Статья "Из опыта работы педагога математики в студии раннего развития"
статья по теме
Занятия «Математического воображения» студии «Малышок» - адаптивная модель раннего развития детей 5,5-7 лет. Это увлекательное путешествие в мир чисел и фигур. Студия «Малышок» - одна из альтернативных форм воспитанию в детских садах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛИМЕНКО К.Ф.
В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
«МАЛЫШОК»
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ»
МБОУДОД ДДТ
ст. КАВКАЗСКАЯ
Занятия «Математического воображения» студии «Малышок» - адаптивная модель раннего развития детей 5,5-7 лет. Это увлекательное путешествие в мир чисел и фигур.
Студия «Малышок» - одна из альтернативных форм воспитанию в детских садах.
Основной задачей уроков «Математического воображения» является естественно познавательная деятельность, развитие интересов ребенка, формирование потребности в личностном развитии, осознание необходимости учения.
Моделью воспитанника студии «Малышок» является (в частности) ученик, имеющий потребность учиться, направленный на действия и поступки – «Давайте считать!». Имеющий представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Так как организационной формой уроков является игра, то дети пункт – «2» - «Давайте считать!» (заменяют на «Давайте играть!»). основой работы на уроках счета является игровая технология. Педагогические игры на уроках математики классифицируются т.о.:
По области деятельности – интеллектуальные – к концу года ребята умеют считать, производить сложение и вычитание в пределах 10, решать задачи, имеют запас знаний, необходимых для поступления в 1 класс.
По характеру пед. процесса пед. игры – познавательные и воспитывающие – на занятиях мы «помогаем» сказочным героям решать «жизненные проблемы». Поэтому дети очень открыты и с большой ответственностью помогают друг другу.
По игровой методике – игры бывают разные:
- Предметные – мы играем палочками, кубиками, игрушками и др. наглядным материалом;
- Ролевые – представляем себя друзьями Кота Леопольда, зверушками, покупателями, конструкторами, строителями и архитекторами, водителями поездов и машин…
По игровой среде – игры на уроках бывают без предметов, с предметами, настольные, комнатные – (ходим на базар, ищем клад, переходим улицу, едем поездом, а «светофор» задает вопросы и т.д.).
Целевая ориентация программы уроков состоит в расширении кругозора – ребята «путешествуют» во времени, в пространстве – узнают о Солнце и солнечной системе, о профессиях и истории возникновения чисел и т.д.
Большое внимание мы уделяем формированию нравственных позиций детей. Поэтому они почти единогласно заявляют, что не нравятся им ссоры, ябедничество и не нравится, когда перебивают говорящего. (Это данные опроса «Беседа о школе»).
Ценностные ориентации ребенка в студии строго направлены на добро, на то, как поступать хорошо. Занятия счетом способствуют развитию внимания (игры на внимание – «Проказы мышат», «Мишкины ягоды», «Карлики, великаны», «Пол – потолок - нос», «Найти выход из лабиринта» и т.д.)
- развитию мышления (конечным ответом на вопрос считается не число, а развернутый ответ на вопрос Почему?);
- умений сравнивать (сравнивать по количественному признаку, по форме, размеру).
(В сравнении чисел я пользуюсь образом «жадного» утенка, который раскрывает ротик на большое число и закрывает на меньшее),
- находить аналогии (дети определяют «похожесть» предметов в любых играх с предметами).
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые исходят из общей идеи–посчитать и обладают характерными особенностями, такими как:
1. Кубики 2. Тетради 3. Грибы 4. Рыбки
содержат обозначения цифр различных размеров.
Изучение счета максимально наглядно.
Технологическая цепочка исполнения заданий игры:
- Показ учителя, объявление правил игры.
- Ребенок работает сам.
- Индивидуальная помощь в поиске решения.
- Сбор всех ответов.
- Анализ полученных ответов.
- Поиск ответа на вопрос «Почему?».
- Подведение итогов.
Диапазон трудностей в игре растет с ростом знаний ребят. Основной принцип роста – от простого к сложному.
Если на начальном этапе мы «собираем» грибы в лесу по порядку, то к концу – мы учимся действиям сложения и вычитания «сбора» грибов. В сентябре мы собираем «урожай» - карточки с ягодами по порядку, в октябре – ноябре изучаем по ним состав чисел, а к апрелю – учимся придумывать по карточкам «сказочные» задачки.
Поэтому постоянное возрастание трудностей позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно. Игровые формы уроков счета предполагают ввод некоторых персонажей – помощников в учении – это игрушка Михаил Потапович из Лесной школы, кот Леопольд и лукавые мышата, Обезьянка Анфиса – любительница математических загадок, Знайка и Незнайка, королева Геометрия, и т.д.
