Рекомендации для детей по работе с художественными материалами
учебно-методический материал по теме

В материале даны рекомендации детям по работе с художественными материалами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_raboty_khudozhestvennymi_materialami.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Зареченская  О.А.

Педагог МБОУ ДОД "ДЮЦ"

 

Правила работы   художественными материалами

Как работать акварелью

Акварель —   краска легко разводимая водой, и главное ее достоинство — прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свойством акварели является большая ее подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка.

  • Перед рисованием акварельными красками  приготовь стакан воды, мягкую ветошь для вытирания лишней краски с кисти, палитру, на которой подбирают необходимые цвета прежде, чем раскрашивать рисунок. 
  • Рисунки акварелью выполняют сверху, подготовив нужный цвет.  
  • Используй рыхлую и шероховатую бумагу.  Плотная бумага для черчения, или ватман, для работы акварельными красками мало подходит, так как она очень хорошо проклеена и при намокании выделяет клей, который проникает в красочный слой, делая его тусклым и серым.
  • Перед рисованием краски нужно слегка смочить водой для того, чтобы они хорошо набирались на кисть.
  • Нужную тебе краску следует разводить с избытком, обильно смачивая водой кисть.
  • Не накладывай последующий слой краски, пока нижний слой не высохнет. Перекрывать нижний слой надо быстро, чтобы не размыть его.
    Не применять белой краски, помня, что в акварели роль белого цвета выполняет бумага.
  • Смешивай  не более двух-трех красок и получай новые цвета и оттенки.
  • Добавляй в акварель воду получай более светлый тон.
  • Мир бесконечно богат комбинациями теплых и холодных оттенков различных цветов. Ты загоришься желанием подобрать на палитре смесь этих двух оттенков краски.   Используй имеющаяся в акварели возможность проложить один цвет поверх другого так, чтобы через верхний цвет просвечивал нижний. Учитывай, что акварель при высыхании изменяет цвет - светлеет и теряет до некоторой степени яркость.
  • Также следует иметь в виду, что, перекрывая один тон другим, ты часто лишаешься возможности вернуть прежний оттенок цвета.
  • Старайся не проводить кистью несколько раз в одном месте - изображение получится "мутным".
  • Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек сухой кистью или губкой.

 

  • Бумага для рисования акварелью - очень важный момент.  Хорошая бумагу - бумага для акварели. Бумага не должна расслаиваться, когда ты стираешь краску, коробиться, краска по ней не должна стекать.
  • Используй в работе мягкие, но в меру упругие кисти (кисти - колонковые, беличьи из волоса хорька, пони, специальные кисти для акварели   из синтетического волокна). Кисти должны быть остроконечные, когда они наполнены водой или краской. Рабочие кисти - их размер зависит от особенностей твоей  техники.
  • Оптимально держать под рукой две кисти, лучше всего беличьи. Номера кистей – 4 и 8 (или 10). Номер 4 – для рисования мелких деталей,              № 8- 10 – для заливки больших плоскостей.
  • Тонкие кисти используй для проработки мелких деталей, кончик кисти должен собраться в острие, наподобие пики. 
  • Тонкую линию можно провести, если держать кисть вертикально, широкую – если держать кисть наклонно.
  • Тщательно ухаживай за кистью. После завершения работы кисти надо обязательно промыть чистой водой без мыла, стряхнуть воду, промокнуть ветошью и, чтобы они равномерно высохли, поставить в стаканчик щетиной кверху.
  • Запомним, что каждый новый цвет надо набирать чистой кистью, для чего используй несколько баночек с водой, иначе краски вскоре станут грязными, и ты не сможешь быстро найти нужный и чистый цвет.
  • Палитра. Лучше всего приобрести палитру из белого пластика, после обработки поверхности слабым абразивом вода на ее поверхности не скатывается в капли, а высохшие краски на палитре легко разводятся водой и продолжают быть пригодными для работы.

Как работать гуашью

Гуашевые краски - живописный материалом. В набор, наряду с основными красками, обязательно входят белила. Это очень важно, так как без белил при работе в технике гуашевой живописи невозможно получить ни тональных, ни цветовых градаций. Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в смесях с белилами — мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов.  

