Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Хочу все знать"
рабочая программа по теме
Адаптированная программа по подготовке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2012g.docx | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Появление при учреждениях дополнительного образования детей центров и объединений раннего развития дошкольников – это практический совет российской системы образования на возникшую у многих родителей потребность не только подготовить ребенка к школе, но и развить его разнообразные способности, склонности, интересы. В свою очередь возникновение такой потребности обусловлено несколькими причинами:
- увеличение общего числа детей, не посещающих детские дошкольные учреждения (повышение оплаты, недостаточное наличие мест в ДОУ, отсутствие гражданства);
- распространение образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов), набор в которые проводится на конкурсной основе;
- увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в развитии, что требует индивидуального подхода к ним в сочетании с возможностью общения со сверстниками;
- приток жителей из стран ближнего зарубежья определил еще одну причину – языковой и культурологический барьер.
Группы раннего развития при учреждениях дополнительного образования детей привлекательны для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность посещать в одном месте занятия по разным направлениям. Кроме того, в отличие от детского сада, куда ребенок вынужден ходить, группу раннего развития он посещает добровольно. Это способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.
Все эти факторы превращают учреждения дополнительного образования в реальное, весьма значимое звено существующей сегодня системы образования детей дошкольного возраста.
Вместе с тем в последнее время появилась тенденция к превращению подобных центров в преимущественно образовательные заведения, где учебный процесс становится основным, а образовательные ценности - доминирующими над воспитательными. Перекос в сторону интеллектуальных занятий нередко приводит к тому, что дети, получив подготовку по русскому языку, математике, чтению, испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, с учителем, в организации своей учебной деятельности. На эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо большее значение имеет степень развития его психофизических качеств, чем знание букв и цифр, навыки чтения и счета, причем последнему обучить гораздо легче, чем сформировать определенные качества личности.
Осознавая актуальность данного направления в дошкольном воспитании и образовании, на основе уже существующих программ, мною составлена комплексная программа для старших дошкольников «Учение с увлечением», которая является первым шагом в образовании и воспитании детей.
«Учение с увлечением» - это программа творческого развития ребенка дошкольного возраста и его социальной адаптации, позволяющая организовать образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования. Программа разработана на основе авторских программ: «Программа социальной адаптации и творческого развития ребенка» В. С. Степановой, «Подготовительная группа» О.С.Васильевой, «Развивающие игры» Г. В. Стрениной, И.А. Лыковой «Изобразительное творчество в детском саду» с использованием методической литературы.
Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей.
Программа направлена на раскрытие разносторонних способностей дошкольников, развитие интереса к процессу познания, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, духовной культуре и предполагает включение детей в творческую деятельность, через которую они познают окружающий мир, учатся общению в коллективе.
Организация личностного развития дошкольников требует разработки специальной системы принципов, а также их умелого применения на практике.
К числу таких принципов относятся:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.
Комплексный подход при разработке занятий.
Вариативность содержания и форм проведения занятий
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Для успешной реализации программы необходимо:
-психолого-педагогическое сопровождение воспитательного и развивающего процесса, -----
-обеспечение квалифицированными кадрами,
- сотрудничество с родителями
-соответствующее материально-техническое обеспечение.
Реализация программы осуществляется по нескольким направлениям
.
Главное назначение курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду, природе, обществу и художественный вкус.
Цель программы
создать комплексную систему по подготовке детей к дальнейшему обучению.
Задачи
Активизировать познавательные процессы через игровые задания и упражнения.
Развивать творческие способности детей; обогащать речь, духовный мир ребенка.
3. Прививать навыки здорового и безопасного образа жизни.
4. Воспитывать навыки общения, формировать правила поведения в коллективе.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также важнейших личностных свойств ребенка. Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.
Формы и режим занятий
Программа разработана на 1 год обучения для детей 5-6 лет (152 часа).
Продолжительность занятий -35 минут, между занятиями - активный отдых.
