Дополнительная образовательная программа "Основы художественного мастерства"
рабочая программа по теме

Гузенко Ирина Александровна

Программа направлена на приобщение ребенка к миру пластического искусства, ознакомления его с разными видами и приемами лепки.

Обращаю Ваше внимание на то, что я работаю с детьми оказавшимися в трудной жизненной ситуации и /или без попечения родителей. Это как правило разновозрастный контингент, с разноуровневыми  навыками или даже с полным отсутствием таковых. Срок реабилитации от 3-6 месяцев (но бывают различные ситуации и 2 недели нередкость). Поэтому в данной программе отличительной особенностью является разбивка содержания изучаемого курса, не по возрастам, а по этапам. Т.е. к занятиям лепкой не все ребята приходят в одинаковом возрасте, не все усваивают одинаково быстро предложенные техники работы, теоретические аспекты. Поэтому такое составление программы считаю актуальной и целесообразной с педагогической точки зрения.              

Так же в приложении к программе в помощь воспитателю: ЭКСПЕРТНАЯ  ТАБЛИЦА ПО ОЦЕНКЕ ЛЕПНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ «Программно – методические требования к содержанию и методам лепки по возрастным категориям», список используемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Основы художественного ремесла»

(Рассчитана на детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста).

Пояснительная записка.

Программа направлена на приобщение ребенка к миру пластического искусства, ознакомления его с разными видами и приемами лепки.

Основное назначение лепки, как вида изобразительной деятельности, состоит в образном отражении действительности. Занятие лепкой имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Одновременно развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:              а)договариваться о совместной работе, ее содержании;                                         б)работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;                        в)планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, разнообразные дополнения, а также радоваться как своим успехам так и успехам своих товарищей.

В данной программе отличительной особенностью является разбивка содержания изучаемого курса, не по возрастам, а по этапам. Т.е. к занятиям лепкой не все ребята приходят в одинаковом возрасте, не все усваивают одинаково быстро предложенные техники работы, теоретические аспекты. Поэтому такое составление программы считаю актуальной и целесообразной с педагогической точки зрения.                

 Начиная с азов (воспитания интереса к лепке, знакомства со свойствами пластичных материалов и овладения элементарными техническими умениями) до мастерства (что индивидуально) зависит от умелости использовать разные способы лепки, расписывать, создавая узор стекой, либо использовать в своей деятельности интегрированные возможности (совмещение техник). Как пример: коллаж с использованием техник: лепка, рисунок, аппликация, а также дополнительных материалов: будь то материя или бумага, природный или бросовый материалы.  И как основа ко всему творческому процессу - полет фантазии.

При реализации программы используются следующие формы работы: Групповая (работа в группах по 7 - 10 человек), т.к. основной контингент обучающихся это дети с асоциальных семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Такие дети, как правило, отстают в развитии от своих сверстников по многим показателям. В первую очередь, это психо – эмоциональное состояние, отсутствие элементарных возрастных навыков (моторики, ручной умелости), рассеянное внимание, нет усидчивости. Не приходиться даже говорить о художественном вкусе и воображении.  Работа с такими детьми в основном носит индивидуальный характер и требует больших усилий для устранения выше перечисленных недочетов в развитии. На занятии таким детям требуется больше времени для освоения предложенного материала. Лепка не только развивает моторику, но и успокаивает, увлеченный работой ребенок забывает про трудности и печали, становится более общительным и раскрепощается, появляется доверие к окружающему миру и понятие, что в жизни есть и светлые «полосы» - это своего рода терапия целью которой является благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными особенностями.

Как итог любой творческой деятельности, самая оптимальная форма подведения итогов - это выставка готовых работ. А также работами детей оформляются помещения, лестничные пролеты, что в детях повышает самооценку, значимость проделанной ими работы. Их труд и творчество востребовано и оценено. Не что не может так организовать, привлечь  к творчеству, как похвала и желание быть первым, признанным, успешным.

Введение: Лепка-вид изобразительной деятельности детей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем ее многообразии. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной, соленым тестом или пластилином. Создание даже самых простых фигур творческий процесс. Во время работы ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

В предметной лепке  изображение отдельных предметов для ребенка является более простым т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят тела людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно привести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.