  • Гуашевые краски разводи водой до состояния жидкой сметанообразной массы. Так как  гуашевые  краски  могут расслаиваться,  их  тщательно размешивай.  Помни, что излишек воды делает красочный слой тонким, просвечивающим, и краска теряет плотность, при этом краска высветляется, а после высыхания красочный слой обычно пачкается и растрескивается.
  • Работая гуашью, не   размывай краску и  не растирай ее кистью в одном и том же месте.

 

  • Нужно помнить, что гуашь при нанесении ее на бумагу не должна собираться "островками", так как, высохнув, они образуют пятно, которое последующим нанесением краски перекрыть уже невозможно. Гуашь, положенная толстым слоем, образует клеевое блестящее пятно.
  • Гуашь наноси на бумагу тонким ровным слоем, вписывая один цвет в другой, когда предыдущий слой еще влажный. Перекрывать слой краски несколькими слоями не рекомендуется. При работе гуашью  вначале покрывай бумагу в горизонтальном направлении, а затем поперек вертикальными мазками, тщательно сохраняй четкость очертаний рисунка.
  • Чтобы закрасить поверхность ровным по цвету слоем,   кисть предварительно смочи  в воде и только после этого бери ею краску, но краску не следует брать из банки, так как смоченная кисть будет брать краску различной густоты и при высыхании на живописи могут быть полосы. Поэтому краски перед работой  разводи  в отдельных чашечках.
  • Для получения ровного по цвету поля следует пользоваться шероховатой бумагой или картоном.
  • Необходимые поправки в процессе работы вноси только по смачиванию или удалению краски, соскоблив ее.
  • Для работы гуашью применяй мягкие, но упругие кисти, как плоские, так и круглые.     
  •  Главная трудность работы гуашью заключается в том, что краска, высыхая, резко изменяет свою светлоту, и художнику трудно следить во время работы за правильностью цветовых и  тоновых соотношений.

Как работать тушью

  • Встряхивай тушь перед работой.
  • Чтобы добиться нужного тона туши, разбавляй ее   водой;
  • необходимо  чистить крышку и бутылочку, где хранится тушь. Сухая тушь сбивается в комочки и теряет свои свойства.
  •  Старую тушь можно спасти, перелив тушь в другую емкость через марлю (комочки останутся на марле).
  • Загустевшую тушь можно разбавить  водой.
  •  В процессе работы часто меняй воду, используй большую емкость для воды, например банку. Так ты не испачкаешь лист бумаги, когда будешь ее смачивать кисточкой.
  • Не оставляй тушь открытой.
  •  Всегда тщательно мой кисточки после работы с тушью, суши их.   Так они тебе прослужат еще долго.
  • При удалении лишней влаги на бумаге используй ватные тампоны или салфетки.
  •  При помощи пера рисуй тонкие линии, контурные линии, выполняй штриховку.
  •  Дополняй рисунок мелкими штрихами, черточками, точками и т.д.

 

  • Рисовать кисточкой можешь как по мокрой, так и по сухой поверхности. Следи  за тем, чтобы кисть и разбавленная тушь, играющие вспомогательную роль в вашей работе, не заглушали характер контурного рисунка выполненного пером.
  • Очень  удобны в рисовании липовые палочками.
  • Палочками   можешь рисовать как очень толстые, так и очень тонкие линии. Можешь создавать очень быстрые эскизы и наброски.
  • Экспериментируй! Можешь делать штампы, брызгать  кистью/зубной щеткой, тереть бумагу "наждачкой", царапать, использовать вату и губку, подключать гуашь, акрил, уголь, графит, акварель, клей...  

Как работать карандашами

Графитным карандашом

Графитный карандаш — наиболее распространенный материал для рисунка. Он хорошо держится на бумаге и легко поддается стиранию. Лучше всего использовать карандаши «Кохинор» от Н до 2В или «Конструктор» от Т до 2М. Буквы обозначают силу карандаша, цифры — степень этой силы (Н и Т — твердый, В и М — мягкий, 2В мягче В и т.д.).

