Дополнительная общеобразовательная программа "Мудрая сова"
рабочая программа по теме

Кудинова Галина Александровна

Социально-педагогической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudraya_sova.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Мудрая сова»

социально  - педагогической  направленности

___________________________________________________________

Педагог дополнительного образования Кудинова Г.А.

Пояснительная записка.

«Чтение – это соучастие в творчестве»

М. Цветаева

              Современный школьник должен быть инициативен, самостоятелен, он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимое издание, делать вывод и использовать полученные сведения и умения .   Книги окружают человека с самого раннего  детства. Вначале это книжки-картинки, потом - весёлые стихи, шутки, а затем уже детские журналы. Иногда это рассказы, истории, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой – увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через свою жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.                                                                                  

            Сухомлинский предупреждал  - « Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»   . Книга играет огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения: расширяет кругозор, содействует формированию высоких моральных качеств ребёнка.  Книга не только учит, но и подсказывает , как поступить в том или ином случае, и т.д. . Она содержит в себе не только опыт прошлых поколений , уже накопленные знания. В них автор может изложить и то, что пока рождается, пробивая себе дорогу.                                                                 

         Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.  Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания.                                                                        

                    Дополнительная образовательная программа «Мудрая сова»  социально  - педагогической  направленности   имеет цели и задачи  воспитать  творческого читателя, расширить его  читательское  пространство, а также  помочь овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации с использованием  новых образовательных технологий.

                    Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности направленности курса – воспитание и  развитие творческого потенциала учащегося . А также  данная  программа  предполагает  использование новых  педагогических технологий  в проведении занятий. Впервые при проведении учебных занятий используются дидактические игры и ИКТ – технологии.                                                                                                                    

     Актуальность заявленной  программы вызвана беспокойством родителей и педагогов  слабым интересом  к чтению книг у учащихся.                                                  

   Педагогическая целесообразность программы «Мудрая сова» заключается в том, что она  способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей  и интересов детей, вооружает их приёмами  познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, развивает память, внимание. А также способствует  овладению обучающимися универсальными учебными действиями (коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Роль книги в жизни ребёнка имеет  большое значение в социальной адаптации и реализации его возможностей в будущем. При чтении книг детских писателей дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать  дружелюбную и творческую атмосферу.

Приоритетной целью данной программы  является создание условий  для  формирования  нравственной и творческой личности , способной  к творческому самовыражению через работу с книгой.

 

      Задачи программы:  

      образовательные:                                                                                                                                           -    обучить детей вдумчивому чтению книг, показывая, что чтение –    

     это творческий процесс

-   создать базу для развития устойчивого  интереса к занятиям и работе с книгой;

-   формировать потребность  к  приемам коллективной работы, самоконтроля и   взаимоконтроля.                                                                                                     

     развивающие:

-   развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

-   развивать активность  и самостоятельность;

-   развивать психологические механизмы ( фантазию, изобретательность,  

    внимание, память, воображения, наблюдательности )                                                              

-  развивать  наглядно-образное  мышление и словесно-логическое  мышление.

   воспитательные:                                                                                                                                -   воспитание любви к книге;

-  воспитание трудолюбия, аккуратности;

-  воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

-  воспитывать художественный вкус.

В отличие  от существующих программ, данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования используя следующие принципы построения программы:

  • личностно-ориентированный подход;  
  • учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
  • развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;
  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
  • системность, последовательность, преемственность в обучении;
  • наглядность;
  • доступность;
  • сотрудничество и ответственность;
  • сознательное усвоение материала;
  • занимательность.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается во внедрении в образовательный процесс системы заданий и упражнений, направленных на развитие дивергентного мышления обучающихся, что помогает формировать творческую личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и видеть мир своими глазами, без   навязывания стереотипов . Образовательный процесс построен таким образом, что постепенно обучение ведет детей к свободному творчеству. В результате такого обучения у детей формируется самостоятельное творческое конструирование. Его показатели: умение создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрослым); находить нестандартные решения, используя существенные изменения известных операций и разнообразное их комбинирование, часто приводящее к изобретению детьми новых способов: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее говорит о возникновении творческого характера деятельности, (что было невозможно при традиционном подходе).                                          Программа рассчитана на средний возраст 8-11 лет и предполагает разновозрастную группу. При составлении программы социально-педагогической направленности учитывались особенности  данного возраста. Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Сроки реализации образовательной программы.

 Программа «Мудрая сова» рассчитана  на три года обучения  и предполагает расширение, углубление и закрепление, полученных библиотековедческих знаний, умений, навыков в работе с книгой.                                                            

          Всего на освоение программы отводится  432 часа:

          1 год обучения  -    144 часа ,  

          2 год обучения   -   144 часа ,  

         3 год обучения  -   144 часа .

