Дополнительная образовательная программа "Художественное вязание"
рабочая программа по теме
Образовательная программа ,расчитанная на 2х годичный курс обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Художественное вязание" Зайцевой А.В. | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОУДОД «Семёновский центр эстетического воспитания детей»
Согласовано Утверждаю
педагогическим
советом центра
Протокол № 1 от 08.09.2009 г. ___________ Л.Т.Насонова
Дополнительная образовательная программа
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВЯЗАНИЕ»
Срок обучения 2 года
(возраст детей от 7 до 15 лет)
Педагог дополнительного образования
Зайцева Анна Владимировна
с.Семёновское
2009 год
Содержание
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование I года обучения.
- Содержание I года обучения.
- Тематическое планирование II года обучения.
- Содержание II года обучения.
- Материально-техническая база.
- Методическое обеспечение.
- Список рекомендуемой литературы.
Пояснительная Записка
Ручное вязание – старинное народное ремесло. В музеях разных стран мира рядом с древнейшими орудиями труда можно увидеть первые ножницы для стрижки овец., большие гребки, которыми шерсть, веретёнка, прялка и конечно же спицы, крючки – деревянные, костяные и более позднее – металлические.
Легкая промышленность предлагает сегодня самые различные вязаные вещи – от детских ползунков, пинеток, варежек до нарядных костюмов. Казалось бы, нет никакой нужды в ручном вязании. Но почему же все больше людей посвящают ему свой досуг? Может быть, потому, что они хотят сделать нужную, красивую, единственную в своем роде вещь? Конечно, но еще и потому, что сам процесс вязания приносит радость, даёт возможность выразить себя.
Вязание бывает очень сложным и совсем простым. Оно дает практически безграничный простор фантазии. Выбирая нити различного качества, используя спицы и крючки разных размеров, можно связать самые разные вещи: от сетчатых старинных шалей, которые были так тонки, что проходили сквозь обручальное кольцо, до толстых свитеров и шарфов.
Конечно, чтобы научиться красиво и правильно вязать, нужно проявлять желание, старание, аккуратность.
Чтобы правильно подобрать пряжу для вязания, надо познакомиться с законами цветовой гармонии. Каждый цвет имеет много оттенков от светлого до тёмного, например: от светло-серого до чёрного, от светло-голубого до тёмно-синего, от жёлтого до красного. Цвета, подобранные в такой последовательности, хорошо сочетаются.
Сегодня пряжу для вязания делают из натуральных или химических волокон.
Натуральные – волокна растительного или животного происхождения – хлопок, лён, кенаф, джунт, пенька, шерсть.
Химические волокна получают путем переработки древесины, нефти, газа.
Наиболее распространенные виды пряжи – шерсть, хлопок, искусственный и натуральный шёлк и т.д.
- 1) В мастерской могут обучаться учащиеся 3-10 классов общеобразовательных школ.
2) Основанием для зачисления слушателей на курс являются:
- письменное заявление родителей ученика,
- личное желание и согласие слушателя обучаться на данном курсе,
- положительные результаты тестирования ученика на профпригодность к обучению по программе данного курса.
3) Из принятых учеников комплектуются учебные группы в каждой по 10 человек. Обучение в мастерской начинается с 1-го сентября каждого текущего года.
4) Учебный год имеет продолжительность 9 месяцев – с сентября по июнь, без перерывов на осенние, зимние и весенние каникулы – и составляет 144 учебных часа из расчёта 4 часа в неделю на одну группу.
5) Курс обучения и данная программа рассчитана на 2 года обучения. Из 144 часов на год обучения предусматривается:
- 34 часа – на изучение и усвоение текущего материала,
- 110 часов – на практические занятия.
6) Обучение художественному вязанию осуществляется на модифицированной программе, составленной в соответствии и на основании типовой программы «Азбука вязания» («Москва», «Эскле», 2007г), дополненной и расширенной материалами из книг, учебных пособий по вязанию и журналов мод.
