Формы работы с родительской общественностью по организации укрепления здоровья обучающихся в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
статья на тему
Из опыта работы учреждения дополнительного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы работы с родительской общественностью по организации укрепления здоровья обучающихся в условиях дополнительного образования
(из опыта работы)
Мартынова Марина Владимировна, методист методического отдела Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Тихонова Елена Владимировна, заведующий методическим отделом, методист методического отдела Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
В настоящее время в России наблюдается низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества.
Для решения этой задачи Дворец проводит работу в рамках следующих направлений сохранения и развития здоровья подрастающего поколения: гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через организацию учебной деятельности); эколого-сохраняющее (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой – отдел экологии и здоровья); обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение методам сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах – в основном обучение проходит на базе Автограда и в отделах, связанных с травмоопасными видами творчества – цирк, танцы). И, конечно, для успешной деятельности педагога в рамках перечисленных направлений большая роль отводится родителям.
Родители, их взгляды, установки, декламируемые в семье, и, главное, их действия – это залог здоровья подрастающего поколения. Не секрет, что здоровье - это целостное многоуровневое состояние и зависит от многих факторов, не только физических, но и психологических. Известно, что причиной многих заболеваний у детей становятся именно психологические проблемы, вызванные стрессом, большой учебной нагрузкой, семейными конфликтами. Это может послужить причиной повышенной агрессивности, тревожности, а также склонности к психосоматическим расстройствам у детей. С целью предотвращения возможных последствий негативного воздействия на учащихся стресса и окружающей среды педагогами нашего учреждения во время учебного процесса проводится работа по профилактике заболеваемости, поддержанию и укреплению здоровья учащихся (проветривание, дыхательная гимнастика, упр. «Тарзан» и т.д.). При этом параллельно осуществляется работа с родителями во всем многообразии ее форм и приемов:
1. Действует лекторий, где родители во время лекций по следующей тематике «Возрастные особенности развития детей», «Методы саморегуляции в ситуации стресса», «Профилактика простудных заболеваний», «Значение правильного питания в нашей жизни» могут задать вопросы специалистам и получить квалифицированные ответы.
2. Для родителей проводятся занятия с элементами тренинга. Они включают в себя коммуникативные и ролевые игры, способствующие повышению родительской компетенции и повышению эффективности воспитательного процесса. Цель – формирование у родителя осознанного поведения в вопросах воспитания ребенка, а, следовательно – создание более позитивной воспитательной среды, что в результате ведет к нормализации психического здоровья всех членов семьи.
3. Педагогами и педагогом-психологом проводятся индивидуальные и коллективные консультации, в то числе и по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
4. Разрабатываются памятки для детей и родителей. Например, по заявленной тематике: «Дыхательные упражнения для профилактики простудных заболеваний».
5. Педагогами циркового, танцевального и театрального коллективов проводятся совместные занятия, мастер-классы для детей и родителей, где кроме основной образовательной цели, решается и задача привлечения родителей к укреплению здоровья обучающихся. Например, родителей для укрепления здоровья и профилактики простудных заболеваний обучают приемам правильного дыхания с целью использования этих упражнений дома.
6. С 2012 года в учреждении ведется активная работа по созданию информационной странички по пропаганде и организации здоровье созидающей среды, культуре здорового питания. На сайте учреждения создан «Родительский клуб» с целью оказания помощи родителям в сохранении психологического здоровья учащихся, в котором можно почерпнуть полезную информацию о психологических особенностях детей, их развитии и здоровье. В рамках «Родительского клуба» с 2013 года запущен информационный проект для подростков и родителей «Формула здорового питания». Поскольку правильное питание — одно из главных условий сохранения здоровья, важно как можно раньше формировать у ребенка полезные привычки и навыки, которые помогут ему расти здоровым и успешным.
Проект состоит из 10 основных тем: «Здоровье — это здорово», «Продукты разные нужны, блюда разные важны», «Энергия пищи», «Где и как мы едим», «Ты — покупатель», «Ты готовишь себе и друзьям», «Кухни разных народов», «Кулинарная история», «Как питались на Руси и в России», «Необычное кулинарное путешествие». Темы представляют информацию о правильном питании в доступной для восприятия форме. Информация рекомендована родителям, подросткам, а также педагогам при проведении учебных занятий, мероприятий (конкурсов, праздников, родительских собраний и т.д.), она доступна в двух вариантах:
- в виде презентаций: это позволяет быстро ознакомиться с темой, т.к. материал представлен в более структурированной и наглядной форме;
-в виде теоретических лекций: для тех, кто желает освоить более содержательный, глубокий материал по здоровому питанию.
Применение в образовательной деятельности нашего учреждения вышеперечисленных форм и приемов работы с родительской общественностью в направлении здоровья созидания, позволяет нам говорить о том, наши учащиеся с помощью родителей получат не только знания, умения, навыки, но и эмоционально-волевой опыт и готовность быть здоровым и счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...
Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье - это со...
Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...
«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)
В данной разработке раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)
Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...
Доклад по теме: Укрепление здоровья детей в рамках дополнительного образования
Дополнительное образование обучающихся является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным, прежде всего, на формирование и развитие индивидуальных способностей, уд...