 

      Формы и режим занятий.

        1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа,

        2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа,

        3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

       

Занятия проводятся во второй половине дня, с группой детей  15 человек.
Дополнительное образование осуществляется, прежде всего,
на учебном занятии, и поэтому задача педагога — обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. В системе дополнительного образования детей  используются разнообразные формы организации занятий. Формы занятий, планируемых по каждой теме различны.                                                                                                                    Используются такие формы, как:


  • Игра

  • Беседа

  • Экскурсия

  • Конкурс

  • Наблюдение

  • Экспериментальная деятельность

  • Акция

  • Выставка

  • Защита проектов

  • Игра

  • Конкурс

  • Викторина

  • Лабораторное занятие

  • Открытое занятие

  • Практическое занятие

  • Презентация

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности :

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. Начальный контроль ( сентябрь)
  2. Текущий контроль ( в течение всего  учебного года)
  3. Промежуточный контроль( или промежуточная аттестация по желанию) в конце полугодия
  4. Итоговая аттестация

В результате изучения данной программы у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

1 год обучения:

Учащийся должен знать:

  • какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек - читатель;
  • элементарные методы исследовательской работы,

Уметь:

  • работать в группе;
  • структурировать ранее полученные знания;
  • использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;

2 год обучения:

Учащийся должен знать:

  • какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек - читатель;
  • элементарные методы исследовательской работы,                                                                  

Уметь:

  • использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • проявлять изобретательность в условиях поиска решения;

3 год обучения:

Учащийся должен знать:

  • какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек - читатель;
  • элементарные методы исследовательской работы,

Уметь:

  • проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
  • способность ухватить наиболее существенную деталь;
  • работать с доступными книгами – справочниками и словарями.

Увидеть результаты достижений поможет педагогическое наблюдение, участие обучающегося в викторинах, активность  на открытых занятиях и задач поискового характера.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
В ходе реализации предложенной программы используются следующие формы проведения итогов:

  • Открытые занятия .
  • Литературные  викторины.
  • Совместные занятия с детьми и родителями.
  • Досуги.
  • Конкурсы и др.

          С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности ( игровая программа, игра - путешествие, литературная игра, сюжетно - ролевая, конкурсы, посиделки ,практические занятия, рейды, соревнования, экскурсия, ярмарка и т.д.) Эвристический, исследовательский и проектный  методы являются приоритетными при реализации данной программы.

 После каждого занятия происходит рефлексия.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Предполагается участие учащихся  в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.

 

Учебно-тематический план                                                                                                                                         1 год  обучения

п/п

Раздел, тема

                         Количество часов

всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

2

1

1

2.

Библиотековедение «Почемучки»

88

44

44

3.

Этикет

24

12

12

4.

Искусство общения

28

14

14

5.

Итоговое занятие

2

1

1

6.

Итого часов:

144

72

72

Учебно-тематический план                                                                                                                          2  год  обучения

п/п

Раздел, тема

                   Количество часов

.

всего

теория

практика

1.

Введение в программу.

2

1

1

2.

Библиотековедение «Почемучки»

52

20

32

3.

«Всезнайки»

52

20

32

4.

Этикет

22

11

11

5.

Искусство общения

14

7

7

6.

Итоговое занятие

2

1

1

7.

Итого часов:

144

60

84

       

Учебно-тематический план

3 год  обучения

п/п

Раздел. тема

                        Количество часов

всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

2

1

1

2.

Библиотековедение «Почемучки»

56

22

34

3.

«Всезнайки»

58

24

34

3.

Этикет.

10

4

6

5.

Искусство общения.

16

8

8

6.

Итоговое занятие.

2

1

1

7.

Итого часов:

144

60

84

Содержание образовательной программы

                  1. Вводное занятие.

Новые условия творческой  и образовательной  деятельности: новые условия информационной среды;  модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования; формирования аналитического мышления. Творческий читатель – это пользователь библиотеки, который сможет не только вдумчиво прочесть книгу или изучить другой носитель информации, но и  впоследствии использовать полученные знания для создания оригинальных произведений литературы  и искусства.

 2. « Почемучки»                                                                                                                               Раздел «Почемучки» является ведущим звеном содержания данной программы. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование ,разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). На этих занятиях учащиеся закрепляют устойчивые навыки и умение в работе с книгой, знакомятся с новыми библиотечными терминами, учатся правильно заполнять читательский формуляр, работают с каталогами, картотеками. Готовят информацию для учащихся школы «Лучший читатель класса», ведут работу с задолжниками и нарушителями по сохранности школьных учебников, к знаменательным датам выпускают литературные газеты, подготавливают материал для школьной газеты, а также активно участвуют в работе органов ученического самоуправления.

