Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"
рабочая программа по теме
Особенность программы позволяет расширить возможности образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_postanovka_golosa_-_5.docx | 53.48 КБ |
struktura_programmy.docx | 14.18 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Программа дополнительного образования по постановке голоса предназначена для учащихся 1-9 классов общеобразовательной школы, имеющих разные стартовые возможности.
В данных условиях программа по вокалу «Чистый голос» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Новизна программы состоит в применении элементов методики обучения эстрадно - джазового мастерства.
Особенность программы позволяет расширить возможности образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников, разных возрастных групп, в вокальной студии на 1 год обучения.
Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Данная программа является компилятивной и составлена на основе методических пособий:
- 30% - Пилипенко, Л. Л. Особенности работы в детской эстрадно-музыкальной студии / Л. Л. Пилипенко, Л. Н. Пичугина. - Методические рекомендации. - Екатеринбург, 2003.
- Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989.
- 45% - Л. Л. Пилипенко, К. П. Матвеева.
- Методика обучения эстрадно-джазового мастерства. – Екатеринбург, 2000. Степняк, Ю. В. Значение эстрадно-джазового искусства в процессе профессиональной подготовки учителя музыки. – Екатеринбург, 2001.
- 25% - Семянникова, О. В. Основы вокальной работы с учащимися общеобразовательной школы в вокальных кружках. - Екатеринбург, 2001.
Программа предусматривает метапредметные связи с искусством, литературой, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоящих из теоретической и практической частей.
Музыкальную основу программы составляют произведения современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности.
Песенный репертуар подбирается в соответствии с возможностями воспитанников, его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирования.
Цель: Сформировать и исполнительские вокальные навыки, через активную музыкально – творческую деятельность
Задачи:
- Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Сформировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
- Расширить знания обучающихся о музыкальной культуре и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства;
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное, ансамблевое и хоровое пение,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Методы работы.
Репродуктивный, творческий, метод импровизации и сценического
движения
Программа рассчитана на 1 год обучения. Имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Формы организации учебной деятельности:
Основные формы работы – индивидуальные и групповые занятия.
Образовательная программа вокальной студии предусматривает формирование универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Исполнительские
- Культурологические;
- Креативные;
- Здоровьесберегающие;
- Коммуникативные.
Условия реализации программы:
- Организация занятий во внеурочное время;
- Правильно подобранный репертуар.
Методическое обеспечение – приложение 1
Техническое обеспечение - микрофоны, микшерный пульт, динамики, СD и DVD проигрыватели, фортепиано, ростовые зеркала и наглядные пособия.
В результате освоения программы прогнозируются следующие результаты.
Воспитанники будут знать:
- основы музыкальной грамоты;
- навыки вокально-хоровой деятельности;
- элементарные представления о голосовом аппарате, о резонаторах;
- культуру поведения на сцене.
- правила техники безопасности;
Воспитанники будут уметь:
- исполнять вокальные произведения различных стилей с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция);
- вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении;
- исполнять простые и сложные вокальные произведения, двухголосные песни;
- исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосья – подголоски;
- двигаться под музыку, не бояться сцены.
Воспитанники будут иметь опыт:
- работы в вокальном ансамбле;
- слушания одновременно звучащих голосов, ведения собственной мелодической линии;
- работы с микрофоном.
II.Содержание работы
1 год (5ч/н. = 170ч/г.)
- Раздел – работа с солистами
Теория – 19ч.
Практика 96ч.
- Певческая установка
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (10-15мин.)
- Певческая установка (5ч.) Посадка певца, положение
корпуса, головы, беседа о гигиене голосового аппарата.
- Навыки пения (5ч.) Определение правильной «стойки»;
навыки пения сидя.
- Певческое дыхание (5ч.) Дыхание перед началом пения;
понимание дыхания в «диафрагму».
- Определение глубокого и активного вдоха (5ч.) Упражнение
на разработку диафрагмы («насос», «обними себя», «сдутый шарик» и т. д.).
- Три позиции дыхания (5ч.) Наклоны влево, вправо и вниз.
Ощущения диафрагм во всех позициях вдоха. Упражнения на ощущения мышц, задействованных в вокальном дыхании (мышцы спины, живота, тазобедренные мышцы).
- Одновременный вдох и начало пения (5ч.) Дыхание перед
началом пения. Определение глубокого и активного вдоха; различные упражнения на активный и глубокий вдох, чередующиеся упражнения.
- Смена дыхания в процессе пения (5ч.) Понятие
«придыхательная» система, чередующиеся упражнения на быструю смену дыхания; закрепление.
