Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
учебно-методический материал по музыке по теме
Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 220 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждено: Согласовано: Рассмотрено:
Председатель Муниципального МБОУ ЦТР и ГО «Радуга» на Методическом совете
экспертного совета Управления «Радуга» заместитель директора по НМР
образования администрации __________ О.Н. Рудакова МБОУ ЦТР и ГО «Радуга»
Тайшетского района « _____» __________ 2013 г. _______________ Е.С. Селезнёв
_______________ Н.Г. Вьюнова « ______» ____________ 2013 г.
« ______» ____________ 2013 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
АВТОРСКАЯ (АДАПТАЦИОННАЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вокально-инструментальный ансамбль»
(срок обучения 3 года)
Автор разработки:
Гореликов И.Н.., педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
Методическое сопровождение:
Кадырова Е.А., методист информационно-методического отдела МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
2013 г.
г. Тайшет
Введение.
Изучение музыки способствует всестороннему развитию личности ребенка. Творческая музыкальная деятельность совершенствует его интеллектуальное и духовное развитие, способствует изучению музыкального и культурного наследия нашей Родины и зарубежных стран. Занятие музыкой развивает навыки самостоятельной практической деятельности, как в области музыкального творчества, так и других областях, где требуются такие качества, как терпение, усидчивость, сосредоточение, трудолюбие, взаимопонимание и взаимоуважение, коллективизм и индивидуальность, понимание общих целей и задач. В настоящее время среди детей школьного возраста чрезвычайно высок интерес к инструментальной музыке, обучению игре на музыкальных инструментах, исполнению музыкальных произведений в составе различных ансамблей. Навыки коллективного творчества развивают у учащихся умение слушать музыку, слышать другие партии в музыкальных произведениях, ритмически организовывают, расширяют, как музыкальный, так и общий кругозор. Особое место в музыкальном творчестве школьников занимают вокально-инструментальные ансамбли. Особенность и специфичность вокально-инструментального ансамбля заключается в том, что он, в рамках целей и задач, решает задачи воспитания и профессиональной ориентации молодежи. Вокально-инструментальный ансамбль выступает на мероприятиях и концертах учреждения, участвует в музыкальных конкурсах различных уровней.
1. Содержание.
- Введение…………………………………………………………………….1
- Пояснительная записка…………………………………………………..3-5
- Учебно-тематический план и содержание разделов программы……… 6-11
- Материально-техническое обеспечение программы…………………...12
- Методическое обеспечение программы……………………………...13-24
- Литература для педагога и обучающихся…………………………........25
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844 и в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
В основу программы положен анализ государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: программы «Школьный вокально-инструментальный ансамбль» автор В.Архипов. Мурманск. 2011г, программа студии вокально-инструментальной музыки В.Кипор, Т.Толбатова. Ростов на Дону.2001г.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки.
Программа рассчитана на детей подросткового возраста 12-18 лет и три года обучения.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа дополнительного образования по обучению школьников игре на музыкальных инструментах и игре в составе вокально-инструментального ансамбля обусловлена социальным заказом поиска оптимальных и доступных форм работы с подростками в системе дополнительного образования на базе муниципального образовательного учреждения ЦТР и ГО «Радуга».
Программа предусматривает постепенное увеличение сложности исполняемых школьниками музыкальных упражнений и пьес. Программа обеспечивает непрерывную связь основного и дополнительного образования, создаёт условия для формирования личного творческого опыта, обеспечивает сохранение свободы детского пространства.
Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для учреждений дополнительного образования детей, которые сами стремятся освоить игру на музыкальных инструментах в ансамбле. При этом это дети не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями.
В исходный программный материал внесены следующие изменения:
- уменьшено количество часов на изучение музыкальной грамоты и теоретической части программы и увеличено количество часов на групповые занятия в ансамбле, разучивание репертуара и концертные выступления.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала детей через приобщение к музыкальной культуре, изучение нотной грамоты, практическое исполнительство в составе вокально-инструментального ансамбля, сольное исполнение.
Задачи.
Обучающие:
1. дать основы теории музыкальной грамоты;
2.обучить приемам различных видов техники игры на музыкальных инструментах;
обучить правилам техники безопасности работы с электроаппаратурой;
научить исполнять музыкальные произведения соло или в ансамбле с учетом динамических оттенков;
Развивающие:
- развить творческие способности и возможности для выступления на сцене;
-развить музыкальную память,
-сформировать и развить навыки самостоятельной работы при занятии вокально-инструментальной музыкой в соответствии с его программным замыслом;
- развить у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации;
Воспитательные:
- приобщить к музыкальной культуре;
- воспитать эстетический вкус;
- воспитать интерес к музыке и творчеству;
-содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
-сформировать ориентацию на продолжение обучения в области музыкального образования.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (групповые)
По завершению 1 года обучения, обучаемые должны знать:
-ноты, буквенные обозначения тональностей, знаки альтерации, репризы, вольты;
-основы гармонии;
-жанры музыки;
Должны уметь:
-читать ноты с листа в пределах 1 октавы, аккорды по буквам, ритм по длительности;
-получить понятие об ансамбле: одновременно вдвоем, втроем и т.д. Начинать и заканчивать игру вместе, исполнять одноголосные мелодии.
По завершению 2 года обучения, обучаемые должны знать:
- квинтовый круг тональностей, интервалы в пределах октавы;
-аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы;
Должны уметь:
-читать партии своих инструментов или голоса с листа, читать ритм, исполнять произведения соло или ансамбля с учетом динамических оттенков, петь с элементами двухголосия;
- самостоятельно работать над музыкальным произведением и уметь исполнять пьесы в составе ВИА;
По завершению 3 года обучения, обучаемые должны знать:
-основы нотной грамоты, анализ разбора нотного текста;
-основы звукорежиссерской деятельности;
Должны уметь:
-исполнять песни в разных стилях с использованием собственной манеры игры (от 3 до 5 произведений);
-импровизировать и делать аранжировки (на примере песен собственного сочинения);
-сбалансировать звук, подключить и настроить инструменты;
-составить проект собственного концертного выступления;
Способы проверки результатов
Контроль осуществляется через концертные выступления, участие в массовых мероприятиях ЦТР и ГО «Радуга», конкурсах, фестивалях, промежуточную диагностику.
