ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕТЕРБУРЖСКАЯ ТОПОНИМИКА» для детей 11-13 лет
учебно-методическое пособие (6 класс) по теме

Вахрушева Татьяна Ивановна

Городские названия - это язык, на котором разговаривает город. Понимать и изучать его очень интересно и познавательно. Зная этот язык, можно получить сведения о самой сущности жизни города, понять, чем жили его жители несколько веков назад. Топонимика города рассказывает об особенностях его развития и роста, о тех социальных связях, которые были установлены с другими городами страны и мира и о тех внутренних событиях, которые наполняли жизнь города. В старых названиях живет память о прошлом, и многие архаические элементы языковой или культурной жизни сохранились только в топонимах. Каждый образованный петербуржец должен понимать язык топонимики, ведь он в каком-то смысле родной для каждого из нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Петербуржская топонимика51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №603

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Отделение дополнительного образования детей

   Рассмотрено                                                                                       УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                          

  Методическим Советом школы №603                                                      Директор школы №603

   Программа принята                                                                      ___________  Н.И. Ковалёва                                                                          

   Протокол №______  от _________                                       __________ 2010 г.

   Председатель МС школы №603

   ______________И.А. Моргуненко

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 «ПЕТЕРБУРЖСКАЯ ТОПОНИМИКА»

для детей 11-13 лет

срок реализации 2 года

                                                                                                             

Составитель:

педагог дополнительного образования

учитель русского языка

Вахрушева Татьяна Ивановна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая характеристика предмета

Название "топонимика" происходит от двух греческих слов: ("топос" - место, "онома" - имя). Таким образом, топонимика - это наука, изучающая территориальные названия, один из разделов ономастики, науки об именах Топонимические исследования помогают выявлять пути миграций и места раннего расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование имен собственных, а в особенности географических, представляет огромную важность для молодого поколения в познании родного города.

Актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы

Программа «Петербуржская топонимика» является модифицированной, относится к программам  культурологической  направленности и является общекультурной по уровню её освоения.

Актуальность программы. Городские названия - это язык, на котором разговаривает город. Понимать и изучать его очень интересно и познавательно. Зная этот язык, можно получить сведения о самой сущности жизни города, понять, чем жили его жители несколько веков назад. Топонимика города рассказывает об особенностях его развития и роста, о тех социальных связях, которые были установлены с другими городами страны и мира и о тех внутренних событиях, которые наполняли жизнь города. В старых названиях живет память о прошлом, и многие архаические элементы языковой или культурной жизни сохранились только в топонимах. Каждый образованный петербуржец должен понимать язык топонимики, ведь он в каком-то смысле родной для каждого из нас.

 Педагогическая целесообразность состоит в первую очередь в активизации  интереса к изучению языка топонимики города. Становится очевидным, что знания истории города  позволяет расширить  знание своего родного языка. Таким образом, топонимика выступает здесь как раздел языкознания. Наконец, нельзя отрицать того, что изучение топонимики идёт в тесной связи с изучением истории, вызывает у изучающего её неподдельный интерес к источниковедению и связанных с этим исторических дисциплин. Также стоит сказать, что работа с топонимическим материалом крайне расширяет духовный горизонт человека, что и является той конечной целью, к который каждый, так или иначе, стремится в жизни.

Отличительной особенностью данной программы является  то, что наряду с основными формами подачи материала (лекции, беседы) присутствуют ролевые ориентированные игры, мастер-классы, проектирование, виртуальные экскурсии, экскурсии.

Организация деятельности  на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.  Учебный процесс интересен тем, что ребята не просто получают определенный набор знаний в данной области, а учатся применять эти знания на практике, вырабатывают навыки прикладного характера. Одновременно благодаря интенсивному активно-игровому обучению  развивают свои личностные способности, начинают лучше понимать себя и эффективнее взаимодействовать с другими людьми.

Принципы составления образовательной программы

В основе содержания и методики реализации программы «Этикет и культура речи» лежат принципы народной педагогики.

