Взаимодействие с родителями учащихся с целью организации воспитательного пространства в классе
материал по теме

Ермолаева Наталья Евгеньевна

Выступление на районной конференции педагогических работников "Педагогические условия реализации идеи воспитания в концепции "Наша новая школа" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями учащихся с целью организации воспитательного пространства в классе

Н.Е.Ермолаева

 учитель истории высшей категории

 классный руководитель 7 класса СОШ№5

г. Киржач

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

                                                                                              В.Г.Белинский

В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, полноценными его участниками. Некоторые современные  исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении и воспитании своих детей.

Выстраивая  свою работу  классного руководителя, решила максимально вовлекать родителей в процесс формирования воспитательного пространства класса.  Для начала определила задачи взаимодействия школы и родителей:

•формирование активной педагогической позиции родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

•вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями;

•активное участие родителей в воспитании детей, а так же участие родителей в управлении классом и школой (через работу классного родительского комитета, участие в работе общешкольного родительского комитета и Совете школы).

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Именно поэтому, подбирая разнообразные формы и методы работы с родителями, очень хотелось  уйти от формализма и постараться затронуть как можно больше таких тем и видов работы, которые позволили бы родителям быть полноправными участниками воспитательного процесса.

Первый шаг состоял в том, чтобы разработать тематику занятий родительского всеобуча с учётом всего спектра возрастных, психологических, учебных и воспитательных проблем, которые возникают на момент обучения ребенка в школе. Вот темы некоторых из них:

1. Безопасность детей в школе и на улице, занятость учащихся во второй половине дня.

2. «Ребенок и его друзья» (как помочь ребенку дружить и состоятся в дружбе).

3. Авторитет родителей, его источники, прочность, умение пользоваться родительской властью.

4. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.

Как и большинство педагогов, я твёрдо убеждена, что только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира и самое главное - умел любить и быть любимым. Именно поэтому в большинстве внеурочных дел нашего класса родители принимают активнейшее участие.

Походы по родному краю довольно распространённое мероприятие, но как меняется его значение, когда папы учат разводить костёр, в походных условиях готовить простейшую еду, заготавливать хворост для костра. И это уже событие, которого мы ждём всем классом, планируем время и место.

         Или взять другое мероприятие – праздник «Масленица». Сначала пришла идея весело всем классным коллективом, включая родителей, проводить зиму, а в результате получился замечательный праздник, в котором нашли своё отражение  и воплотились как воспитательные, так и   образовательные составляющие. На школьной благотворительной ярмарке заработали денег на подготовку  угощений и призов, изучили историю праздника, подготовили материалы с использованием ИКТ о  традиционных праздниках славян, разучили игры и забавы, подготовили необходимый инвентарь. Как следствие, праздник удался и был просто великолепным. Взрослые и дети состязались в меткости метания снежков,  создании снежных скульптур, катались на горе, участвовали в «Петушиных боях», с  гордостью мальчишки катали на санках своих мам и все вместе пили душистый чай прямо с костра. Какая воспитательная роль этого мероприятия? Думаю, ответ очевиден.

Наш класс много путешествует. Стараемся так составить карту экскурсий, чтобы в ней нашли отражение и цели, которые я закладываю как учитель истории. Неоднократно выезжали во Владимир, Москву, Ростов Великий, Переславль-Залесский. Родители непосредственные организаторы и участники этой работы.

При выстраивании работы с родителями, опираюсь  на принципы, обозначенные Щурковой Н.Е. (Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем М. Педагогика, 1986),:

1.Обращение  к чувству родительской любви и уважение его;

 2.«Характеризуя детей, следует предваряющей оценкой выдвигать   положительную»;

3.Высокое уважение личности родителей как отца и матери, их трудовой      деятельности.

Такой подход  даёт возможность ребёнку и его родителям  увидеть своих близких с разных позиций. На классных часах и вечерних «огоньках» ребята рассказывают о своих увлечениях и хобби родителей. Иногда случается такое, что некая идея вовлекает и захватывает многих.  Так случилось с игрой на гитаре. Традиционно мы готовим с ребятами праздничные концерты для родителей. Постепенно всё больший интерес стали вызывать двое ребят, осваивающих гитару. Прошло несколько месяцев и уже семь учеников класса удивляли нас  своими первыми успехами.  

Какую гордость испытали родители,  видя, как растёт авторитет их  детей,  а, значит, и успешность!

В этом году совместно с учителем литературы и библиотекарем школы  работаем по направлению актуализации семейного чтения. Первый опыт есть, на прошедших каникулах состоялась  читательская конференция.  

Можно и дальше перечислять совместные дела детей и родителей, но остановлюсь ещё только на одном, очень социально значимом. Это участие в школьной акции «Хорошая книга в дар школьной библиотеке». Все семьи класса приняли в ней участие, а шесть семей подарили от трёх до шести томов художественной литературы.

Современное общество находится в поисках национальной идеи, которая могла бы всех объединить. На мой взгляд, это может быть и должно быть воспитание подрастающего поколения. Этого в полной мере можно достичь путем совместной деятельности семьи, школы, социума.

В заключение хочу привести высказывание Н. Фёдорова: « Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее,  которое не может ждать»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательного пространства

Предлагаю вашему вниманию обобщение опыта по воспитательной программе педагога-организатора...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....

ПРОЕКТ организации взаимодействия с родителями учащихся образовательной организации

Проетирование целостной, современной и эффективной системы работы с родителями обучающихся в ОДО...

Организация воспитательной работы в классе и взаимодействие с родителями

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Организация работы с родителями как одна из форм создания воспитательного пространства в классе

Данная разработка содержит систему работы с родителями посредством создания структурной модели сотрудничества родителей, обучающихся и классного руководителя....

Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования

В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....