Дополнительная общеобразовательная программа "Мудрая сова"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Мудрая сова»
социально - педагогической направленности
___________________________________________________________
Педагог дополнительного образования Кудинова Г.А.
Пояснительная записка.
«Чтение – это соучастие в творчестве»
М. Цветаева
Современный школьник должен быть инициативен, самостоятелен, он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимое издание, делать вывод и использовать полученные сведения и умения . Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки-картинки, потом - весёлые стихи, шутки, а затем уже детские журналы. Иногда это рассказы, истории, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой – увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через свою жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.
Сухомлинский предупреждал - « Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» . Книга играет огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения: расширяет кругозор, содействует формированию высоких моральных качеств ребёнка. Книга не только учит, но и подсказывает , как поступить в том или ином случае, и т.д. . Она содержит в себе не только опыт прошлых поколений , уже накопленные знания. В них автор может изложить и то, что пока рождается, пробивая себе дорогу.
Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания.
Дополнительная образовательная программа «Мудрая сова» социально - педагогической направленности имеет цели и задачи воспитать творческого читателя, расширить его читательское пространство, а также помочь овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации с использованием новых образовательных технологий.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности направленности курса – воспитание и развитие творческого потенциала учащегося . А также данная программа предполагает использование новых педагогических технологий в проведении занятий. Впервые при проведении учебных занятий используются дидактические игры и ИКТ – технологии.
Актуальность заявленной программы вызвана беспокойством родителей и педагогов слабым интересом к чтению книг у учащихся.
Педагогическая целесообразность программы «Мудрая сова» заключается в том, что она способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей и интересов детей, вооружает их приёмами познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, развивает память, внимание. А также способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Роль книги в жизни ребёнка имеет большое значение в социальной адаптации и реализации его возможностей в будущем. При чтении книг детских писателей дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную и творческую атмосферу.
Приоритетной целью данной программы является создание условий для формирования нравственной и творческой личности , способной к творческому самовыражению через работу с книгой.
Задачи программы:
образовательные: - обучить детей вдумчивому чтению книг, показывая, что чтение –
это творческий процесс
- создать базу для развития устойчивого интереса к занятиям и работе с книгой;
- формировать потребность к приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
развивающие:
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать психологические механизмы ( фантазию, изобретательность,
внимание, память, воображения, наблюдательности )
- развивать наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.
воспитательные: - воспитание любви к книге;
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
- воспитывать художественный вкус.
В отличие от существующих программ, данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования используя следующие принципы построения программы:
- личностно-ориентированный подход;
- учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
- развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;
- свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
- системность, последовательность, преемственность в обучении;
- наглядность;
- доступность;
- сотрудничество и ответственность;
- сознательное усвоение материала;
- занимательность.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается во внедрении в образовательный процесс системы заданий и упражнений, направленных на развитие дивергентного мышления обучающихся, что помогает формировать творческую личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и видеть мир своими глазами, без навязывания стереотипов . Образовательный процесс построен таким образом, что постепенно обучение ведет детей к свободному творчеству. В результате такого обучения у детей формируется самостоятельное творческое конструирование. Его показатели: умение создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрослым); находить нестандартные решения, используя существенные изменения известных операций и разнообразное их комбинирование, часто приводящее к изобретению детьми новых способов: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее говорит о возникновении творческого характера деятельности, (что было невозможно при традиционном подходе). Программа рассчитана на средний возраст 8-11 лет и предполагает разновозрастную группу. При составлении программы социально-педагогической направленности учитывались особенности данного возраста. Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Сроки реализации образовательной программы.
Программа «Мудрая сова» рассчитана на три года обучения и предполагает расширение, углубление и закрепление, полученных библиотековедческих знаний, умений, навыков в работе с книгой.
Всего на освоение программы отводится 432 часа:
1 год обучения - 144 часа ,
2 год обучения - 144 часа ,
3 год обучения - 144 часа .
Формы и режим занятий.
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа,
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа,
3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Занятия проводятся во второй половине дня, с группой детей 15 человек.