Сюжетная лепка  также имеет свою специфику. Реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представлений о пространстве. Она требует от детей большего объема работы, т.к. надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без него, дополнить лепку деталями.

Для составления сюжетной композиции, прежде всего, следует подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и укрепить на ней предметы. Это позволит успешно решать задачи композиционного характера. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями животных объектов, различные приемы лепки.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию.

Старшие дошкольники могут сами создавать мелкую декоративную пластику, интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. К этому виду лепки можно отнести создание бус и подвесок для кукл, выполнение декоративных сосудов (солонки, подставки для яиц, вазы для мелких цветов, стаканы и подносы для карандашей.) эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно расписать.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например: солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом. Включающим различные декоративные элементы: геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т.д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. в качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластины. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

Когда изображаются сложные формы, состоящие из нескольких частей, можно использовать несколько способов:

-конструктивный – скульптура создается из отдельных частей;

-пластический – скульптура лепится из одного куска глины или пластилина;

-комбинированный – объединяются лепка из цельного куска и отдельных частей.

СОДЕРЖЕНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ.

Программой ставятся конкретные задачи, осуществляемые на занятиях лепкой .Так как развитие ребенка зависит от характера обучения и специфики содержания способностей, которые формируются в изобразительной деятельности, занятия лепкой должны быть нацелены на овладение техническими умениями, а общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы с учетом возможностей ребенка и степени сформированности представлений об окружающем мире на каждом возрастном этапе.

Говоря об обучении, следует помнить, что полноценно ребенок развивается в процессе освоения изобразительной деятельности. А степень освоения определяется возможностью ее применения в самостоятельном творчестве. Только при этом условии можно говорить о творческом развитии личности.

Проанализировав программы художественно-эстетического воспитания и методики проведения занятий по лепке в разных возрастных группах можно систематизировать и структурировать материал. На этой основе программа разбита на несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Занятия лепкой рассчитаны на воспитание интереса, знакомство со свойствами пластичных материалов, овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями:

-скатывание прямыми и круговыми движениями;

-сплющивание комка глины (теста, пластилина) между ладонями;

-соединение частей.

Для освоения этих приемов и умения применять на практике можно воспользоваться конспектами занятий и методическими рекомендациями (см. Приложения)

Задачи:

-содействовать формированию у детей интереса к лепке;

-знакомить со свойствами материала;

-учить правильно пользоваться пластичными материалами;

-помочь овладеть техническими приемами (от общего курса отрывать небольшие части, раскатывать, соединять);

-научить ребенка создавать простейшие формы (целиндр, палочки , диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить сложные предметы (баранки, самолеты, пирамиды).

Методика

  1. Занятие проводить подгруппами по 5-6 детей; воспитатель находится рядом с ребенком, показывая необходимые действия с глиной (тестом, пластилином).
  2. По мере усвоения переходить к фронтовым занятиям со всей группой.
  3. Использовать предметно-действенный прием обучения.
  4. Ребенок должен подражать действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.
  5. Пояснения должны быть на каждом занятии. Кроме занятий по заданию воспитатель предлагает лепку по замыслу (закрепление приобретенных знаний).
  6. Занятия должны быть увлекательными. Сначала воспитатель лепит, а дети наблюдают, узнают эти предметы. Продолжительность занятий увеличивается в два раза. В конце они могут играть в эти игрушки.
  7. Если у ребенка не получается, взять его руки в свои и произвести все движения совместно.
  8. Обязательно должно быть игровое сопровождение занятия.
  9. Предложить ребенку самостоятельно сделать игрушку по выбору, используя приемы, показанные воспитателем в начале занятия.

ВТОРОЙ ЭТАП. Учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдая пропорции, оттягивать детали от основного куска глины (теста, пластилина), присоединять части, прижимая и примазывая их, сглаживать поверхность формы и т.д.