Учебно-тематическийц план:
1 год обучения
№ | Содержание и виды занятий | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы музыкальной грамоты. | 12 | 2 | 10 |
2. | Вокально-ансамблевая работа. | 30 | 12 | 18 |
3. | Творческие часы (включая беседы, слушание музыки). | 10 | 4 | 6 |
4. | Групповые занятия на инструментах, работа над репертуаром. | 66 | 66 | |
5. | Концертные выступления (участие в конкурсах, концертах, фестивалях, творческий отчет и генеральные репетиции). | 8 | 8 | |
6. | Работа с электроаппаратурой (уход и настройка инструментов). | 12 | 12 | |
7. | Сценическое поведение и исполнительская культура. | 6 | 6 | |
Итого: | 144 | 18 | 126 |
Содержание программы:
I год обучения:
1.Основы музыкальной грамоты.
Правописание нот, знаков. Ключи скрипичный, басовый, освоение нотной грамоты. Штрихи, оттенки, знаки музыкальной выразительности. Понятия и определение нотных терминов. Длительности, ритмические группы 2/4,3/4,4/4.Использование как пособие музыкальные инструменты: фортепиано, гитара. Изучение знаков альтерации: диез, бемоль ,бекар. Лад как система. Понятие об устойчивости, неустойчивости (1-3-5). Мажор, минор. Особенности тембрового звучания. Построение лада (мажор, минор) от разных нот, на разной высоте. Запись, работа в тональностях: интонирование ступеней, слуховой анализ.
2.Вокально-ансамблевая работа.
Основные характеристики голоса певца. Диапазон голоса, сила голоса, тембр голоса, подвижность голоса. Основы эстрадного исполнения, виды пения и вокальные техники. Академический вокал, эстрадный вокал, джазовый вокал, народное пение. Современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской культуре: хип-хоп,рэп,соул. Вокальные приемы, применяемые в экстремальных музыкальных направлениях: гроулинг, скриминг. Особенности развития мужского голоса и женского голоса. Основные градации мужского голоса: бас, баритон, тенор, контртенор. Женского голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто. Развитие диапазона, навыки интонирования и владения голосом, слуховой контроль. Личная гигиена голоса. Развитие и укрепление правильного дыхания. Понятие атаки звука, особенности вокального пения в ансамбле. Певческая установка, упражнения по развитию силы звука. Упражнения по развитию дикции и артикуляции.
3.Творческие часы (беседы, слушание, посещение концертов).
Жанры музыкальных произведений. Авторская песня, ее роль в жизни нашей страны. Посещение и обсуждение различных мероприятий и концертов.
4.Групповые занятия на инструментах, работа над репертуаром.
Основы ансамблевой игры. Функции каждого инструмента в ансамбле. Использование, оправданность и место звуковых эффектов в произведениях Солирующая роль инструментов в ансамбле. Ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков. Отработка навыков исполнительского мастерства. Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением. Единовременное начало и окончание игры. Слаженная уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей в ансамбле.
Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс (между инструментальной и солирующей группами). Принципы исполнительского мастерства и аккомпанирование солистам. Работа над репертуаром: выбор репертуара на 1 полугодие, выбор репертуара на 2 полугодие. Прослушивание произведений профессиональных исполнителей. Разбор индивидуальных партий в ансамбле.
5.Концертные выступления (участие в конкурсах, концертах, фестивалях, творческий отчет и генеральные репетиции).
6.Работа с электроаппаратурой (уход и настройка инструментов).
Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой. Уход и эксплуатация музыкальных инструментов. Основные правила работы с микрофоном. Регулировка тембров и настройка частот на электрогитаре.
7.Сценическое поведение и исполнительская культура.
Основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене. Формирование навыков работы с микрофоном.
Учебно-тематическийц план:
2 год обучения
№ | Содержание и виды занятий | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Изучение музыкальной грамоты и гармонии. | 12 | 4 | 8 |
2. | Вокально-ансамблевая работа. | 30 | 6 | 24 |
3. | Творческие часы (включая беседы, слушание). | 10 | 4 | 6 |
4. | Групповые занятия на инструментах (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование). | 66 | 66 | |
5. | Работа с электроаппаратурой (пользование, настройка тембра, ремонт). | 8 | 8 | |
6. | Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления). | 12 | 12 | |
7. | Культура поведения на сцене. | 6 |
6 | |
Итого: | 144 | 14 | 130 |
Содержание программы:
II год обучения.
1.Изучение музыкальной грамоты и гармонии.
Трезвучие, септаккорд. Упражнения в построении аккордовых последовательностей. Пение по нотам, слуховой анализ, интонирование в тональностях до семи знаков. Аббревиатура. Гармония как ладовая основа, фундамент. Трезвучие и их роль в ладу. Трезвучие главных ступеней: построение, пение, запись, игра на инструменте, слуховой анализ.
Пение по голосам. Игра на инструменте. Слуховой анализ. Подбор по слуху определения аккордов, функций лада. Практические работы по гармонизации: нотная запись мелодий, запись аккордов, (буквенными обозначениями), аккордов по тактам.
2.Вокально- ансамблевая работа.
Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, округлым, нефорсированным звуком. Выравнивание регистров. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Правильная вокализация, единая подтекстовка. Знакомство с элементами джазового пения. Импровизация в вокале.
Разучивание песен индивидуально свою партию. Разучивание песен в составе вокальной группы. Расширение вокального репертуара и разучивание их в группе. Подготовка к концертным выступлениям, проведение генеральных репетиций.
3.Творческие часы.