  • Принцип гуманистичности ориентирован на потребности каждого  подростка, его проблемы и интересы;
  • Принцип коллективности заключается в осознании себя частью единого общества, направлен на общение, установление связей между людьми, на укрепление и развитие родственных связей и родственных взаимоотношений;
  • Принцип наглядности основан на эффективности использования достаточного количества наглядных пособий и технических средств обучения;
  • Принцип последовательности заложен в том, что воспитанник продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках;
  • Принцип доступности  проявляется в простоте изучения языкового материала, хотя доступность не означает лёгкость. Обучение происходит с учётом возможностей, возраста, способностей каждого конкретного воспитанника;
  • Принцип индивидуального подхода предполагает широкое использование форм и методов индивидуальной работы.
  • Программа предполагает применение здоровьесберегающих приёмов и методов. Во время занятий практикуются физкультурные и музыкальные паузы.

Цель и задачи образовательной программы

Цель программы: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия,  а себя – как носителей  традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Познакомить с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией;
  • изучить  истории названий городских объектов Петербурга – улиц, площадей, островов, мостов, рек и каналов –  и узнать через это  об истории нашего города и страны;
  • сформировать  навыки поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Развивающие:

  • Развивать способности ребенка к творческому самовыражению;
  • способствовать овладению воспитанниками исследовательско-экспериментальными способами в познавательном процессе;
  • развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные

  • Воспитать уважение к духовному наследию прошлого;
  • Воспитать уважительное отношение к человеку;
  • пробудить интерес  к истории  родного города;
  • воспитать гражданственность и патриотизм.

Условия реализации программы

Программа «Петербуржская топонимика» предназначена для детей 11-13 лет и рассчитана на 2 года обучения  (144 учебных часа).

Условия набора:

В группы первого года обучения принимаются все желающие дети без предварительного набора (на основании заявлений родителей).

Основной формой организации обучающихся на занятии является групповая форма работы.

Режим занятий:

I год обучения –   2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа);

II год обучения –  2  раза в неделю  по  1 академическому часу (72 часа);

Наполняемость групп:

I год обучения – не менее 15 человек;

II год обучения – не менее 12 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

К концу I года обучения ребенок должен:

  • уметь собирать топонимический материал;
  •  уметь применить свои знания в повседневной жизни;
  •  понимать особенности лексики, отражающей географические названия;
  •  работать с топонимическими словарями;
  • писать сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям, а также на основе услышанного.

К концу  II года обучения ребенок должен:

  • уметь оформлять  лингвистический бюллетень;
  • уметь составлять экскурсионные маршруты;
  • уметь систематизировать материал для выступления;
  • иметь навыки ведения экскурсий;
  •  вести поисковую деятельность.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • контрольные занятия;
  • занимательные викторины;
  • тесты;
  • демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов;
  • совместное проведение праздников с воспитанниками и их родителями;
  • реализация проектной деятельности;
  • представление компьютерных презентаций.

Результативность программы на уровне личности ребёнка:

Воспитанники объединения «Петербуржская топонимика» за период освоения образовательной программы станут:

  • более собранными и уверенными в себе;
  • более открытыми в общении и внимательными к окружающим;
  • более комфортно чувствовать себя в окружающем мире.

Учебно-тематический план

I года обучения

(72 часа)

п.п.

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение в топонимику

1

1

-

2.

Топонимика Санкт-Петербурга

1

1

-

3.

Петропавловская крепость и Троицкая площадь.

8

2

6

4.

По Фонтанке в Коломну

8

2

6

5.

От Коломны к Неве

8

2

6

6.

Васильевский остров

10

4

6

7.

Петроградская сторона

10

4

6

8.

Невский проспект. Пересечения и параллели

10

4

6

9.

Летние сады Санкт-Петербурга

8

2

6

10.

Центральные площади Санкт-Петербурга

6

-

6

Итоговое занятие

Итого:

2

72

2

26

-

48

Содержание программы

I года обучения

(72 часа)

п/п

Наименование темы

Теория

Практика

1.

Введение в топонимику

Знакомство с коллективом. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. История топонимики.

-

2.

Топонимика Санкт-Петербурга

Общие сведения о Санкт-Петербурге. Основание города. Имя города. География. Герб и гимн. Символы.

-

3.

Петропавловская крепость и Троицкая площадь.

крепость Санкт-Петер-Бурх. Равелины. Иоановский мост. Артиллерийский цейхгауз. Памятник Петру1.Коменданский дом. Бастионы. Секретный дом. Петропавловский собор. Ботный домик. Монетный двор. Кронверк.  Троицкая площадь.