Волшебная палочка – «линейка» - путеводитель урока геометрии, а письмо Королевы Геометрии – ведет ребят по стране фигур
Уроки счета не ставят своей задачей освоение программы 1 класса школы и совсем не обязательно красиво научиться писать цифры, бойко складывать числа… Главное, чтобы ребенок поверил в свои силы и в то, что не так уж неприступно королевство Математики, но без него прожить нельзя: «Математику потому изучать нужно, что она ум в порядок приводит!»
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой деятельности учения.
/ Диагностика результативности занятий в студии «Малышок» дана в анализе тестирования старшей группы, возраст 7 лет, все идут в этом году в школу /.
в набор развивающих математических игр входят подвижные игры, математическая зарядка. Вот некоторые из них:
- Математический помидор – в кругу передается «мячик»-помидор, получивший игрок показывает следующее число или предыдущее.
- Кто первый? – Выложить (карточку) сумму или разность чисел на доске.
- Четные и нечетные числа. Кто первый сядет на стул, если объявлена соответствующая цифра.
- Математические ловки. Поймать игрока с цифрой последующей объявленной.
Наиболее любимые физкультурные минутки, которые ребята называют зарядкой:
- Две лягушки
- Хомячок
- Самолет
- Помогаем маме
- Хлопнули-топнули
- Считаем складываем
- Считаем отнимаем
Оргмомент. Настрой на занятие.
Речевка: «К солнцу ручки
(протягивают руки вверх)
Мы протянем,
Заниматься все мы станем.
(сидят, сложив руки)
1,2,3,4,5 (считают пальчики)
Начинаем мы считать».
Хлопая в ладоши, ребята считают до 10 и обратно. Во второй половине года, когда ребята уже могут считать, производить действия, задания добавляются. «Хлопните столько раз, сколько получится, если от 5 отнять два…» и т.д.
Опорным материалом для знакомства детей с цифрами, примерами, решениями задач служат рабочие тетради серии «Готовимся к школе».
Авторы: 1. «Математика» - Э.И. Александрова
- «Тетрадь по математике» -Н.Б.Истомина
- Начинаем измерять под ред. Дженни Тайлер
- Готовимся к школе для 5-7 лет под ред. В.Харченко
Система оценок на занятиях «Математического воображения» проста–оценок всего две
«Молодец!», «Старайся!».
Педагогический принцип роста успешности ребенка в том, что мы сравниваем знания и умения ребенка с его знаниями и умениями вчера и сегодня.
Верим в ребенка и относимся к нему так, как бы он уже стал тем, кем мы его представляем в модели воспитанника Дома детского творчества.
Эмоциональный фон занятий и принципы общения.
Основа эмоционального фона взаимоотношений «учитель - ученик» в обаянии педагога, в действиях педагога согласно технологии привлекательности от улыбки до поддержки, от понимания до сотрудничества.
Составляющие: внешность
движение
мимика 80 %
жестикуляция
слово 20%
Принцип общения:
Отношение к ребенку – как к личности!
Решение проблемы адаптации детей студии к учению происходит по трем направлениям:
1). Учиться, играть и творить.
2). Овладевать формами общения и взаимодействия.
3). Приобретать способность управлять своими эмоциями.
Таблица результатов самооценки детей своих знаний, умений, навыков.
Да | Нет | |
Я знаю все цифры | ||
Я умею считать до 10 и обратно | ||
Я умею прибавлять | ||
Я умею вычитать | ||
Я умею выстраивать кубики по порядку | ||
Я умею составлять цифры | ||
Я умею решать примеры | ||
Я умею решать задачи | ||
Я умею различать геометрические фигуры | ||
Я умею сравнивать числа |
ВСЕГО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ: _______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей
Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....
Сценарий празднично-игрового мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества в студии раннего развития «Растишка» (5-6 лет)
Данное мероприятие для детей 5-6 лет...
Выпускной вечер в студии раннего развития «Растишка»
Мероприятие проводится лоя летей 6-7 лет...
Конспект занятия математического воображения в студии раннего развития детей «Малышок» Тема «Математика в цирке»
Занятие способствует развитию кругозора детей, знаний о природе и животных, закрепляются знания состава числа в пределах 10 при помощи воображаемого путешествия в мир цир...
Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...
Обобщение опыта работы студии раннего развития "Радуга"
Статья опубликована в сборнике материалов Международной научно-практической конференции "Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованновсти, привлекательности...
Открытое занятие по математике для родителей в студии раннего развития на тему: «Цирковое путешествие».
Данный материал поможет педагогам в проведении занятия по математике для детей 6-7 лет....