Дети осваивают основные приемы лепки и учатся применять их на практике самостоятельно. К кончу второго этапа обучения дети должны свободно лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

Задачи:

-продолжать воспитывать интерес к лепке;

-продолжать знакомить со свойствами  глины(теста, пластилина);

-совершенствовать умение скатывать куски между ладошками круговыми движениями;

-учить расплющивать шар;

-при скатывании комка прямыми движениями соединять полученную форму в виде кольца (бублик);

-делать пальцами углубление на поверхности формы;

-учить использовать для нанесения узора палочку;

-защипывать края формы кончиками пальцев (блюдце, тарелка);

-лепить не сложные предметы из нескольких частей одинаковой и разной формы, плотно прижимая части изделия (неваляшка, куколка, птичка);

-закрепить умение аккуратно пользоваться глиной (тестом, пластилином)(не пачкать стол, одежду, пользоваться дощечкой);

Методика

  1. Изучить предметы, знакомя ребенка с геометрическими формами, предложить узнать их в других предметах (шар-яблоко);
  2. Начинать занятие с показа приемов изображения и объяснения (воспитатель берет комок глины (теста, пластилина)одной рукой, кладет на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения: действия должны быть четкими и понятными).
  3. Учить ребенка повторять эти движения за воспитателем.
  4. Позволить ему самостоятельно приступить к изображению.
  5. Показать приемы лепки, сопровождая объяснением (показ и объяснение длится не более 3-4 минуты).
  6. Способствовать развитию самостоятельности у детей.
  7. Использовать игровые приемы (обыграть игрушку).

ТРЕТИЙ ЭТАП. Большое внимание уделяется лепке предметов, состоящих из нескольких частей, соблюдению определенных пропорций. Также предусматривается обучение новым приемам:

-оттягивание частей от основного куска;

-сглаживание поверхности формы;

-прижимание, приглаживание;

-вдавливание для получения полой формы;

-использование дополнительных инструментов при лепке (стеки).

Задачи:

-совершенствовать умение скатывать глину (тесто, пластилин) прямыми и круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы;

-учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдая пропорции;

-оттягивать деталь от основного куска части (клюв, уши у зайца), сглаживать поверхность формы (чашки, тарелки);

-присоединять части, прижимая и примазывая их (ручка  к чашке);

-вдавливать для получения полой формы (кружка, вазочка);

-загибать края расплющенной формы (мисочки, тарелочки).

Методика

  1. Сначала повторить пройденное. Использовать природный материал для наглядного пособия.
  2. Перед тем как приступить к лепке, показать игрушку (обращая внимание на отдельные части).
  3. На занятии можно ограничиться лишь зрительным обследованием (образец остается на протяжении всего занятия).
  4. Во время лепки предметов из нескольких частей прибегнуть уже к неполному показу (для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овал).
  5. Изображение основной формы можно не показывать ребенку, но  способы соединения показать надо.
  6. Обращать внимание на правильную передачу пропорций (показать, как делить комок глины(теста, пластилина), чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, как проверить длину частей изображаемого предмета).
  7. Использовать художественное слово (стихи, песни, загадки).
  8. Приучать ребенка пользоваться стекой для обозначения глаз, носа, рта.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.  Воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности. Учит детей лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности, фигуры человека и животного в движении. Начинается ознакомление с декоративной лепкой. В итоге занятия дети эстетически оценивают изображение.

Задачи:

-развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуду, игрушки), передавать их характерные особенности: пропорции частей и различия в величине деталей;

-продолжать учить лепить посуду из цельного куска глины и пластилина ленточным способом;

-закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

-учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми;

-передавать в лепке выразительность образа;

-объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях);

-развивать творчество и инициативу;

-пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде и т. п.;

-побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки, природный материал);

-продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки, формируя интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства;

-формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства;

-учить расписывать изделия гуашью, украшая их налепами и углубленным рельефом.

Методика

  1. Предоставлять детям больше самостоятельности в выборе темы.
  2. Учить планировать свою работу во время наблюдения.
  3. Предварительно осматривать предмет перед лепкой.
  4. На занятии можно ограничиваться лишь зрительным обследованием.
  5. Показывать изображения на каждом занятии не обязательно.
  6. Помогать в случае необходимости ребенку, указать на недостатки в изображении с помощью наводящих вопросов.
  7. Продолжать использовать рассказы, стихи, сказки, загадки, в которых раскрывается тот или иной образ.
  8. В конце занятия показать детям работы и предложить их оценить.
  9. Обращать внимание на правильную передачу пропорций ; показать, как проверить длину частей изображаемого предмета.

ПЯТЫЙ ЭТАП. Дети уже умеют хорошо планировать свою работу, заранее обдумывать изображаемые предметы и их динамику. Поэтому занятия усложняются. Особое внимание уделяется декоративной лепке (используется два способа: налеп и углубленный рельеф), росписи декоративных пластин.

