Образовательная программа дополнительного образования детей "Поиск: от невероятного к очевидному"
рабочая программа (8 класс) на тему
Предлагаемая дополнительная образовательная программа по физике «Поиск: от невероятного к очевидному» для обучающихся 11-18 лет, естественно-научной направленности, направлена на:
- оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по этому предмету;
- развитие у обучающихся интуиции, формально-логического и алгоритмического мышления, навыков моделирования, использования физико-математических методов для изучения смежных дисциплин - формирование в процессе обучения познавательной активности, умения приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями, потребностей к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работы, к продолжению образования и самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poisk_ot_neveroyatnogo_k_ochevidnomu.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Рассмотрена на заседании научно-методического совета МАОУ ДОД ДЮЦ от 30 августа 2013 года протокол №1 | Утверждена приказом директора МАОУ ДОД ДЮЦ от 30 августа 2013 года № 43-о |
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ПОИСК: ОТ НЕВЕРОЯТНОГО К ОЧЕВИДНОМУ»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | естественно-научная |
Форма организации | клуб «Юный физик» |
Срок реализации | 4 года |
Возраст обучающихся | 12-18 лет |
Николаев Владислав Николаевич,
педагог дополнительного образования
Салехард, 2013
Пояснительная записка
В связи с постановкой задачи создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 №175бр) становится актуальной реализация концепции профильного обучения как средства дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» переход к профильному обучению позволяет существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории и преследует следующие основные цели:
- обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Ежегодное анкетирование учеников и выпускников школы показывает несомненную правильность постановки и решения вопроса об углублённом изучении именно тех предметов, которые выбираются ими для дальнейшей специализации и соответствуют структуре их образовательных и жизненных установок.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа по физике «Поиск: от невероятного к очевидному» для обучающихся 11-18 лет, естественно-научной направленности, направлена на:
- оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по этому предмету;
- развитие у обучающихся интуиции, формально-логического и алгоритмического мышления, навыков моделирования, использования физико-математических методов для изучения смежных дисциплин - формирование в процессе обучения познавательной активности, умения приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями, потребностей к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работы, к продолжению образования и самообразованию.
При отборе учебного материала программ учитывались принципы научности (ознакомление с научными фактами, понятиями, законами, теориями); фундаментальности (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов, уравнений, теорий); целостности (формирование целостной картины мира); преемственности и непрерывности (учёт предшествующей подготовки учащихся); систематичности и доступности (изложение учебного материала в соответствии со сложившейся логикой и уровнем развития учащихся). Такой подход позволяет реализовать ступенчатое построение курсов дисциплин, когда учебный материал изучается постепенно на нескольких уровнях (ступенях) с последовательным углублением и расширением рассматриваемых вопросов.
Реализация предлагаемых программ предусматривает возможность начала обучения с любой ступени (с любого из указанных классов), не нанося сколь-нибудь ощутимого ущерба качеству образования, и способствует формированию у учащихся
- знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях;
- общенаучных и интеллектуальных умений;
- навыков самостоятельного приобретения, пополнения и творческого применения своих знаний.
В части обеспечения формирования общенаучных и интеллектуальных умений основное внимание уделяется нахождению сходств и различий в тех или иных процессах и явлениях, точному употреблению и интерпретации научных понятий и символов на основе чётко усвоенных определений и вдумчивого изучения соответствующею теоретического материала, убедительному (вразумительному) обоснованию собственной точки зрения, умению извлекать информацию из различных источников.
В процессе реализации программ важное значение придаётся практике решения задач. В каждом разделе программ после изложения соответствующего теоретического материала предлагаются контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения, включающие систему качественных, теоретических и расчетных заданий. В качестве учебно-методические материалов предлагается использовать задания в соответствии с программами ЗФТШ при МФТИ, которые содержат в себе:
- изложение теоретических вопросов физики, относящихся к теме данного задания;
- контрольные вопросы и задачи разного уровня сложности без ответов и решений (контрольная часть задания для самостоятельного решения) по теме данного задания;
- образцы ответов на контрольные вопросы и примеры задач по теме задания с подробными решениями;
- список рекомендуемой и использованной литературы.
Задания составлены таким образом, чтобы привить ученику навыки самостоятельной творческой работы, помочь чётко и грамотно излагать свои мысли, рассказать о вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников.
Целью ФТШ является создание благоприятных условий для формирования интеллектуальных качеств личности обучающихся, их самоопределения, развития способностей к изучению естественных наук, потребности к продолжению образования и самообразованию; осуществляет реализацию программ дополнительного образования школьников, обеспечивая углубленное обучение, по предметам физико-математического цикла создавая условия для повышения конкурентоспособности учащихся города на олимпиадах различного уровня.