Дополнительное образование осуществляется, прежде всего, на учебном занятии, и поэтому задача педагога — обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. В системе дополнительного образования детей используются разнообразные формы организации занятий. Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются такие формы, как:
Игра
Беседа
Экскурсия
Конкурс
Наблюдение
Экспериментальная деятельность
Акция
Выставка
Защита проектов
Игра
Конкурс
Викторина
Лабораторное занятие
Открытое занятие
Практическое занятие
Презентация
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности :
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- Начальный контроль ( сентябрь)
- Текущий контроль ( в течение всего учебного года)
- Промежуточный контроль( или промежуточная аттестация по желанию) в конце полугодия
- Итоговая аттестация
В результате изучения данной программы у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1 год обучения:
Учащийся должен знать:
- какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек - читатель;
- элементарные методы исследовательской работы,
Уметь:
- работать в группе;
- структурировать ранее полученные знания;
- использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
2 год обучения:
Учащийся должен знать:
- какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек - читатель;
- элементарные методы исследовательской работы,
Уметь:
- использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
- осваивать новые виды деятельности;
- проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
3 год обучения:
Учащийся должен знать:
- какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек - читатель;
- элементарные методы исследовательской работы,
Уметь:
- проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
- способность ухватить наиболее существенную деталь;
- работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
Увидеть результаты достижений поможет педагогическое наблюдение, участие обучающегося в викторинах, активность на открытых занятиях и задач поискового характера.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
В ходе реализации предложенной программы используются следующие формы проведения итогов:
- Открытые занятия .
- Литературные викторины.
- Совместные занятия с детьми и родителями.
- Досуги.
- Конкурсы и др.
С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности ( игровая программа, игра - путешествие, литературная игра, сюжетно - ролевая, конкурсы, посиделки ,практические занятия, рейды, соревнования, экскурсия, ярмарка и т.д.) Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.
После каждого занятия происходит рефлексия.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Предполагается участие учащихся в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в программу. | 2 | 1 | 1 |
2. | Библиотековедение «Почемучки» | 88 | 44 | 44 |
3. | Этикет | 24 | 12 | 12 |
4. | Искусство общения | 28 | 14 | 14 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
6. | Итого часов: | 144 | 72 | 72 |
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов . | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение в программу. | 2 | 1 | 1 |
2. | Библиотековедение «Почемучки» | 52 | 20 | 32 |
3. | «Всезнайки» | 52 | 20 | 32 |
4. | Этикет | 22 | 11 | 11 |
5. | Искусство общения | 14 | 7 | 7 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
7. | Итого часов: | 144 | 60 | 84 |
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Раздел. тема | Количество часов | ||
всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в программу. | 2 | 1 | 1 |
2. | Библиотековедение «Почемучки» | 56 | 22 | 34 |
3. | «Всезнайки» | 58 | 24 | 34 |
3. | Этикет. | 10 | 4 | 6 |
5. | Искусство общения. | 16 | 8 | 8 |
6. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
7. | Итого часов: | 144 | 60 | 84 |
Содержание образовательной программы
1. Вводное занятие.
Новые условия творческой и образовательной деятельности: новые условия информационной среды; модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования; формирования аналитического мышления. Творческий читатель – это пользователь библиотеки, который сможет не только вдумчиво прочесть книгу или изучить другой носитель информации, но и впоследствии использовать полученные знания для создания оригинальных произведений литературы и искусства.
2. « Почемучки» Раздел «Почемучки» является ведущим звеном содержания данной программы. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование ,разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). На этих занятиях учащиеся закрепляют устойчивые навыки и умение в работе с книгой, знакомятся с новыми библиотечными терминами, учатся правильно заполнять читательский формуляр, работают с каталогами, картотеками. Готовят информацию для учащихся школы «Лучший читатель класса», ведут работу с задолжниками и нарушителями по сохранности школьных учебников, к знаменательным датам выпускают литературные газеты, подготавливают материал для школьной газеты, а также активно участвуют в работе органов ученического самоуправления.