2. Цели и задачи курса.
Квалификационные требования
- целями и задачами курса являются:
- Формирование у учащихся хорошего эстетического вкуса, чувства прекрасного, воспитание настойчивости, упорства, терпения, ответственности за конечный результат начатого дела;
- Повышение деловой активности слушателей и других качеств, необходимых подрастающему поколению;
- Ознакомление слушателей с историей и традициями русских народных промыслов;
- Ознакомление учеников с различными типами пряжи и их свойствами;
- Обучение слушателей основным приемам и способам вязания;
- Обучение слушателей читать и составлять схемы вязок и вязаных изделий;
- Обучение практическому изготовлению любых изделий из пряжи;
- Подготовка молодёжи в рамках центра к будущей семейной жизни, прививая им практические навыки в работе с иглой, нитью, тканью т.п.;
- Формирование у учеников культуры одежды как части бытовой культуры;
- Обучение навыкам самостоятельного формирования рационального гардероба;
- Обогащение и разнообразие досуга молодёжи таким популярным рукоделием, как художественное вязание.
- Квалификационные требования к обучающимся на курсе
2.1 По окончанию первого года обучения слушатели должны:
А) ЗНАТЬ:
- основные типы пряжи и их свойства;
- названия основных видов вязок;
- основные приемы вязания различными типами пряжи;
- принципы чтения схем вязок различных изделий невысокой степени сложности.
Б) УМЕТЬ:
- тактически изготавливать простые изделия из пряжи;
- читать схемы вязок изделий невысокой степени сложности;
- моделировать самостоятельно простые вязаные изделия;
- рассчитывать необходимые размеры простых изделий, делать расчет петель изученных типов вязок и изделий.
2.2 По окончанию второго курса обучения слушатели должны:
А) ЗНАТЬ:
- все рассмотренные типы пряжи и их свойства, приёмы и способы вязания любых образцов и изделий;
- принципы построения и чтения схем вязок изделий любой степени сложности;
- технологию изготовления различных образцов вязок;
- основы использования художественной вышивки в украшении изделий, основы их исполнения.
Б) УМЕТЬ:
- читать и составлять схемы вязок изделий достаточно высокой степени сложности, работать со специальной литературой;
- моделировать изделия, рассчитывать их размеры и нужное количество петель;
- использовать вышивку, аппликацию и другие виды рукоделий для украшения вязаных изделий и художественно-декоративных изделий;
- практически изготавливать любые вязаные и художественно-декоративные изделия.
3. Методические указания и рекомендации
- Художественное вязание – это истинно народное ремесло, пришедшее к нам из глубокой древности. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне. Вязание покоряет своей красотой и широкими возможностями для проявления творческой фантазии, доставляет не только огромную радость и эстетическое наслаждение, но и помогает каждому найти свой индивидуальный стиль.
Ни один из нас не обходится без вязаных изделий и вещей. Трикотаж ручной работы не выходит из моды, меняются лишь виды вязок, элементы кроя, украшение изделий.
- Данная программа обучения художественному вязанию представляет собой систематизированный 2-годичный курс, по окончанию которого обучающиеся приобретают необходимый объём знаний, умений и навыков в работах по проектированию, моделированию, расчету, изготовлению и украшению вязаных изделий различной сложности и декоративно-художественных изделий, выполненных способов вязания.
- Программа направлена на поэтапное совершенствование личности в ремеслах вязания, вышивки и т.п. Условно каждый этап обучения заключен в рамки одного учебного года. Поэтому программа всего курса разбита дополнительно еще на две подпрограммы (этапы), каждая из которых соответствует году обучения слушателя в мастерской художественного вязания центра.
