Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)
рабочая программа по музыке на тему
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.
Песня, современная песня в лицее – школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и музыкальных данных.
Работа направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты.
Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства.
Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.
Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год – 2 часа в неделю, 70 часа в течение года, 18 часов на индивидуальную и концертную деятельность;
2 год – 3 часа в неделю, 105 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность;
3 год — 3 часа в неделю, 108 часов в течение года, 30 часов на индивидуальную и концертную деятельность;
4 год — 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 32 часа на индивидуальную и концертную деятельность;
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 лет.
Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание культурно развивающейся личности.
Задачи:
Образовательные:
обучить основам вокального искусства;
ознакомить с музыкальными жанрами и стилями
произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;
обучить восприятию и анализу музыки;
освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);
обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,
свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;
обучить правилам культуры поведения;
обучить правилам гигиены голоса;
обучить основам хореографии;
обучить технике безопасности.
Развивающие:
развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство
ритма, темпа и т.д.);
развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,
творческую инициативу;
формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на
жесты и др.);
формировать навыки правильной артикуляции;
развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;
развивать умение осознанного отношения к дыханию;
развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;
развивать, умение певческой установки;
развивать координацию и выносливость;
развивать физические данные;
формировать эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества у учащихся;
воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,
упорство и настойчивость;
способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;
обучать культуре общения.
Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:
сознательности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
связи теории с практикой.
Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие
встречи, участие в конкурсах и фестивалях.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа) | 64.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено Протокол от | Согласовано Протокол от заседания МС | Утверждено Приказ МБОУ «СОШ № 2» от | |
Программа дополнительного образования
Наименование программы: «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)
Класс: 7-11
Педагог: Белова А.В.
Ханты-Мансийск
2017
Пояснительная записка.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.
Песня, современная песня в лицее – школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и музыкальных данных.
Работа направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты.
Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства.
Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.
Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год – 2 часа в неделю, 70 часа в течение года, 18 часов на индивидуальную и концертную деятельность;
2 год – 3 часа в неделю, 105 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность;
3 год — 3 часа в неделю, 108 часов в течение года, 30 часов на индивидуальную и концертную деятельность;
4 год — 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 32 часа на индивидуальную и концертную деятельность;
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 лет.
Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание культурно развивающейся личности.
Задачи:
Образовательные:
обучить основам вокального искусства;
ознакомить с музыкальными жанрами и стилями
произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;
обучить восприятию и анализу музыки;
освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);
обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,
свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;
обучить правилам культуры поведения;
обучить правилам гигиены голоса;
обучить основам хореографии;
обучить технике безопасности.
Развивающие:
развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство
ритма, темпа и т.д.);
развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,
творческую инициативу;
формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на
жесты и др.);
формировать навыки правильной артикуляции;
развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;
развивать умение осознанного отношения к дыханию;
развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;
развивать, умение певческой установки;
развивать координацию и выносливость;
развивать физические данные;
формировать эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества у учащихся;
воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,
упорство и настойчивость;
способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;
обучать культуре общения.
Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:
сознательности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
связи теории с практикой.
Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие
встречи, участие в конкурсах и фестивалях.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты.
Предполагаемые результаты
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству;
верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов;
быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы — до второй октавы.
Второй год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нонлегато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, совершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Третий год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Четвертый год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный
ритм;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией.
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Тематический план
(1-й год обучения)
№п/п | Тема занятия | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
Вокально-хоровая работа | ||||
2 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
3 | Певческая установка дыхания | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Распевание | 6 | 1 | 5 |
5 | Дирижерские жесты | 2 | 1 | 1 |
6 | Унисон | 8 | 0,5 | 7,5 |
7 | Вокальная позиция | 3 | 1 | 2 |
8 | Звуковедение | 5 | 0,5 | 4,5 |
9 | Дикция | 5 | 1 | 4 |
10 | Двухголосие | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Работа с солистами | 5 | 5 | |
12 | Сводные репетиции | 4 | 4 | |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
13 | Основы музыкальной грамоты | 3 | 1 | 2 |
14 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 5 | 0,5 | 4,5 |
15 | Развитие чувства ритма | 5 | 0,5 | 4,5 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
16 | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
17 | Народное творчество | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 1 | 1 | |
19 | Беседа о творчестве современных композиторов | 1 | 1 | |
20 | Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах различного уровня | 2 | 2 | |
Концертно - исполнительская деятельность | ||||
21 | Открытый урок для родителей | 2 | 2 | |
22 | Праздники, выступления | 4 | 4 | |
23 | Экскурсии, концерты, театры | * | * | |
Итого | 70 | 10 | 60 |