 

  • Всегда наноси  в начале работы легкие линии.  Используй  минимальное давление и наноси    линии   слегка, еле видимыми - таким образом, если ты сделаешь ошибку или надо подогнать что-то - ты сможешь это сделать, не выходя из глубоких прорисовок на бумаге.
  • Никогда не клади руки на поверхность вашей работы, где это возможно. Ваши руки, как бы тщательно вы их не мыли, всегда будут наносить легкую засаленность.  Содержание вашей бумаги в чистоте  здорово помогает тогда, когда необходимо стереть применённый графит позже (любая жирность или влажность кожи напрочь связывает графит на поверхности бумаги - что делает его трудно стираемым).
  • Всегда старайся избегать попадания рук на районы, которые уже проработал. Никогда не перетаскивайте его, так как это может размазать любой графит под бумагой, так же, как ваша рука. 
  •  Избегай применения графитных карандашей высокой степени твердости или мягкости, так как твердые «царапают» бумагу, а использование очень мягких может привести к потертости  рисунка, и, как следствие, к неряшливости в исполнении
  • Всегда держите карандаш для прорисовки острым. Острием графита можно давать тончайшую линию, а его боковой поверхностью — живой,  пространственный штрих. Просто невозможно прорисовать сложную деталь тупыми карандашами.  
  •  Используй  ластик из двух частей: белого мягкого края и серого жесткого с примесью абразива. Для деликатной работы с бумагой лучше

 

  • стирать карандашные линии мягким краем ластика. Он не портит и не пачкает бумагу. Жесткой частью удобно аккуратно стирать следы карандаша, когда живопись завершена, т.к. графит имеет свойство после работы с водой оставлять более прочный след на поверхности бумаги.

                     Цветными карандашами

  Цветной карандаш хорошо ложится на бумагу, имеет яркий цвет, он очень графичен. Его штрихи могут быть и плотными, и легкими, что создает возможность разнообразить фактуру рисунка. Цвет одного карандаша может перекрываться цветом другого, создавая тем самым новый, сложный цвет.

  • Используя качества цветного карандаша и разнообразные технические приемы, можно найти путь к выразительному, живому рисунку, к интересной композиции.
  • Цветной карандаш  обладает прозрачностью цвета. Не выдерживает очень больших размеров формата.  Плохо стирается ластиком, пигмент карандаша неизбежно будет размазан по бумаге, если был нанесен плотным

или глубоким слоем. Твердый карандаш плохо ложится на шероховатую бумагу, а мягкий легко крошится и ломается о   бумагу с хорошо выраженной фактурой.  При сильном нажатии грифель карандаша может отслаиваться. Осторожно удали  крошки с бумаги; не допускай  вдавливания частиц  в бумагу.

  • Рисуй  легкими линиями, чтобы исключить необходимость исправления густого слоя пигмента.
  • Линию сверху вниз, рисуй так, чтобы рука с карандашом была сбоку линии,  линию слева направо, чтобы  рука – внизу линии. Тогда сможешь видеть, как рисуешь и  получится прямая линия.
  • Линию рисуй сразу, не останавливайся, не отнимай карандаш от бумаги, иначе она   получится неровной. Не  проводи  одну линию несколько раз.
  • Предметы прямоугольной и квадратной формы рисуй с остановками на углах, предметы округлой формы   одним движением, без остановки.
  • Закрашивай рисунок карандашом   неотрывным движением руки туда – обратно.  
  • При закрашивании рисунка штрихи накладывай в одном направлении:  либо сверху вниз,  либо слева направо или по косой.
  • Закрашивай рисунок не выходя   за контур нарисованного предмета, закрашивай рисунок  без просветов.
  • Закрашивая рисунок,  равномерно нажимай на карандаш: посильнее нажимай, если хочешь закрасить поярче.
  • Выбирай  бумагу наиболее неприхотливую и простую в обращении,   способную "выдержать нагрузку" исправления ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с аутентичными материалами. Использование художественного фильма на уроке иностранного языка

Данная работа представляет собой выступление на семинаре-практикуме для учителей иностранного языка. Я рассказываю о том, как мы с учениками 10 класса работали с отрывком из художественного фильма, сн...

Изучение различных техник в работе с художественными материалами. Раппорт. Шаблоны и трафареты. Набивка узора

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.Задачи:Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.Познакомить детей с различны...

Рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.

В статье представленны методические рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы....

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла...