелка физической, морально-волевой и психологической подготовленности, ознакомиться с историей развития пулевой стрельбы. Важно усвоить необходимость неукоснительного соблюдения мер безопасности, знать, из каких видов оружия выполняются различные упражнения, Правила соревнований; твердо усвоить общие основы техники выполнения выстрела, сведения о баллистике, гигиене, профилактике заболеваний.

Материал для преподавания теоретических знаний во многом един для всех возрастных групп. Общее представление и небольшой объем учебной информации по многим вопросам юные спортсмены получают уже на начальном этапе обучения. С ростом мастерства, на разных этапах подготовки возникает необходимость в более широком освещении и глубоком понимании этих же проблем.

Теоретические вопросы освещаются в начале или конце занятий в зависимости от их характера. Иногда для сообщений по теории целесообразно использовать перерывы между частями учебно-тренировочного занятия, время отдыха.

Для сообщения теоретических сведений используются различные формы: рассказ, объяснение, краткая беседа. Иногда уместно проведение мини-лекций с демонстрацией наглядных пособий. Они должны быть частью учебно-тренировочного занятия, их продолжительность определяться объемом информации.

Следует строго требования безопасного обращения с оружием. При проведении тренировочных занятий с оружием на линии огня, количество обучаемых спортсменов не должно превышать количество тренировочных мест на огневом рубеже.

Обязательные разделы для теоретического рассмотрения:

  • Физическая культура и спорт
  • Общие сведения об истории развития пулевой стрельбы
  • Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб
  • Баллистика
  • Оружие, боеприпасы и снаряжение стрелка
  • Краткие сведения о строении и функциях организма человека
  • Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки
  • Гигиена, режим, закаливание
  • Техническая подготовка
  • Основы техники стрельбы

Обязательные разделы практической деятельности по огневой подготовке:

  • Разборка-сборка АК
  • Снаряжение магазина
  • Тренировочные занятия на тренажере «СКАТТ»
  • Стрельба из пневматической винтовки по мишени с черным кругом (тренировочная отработка разных видов стрельбы)
  • Стрельба из пневматического пистолета по мишени с черным кругом (тренировочная отработка разных видов стрельбы)
  • Стрельба из малокалиберной винтовки по мишени с черным кругом (тренировочная отработка разных видов стрельбы)
  • Стрельба из малокалиберного пистолета по мишени с черным кругом (тренировочная отработка разных видов стрельбы)

Физическая подготовка

Физическая подготовка должна быть одной из неотъемлемых частей общей подготовки воинов-спортсменов на всех этапах спортивного совершенствования, создавая основу для достижения высоких результатов.

Средства физической подготовки способствует приобретению необходимых двигательных возможностей:

  • достаточно развитую мышечную систему,
  • выносливость к большим статическим нагрузкам,
  • расслабление групп мышц, которые не принимают непосредственное участие в удержании тела и оружия,
  • напряжение и расслабление групп мышц, обеспечивающих необходимое техническое действие, дозировано и избирательно;
  • точно и тонко координированные двигательные усилия,
  • хорошо развитое чувство равновесия,
  • высокую работоспособность в условиях длительной относительной неподвижности,
  • способность быстро и достаточно полно восстанавливать работоспособность после больших нагрузок.

Физическая подготовка включает упражнения общей и специальной направленности.

Общая физическая подготовка (ОФП) обеспечивает решение следующих задач:

  • укрепление здоровья и нервной системы,
  • подъем функциональных возможностей организма спортсмена,
  • повышение необходимых физических качеств,
  • приобретение и совершенствование разнообразных двигательных навыков,
  • повышение и восстановление работоспособности, необходимой при напряженной учебно-тренировочной работе и во время соревнований,
  • предупреждение отрицательных воздействий некоторых сторон пулевой стрельбы на организм занимающих,
  • повышение жизненной емкости легких, способное предупредить кислородное голодание,
  • ликвидацию застойных процессов в мышечно-связочном аппарате из-за длительной неподвижности в изготовке при выполнении стрелковых упражнений,
  • активный отдых для центральной нервной системы.

Общефизическая подготовка помогает спортсмену легче переносить тренировочные нагрузки, быстрее восстанавливать работоспособность, достигать высокого уровня спортивного мастерства. По требованиям к двигательным навыкам в одном ряду с пулевой стрельбой стоят плавание, ходьба, размеренный бег, кроссы, ходьба на лыжах, метание снаряда, силовая подготовка. Поэтому разумно использовать упражнения из этих видов спорта. Следует учитывать взаимовлияние упражнений, направленных на развитие различных двигательных качеств, ибо оно может быть как положительным, так и в отрицательным. Развитие одного из качеств должно сочетаться с одновременным повышением уровня развития других. Исключение из этого общего правила допустимо, если возникает необходимость ликвидировать отставание уровня развития какого-либо из качеств.