3. «Всезнайки»

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно - иллюстративный материал). Типы книг (изданий):книга произведение ,книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные  издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

4. Этикет.

Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности, христианской, буддисткой и исламской моралью. Научить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, а  также создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя)

4. Искусство общения.                                                                                                                                                     Ребята учатся правилам хорошего тона, хороших манер. Вырабатывают привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

 5.Итоговое занятие.                                                                                                                                              В процессе обучения формируется опыт творческой деятельности. Этот элемент содержания образования должен обеспечить готовность детей к поиску новых проблем и самостоятельному выбору путей их решения, нацеливая педагога на реализацию задач развития учащихся.  Обобщение и  закрепление  знаний по культуре  чтения  и  искусству  общения через систему занятий .                                                                                             

Методическое обеспечение образовательной программы                                                                                     Сегодня уже нельзя целенаправленно развивать творческие способности , интеллектуальную активность учащихся, их познавательную  самостоятельность, если они не умеют использовать культурные ценности, имеющиеся в фондах библиотек, не знают «что», «где», «как» искать, если не научились соотносить свой читательский опыт, свой уровень знаний с библиографической информацией о книге, которую дают каталог, картотека, рекомендательный указатель литературы ,  сама книга и  современные образовательные технологии и ресурсы.

     Форма проведения занятий:

-  конкурсы;

-  викторины;

-  игры;

-  беседы;

-  громкие чтения;

-  выставки работ учащихся.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

-демонстрационный;

-объяснительно-иллюстративный;

-метод контроля;

-проблемно-поисковый;

-метод игровой ситуации;

-творческий метод;

-ситуационный

 Как воспитать у детей интерес к чтению и воспитать творческого читателя?                                                                                                                                    Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и педагог, и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книг, предназначенных не для них. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще  всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.  В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами все это вызывает подлинный интерес детей к книге. Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием, Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.  Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!»  Родители  и педагоги должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника- оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора книги.        Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу - чем кончилось? Прочитав окончание книги, и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители педагоги  должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается. Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно научить ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают?· Что выражают их лица и позы?» Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»  Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает, родителей и детей помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Как читать вместе? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра сын. Чтения вслух - полезная тренировка  для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность домашнего чтения - не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Программа данной направленности реализуется в тесном контакте с родителями,    

что позволяет  обрести в их лице необходимых и надежных помощников,  

углубляющих  у  детей  любовь  к книгам , и  самостоятельному   чтению.                                                                                                                            

 Программа «Мудрая сова» ” включает:

1) тестирования родителей, которые помогли им обратить внимание на мир чтения ребенка и показали пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;

2) тестирования учащихся различных возрастных групп, цель которых помочь раскрыть себя как читателя и личность;

3) игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;

4) анкетирование детей и родителей “Читательские пристрастия моей семьи”,

5) изучение читательских дневников,

6) составление картотеки детского чтения,

7) анализ сочинений ребят, направленных на рефлексию читательского опыта(“Моя домашняя библиотека”, “Я–читатель”, “Исповедь читателя”…)  а также  Формы занятий;                                                                                                                                       

  • тренинги;
  • диагностика;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные игры;
  • творческие работы;
  • проектные работы;
  • экскурсии;
  • встречи;
  • выставки-отчеты.
  • беседы

Условия реализации программы.                                                                                  Материально-техническое оснащение,оборудование:                                                                          -  Книги (справочная, художественная, познавательная литература, периодические издания для детей);                                                                               

 - Технические средства (современные образовательные ресурсы, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, видео и аудио кассеты с записями литературных произведений, сказок, детских песенок, фотоаппарат, видеокамера);  

                                                                                                             

 - Канцелярские принадлежности (клей, бумага, скотч, картон, гуашь, маркеры, карандаши, ручки);    

                                                                                 

-   Дидактический материал (схемы, тесты, карточки).

Используемая литература педагогом:

1. Борисова Н.В. Путешествие по книжной вселенной: методическое пособие в помощь организаторам детского чтения.

 

2. Писаренко В.И. Этика: Методическое пособие для учителя

3. Хлопова Т.П. Кубановедение: Методическое пособие для библиотечных работников.

4. Школьная библиотека №1-12 ( 2009г.)

Список литературы для учащихся:

1. Мургина О.И. «В стране интересных уроков.»

2. Воспитание школьников № 1, - 12 (2009 г.)

3. Казюлькина И.С. «Мастерская доброты»

4. Семёнова В.Г. «В глубине слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...