План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»
рабочая программа (10 класс) по теме

Аникушина  Лариса Ивановна

  В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:

- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.

Таким образом, в центре  программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1plan_vosp_10kl.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЛИЦЕЙ №1 им. Г.С.ТИТОВА

г.о. Краснознаменск

План воспитательной работы

в 10 «В» классе по программе

«Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

Классный руководитель

Аникушина Лариса Ивановна

2014-2015 учебный год

Модель выпускника средней школы

       Главной   задачей   воспитательной деятельности  является стремление к тому, чтобы ее выпускники соответствовали параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

       Ведущими качествами личности и знаниями выпускника   являются:

■        Осмысленность личной жизни, целеустремленность:

  • сформированное представление о смысле жизни, идеале,    счастье;
  • наличие жизненных планов:
  • активная профессиональная подготовка;
  • понимание жизненной целеустремленности.
  • Мировоззрение:
  • знание современной научной картины мира;
  • понимание и принятие философии прав и свобод человека;
  • патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее     процветания);
  • правовая и политическая культура.

■        Интеллектуальное развитие:

  • информационный кругозор;
  • потребность применять знания на практике;
  • умение обобщать, анализировать, делать выводы;
  • критичность (ничего не принимать на веру);
  • стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
  • умение заниматься самообразованием.

■        Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

  • добросовестность;

старательность;

  • настойчивость;
  • предприимчивость, самостоятельность;
  • творческий подход к работе.

■        Личностные качества (черты характера):

-        сознательная дисциплинированность, обязательность;                                                     - внутренняя свобода, независимость;

  • стойкость, умение переносить трудности;
  • решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
  • порядочность;
  • честность, правдивость.

■        Отношение к окружающим:

  • гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
  • бескорыстная забота о других;
  • интерес к людям, общительность;
  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам;
  • терпимость, уступчивость;
  • умение постоять за себя.

■        Культура поведения:

  • умение контролировать себя;
  • сдержанность, тактичность;
  • чувство меры в общении;
  • умение соблюдать дистанцию;
  • культура речи.

■        Здоровый образ жизни:

  • отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
  • знание механизмов и способов поддержания здоровья;
  • стремление к физическому совершенствованию;
  • отсутствие вредных привычек.

■        Семья. Брак. Любовь.

  • отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
  • уважительное отношение к  женщине, девушке.

■        Эстетическая культура:

  • наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

-    умение отличать прекрасное и безобразное в природе, жизни, труде, общении,  обучении.

АНАЛИЗ   ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ за 2013 – 2014  учебный год

         Основной целью работы в 2013 – 2014 учебном году было создание условий для   формирования разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации и профессиональному самоопределению.

      Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи: 

  • Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям;
  • создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.
  • создать условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
  • Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности

В коллективе   класса 21 учащийся, большинство имеют высокую мотивацию к учёбе. Свидетельством тому явились годовые оценки по предметам и результаты сдачи экзаменов на положительные оценки. В классе нет неуспевающих; на «5»  занимаются – 5учеников; на «4-5» занимаются  15учеников.  

  Для    формирования нравственных знаний, воспитания чувств и накопления нравственного опыта поведения учащихся    были  организованы и проведены классные часы: «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность», «О милосердии», деловая игра «Я среди людей, люди вокруг меня», тренинг «Как научиться властвовать собой», а также проведены индивидуальные беседы с учащимися и родителями.

             С целью формирования у детей осознанного подхода к выбору профессии, формирования личности, способной строить жизнь, достойную человека проведены серия занятий по профориентации «Мой выбор»,  классный час «Планирование карьеры», «Качество и эффективность учебного труда», «Мой профессиональный выбор: прав я или нет?», проведена игра по профориентации «В центре занятости населения».

            Хочется отметить, что к окончанию учебного года почти все ребята определились с выбором дальнейшего жизненного пути: поступлению в среднеспециальные учебные заведения или дальнейшее продолжение обучения в лицее.

           По результатам проведенных исследований выяснено, что большинство ребят способны правильно сориентироваться и выбрать собственную жизненную позицию при изменении социальных условий, у многих повысилась уверенность в себе и своих силах, по сравнению с прошлым учебным годом.  Но, считаю, что  необходимо еще больше работать над такими качествами личности как воля, решительность, самостоятельность, настойчивость, мужество и смелость, умение владеть собой.

 Кроме перечисленного,  проводилась работа по здоровьесберегающим технологиям: классные часы:  « Роль физической культуры для организма учащихся», «Здоровье-бесценное богатство», «ЗОЖ».