- Работа над звуком.
- Музыкальность звука, его высота (5ч.) Звуковедение,
естественный свободный звук на опоре, на дыхании.
- Работа над чистотой интонирования (5ч.) Мягкая и
твердая атака звука.
- Разучивание певческих гласных (5ч.) Позиции вдоха на
каждую согласную; на какие мышцы опираются гласные.
- Переходные звуки (5ч.) Работа над примарными звуками;
упражнение на их «сглаживание»; соединение всех регистров без искажения.
- Расширение диапазона голоса (5ч.) Упражнение на
расслабление связок, освобождения их от зажима; упражнения на улучшение качества «высоких» звуков.
Мягкая атака звука. Определение правильного вдоха для мягкой атаки звука.
- Способы формирования гласных (5ч.) Способы их
формирования в различных регистрах (грудной, головной и средний регистр).
- Округление гласных (5ч.) Понятие «чем выше звук, тем
больше рот». Упражнения на правильную позицию рта, на «поднятие» нёба («купола»).
- Твердая атака звука (5ч.) Понятие «вибрато». Твердая атака
на вибрато; упражнение на активный вдох и одновременного пропевания гласных.
- Способы формирования гласных (5ч.) Работа над
соединением среднего и головного регистра; понятие звука «посередине».
- Артикуляционные задачи.
- Понятие об артикуляционном аппарате (5ч.) Развитие
согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
- Дикция (5ч.) Упражнение на освобождение
артикуляционного аппарата от напряжения («губная вибрация»).
Разучивание скороговорок сначала совсем в медленном темпе, постепенно увеличивая его, для хорошей разминки губ, щек и языка.
- Музыкально-теоретическая подготовка.
- Развитие музыкальной памяти, слуха (5ч.)
Самостоятельный подбор и разучивание «второго» голоса;
- Основы нотной грамоты (5ч.) Обучение
«самостоятельному пению» - акапелла, а так же чистому самостоятельному интонированию.
- Формирование сценической культуры.
- Работа с фонограммой (5ч.) Обучение пользованию
фонограммой с помощью аккомпанирующего инструмента в классе.
- Работа над образом (5ч.) Умение держаться на сцене,
чувствовать себя расковано; освобождение от внутренних зажимов; Раскрытие музыкального образа; психологические тренинги на снятие зажима с лица и тела.
- Работа на сцене (5ч.) Подбор подходящих к образу
движений, постановка театральных движений, использование ритмики. Репетиции. Пение под фонограмму «минус», подбор
костюмов, внедрение театрализации в концертный номер.
Воспитанники будут знать:
- элементарные представления о голосовом аппарате, о резонаторах;
- определение правильной «стойки»; навыки пения сидя.
- основы музыкальной грамоты;
- три позиции дыхания, мышцы, задействованные в вокальном дыхании (мышцы спины, живота, тазобедренные мышцы).
- способы формирования гласных;
- основы нотной грамоты;
- культуру поведения на сцене;
Воспитанники будут уметь:
- исполнять вокальные произведения различных стилей с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция);
- вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении;
- исполнять простые и сложные вокальные произведения;
- исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосья – подголоски;
- в быстром темпе произносить скороговорки;
- двигаться под музыку, не бояться сцены.
Воспитанники будут иметь опыт:
- ведения собственной мелодической линии;
- работы с микрофоном.
II.I Учебно – тематический план по работе с солистами
№п/п | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Певческая установка. Посадка певца. | 6 | 9 | 15 |
2. | Работа над дыханием, определение трех позиций; определение глубокого и активного вдоха; работа с упражнениями на правильное дыхание | 3 | 24 | 25 |
3. | Звуковедение. Работа над чистотой интонирования; переходные звуки; разучивание певческих гласных и согласных. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса; атака звука, скачки. | 5 | 35 | 40 |
4. | Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. | _ | 10 | 10 |
5. | Музыкально-теоритическая подготовка. Основы музыкальной грамоты. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. | 5 | 5 | 10 |
6. | Формирование сценической культуры. Раскрытие музыкального образа, работа с микрофоном, фонограммой «минус», разучивание движений подходящих песне. Подбор костюмов; внедрение театрализации. | _ | 15 | 15 |
7. | Всего: | 19 | 96 | 115 |
II.II. Раздел – работа с ансамблем (55ч.)
Теория – 3ч.
Практика – 52ч.
- Певческая установка.
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (10-15мин.)
