Организация воспитательного пространства
методическая разработка на тему
Предлагаю вашему вниманию обобщение опыта по воспитательной программе педагога-организатора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_n.n._-_organizatsiya_vospitatelnogo_prostranstva.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
дом детского творчества №2
Семинар педагогов учреждений общего и дополнительного образования
в рамках районного Единого методического дня
«Воспитательная работа в системе дополнительного образования»
Выступление по теме:
«Организация воспитательного пространства в МБОУ ДОД ДДТ №2»
Автор:
Андреева Наталия Николаевна –
педагог – организатор,
МБОУ ДОД ДДТ №2
г. Заполярный
2014 г.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, учреждений дополнительного образования детей, средств массовой информации и т. д.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является не только семья, школа, но и учреждения дополнительного образования. Они выступают как фактор, определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Если ребенку удается добиться успеха в УДОД, у него есть все шансы на успех в жизни.
Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру – приобретение опыта успеха в УДОД. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.
Я расскажу вам о своей работе. Основной документ, моей работы - программа деятельности педагога-организатора.
Цель деятельности: создание условий для развития творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других.
Задачи, которые я реализовываю:
- Формирование гражданского и патриотического воспитания; формирование нравственной позиции.
- Привлечение к сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями. Воспитание гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины.
- Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
- Разнообразить досуг детей в свободное и каникулярное время.
- Популяризация детского художественно-эстетического воспитания.
Методы работы:
- Методика формирования индивидуального стиля общения.
- Методика организации коллективно-творческого дела.
- Методика изучения, формирования личности.
- Методика игры.
Формы работы:
- Коллективно-творческое дело
- Выставки
- Фестивали
- Концерты
- Встречи
- Конкурсы
- Викторины
Принципы организации воспитательного процесса:
- Единство воспитания, обучения и развития личности (ребёнка).
- Свобода выбора.
- Развитие творческих способностей детей.
- Самоактуализация и самореализация личности (ребёнка).
- Сотрудничество детей и взрослых.
Структура взаимодействия по программе:
- Воспитанники МДДТ №2.
- Школьники города, района.
- Родители.
- Жители города, района.
Примерное содержание деятельности:
- Проведение конкурсных мероприятий.
- Экскурсионно-краеведческая работа.
- Проведение различных турниров, викторин.
- Организация развлекательного досуга.
- Творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям.
- Беседы, лекции, встречи с интересными людьми.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, календарные, муниципальные, мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.
Данная программа может быть рассчитана не на один год, при этом возможно внесение корректив. Программа является модульной и представляет собой комплекс подпрограмм (называются они программами) по различным направлениям воспитательной работы:
- «Здоровье» (мероприятия направленные на формирование у детей приоритетов здорового образа жизни)
- «Каникулы» (культурно-массовая деятельность)
- «Отчий дом» (мероприятия военно-патриотической, историко- краеведческой направленности)
- «Музыкальная гостиная» (мероприятия художественно-эстетической направленности, концертная деятельность учреждения)
МОДУЛЬ №1
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.
Цели и задачи деятельности:
- Популяризация и развитие прикладных видов спорта среди учащихся.
- Формирование здорового образа жизни.
- Воспитание стойкого интереса к физкультуре и спорту.
- Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей.
- Профилактика дорожного травматизма.
Примерная тематика мероприятий:
- Викторина «Со спортом дружить – здоровым быть».
- Конкурсно-игровая программа «Ускоренная помощь».
- Спортивная эстафета «Зоологические забеги».
- Конкурс плакатов «Ударим юмором по сигаретам».
- Театрализованный праздник по ПДД «Осторожно, дорога!».
- Беседы с показом презентаций: «Осторожно дорога!» «Внимание, дети!»
- Викторина по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» (с использованием ИКТ).
- Игровой тренинг на коллективное взаимодействие для старшеклассников «Формула успеха».
МОДУЛЬ №2
ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ»
Особое внимание в деятельности педагога-организатора уделяется организации досуга детей в каникулярное и праздничное время. Каникулы для ребят – это неисчерпаемый резерв духовного, нравственного, физического совершенствования, фактор обогащения социального опыта и самореализации.
Цели деятельности:
- Организация досуга детей в рамках деятельности детских коллективов Дома детского творчества в каникулярное время.
- Обеспечение сохранения непрерывности воспитательного процесса образовательного учреждения в период каникул и повышение его воспитательного потенциала.
Задачи деятельности:
- Сохранение и развитие жизнедеятельности единого коллектива воспитанников Дома детского творчества в каникулярное время.
- Поиск наиболее эффективных и разнообразных путей и форм совершенствования содержания деятельности детских коллективов в каникулярное время.
- Внедрение новых современных инновационных методик работы с детьми в период школьных каникул.
- Привлечение учащихся к работе по организации досуга.
- Организация интересного досуга, способствующего развития и активному личностному становлению воспитанников.
Примерная тематика мероприятий:
- «Канцелярские потехи»
- «Ускоренная помощь»
- «Два корабля»
- «Рыцарский турнир»
- «Маленькая Золушка»
- «Словесная перестрелка»
- «К нам спешит Новый год»
МОДУЛЬ №3
ПРОГРАММА «ОТЧИЙ ДОМ»
Цель:
- воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.
Задачи деятельности:
- Формирование гражданского мировоззрения.
- Обеспечение пространства для различных форм общения учащихся всех возрастов.
- Создание благоприятных условия для развития гармонично-развитой личности.
- Организация поэтапной общекультурной развивающей деятельности обучающихся.
- Сочетание в воспитательной работе традиций и новаций, формирование системы ценностей, которые обеспечивают взаимодействие общества и отдельной личности.
- Повышение значимости регионального компонента.
- Гармоничное сочетание различных видов организации досуга и форм деятельности, отвечающих запросам и интересам ребят и их родителей.
- Формировать у учащихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
- Воспитывать гражданина, любящего свою семью, школу, город, край.
Примерная тематика мероприятий:
- Фестиваль военно-патриотической песни Я люблю тебя, Россия»
- Тематический вечер «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Литературный вечер «А зори здесь тихие…».
- Викторина «Я люблю тебя, Россия».
- Конкурс рисунков «О мужестве, о доблести, о славе».
- Конкурс рисунков «Письмо солдата».
- Викторина к празднику День согласия и примирения «Символы России»
- Творческий вечер «Этих дней не смолкнет слава».
МОДУЛЬ №4
ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ»
Мероприятия художественно-эстетической направленности, концертная деятельность учреждения.
Цели и задачи:
- Повышение художественно-эстетического вкуса обучающихся и их родителей.
- Развитие мотивации личности к творчеству.
- Популяризация детского художественно-эстетического воспитания.
- Приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры.
- Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей и подростков через совместную деятельность.
- Формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности.
Существует несколько видов концертов, которые мы осуществляем в своей практике.
По целевому назначению:
– текущие
– отчетные (по полугодиям и в конце года, концерты коллективов)
– праздничные (День матери, Освобождение Заполярья, Новый год, 8 марта)
– юбилейные (юбилеи коллективов, учреждения)
По месту проведения:
– стационарные (проводимые в учреждении)
– выездные (воинские части, пожарная часть, школы)
По числу участников:
– сольные (бенефисы) (концерт одного артиста)
– групповые (полубенефисы) (концерт нескольких артистов)
– коллективные (одного кружка или коллектива)
– сводные (концерт, где принимают участие все объединения)
По составу зрителей:
– для детей
- для родителей
– для ветеранов
- смешанные
По способу построения программы:
– тематический. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего.
– сборные концерты (дивертисменты) Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. коллективов.
– театрализованные концерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный (обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы.
Формы деятельности:
- Проведение отчётных концертов творческих коллективов учреждения («Музыкальная феерия», «Новогодний калейдоскоп», «Очевидное-невероятное» и др.).
- Проведение тематических концертных программ («Стиляги NEW», «В стиле диско», «Дорогим и любимым, посвящается», «День нестареющих душой», «Киношлягер» и др.).
- Организация выездных концертных программ (концерт в воинской части, концерт в пожарной части, концерты для воспитанников ДОУ и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями учащихся с целью организации воспитательного пространства в классе
Выступление на районной конференции педагогических работников "Педагогические условия реализации идеи воспитания в концепции "Наша новая школа" ....
План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...
Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.
Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....
Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.
Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....
Программа "Организация гуманистического воспитательного пространства класса" в 10-11 классах
План воспитательной работы в 11 классе...
Доклад на тему: «Организация воспитательного пространства в КГКОУ ШИ №9 в условиях реализации ФГОС».
Воспитание в коррекционной школе-создание условий для развития личности ребенка....
Организация школьного воспитательного пространства через сотрудничество с родительским сообществом
Из опыта работы классного руководителя. Рассмотрено организация школьного воспитательного пространства через сотрудничество с родительским сообществом...