По итогам диагностики ценностных отношений учащихся 9 класса к миру, к людям, к себе у большинства  данных учащихся класса сформировано ценностное отношение к семье и ее традициям, чувство гражданственности и патриотизма, любознательность, трудолюбие, неприятие насилия, т.е. сформировано ценностное отношение к миру. Но вместе с тем обнаружились и проблемы:  выявилось потребительское отношение к природе и ее богатствам,  культурные  нормы поведения рассматриваются ими как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее их повседневную жизнь.

    Если для большинства ребят характерно стремление вести здоровый образ жизни, забота о своем здоровье, то самопринятие своего внутреннего мира характерно лишь для 70% учащихся. Другие принимают себя такими, какие они есть, лишь в отдельные моменты своей жизни. Им все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым, но нерешительность и неуверенность мешают им.

В  текущем году необходимо расширить и углубить работу по   профориентации, здоровьесберегающим технологиям и становлении мировоззрения учащихся.

  Все вышеизложенное и определило необходимость разработки программы воспитательной работы,  ориентированной на развитие способности учащихся к выбору ценностей, поступков и действий, на самосовершенствование, самоопределение  и самовоспитание.

Пояснительная записка

  В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:

- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.

Таким образом, в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.

Воспитательная работа в классе будет строиться на основе программы «Организация гуманистического воспитательного пространства класса», цель которой:  создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям;
  • создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.
  • создать условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
  • Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10-11 классы).

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап -2014-2015 уч.год.

2 этап -2015-2016 уч.год.

Формы реализации задач:

- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

- дискуссии, диспуты беседы;

- ролевые, деловые, образовательные игры;

- экскурсии, походы;

- соревнования;

- викторины;

- интеллектуальные марафоны;

- КВН;

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);

•  гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);

•  личностно-ориентированная педагогика;

•  педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);

•  педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);

• технология коллективно-творческих дел;

•  игровые технологии.

Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

 «Я – Человек» Духовно-нравственное воспитание. Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

   Общеинтеллектуальное направление

 Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Будучи преподавателем истории, считаю, что это направление одно из ведущих, ибо воспитание на героических примерах прошлого является довольно эффективным. Поэтому учащиеся моего класса принимают активное участие во всех военно-патриотических мероприятиях, проводимых в школе, и осуществляют шефскую помощь ветеранам войны.

В  настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического  воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера  в  Россию,  в  её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического  воспитания. Военно–патриотическое  воспитание  – это составная часть патриотического  воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания,  идей  служения Отечеству и его вооруженной защите,  воспитание  чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций. Героико–патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы  в  этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

 «Здоровый образ жизни» Спортивно-оздоровительное . Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

 «Мир прекрасного» Общекультурное направление - направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

«Мой выбор» Социальное направление - направление направлено на воспитание культуры жизненного самоопределения, привитие учащимся навыков планирования и управления временем для достижения поставленной цели; воспитание умения устанавливать приоритеты в учебе и работе; воспитание чувства ответственности за совершенные действия.

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• любящей свою малую и большую Родину;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

 

Список диагностических исследований в классном коллективе

  1. Диагностика ценностных отношений учащихся   класса к миру, к людям, к себе.
  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся класса.
  3. Тест «Размышляем о жизненном опыте».
  4. Тест на выявление нравственных ориентиров учащихся класса
  5. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
  6. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

Тематика классных часов и участие в общешкольных мероприятиях

Направление «Я - человек»

(духовно-нравственное воспитание)

 

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Диагностика нравственных приоритетов учащихся

Поговорим о нравственности… (беседа)

октябрь

Я среди людей, люди вокруг меня (деловая игра)

“Я имею право на…” (дискуссия)

ноябрь

 «Никого дороже нет…» (урок-презентация посвящен Дню матери).

Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»

декабрь

 Как научиться властвовать собой? (тренинговое занятие)

Стресс в нашей жизни (тренинги)

январь

 Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения»

Что значит быть счастливым? (дискуссия)

февраль

«О милосердии" (беседа)

 Брейн-ринг  «Важные мелочи повседневного этикета»

март

Чувство взрослости. Что это такое? (Беседа)

"Человек и закон" (Деловая игра)

апрель

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)

 Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л.Н.Толстой)

май

Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность»

 Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание)

Общеинтеллектуальное направление

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

День Знаний. Классный час: «Моя малая Родина».

Классный час «Беслан. Помним. Скорбим.»

Каким я вижу будущее моего города?  (дискуссия)

октябрь

Поездка в театр

Экскурсия в город Тулу

«Пусть не повторится никогда…» (Кл .час посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) (беседа)

ноябрь

«Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация)

Осуществление проектной и исследовательской деятельности

Участие в городских олимпиадах

Классный час «Солдат войны не выбирает».

