Особенности древнегреческой керамики. План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Манякова Татьяна Владимировна

План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов

 

Тема: Особенности древнегреческой керамики.

 

Цели:

1. Сформировать представление об основных видах декоративно-прикладного искусства (древнегреческая керамика, гжельская керамика).

2. Воспитывать нравственно-эстетическое  отношение к миру, к декоративно-прикладному искусству, истории культуры.

3.  Формировать навыки работы  с художественными материалами.

4.  Развивать творческую активность в создании коллекции   "Праздник в Афинах" для средней группы  (5 – 7 класс)  театра моды "Виктория".

 

Оборудование и материалы:

1. Презентация.

2. Иллюстративный материал с изображением видов декоративно-прикладного искусства (древнегреческая керамика, гжельская керамика).

 

3. Раздаточный материал – трафареты древнегреческих ваз .

4. Музыкальный ряд: "Сиртаки".

5. Карандаш, трафареты, гуашь (красный, чёрный цвет), бумага А4, кисти (№1, №10).

 

План урока.    

1. Презентация - виды декоративно-прикладного искусства, его разновид-ности и использование в предметах быта.

2.  Постановка художественной задачи.

3.  Практическое выполнение задания.

4.  Рефлексия.

5. Мини-выставка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов

Тема: Особенности древнегреческой керамики.

Цели: 

1. Сформировать представление об основных видах декоративно-прикладного искусства (древнегреческая керамика, гжельская керамика).

2. Воспитывать нравственно-эстетическое  отношение к миру, к декоративно-прикладному искусству, истории культуры.

3.  Формировать навыки работы  с художественными материалами.

4.  Развивать творческую активность в создании коллекции   "Праздник в Афинах" для средней группы  (5 – 7 класс)  театра моды "Виктория".

Оборудование и материалы:

1. Презентация.

2. Иллюстративный материал с изображением видов декоративно-прикладного искусства (древнегреческая керамика, гжельская керамика).

3. Раздаточный материал – трафареты древнегреческих ваз .

4. Музыкальный ряд: "Сиртаки".

5. Карандаш, трафареты, гуашь (красный, чёрный цвет), бумага А4, кисти (№1, №10).

План урока.    

1. Презентация - Виды декоративно-прикладного искусства, его разновид-ности и использование в предметах быта.

2.  Постановка художественной задачи.

3.  Практическое выполнение задания.

4.  Рефлексия.

5. Мини-выставка.

Ход урока.

Просмотр презентации.

Музыкальный ряд ("Сиртаки").

Учитель. Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю), это такое искусство при котором все изделия и предметы создаются и расписываются руками человека.

  И сегодня мы с вами  рассмотрим  один из видов ДПИ - керамику.

Керамика – это глина, прошедшая обжиг.

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия.

 

Гжель

В России одним из традиционных центров производства керамики является Гжель.

В Калужской губернии в  19 — начале 20 века была фабрика Рябушкиных, выпускающая керамические игрушки. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также детские игрушки. Сегодня «Гжельский фарфоровый завод» производит чайную и столовую посуду, сервизы, вазы декоративные и для цветов, декоративные тарелки, самовары, шкатулки, светильники, часы, подсвечники, сувениры в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Роспись изделий отличается яркостью и контрастом кобальтовой краски с белым фоном благодаря использованию ручной росписи. В результате обжига черный кобальт становится ярким и синим.                                                                                                

 

Древнегреческая керамика

Древнейшие виды керамики были найдены археологами в Греции. Это разнообразные сосуды и другие предметы.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения и приёма пищи, в обрядах и праздниках.  Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге, либо осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и незаконченных изделиях.

В вазовых росписях ни в одном другом центре фигуративный декор не имел такого значения, как в древней Греции.

Виды ваз

Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз.

Амфора - Тара для транспортировки и хранения продуктов.

Пифос - Глиняная бочка.

Арибал - Для масла, используемого в гимнастике. Носился в мешочке на поясе.

Гидрия - Сосуд для воды.

Килик - Для питья. Другое название - каликс.

Динос - Для питья. Разновидность кратера. Кратер - Для смешивания вина и воды.

Ойнохоя - Для разлива вина и воды. Разливает напиток сразу в три сосуда.

Киаф - Черпак для вина и воды.

Лагинос - Для благовоний.