Подпрограммы (этапы) составлены таким образом, что в случае, если ученик обучался в мастерской всего один год, то он уже будет иметь такой потенциал знаний и умений, который позволит ему в будущем решать многие проблемы нелёгкого периода в жизни нашего народа. Это и сформированные отчасти эстетический вкус, культура одежды, навыки в изготовлении различными типами вязок многих изделий, навыки в работе с иглой, нитками тканями и другие полезные приобретенные знания, что, в конечном итоге, поможет молодому человеку частично сформировать и обновить свой гардероб нужными и оригинальными вещами ручной работы, позволит как-то разнообразить свой быт и досуг.
- Для обучения в мастерской, конечно же, будут набираться дети с различными умственными, физическими, психологическими качествами, с разными уровнями подготовки по специальности (кто-то уже пробовал или уже учился у мам и бабушек, а кто-то начнет это делать только в мастерской вязания). Поэтому на этапе приема учеников в школу целесообразно скомплектовать группы примерно с одинаковыми показателями проф. пригодности.
ПРОГРАММА ПРЕДПОЛОГАЕТ И ДОПУСКАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЯЗАНИЯ ЦЕНТРА – В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ЗНАНИЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, ВОЗРАСТА И ДРУГИХ КРИТЕРИЕВ ПО ПРОГРАММЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ КАЖДОГО УЧЕНИКА В ОБЛАСТИ ВЯЗАНИЯ (т.е. способный ученик, владеющий и обладающий определенной суммой знаний и умений, при приёме для обучения в мастерскую вязания может начать обучаться по программе).
- Но и при этих условиях из-за различий типов нервной системы, темпераментов, природных данных детей, из-за разной степени заинтересованности детей в конечных результатах обучения, из-за неодинаковой степени усвоения преподаваемого материала, естественно появится часть учащихся, имеющих невысокую скорость вязания и т.п., которые в итоге не смогут освоить некоторый объём материала, предусмотренный данной программой (назовем эту категорию учащихся «условно отстающими» и будем иметь ввиду, что в основном такие различия прослеживаются на первом году обучения).
- В этом аспекте педагогу целесообразно создать на занятиях атмосферу деловой доброжелательной критики. Необходимо постоянно консультировать детей, анализировать и по-доброму разбирать ошибки и удачи каждого. Имеет смысл при работе с категорией «условно отстающих» учеников придерживаться методики опережающего одобрения (т.е. хвалить и замечать чуть больше, чем учащийся этого заслуживает).
При обсуждении и подведении итогов занятий необходимо заострять внимание на том, что сегодня удалось ученикам сделать лучше и качественней.
- РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПУТИ ОСВОЕНИЯ ПРЕМУДРОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЯЗАНИЯ НА СПИЦАХ ОТ ПЕДАГОГА ТРЕБУЕТ ЧЁТКОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИТОГАМ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ.
Поэтому любые успехи начинающих, скромный перечень изготовленных ими изделий – пусть даже совсем несложных – требуют не меньшего одобрения, чем широкий перечень изделий и более сложные модели более опытных вязальщиков.
- По тем же соображениям итоговую (и промежуточные) выставки целесообразно сделать так же по группам начинающих («условно отстающих») и детей, уже имеющих навыки и опыт вязания в начале обучения, а поэтому, конечно же, несколько опережающих своих одноклассников.
- Программа предполагает предоставление преподавателю возможности корректировать и изменять какие-то темы, учебные часы и воспитательные задачи, но, в целом, эта программа необходима при отборе содержания занятий, тем, учебных целей и при решении других конструкторско-технологических вопросов.
- Предложенный в программе широкий перечень изделий и технологий не предполагает обязательного их выполнения в полном объеме всеми учениками, а предназначен прежде всего для более широкого ознакомления и обучения детей и выбора ими в дальнейшем изделий для самостоятельного и полного изготовления в соответствии с интересами и запросами учеников, а также для оптимизации обучения различных категорий учеников (например, начинающих и тех, кто уже имеет навыки и опыт вязания).