Тематический план
№п/п | Разделы программы | Количество часов часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
Гидростатика. Аэростатика | 25 | ||||
Тепловые явления | 25 | ||||
Электрические явления | 25 | ||||
Световые явления | 27 | ||||
Векторы в физике. Векторы в физике | 10 | ||||
Кинематика | 20 | ||||
Динамика | 20 | ||||
Статика. Равновесие твердых и жидких тел | 20 | ||||
Работа. Энергия | 20 | ||||
Движение материальной точки по окружности | 12 | ||||
Законы изменения и сохранения импульса и энергии | 10 | ||||
Основы молекулярно-кинетической теории. Законы идеального газа | 20 | ||||
Законы сохранения энергии в тепловых процессах. Фазовые превращения | 20 | ||||
Электростатика | 20 | ||||
Постоянный ток электрических зарядов | 20 | ||||
Магнитное поле | 12 | ||||
Основные законы механики | 10 | ||||
Термодинамика и молекулярная физика | 20 | ||||
Электростатика. Законы постоянного тока | 20 | ||||
Электромагнитная индукция. Колебания | 20 | ||||
Геометрическая оптика | 20 | ||||
Физическая оптика. Элементы квантовой физики | 12 | ||||
Итого: | 102 | 102 | 102 | 102 |
Первый год обучения
Содержание программы
1. Гидростатика. Аэростатика
Теория
Жидкости и газы. Текучесть. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости. Воздухоплавание.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
2. Тепловые явления
Теория
Тепловое движение. Температура тел. Внутренняя энергия тел и способы ее измерения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Расчет количества теплоты. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и отвердевания. Испарение и конденсация. Кипение. Тепловые двигатели. Работа газа и пара при расширении.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
3. Электрические явления
Теория
Электризация тел. Электрический заряд. Объяснение явления электризации. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках. Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока. Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения. Амперметр и вольтметр.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
4. Световые явления
Теория
Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура. Закон отражения. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Параксиальное приближение в оптике. Преломления света на тонком клине. Тонкие линзы. Построение изображения в тонких линзах.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Второй год обучения
Физика. 9 класс
1. Векторы в физике
Теория
Начальные сведения о механическом движении, его различные виды. Скалярные и векторные физические величины. Определение вектора. Сложение векторов, проекция вектора на выбранное направление. Скалярное произведение векторов. Разложение вектора на составляющие. Основные тригонометрические функции и формулы. Скорость и сила - векторные величины.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
2. Кинематика
Теория
Основные понятия. Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Системы отсчета. Способы описания движения материальной точки в пространстве (векторный способ, координатный и траекторный). Траектория, путь и перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное прямолинейное движение. Правило сложения скоростей. Неравномерное прямолинейное движение. Равнопеременное движение. Движение тела под действием силы тяжести.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
3.Динамика
Теория
Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Принцип независимости действия сил. Импульс тела и импульс силы. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Сухое трение. Трение покоя и скольжения.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
4. Статика. Равновесие твердых и жидких тел
Теория
Условия равновесия твердых тел. Момент силы. Применение законов равновесия. Гидростатика (равновесие жидкостей). Законы Паскаля и Архимеда.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
5. Работа. Энергия
Теория
Механическая работа. Мощность силы. Средняя мощность. Мгновенная мощность. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия. Консервативные и неконсервативные силы. Механическая энергия. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Практика
Примеры ответов на контрольные вопросы и решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
6. Движение материальной точки по окружности
Теория
Линейная и угловая скорости. Равномерное движение. Период и частота вращения. Ускорение при равномерном вращении точки по окружности. Неравномерное движение по окружности. Применение законов Ньютона и законов сохранения для описания движения материальной точки по окружности.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Третий год обучения
Физика. 10 класс
1. Законы изменения и сохранения импульса и энергии
Теория
Импульс тела и системы тел. Закон изменения импульса. Работа. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон изменения кинетической и механической энергий.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
2. Основы молекулярно-кинетической теории. Законы идеального газа
Теория
Молекулярно-кинетическая теория. Квазистатические процессы. Изобарический, изохорический и изотермический процессы. Абсолютная шкала температур. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение состояния смеси газов.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
3. Законы сохранения энергии в тепловых процессах. Фазовые превращения(25ч)
Теория
Внутренняя энергия тела. Теплота и работа. Теплоемкость. Работа газа при расширении и сжатии. Первое начало термодинамики. Теплоемкость газов. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Фазовые превращения. Кипение. Влажность воздуха. Двухфазные системы.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
4. Электростатика
Теория
Электрические заряды. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии. Работа в электрическом поле. Разность потенциалов. Напряженность и потенциал поля равномерно заряженной плоскости и равномерно заряженной сферы. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Движение заряженных частиц в электрическом поле.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
5. Постоянный ток электрических зарядов
Теория
