Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
рабочая программа на тему
Данной программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_e.v.p.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Устьянский Детско-юношеский центр»
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД «УДЮЦ»
«_1_» сентября 2011г __________Заостровцева О.Г,
Программа
дополнительного образования детей
«Вокально-инструментальный ансамбль».
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся – 9-18 лет
Педагог дополнительного образования:
Ергин Владимир Павлович.
п. Октябрьский
2011 год
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни детей. Хорошая песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения. Программа вокально-инструментального ансамбля имеет художественную направленность и охватывает широкий круг произведений всех стилей и жанров, приобщает к основам мировой культуры, развивает музыкально-эстетический вкус, воспитывает нравственные чувства, приобщает к истинным духовным ценностям.
Программа ВИА составлена на основе программы студии вокально-инструментальной музыки (авторы В.Кипор, Т.Толбанова, Т. Агаева, Л. Боброва). Актуальность программы в том, что она отвечает запросам современных подростков на такой вид музыкальной деятельности.
Новизна программы ВИА в широком круге произведений, это и эстрадные шлягеры, образцы художественной музыки, лирические народные песни и песни бардов с их политическими текстами.
Цель: создание условий для реализации творческого потенциала подростка через приобщение к основам мировой музыкальной культуры, а также развитие музыкальных и творческих способностей, определяющие успех музыкальной деятельности.
Задачи
Обучающие: формировать знания и умения, предусмотренные программой. Формировать исполнительские навыки в области музицирования и пения. Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, коллективное пение).
Развивающие: развивать музыкально-эстетический вкус, расширять музыкальный кругозор, развивать активное восприятие музыки. Развивать приобщение учащихся к вокально-инструментальному искусству.
Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, товарищество, инициативу.
Данная программа составлена для детей 9-18 лет, предполагает получение детьми допрофессионального музыкального образования. Программа ВИА рассчитана на 3 года обучения (1 год – 192ч., 2 год - 192ч., 3 год - 192ч.).
1й год – 2 раза в неделю по 3 часа.
2-й год - 2 раза в неделю по 3 часа.
3й год - 2 раза в неделю по 3 часа.
Занятия проводятся индивидуально и группами 5-7 человек, а также всем составом.
Формы занятий: теория и практика соединяются на каждом занятии, сюда включены уроки по теории музыки, гармонии, слушание музыки, разбор музыкальных песен и партий, а также обучение игре на различных инструментах, отработке вокальных и ансамблевых навыков, постановка голоса.
Содержание программы постепенно усложняется:
1й год обучения включает в себя общие занятия, теорию музыки, индивидуальные занятия, игра на инструментах, вокал, концертная деятельность.
2й год обучения: теория, ансамбль, индивидуальные занятия, общие занятия (вокал, инструменты), концертная деятельность.
3й год обучения: теория, индивидуальные занятия, общие занятия, вокал, игра на инструментах, концертная деятельность.
Знания и умения по итогам обучения
По окончании 1го года обучения дети должны уметь: читать ноты в пределах 1 октавы, аккорды по буквам, ритм по длительности, иметь понятие об ансамбле.
По окончании 2го года обучения дети должны уметь: владеть техникой игры на гитаре, ударных инструментах, клавишных (пианино, синтезатор), разбирать тексты песен, в исполнении уметь передавать все оттенки чувств.
По итогам 3го года обучения учащиеся должны хорошо владеть инструментом, приемами игры (как пальцами, так и медиатором), голосом, иметь навыки ансамблевой игры, передавать характер музыкальных произведений.
Способы определения результатов обучения:
- зачетные занятия;
- итоговые занятия.
Формы подведения итогов обучения:
- концерт;
- творческий отчет;
- участие в конкурсах, фестивалях разного уровня (районные, областные, межобластные, российские).