Специальная физическая подготовка (СФП) необходима для дальнейшего совершенствования двигательных качеств, лежащих в основе технической подготовки. Она направлена на развитие определенных физических качеств тех групп мышц, которые участвуют в выполнении выстрела.

Специальная физическая подготовка должна решать следующие задачи:

  • тренировка строго определенных групп мышц,
  • повышение специальной выносливости к длительной статической работе,
  • устранение недостатков физического развития,
  • развитие специальных качеств воспитанника: мышечных ощущений, координированности, выносливости, силовой и статической, равновесия, произвольного мышечного расслабления, способности к предельному сосредоточению, чувства времени.

В пулевой стрельбе необходимы определенные физические качества: силовая выносливость (общая и локальная), статическая выносливость, координированность (внутримышечная и двигательных действий), произвольное мышечное расслабление, быстрота, ловкость.

На выполнение физических упражнений можно и нужно выделять в группах начальной подготовки 10-15 минут, в учебно-тренировочных группах 15-20 минут.

Начинать учебно-тренировочное занятие нужно с разминки. Она должна состоять из упражнений общеразвивающей направленности, упражнений мыслительный направленности (идеомоторные) и упражнений специальной физической направленности. Первыми выполняются упражнения общеразвивающей физической направленности под руководством тренера. Задача – подготовить мышцы, внутренние органы к той работе, которая необходима для выполнения выстрела. Каждое из двигательных упражнений следует выполнять в небольшом количестве, не спеша, в медленном темпе, с фиксацией позы - задержкой (замиранием) на несколько секунд (элемент статики). Спортсмен обязан научиться контролировать статичность работы мышц в течение этих секунд. Во второй части разминки стрелок выполняет упражнения мыслительной направленности, которые должны соответствовать запланированным на предстоящее учебно-тренировочное занятие. Готовясь выполнять мысленно упражнения, предназначенные для стрельбы, стрелок должен занять свое место. Не беря в руки оружие, сосредоточиться, затем четко представить все элементы сложного действия по выполнению выстрела в строго определенной последовательности. Таких действий-выстрелов стрелок представляет в количестве, необходимом для перехода к выполнению упражнений специальной физической направленности. Задача тренера - научить начинающего стрелка выполнять мыслительные (идеомоторные) упражнения.

Обязательные разделы практической деятельности по смежным видам физической активности:

  • ходьба на лыжах
  • размеренный бег
  • подвижные игры
  • силомер
  • подтягивание
  • метание снаряда

Строевая подготовка

Строй является формой объединения воспитанников, способом их консолидации для выполнения качественных командных действий. Строевые упражнения необходимы для целесообразного размещения воспитанников при действиях на месте и в движении, воспитания коллективных действий, чувства ритма, организованности, дисциплины, формирования правильной осанки. Многообразные по форме строевые упражнения дают возможность управлять большими группами воспитанников.

Строевые упражнения в Стрелковом клубе разучиваются и закрепляются аналогично военной строевой подготовке.

Занятие начинается с построения и заканчивается им. При общепринятых строевых команд осуществляются строевые приемы, построения и перестроения, передвижения.  

В Стрелковом клубе уместна подготовка строевых приемов с оружием. Данные упражнения развивают волевые качества воспитанников, собирают команду в единое целое, учат чувствовать друг друга.

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка для подростка, занимающегося стрелковой и военно-прикладной подготовкой – это разучивание и совершенствование способов и приемов ведения стрельбы, развитие способности выбирать и применять их во время соревнований при изменившихся обстоятельствах. Высокое тактическое мастерство базируется на хорошем уровне технической, физической, психической подготовленности.

Основу спортивно-тактического мастерства составляют качество тактического мышления и тактические знания, умение, навыки. Под тактическими знаниями подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые юный спортсмен использует при изменившихся обстоятельствах. Тактическое мышление проявляется (выражается) в способности человека, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, существенную для решения тактической задачи, и главное, – кратчайшим путем найти среди нескольких вариантов решений то, которое ведет к успеху с наибольшей вероятностью.

Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности стрелка организовать подготовку к выступлению, а во время соревнований свои поведение и действия при изменении условий внешней среды и психического состояния.

В программу Стрелкового клуба должны быть включены учебно-тренировочные занятия по тактике и способствующие развитию тактического мышления. По заданию руководителя воспитанник во время учебно-тренировочных занятий по заданию тренера или самостоятельно должен, представив разные варианты изменений внешней среды, вносить коррективы в организацию выполнения задания. Должны быть продуманы общий план выполнения отдельных упражнений, предусмотрены объективные и субъективные факторы и система реакций на них.

