Выступление на Всероссийской научно-практической конференции Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ
методическая разработка по психологии на тему

Долгова Анна Геннадьевна

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции  Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции

«Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ»

Выступающий: Старший методист, педагог-психолог высшей категории  Территориального отделения «Переделкино» ГБУ ГППЦ ДОгМ

Долгова Анна Геннадьевна

        

В рамках выполнения государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» предусмотрена реализация вариативных моделей дополнительного образования детей, обеспечивающих доступность качественных услуг в каждом районе города Москвы, в том числе, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом).

         Территориальное отделение «Переделкино» является структурным подразделением Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г.Москвы и оказывает психолого-педагогическую помощь детям, имеющим трудности в освоении образовательных программ, адаптации, поведении, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Центр функционирует с 2000г. и за 15 лет работы с  детьми, имеющими особые образовательные потребности в нем сложилась система психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи на основе деятельности междисциплинарной команды специалистов: психологи, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования. Категория детей с особыми образовательными потребностями, посещающих Центр крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. С одной стороны, всякое нарушение приводит к отклонению в развитии, с другой – оно рождает стимул для компенсации отклонения. Но процесс компенсации нарушений  имеет в большей степени социальную, а не биологическую природу, т. е. требует создания благоприятных специальных образовательных условий.

 Опыт деятельности Центра при реализации программ дополнительного образования для данной категории детей, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач специалистами Центра по включению «особого» ребенка и его семьи в  процесс сопровождения, данную работу нельзя  будет назвать успешной.

        Особенностью программ дополнительного образования реализуемых в Центре является то, что родители могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения как активные ее участники через совместные творческие занятия, проекты. Психолого-педагогическая помощь специалистов сопровождения заключается в формировании у родителей навыков сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием является установление полного взаимопонимания между взрослыми, в выработке единых требований к его воспитанию.

        Деятельность педагогов дополнительного образования с детьми ОВЗ в настоящее время ориентируются на решение следующих задач:

• организация необходимых условий, «ситуации успеха» для более полного удовлетворения интересов и потребностей ребенка;

• психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка;

• организация широкого спектра дополнительных образовательных услуг для детей с ОВЗ  с учетом их индивидуальных особенностей;

• содействие выбору индивидуального пути образования и развития ребенка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе.

        Реализация дополнительных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ невозможна без выявления своеобразия их развития и уровня потенциальных возможностей, и только, ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка, можно определить зону его саморазвития.

        Адаптация дополнительных образовательных программ  происходит при активном  участии в ее разработке междисциплинарной команды специалистов сопровождения и осуществляется поэтапно:

        На первом этапе работы  с детьми с особыми образовательными потребностями проводится обследование на психолого-педагогическом консилиуме, в ходе которого выявляются сформированные и несформированные у ребенка навыки, происходит анализ  актуального уровня развития ребенка. Психолого-педагогическая диагностика составлена на основе нормативных показателей развития по основным функциональным областям. Важным звеном в данном анализе является выяснение мнения родителей о проблемах ребёнка и создание положительной установки на совместную работу На этом этапе ответственна и значительна роль психолога. Он обеспечивает не только разработку и реализацию программы диагностики, но и оказывает профессионально-психологическую помощь обучающимся с ОВЗ, педагогам, родителям. Данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы сопровождения ребенка и его семьи, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии. Важным моментом в процессе междисциплинарного обследования является предоставление так называемой обратной связи от специалистов, направленной, в первую очередь, на поддержку родителей. Специалисты, давая обратную связь, отмечают позитивные стороны взаимодействия с ребенком и озвучивают только те стороны прогноза, которые могут повлиять на настроение родителей благоприятно, укрепить их в намерении принимать активное участие в сопровождении.

        На втором этапе -  определяется и реализуется содержание направлений психолого-педагогического сопровождения и дополнительных образовательных программ, определяются роли и профессиональные позиции педагогов относительно ребёнка с ОВЗ, распределяются функциональные обязанности между участниками сопровождения. Большое значение при этом имеет учёт ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения.  

        Третий этап включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы. Комплексное наблюдение за развитием детей осуществляется в рамках психолого- педагогического мониторинга, который является системообразующим компонентом сопровождения, определяя его содержание. Смысл мониторинга – сделать процесс развития прогнозируемым и управляемым, обеспечить единство усилий педагогов, психологов и родителей, результатом, которого будет социализация ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей.

        Направления адаптации содержания дополнительных образовательных программ к возможностям детей происходит за счет:

  • увеличения времени на усвоение отдельных тем, отработку техник при сохранении оптимального режима образовательных нагрузок;
  • использования современных педагогических технологий, методов  с опорой на сохранные возможности ребенка с учетом  ограничений его возможностей (зрение, слух, речь, движения);
  • использования возможности проведения занятий в мини-группах. С некоторыми детьми, если они работают в группе (мини-группе) проводится индивидуальная работа (вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы, буквально «рука в руке»), используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой (это полезно как ребенку с ОВЗ, так и детям, которые работают рядом с ним);
  • использования приемов, направленных на создание «ситуацию успеха», оказание ему положительной поддержки, проявление эмоциональной реакции на малейшее достижение ребенка.  