- Основными методами обучения в мастерской вязания являются: объяснение, показ, практическое закрепление полученных на занятиях знаний, домашние задания и контроль их выполнения, использование для обучений различных пособий, журналов, фотографий и т.п.
- Наряду с этими традиционными методами, программа обучения предполагает также использование и других форм и методов обучения и воспитания – это и диспуты, и обмен мнениями, и посещение музеев, театров, выставок, и встречи с мастерами различных направлений декоративно-прикладного творчества и др.
Примерными темами диспутов и обсуждений могут стать такие проблемные вопросы как:
- роль моды в жизни человека;
- какого человека можно считать модным и элегантным;
- что такое элегантность и как ее достичь;
- красивая одежда как элемент бытовой культуры;
- рациональный гардероб: что это такое;
- детская мода и её отличие от (взрослой) моды и другие волнующие молодёжь темы и вопросы.
- На занятиях для демонстрации и работы педагогу целесообразно иметь свежую литературу по вязанию – статьи, книги, журналы, специальную литературу. Обучающихся следует регулярно информировать о новинках вязания, направлениях развития народного творчества, тенденциях моды и т.п. Только такое постоянное общение, приток новых впечатлений и информации позволит занятиям в мастерской нести не только обучающую, но и воспитательную функцию, поможет сформировать у детей хороший эстетический вкус, умение модно, красиво (но не обязательно дорого) одеваться.
- В процессе занятий по курсу художественного вязания необходимо широко использовать национальные русские традиции – узоры, традиционные цветовые гаммы, фольклорные традиции и тенденции в оформлении и украшении одежды, местные орнаменты, пейзажи и т.п.
- Обучающимся, особенно на втором году обучения, необходимо преподавать возможно большее количество «объёмных, выпуклых и ажурных» вязок повышенной сложности, технику вышивки, украшения изделий, вязание крючком, изготовление декоративно-художественных экспозиций, что позволит более эффективно заинтересовать обучающихся в необходимости процесса дальнейшего совершенствования их как специалистов народного творчества.
- Основная часть учебного времени в программе отводится на практические занятия и работы, где ученики закрепляют полученные знания, практически реализуя их в образцы, изделия, вещи, картины и т.п.
- Практические задания предполагают собой в основном задания на дом. Но эти задания не должны быть длительными (по времени выполнения) и сложными (по степени сложности заданного на дом материала). Должно стать правилом то положение, когда задание на дом начинается в центре на занятии, когда преподаватель разъясняет это задание, обращая внимание наиболее сложные моменты и на трудности, которые могут возникнуть при выполнении этого задания, объясняет дальнейшие этапы работы ученика с этим заданием.
- Учитывая сложное материально-финансовое положение как в целом в государстве и у большей части населения, необходимо нацелить учеников на использование старых и б.у. вещей, остатков ниток, на освоение обучающимися способов обработки, освежение цвета, восстановление пушистости старых ниток (наличие шефов-спонсоров также стало бы приемлемым условием для успешной работы мастерской художественного вязания).
1год обучения
№ тема | Наименование тем курса обучения вязанию | Всего | Количество часов | |
теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. Знакомство с планом работы в объединении | 2 | 2 | - |
2 | Различные типы пряжи и их свойства. Подготовка к вязанию крючком | 4 | 2 | 2 |
3 | Основные способы и приемы набора начальных петель | 6 | 2 | 4 |
4 | Основы: косичка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбики с одним и более накидов. | 14 | 4 | 10 |
5 | Схемы изделий и вязок. Условные обозначения. Простейшая схематическая запись узоров | 10 | 2 | 8 |
6 | Вяжем простейшие ажурные узоры | 12 | 2 | 10 |
7 | Создание панно из простых элементов (цветки, лепестки) | 20 | 4 | 16 |
8 | Чехол для мобильного телефона | 10 | 2 | 8 |
9 | Вязание ажурных салфеток, прихваток и подставок | 18 | 2 | 16 |
10 | Одежда для самых маленьких. Одежда для кукол | 20 | 4 | 16 |
11 | Декоративное украшение вязаных изделий | 10 | 2 | 8 |
12 | Сборка и тепловая обработка изделий | 10 | 4 | 6 |
13 | Культурно-досуговая и воспитательная работа | 4 | 2 | 2 |
14 | Подготовка к проведению выставок | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 34 | 110 |
Первый год обучения.