Знакомство с новыми направлениями в музыке. Новые группы и их творчество. Интонация, гармония, тональный план в современной музыке. Посещение концертов.
4. Групповые занятия на инструментах (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).
Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом. Дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами. Разбор индивидуальных партий в ансамбле. Разучивание музыкальных произведений и их исполнение. Постановка музыкальных номеров. Отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной музыки. Работа над репертуаром, выбор репертуара на первое полугодие, выбор репертуара на второе полугодие.
5. Работа с электроаппаратурой (пользование, настройка тембра, ремонт).
Уход и эксплуатация музыкальных инструментов; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизия соединительных шнуров, штекеров.
6. Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления).
Участие в городских культурных мероприятиях; проведение творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер-классах.
7. Культура поведения на сцене.
Основные правила поведения на сцене, работа с режиссером, подчинение движения характеру музыки и текста, постановка номеров.
Учебно-тематическийц план:
3 год обучения
№ | Содержание и виды занятий | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Изучение музыкально-теоретической дисциплины (теория музыки, гармония ), | 12 | 4 | 8 |
2. | Вокально-ансамблевая работа. | 30 | 30 | |
3. | Творческие часы (включая беседы, слушание). | 10 | 6 | 4 |
4. | Групповые занятия на инструментах (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование). | 66 | 66 | |
5. | Звукооператорская деятельность, работа с электроаппаратурой. | 6 | 6 | |
6. | Индивидуальная работа с учащимися над сценическим поведением. | 8 | 8 | |
7. | Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления). | 12 | 12 | |
Итого: | 144 | 10 | 134 |
III год обучения.
1.Изучение музыкально-теоретической дисциплины (теория музыки, гармония).
Метроритмика в новой стадии понимания. Чтение, запись. Дальнейшее освоение теоретического материала по теме: «Лад и тональность». Построение интервалов, аккордов, слуховой анализ, диктант.
Анализ произведений: форма, тональный план. Практические упражнения на
инструменте, по вопросам гармонии.
2.Вокально-ансамблевая работа.
Закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное, цепное дыхание, единая подтекстовка, фразировка, ансамбль). Расширение певческого диапазона. Работа над тембром, чистота интонирования. Разучивание репертуара ансамбля. Сольное пение с собственным аккомпанементом. Упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром). Работа по постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков, аккомпанирование .
3.Творческие часы (включая беседы, слушание).
Беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений, Встречи с представителями профессий звукооператора и музыкантами- исполнителями (ДК, музыкальные школы). Экскурсии (цель : расширение кругозора воспитанников о профессиональной деятельности представителей профессий, связанных с вокально-инструментальным направлением и т.д.). Профессиональные пробы воспитанников (концертная деятельность). Записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы).
4.Групповые занятия на инструментах (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).
Солирующая роль каждого инструмента в ансамбле. Подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам. Аранжировка и импровизация на инструментах. Вариации на заданные темы. Исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой.
Подбор по слуху музыкальных произведений. Отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле, записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы). Участие и проведение мастер-классов для учащихся 1-2 года обучения, проведение собственных творческих вечеров. Работа над репертуаром, выбор репертуара на первое полугодие, выбор репертуара на второе полугодие.
5. Звукооператорская деятельность, работа с электроаппаратурой.
Работа звукооператора, его участие в проведении концертных номеров. Звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукозаписи), баланс звука, акустика зала. Устройство пульта, значение верхних и нижних частот монитора, усилительная аппаратура, строение, роль, мощность, возможности. Звуковой баланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале). Регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка). Запись фонограмм ансамблевой игры, звукооператорская деятельность во время мероприятий.
6.Индивидуальная работа с учащимися над сценическим поведением.
Культура поведения на сцене. Формирование навыков движения на сцене вместе с игрой на гитаре. Работа с режиссером.
7.Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в мероприятиях).
Участие в школьных, городских и районных культурных мероприятиях. Проведение творческих часов, совместно с группами первого и второго года обучения, творческие отчеты и вечера группы третьего года обучения. Концертное участие в мастер-классах. Репетиции и проведение отчетного концерта.
Материально-техническое оснащение программы:
Материально - техническое оснащение ВИА должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее: акустическая гитара (2-4 шт.); электрогитары ( бас и ритм, соло- гитара); ударная установка (бас- бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки); клавишные инструменты (электросинтезатор); микрофоны(2-4 шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, наушники, стереомагнитофон, гитарный процессор, звукоисказитель для электрогитары, стойки для микрофонов (2-3 шт.), библиотека музыкальной литературы для учащихся и педагога. Аудитория проведения занятий должна быть звукоизолирующей, инструменты тщательно настроены, их звучание умеренное.
Способы проверки результатов
Проверка и оценка теоретических знаний, исполнительских навыков участников ВИА является неотъемлемой и важной составляющей частью процесса обучения, она строится на принципах систематичности и проводится в течении всего процесса обучения.
В педагогической практике с вокально-инструментальным ансамблем используются различные виды проверки и оценки знаний и исполнительских навыков учеников:
а) регулярные, текущие проверки и оценки знаний и практических навыков;
б) годовое отчётное мероприятие (концерт);
Текущие проверки проводятся практически на каждом занятии. Педагог проверяет домашние задания, знания нотной грамоты, навыки чтения нот, исполнительские навыки – индивидуальные и в составе ансамбля, навыки чтения с листа. Проверки проводятся на групповых занятиях.
Годовое отчетное мероприятие (концерт) проводится в конце года. Вокально-инструментальный ансамбль выступает с концертной программой в зрительном зале перед кружковцами и родителями.
Глоссарий
1.Вокально-инструментальный ансамбль – группа исполнителей (вокалисты, инструменталисты) , выступающих совместно. Вокально-инструментальный ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.
2.Септаккорд- аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.