- Певческая установка (5ч.) Посадка певца, положение
корпуса, головы, беседа о гигиене голосового аппарата..
- Певческое дыхание (5ч.) Дыхание перед началом пения;
понимание дыхания в «диафрагму».
- Три позиции дыхания (5ч.) Наклоны влево, вправо и вниз.
Ощущения диафрагмы во всех позициях вдоха. Упражнения на ощущения мышц, задействованных в вокальном дыхании (мышцы спины, живота, тазобедренные мышцы). Навыки цепного дыхания
- Работа над звуком.
- Музыкальность звука, его высота (5ч.) Звуковедение,
естественный свободный звук на опоре, на дыхании.
- Работа над чистотой интонирования (5ч.) Мягкая и
твердая атака звука.
- Артикуляционные задачи.
- Понятие об артикуляционном аппарате (5ч.) Развитие
согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
- Дикция (5ч.) Упражнение на освобождение
артикуляционного аппарата от напряжения («губная вибрация»). Разучивание скороговорок сначала совсем в медленном темпе, постепенно увеличивая его, для хорошей разминки губ, щек и языка.
- Формирование чувства ансамбля.
- Коллективная работа (5ч.) Выработка активного унисона
(чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения, выработка коллективного «сотрудничества".
- Разучивание вторых голосов, соединение с первыми (5ч.)
Деление на несложные двухголосные партии, постепенное «включение» голосов путем канона; разучивание скороговорок в секунду и каноном. Работа над чистотой строя.
- Ведение собственной партии (5ч.) Ведение второго голоса
как отдельный самостоятельный голос, без помощи основного первого.
- Сводные репетиции.
- Формирование сценической культуры (5ч.) Сводные
репетиции, пение под фонограмму; разучивание одинаковых движений; подбор музыкального образа; подбор движений.
- III. Учебно – тематический план по работе с ансамблем
№п/п | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Певческая установка. | 1 | 4 | 5 |
2. | Прослушивание голосов. Певческая установка. Дыхание. Навыки цепного дыхания. | 1 | 9 | 10 |
3. | Вокальная позиция. Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением. | 1 | 9 | 10 |
4. | Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. | _ | 10 | 10 |
5. | Двухголосье. Развитие навыков двухголосного пения. Работа над чистотой строя. | _ | 15 | 15 |
6. | Сводные репетиции, пение под фонограмму; разучивание одинаковых движений; подбор музыкального образа. Работа с микрофоном; подбор костюмов, подходящих к содержанию песни.
ВСЕГО: | _ 3 | 5 52 | 5 55 |
Воспитанники будут знать:
- элементарные представления о голосовом аппарате, о резонаторах;
- определение правильной «стойки»; навыки пения сидя.
- основы дыхания, цепного дыхания;
- основы музыкальной грамоты;
- культуру поведения на сцене;
Воспитанники будут уметь:
- исполнять вокальные произведения различных стилей с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция);
- вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении;
- исполнять простые и сложные вокальные произведения;
- исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосья – подголоски;
- двигаться под музыку, не бояться сцены.
Воспитанники будут иметь опыт:
- ведения собственной мелодической линии;
- работы в коллективе;
- работы с микрофоном.
- Приложение
Календарно – тематическое планирование
Примерный репертуарный план вокальной студии
III. Список литературы
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: /Учеб.пособие: в 2 кн./Е. И. Рогов. - Кн. 1.- М.: ВЛАДОС, 2001. – 81 с.
- Красилов, А. И. Психология обучения художественному творчеству [Текст]: Учеб. пособие для психологов и педагогов /А. И.Красилов. - М.: ин-т практ. психологии, 1998. – 55 с.
- Ильина, Т. В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. [Текст]: /Т. В.Ильина - Ярославль, 2000. – 23-39 с.
- Долинская, Е. В. История современной отечественной музыки. Вып. 3./ [Текст] / Е. В.Долинская. - М.: 2001. – 22-25 с.
- Немов, Р. С. Психология: В трех книгах [Текст] / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2000.-Т.1. – 688 с
6. Алиев, Ю. Б. Подросток-музыка-школа. Вопросы методики музыкального воспитания детей. [Текст] / Ю. Б.Алиев. - М.: Просвещение, 1975. - 196с.
7. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / О. А.Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
8. Апраксина, О. А. Музыка в воспитании творческой личности. [Текст] / О. А.Апраксина. - М.:1964. - 364 с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988,594 с.
- Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин. - Ч. 1-я. Свердловск.: 1990. – 104 с.
- Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как её создать [Текст] / А. С. Белкин. - М.: ВЛАДОС, 1991. - 214с.
- Бруднов, А. М. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования. Воспитание школьников [Текст] / А. М. Бруднов. - М.: Просвещение, 1996.- №4. - 342 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгодский. - М.: Просвещение, 1996. - 536 с.
- Гембицкая, Е. Я. Музыкальное воспитание в старшем школьном возрасте [Текст] / Е. Я. Гембицкая.- Музыкальное воспитание в школе. Вып.11, М.: Просвещение, 1976. - 120 с.
- Гембицкая, Е. Я.. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы [Текст] / Е. Я. Гембицкая. - М.: Музыка, 1970. - 118с.
- Гембицкая, Е. Я. Расширение музыкального кругозора учащихся. Музыкальное воспитание в школе [Текст] / Е. Я. Гембицкая. - М.: Музыка, 1964. - вып. № 3. - 125 с.
- Давыдов, В. В. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1991. - 591 с.
- Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989. - 416 с.
- Евладова, Е. Б. Дополнительное образование: проблемы и перспективы развития [Текст] / Е. Б. Евладова, Л. А. Николаева. – Педагогика. - 1995,. - № 5. - 120 с.
- Зборовский, Г. Е. Социология образования [Текст] / Г. Е. Зборовский. - В 2-х ч. Ч. 1. Социология допрофессионального образования. – Екатеринбург.: 1993. - 120 с.
- Кальниченко, З. К. Формирование готовности к самообразованию у школьников разного возраста [Текст] / З. К. Кальниченко. - Музыкальное образование и воспитание учащейся молодёжи: Свердл. гос. Пед. ин-т. - Свердловск.: 1989. - 120 с.
- Кнебель, М. О. Слово о творчестве актёра. [Текст] / М. О. Кнебель. - М.: Просвещение, 1970. - 159с.
- Корина, Г. Проблемы обновления деятельности учреждений дополнительного образования [Текст] / Г. Корина, С. Сальцева. - М.: Школа, 1997. - № 2.- 585 с.
- Краковский, А. О. О подростках [Текст] / А. О. Краковский. - М.: Просвещение, 1970. - 90 с.
- Кузнецов, В. Т. Работа с самодеятельными оркестрами и ансамблями [Текст] / В. Т. Кузнецов. - М.: Музыка, 1981. - 148с.
Примерный репертуарный план для вокальной студии
- Ансамбль « Вдохновение». ПОП-хор Валерия Серебренникова.
Тюмень, 1993; - Дунаевский М.И. « 33 коровы». М., « Дрофа». 2002;
- « За пол часа до весны». Песни на ст. Наума Олева. М., 1986;
- « Когда тебе 16». Лирические песни для старшеклассников. Сов. Композитор. Ленинград, 1984;
- Марченко Л. Детские песни о разном. Вып. 1-3. Ростов на Д., 2000-2002;
- Музыка в школе 5-8 классы. М., МИРОС, 1993;
- «Музыка души» сб. стихов и песен юных авторов. Екатеринбург, 1999;
- Ушакова О.В. « Кошачьи истории». Екатеринбург, 1998;
- Фролова И. « Весёлый гном». Екатеринбург, 2000;
- Фролова И. « Музыкальный городок». Екатеринбург, 1999;
11.Фролова И. «Полюбите сердцем всё, что я люблю». Екатеринбург, 1998.
Программа дополнительного образования вокальной студии «чистый голос»
Предварительный просмотр:
Структура программы
- Пояснительная записка
Направленность программы;
Актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность;
Интеграция (метапредметные связи)
Основная цель и задачи программы
Методы и подходы к работе
Формы организации учебной деятельности
Условия реализации программы
Прогнозируемые результаты
- Содержание программы
II.I. Учебно – тематический план по работе с солистами
II.II Cодержание программы
II.III. Учебно – тематическое планирование по работе с ансамблем
- Литература
- Приложение
Календарно – тематическое планирование
Примерный репертуарный план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования (вокальная группа «Светлячок»)
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления разработана для детей 7 - 10 лет, обучающихся в вокальной группе «Светлячок» (МБОУ «Гимн...
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....
Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
Данной программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....
Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)
Программа по своему характеру является развивающей и обучающей и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, н...
Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокаль...
Программа дополнительного образования "Вокально хоровой пение"
В настоящее время в нашей стране существует мнение, что музыкальный слух – это уникальный божий дар и человеку научиться хорошо, петь очень трудно. Но в современном мире с каждым днем возникает ...