Раздел 1. «Общие положения и рекомендации по вязанию»
Тема №1
«Вводное занятие. Беседа по технике безопасности с планом работы в объединении». (2 часа)
Вязание как древнее и нестареющее рукоделие. Цели и задачи курса. Требования техники безопасности при обучении в школе искусств, на занятиях по вязанию.
Нитки – основной материал для вязания. Роль и место трикотажа в гардеробе любого человека. Молодежные модели одежды и их отличие от взрослой моды. Вязание одежды для кукол и самых маленьких детей. Мода и цветовая гамма, сочетание цветов, традиционно-русские цветовые гаммы.
Преимущества трикотажа ручной работы. Вязание – не только экономия средств при пополнении гардероба, но и увлекательный вид досуга.
Тема №2
«Различные типы пряжи и их свойства; подготовка к вязанию» (4 часа)
Типы пряжи. Подготовка ниток к вязанию. Как «распускать» изделие. Обработка и выравнивание старых и б/у ниток. Использование уксуса, соды, антистатиков для освежения цвета и частичного восстановления пушистости ниток; соблюдение мер безопасности с данными жидкостями.
Инструменты и оборудование для вязания – набор крючков, сантиметр, ножницы, линейка. Толщина крючков (№), толщина ниток (№). Подготовка к работе новых ниток. Крошение ниток. Правила стирки, сушки, хранения и ухода за вязаными и шерстяными изделиями.
Способы борьбы с молью. Соблюдение мер безопасности при проведении указанных работ.
Раздел 2. «Основные способы и приемы набора петель начального ряда»
Тема №3
«Основные способы и приемы набора петель начального ряда» (6 часов)
Расчет вязаного полотна, контрольный образец – что это такое. Начальный ряд – основы и начало любого вязаного изделия. Достаточно свободное натяжение петель начального ряда и использование для их набора крючок. Технология набора петель начального ряда. Оптимизация движения рук, пальцев, крючка.
Практическое занятие: набор петель начального ряда (косичка).
Тема №4
«Основы: косичка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбики с одним и более накидов» (14 часов)
Классические воздушные петли, технология их вязки, особенности исполнения. Краевая (кромочная) петля, ее роль и назначение при исполнении вязаных изделий. Механика ее выполнения.
Практическое занятие: «Вязание образцов классической воздушной петли». Также вязание разнообразных петель, с накидами и без них. Понятие плотности вязания, от чего она зависит. Последний ряд. «Окантовка» по краю изделия.
Раздел 3. «Основные образцы вязок. Вязание узоров»
Тема №5
«Схемы изделий и вязок. Условные обозначения. Простейшая схематическая запись узоров» (10 часов)
Схемы и их роль в вязании. Основные типы условных обозначений на схемах. Основные принципы составления схем.
Практическое занятие: «Схематическая запись и составление схем вязок всех изученных и исполненных образцов».
Тема №6
«Вяжем простейшие ажурные узоры» (12 часов)
Понятие ажура и его преимущественное использование. Цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбик с одним и более накидов. «Веера, зонтики, комбинированные узоры». Технология и особенности выполнения данных ажурных узоров.
Практическое занятие: «Изготовление образцов вязок ажурных узоров»
Тема №7
«Создание панно из простых элементов (цветы, лепестки)» ( 20 часов)
Подготовка к созданию панно. Разнообразные цветовые гаммы ниток. Вывязывание цветков и лепестков из ниток разной толщины. Создание композиции из них. Украшение цветов при помощи бисера и бусин.