Учебно-тематический план
I год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I | Музыкально-теоретические дисциплины | 26 | 40 | 66 |
1 | Введение. Общие сведения о предмете, программе. Техника безопасности. Режим и требования к занятиям. | 2 | 2 | |
2 | Ноты, табулатура | 2 | 4 | 6 |
3 | Система длительности звуков. Тон, полутон. Знаки альтерации. | 2 | 2 | 4 |
4 | Лад: мажор, минор. | 6 | 10 | 16 |
5 | Интервалы в пределах октавы | 6 | 12 | 18 |
6 | Тональность | 4 | 6 | 10 |
7 | Построение аккордов в миноре, мажоре | 4 | 6 | 10 |
II | Клавишные инструменты (синтезатор) | 6 | 8 | 14 |
1 | Введение. Функция клавишных в ансамбле. Постановка рук. | 2 | 2 | 4 |
2 | Устройство инструмента | 2 | 2 | |
3 | Музыкальная грамота | 2 | 2 | |
4 | Игра на инструменте. Практическая часть | 6 | 6 | |
III | Струнные инструменты | 6 | 56 | 42 |
1 | Электрогитара. Устройство инструмента. Постановка рук. | 2 | 2 | |
2 | Освоение видов техники | 28 | 28 | |
3 | Игра по буквенно-цифровому обозначению и табулатуре. Исполнение различных ритмов. | 2 | 2 | |
4 | Упражнения, гаммы, арпеджио. Игра с медиатором. Исполнение песен. | 4 | 4 | |
5 | Бас-гитара: устройство, характеристика, подключение инструмента | 2 | 6 | 8 |
6 | Постановка рук. Игра пальцами- и медиаторами. аппликатура | 16 | 16 | |
7 | Гаммы и упражнения игры по нотам и табулатуре | 2 | 2 | |
IV | Ударные инструменты | 16 | 12 | 28 |
1 | Сведения об инструменте, устройство, уход за ним | 6 | 6 | |
2 | Постановка рук | 4 | 12 | 16 |
3 | Простые размеры | 6 | 6 | |
V | Основные певческие навыки | 2 | 10 | 12 |
1 | Певческая установка. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти | 2 | 10 | 12 |
VI | Ансамбль (II полугодие) | 26 | 26 | |
1 | Значение термина. Слаженное исполнение музыки и подчинение художественному образу. Понятие «аккомпанимент». Слаженная и уравновешенная игра. Звуковой баланс. | 20 | 20 | |
2 | Разучивание 3-х песен и аккомпанемент солистам | 6 | 6 | |
VII | Беседы о музыке и слушание музыки и песен | 6 | 6 | |
VIII | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ВСЕГО: | 56 | 160 | 216 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I | Музыкально-теоретические дисциплины | 26 | 46 | 72 |
1 | Квинтовый круг тональностей | 4 | 6 | 10 |
2 | Аббревиатуры нотного текста | 2 | 4 | 6 |
3 | Интервалы, трезвучия аккордов | 12 | 20 | 32 |
4 | Аккордовые последовательности | 4 | 8 | 12 |
5 | Гармонизация мелодии | 4 | 8 | 12 |
II | Клавишные инструменты (синтезатор) | 6 | 40 | 48 |
1 | Новые типы клавишных инструментов. Принципы эксплуатации. Технические характеристики. Хранение инструмента. | 2 | 2 | |
2 | Гаммы, аккорды | 4 | 8 | 12 |
3 | Выразительные средства, звуковые эффекты | 2 | 16 | 18 |
4 | Игра по нотам | 16 | 16 | |
III | Струнные инструменты. электрогитара | 6 | 36 | 42 |
1 | Закрепление знаний, умений 1 года обучения. Техника безопасности | 2 | 2 | |
2 | Исполнение гамм, аккордов, чтение нот с листа, аккордов по буквам и цифрам | 10 | 10 | |
3 | Бас-гитара. Закрепление знаний 1 года обучения. Настройка инструмента, тембры | 2 | 18 | 20 |
IV | Ударные инструменты | 2 | 6 | 8 |
1 | Устройство и эксплуатация ударной установки | 1 | 2 | 3 |
2 | Нотная запись ритмов. Исполнение ритмов по слуху | 1 | 1 | |
3 | Изучение различных ритмов | 1 | 1 | |
V | Вокальная работа | 3 | 3 | |
1 | Закрепление навыков дыхания, звукообразования, дикция | 2 | 2 | |