Задачи:

-развивать творчество детей;

-учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее;

-продолжать учить передавать форму основной и второстепенных частей, их пропорции, позу, характерные  особенности изображаемых объектов;

-обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой;

-продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птица подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция);

-учить детей создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей;

-продолжать развивать навыки декоративной лепки;

-использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку;

-при лепке из глины расписывать пластину, создавая узор стекой;

-создавать индивидуальные и коллективные композиции из глины и разноцветного пластилина, теста.

Методика

  1. Показать детям игрушки, картинки, эпизоды из сказок и рассказов для формирования зрительного восприятия.
  2. Обратить внимание на форму предмета, пропорции, положение частей, фактуру.
  3. Учить видеть характерные черты предметов, так как они быстрее запоминаются детьми и их легче изображать в лепке.
  4. Обратить внимание на изображение предмета в определенном положении и движении.
  5. Показать иллюстрации одного и того же образа в разных положениях.
  6. В начале занятия наводящими вопросами подвести детей к самостоятельному выполнению работы.
  7. Отдельные приемы лепки можно показывать не всем детям сразу, а отдельно каждому.
  8. Организовать самостоятельную работу с детьми.
  9. Ограниченно использовать фронтальные приемы лепки.
  10. При коллективной лепке разделить детей на подгруппы и каждой дать задание.
  11. В конце занятия обсуждать вылепленные изделия (оценка в основном дается детьми).

ШЕСТОЙ ЭТАП.  Занятия приобретают другую форму.  Т.к. дети освоили все предлагаемые ранее техники, умеют планировать работу, заранее  продумывать и выбирать направление своей работы. Здесь руководит всем процессом ребенок, а педагог может подсказать как лучше и какая техника подойдет для выполнения той или иной  работы, если ребенок попросит об этом. По окончании работы указать на недочеты и помочь придать работе оконченный вид.  Весь творческий процесс зависит от фантазии обучающегося, его умелости, выбранного материала.

Задачи:

- развивать творчество детей, самостоятельность;

- учить свободно использовать ранее усвоенные техники и приемы работы, как с пластичным материалом, так и дополнительным (природный, бросовый и т.п.);

- создавать индивидуальные и коллективные композиции. Как на свободную тему, так и на поставленную педагогом (времена года, праздник, к выставке по определенной тематике).

Методика:

- организовать самостоятельную работу детей;

- при коллективной лепке разделить на подгруппы и дать возможность группе самостоятельно выбрать содержание, материалы бедующей работы;

- учить видеть характерные черты предметов, т.к. они быстрее запоминаются детьми и их легче изображать в лепке;

- в начале занятия обсудить задуманное, подвести детей к самостоятельной работе наводящими вопросами;

- в конце занятия обсуждать вылепленные изделия (оценка в основном дается детьми).

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК И ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ.

Опираясь на инновационный общеобразовательный программный документ для дошкольных учреждений, подготовленный с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного и зарубежного образования под. Редакцией М.А.Васильевой, где основной целью программы выступает – своевременное всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения и до 7 лет в соответствие с их возрастными и индивидуальными особенностями рекомендованное количество занятий по лепке составляет 2 раза в месяц. Отталкиваясь от этого, мной составлен график и примерная тематика занятий.

План занятий  на год с детьми дошкольного возраста.

ДАТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ЧАСЫ

Январь

Закрепляются и совершенствуются движения, производимые при лепке шара (скатывание между ладонями).

- снеговик;

- по замыслу (любое животное из шара);

2

2

Февраль

Лепка цилиндра (столбика) путем скатывания между ладонями.

лепка предметов удлиненной формы:

- морковка для зайца;

- по замыслу (самостоятельный выбор);

2

2

Март

Лепка предметов состоящих из нескольких частей пройденных  форм.

- неваляшка;

- зайчик;

2

2

Апрель

Закрепление ранее полученных навыков лепки (Групповая работа) по задумке детей

- лепка;

- раскрашивание и оформление ранее сделанной работы;

2

2

Май

Уточняются представления о цилиндре и конусе.