Практическое занятие: «Вывязывание лепестков и цветков из разных ниток». Подготовка полотна к «принятию» всех заготовленных дл панно изделий( цветы, лепестки).
Раздел 4. «Основы изготовлений простейших моделей разнообразных вещей»
Тема №8
«Чехол для мобильного телефона и его декоративное оформление» (10 часов)
Правильно набираем количество петель, нужных для вязания чехла. Выбираем цветовое решение изделия. А также толщину ниток и крючка.
Практическое занятие: «Вяжем нужное количество петель. Собираем совершенное изделие и занимаемся его декоративной отделкой»
Тема №9
«Вязание ажурных салфеток, прихваток и подставок» (18 часов)
«Читаем» простейшие схемы и вяжем по ним изделия. Для кухни прихватки и подставки, для уюта в доме салфетки. Нитки разнообразные (толстые, тонкие). Прихватки плотные. Цветовое решение разнообразное. Технология накрахмаливания.
Практическое занятие: «По схемам подготавливаемся к вязанию салфеток и других изделий. Вяжем. Крахмалим для придания вещам аккуратности и законченности изделия».
Тема №10
«Одежда для кукол и самых маленьких детей» (20 часов)
Платья, юбки, кофты, брюки, шапки, шарфы и многое другое. Расчет петель для выбранных изделий. Выбор узора вязки. Особенности выполнения изделия.
Практическое занятие: «Практическое изготовление изделий для самых маленьких и для кукол. Составление простейших схем изделий»
Тема №11
«Декоративное украшение вязаных изделий» (10 часов)
Разнообразие возможности украшения изделий. Бисер, бусины, ленты атласные. Использование вышивки на изделии и как элемент декора. Техника безопасности работы с иглой.
Практическое занятие: «Пришивание или вышивание декоративных решений к готовому изделию».
Тема №12
«Сборка и тепловая обработка изделия» (10 часов)
Трикотажные швы. Назначение и использование их в изделиях. Горизонтальный, вертикальный, кетельный швы. Особенности и технология их использования. Технология и особенности сшивания изделий данными видами швов.
Практическое занятие: «Сшивание связанных изделий с использованием данных видов швов». Влажно-тепловая обработка изделий, ее назначение и необходимость.
Тема №13
Технология обработки. Особенности обработки ажуров.
Практическое занятие: «Влажная тепловая обработка связанных и сшитых изделий».
Раздел 5. «Культурно-досуговая и воспитательная работа. Работа групп по
подготовке к проведению выставок»
Тема №14
«Культурно-досуговая и воспитательная работа» (4 часа)
Проведение диспутов и обсуждений по различным темам. Творческие встречи с мастерами народных промыслов. Посещение выставок, музеев, театров, вернисажей и т.п.
2 год обучения
№ тема | Наименование тем курса обучения вязанию | Всего часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. Знакомство с планом работы в объединении | 2 | 2 | - |
2 | Типы пряжи и их свойства. Операции при работе с нитями. | 4 | 2 | 2 |
3 | Разнообразные виды вязок. Повторение материала (косичка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбик с 1 накидом) | 10 | 2 | 8 |
4 | Простые и сложные ажурные узоры | 8 | 2 | 6 |
5 | Самостоятельное повторение простых схем вязок. Схематическая запись узоров | 12 | 2 | 10 |
6 | Головные уборы и шарфы | 16 | 4 | 12 |
7 | Детская одежда и одежда для кукол | 20 | 2 | 16 |
8 | Разнообразная одежда для себя | 24 | 4 | 20 |
9 | Орнаменты в вязании | 10 | 2 | 8 |
10 | Вышивка, аппликация – как украшение изделий | 12 | 2 | 10 |
11 | Сборка и тепловая обработка изделий | 8 | 2 | 6 |
12 | Изготавливаем художественно-декоративные изделия. | 10 | 2 | 8 |
13 | Культурно-досуговая и воспитательная работа | 4 | 2 | 2 |
14 | Подготовка к проведению выставок | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 34 | 110 |
Второй год обучения
Перечень тем и их краткое содержание
Раздел 1. «Общие положения»
Тема №1
«Вводное занятие. Беседа по технике безопасности» (2 часа)
История и традиции вязания как древнейшего рукоделия. Цели и задачи курса.