3.Знаки альтерации- знаки музыкальной нотации (подразумевается, как правило, 5-линейная тактовая нотация), указывающие на повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия. Основные знаки альтерации — диез, бемоль и бекар.
4.Трезвучия - аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.
5.Лад – любая логически дифференцированная система звукоотношений; многоголосный лад в такой трактовке смыкается с одним из значений музыкальной гармонии.
6. Артикуляция - (от articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения последовательных звуков.
7. Квинтовый круг - замкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название. В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными.
8.Реприза- раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала.
9.Вольта - музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры, использующийся для обозначения повторяющейся части музыкального произведения.
10.Слуховой анализ - умение определять интервалы, аккорды и септаккорды на слух.
Методическое обеспечение программы:
Приложение № 1
2 год обучения
Раздел программы №1 «Изучение музыкальной грамоты и гармонии».
Тема №1 «Аккорд. Септаккорд. Упражнения в построении аккордовых последовательностей».
План занятия по предмету «Основы музыкальной грамоты».
Тема занятия: «Аккорд. Септаккорд. Упражнения в построении аккордовых последовательностей».
Цель и задачи занятия:
- повторить предыдущий материал;
- ознакомить учащихся с новым теоретическим материалом;
- закрепить его в практических упражнениях;
Вид занятия: лекционно-практическое занятие.
Оборудование к занятию: нотные листы; электрогитара; схемы, плакаты; нотный материал;
Время проведения занятия: 2 академических часа по 40 минут с перерывом 10 минут.
Ход занятия:
1.Огранизационный момент. – 2 мин.
2. Повторение. – 8 мин.
3. Объяснение нового материала. – 35 мин.
4. Закрепление нового материала. – 40 мин.
5 Домашнее задание. – 5 мин.
Содержание занятия.
Повторение. Фронтальный опрос по теме: «Четыре вида трезвучий».
Вопросы:
- что такое созвучие?
- что такое аккорд?
- что такое трезвучие?
- перечислите различные виды трезвучий?
- какое трезвучие называется большим, малым, увеличенным, уменьшенным?
- как называется каждый звук трезвучия?
- сколько обращений имеет трезвучие?
- как называется первое обращение, второе обращение?
Объяснение нового материала.
Созвучие, состоящее из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом.
Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной - большой или малой - терции.
В зависимости от внутренней структуры, которая определяется интервалом септимы, образующейся между крайними звуками, и трезвучием, лежащим в основе септаккордов, последние имеют семь основных разновидностей (теоретически можно построить больше).
Обращение септаккордов: название, обозначение. Обращение септаккордов (как и трезвучий) возникают каждый раз в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх, начиная с основного вида аккорда (схема). Происхождение самих названий обращений септаккорда обусловлено соотношением между наиболее яркими и характерными для данной гармонии звуками, которыми являются бас, септима и прима. В целом же интервальная структура обращений септаккорда в тесном расположении всегда складывается следующим образом: квинтсекстаккорд –терция, терция, секунда; терцквартаккорд – терция,секунда, терция; секундаккорд – секунда, терция, терция. Разумеется, тоновая величина этих терций и секунд всегда находится прямой зависимости от структуры основного вида соответствующего септаккорда. (На данном занятии не ставится задача подробного изучения основных септаккордов). Закрепление нового материала. Устно: а) строить семь разновидностей септаккордов от определенных звуков. б) определить вид септаккордов (плакат с построенными септаккордами в основном виде от различных звуков). На фортепиано: - игра основных септаккордов от различных звуков. Письменно: - упражнения по построению аккордовых последовательностей;- работа с нотным текстом, гармонический анализ произведений. Домашнее задание: 1.Построить от звука cоль вверх или вниз семь основных структур септаккоров. 2.Определить в аккордах заданные тоны (условие в тетради). 3.В тональности Es-dur написать указанные аккорды, разрешить. 4.Сыграть на фортепиано последовательность аккордов по цифровке (T-D6|4 – T6-II6|5 – D2-T6- VII6|5-D4\3- T-S6|4-T) в 2-3 тональностях по выбору. 5. Привести примеры из музыкальной литературы на использование разных видов аккордов.
Приложение № 2
1 год обучения
Раздел программы№4 «Групповые занятия на инструментах, работа над репертуаром».
Тема№1«Основы ансамблевой игры».
План занятия для ВИА
Место проведения: вокально–инструментальная студия
Участники: группа 1 года обучения.
Тема занятия: «Ансамбль – значит вместе».
Оборудование: 2 электрогитары, бас-гитара, ударная установка, микрофон, мультимедийное оборудование.
Цель занятия:
Привитие навыков работы в ансамбле, воспитание эстетического вкуса, совершенствование исполнительской техники игры на инструментах.
Задачи:
дать представление о сложности понятия “живая музыка”, ВИА на примере творчества групп “Битлз”,“Песняры»;
показать характерные черты ансамблевого исполнения;
развивать творческую активность, музыкальную память, слух при слушании музыки, наблюдательность.
Подготовительный этап
Подготовка к занятию помещения и необходимого оборудования.
Ход занятия
Организационный момент, приветствие (5 минут):
1. приветствие;
2.инструктаж по технике безопасности.
Вводная часть занятия (5 мин.):
1. проверка готовности инструментов;
2. разминка.
Основная часть занятия (30 мин.):
объявление темы занятия;
теоретическая часть (вступительное слово педагога).
- «Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью» (мудрость мира).
- О чём это высказывание? (обучающиеся)
- Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп–группах, научимся разбираться в «настоящей» музыке.
Работа по теме занятия.
1. Понятие “ансамбль”.
- Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и подобрать ассоциации к ключевому слову “ансамбль”.
1. Проверка выполненного задания.
2. Беседа о современной музыке.
- В наше время существует огромное количество вокально-инструментальных ансамблей.
- Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.
- Как вы считаете, почему?
(Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет).
- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных ансамблей. Обратите внимание, что многие группы подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы существуют только потому, что много слушателей, лишённых музыкального вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.
