Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.
методическая разработка на тему
В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, условия для самореализации каждого человека, свободное развитие способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, является важнейшим правом человека, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие личности.
Технический прогресс – огромное достижение человечества. Он показывает мощь человеческого разума, облегчает его физическое существование. Перед дополнительным образованием стоит важная задача по формированию грамотного сотрудничества каждого ребёнка с современным миром (в том числе информационным), с целью заложить основы культуры безопасности и сделать человека более успешным в будущей жизни, основанной на достижениях науки и техники 21века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnaya_obrazovatelnaya_sreda.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Махрова Вероника Владимировна
педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, условия для самореализации каждого человека, свободное развитие способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, является важнейшим правом человека, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие личности.
Технический прогресс – огромное достижение человечества. Он показывает мощь человеческого разума, облегчает его физическое существование. Перед дополнительным образованием стоит важная задача по формированию грамотного сотрудничества каждого ребёнка с современным миром (в том числе информационным), с целью заложить основы культуры безопасности и сделать человека более успешным в будущей жизни, основанной на достижениях науки и техники 21века.
Умения и качества, необходимые обучающемуся 21-го века:
Ответственность и адаптивность;
Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее;
Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;
Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения;
Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы;
Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;
Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Решению данных задач, безусловно, способствуют:
- Федеральный закон «Об образовании», в котором в частности трактуется понятие «инклюзивное образование», «электронное обучение», «дистанционное обучение» (ст.2, ст.16 № 273-ФЗ)
- Проект Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
- Положение о порядке использовании технологий дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга
- концепция «Петербургская школа 2020
- Проект Концепции создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге
- Образовательный проект «Да»
В современных условиях, разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к таким людям.
Проблемное поле:
- Зачем детям с особыми образовательными потребностями занятия технической направленности?
- Надо ли вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья в систему дополнительного образования, а главное хотят ли этого они, возможно ли создание смешанных групп?
- При каких условиях особые дети могут заниматься на высокотехнологичном оборудовании, с высокотехнологичной техникой?
- Есть ли у «особых» детей потребность в электронной образовательной среде технической направленности? Есть ли данная потребность у обучающихся находящихся на домашнем обучении по состоянию здоровья?
- Какой ЭОР наиболее понятен и интересен для особых детей?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить необходимость создания условий обучения детей с особыми потребностями средствами электронной образовательной среды технической направленности в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс обучения детей с особыми потребностями техническому творчеству в системе дополнительно образования.
Предмет исследования: условия обучения детей с особыми потребностями техническому творчеству средствами электронной образовательной среды в центре детского технического творчества.
Гипотеза исследования: обучение детей с особыми потребностями (обучающихся с ОВЗ, учащихся надомного обучения) техническому творчеству в системе дополнительного образования, посредством электронной образовательной среды будет эффективным, если:
- Выявить процентное соотношение детей с особыми потребностями включенных в образовательный процесс технической направленности учреждения дополнительного образования детей (центр детского технического творчества).
- Выявить потребность в разработке и реализовать электронную образовательную среду, позволяющую осуществлять образовательное сетевое сопровождение детей с особыми потребностями.
- Использовать методы, формы и технологии обучения, формирующие коммуникационные навыки, информационную культуру всех участников образовательного процесса, осуществляющих развитие личности обучающихся в техническом направлении, способствующих успешной социализации, достижению максимальных социальных эффектов.
- Организовать устойчивое внешнее сотрудничество школа – центр детского технического творчества – промышленная площадка.
Деятельность педагога в электронной образовательной среде:
- Проектирует содержание учебной дисциплины.
- Участвует в разработке обучающего программного обеспечения.
- Выбирает стратегию и технологию обучения.
- Организует образовательный процесс.
- Анализирует и осуществляет непрерывный мониторинг результатов учебной деятельности.
- Принимает решения по совершенствованию процесса обучения, прогнозирует изменения.
- Решает различные дидактические задачи
- Организует учебно-познавательную деятельность.
- Организует и поддерживает обратную связь с обучающимися.
- Контролирует и своевременно корректирует деятельность.