Ход занятия предусматривает чередование различных форм и методов обучения:
- дидактические игры и творческие задания;
- чтение художественных произведений и работа над содержанием;
- работа с наглядным и раздаточным материалом;
- выполнение заданий в альбомах, прописях и рабочих тетрадях для дошкольников;
- экскурсии, прогулки, подвижные игры;
- тестирование 2-3 раза в год;
- участие в массовых мероприятиях учреждения.
В качестве методических приемов, обеспечивающих эффективное развитие дошкольников, можно выделить следующие:
-проведение первоначальной диагностики. Результаты диагностики являются базой для индивидуального подхода к процессу развития ребенка, а также основой коррекции семейного воспитания.
-выявление и оценка минимальных достижений ребенка. При этом следует учитывать не только успехи малыша в конкретных видах деятельности (чтении, счете, рисовании, пении…), но и изменения в характере его отношений с окружающими – его доброжелательность, готовность оказывать помощь друг другу и т.д.
- целенаправленное формирование у детей основных организационных качеств – воли, терпения, навыков элементарного планирования, контролирования своей деятельности и поведения.
В силу гибкости структуры и вариативности в программном организационном обеспечении образовательного и воспитательного процесса, учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для формирования всех вышеперечисленных качеств ребенка.
Ожидаемые результаты
1. Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
2. Активизация познавательных процессов;
3.Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка;
4.Создание условий для положительной мотивации к познанию, общению, творчеству.
Уровень усвоения программы можно определить с помощью диагностирования детей и родителей.
Критериями усвоения программного материала воспитанниками можно считать:
1.Стабильность посещения детей в группе.
2.Наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми, педагогами, родителями.
3.Расширение круга общения и положительная мотивация детей к процессу обучения и воспитания.
Формы работы с родителями:
1.Социальная диагностика семьи, с целью изучения внутрисемейных отношений.
2. Консультации по решению социально-педагогических проблем.
3. Проведение тематических встреч, бесед.
4. Привлечение родителей к участию в конкурсных программах, концертах, экскурсиях.
Формы подведения итогов.
По каждому разделу программы проводятся обобщающие открытые занятия с приглашением родителей. В начале года и в конце полугодий проводятся тестирование детей и анкетирование родителей, позволяющие судить об успешности реализации программы.
Учебный план
№ п/п | Перечень направлений, разделов, тем. | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Изобразительное творчество | 76 | ||
1.1 | Ручной труд и изобразительное искусство | 66 | ||
1.2 | Развивающие игры. | 10 | ||
2. | Окружающий мир | 38 | ||
2.1 | Я и природа. | |||
2.2 | Моя страна. | |||
2.3 | Время, единицы его измерения. | |||
2.4 | Семья. | |||
2.5 | Мир предметов; | |||
3. | Основы безопасности жизнедеятельности | 38 | ||
3.1 | Правила дорожного движения. | |||
3.2. | Личная безопасность в быту. | |||
3.3. | Личная безопасность вне дома. | |||
3.4. | Я и мое здоровье; | |||
3.5. | Права ребенка. Основы поведения в обществе. | |||
Итого: | 152 | |||
Рефлексия*. | ||||
Диагностика обучающихся. | 4 | |||
Анкетирование родителей, родительские собрания. | 3 | |||
*Часы не входят в программу |
Содержание программы
Требования к организации занятий:
1. Содержательность и разнообразие тематики.
2. Обучение через игру.
3. Максимальная активность детей на всех этапах занятия.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
В содержание программы входят три направления, которые в свою очередь подразделяются на разделы:
Изобразительное творчество
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Создание детьми художественных образов на занятиях является источником для развития познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сфер жизни. Становление их художественного образа происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Данное направление включает в себя следующие виды деятельности:
- изобразительное искусство;
- ручной труд;
- развивающие игры (дидактические, ролевые, настольные, театрализованные).
