Статья "Организация безопасной образовательной среды в условиях дополнительного образования"
статья

Статья освещает некоторые аспекты организации безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация безопасной образовательной среды в условиях дополнительного образования

В современном мире вопрос организации безопасной образовательной среды для детей как в основном так и в дополнительном образовании приобретает чрезвычайную актуальность. Целью организации безопасной образовательной среды является создание условий для формирования реалистичного отношения к здоровому образу жизни это включает и ответственное отношение к своему здоровью, к состоянию окружающей среды, формирование у обучающихся образцов безопасного поведения, высокой самооценки, осознанного принятия решений, формирование представлений о том, что иметь хорошее здоровье для любого человека, полезно, выгодно, интересно, престижно.

Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни учреждения, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности.

Безопасность образовательной среды следует рассматривать как интегральный показатель ее качества.

Важнейшим условием формирования безопасной образовательной среды является осмысление администрацией и педагогами сущности и структуры такой среды.

Безопасная образовательная среда предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется соблюдение прав и норм психолого-физической безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого ребёнка (подростка). При выстраивании такой образовательной среды учитываются особенности взаимодействия участников образовательного процесса, стратегии и технологии обучения и воспитания учащихся, технологии сопровождения участников образовательного процесса, систему оценивания достижений учащихся и педагогов. Важной составляющей этой деятельности является система мониторинга качества образовательной среды, гарантирующая безопасность индивидуального развития ребёнка (мониторинги достижений учащихся, их здоровья, удовлетворенности участников образовательного процесса и т.д.).

Основными условиями организации безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования являются: повышение уровня психолого- педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей; эффективное применение адекватных методов и технологий работы. Важно проектировать учебные занятия в соответствии с требованиями к психологической безопасности образовательной среды используя систему учебных игр, которая способствует педагогической эффективности познавательного общения, в результате создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства в учреждении являются:

1. Реализация основных направлений действующего законодательства по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических, иных локальных актов, инструкций.

2. Накопление опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов.

3. Создание медико-социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса.(аптечки, инструкции по охране труда, стенды по безопасности дорожного движения , информационные плакаты по предупреждению вирусных инфекций и т.п.)

4. Специальная оценка условий труда.

5. Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима; оснащение образовательных учреждений противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.(сигнализация, огнетушители и т.п.) 

6. Формирование у учащихся и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения.

7. Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, оборудования

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения педагогов, родителей и учащихся безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного и природного неблагополучия. В эту работу включены все участники образовательного процесса. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля исполнения данных инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности.

Однако обучение детей основам здорового образа жизни, формирования у них осторожного и правильного поведения в тех или иных ситуациях не достаточно. Необходимо обеспечение безопасности самого образовательного процесса, а именно: безопасная среда (закреплѐнные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности), правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте), мебель, подобранная по росту детей;

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни обучающихся и охраны труда разных категорий сотрудников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....

Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...

Безопасность образовательного процесса в условиях социальной среды

Статья на тему: "Безопасность образовательного процесса в условиях социальной среды"...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

Качество образовательного процесса в условиях дополнительного образования

Проблема качества образования была актуальной во все времена. Однако подход к качеству образования трактуется по-разному многими учеными-теоретиками и практиками. Одни сводят качество образования к ка...

Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"

Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...