Постройка из этих форм:

- башенку;

- ворота;

2

2

Июнь

Июль

Август

Летом занятия происходят не так регулярно, новый программный материал не выдается. Однако важно что бы все усвоенное ранее стало достоянием детей, свободно применялось ими.

Все проводимые занятия направлены на закрепление ранее полученных навыков и предлагается самостоятельный выбор содержания работы (развиваем фантазию, художественный вкус).

Сентябрь

Лепим полые формы: из шара, цилиндра, полушара (вдавливая и разминая, выравнивая края, получая того или иного предмета, полго внутри)

- чашка;

- миска;

2

2

Октябрь

Закрепляем лепку полых форм.

- корзина;

- лодка;

2

2

Ноябрь

Усложнение работы

- лодка с матросом;

- девочка с корзиной;

2

2

Декабрь

Закрепление всех ранее полученных навыков и умений при лепке (групповая работа).

- по самостоятельному замыслу детей;

- раскрашивание и оформление ранее сделанной работы;

2

2

 ГРАФИК ЗАНЯТИЙ

Группа

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Младший школьный возраст (1-4 класс)

кол-во

часов

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Средний школьный возраст (4-6 класс)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Старшие школьники   (7 класс и старше)

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ зависит от времени года, приближающихся праздников, способности группы и каждого ребенка в отдельности, как от исходного материала (глина, пластилин, тесто) так и от сопутствующих материалов (природный материал, бусины, крупа и т.п.)

ЭКСПЕРТНАЯ  ТАБЛИЦА ПО ОЦЕНКЕ ЛЕПНЫХ      УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

п/п

Содержание и задачи

Экспертная оценка (уровень)

низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высо-кий

Возрастная категория: 3 года.

1

2

3

4

5

6

7

1

Проявление интереса к лепке

2

Знание свойств лепного материала – пластилина, глины, соленого теста.

3

Овладение техническими приемами лепки:  - отрывать от общего куска небольшие куски;

- раскатывать;

- соединять

4

Умение создавать простейшие формы:

- цилиндр;

- палочки;

- диски;

- шары

5

Умение на основе простейших форм воспроизводить сложные предметы:

- баранки;

- самолеты;

- пирамиды

Итого:

Возрастная категория: 4 года.

1

2

3

4

5

6

7

1

Проявление интереса к лепке

2

Знание свойств пластилина, глины, соленого теста:

- мягкая;

- можно отламывать кусочки;

- можно лепить

3

Умение скатывать куски между ладошками круговыми движениями

4

Умение расплющивать шар

5

Умение прямыми движениями соединять полученную форму в виде кольца (бублик)

6

Умение делать пальцами углубление на поверхности формы

7

Умение использовать для нанесения узора палочку

8

Умение защипывать края формы кончиками пальцев:

- блюдце;

- тарелка

9

Умение лепить не слажные предметы из нескольких частей одинаковой формы, плотно прижимая части изделия:

- неваляшка;

- куколка;

- птичка

10

Умение аккуратно пользоваться исходным материалом (не пачкать стол, одежду, пользоваться дощечкой)

Итого:

Возрастная категория: 5 лет.

1

2

3

4

5

6

7

1

Проявление интереса к лепке

2

Умение скатывать исходный материал прямыми и круговыми движениями

3

Умение расплющивать

4

Умение соединять в виде кольца

5

Умение защипывать края формы

6

Умение лепить предметы из нескольких частей, правильно располагая части, соблюдая пропорции

7

Умение оттягивать от основного куска исходного материала части:

- клюв;

- уши у зайца

8

Умение сглаживать поверхность формы:

- чашки;

- тарелки

9

Умение присоединять части,  прижимая и примазывая их (ручка к чашке)

10

Умение вдавливать для получения полой формы:

- кружка;

- вазочка

11

Умение загибать края расплющенной формы:

- мисочки;

- тарелки

12

Внимательность к рабочему месту, аккуратность

Итого:

Возрастная категория: 6 лет.

