Открытый урок "Накладное шитьё" учителя технологии
учебно-методический материал (10 класс) по теме

Открытый урок по вышивке (наклданое шитье с элементами скифо-звериного стиля.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-nakladnoe_shite.docx274.95 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа г.Ак-Довурак Республики Тыва

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Межшкольный учебный комбинат

 Открытый урок

на тему: Накладное шитье.

свернувшая кольцом пантера. Из собрания Национального музей Тувы

                                                                                               Разработала учитель технологии

                                                                                                                           по направлению «Художественная вышивка»

                                                                                              Никулина  Венера Копеековна

г.Ак- Довурак 2014

Тема:  Накладное шитье.

Цель:

      1.  Научить способам выполнения накладного шитья;

     2. Развить у учащихся интерес к национальным традициям;

      3.Воспитать интерес к вышивке.

 Задачи:

1.Приобшение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.

2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.

3.Формирование навыков и приемов работы вышивки накладным шитьем.

После окончания урока учащиеся должны знать:

-теоретическую технологию выполнения накладного шитья;

-способы перевода рисунка на ткань;

- историю скифо-звериного стиля.

уметь:

-правильно выполнять перевод рисунка на ткань;

-выполнить накладное шитье со скифо-звериным мотивом;

-.

Оборудование: видео презентация ,плакаты, технологические  карты росписи выполнения накладного шитья скифскими мотивами; иголка, пяльцы, ножницы, материалы(нитки мулине, ткань); краска, кисти, калька, керосин губка.

 

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

время

1.Организационный  момент

Приветствие

1 минуты

2. Мотивационная начало урока.

Постановка цели урока, задачи

2 минуты

3. Объяснение хода урока

Инструктаж по охране труда, использование занимательных материалов, актуализация знаний, демонстрация приемов выполнения вышивки и росписи.

10

4.Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного.

Практическая работа:

Задания:1,2,3.

22 минут

5.Проведение итогов, домашнее задание.

Проведение итого, домашнее задание

5 минут

 I .Организационный момент:

1.Приветствие;

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

II.Сообщение темы урока.

Учитель( Приложение №1)

 III. Изучение нового материала.

Учитель ( Приложение №2)

IV. Актуализация знаний.

  1.              Подготовка к вышиванию начинается с выбора узора , ткани необходимо фактуры, качества и цвета, а также подбор цветового сочетания ниток. Прежде чем приступить к работе, следует выровнять ткань, разместить расположение узора на ткани, нанести узор при помощи припороха. Края ткани выравнивают, выдергивая крайнюю нить, а по ее следу отрезают  лишнюю ткань. Чтобы во время работы не осыпались нитки ткани, края изделия обметываем. Выдергивая нитку или используя наметку, прокладывают линии, определяющие размер изделия, вспомогательные линии для обрезания ширины подгибания срезов ткани, отдельных швов. После этого ткань хорошо разглаживают и , если нужно, напяливают.
  2. Закрепление рабочей нитки.

         В отличии от шитья в вышивании не принято делать узелок, оставлять на изнанке длинные петли и концы ниток. Народной вышивке присуще чистая изнаночная сторона, аккуратно выполненная вышивка.

     При вышивании одинарной ниткой закрепляют ее концы несколькими мелкими стежками в том месте, которая по ходу шитья закроется вышивкой, или после первого прокола оставляют на изнанке конец нитки длиной 10 см и закрепляют его, пропуская иголку под вышитыми стежками, после того как рабочая нить закончилось.

    Можно закрепить конец  нитки стежком «за иголку». Делают прокол иголкой с изнанки в лицевую сторону, протягивают иголку и оставляют на изнанке конец нитки длиной 10-15 мм, крепко ее придерживая. Очень близко от первого прокола слева направо делают второй прокол на изнанку и выводят иголку ниткой на лицевую сторону, закрепляя ею конец нитки.

      Если вышивают на две нитки, то нитку, сложенную вдвое, продергивают концом в отверстие иголки. Затем делают маленький стежок в месте начало работы и тянут до тех пор, пока  не останется кончик в виде маленькой петли, которая образовалось при складывании нитки вдвое. В эту петлю подергивают иголку с рабочей ниткой и затягивают ее.

    Заканчивая работу, нитку закрепляют под вышивкой с изнанки несколькими мелкими стежками шов «вперед» иголку или «назад иголку», а конец обрезают ножницами.

   Если вышивку выполнить с соблюдением выше перечисленных рекомендаций, то вышивка будет выглядеть аккуратной.

V.  Инструктаж по охране труда.

Учитель.

 - Народная мудрость гласит « Что в порядке лежит- само в руки бежит». Это относится и к вышивке. Давайте вспомним технику безопасности и охрану труда?

-Для хранения необходимых материалов, инструментов и приспособлений нужно иметь специальную коробочку или шкатулку.

-Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны.

-надо следить за положением корпуса, не сутулиться так, не наклонять низко голову. Расстояние глазами и работой не должно превышать 25-30 см.Стул передвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спину.