Рассказ с показом слайдов.
Американский певец и композитор Пит Сигер в открытом письме “Всемирный потоп поп–музыки” в 1972 году размышлял: “ Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к забвению старого.
Мне повезло: после краткого периода страстного увлечения развлекательно – популярной музыкой (я играл на теноровом банджо в школьном оркестре) мне удалось открыть для себя настоящий американский фольклор, образцы которого никогда не звучали по радио. По сравнению с этим искусством большинство популярных песенок 30–х годов с их бесконечными вариациями на тему: “милый, милый, не могу без тебя…” показались мне примитивными. Почти все они предназначались лишь для одного: уговорить людей довольствоваться своей судьбой. Существует ли в США популярная музыка, направленная против уклада “истэблишмента”? Да, существует, но до настоящего времени она не имела доступа к коммерческим каналам массового распространения: “подпольная поп–музыка”.
Молодёжь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская индустрия…”
-Что хотел сказать этим Пит Сигер?
- У нас в стране происходит то же самое?
- Почему люди так “грезят” музыкой?
- Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?
- Чем привлекает такая музыка?
- Сегодня на занятии мы прослушаем произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА.
3. Рассказ о группе “Beatles”.
Прослушивание диска с песней “Beatles” “Потому что”. - Кто узнал, что это за ансамбль?
- Какое настроение передаёт музыка?
- Что вы знаете об этом ансамбле? Рассказ с показом слайдов. “Четвёрка из Ливерпуля”, которой было суждено открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей огромные богатства афро-американского фольклора.
БИТЛЗ – английский вокально-инструментальный квартет, самый популярный музыкальный ансамбль 1960–х годов. Возникла группа в Ливерпуле, Великобритании, распалась в 1970 году.
Участники ансамбля: Джон Леннон (9 октября 1940 г. – 8 декабря 1980 г.); Пол Маккартни (18 июня 1942 г.); Джордж Харрисон (25 февраля 1943 г. – 29 ноября 2001 г.); Ринго Старр (7 июля 1940 г.). Пол, Джон и Джордж составили ядро коллектива, остальные музыканты часто менялись. Электрогитар у музыкантов не было. Начинали они, как и тысячи других групп, с сифорла (смесь джаза, блюза и фолка). Постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения – от “The Quarrymen” до “The Beatles”.
Слово “beatles” сочетает в себе два значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно, если учесть его поэтические способности. Джон всегда был их лидером – самый оригинальный из них, самый мятежный духом. Его влияние доминировало в музыке “Битлз”. Пол был столь же музыкально одарённым, и в некоторых отношениях его чисто музыкальное дарование превосходило талант Джона, но именно Джон был вперёдсмотрящим. Лидером Джона делала сила его личности. Он был не просто старше Пола и Джорджа, которые на старых фотографиях выглядят невинными и уязвимыми, какими они были на самом деле. Джон был более зрелым, скептиком, всех видящим насквозь, никому не доверяющим, отдающим себе отчёт в окружающей фальши.
“Beatles” прогрессировали музыкально, но было понятно, что история коллектива близится к логическому завершению. Личные амбиции брали верх. Леннон начал выпускать сольные синглы и выступать со своими новыми друзьями – группой Plastik Ono Band. Его с трудом удалось уговорить не делать официальных заявлений по этому поводу.
Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом на стороне.
Традиционно именно Пола Маккартни считают главным виновником распада “Beatles”, однако, нельзя забывать, что он сделал больше, чем кто-либдругой, чтобы сохранить группу после смерти Эпштейна. В конце 1970 года Маккартни подал в суд на Леннона, Стара и Харрисона, с тем, чтобы аннулировать все существующие между ними договорённости. Разбирательство затянулось на долгие годы, лишая фанатов всякой надежды на возрождение “Beatles”. После убийства Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули последние надежды на воссоединение легендарной команды, слухи о чём периодически появлялись на протяжении 70-х. В 80-е годы музыканты продолжали записываться и выпускать альбомы, правда, всё реже и всё с меньшим успехом. А вот популярность самих “Beatles”, никогда не переживали кризиса. Может быть из-за того, что они ушли со сцены чемпионами.
В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего века, “Beatles” лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века.Прослушивание русской версии песни “Yesterday” - “Вчера” в исполнении педагога в аранжировке синтезатора. - О чём эта песня?
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Исполнение обучающимися. 4. Рассказ об отечественных ВИА.
- В нашей стране термин “бит–группа” был заменён на “вокально-инструментальный ансамбль”. ВИА возникли не на пустом месте. Существовали вокальные группы “Дружба”, “Аккорд”, “Орэра”. Некоторые ансамбли просто копировали западных исполнителей и быстро “сошли со сцены”. Другие же, напротив, искали свой стиль, своё лицо. Как показало время самыми успешными стали те, кто не порвал с народными музыкальными традициями. Секрет их творческого “долголетия” - в неисчерпаемых богатствах фольклора. Один из таких коллективов – белорусский ансамбль “Песняры”.
Валерий Яшкин в журнале “Неман” (№ 10) писал: “Были демократы, был “Биттлз” и масса разных групп. И мне всегда было удивительно, как ребята из Белоруссии вдруг резко стали на слуху. Уже в 1971 году в фильме “Песняры” зазвучал чистейший поток голосов непередаваемой грусти и добра”. Прослушивание песни “Старый конь” («Песняры»). - О каких событиях рассказывается в песне?
- Какие чувства она вызвала у вас? - Что особенного в манере исполнения?
Итоги занятия
- Ливерпульская четвёрка «Beatles» и белорусские “Песняры” - поразмышляйте, чем они схожи и чем отличаются?
- Умение оценить творчество групп очень важно. Не забывайте о красоте и правде музыки, которые оставили нам классики жанра.
Финал открытого занятия:
подведение итогов, результативность, замечания.
Приложение № 3
1 год обучения
Раздел программы №1«Основы музыкальной грамоты».
