Взаимодействие с родителями учащихся с целью организации воспитательного пространства в классе
материал по теме
Выступление на районной конференции педагогических работников "Педагогические условия реализации идеи воспитания в концепции "Наша новая школа" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_s_celyu_organizacii_vp_v_klassa.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями учащихся с целью организации воспитательного пространства в классе
Н.Е.Ермолаева
учитель истории высшей категории
классный руководитель 7 класса СОШ№5
г. Киржач
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
В.Г.Белинский
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, полноценными его участниками. Некоторые современные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении и воспитании своих детей.
Выстраивая свою работу классного руководителя, решила максимально вовлекать родителей в процесс формирования воспитательного пространства класса. Для начала определила задачи взаимодействия школы и родителей:
•формирование активной педагогической позиции родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;
•вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
•активное участие родителей в воспитании детей, а так же участие родителей в управлении классом и школой (через работу классного родительского комитета, участие в работе общешкольного родительского комитета и Совете школы).
Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Именно поэтому, подбирая разнообразные формы и методы работы с родителями, очень хотелось уйти от формализма и постараться затронуть как можно больше таких тем и видов работы, которые позволили бы родителям быть полноправными участниками воспитательного процесса.
Первый шаг состоял в том, чтобы разработать тематику занятий родительского всеобуча с учётом всего спектра возрастных, психологических, учебных и воспитательных проблем, которые возникают на момент обучения ребенка в школе. Вот темы некоторых из них:
1. Безопасность детей в школе и на улице, занятость учащихся во второй половине дня.
2. «Ребенок и его друзья» (как помочь ребенку дружить и состоятся в дружбе).
3. Авторитет родителей, его источники, прочность, умение пользоваться родительской властью.
4. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
Как и большинство педагогов, я твёрдо убеждена, что только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира и самое главное - умел любить и быть любимым. Именно поэтому в большинстве внеурочных дел нашего класса родители принимают активнейшее участие.
Походы по родному краю довольно распространённое мероприятие, но как меняется его значение, когда папы учат разводить костёр, в походных условиях готовить простейшую еду, заготавливать хворост для костра. И это уже событие, которого мы ждём всем классом, планируем время и место.
Или взять другое мероприятие – праздник «Масленица». Сначала пришла идея весело всем классным коллективом, включая родителей, проводить зиму, а в результате получился замечательный праздник, в котором нашли своё отражение и воплотились как воспитательные, так и образовательные составляющие. На школьной благотворительной ярмарке заработали денег на подготовку угощений и призов, изучили историю праздника, подготовили материалы с использованием ИКТ о традиционных праздниках славян, разучили игры и забавы, подготовили необходимый инвентарь. Как следствие, праздник удался и был просто великолепным. Взрослые и дети состязались в меткости метания снежков, создании снежных скульптур, катались на горе, участвовали в «Петушиных боях», с гордостью мальчишки катали на санках своих мам и все вместе пили душистый чай прямо с костра. Какая воспитательная роль этого мероприятия? Думаю, ответ очевиден.
Наш класс много путешествует. Стараемся так составить карту экскурсий, чтобы в ней нашли отражение и цели, которые я закладываю как учитель истории. Неоднократно выезжали во Владимир, Москву, Ростов Великий, Переславль-Залесский. Родители непосредственные организаторы и участники этой работы.
При выстраивании работы с родителями, опираюсь на принципы, обозначенные Щурковой Н.Е. (Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем М. Педагогика, 1986),:
1.Обращение к чувству родительской любви и уважение его;
2.«Характеризуя детей, следует предваряющей оценкой выдвигать положительную»;
3.Высокое уважение личности родителей как отца и матери, их трудовой деятельности.
Такой подход даёт возможность ребёнку и его родителям увидеть своих близких с разных позиций. На классных часах и вечерних «огоньках» ребята рассказывают о своих увлечениях и хобби родителей. Иногда случается такое, что некая идея вовлекает и захватывает многих. Так случилось с игрой на гитаре. Традиционно мы готовим с ребятами праздничные концерты для родителей. Постепенно всё больший интерес стали вызывать двое ребят, осваивающих гитару. Прошло несколько месяцев и уже семь учеников класса удивляли нас своими первыми успехами.
Какую гордость испытали родители, видя, как растёт авторитет их детей, а, значит, и успешность!
В этом году совместно с учителем литературы и библиотекарем школы работаем по направлению актуализации семейного чтения. Первый опыт есть, на прошедших каникулах состоялась читательская конференция.
Можно и дальше перечислять совместные дела детей и родителей, но остановлюсь ещё только на одном, очень социально значимом. Это участие в школьной акции «Хорошая книга в дар школьной библиотеке». Все семьи класса приняли в ней участие, а шесть семей подарили от трёх до шести томов художественной литературы.
Современное общество находится в поисках национальной идеи, которая могла бы всех объединить. На мой взгляд, это может быть и должно быть воспитание подрастающего поколения. Этого в полной мере можно достичь путем совместной деятельности семьи, школы, социума.
В заключение хочу привести высказывание Н. Фёдорова: « Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательного пространства
Предлагаю вашему вниманию обобщение опыта по воспитательной программе педагога-организатора...
Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.
Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....
Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.
Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....
ПРОЕКТ организации взаимодействия с родителями учащихся образовательной организации
Проетирование целостной, современной и эффективной системы работы с родителями обучающихся в ОДО...
Организация воспитательной работы в классе и взаимодействие с родителями
Выступление на общешкольном родительском собрании...
Организация работы с родителями как одна из форм создания воспитательного пространства в классе
Данная разработка содержит систему работы с родителями посредством создания структурной модели сотрудничества родителей, обучающихся и классного руководителя....
Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования
В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....