3. «Всезнайки»
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно - иллюстративный материал). Типы книг (изданий):книга произведение ,книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
4. Этикет.
Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности, христианской, буддисткой и исламской моралью. Научить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, а также создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя)
4. Искусство общения. Ребята учатся правилам хорошего тона, хороших манер. Вырабатывают привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
5.Итоговое занятие. В процессе обучения формируется опыт творческой деятельности. Этот элемент содержания образования должен обеспечить готовность детей к поиску новых проблем и самостоятельному выбору путей их решения, нацеливая педагога на реализацию задач развития учащихся. Обобщение и закрепление знаний по культуре чтения и искусству общения через систему занятий .
Методическое обеспечение образовательной программы Сегодня уже нельзя целенаправленно развивать творческие способности , интеллектуальную активность учащихся, их познавательную самостоятельность, если они не умеют использовать культурные ценности, имеющиеся в фондах библиотек, не знают «что», «где», «как» искать, если не научились соотносить свой читательский опыт, свой уровень знаний с библиографической информацией о книге, которую дают каталог, картотека, рекомендательный указатель литературы , сама книга и современные образовательные технологии и ресурсы.
Форма проведения занятий:
- конкурсы;
- викторины;
- игры;
- беседы;
- громкие чтения;
- выставки работ учащихся.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
-демонстрационный;
-объяснительно-иллюстративный;
-метод контроля;
-проблемно-поисковый;
-метод игровой ситуации;
-творческий метод;
-ситуационный
Как воспитать у детей интерес к чтению и воспитать творческого читателя? Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и педагог, и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книг, предназначенных не для них. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами все это вызывает подлинный интерес детей к книге. Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием, Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам. Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!» Родители и педагоги должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника- оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора книги. Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу - чем кончилось? Прочитав окончание книги, и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители педагоги должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается. Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно научить ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают?· Что выражают их лица и позы?» Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?» Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает, родителей и детей помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Как читать вместе? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра сын. Чтения вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность домашнего чтения - не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.
Программа данной направленности реализуется в тесном контакте с родителями,
что позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников,
углубляющих у детей любовь к книгам , и самостоятельному чтению.
Программа «Мудрая сова» ” включает:
1) тестирования родителей, которые помогли им обратить внимание на мир чтения ребенка и показали пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;
2) тестирования учащихся различных возрастных групп, цель которых помочь раскрыть себя как читателя и личность;
3) игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;
4) анкетирование детей и родителей “Читательские пристрастия моей семьи”,
5) изучение читательских дневников,
6) составление картотеки детского чтения,
7) анализ сочинений ребят, направленных на рефлексию читательского опыта(“Моя домашняя библиотека”, “Я–читатель”, “Исповедь читателя”…) а также Формы занятий;
- тренинги;
- диагностика;
- викторины;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- творческие работы;
- проектные работы;
- экскурсии;
- встречи;
- выставки-отчеты.
- беседы
Условия реализации программы. Материально-техническое оснащение,оборудование: - Книги (справочная, художественная, познавательная литература, периодические издания для детей);
- Технические средства (современные образовательные ресурсы, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, видео и аудио кассеты с записями литературных произведений, сказок, детских песенок, фотоаппарат, видеокамера);
- Канцелярские принадлежности (клей, бумага, скотч, картон, гуашь, маркеры, карандаши, ручки);
- Дидактический материал (схемы, тесты, карточки).
Используемая литература педагогом:
1. Борисова Н.В. Путешествие по книжной вселенной: методическое пособие в помощь организаторам детского чтения.
2. Писаренко В.И. Этика: Методическое пособие для учителя
3. Хлопова Т.П. Кубановедение: Методическое пособие для библиотечных работников.
4. Школьная библиотека №1-12 ( 2009г.)
Список литературы для учащихся:
1. Мургина О.И. «В стране интересных уроков.»
2. Воспитание школьников № 1, - 12 (2009 г.)
3. Казюлькина И.С. «Мастерская доброты»
4. Семёнова В.Г. «В глубине слова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...