декабрь

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

«250- лет со дня основания Эрмитажа»- интерактивная экскурсия

Участие в гродских олимпиадах

Беседа «Защита Отечества – долг каждого гражданина»

январь

Год литературы в РФ «Наша гордость – великие поэты и писатели Подмосковья»

Поездка в музей М.Горького г.Москва

Поездка в театр

февраль

Конкурс веселых и находчивых «Суп из топора»

Участие в круглых столах ШНО «Шаг в науку»

Дискуссия «Гении и злодеи в политике государства»

март

Беседа о вхождении Крыма в состав РФ Участие в военно-патриотической игре «Зарница»

Классный час «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности»

апрель

Час общения «Задержан милицией.  Как себя вести?»

май

«О них мы будем помнить всегда» кл.час, посвященный 70-летию победы в ВОВ

-встречи с ветеранами

                                             Направление «Здоровый образ жизни»

(спортивно-оздоровительное воспитание)

 

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Здоровье – твой путь в будущее»

«ПДД – знать и соблюдать»- встреча с инспектором ДПС

«Формула здоровья» (дискуссия)

октябрь

«Скажи наркотикам - НЕТ»! классный час с презентацией

Просмотр фильма спортивной тематики

ноябрь

Совместный просмотр фильма «Чемпионы», беседа

«Не сломай судьбу свою» (беседа)

декабрь

Классный час: « Роль  физической культуры для организма учащихся».

«СПИД …»

«Болезни, которых можно избежать»

январь

«Здоровье – бесценное богатство» (анкетирование)

Беседа «Питание и здоровье человека»

февраль

Участие в конкурсе «Богатырь»

Участие в конкурсе «Богатырь»

март

«Суд над сигаретой» (Ролевая игра)

апрель

«Правильное питание – это для нас?»

Класс. час «Я и сигарета»

май

Беседа « Всемирный День борьбы с курением».

Участие в военно-патриотической игре «Зарница»

Участие в военно-патриотической игре «Зарница»

                                                    Направление «Мир прекрасного»

(общекультурное воспитание)

 

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Беседа «Правила этикета – это устарело?»

«Культурный человек –черты и качества»

октябрь

Участие в праздновании 25-летия лицея, конкурсе самодеятельности

"Слава рукам золотым!" Брейн-ринг

ноябрь

«Всему начало любовь…» дискуссия

«Дружба и товарищество»(беседа)

декабрь

Выпуск Новогодней газеты, подготовка спектакля-сказки

Экскурсионная поездка

январь

Поездка в ГМ «Третьяковская галерея»

Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?»

февраль

Беседа «Культура одежды»

март

"Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс

"Красота и труд - вместе идут" беседа

апрель

Юмор в жизни человека  (час общения)

«Что такое духовное богатство человека»  дискуссия

май

"Музыка и мы" дискуссия

Направление «Мой выбор»

(социальное)

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Классное собрание « Выборы органов самоуправления, Обсуждение проекта плана на новый учебный год и организации дежурства».

Помощь ВОВ и пенсионарам

Класс. час «Образование и формирование жизненных планов»

октябрь

Тренинг «Планирование карьеры»

Беседа «Мое ближайшее будущее»

ноябрь

Класс. час «Качество и эффективность учебного труда»

День толерантности. Классный час « Почему трудно, но нужно быть толерантным?».

декабрь

«Семейные ценности» классный час с приглашением многодетных семей, родителей, имеющих детей под опекой

Экспресс-анкета выпускника «Компетентность и конкурентоспособность»

январь

Игра по профориентации  «В центре занятости населения»

Деловая игра «Устройство на работу»

февраль

Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? экскурсия в мир профессий

Экскурсия на производственное предприятие

март

Семейный праздник «Моя мама лучшая на свете»

Деловая игра «Имидж делового человека»

апрель

Беседа «как помочь человеку в трудной ситуации?»

Классный час с психологом «Психологические советы по сдаче выпускных экзаменов»

май

Организация летнего отдыха учащихся

Помощь в снятии повышенной тревожности перед экзаменами

Примерные темы родительских собраний

Тема

Класс

Время проведения

1

«Помощь семье в правильной профессиональной ориентации»

10

1 триместр

3

«Роль самооценки в формировании личности»

10

2 триместр

4

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

10

3 триместр

5

«Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»

11

1 триместр

7

«Помощь ребятам в период подготовки к ЕГЭ»

11

2 триместр

8

«Методы снижения тревожности у выпускников»

11

3 триместр

Литература

  1. Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М.: Народное образование, 1997
  2. Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
  3. Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
  4. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
  5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  6. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
  7. Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
  8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.
  9. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
  10. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
  11. Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
  12. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
  13. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогическое общество России, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Об организации учебно -воспитательной работы в классах с углубленной трудовой подготовкой в школе 8 вида

В материале рассказывается о  путях организации углубленной трудовой подготовки в 10 -11 классах школы 8 вида...