Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
рабочая программа на тему

ЕРГИН ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

Данной  программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_e.v.p.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Устьянский Детско-юношеский центр»

Утверждаю                                                                            

Директор  МБОУ ДОД «УДЮЦ»                              
«_1_» сентября 2011г                                                                                  __________Заостровцева О.Г,

Программа

дополнительного образования детей

«Вокально-инструментальный ансамбль».

Срок реализации – 3 года

Возраст обучающихся – 9-18 лет

Педагог дополнительного образования:

Ергин Владимир Павлович.

п. Октябрьский

2011 год

Пояснительная записка

Музыка играет важную роль в жизни детей. Хорошая песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения. Программа вокально-инструментального ансамбля имеет художественную направленность и охватывает широкий круг произведений всех стилей и жанров, приобщает к основам мировой культуры, развивает музыкально-эстетический вкус, воспитывает нравственные чувства, приобщает к истинным духовным ценностям.

Программа ВИА составлена на основе программы студии вокально-инструментальной музыки (авторы В.Кипор, Т.Толбанова, Т. Агаева, Л. Боброва). Актуальность программы в том, что она отвечает запросам современных подростков на такой вид музыкальной деятельности.

Новизна программы ВИА в широком круге произведений, это и эстрадные шлягеры, образцы художественной музыки, лирические народные песни и песни бардов с их политическими текстами.

Цель: создание условий для реализации творческого потенциала подростка через приобщение к основам мировой музыкальной культуры, а также развитие музыкальных и творческих способностей, определяющие успех музыкальной деятельности.

Задачи

Обучающие: формировать знания и умения, предусмотренные программой. Формировать исполнительские навыки в области музицирования и пения. Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, коллективное пение).

Развивающие: развивать музыкально-эстетический вкус, расширять музыкальный кругозор, развивать активное восприятие музыки. Развивать приобщение учащихся к  вокально-инструментальному искусству.

 Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, товарищество, инициативу.

Данная программа составлена для детей 9-18 лет, предполагает получение детьми допрофессионального музыкального образования. Программа ВИА рассчитана на 3 года обучения (1 год – 192ч., 2 год -             192ч., 3 год - 192ч.).

1й год – 2 раза в неделю по 3 часа.

2-й год - 2 раза в неделю по 3 часа.

3й год - 2 раза в неделю по 3 часа.

Занятия проводятся индивидуально и группами 5-7 человек, а также всем составом.

Формы занятий: теория и практика соединяются на каждом занятии, сюда включены уроки по теории музыки, гармонии, слушание музыки, разбор музыкальных песен и партий, а также обучение игре на различных инструментах, отработке вокальных и ансамблевых навыков, постановка голоса.

Содержание программы постепенно усложняется:

1й год обучения включает в себя общие занятия, теорию музыки,   индивидуальные занятия, игра на инструментах, вокал, концертная деятельность.

2й год обучения: теория, ансамбль, индивидуальные занятия, общие занятия (вокал, инструменты), концертная деятельность.

3й год обучения: теория, индивидуальные занятия, общие занятия, вокал, игра на инструментах, концертная деятельность.

Знания и умения по итогам обучения

По окончании 1го года обучения дети должны уметь: читать ноты в пределах 1 октавы, аккорды по буквам, ритм по длительности, иметь понятие об ансамбле.

По окончании 2го года обучения дети должны уметь: владеть техникой игры на гитаре, ударных инструментах, клавишных (пианино, синтезатор), разбирать тексты песен, в исполнении уметь передавать все оттенки чувств.

По итогам 3го года обучения учащиеся должны хорошо владеть инструментом, приемами игры (как пальцами, так и медиатором), голосом, иметь навыки ансамблевой игры, передавать характер музыкальных произведений.

Способы определения результатов обучения:

- зачетные занятия;

- итоговые занятия.

Формы подведения итогов обучения:

- концерт;

- творческий отчет;

- участие в конкурсах, фестивалях разного уровня (районные, областные, межобластные, российские).

Учебно-тематический план

I год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I

Музыкально-теоретические дисциплины

26

40

66

1

Введение. Общие сведения о предмете, программе. Техника безопасности. Режим и требования к занятиям.

2

2

2

Ноты, табулатура

2

4

6

3

Система длительности звуков. Тон, полутон. Знаки альтерации.

2

2

4

4

Лад: мажор, минор.

6

10

16

5

Интервалы в пределах октавы

6

12

18

6

Тональность

4

6

10

7

Построение аккордов в миноре, мажоре

4

6

10

II

Клавишные инструменты  (синтезатор)

6

8

14

1

Введение. Функция клавишных в ансамбле. Постановка рук.

2

2

4

2

Устройство инструмента

2

2

3

Музыкальная грамота

2

2

4

Игра на инструменте. Практическая часть

6

6

III

Струнные инструменты

6

56

42

1

Электрогитара. Устройство инструмента. Постановка рук.

2

2

2

Освоение видов техники

28

28

3

Игра по буквенно-цифровому обозначению и табулатуре. Исполнение различных ритмов.

2

2

4

Упражнения, гаммы, арпеджио. Игра с медиатором. Исполнение песен.