Задачи:
- развивать специфические умения в разных видах изобразительного творчества;
- поддерживать и поощрять стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
- инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций.
Изобразительная деятельность - это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, это еще и развитие памяти, внимания, логического мышления. Рисование развивает чувство прекрасного, ребенок получает представление о красоте и многообразии окружающего мира, предметов и явлений. А использование нетрадиционных методик рисования (рисование пальчиками, пластилином, восковыми мелками и т.д.) делают процесс очень увлекательным.
Занятия развивают у обучающихся умения изображать предметы с натуры, передавать форму и цвет, с помощью разнообразной техники; уметь ориентироваться на листе альбома. Ребята учатся наблюдать, сравнивать предметы и сюжетные композиции, знакомятся с творчеством художников, изобразительными жанрами.
Занятия ручным трудом предполагают изготовление поделок и сюжетных композиций из различных материалов: пластилина, бумаги, картона, ткани, проволоки, фольги, природного и другого подручного материала; знакомят детей со свойствами этих материалов и способами их применения в работе.
Развитие и обучение проходит через применение различных видов игр, цель которых развивать у детей самостоятельность, инициативу, организаторские и творческие способности, воспитывать чувство коллективизма.
Мир вокруг нас
Это направление предполагает два основных вида деятельности: развитие разговорной речи и формирование познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
- сформировать навыков четкого произношения, обогащение и активизация словарного запаса детей;
- активизировать восприятие на познание окружающего мира и явлений.
Речевое развитие детей происходит в процессе активного познания окружающей действительности, ее предметов и явлений, деятельности человека. Кроме того, совершенствование навыков устной связной речи осуществляется через знакомство с произведениями художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию.
Программа предусматривает различные виды речевой деятельности - это слушание, говорение, постановка вопросов и устные ответы на них, пересказ текстов, работа по тематическим и сюжетным картинкам, иллюстрациям, разучивание стихов, отгадывание загадок, развивающие речевые игры.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Данное направление включает следующие разделы:
- я и природа;
- моя страна;
- время и единицы его измерения;
- семья;
- мир предметов.
По каждому разделу предлагается определённый объём знаний с учетом возраста детей и опору на их личный опыт. Занятия строятся на основе методов наблюдения (рассматривание, исследование, выявление свойств); беседы и рассказа, во время которых не только закрепляются полученные знания, но и формируется положительное эмоциональное отношение к содержанию. Большое значение имеют дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям быть увереннее, учат общаться друг с другом.
Основы безопасности жизнедеятельности
Необходимость введения в программу данного направления обусловлено тем, что дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Задачи:
- привитие знаний основ личной безопасности;
- приобщить к здоровому образу жизни.
Направление предусматривает несколько разделов:
- правила дорожного движения;
- один дома;
- личная безопасность на улице;
- я и мое здоровье;
- мои права.
Раздел «Правила дорожного движения»- раскрывает знания и умения безопасного поведения детей на проезжей части и в транспорте, знакомит с основными дорожными знаками, видами транспорта, затрагивает вопросы профилактики детского дорожного травматизма.
«Один дома»- формирует знания о правилах обращения с электрическими приборами, водой, газом, предметами домашнего обихода: инструментами, принадлежностями рукоделия, лекарствами и незнакомыми веществами; знакомит с важнейшими правилами пожарной безопасности, общения с незнакомыми людьми дома и в лифте.
«Личная безопасность на улице» раскрывает правила поведения с незнакомыми людьми в общественных местах, при нападении собак, при обнаружении неизвестных предметов; а также знакомит с опасными природными явлениями (гроза, землетрясение, наводнение, пожар и др.) и правилами безопасного пребыванием на природе.
«Я и мое здоровье»- знакомит с элементарными понятиями в области анатомии и физиологии человека, правилами первой помощи при порезах, ушибе, солнечном ударе и др.,
Раздел «Мои права» сообщает маленьким гражданам сведения о таких правах, как право на воспитание в семье, право на имя, отчество и фамилию, образование, охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья.