2 | Элементы двухголосия. Пение в унисон. Разучивание песен индивидуально. Исполнение с вокально-инструментальным ансамблем | 6 | 6 | |
VI | Ансамбль | 2 | 8 | 10 |
1. | Роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпаниментом | 2 | 2 | |
2 | Развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения, единство темпоритма | 10 | 10 | |
3 | Разучивание песен и инструментальных пьес, и их исполнение. Характер музыки. Особенности музыкального стиля | 4 | 4 | |
4 | Работа с текстом песен. Постановка номеров | 2 | 2 | |
VII | Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки | 2 | 2 | |
VIII | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
IX | ВСЕГО: | 44 | 172 | 216 |
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I | Музыкально-теоретические дисциплины | 6 | 10 | 16 |
1 | Эстрадная музыка XX века | 4 | 8 | |
2 | Вокально-инструментальный ансамбль как новое направление в искусстве | 2 | 2 | |
3 | Вопросы музыкальной формы | 6 | 6 | 12 |
II | Профессиональная подготовка | 4 | 4 | |
1 | Музыка XXI века. Современные стили и направления | 4 | 6 | |
III | Клавирная техника как элемент единства ансамбля | 14 | 20 | |
1 | Техника игры как элемент единства ансамбля | 18 | 18 | 24 |
2 | Другие инструменты: струнные (гитары), ударные | 6 | 20 | 26 |
IV | Вокально-ансамблевая работа | 2 | 18 | 20 |
1 | Фразировка, ансамбль, единая подтекстовка, цепное дыхание | 8 | 8 | |
2 | Расширение певческого диапазона. Работа над тембром, чистотой звукообразования. Разучивание репертуара | 2 | 2 | 4 |
V | Ансамбль | 2 | 20 | 22 |
1 | Повторение и закрепление навыков игры в ансамбле. Функции и роль инструментов. Звуковой баланс. Разучивание песен и пьес. Исполнение песен с солистами. Раскрытие художественного образа. Импровизация. Чтение нот с листа. | 14 | 14 | |
VI | Концертная деятельность | 2 | 10 | 12 |
VII | Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки | 4 | 4 | 8 |
1 | Знакомство с новыми направлениями в музыке. Новые группы и их творчество | 4 | 4 | |
2 | Бардовская песня. Популярная музыка | 4 | 4 | |
VIII | Итоговое занятие | 2 | ||
IX | ВСЕГО: | 74 | 142 | 216 |
Список литературы
- Вахромеев В.А. – «Элементарная теория музыки»
- Максимов С.Е. – «Теория музыки»
- Агафонин П.С. – «Самоучитель игры на гитаре»
- Брылин Б.А. – «Вокально-инструментальные ансамбли»
- Зильберквит М.П. – «Мир музыки»
- Кипор В., Толбанова Т. – «Вокально-инструментальные ансамбли»
- Исаева И.О. – «Эстрадное пение (развитие музыкальных способностей)»
- Шиндина Н.Г. – «Школа игры на шестиструнной гитаре»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Ансамбль" ПО.01.УП.02.В.02
Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся 1-8(9) классов фортепианного отделения детской школы искусств....
Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Ансамбль" (2014-15 уч. год)
Программа для учащихся 5-8 классов студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль....
программа дополнительного образования культурно-эстетической направленности "ансамбль ударных инструментов"
Отличительные особенностиДанная программа обучения не имеет аналогов и сориентирована на подростков 10 – 16 лет (как мальчиков, так и девочек), не имеющих специальной музыкальной подготовки, но прояви...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"
Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует федеральным государстве...