Основные понятия и определения. Сила тока в проводнике. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Электрические цепи. Электродвижущая сила источника тока в цепи. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Разветвленная электрическая цепь. Законы Кирхгоффа.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
6. Магнитное поле
Теория
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Магнитное поле тока. Закон Био-Савара-Лапласа. Закон Ампера. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Четвертый год обучения
Физика. 11 класс
1. Основные законы механики
Теория
Основы кинематики. Законы Ньютона. Статика. Центр масс. Центр тяжести. Закон изменения импульса системы тел. Закон сохранения импульса. Работа. Энергия. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон изменения механической энергии. Упругие и неупругие столкновения.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
2. Термодинамика и молекулярная физика
Теория
Основы молекулярно-кинетической теории. Закон Дальтона. Уравнение состояния идеального газа. Внутренняя энергия, теплота и работа. Теплоемкость. Первое и второе начала термодинамики. Циклические процессы. Тепловые машины. Фазовые превращения. Влажность воздуха. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поверхностное натяжение. Разность давлений по разные стороны искривленной поверхности жидкости. Формула Лапласа.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
3. Электростатика. Законы постоянного тока
Теория
Закон Кулона. Напряженность и потенциал электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Напряженность поля равномерно заряженных сферы и бесконечной плоскости. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Электрический ток. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Закон Ома для замкнутой цепи. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность в электрической цепи. Правила Кирхгофа.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
4. Электромагнитная индукция. Колебания
Теория
Магнитный поток. Индуктивность. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Природа электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля. Периодические колебания. Гармонические колебания. Дифференциальное уравнение гармонических колебаний. Свободные и собственные колебания. Затухание. Вынужденные колебания. Резонанс. Примеры колебательных процессов: пружинный и математический маятники, колебательный контур. Превращение энергии при колебательном движении.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
5. Геометрическая оптика
Теория
Постулаты геометрической оптики. Принцип Ферма. Плоское и сферическое зеркала. Приближение параксиальной оптики. Вывод формулы линзы. Построение изображений, даваемых тонкими линзами. Глаз и очки. Поперечное и продольное увеличения.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
6. Физическая оптика. Элементы квантовой физики
Теория
Плоские и сферические волны. Сложение монохроматических волн. Интерференция волн. Основные соотношения релятивистской динамики. Дефект массы. Фотоны, электроны и позитроны. Волны Луи де-Бройля. Атом Бора. Фотоэффект.
Практика
Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Список литературы для преподавателя
- Баканина Л. П., Белонучкин В. Е., Козел С. М. , Мазанько И.П. Сборник задач по физике/Под ред. проф. С. М. Козела. М.: Наука, 1990, 1995, 1999., Просвещение, 2001.
- Всероссийские олимпиады по физике 9–11. /Под ред. проф. С. М. Козела. М.: ЦентрКом, 2007.
- Как решать задачи по физике (школьный курс физики в задачах и решениях). Б. И. Гринченко. "Мир и Семья-95", СПб: 2007.
- Кирьянов А.П., Коршунов С.М. Термодинамика и молекулярная физика/Под ред. проф. А.Д. Гладуна. М.: Просвещение, 2007.
- Коренев Г.В., Колесов Ю.И., Пиголкина Т.С. Механика/Под ред. проф. Г. В. Коренева. М.: Просвещение, 2004.
- Материалы вступительных экзаменов. Задачи по математике и физике/Под ред. Н. Х. Розова и А. Л. Стасенко. Приложение к журналу "Квант". М.: Бюро Квантум, 2003.
- Оптика на вступительных экзаменах. Сборник задач со справочным материалом и решениями. Е. П. Кузнецов. Протвино: РЦФТИ, 2007.
- Практикум абитуриента. Приложение к журналу «Квант». Бюро квантум, 2003.
- Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 2002.
Список литературы для учащихся
- Сборник вопросов и задач по физике для поступающих в вузы. Н.И. Гольдфарб. М.: Высшая школа, 1982, 2003.
- Справочник по физике Яворский Б.М., Детлаф А.А.: Физматлит, 2006.
- Физика в примерах и задачах. Е.И. Бутиков, А.А. Быков, А.С. Кондратьев. М.: Наука, 2009.
- Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Физика для углубленного изучения. Задачи для поступающих в вузы.: Физматлит, 2000 .
- Физика. 3800 задач для школьников и поступающих в вузы. Н.В.Турчина, Л.И.Рудакова, О.И.Суров и др. Москва, Издательский дом Дрофа, 2000 г.
- Физика. Задачник (9-11 классы). О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман. Москва, Дрофа, 2002 г.
- Физика. Полный курс для школьников и поступающих в вузы. Ю.Г. Павленко. АПП «Джангар», 2001 г.
- Физика. Учебное издание для углублённого изучения. В 3-х книгах: 1 - Механика, 2 - Электродинамика. Оптика, 3 - Строение и свойства вещества Е.И.Бутиков, А.С.Кондратьев. (в соавторстве с В.М.Уздиным). Москва Санкт-Петербург, Физматлит, Невский диалект, Лаборатория базовых знаний, 2000 г.
- Элементарный учебник физики. Под ред. акад. Г. С. Ландсберга. М.: Наука, 2006. В 3-х томах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» 1 год обучения
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» предназначен для обучающихся 1 года обучения....
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» 2 год обучения
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» предназначен для обучающихся 2 года обучения...
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» 3 год обучения
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» предназначен для обучающихся 3 года обучения....
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» 4 год обучения
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» предназначен для обучающихся 4 года обучения....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...