Цели и задачи проектируемой среды.
- Поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями в техническом творчестве и успешная их социализация.
- Непрерывность, доступность, адресность, мобильность, открытость дополнительного образования технической направленности.
- Поиск социального партнерства, сетевое сотрудничество (школа – центр детского технического творчества)
- Осознанное стремление обучающихся к постоянному самообразованию, исследовательской, проектной деятельности.
- Методическая поддержка процесса обучения
Задачи проекта
- Обеспечение равных возможностей доступа к образовательным услугам детей: с особыми образовательными потребностями, временно не имеющих доступа в учреждения дополнительного образования (обучающиеся, находящиеся на надомном обучении, на длительном больничном, в удалении от УО)
- Обеспечить доступ к классу в формате видеотрансляций, онлайн включений, дней открытых дверей
- Размещать на экране всю необходимую информацию (рисунки, схемы, ссылки на источники, видео и т.д.)
- Развитие УУД (способность к саморазвитию, рост мотивации к обучению, познавательной деятельности, социальных и межличностных взаимодействий, организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, овладение спецификой предмета, формирование научного типа мышления, владение ключевыми понятиями, терминологией, формирование ИКТ-компетенции)
- Обеспечение взаимодействия всех участников электронной образовательной среды
- Развитие умений и качеств, необходимых человеку 21 века:
- ответственность и адаптивность
- Мультимедийная и сетевая коммуникации
- Творчество и любознательность, открытость новым идеям.
- Критическое и системное мышление.
- Умения работать с информацией и медиаресурсами (поиск, анализ, создание, передача информации различными способами в различных формах)
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество (лидерские качества, продуктивность, умение работать в команде, сопереживать, уважать различные мнения)
- Умения ставить и решать проблемы
- Саморазвитие
- Социальная ответственность (действия в интересах сообщества, сетевой этикет)
Описание особенностей субъектов профессиональной деятельности.
Фокус группа
Учащиеся 10-17 лет:
Педагоги: 2 человека
4 группы обучающихся:
1 группа – 15 человек (10-11 лет)
2 группа 15 человек (12-13 лет)
3 группа - 15 человек (14-15 лет)
4 группа - 15 человек (16-17 лет)
ИТОГО: 60 обучающихся + 2 взрослых = 62 человек
- ГБОУ школы Санкт-Петербурга;
- Обучающиеся, педагоги, администрация СПБЦД (ю)ТТ Санкт-Петербурга;
- Внешние партнеры (Государственные центры внешкольной работы, Негосударственные центры внешкольной работы, производственные площадки)
По результатам констатирующего эксперимента можно заметить, какие основные формы взаимодействия с учащимися используют педагоги, а также увидеть, какое взаимодействие необходимо обучающимся. Из результатов эксперимента видно, что есть потребность в электронной образовательной среде технической направленности. А также видно, какие иные формы взаимодействия интересны при сотрудничестве педагог – ученик и ученик-ученик.
Как осуществляется твоё взаимодействие с педагогом? (выбери 1 ответ)
- Только на занятиях;
- Чаще на занятиях, а также посредством сети Интернет (к примеру: социальные сети, почта, Skype);
- В основном по интернету (по состоянию здоровья, не имею возможности часто посещать занятия)
Группа респондентов 1-4 Количество - 60 Возраст 10-17 лет | ||
Ответ 1 (%) | Ответ 2(%) | Ответ3(%) |
60 | 20 | 20 |
45 | 45 | 7 |
33 | 67 | 0 |
20 | 67 | 13 |
Какие новые формы взаимодействия с педагогом для тебя интересны? (выбери несколько вариантов)
- Форум
- Блог
- Видеолекция
- Видеоконференция
- Социальная сеть
- Электронная образовательная среда (включающая форум, блог, видеолекции, видеоконференции, наличие собственной страницы)
- Другое (варианты: канал на YouTube, Facebook)
Группа респондентов 1-4 Количество - 60 Возраст 10-17 лет | ||||||
О - 1(%) | О - 2(%) | О - 3(%) | О - 4(%) | О - 5(%) | О - 6(%) | О -7(%) |
0 | 0 | 13 | 13 | 67 | 33 | 0 |
13 | 27 | 27 | 20 | 47 | 40 | 0 |
3 | 13 | 4 | 4 | 8 | 7 | 3 |
13 | 27 | 20 | 20 | 60 | 53 | 27 |
Качественные методы исследования
Обоснование качественных методов исследования
При проведении эксперимента использовались принципы проверки статистических гипотез: нулевая гипотеза, принцип практической невозможности. Проверку нулевой гипотезы (Использование электронной образовательной среды не влияет на состояние знаний учащихся) будем осуществлять путем сравнения ее с альтернативной гипотезой (Состояние знаний учащихся повысилось после включения в образовательный процесс электронной образовательной среды). Уровень значимости в нашем исследовании зададим α=0,05 (5% уровень значимости), который допускает ошибку в 5 случаях из 100. Используется способ получения зависимых измерений: двукратное измерение одного и того же свойства (уровень знаний) у одной и той же группы (количество групп 2). В данной работе будет использован метод, основанный на результатах сравнения измерений свойств объектов двух зависимых выборок: знаковый критерий.