1

2

3

4

5

6

7

1

Проявление интереса к лепке

2

Умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посулу, игрушки), передавать их характерные особенности:

- пропорции частей;

- различия в величине деталей

3

4

Умение лепить посуду из целого куска и ленточным способом

5

Умение лепить предметы:

- пластическим способом;

- конструктивным;

- комбинированным

6

Умение сглаживать поверхность формы

7

Умение делать предметы устойчивыми

8

Умение передавать в лепке выразительность образа

9

Умение лепить в движении:

- фигуру человека;

- животных

10

Умение объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях)

11

Умение пользоваться стекой:

- наносить рисунок чешуек у рыбок;

- шерсти животного;

- перышек птицы;

- узор, складки на одежде людей;

-обозначать глаза

12

Умение использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки, природный материал)

13

Проявление в лепке творчества и инициативы

14

Интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно – прикладного искусства

15

Знание особенностей декоративной лепки

16

Умение украшать узорами предметы декоративного искусства

17

Умение расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом

18

Навыки аккуратной лепки: не разбрасывать кусочки исходного материала, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы

Итого:

Возрастная категория: 7 лет.

1

2

3

4

5

6

7

1

Проявление интереса к лепке

2

Навык свободно использовать для создания предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее

3

Навыки передачи:

- формы основной и второстепенных частей;

- пропорций;

- позы;

- характерных особенностей изображаемых объектов

4

Навык обрабатывать поверхность формы:

- движениями пальцев;

- стекой

5

Умение передавать характерные движения человека и животного

6

Умение создавать выразительные образы:

- птичка подняла крылышки, приготовилась летать;

- козлик скачет;

- девочка танцует;

- дети делают гимнастику

7

Умение создавать скульптурные группы из двух – трех фигур

8

Чувство композиции

9

Умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине в лепных композициях

10

Выразительность поз, движений, деталей в сюжетной лепке

11

Навыки декоративной лепки

12

Умение использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку в процессе декоративной лепки

13

Умение расписывать пластину, создавая узор стекой

14

Умение создавать индивидуальные и коллективные композиции

15

Проявление творчества

16

Навыки аккуратной лепки: не разбрасывать кусочки исходного материала, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы

Итого:

                                     

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

«Программно – методические требования к содержанию и методам лепки по возрастным категориям».

В три года главной задачей воспитателя является – вызвать интерес к лепке. Основные приемы обучения – обыгрывание предметов и показ вариантов их изображения с одновременным объяснением действий воспитателя. Дети усваивают способы лепки путем скатывания, защипывания и соединения двух форм.

В четыре года детей учат соединять части примазыванием, украшать при помощи стеки способом налепа. Требования к качеству работ повышаются: у детей воспитывают умения выполнять некоторые операции пальцами, а не ладонями. Например, при лепке конуса тонкую часть формы оттягивают и оформляют при помощи пальцев. В тех случаях, когда дети знакомы с техникой изображения предмета, полный  последовательный показ способа изображения заменяется на частичный и устное объяснение. На занятиях воспитатель только следит за действиями детей, помогая им вопросами и советами.

В пять лет воспитатель учит детей передавать в лепке характерную форму предмета, пропорции, динамику, добиваясь выразительности образа; лепить пластическим способом, вытягивая части из целого куска; украшать свою работу, используя декоративные элементы. Внимание детей обращается на необходимость научиться устанавливать фигуру в вертикальном положении.

В шесть лет важной задачей выступает развитие у детей чувства композиции, умения лепить скульптурные группы из двух – трех предметов, создавать коллективные поделки.

Список использованной литературы

  1. Брыкина Т.И. «Творчество в работе детей с различными материалами». М., 2002
  2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников»: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. М., 1997
  3. Дьюи К. «научитесь лепить животных». М., 2002
  4. Иванова Т.Е. «Занятие по лепке в детском саду»: Методическое пособие. М., 2010
  5. Комарова Т.С. детское художественное творчество. М., 2005
  6. Косминская В.Б. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». М., 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Художественное конструирование и оформление одежды"

Данная программа приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способн...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Дополнительна образовательная программа "Художественное чтение"

Целью программы является раскрытие богатства игровой культуры, создание условий для развивающего досуга, изучение техники речи, словесного действия, работа с литературным материалом, развитие тв...

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Дополнительная образовательная программа "Художественное вязание"

Образовательная программа ,расчитанная на 2х годичный курс обучения...

Дополнительная образовательная программа "Сценическое мастерство вокалиста"

Дополнительная образовательная программа "Сценическое мастерство вокалиста" предназначена для педагогов  дополнительного образования, работающих с вокалистами, прошедшими  начальный этап обу...