Требования техники безопасности при обучении в школе искусств и на занятиях по вязанию. Трикотаж, его роль и место в быту человека. Мода и ее особенности, тенденции. Цвет изделий, традиционные русские цветовые гаммы, сочетания цветов. Умение подобрать модель к лицу и фигуре. Трикотаж ручной работы. Вязание как средство обновления и пополнения гардероба, материальное подспорье в жизни. Вязание как увлекательный вид досуга. Правильно организованный досуг, наличие увлекательного и интересного занятия – залог гармоничного развития личности.
Тема №2
«Типы пряжи и их свойства. Операции при работе с нитями» (4 часа)
Нить как основной материал для вязания. Характеристика нитей, особенности работы с ними. Определение качества ниток по внешнему виду, по составу и другим признакам. Подготовка ниток. «Распускание» старых изделий. Использование б/у ниток. Способы обработки и выравнивания б/у ниток. Использование химикатов для «оживления» нитей. Инструменты, принадлежности и оборудование для вязания. Принципы подбора необходимых крючков и ниток. Способы покраски ниток и укрепления цветов. Предупреждение «линьки» ниток. Требования к стирке, обработке, стирке, хранению и уходу за вязаными изделиями, шерстяными вещами. Средства для борьбы с молью.
Практические занятия: «Подготовка ниток к работе».
Тема №3
«Разнообразные виды вязок. Повторение (косичка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, и одним и более накидами)» (10 часов).
Расчет вязаного полотна; контрольный образец – их суть, назначение, способы изготовления. Петли начального ряда. Требования к ним, механизм из набора различным способами. Плотность вязки. Классическая «косичка» из воздушных петель. Кромочные петли, требования к ним и порядок их выполнения. Петли последнего ряда, их функции, закрепление петель последнего ряда.
Практическое занятие: «Вывязывание образцов с комплексным использованием всех перечисленных видов петель и вязок разной плотности (по схеме-заданию, предложенному преподавателем).
Тема №4
«Простые и сложные ажурные узоры» (8 часов).
Ажур в долевой полоске, змейки, гипюр, ажурные цветы и т.п. Требования, особенности, техника выполнения.
Практическое занятие: «Выполнение образцов вязок ажурных узоров»
Тема №5
«Самостоятельное построение простых схем вязок. Схематическая запись узоров» (12 часов).
Схемы и их значения. Принципы построения схем.
Практическое занятие: «Выполнение образцов вязок ажурных узоров»
Раздел 4. «Основы изготовлений простейших моделей одежды»
Тема №6
«Головные уборы и шарфы» (16 часов).
Расчет изделия – для кукол - для себя. Выбор узора вязки. Особенности выполнения изделий. Измерения и расчеты. Технология вязания.
Практическое занятие: «Изготовление вязаных изделий»
Тема №7
«Детская одежда и одежда для кукол» (20 часов).
Платья, юбки, кофты, брюки, шапки, шарфы. Расчет петель для выбранных изделий. Выбор узора вязки. Особенности выполнения изделий.
Практическое занятие: «Практическое изготовление изделий для кукол. Составление простейших схем изделий».
Тема №8
«Разнообразная одежда для себя» (24 часа).
Юбка, жилетка, джемпер, пончо, палантин, шаль. Расчет необходимых размеров и количества петель. Выбор типов вязок. Особенности исполнения отдельных элементов изделия. Технология вязки данных изделий.
Практическое занятие: «Практическое изготовление изделий и их элементов».