Тема №4 «Изучение знаков альтерации: диез,бемоль,бекар.
Классификация знаков альтерации.
Знаки и альтерации делятся на две категории – на ключевые и внеключевые (именуемые так же случайными), и отличаются друг от друга способом применения.
Ключевые знаки
Ключевые знаки выставляются при ключе (отсюда и название), с правой стороны в зависимости от тональности произведения. Ключевых знаков может быть от одного – до семи. Семь "диезов" или семь "бемолей" – максимальное количество знаков при ключе, используемое на практике.
Особенность ключевых знаков заключается в том, что они действуют на протяжении всего музыкального произведения, изменяя определённые ноты, во всех возможных октавах. Например (смотрите рисунок под буквой "И"), при ключе стоит один "диез" – ФА (о том, почему этот "диез" имеет именно такое название, вы прочтёте ниже). Это значит, что все ноты ФА в этом предполагаемом произведении должны быть повышены на половину тона. Все ноты ФА, и только ноты ФА, какие только встретятся в процессе изучения нотного текста, следует автоматически повышать на половину тона.
Если при ключе, как например на рисунке под буквой "К", стоят два "диеза" – ФА, ДО (а, о том, почему эти "диезы" называются ФА и ДО, вы прочтёте ниже), то нужно повышать все без исключения ноты ФА и ДО, независимо от того в какой октаве они находятся. Как вы понимаете, надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить ноты, требующие изменения, поэтому информацию о наличии ключевых знаков следует удерживать в памяти на всём протяжении разбора музыкального произведения. Никаких напоминаний по этому поводу в тексте больше не будет. А невнимание к указаниям ключевых знаков грозит тем, что вы сыграете совсем не то, что написано, и хорошо знакомая вам мелодия превратится в нечто неузнаваемое.
Ещё пример (смотрите рисунок под буквой "Л"). При ключе стоит один "бемоль" – СИ (о том, почему этот "бемоль" называется СИ, вы прочтёте ниже). Это значит, все ноты СИ нашего воображаемого произведения, независимо от места их написания (октавы), должны быть автоматически понижены на половину тона. А если при ключе, как, предположим, в примере под буквой "М", стоят два "бемоля" – СИ, МИ (о том, почему эти "бемоли" называются СИ и МИ, вы прочтёте ниже), то понижать нужно уже все ноты СИ и МИ, которые только не встретятся вам по ходу разучивания произведения.
Как вы поняли, для того чтобы суметь использовать ключевые знаки, мало знать, что такой-то знак – "диез", а такой-то – "бемоль", надо знать какие ноты изменяют эти знаки. В примерах под буквой "К" "диезы" назывались – ФА ДИЕЗ и ДО ДИЕЗ, а "бемоли" в примере под буквой "М" – СИ БЕМОЛЬ и МИ БЕМОЛЬ. Почему же знаки альтерации носят названия именно этих нот? – Во-первых и в главных потому, что знаки при ключе имеют строго определённый порядок, "диезы" – свой, а "бемоли" – свой, и этот порядок не изменяется ни при каких обстоятельствах (почему они имеют именно такой порядок, и откуда собственно берутся ключевые знаки, вы прочтёте в 162-м уроке). И если вы знаете, что "диезы" записываются в очерёдности: 1 – ФА, 2 – ДО, 3 – СОЛЬ, 4 – РЕ, 5 – ЛЯ, 6 – МИ, 7 – СИ (рисунок под буквой "Н"), то, увидев при ключе два "диеза", будете автоматически повышать все без исключения ноты ФА и ДО – первую и вторую ноту "диезного" порядка. А увидев, допустим, четыре "диеза", будете повышать все ноты ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, какие только не встретятся по ходу исполнения музыкального произведения (ключевые знаки, как вы поняли, записываются и, следовательно, считываются слева направо). Ключевые "бемоли" имеют следующий порядок: 1 – СИ, 2 – МИ, 3 – ЛЯ, 4 – РЕ, 5 – СОЛЬ, 6 – ДО, 7 – ФА (рисунок под буквой "О"). И, если вы знаете этот порядок, то, увидев при ключе один "бемоль", будете понижать ноты СИ, встретившиеся в тексте. А, увидев, к примеру, три "бемоля", будете понижать все, без исключения, ноты СИ, МИ, ЛЯ, являющимися тремя первыми нотами "бемольного" порядка.
Однако, названия нот, подлежащих изменению ключевыми знаками, можно установить и не зная порядка записи ключевых знаков и теории их возникновения. Давайте вернёмся к примеру под буквой "Н" и внимательно рассмотрим начертание "диезов". Видите, в решётке каждого "диеза" чётко прослеживается косой квадратик? Квадратик первого "диеза" расположился на пятой линии нотного стана. А в этом месте, как вы уже знаете, пишется нота ФА. Поэтому ключевой "диез", квадратик которого размещён на пятой линии нотного стана, называется ФА ДИЕЗ. Квадратик второго "диеза" находится между третьей и четвёртой линией нотного стана. А это место является написанием ноты ДО (нота на третьей линии нотного стана вам известна – это нота СИ, а нота, записанная на следующей ступеньке является следующей по названию нотой, то есть, нотой ДО), поэтому "диез", квадратик которого располагается между третьей и четвёртой линией нотного стана, будет именоваться ДО ДИЕЗ. Точно так же обстоят дела и с остальными пятью "диезами", квадратик которых всегда располагается на месте какой-то ноты, которая и будет служить названием данному "диезу" (можете проверить самостоятельно, знаний у вас для этого достаточно). Единственно, хотелось бы, чтобы вы твёрдо запомнили, что ключевые знаки влияют на все указанные ноты, независимо от октавы. И если, например, в произведении имеются два ключевых "диеза" ФА и ДО, значит повышать нужно не только ноты ФА и ДО, находящиеся на пятой и между третьей и четвёртой линией нотного стана, а и ноты ФА и ДО, располагающиеся в других местах, в соответствии с той октавой, к которой они относятся.