Изучение правил соревнований и судейская практика

Знание правил соревнований – одно из основных требований, предъявляемых к стрелкам, участвующим в соревнованиях любого уровня. Статья 5.1.1. действующих Правил соревнований по пулевой стрельбе гласит: «Все участники соревнований, т.е. стрелки, руководители и тренеры обязаны знать Правила соревнований и строго соблюдать их требования».

В Правилах соревнований изложены требования к поведению стрелка в тире, его одежде, оружию, изготовке, условиям выполнения упражнений на соревнованиях. Все эти и многие другие положения Правил обуславливают технику выполнения выстрела, а часто и тактику выступлений в соревнованиях. Воспитанники должны твердо знать эти требования, чтобы на соревнованиях не возникали ситуации, когда участник по незнанию им Правил допускает нарушение.

Для практического закрепления полученных знаний Правил соревнований рекомендуется значительную часть контрольных стрельб в группах всех видов стрельбы проводить в режиме соревнований.

Предметом постоянного внимания должно быть соблюдение мер безопасности. Уже на первом занятии воспитанники должны понять, сколь внимательными и ответственными должны они быть при изучении мер безопасности и правил поведения в местах проведения стрельб, сколь недопустимо, опасно их несоблюдение. Пулевая стрельба – спорт повышенного риска. По окончанию изучения «Мер безопасности» следует принять зачеты. Каждый, получивший положительную оценку его знаний, обязан поставить свою подпись в журнале «Проведение инструкций по мерам безопасности, правилам обращения с оружием и поведения в тирах». Начинающий стрелок сознательно берет на себя ответственность за свое поведение в дальнейшем. Периодические повторение и напоминания «Правил безопасности» необходимы в группах всех этапов подготовки: они подкрепляют знания, важнейшие для стрелков.

В начале каждого учебного года необходимо проводить занятие-проверку знаний воспитанниками мер безопасности и правил поведения в местах проведения стрельб. Эти знания следует оценить, после чего каждый вновь ставит свою подпись в соответствующем журнале.

Инструкторская практика

Инструкторская практика предполагает овладение умением и навыками выполнения обязанностей помощника руководителя, проведения отдельных частей учебно-тренировочного занятия в присутствии тренера или самостоятельно.

Руководитель должен дать необходимые теоретические знания, научить передавать их и применять в практической работе.

Учебно-тренировочное занятие начинается с подготовки рабочих мест (линий огня и мишеней), получения оружия, построения группы и проверки присутствующих. Помощь одного из учеников, инициативного и ответственного, в такое время не только желательна, но и необходима. Не следует постоянно прибегать к помощи одного-двух наиболее исполнительных воспитанников. Работу по подготовке галереи к учебно-тренировочному занятию должны выполнять поочередно все занимающиеся.

Целесообразно назначать двух дежурных. Один готовит к занятию линию огня, второй – линию мишеней. Для того, чтобы подготовка к занятию не отнимала ценное время, дежурные должны придти раньше, получив указания руководителя, подготовить помещения к занятию. Часть обязанностей они выполняют сами, часть, привлекая подошедших товарищей по группе. В конце занятия каждый из стрелков приводит в порядок свое тренировочное место, а дежурный следит за тем, чтобы все было выполнено добросовестно, при необходимости устраняет недоделки (огрехи). Дежурные выступают в роли помощников руководителя.

В конце тренировки, подводя итоги проделанного на занятии, руководитель оценивает действия своих помощников, отмечает положительные стороны и указывает на недочеты.

При проведении основной тренировочной части занятия целесообразно делить воспитанников секции на смены. Смены меняются местами для выполнения различных заданий.

За годы занятий пулевой стрельбой воспитанники должны научиться следующему

  1. в досуговых, подготовительных группах и военно-спортивной группе первого года обучения
  • выполнять обязанности дежурного;
  • сдавать рапорт;
  • демонстрировать (показывать) упражнения общефизической направленности;
  • замечать нарушения мер безопасности, тактично делать замечания товарищам о недопустимости действий, ведущих к этим нарушениям;
  • уметь находить ошибки в технических действиях других спортсменов и помогать их устранять;
  1. в военно-спортивных группах второго и третьего года обучения
  • выполнять обязанности дежурного;
  • строить группу перед началом занятия, сдавать рапорт;
  • замечать нарушения мер безопасности, тактично указывать на них товарищам, объяснять недопустимость и опасность нарушений;
  • рассказывать об основных мерах безопасности, объяснять их значение и смысл тем, кто пришел в тир впервые;
  • показывать в разминке упражнения физической направленности, совершенствующие двигательные качества стрелка (1-ый год обучения), и проводить 1-ую часть разминки в присутствии тренера (2-ой год обучения);
  • уметь показывать изготовки для стрельбы из избранного вида оружия;
  • уметь находить ошибки в технических действиях других спортсменов и помогать их устранению;
  • оказывать помощь начинающим в изучении материальной части избранного вида оружия.