        Сочетание в работе педагогов дополнительного образования различных методов и приёмов способствует коррекции недостающих умений и навыков ребенка. Такие специфические приёмы, как сопряжённое выполнение действий, совместное проговаривание,  соотнесение, приёмы наложения и приложения, не только способствуют коррекции имеющихся недостатков психического развития, и предупреждают ряд вторичных нарушений, но и позволяют активно включить родителей в процесс сопровождения, повысить уровень их педагогической грамотности и наладить психологический контакт с ребёнком. На занятиях широко практикуется использование наглядных средств обучения, дидактического материала, модифицированных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями развития, например, «рука в руке», поэтапный анализ деятельности, обучение приемам анализа по образцу, самооценке, использование пиктограмм и т.д.

        В Центре представлен различный спектр дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ:

- адаптированная физкультура;

- обучение плаванию;

- развитие ЭВС средствами нетрадиционных художественных техник;

- ролевое фехтование;

- музыкальная студия;

- ЛЕГО-конструирование.

        ЛЕГО-конструирование – имеет социально-педагогическую направленность. ЛЕГО – конструктор обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов прежде всего большим диапазоном возможностей. Актуальность использования программы по ЛЕГО-конструированию заключается в том, что конструкторская деятельность с использованием ярких деталей конструктора ЛЕГО является наиболее благоприятным видом деятельности для детей с нарушениями в развитии. Выбор конструктора ЛЕГО неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием конструкторских умений и навыков. Работа с конструктором ЛЕГО  позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу за счет работы с разнообразными яркими формами конструктора. ЛЕГО-конструирование не требует высокого уровня речевого развития, поэтому подходит для работы со слабослышащими детьми и детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения и речи. ЛЕГО-конструирование подразумевает как групповую, так и индивидуальную работу, развивает в игре все высшие психические функции, эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки. Яркость и привлекательность материала заключает в себе большие возможности, так как создает атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Адаптивная физкультура – имеет  физкультурно-оздоровительную направленность. Адаптивная физическая культура – представляет собой вид общей физической культуры для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Реализация программы по адаптивной физкультуре направлена на восстановление контакта ребенка с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных симптомов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшениям психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Данная программа является оптимальной для реализации в условиях Центра, т.к. позволяет реализовать системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в  комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Когнитивной коррекцией в Центре занимаются учителя-дефектологи и учителя-логопеды, двигательной коррекцией – педагоги дополнительного образования. Коррекционные задачи предполагают работу с нарушениями не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и работу по коррекции сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др. Целью занятий по программе адаптивной физической культуры является расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

        Ролевое фехтование – имеет социально-педагогическую направленность. «Ролевое фехтование» -  является оригинальной и интересной для детей комплексной программой, которая может помочь всем детям дошкольного и школьного возраста, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья получить опыт победы и успешности, общения и  самовыражения, состязания и игры, нравственного выбора и владения своим телом. Приемы фехтования оказываются доступными для соматически ослабленных детей, детей с речевыми нарушениями, задержками развития, для детей с психическими расстройствами легкой степени тяжести, например расстройствами аутистического спектра, для детей с нарушениями слуха и легкими нарушениями зрения. В программе содержится внутренний ресурс доступности, простоты, ясности целей, который достигается за счет опоры на игровую деятельность, на коммуникативные потребности детей, их интерес к подвижным видам деятельности. В программе отсутствует трудноусвояемые теоретические знания, она практически ориентирована, обучение происходит на основе подражания, повторения образцов фехтовальных элементов. Использование двигательных и моторных процессов позволяет добиваться хороших результатов для детей с гиперактивностью, волевыми и мотивационными нарушениями.

        ИЗО деятельность нетрадиционными средствами – художественно-эстетическая направленность.  Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение техникой изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня  сформированности графических навыков и умений. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую,  эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как незрелость ЭВС, низкая работоспособность, сниженная произвольность психических функций и познавательной активности, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-двигательной координации на практике неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Выбор нетрадиционных техник рисования неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами.        Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Результат рисования не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу.

        Виды изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования): пластилинография, печать от руки (прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка), создание изображений с помощью штампов, клише, рисование с помощью трафаретов,  шаблонов, природного материала, кляксография (игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки, дорисовывание до узнаваемого образа), сырая акварель (создание изображения на мокром листе бумаги), обрывная  аппликация, изображение в виде коллажа, граттаж (процарапывание изображения по красочному слою).

        Принцип единства диагностики и коррекции развития является исходным положением психолого-педагогического сопровождения и реализации дополнительных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями. Использование ресурса дополнительного образования в психолого-педагогическом сопровождении таких детей в условиях ПМС-центров направлен на то, чтобы помочь ребенку самостоятельно войти в социум, успешно продвинуться в условиях дифференцированного образования, самореализоваться в нынешней и будущей жизни.

Литература:

1. Щетинская А. И., Тавстуха О. Г., Болотова М. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 404 с.

2. Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.

3. Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 26. – ART 14804. – 0,4 п. л.

4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.

5. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности и творчества / под науч. ред. В. И. Андреева, А. И. Щетинской. – Казань; Оренбург: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2001. – 328 с.

6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Коррекционно-развивающее обучение: опыт регионов"

28 марта мне довелось выступить на Всероссийской конференции с докладом на тему "Организация обучения детей с ЗПР и УО в условиях общеобразовательной школы". В докладе описано как в условиях общеобраз...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате видеоконференции

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции с международным участием "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате вид...