Теперь, рассмотрим ключевые "бемоли" из примера под буквой "О". Хорошо видно, что округлая часть первого "бемоля" написана на третьей линии нотного стана. А третья линия, как известно, является местом расположения ноты СИ. Поэтому "бемоль", находящийся на третьей линии нотного стана, называется СИ БЕМОЛЬ. Второй "бемоль" располагается между четвёртой и пятой линией нотного стана. А место между четвёртой и пятой линией, как вам хорошо известно, является местом ноты МИ. Поэтому "бемоль", располагающийся между четвёртой и пятой линией нотного стана, называется МИ БЕМОЛЬ. Название остальных пяти "бемолей", так же определяется расположением данного знака относительно линий нотного стана (если хотите, можете проверить). И, конечно, как в случае с ключевыми "диезами", хотелось бы, чтобы вы использовали особенности записи ключевых знаков только для одного – установления названия нот, подлежащих изменению. А реально понижали все ноты, наименование которых указано ключевыми "бемолями". То есть, применительно к примеру с двумя "бемолями", понижали не только ноты СИ и МИ, находящиеся на третьей и между четвёртой и пятой линии нотного стана, но и вообще все ноты СИ и МИ, независимо от их октавной принадлежности, и, как следствие, места написания.
Знание правил записи ключевых знаков сослужит вам добрую службу и в толковании спорных, на первый взгляд, эпизодов нотного текста. Посмотрите на рисунок под буквой "П". Как вы думаете, к какой ноте относится "диез": к той, которая написана на пятой линии нотного стана (ФА), к той, которая располагается над пятой линией (СОЛЬ), или к той, которая размещена под первой добавочной линией сверху (СИ)? – Конечно, к ноте СОЛЬ, потому что квадратик "диеза" находится именно над пятой линией, прямо напротив этой ноты.
Чтобы закрепить тему "Ключевые знаки", изучим пример под буквой "Р". При ключе два "диеза" – ФА и ДО. Значит все ноты ФА и все ноты ДО в этом примере, независимо от октавы (то есть, от того, где пишутся, и, как следствие, звучат), должны быть автоматически повышены на половину тона. В примере вы можете обнаружить следующие ноты ФА и ДО (убедиться в том, что перечисленные ниже ноты и в самом деле являются нотами ФА и ДО, вы можете и самостоятельно, отсчитав их по линиям нотного стана (или добавочным линиям) от любых знакомых вам нот (тема 2-го урока):
Ноты ФА: 1 – Нота, расположенная на третьей добавочной линии снизу (нот такой высоты в тексте две, и обе находятся в первом такте); 2 – Нота, расположенная между первой и второй линией нотного стана (нот такой высоты в тексте две – одна находится в первом такте, а другая – во втором); 3 – Нота, расположенная на пятой линии нотного стана (в примере только одна нота ФА такой высоты – в первом такте).
Ноты ДО: 1 – Нота, расположенная на первой добавочной линии снизу (в примере только одна нота такой высоты – в первом такте; 2 – Нота, расположенная между третьей и четвёртой линией нотного стана (в примере две ноты такой высоты – одна находится в первом такте, в другая – во втором); 3 – Нота, расположенная на второй добавочной линией сверху (в примере только одна нота такой высоты, её можно видеть в начале второго такта).
Как видите, нот ФА и ДО в примере несколько. Все они записаны на разной высоте, в соответствии с октавной принадлежностью. Но все они, подчиняясь требованию ключевых "диезов" ФА и ДО, должны быть автоматически повышены на половину тона, и сыграны как ФА ДИЕЗ и ДО ДИЕЗ. Рекомендую обратить внимание так же на то, что возле нот ФА и ДО, никаких дополнительных отметок, напоминающих о необходимости их повышения, нет. Не будет их и в реальном тексте. Понимаете теперь, что я имел ввиду, говоря о внимательном изучении нотного текста? Нот-то подлежащих изменению много, и пропуск любой из них обернётся некорректным прочтением нотной записи.
Внеключевые знаки (случайные)
В отличие от ключевых знаков, выставляемых при ключе и изменяющих нужные ноты во всех без исключения октавах на протяжении всего произведения, случайные знаки появляются непосредственно в тексте и имеют более узкую специализацию. Во-первых, их действие ограничено только тем тактом, в котором они появились. Во-вторых, только той октавой, в которой расположена изменяемая этими знаками нота.
Рассмотрим рисунок под буквой "С".
Первый такт
Возле первой ноты СОЛЬ, написанной на второй линии нотного стана, имеется "диез". Следовательно, данную ноту нужно играть уже не как обычную ноту СОЛЬ, а как ноту СОЛЬ ДИЕЗ (то есть, ноту СОЛЬ, повышенную на половину тона). Данный "диез", коль скоро он появился непосредственно в тексте, является внеключевым или случайным, и действует на протяжении только одного такта, изменяя нужные ноты в пределах только одной октавы. Поэтому следующие три ноты СОЛЬ, записанные на второй линии нотного стана, несмотря на то, что "диеза" возле них нет, нужно так же играть как СОЛЬ ДИЕЗ – на них распространяется действие случайного знака, поставленного ранее. И даже скажу больше, если бы за первой нотой СОЛЬ ДИЕЗ шло ещё сто нот СОЛЬ, написанных на второй линии (Именно на второй, а не на какой-нибудь другой, что, собственно, и означает "в пределах одной октавы"), все их нужно было бы играть как СОЛЬ ДИЕЗ. Но только до конца текущего такта. И, если бы во втором такте опять потребовалось бы повысить ноту СОЛЬ, находящуюся на второй линии нотного стана, "диез" надо было бы ставить снова. Но, вернёмся к первому такту. Кроме того, что зона действия случайных знаков ограничивается одним тактом (тем тактом, в котором они появились), у случайных знаков есть ещё и другое ограничение – высотное. Их влияние ограничено только одной октавой. А это значит, что действуют они только на ноты, находящиеся на одной горизонтальной линии, и никак не изменяют одноимённые ноты, расположенные в других местах. Посмотрите на ноты первого такта. Видите, кроме нот СОЛЬ, находящихся на второй линии и подлежащих повышению в соответствии с правилами внеключевых знаков, здесь имеются ещё две ноты СОЛЬ: одна – над пятой линией нотного стана, а другая – под второй добавочной линией снизу? Так вот, несмотря на то, что две эти ноты так же имеют название СОЛЬ, действие случайного "диеза" на них НЕ распространяется, потому что находятся они в других октавах, и, следовательно, исполняются как обычные, ничем не изменённые ноты СОЛЬ. И, если, к примеру, нужно было бы повысить ноту СОЛЬ, находящуюся, скажем, над пятой линией нотного стана, возле этой ноты обязательно поставили бы ещё один "диез".