(2-й год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Вокально-хоровая работа | |||
3 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
4 | Певческая установка дыхания | 3 | 1 | 2 |
5 | Распевание | 10 | 2 | 8 |
6 | Дирижерские жесты | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Унисон | 12 | 1 | 11 |
8 | Вокальная позиция | 6 | 1 | 5 |
9 | Звуковедение | 8 | 1 | 7 |
10 | Дикция | 5 | 1 | 4 |
11 | Двухголосие | 3 | 0,5 | 2,5 |
12 | Работа с солистами | 10 | 10 | |
13 | Сводные репетиции | 8 | 8 | |
14 | Музыкально-теоретическая подготовка | |||
15 | Основы музыкальной грамоты | 5 | 2 | 3 |
16 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 6 | 1 | 5 |
17 | Развитие чувства ритма | 5 | 0,5 | 4,5 |
18 | Теоретико-аналитическая работа | |||
19 | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
20 | Народное творчество | 3 | 1 | 2 |
21 | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 1 | 1 | |
22 | Беседа о творчестве современных композиторов | 1 | 1 | |
23 | Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах | 2 | 2 | |
24 | Концертно-исполнительская деятельность | |||
25 | Открытый урок для родителей | 2 | 2 | |
26 | Праздники, выступления | 8 | 8 | |
27 | Экскурсии, концерты, театры | 4 | 4 | |
Итого | 105 | 16 | 89 |
(3-й год обучения)
(4-й год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
Вокально-хоровая работа | ||||
2 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
3 | Дыхание | 18 | 1 | 17 |
4 | Распевание | 4 | 1 | 3 |
5 | Унисон | 2 | 1 | 1 |
6 | Вокальная позиция | 15 | 1 | 14 |
7 | Дикция | 4 | 1 | 3 |
8 | Звуковедение | 10 | 1 | 9 |
9 | Двухголосие | 6 | 1 | 5 |
10 | Работа с солистами | 13 | 1 | 12 |
11 | Сводные репетиции | 14 | 14 | |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
12 | Элементы музыкальной грамоты | 6 | 1 | 5 |
13 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 8 | 1 | 7 |
14 | Развитие чувства ритма | 6 | 1 | 5 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
15 | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
16 | Беседа народном творчество | 6 | 1 | 5 |
17 | Беседа о творчестве современных композиторов | 1 | 1 | |
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
18 | Праздники, выступления | 18 | 18 | |
19 | Открытый урок для родителей | 2 | 2 | |
19 | Экскурсии, театры | 6 | 6 | |
Итого | 144 | 16 | 128 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Программное содержание Содержание занятия | Дата | |
План | Факт | ||||
Вводное занятие | Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании). | ||||
Вокально-хоровая работа | |||||
Прослушивание голосов | 6 | ||||
Певческая установка дыхания | 10 | ||||
Распевание | 10 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. | |||
Дирижерские жесты | 6 | ||||
Унисон | 8 | ||||
Вокальная позиция | 8 | ||||
Звуковедение | 6 | ||||
Дикция | 5 | ||||
Двухголосие | 8 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. | |||
Работа с солистами | 9 | ||||
Сводные репетиции | 8 | ||||
Музыкально-теоретическая подготовка Основы музыкальной грамоты | 4 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. | |||
Основы музыкальной грамоты | 2 | ||||
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 5 | ||||
Развитие чувства ритма | 5 | ||||
Теоретико-аналитическая работа Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | ||||
Народное творчество | 1 | ||||
Беседа о творчестве композиторов-классиков | 1 | ||||
Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах различного уровня | 2 | ||||
66 | Концертно - исполнительская деятельность Открытый урок для родителей | 6 | |||
67 | Праздники, выступления | 4 | Выступление на школьных праздника: 1 сентября, день Учителя, День матери, новогодние праздники, День защитника отечества, 8 марта, День Победы, Последний звонок, Выпускные вечера. Городские конкурсы и фестивали. Слово доброе о маме, Звездопад, Югорские россыпи, Память. | ||
Экскурсии, концерты, театры |
Реализация:
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Материально-техническое обеспечение курса.
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.
Технические средства обучения:
компьютер
музыкальный центр
микшер
микрофоны
флеш-карты
Учебно-практическое оборудование:
фортепиано
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Литература
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224 с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54 с.
Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995. – 90 с.
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. — М.: «Первое сентября», 2003. – 205 с.
Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начало 20 в. – 2 изд. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.
Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997. – 144 с.
Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. — СПб.: Питер, 2003. – 315 с.
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.- лит., 1989. – 54 с.
Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учеб.-метод, пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2005. – 45 с.
Казачков С.А. От урока к концерту. — издательство Казанского университета, 2000. – 115 с.
Конен В. История зарубежной музыки: учебник. Вып. 3. — 7-е изд., доп. и перераб. — М.6 Музыка, 1989. – 155 с.
Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. — Санкт-Петербург, «Музыка», 2001. – 217 с.
Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке, вып. 1. – Ульяновск, 1999. – 117 с.
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки: учебник. — Изд. 2-е, доп. и перераб. –М. Музыка, 1982. – 207 с.
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99 с.
Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыш, Москва, 2002. – 95 с.
От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /под ред. Бруднова А.К. — М.: Владос, 2000. — 58 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 118 с.
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238 с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания /М.: Центр. Педагогический поиск, 2004. – 203 с.
Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод, пособие. — М.: Владос, 2002. – 178 с.
Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова. — 2 изд. — М.: Айрис — пресс, 2004. – 88 с.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика).
Рогов. Е.И. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 2002. – 165 с.
Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 67 с.
Слуцкая СЛ. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства. — Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование». – 2001 . – 98 с.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"
Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...
Программа дополнительного образования (вокальная группа «Светлячок»)
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления разработана для детей 7 - 10 лет, обучающихся в вокальной группе «Светлячок» (МБОУ «Гимн...
Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"
Особенность программы позволяет расширить возможности образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей...
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....
Программа дополнительного образования "Театральная студия"
Программа рассчитана на три года обучения (5-7 классы) и предполагает знакомство с историей театра, принципами театрального декорирования, с основами изготовления театральных игрушек. Цель программы: ...
Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
Данной программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....
Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)
Программа по своему характеру является развивающей и обучающей и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, н...