ПРОГРАММА Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей
рабочая программа по теме
Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания, основанные, прежде всего, на практическом опыте педагогов. В ходе обучения достигается актуализация ценностной сферы слушателей и технологическая компетентность по формированию духовно-нравственного мира учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 179.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ
в области духовно-нравственного воспитания детей
(Курс повышения квалификации педагогических работников)
.
Автор-составитель:
Иванова Ольга Александровна
Методист МБОУ ЦВО «Творчество»
Самара 2009г.
1. Пояснительная записка
Актуальность и необходимость введения в систему повышения квалификации педагогических работников курса «Подготовка педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно- нравственного воспитания детей» определяется рядом причин. Ситуация напряженности международных отношений, экономической и политической нестабильности российского общества, его морального смятения требует поиска духовной опоры, которая снимет угрозу раскола и радикальной инверсии в обществе. Несмотря на то, что в последние годы появились авторские программы, новые подходы в методике преподавания, в образовательных технологиях в области духовно-нравственного воспитания, большая часть педагогов-практиков не готова к эффективному использованию этических норм бытия человечества в образовательном процессе.
Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания, основанные, прежде всего, на практическом опыте педагогов. В ходе обучения достигается актуализация ценностной сферы слушателей и технологическая компетентность по формированию духовно-нравственного мира учащихся. Основу духовного мира человека составляют общечеловеческие ценности, выработанные вековым опытом человечества, в том числе и основные христианские ценности. Однако, при знакомстве с представленным в программе материалом относительно христианских ценностей и культуры, становится очевидным, что они носят не узко конфессиональный, а светский, культурологический характер. При проведении занятий преимущество перед лекционными формами имеют практические формы обучения, где используются технологии педагогических мастерских, учебного проектирования и коллективной мыследеятельности, что дает педагогам дополнительную возможность освоить интерактивные методы работы с учащимися.
Базирование программы на культурологическом, компетентностно-ориетированном и личностно-деятельном подходах определяет и структуру курса, где рассматривается проблематика духовно-нравственного воспитания учащихся, определяются духовные ценности в контексте культуры, источники духовно-нравственного и осваивается технология воспитания средствами дополнительного образования.
Цель: дать слушателям представление о духовности как главнейшем качестве личности; сформировать компетентность педагогических способов деятельности в области духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи курса:
- определить систему ценностных ориентации педагогов, отвечающую специфике духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
- рассмотреть актуальные проблемы, концепции и направления духовно-
нравственного воспитания,
- обучить методике программирования, моделирования, проектирования и
коллективной мыследеятельности в сфере духовно-нравственного воспитания, - рассмотреть подходы к изучению эффективности процесса духовно-
нравственного воспитания.
Данный курс адресован широкому кругу педагогических работников (классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования) как общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования детей. Поскольку курс ориентирован на педагогов-практиков и проводится без отрыва от основной деятельности, то оптимальная организация занятий представляется как сессионная (метод «погружения»), ориентированная на каникулярное время (осенние и весенние сессии). Возможным является организация занятий по 6 часов один день в неделю в течение трех месяцев или другая система удобная для слушателей.
Требования к уровню профессиональной квалификации слушателей курса: В результате освоения данного курса слушатели до л лены:
- овладеть знаниями о сущности, специфике понятия «духовно-
нравственное воспитание», о содержании, методах, приемах, средствах,
технологиях духовно-нравственного воспитания; - иметь сформированную компетентность педагогических способов
деятельности в области духовно-нравственного воспитания учащихся, а
также программирования и проектирования данной деятельности, - анализировать и рефлексировать свою деятельность в области духовно-
нравственного воспитания учащихся.
Формами подведения итогов реализации данного курса является тестирование и защита авторских программ и проектов.