-ножницы передают друг другу с острым концом назад, иголку не брать в рот, закалывает иголку в игольницу.

IV. Демонстрация приемов выполнения вышивки накладным шитьем.

      Учитель показывает приемы выполнения вышивки  в технике накладного шитья. Напоминают о закреплении рабочей нитки.

VI. Практическая работа.

Задание1.По подсказке учителя учащиеся вырезают бумажные шаблоны и красят красками.

Задание2.  На ткани при помощи шаблонов переводят рисунок и вырезают аппликации. Вырезанные аппликации пришивают на фоновую ткань, вышивают края рисунка гладью. Подбираем нитки для вышивания в соответствии с узором.

   VIII.  Подведение итогов урока.

       Выставляются работы учащихся. Все вместе проверяем, смотрим, делаем замечания и выбираем лучшие работы, ставим оценки.

IX. Домашнее задание.  Продолжить вышивание накладного шитья.

Приложение №1. Теоретическая часть.

Древние предки славян – скифы занимали обширные степные пространства Северного и Северо-Западного Причерноморья. Древнегреческий историк Геродот свидетельствовал о том, что во II в до н.э. государство скифов было достаточно сильным. Скифы вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Они поклонялись земле, солнцу, воде, ветру. До наших дней сохранились могилы-курганы , где хоронили царских особ и знатных воинов

        Погребения в тувинской Долине Царей относятся примерно к VII — X вв до нашей эры и принадлежат представителям скифской кочевой знати. Эта Долина в самом центре Азии, многие тысячелетия притягивало к себе внимание человечества.Люди эпохи камня любили его за богатые реки и леса, люди эпохи бронзы учились здесь лепить горшки и оставляли нам наскальные изображения. Здесь жили скифы, которые творили свои мифы, создавали  известные сейчас на весь мир шедевры — произведения скифо-сибирского звериного искусства.http://cs316216.userapi.com/v316216075/523/a56lbjKUJCs.jpg      А кочевники, наводившие ужас на Европу от Персидского царства до Парфянского царства хоронили здесь своих царей. Все это спрессовалось в истории, и досталось нам в исторических памятниках.

         Звериный стиль — это изображение животных (или отдельно их голов, лап, крыльев, когтей), выполненное в особой манере. Мастер смело уменьшал, увеличивал или перекручивал части тела животного, сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости. Используя части тепа разных зверей и птиц, создавали образ фантастического существа. Животные изображались в строго определенных позах. Например, хищники — припавшими на лапы (как бы готовясь к прыжку), свернувшимися в кольцо или терзающими добычу. Олени, косули и другие копытные — с поджатыми под живот ногами — то ли в жертвенной позе, то ли в летящем галопе. Птиц показывали с раскрытыми крыльями. Произведения звери¬ного стиля служили для украшения оружия, конской сбруи и одежды. 
Что же означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе. 
Наверное, ближе всего к истине мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия, а страны — на три царства. Поэтому такое понимание предметов зве¬риного стиля включает в себя и все прочие значения — магическую силу, указание на богов-покровителей и на принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам

свернувшая кольцом пантера. Из собрания Национального музей Тувы      Пирующие скифы, изображение на вазе из кургана Аржаан-2, Тыва

скифы с лошадьми под золотым деревом. Тыва, Долина царей, курган Аржаан    Олень

особенностью скифской цивилизации, возникшей в VII веке до н.э. и просуществовавшей около пяти веков на громаднейшей территории евразийских степей, была способность жить в гармонии с окружающей средой и рационально использовать ее ресурсы. Неудивительно, что почитание природы проявилось в искусстве этого кочевого народа. Один из лучших образцов ювелирного искусства скифов – это бляха в виде свернувшейся кольцом пантеры, пытающейся укусить себя за хвост. Она демонстрирует воззрения скифов на вечный круговорот бытия и взаимодействие противоположностей, составляющих единое целое. 

http://colovrat.at.ua/_pu/0/s89783.jpg

http://i285.photobucket.com/albums/ll47/succesor/scythian/gorelik3un.jpg

http://historyalans.narod.ru/scythian_gold-fdd9c.jpg   Золото скифов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....

Разработка открытого урока по технологии в 7 классе "Технологии ручных работ"

Урок- практикум с элементами групповой работы разработан на основе педагогической технологии "Творческая мастерская". В ходе урока используется презентация по теме и материалы (разные виды т...

Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс

Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходо...

Самоанализ к открытому уроку по технологии на тему: "Технология построения бюджета" 8 класс

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС : групповые, технология развивающего обучения  и использовала их на практическом и рефсек...

Конспект открытого урока по технологии (девочки) "Защита проекта по технологии"Юбка" 6 класс

Конспект открытого урока по технологии (девочки) "Защита проекта по технологии"Юбка" 6 класс. Обработка текстильных материалов. Технология изготовления швейных изделий....