Лекиф - Для хранения ароматического масла.

Основные виды росписи

Чернофигурная вазопись — возникла в Коринфе около 700 г. до н. э

Наиболее популярными мотивами изображений на вазах были пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером* на подсушеннюю необожженнюю глину. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.

*Шликер - Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики.

Краснофигурная вазопись - появилась приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись.

Мотивами изображений на вазах стали особенности повседневной жизни эллинов, их ритуалов и воззрений, а также древнегреческой мифологии. Выразительные женские фигурки, воссоздают образы древних гречанок, их повседневные занятия, изысканную моду древней Греции.

В технике краснофигурной вазописи изображаемый сюжет (контуры человеческих фигур и остальные детали изображения) наносился перед обжигом на поверхность подсохшей вазы. Набросок рисунка наносился лёгким штрихом каким-либо тупым инструментом, контуры рисунка обводились кистью с шликером. Остальные линии и тонкие линии внутри изображения прорисовывались разведённым раствором шликера. В заключение фон между фигурами внутри изображения покрывался матово-серым шликером. Вазы проходили трёхкратный обжиг, в результате которого шликер приобретал свой характерный чёрный или тёмно-коричневый цвет.

Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент и цвет при создании художественного образа в прикладном искусстве.

Постановка художественной задачи.

И сегодня мы с вами продолжаем разработку идеи новой коллекции под рабочим названием "Праздник в Афинах" для нашего театра моды. Начнем с выбора формы  ваз  и росписи. А затем  на следующем занятье будем  изготавливать вазы  в технике "папье-маше" и переносить выбранные рисунки на вазы.

 

Перед вами на столах лежат листы бумаги, трафареты для выполнения ваз,  простые карандаши, чёрная и красная гуашь, кисти №1,№10. Сначала, пользуясь трафаретом, вы обводите и создаёте свой дизайн вазы карандашом, потом, локально прокрываете красным или чёрным цветом форму вазу. После того как просохнет общий фон  вазы, выполняете растительный орнамент  на горлышке и нижней части вазы - пользуясь трафаретами, обводя их карандашом, а потом обводите красной или чёрной гуашью. В центре вазы распологаете сюжетную композицию, примерно две фигуры.

 Помните, что вы сегодня выполняете эскизы древнегреческих ваз, которые будут использованы в коллекции театра моды. Поэтому надо работу выполнить очень аккуратно, особенно на последнем этапе, когда будете декорировать вазу узором и сюжетной композицией  И в этом нам помогут тонкие кисти № 1.  

Практическое выполнение задания.

Рефлексия. Воспитанники отвечают на вопросы презентации.

Мини – выставка. Особенности древнегреческой керамики как вида декоративно-прикладного искусства.

Литература / Интернет

1. Сапожникова Т.В., Коблова О.А. Материал курса "Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека": лекции 5-8. – М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2007.

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Декоративно-прикладное искусство  

Керамика 

Гжель 

Гжельский фарфоровый завод   

Вазопись Древней Греции  

Чернофигурная вазопись 

Краснофигурная вазопись 

Технология изготовления и декорирования древнегреческой керамики

Сайт © ООО «Кирилл и Мефодий», 1998-2013

МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

КЕРАМИКА 

Сайт © Академик, 2000-2010  

Ваза, вид сосуда. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнегреческие орнаменты. План урока по изобразительному искусству для 5 класса

План урока по Изобразительному искусству для 5 классаТема: Древнегреческие орнаментыЦели:1. Сформировать представление об основных видах  древнегреческого орнамента (меандр, пальметта, ионик, овы...

«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»  Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 3 класса "Что сделал художник на улицах моего города"

Для достижения учебной и воспитательной цели  используется коммуникативная технология. Просутствует  сочетание различных форм учебной деятельности, осуществляется принцип развивающего обучен...

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Пейзаж родной земли"

Для активизации  деятельности учащихся на уроке и повышения эффективности учебного процесса используется технология личностно - ориентированного и развивающего обучения....

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие....

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Народные праздники"

Нестандартный урок направлен на  развитие  мыслительных способностей учащихся и навыков научно - исследовательского поиска....

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по изобразительному искусству во 2-м классе "Портрет кошки" ( II триместр ) Раздел: О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Целью данного урока является развиватие способности у детей  воспринимать оттенки чувств и выражение их в практической работе....