II. Учебно-тематический план.
Название темы | Количество часов | |
теория | практика | |
Вводное занятие Цели и задачи курса «Подготовка педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей», особенности технологии обучения на курсах. | 2 | |
Раздел 1. Проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе. 1.1. Актуальные проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся. 1.2. Значение духовности как главнейшего качества личности. 1.3. Две тенденции понимания духовности: светская и конфессиональная. 1.4. Основные понятия духовно-нравственного воспитания детей: ценность жизни, вера, добро, любовь, свобода, справедливость, истина, гуманизм, альтруизм, совесть, милосердие, терпимость, красота. 1.5. Цель, задачи, принципы формирования духовности. 1.6. Нормативно-правовые документы в области духовно-нравственного воспитания учащихся. | 9 | 4 |
Раздел 2. Источники духовно-нравственного воспитания человека как основа моделирования авторской программы. 2.1. Источники духовного воспитания: жизнь, философия, наука, религия и искусство. 2.2. Христианство и мировая культура. 2.3. Библия - исторический памятник культуры народа, источник нравственных ценностей. 2.4. Народные и религиозные праздники как отражение духовной жизни народа. 2.5. Искусство как средство формирования духовности человека. | 8 | 8 |
Раздел 3. Духовно-нравственное воспитание средствами дополнительного образования. 3.1. Разнообразие программ дополнительного образования детей в области духовно-нравственного воспитания. 3.2. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ. Алгоритм составления программы. 3.3. Содержание, формы, методы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. 3.4. Учет возрастных особенностей при проведении мероприятий духовно-нравственной направленности. 3.5. Методы анализа и самоанализа духовного развития человека. | 11 | 24 |
Заключительное занятие. Тестирование по основным понятиям в области духовно-нравственного воспитания учащихся. Защита авторских программ и проектов, разработанных слушателями в период обучения. | 6 | |
ИТОГО: | 30 | 42 |
ВСЕГО: | 72 |
III. Содержание программы
Вводное занятие
Цели и задачи курса «Подготовка педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей», особенности технологии обучения на курсах.
Раздел 1. Проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе. Теория.
Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся. Значение духовности как главнейшего качества личности. Две тенденции понимания духовности: светская и конфессиональная. Основные понятия духовно-нравственного воспитания детей: ценность жизни, вера, добро, любовь, свобода, справедливость, истина, гуманизм, альтруизм, совесть, милосердие, терпимость, красота. Цель, задачи, принципы формирования духовности.
Нормативно-правовые документы в области духовно-нравственного воспитания учащихся. Практика
Деловая игра: «Гуманистические ценности воспитания на современном этапе» (в форме дебатов).
Практикум «Анализ учебно-методических материалов, определение светского или религиозного подхода к изучению и раскрытию темы».
Раздел 2. Источники духовно-нравственного воспитания человека как основа моделирования авторской программы. Теория
Источники духовного воспитания: жизнь, философия, наука, религия и искусство. Христианство и мировая культура. Библия - исторический памятник культуры народа, источник нравственных ценностей. Народные и религиозные праздники как отражение духовной жизни народа. Искусство как средство формирования духовности человека.
Практика
Педагогическая мастерская «Христианство и мировая культура».
Практикум «Использование групповых методов в изучении Библии и других этических текстов».
Коллективное творческое дело «Рождество в школе».
Раздел 3. Духовно-нравственное воспитание средствами дополнительного образования. Теория
Разнообразие программ дополнительного образования детей в области духовно-нравственного воспитания. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ. Алгоритм составления программы. Содержание, формы, методы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Учет возрастных особенностей при проведении мероприятий духовно-нравственной направленности. Методы анализа и самоанализа духовного развития человека. Практика
Практическое занятие «Анализ программ дополнительного образования детей в области духовно-нравственного воспитания».
Педагогическая мастерская «Проектирование программы духовно-нравственного воспитания учащихся».
Мозговой штурм «Формы духовно-нравственного воспитания школьников».
Практикум «Уроки нравственности».
Лабораторное занятие «Заседание родительского клуба по теме «Нравственное воспитание ребенка в семье».
Проживание народных и христианских праздников (участие в двух — трех праздниках на базе учреждений дополнительного образования детей».
Практикум «Моделирование мероприятий духовно-нравственной направленности».
Деловая игра «Моральные дилеммы».
Посещение музыкальной гостиной «Русская духовная музыка» с последующей рефлексией.
Практическое занятие «Проектирование акции «Милосердие».
Практическое занятие «Анализ, диагностика и рефлексия в деятельности по духовно-нравственному воспитанию». Заключительное занятие.