Виртуальная Экскурсия в Петропавловскую крепость. Ролевая игра «Я экскурсовод».

4.

По Фонтанке в Коломну

Полковые слободы. Семеновский мост. Загородный проспект. Здание Витебского вокзала. Обуховская больница. Технологический институт. Депо образцовых мер и весов. Московский проспект. Измайловский проспект. Троицкий собор.

мастер-класс

«Составление экскурсионного маршрута». Ролевая игра «Я экскурсовод». Написание сочинения.

5.

От Коломны к Неве

Характеристика быта Коломны. Никольский рынок. Николо-Богоявленский Морской собор. Пикалов мост. Крюков канал. Пряжка. Почтамтский мост. Поцелуев Мост. Галерная улица. Английская набережная.

Игра «Угол зрения». Презентации. Экскурсия в Музей истории Санкт-Петербурга.

мастер-класс

«Составление экскурсионного маршрута».

6.

Васильевский остров

Догадки и легенды. Стрелка Васильевского острова. Здание Двенадцати коллегий.  Биржа. Кунсткамера. Академия художеств. Сфинксы. Горный институт.

Проектная деятельность. Исследования. Составление экскурсионного маршрута. Ролевая игра «Я экскурсовод.»

7.

Петроградская сторона

Каменный остров. Каменностровский мост. Аптекарский мост. Ботанический сад.

мастер-класс

«Составление экскурсионного маршрута». Ролевая игра «Я экскурсовод».

Презентации. Экскурсия.

8.

Невский проспект. Пересечения и параллели

Казанский собор. Казанский мост. Грифоны на банковском мосту. Гостиный двор. Аничковский дворец. Аничков мост. Московский вокзал.

мастер-класс

«Составление экскурсионного маршрута». Ролевая игра «Я экскурсовод».

Презентации. Экскурсия.

9.

Летние сады Санкт-Петербурга

Летний сад. Марсово поле. Михайловский замок. Храм «Спас на крови»

Экскурсия по городу.

10.

Центральные площади Санкт-Петербурга

Адмиралтейство. Сенатская площадь. Исаакиевская площадь. Дворцовая площадь.

Поисковая деятельность. Составление лингвистического бюллетеня. Написание сочинения.

11

Итоговое занятие

Подведение итогов работы

-

Учебно-тематический план

II года обучения

(72 часа)

п.п.

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Пригороды Санкт –Петербурга

4

2

2

Кронштадт

12

2

10

Стрельна

10

2

8

Петродворец

12

2

10

Ораниенбаум

12

2

10

Царское село

10

2

8

Павловск

10

2

8

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

72

14

58

Содержание программы

II года обучения

(72 часа)

п.п.

Название темы

Теория

Практика

1.

Пригороды Санкт –Петербурга

Общие сведения о пригородах Петербурга.

Поисковая деятельность. Составление лингвистического бюллетеня.

2.

Кронштадт

Дворец Миниха. Дворец Меншикова. Морской собор. Кронштадский футшток.

Экскурсия в Кронштадт. Составление лингвистического бюллетеня.

3.

Стрельна

Стрелина мыза. Остров Котлин. Водный сад.

Экскурсия в Стрельну. Презентации.

4.

Петродворец

Верхний и нижний парки. Морской канал. Дворцы Монплезир и Марли. Павильон Эрмитаж.

Экскурсия в Петродворец. Ролевая игра «Я экскурсовод.»

5.

Ораниенбаум

Крепость Петерштадт. Почетные ворота. Китайский дворец. Павильон Катальной горки.

Экскурсия в Ораниенбаум. Поисковую деятельность. Составление лингвистического бюллетеня.

6.

Царское село

Саарская мыза. Екатерининский парк и дворец. Павильоны Грот,  Эрмитаж, Монбижу, Скрипучая беседка и др. Александровский парк и дворец.

Экскурсия в Царское село. Ролевая игра «Я экскурсовод.»

7.

Павловск

Дворцы Паульлюст, Мариенталь. Павловский парк и дворец.

Экскурсия в Павловск. Презентации.

8.

Итоговое занятие

-

Защита лингвистического бюллетеня

Методическое обеспечение программы

Основной формой реализации образовательного процесса является учебное занятие, наряду с которым используются такие формы как открытые занятия, исследования, проекты, ролевые игры, мастер-классы для педагогов и родителей. Во время проведения занятий используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы.

Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (во время ознакомления с теорией курса, тестирования воспитанников).

Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому подростку с учетом его способностей, желаний, уровня подготовки и умений (все это учитывается во время ролевых игр и исследовательских и проектных работ).

Групповая форма основана на работе в группах по 5-6 человек.

  1. Совместно-индивидуальная форма: при такой форме каждым воспитанником выполняется определенная часть коллективной работы;
  2. Совместно-взаимодействующая форма: при такой форме один и тот же вид деятельности выполняют двое, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться исследования, проекты.

При формировании у обучающихся системы знаний в области этикета и культуры речи используются следующие группы методов:

По источнику информации:

  1. Словесные:
  • рассказом или беседой начинается разговор об истории этикета и культуре речи;
  • объясняются условия игры, исследования, проекта, презентации;
  • инструктаж по технике безопасности.
  1. Наглядные:
  • демонстрация презентаций, проектов.
  1. Практические:
  • выполнение презентаций;

По уровню познавательной активности:

  • объяснительно-иллюстративный или информационно- репродуктивный:

суть метода состоит в том, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а воспитанники ее воспринимают, осознают и фиксируют в  памяти. Сюда относят такие приемы  как рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, работа с учебником;

  • репродуктивный: заключается в воспроизведении обучающимся учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется в организации презентаций;
  • частично-поисковый (эвристический): суть заключается  в том, что педагог расчленяет учебную проблемную задачу на подпроблемы, а обучающиеся  осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Иными словами, это метод поэтапного решения проблемных задач, которые осуществляются в форме эвристической беседы. Она состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы;
  • исследовательский: в этом случае обучающимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого приемы. Этот метод призван обеспечить  развитие у обучающихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного  мышления и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности;
  • проектная деятельность: учебное проектирование является одним из приоритетных методов технологической подготовки обучающихся: процесс обучения строится на основе создания собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности.

Обеспечение методическими видами продукции 

Учебно-методический комплекс

1. Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга

  1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. В 3 частях.- СПб., СМИО Пресс, 2002
  2. Ермолаева. Л.К.. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Пособие к учебному курсу — СПб. 1997.
  3. Ермолаева Л.К.   и  И.М. Лебедева. Чудесный город. Путешествие в мир сказочный, загадочный. Пособие к учебному курсу. — СПб. 1995.

   

2. Дидактические материалы к курсу

  1. Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
  2. 2.Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».

  1. Справочники, словари, путеводители
  1. Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
  2. Детские энциклопедии.
  3. Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
  4. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
  5. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
  6. Путеводители по Русскому музею.
  7. Путеводители по Эрмитажу.
  8. Н.А. Синдаловский  "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде". Путеводитель. Санкт-Петербург, ЗАО "Норинт". 2000г.
  9. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история/ Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.
  10. В.Н.Бурлак "Таинственный Петербург". Г.Москва ООО "АиФ Принт".2003г.
  11.  К. С. Горбачсвич, Е. Г. Хабло "Почему так названы?" - 3-е изд., испр и доп. - Л.: Ле-низдат 1985 год.-511 с.
  12.  В. В. Мавродин "Основание Петербурга" Лениздат 1978г. - 231 с.
  13. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга : 10000 городских имен / С.В. Алексеева, Е.А. Балашов, А.Д. Ерофеев и др.; Ред. А.Г. Владимирович. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛИК, 2003. - 808 с. - (Три века Северной Пальмиры).

Материальное обеспечение

  • Учебный кабинет;
  • Столы (11 штук);
  • Стулья (20 штук);
  • Доска школьная (1 штука);
  • Шкафы для хранения методической литературы и дидактических материалов (3 штуки);
  • Видеомагнитофон (1 штука);
  • Телевизор (1 штука);
  • Магнитофон кассетный (1 штука);
  • Компьютер (1 штука).

У каждого ребёнка на занятии имеется рабочая тетрадь, фломастеры, цветные карандаши.

Список использованной литературы

Для педагога:

  1. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.

  1. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.

  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.

  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.

  1. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.

Для детей и родителей:

  1. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.

  1. Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.

  1. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.

  1. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям: социализация, коммуникация и музыка "МАМИН ДЕНЬ"

Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви С чем сравнить её? Может быть, с песней Что поют на заре соловьи?...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...