4

4

5

Бас-гитара: устройство, характеристика, подключение инструмента

2

6

8

6

Постановка рук. Игра пальцами- и медиаторами. аппликатура

16

16

7

Гаммы и упражнения игры по нотам и табулатуре

2

2

IV

Ударные инструменты

16

12

28

1

Сведения об инструменте, устройство, уход за ним

6

6

2

Постановка рук

4

12

16

3

Простые размеры

6

6

V

Основные певческие навыки

2

10

12

1

Певческая установка. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти

2

10

12

VI

Ансамбль (II полугодие)

26

26

1

Значение термина. Слаженное исполнение музыки и подчинение художественному образу. Понятие «аккомпанимент». Слаженная и уравновешенная игра. Звуковой баланс.

20

20

2

Разучивание 3-х песен и аккомпанемент солистам

6

6

VII

Беседы о музыке и слушание музыки и песен

6

6

VIII

Итоговое занятие

2

2

ВСЕГО:

56

160

216

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I

Музыкально-теоретические дисциплины

26

46

72

1

Квинтовый круг тональностей

4

6

10

2

Аббревиатуры нотного текста

2

4

6

3

Интервалы, трезвучия аккордов

12

20

32

4

Аккордовые последовательности

4

8

12

5

Гармонизация мелодии

4

8

12

II

Клавишные инструменты  (синтезатор)

6

40

48

1

Новые типы клавишных инструментов. Принципы эксплуатации. Технические характеристики. Хранение инструмента.

2

2

2

Гаммы, аккорды

4

8

12

3

Выразительные средства, звуковые эффекты

2

16

18

4

Игра по нотам

16

16

III

Струнные инструменты. электрогитара

6

36

42

1

Закрепление знаний, умений 1 года обучения. Техника безопасности

2

2

2

Исполнение гамм, аккордов, чтение нот с листа, аккордов по буквам и цифрам

10

10

3

Бас-гитара. Закрепление знаний 1 года обучения. Настройка инструмента, тембры

2

18

20

IV

Ударные инструменты

2

6

8

1

Устройство и эксплуатация ударной установки

1

2

3

2

Нотная запись ритмов. Исполнение ритмов по слуху

1

1

3

Изучение различных ритмов

1

1

V

Вокальная работа

3

3

1

Закрепление навыков дыхания, звукообразования, дикция

2

2

2

Элементы двухголосия. Пение в унисон. Разучивание песен индивидуально. Исполнение с вокально-инструментальным ансамблем

6

6

VI

Ансамбль

2

8

10

1.

Роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпаниментом

2

2

2

Развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения, единство темпоритма

10

10

3

Разучивание песен и инструментальных пьес, и их исполнение. Характер музыки. Особенности музыкального стиля

4

4

4

Работа с текстом песен. Постановка номеров

2

2

VII

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

2

2

VIII

Итоговое занятие

2

2

IX

ВСЕГО:

44

172

216

Учебно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I

Музыкально-теоретические дисциплины

6

10

16

1

Эстрадная музыка XX века

4

8

2

Вокально-инструментальный ансамбль как новое направление в искусстве

2

2

3

Вопросы музыкальной формы

6

6

12

II

Профессиональная подготовка

4

4

1

Музыка XXI века. Современные стили и направления

4

6

III

Клавирная техника как элемент единства ансамбля

14

20

1

Техника игры как элемент единства ансамбля

18

18

24

2

Другие инструменты: струнные (гитары), ударные

6

20

26

IV

Вокально-ансамблевая работа

2

18

20

1

Фразировка, ансамбль, единая подтекстовка, цепное дыхание

8

8

2

Расширение певческого диапазона. Работа над тембром, чистотой звукообразования. Разучивание репертуара

2

2

4

V

Ансамбль

2

20

22

1

Повторение и закрепление навыков игры в ансамбле. Функции и роль инструментов. Звуковой баланс. Разучивание песен и пьес. Исполнение песен с солистами. Раскрытие художественного образа. Импровизация. Чтение нот с листа.

14

14

VI

Концертная деятельность

2

10

12

VII

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

4

4

8

1

Знакомство с новыми направлениями в музыке. Новые группы и их творчество

4

4

2

Бардовская песня. Популярная музыка

4

4

VIII

Итоговое занятие

2

IX

ВСЕГО:

74

142

216

Список  литературы

  1. Вахромеев В.А. – «Элементарная теория музыки»
  2. Максимов С.Е. – «Теория музыки»
  3. Агафонин П.С. – «Самоучитель игры на гитаре»
  4. Брылин Б.А. – «Вокально-инструментальные ансамбли»
  5. Зильберквит М.П. – «Мир музыки»
  6. Кипор В., Толбанова Т. – «Вокально-инструментальные ансамбли»
  7. Исаева И.О. – «Эстрадное пение (развитие музыкальных способностей)»
  8. Шиндина Н.Г. – «Школа игры на шестиструнной гитаре»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Ансамбль" ПО.01.УП.02.В.02

Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся 1-8(9) классов фортепианного отделения детской школы искусств....

Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Ансамбль" (2014-15 уч. год)

Программа для учащихся 5-8 классов студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль....

программа дополнительного образования культурно-эстетической направленности "ансамбль ударных инструментов"

Отличительные особенностиДанная программа обучения не имеет аналогов и сориентирована на подростков 10 – 16 лет (как мальчиков, так и девочек), не имеющих специальной музыкальной подготовки, но прояви...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"

Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует  федеральным государстве...