Планируется выделить следующие фокус - группы:
- 1 группа обучающихся, осваивает программу дополнительного образования технической направленности 1-й год (с сентября 2015 года). Средний возраст группы 13 лет. Численность группы – 15 человек.
- 2 группа обучающихся, осваивает программу дополнительного образования технической направленности 1-й год (с сентября 2015 года). Средний возраст группы 14 лет. Численность группы – 15 человек
Итогом проведения эксперимента станет анализ полученных данных, и проверка гипотезы о влиянии электронной образовательной среды технической направленности на уровень знаний обучающихся.
Обучающиеся 1 и 2 групп в начале учебного года выполняли задания вводного контроля, позволяющие проанализировать уровень знаний каждого участника и группы в целом. Результаты на начало года (сентябрь 2015) г группы 1 описаны в Таблице 1, группы 2 в Таблице 2 по итогам вводного контроля учащимся группы 1 было предложено использовать электронную образовательную среду, разработанную с целью формирования у обучающихся интереса к изучаемой дисциплине, повышения мотивации и доли самостоятельности в изучении ключевых вопросов и тем. Группа 2 продолжила обучение без включение элементов среды в образовательный процесс. По истечению 1,5 месяца ребята 1 и 2 группы снова выполнили задания вводного контроля. Анализ результатов группы 1 представлен в Таблице 1, группы 2 в Таблице 2.
Результаты двукратного выполнения работы (в баллах) группами учащихся запишем в форме таблицы.
Таблица 1. Результаты группы 1
Учащийся № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Первое выполнение (сентябрь) | 5 | 5 | 9 | 10 | 5 | 6 | 8 | 5 | 7 | 8 | 7 | 8 | 10 | 8 | 7 |
Второе выполнение (октябрь) | 6 | 5 | 12 | 9 | 7 | 6 | 11 | 6 | 8 | 8 | 7 | 12 | 12 | 11 | 12 |
Знак разности отметок | + | 0 | + | - | + | 0 | + | + | + | 0 | 0 | + | + | + | + |
Подсчитаем значение статистики критерия T, равное числу положительных разностей баллов, полученных учащимися. Согласно данным таблицы 1 Т=10, n=11. Для определения критических значений статистики критерия n-ta воспользуемся таблицей «Критические значения статистики критерия знаков». Для уровня значимости α=0,05 при n=11 значение n-ta=9. Следовательно выполняется неравенство Т> n-ta (10>9). Поэтому в соответствии с правилом принятия решения нулевая гипотеза отклоняется на уровне значимости 0,05 и принимается альтернативная гипотеза, что позволяет сделать вывод: состояние знаний учащихся повысилось после включения в образовательный процесс электронной образовательной среды.