Тестирование по основным понятиям в области духовно-нравственного воспитания учащихся.
Защита авторских программ и проектов, разработанных слушателями в период обучения.
IV. Список литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. Изд-е 2-е. -
М.: Просвещение, 1985.
- Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям по
проведению уроков (I -IV классы) / Э.П. Козлов, В.И. Петрова. - М.:
ИОСОРАО. Филология, 2001. - Библейская живопись. Энциклопедия живописи для детей. - М.: Белый город, 2002.
- Библия в русской живописи. — М.: Олма-Пресс, 2003.
- Библия. Ветхий и новый завет в. - М., 2002.
- Вечное слово. Периодический журнал. Дополнительное образование детей
в области христианской истории, культуры и морали. 2002-2003 г. г. - Вазина К.Я. Коллективная мысле-деятельность — модель саморазвития
человека. - Н. Новгород, 1990. - Р. Грей, А. Хенлон Перевод с английского - Минск; Попурри, 2000.
- Горят ли у детей глаза. Диалоги о воспитании. - М.: Молодая гвардия,
1987. - Ю.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приемов до философии. - М:«Сентябрь», 1997.
- Дополнительное образование в области христианской культуры, этики, морали. — М.: Мир книги, 1995.
- Жукова Л.Г. Религии мира Пособие для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 1997.
- Зинченко В.П. Живое знание. - Самара, 1998.
- Ивлиева Л.М. Основы Российской духовности. Методическое пособие для учителей (5-9 классы). — Казань, 2000.
- Козлов Э.П. Нравственное образование. Программы общеобразовательных интерактивных обществоведческих экспериментальных учебных курсов морали для I-XI классов. - М.: Прометей, 1999.
- Кулаков А.Е. Религии мира. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — М.: Астрель 2003.
- Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. - Москва-Воронеж, 2001.
- Магомедов Н.М. Воспитание без принуждения. Учебное пособие. - Самара: СамГУ, 1994.
- Магомедов Н.М. Неизвестная школа. Учебное пособие. - Самара: СамГУ, 1993.
- Мак-Маон Т.А. Понять это время... - М.: Триада, 1998.
- Международная научная конференция «Христианство и образование» 23-25 марта в Москве., в 2-х частях. - М., 2001.
- Международная научно-практическая конференция «Инновационный опыт духовно-нравственного воспитания на основе традиционной культуры» 16-17 марта 2004 года в 2-х частях - М., 2004.
- Мень А. Культура и духовное восхождение. - М.: Искусство, 1992.
- Методические рекомендации по организации детских профильных лагерей духовно-нравственной тематики. - М.: ЦРС ДОД, 2002.
- Новый завет и псалтырь. - С.-П, 1992.
- Нравственная грамматика (V- IX классы). Методические рекомендации учителям. — М.: Филология, 1999.
- Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики. - М.: Мысль, 1979.
- Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся. - М., 1991.
- К. Роджер. К. Хикмен. Религии мира. Перевод с английского - М.: Росмен, 2003.
- Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1981.
- Рувинский Л.И., Хохлов СИ. Как воспитать волю и характер. - М.: Просвещение, 1986.
- Сборник авторских образовательных программ по духовно-нравственному воспитанию в сфере дополнительного образования детей. — М.: ГОУ УРСДОД,2003.
- Соловейчик С. Вечная радость. Очерки жизни и школы. - М.: Педагогика, 1986.
- Тейлор И. В умах людей. Дарвин и новый мировой порядок. - М.: Добро, 1996.
- Христианская мораль и этика. Основа общества. Программа по формированию характера. — М., 1993.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по филосифии образования. - М.: Эксперимент, 1993.
- Шемшурина А.И. Азбука вечных истин. В помощь дополнительного образования в области христианской культуры, этики и морали. - М.: Добро, 2000.
- Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986.
Этнокультурные традиции. Духовно-нравственные проблемы. - Самара: ЦРО, 1Раздел I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ...
Особенности реализации дополнительных образовательных программ в области искусств
В статье рассматриваются особенности раеалиации дополнительных образовательных программ в области искусств, рассматриваются условия, компетенции в образовании....
Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")
Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...
Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "
Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по плаванию
Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему значению плавание составляет...