Второй такт
Начинается второй такт с ноты СОЛЬ БЕКАР. Обратите внимание, этот "бекар", в данном случае, является необязательным знаком, нахождение которого в тексте и в самом деле не обязательно. Почему? – Потому что случайный знак, поставленный в первом такте, действует, по правилам, на протяжении только того такта, в котором появился. Поэтому ноту, находящуюся на второй линии нотного стана в начале второго такта, и так следовало бы играть как обычную, ничем не изменённую ноту СОЛЬ. Но, тем не менее, возле этой ноты стоит "бекар", являющийся, как уже было замечено, необязательным знаком. А выставляют необязательные знаки тогда, когда предполагают, что исполнитель может забыть правила действия знаков альтерации. Честно говоря, никакой логики в этом нет. Ведь, если исполнитель твёрдо знает правила, не допускающие, кстати, никакого двоякого толкования, то и без напоминаний сыграет как надо. А если не знает, то требуется пояснять буквально каждую ноту, а не какую-то отдельную. Кроме того, большое количество необязательных знаков (а бывает и такое), загромождают нотную запись, и без того порой насыщенную. К слову, необязательными могут быть не только "бекары", но и другие знаки, чаще всего заключённые, в подтверждение статуса "необязательных", в скобки.
Но, мы прервались на ноте СОЛЬ БЕКАР – первой ноте группы, состоящей из двух нот СОЛЬ. Обе они понятно, исполняются как обычные, ничем не изменённые СОЛЬ, поскольку никаких оснований для изменяя высоты их звучания, в виде ключевых или случайных знаков, нет. Но, вот, во второй группе появляется внеключевой, случайный знак "диез", значит и та нота, возле которой он написан, и следующая нота, находящаяся на одной линии с предыдущей нотой, будут называться уже СОЛЬ ДИЕЗ и исполняться, по сравнению с обычной нотой СОЛЬ, на половину тона выше. Во втором такте, так же как и в первом, есть и другие ноты СОЛЬ – над пятой линией нотного стана и под второй добавочной линией нотного стана. Но, поскольку находятся эти ноты в других октавах, нежели та нота, возле которой стоит "диез", действие случайного "диеза" на них НЕ распространяется.
Случайные знаки, встречаются в тексте вне зависимости от наличия или отсутствия ключевых знаков. И чтобы прочесть нотный текст корректно, нужно удерживать в памяти, как те, так и другие: ключевые знаки – на протяжении всего изучения произведения, а случайные – на протяжении того такта, в котором они появились. Впрочем, при разборе музыкальных произведений, я буду напоминать об этом многократно, так что, все произведения, исполненные вами в период обучения, будут сыграны правильно.
Литература для педагога:
- Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст] / П. Агафошин.- М., 1993г.
- Ариевич, С. Практическое руководство игры на бас- гитаре [Текст] / С.Ариевич.-М.,1993г.
- Бранд ,В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля [Текст ] / В. Бранд. - М.,1979г.
- Браславский, Д. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей [Текст] / Д.Браславский. - М., 1993 г.
- Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации [Текст ] / И .Бриль. - М.,1979г.
- Галоян, Э. Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном [Текст] / Э. Галоян. - М.,1972г.
- Зинкевич, В. Курс игры на ударных инструментах [Текст] / В.Зинкевич.-М.,1979г.
- Саульский, Ю.Аранжировка, (эстрадная специализация) [Текст ] / Ю. Саульский.- М., 1997 г.
- Копен, В. Рождение джаза [Текст] / В.Копен .-М.,1994.
10.Купинский, К Школа игры на ударных инструментах [Текст] / К.
Купинский.-М.,1982г.
11.Ларичев, Е.Самоучитель игры на шестиструнной гитаре [Текст] /
Е.Ларичев. - М.,1984г.
12.Мухина,О Возрастная психология [Текст] / О.Мухина. - М.,2000г.
13.Фридкин,Г Практическое руководство по музыкальной грамоте
[Текст] / Г. Фридкин. - М.,1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Прикладная экономика» Программа элективного курса
Программа нового образовательного предмета в рамках дополнительного образо.вания для школьников старших классов. Программа разработана на основе авторской программы Т.Н. Старичено "Экономический практ...
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка. Учебная программа факультатива для 11 класса "Подготовительный"
Адаптированная программа факультативного курса составлена на основе государственной программы "Факультативные курсы". Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотрен...
Программа спецкурса. Авторская адаптационная педагогическая разработка «Английская грамматика для всех»
«Английская грамматика для всех» является спецкурсом для 5 классов и составлена с учетом знаний, которые учащиеся получат на уроках английского языка. Занятия спецкурса проводятся 1 раз в неделю....
Авторская адаптационная педагогическая разработка. Общеразвивающая программа «Твоя Вселенная»
Программа факультатива разработана на основе авторской программы факультативного курса «Твоя Вселенная» Е.П. Левитана, опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «...
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов)...
Авторская адаптационная педагогическая разработка Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории разви...