Таблица 2. Результаты группы 2
Учащийся № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Первое выполнение (сентябрь) | 9 | 9 | 11 | 8 | 6 | 6 | 4 | 9 | 9 | 6 | 6 | 6 | 3 | 5 | 5 |
Второе выполнение (октябрь) | 10 | 9 | 11 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 9 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 |
Знак разности отметок | + | 0 | 0 | - | 0 | 0 | + | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | + | 0 | + |
Подсчитаем значение статистики критерия T, равное числу положительных разностей баллов, полученных учащимися. Согласно данным таблицы 2 Т=4, n=5. Для определения критических значений статистики критерия n-ta воспользуемся таблицей «Критические значения статистики критерия знаков». Для уровня значимости α=0,05 при n=5 значение n-ta=5. Следовательно не выполняется неравенство Т> n-ta (4<5). Поэтому в соответствии с правилом принятия решения нулевая и альтернативная гипотезы отклоняются. Требуется включение в образовательный процесс группы 2 (на 1,5 месяца) электронной образовательной среды, для подтверждения одной из выдвинутых гипотез.
Задачи коммуникационных взаимодействий в проектируемой образовательной среде:
Коммуникационные задачи | Ресурсы коммуникаций | Сервисы для решения коммуникационных задач | Субъекты коммуникаций |
Выстраивание субъектом индивидуального образовательного пути в сетевой среде взаимодействий | Электронное расписание, график консультаций, график конференций | Google - календарь | Ученик Ученик – Педагог Ученик - Ученик |
Сопровождение взаимодействий субъектов в процессе самостоятельного усвоения предметного содержания | Словари, справочники, электронные учебники, Электронные журналы, ссылки, базы данных, гипертекст | Портал Цифровые ресурсы Поисковые системы google, yandex,mail | Ученик – Педагог Ученик - Ученик |
Организация потенциальных взаимодействий с другими пользователями, изучающими данный ресурс для взаимопомощи, насыщения среды, консультаций | Электронная почта, сайт дисциплины, блог, группа в социальной сети, видео конференцсвязь | Skype, VideiMost, Wiki, blogpost, google почта, google сайт, vk.com. | Ученик – Педагог Ученик - Ученик Ученики – Педагог |
Поиск субъектом новых знаний, извлечение новых знаний из разнообразных ресурсов | Презентации, схемы, интеллект-карты, бесплатное программное обеспечение, облачные хранилища данных | Google-рисунки, google-презентации, Microsoft Office PowerPoint, Mind Maps, XMind, Google-диск, сайт дисциплины | Ученик – Педагог Ученик - Ученик |
Обмен продуктами деятельности, их накопление в сетевом портфеле | Текстовые документы, презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты, фотографии, интеллект-карты, творческие проекты | Google-документы, google-презентации, google-рисунки, Mind Maps, XMind, YouTube, сайт дисциплины | Ученики – Педагог Ученик - Ученик |
Участие в сетевом образовательном дискурсе с целью формирования компетенций | Вебинар, видеоконференция, блог, форум. | Skype, VideiMost, blogpost, сайт дисциплины | Ученики – Педагог Ученик - Ученик |
Коммуникации направленные на расширение социального круга партнеров на этапах продуктивного, творческого использования полученных знаний и их применения в различных контекстах социальной практики | Портфель достижений, собственный видеоканал, портфолио, рейтинг, банк творческих идей | Google-сайт, YouTube, голосование vk.com, сайт дисциплины, google - диск | Ученики – Педагог Ученик - Ученик |
Ожидаемые в среде и вокруг нее социальные эффекты.
Ценность для обучающихся: Наиболее мотивированные, подготовленные, активные, инициативные обучающиеся, после овладения необходимыми компетенциями, могут переходить к продуктивным, творческим этапам образовательной деятельности, получая образовательные продукты субъективной или объективной новизны, особенно в творческой деятельности. На этих этапах субъекту очень важно получить оценку своих достижений со стороны. Сетевая среда открывает для этого широкое поле действий – самопрезентационных, выставочных, проектных. Создавая личный сетевой коммуникационный ресурс субъект может выступать организатором нового образовательного дискурса, становясь его центром – публикуя свои творческие материалы в сети, получая многочисленные обратные связи и обсуждая с заинтересованными пользователями предложения.