Тема №9
«Орнаменты в вязании» (10 часов).
Разнообразие орнаментов дает возможность для фантазии. Техника вывязывания орнаментов. Составление из орнаментов отдельного изделия.
Практическое занятие: «Выполнение образцов различных орнаментов».
Тема №10
«Вышивка, аппликация – как украшение изделия» (12 часов).
Материалы для аппликаций. Их обработка и способы прикрепления к изделию. Выпуклая аппликация с использованием ваты, синтепона и т.п.
Вышивка по вязаному полотну различными декоративными швами. Украшение изделия шнурами, кистями, помпонами. Особенности и технология изготовления.
Практическое занятие: «Использование аппликации, вышивки, украшений в вязаных изделиях и вязаных полотнах.
Тема №11
«Сборка и тепловая обработка изделий» (8 часов).
Сшивание изготовленных изделий, особенности применения фурнитуры (пуговицы, замки, молнии и т.п.).
Влажно-тепловая обработка изделий. Технология и особенности выполнения. Особенности обработки ажуров.
Практическое занятие: «Сшивание, сборка готовых изделий и их элементов, влажно-тепловая обработка».
Тема №12
«Изготовление художественно-декоративных изделий» (10 часов).
Орнамент как основа художественно-декоративных изделий. Составление схем изделия на бумаге. Вывязывание пейзажей, картин, особенности выполнения данных работ. Использование вышивки, аппликаций и других украшений. Принципы крепления изделий в рамке.
Практическое занятие: «Изготовление художественно-декоративных изделий»
Раздел 5. «Культурно-досуговая и воспитательная работа. Подготовка к проведению выставок»
Тема №13
«Культурно-досуговая и воспитательная работа» (4 часа).
Проведение обсуждений и диспутов по различным вопросам и темам. Творческие встречи с мастерами народных промыслов. Посещение вернисажей, выставок, музеев, театров и т.п. Экскурсии, тематические вечера и вечера отдыхов.
Тема №14
«Подготовка к проведению выставок» (4 часа).
Выставки как итог работы ученика за период обучения. Принципы участия, оценки результатов компетентным жюри, награждения и премирования участников и победителей.
Практическое занятие: «Изготовление изделий и подготовка их к выставке».
Материально-техническая база для реализации программы обучения вязанию.
Для занятий учащимся понадобятся:
- Общая тетрадь;
- Ручка;
- Карандаш;
- Линейка;
- Сантиметровая лента;
- Ножницы;
- Набор крючков;
- Нитки;
- Картон;
- Синтепон;
- Вата;
- Клей;
- Бумага миллиметровая;
- Ластик;
- Набор игл.
Список рекомендуемой литературы
№ | Автор | Название издания | Год издания, издательство |
1 | Максимова М.В., Кузьмина М.А | Азбука вязания. Основы мастерства | Москва 2004 «Эксмо» |
2 | Авторы | Журналы по вязанию («Валентина», «Вяжем детям», «Сабрина» и др.) | Москва 2008-2009 |
3 | Гундула Штайнерт | Вязаные салфетки. Домашнее творчество | АРТ - Родник 2007 |
4 | Авторы | Журналы мод | 2007-2009 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"
Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"...
Дополнительная образовательная программа "Вязание крючком"
Дополнительная образовательная программа "Вязание крючком"...
Дополнительная образовательная программа по вязанию
Программа расчитана на 3 года обучения, рекомендуется для воспитанников 9-17 лет....
Образовательная программа "Вязаный сувенир"
Материал предназначен учителям труда школ, педагогам дополнительного образования, воспитателям...
Программа дополнительного образования "Формула вязания"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по декоративно-прикладному творчеству "Формула вязания". Возраст учащихся: 10-13 лет. Срок реализац...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Вязание мягкой игрушки"
Вязание крючком характеризуется и возможностью изготовить разнообразные игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы ее украшения. Ведь, несмотря на широкие возможности современных техн...