2.4. Система контроля в Стрелковом клубе

Педагогический контроль в Стрелковом клубе заключается в наблюдении за проявлениями воспитанников в процессе жизнедеятельности в клубе, учете содержания тренировок и соревнований, анализе результатов, на основе которых принимается решение о внесении изменений в учебно-тренировочный процесс.

Педагогический контроль направлен на определение:

  • стратегии и результатов развития воспитанников,
  • уровня технической подготовленности, выражающейся в четкости выполнения элементов, движений, действий, в длительности сохранения работоспособности во время тренировочного занятия,
  • уровня общей и специальной физической подготовленности,
  • уровня моральной и психологической подготовленности, определяемой по степени стремления к достижению победы и уверенности в возможности одержать ее,
  • способности переносить нагрузки, быстроты и полноты восстановления работоспособности воспитанника.

Методы педагогического контроля:

  • педагогические наблюдения,
  • сбор мнений (анкетирование, опрос, беседы),
  • тестирование, предполагающее использование простейших приспособлений, приборов для регистрации показателей физического и эмоционально-психологического состояния.

Важнейшим дополнением к педагогическому контролю может и должен служить самоконтроль стрелка. Самоконтроль – это система наблюдений воспитанника за своим здоровьем, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, подготовленностью физической, технической и психологической.

Данные педагогического, врачебного контроля, а также самоконтроля дают основание утвердиться в правильности построения учебно-тренировочного процесса или сделать вывод о необходимости внесения корректив при определенных показателях.

3. Заключение

Воспитание молодого поколения, прежде всего, защитников Отечества, должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. В развитии будущего воина большое значение имеет духовное и физическое воспитание, умственное развитие и техническое обучение, формирование высокой морали и нравственности, выявление и стимулирование специфических способностей, приобщение к производительному труду - службе Отечеству в определенных областях воинской компетенции крайне актуально.

Современного военное образование предполагает синтез развития личности и предпрофессиональной (профессиональной) подготовки. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования), то есть участвует в процессе собственного воспитания.

Стрелковый клуб, созданный в условиях дополнительного образования любого общеобразовательного учебного заведения, – эффективная форма мотивационной и предпрофессиональной военной деятельности. Данная разработка прошла трехлетнюю проверку надежности в условиях дополнительного образования Нахимовского военно-морского училища и может быть применима в условиях любой школы, училища, учреждения дополнительного образования.

В условиях перехода к новому определению направленностей дополнительных образовательных программ программа Стрелкового клуба может быть отнесена как к социально-педагогической, так и физкультурно-спортивной направленности. Однако данная разработка является аргументом, подтверждающим преждевременность и необоснованность отказа от военно-патриотической направленности в дополнительном образовании.

Список литературы

  1. Алексеев А.В. Преодолей себя! М., 2003.
  2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М., 1983.
  3. Вайнштейн Л.М. Основы стрелкового мастерства. М., 1960.
  4. Джгамадзе Т.А., Корх А.Я., Володина И.С. Подготовка стрелка из пневматического оружия. Методическая разработка для студентов и слушателей РГАФК. М., 1998.
  5. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. М., 1982
  6. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсмена. М., 1976.
  7. Наставления по стрелковому делу. М., 2010.
  8. Подготовка юных стрелков в ДЮСШ, СДЮШОР, ШИСП, Методические рекомендации. Рига, 1984.
  9. Пулевая стрельба. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. М., 1985.
  10. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва; под общей редакцией д.п.н., профессора Ф.П. Суслова, д.п.н., профессора Ж.К.Холодова. М., 1997.
  11. Шилин Ю.Н. Сам себе психолог. М., 2000.
  12. Юрьев А.А. Физическая подготовка стрелка-спортсмена. М., 2012

Опубликовано: 

Журнал «Педагогический мир». http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=66150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация праздников английского языка в условиях дополнительного образования.

Организация праздников позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели -творческо-поиск...

"Организация деятельности детского кафе в условиях дополнительного образования детей"

Работа содержит теоретический и практический материал по организации деятельности детского кафе и может быть полезна педагогам - организаторам общеобразовательных учреждений и учреждений дополни...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

Статья "Организация безопасной образовательной среды в условиях дополнительного образования"

Статья освещает некоторые аспекты организации безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования...

«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)

В данной разработке  раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей  в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...