Занятия, построенные в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, рассказами, просмотрами видеоматериалов, вопросами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал.
Рефлексия
Большое значение по выявлению уровня эффективности содержания программы является психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего учебного года. На каждого обучающегося оформляется карта его личных достижений и уровня сформированности основных психических качеств личности. В течении года педагогом - психологом проводятся занятия по выявлению и корректировке мыслительных процессов, наблюдение анкетирование
Методическое обеспечение программы.
Объединение «Ступеньки» организовано на базе Федоровского Дома детского творчества. Для проведения занятий по различным направлениям и массовых мероприятий используются соответствующие помещения и материально-техническое оснащение учреждения.
Направление | Формы проведения | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1.Изобразитель-ное творчество. | Игры, творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы, участие в выставках. | Пластилин, цветная бумага, картон, поделочный материал, краски, фломастеры, цветные карандаши и др. | Выставки поделок, проведение конкурсов, программ. |
2.Мир вокруг нас | Творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы, знакомство с художественной литературой, речевые игры. | Учебно-методическая литература, наглядный материал. | Тестирование, проведение обобщающих занятий в форме игр и викторин. |
3.Основы безопасности жизнедеятельности | Игры, творческие задания и упражнения, конкурсы, беседы, рассказы, практические задания, просмотр учебных и игровых фильмов, роликов. | Учебно-методическая литература, наглядный и раздаточный материал | Тестирование, проведение обобщающих занятий в форме игр и викторин. |
Модель выпускника
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности педагогов, психологов и родителей, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник учреждения, освоивший программу.
Модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов и родителей о желаемых результатах.
Основными условиями развития личности детей являются:
- наличие привлекательных видов деятельности;
- предоставление возможности проявлять инициативу;
- внимание и уважение со стороны взрослых;
- сотрудничество с детьми.
Приобретение начальных знаний по направлениям программы, расширение общего кругозора.
Социальная адаптация к условиям коллектива.
Приобретение навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Развитие основных психических качеств личности, творческих способностей.
Литература
Баль Л.В. Ветрова В.В. Букварь здоровья.- М.: Сфера,2000г.
Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников.
- М.,2000г.
Воробьева И.С. 50 идей как удержать ребенка на месте, М.,1999г.
Воробьева У.Т. Адаптационная программа занятий для дошкольников, выдержки из сборника.- М., 2001г.
Ильина С.Т. Подготовка к школе, М.: Школьная пресса,2001г
Мозговой М. Л.. Программа школьной подготовки.- М.: Коррекция, 2000г.
Новикова Е. В. Логопедическая азбука от звука к слову.- М.: Альфа 2000 г.
Парамонова Л.Г. Подготовка к школе, М.,1999г.
Правила дорожногодвижения. Средняя группа./Сост. Л.Б. Поддубная.-Волгоград: ИТД «орифей».- 96с.
Программы для работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.- Сост. Ф. Е. Штыкало.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002г.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-64с.
Уруитаева О.С. Психология дошкольника. - М., 1998г.
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие-М.: Центр педагогического образования, 2007.-80с.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера,2008.-64с.
Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет .-М.: ТЦ Сфера, 2008.-80с.
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-144с.
Ястребова А.В. Хочу в школу.- М.: Пульс, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности кружка "Хочу все знать"
Организация внеурочной деятельности учащихся проходит через коллективные творческие дела. Они позволяют развивать организаторские способности учащихся, почувствовать себя лидерами. Главное в этой деят...
Программа для лагеря "Хочу все знать"
Программа реализуется через игру,способную пробудить детскую любознательность,вовлечь в активное освоение окружающего мира. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"
Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку...
программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Актуальность программы заключается в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить учащихся с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному кра...
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать " 5-6 класс
Английский язык...
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать "
Программаи кружка...
Комментарии
Спасибо за материал!
Спасибо за материал!