Для педагога ценность коммуникационного ресурса заключена в возможности его многократного использования, определенной автоматизации своих профессиональных действий в сети. Сетевой коммуникационный дискурс может быть сохранен как образец продуктивной деятельности обучающихся, как эталон для сравнения, подражания, коммуникативного поведения, сформированности компетенций для последующих групп обучающихся.
Ценность для образовательной среды. Высокий образовательный потенциал этих ресурсов связан с возможностью расширения и модификации социальных связей в среде, масштабирования коммуникаций - возможности включения в сетевой дискурс субъектов других образовательных профилей, смежных предметов, коллективного модерирования дискурса педагогами разных предметных областей и пр.
Для развития, расширения, обогащения электронной части образовательной среды коммуникационные ресурсы представляют особую ценность и значимость. Если информационные ресурсы выполняют функцию электронной библиотеки, то коммуникационные ресурсы отражают образовательные коммуникационные события, которые разворачиваются между взаимодействующими в сети субъектами. Они отражают образовательные действия субъектов, их ценности, их компетенции, их мысли и эмоции. Этот ресурс позволяет оценивать используемые в сети педагогические технологии, новые методики образовательных взаимодействий, достигаемые продуктивные результаты, то есть качество протекающего в сети образовательного процесса, который есть продолжение и развитие процесса аудиторного.
В виртуальной части среды могут выстраиваться новые связи и отношения, формироваться новые социальные общности. Это расширяет образовательное пространство и «растягивает» во времени дискурсы, обогащая социальные связи. Развивающийся субъект в этом расширенном и обогащенном образовательном пространстве (среде) может отыскивать собственные смыслы, испытывать разнообразные влияния как механизм развития, саморазвития, социализации и профессионализации человека в социальной, образовательной, корпоративной информационной среде.
Особым ценностным свойством этого ресурса является проявление личностных свойств и качеств субъектов его порождающих, от которых эти ресурсы отчуждаются (отзывчивость, толерантность, ответственность, самостоятельность).
Какие социальные и образовательные эффекты ожидаются в проектируемой среде:
- Осознание представителями подрастающих поколений себя гражданами России.
- Рост конкурентоспособности российского общества в современном мире.
- Формирование социальных норм, как условие диалога культур.
- Успешная социализация детей, поиск социального партнерства (школа-центр творчества – производственные площадки города).
- Повышение мобильности, качества, открытости и доступности образования. Особенно для детей с особыми образовательными потребностями.
- Образование непрерывно и адресно.
- Рост личностного успеха у, как результат, возрастающая вера в себя, в свои силы.
- Развитие компетентности к обновлению компетенций, позволяющая обучающимся справляться с различными жизненными трудностями.
- Баланс интересов семья – общество – государство, позволяющий осуществить жизненные притязания подрастающего поколения.
- Разработка модели сетевого взаимодействия между учреждениями ГБОУ школы Санкт-Петербурга и СПбЦД(ю)ТТ (центр детского технического творчества).
- Осознанное стремление обучающихся к постоянному самообразованию, исследовательской деятельности, приобщение обучающихся к техническому творчеству.
- Осуществление методической поддержки процесса обучения в рамках дополнительного образования.
- Осуществление мониторинга активности учащихся, результатов их деятельности, рефлексия.
Литературные источники.
- А.Г.Асмолов: «Социальные эффекты образовательной политики»: журнал «Национальный психологический журнал», № 2(4) 2010 г. (дата обращения 16.04.2015)
- Бондарева Е.С. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»
(дата обращения: 14.06.2015).
- Протасов А.В. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» (дата обращения: 14.06.2015)
- Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В.Тарасов. - СПб.: ЛОИРО, 2003.- 139 с.(дата обращения 18.04.2015)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (Контрольный текст на 2 мая 2015 г.) (дата обращения 16.06 2015)
- Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ (Контрольный текст на 31 декабря 2014 г.) (дата обращения 16.06.2015)
- Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (дата обращения 16.06.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...
Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...
Разработка адаптированных образовательных программ технической направленности для детей с ОВЗ
Электронная презентация содержит методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по разработке адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ из опыта работы...