Программа работы педагогической мастерской «Технология мониторинга и обработки статистических данных»
методическая разработка по теме
В настоящее время мониторинг в системе дополнительного образования является актуальным и востребованным, так как позволяет выявить конкретные результаты педагогической деятельности, и характер этих результатов позволяет определить, каково качество образовательного процесса в целом.
Мониторинг в дополнительном образовании детей разворачивает целую систему индивидуального образовательного пути в рамках единого социального и образовательного пространства. Важнейшие результаты образования рассматриваются как самостоятельность и способность в умении отстаивать свои права, готовность нести ответственность за использование достижения в системе дополнительного образования.
Данная программа была разработана с целью обучить заведующих отделами и педагогов дополнительного образования технологиям работы со статистическими данными и мониторинговыми таблицами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области"
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Методическим советом ДПШ Протокол № __ от _________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор ДПШ ___________ А.И. Хакимова Приказ № __ от ______________ |
«Технология мониторинга и обработки статистических данных»
Программа работы педагогической
мастерской
(ПРОЕКТ)
Составитель: Бабенко Е.В.
методист ДПШ
Кувандык 2014
Пояснительная записка
В настоящее время мониторинг в системе дополнительного образования является актуальным и востребованным, так как позволяет выявить конкретные результаты педагогической деятельности, и характер этих результатов позволяет определить, каково качество образовательного процесса в целом.
Мониторинг характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. То есть, это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления любой образовательной системой.
Мониторинг в дополнительном образовании детей разворачивает целую систему индивидуального образовательного пути в рамках единого социального и образовательного пространства. Важнейшие результаты образования рассматриваются как самостоятельность и способность в умении отстаивать свои права, готовность нести ответственность за использование достижения в системе дополнительного образования.
Мониторинг качества образования в МБОУДОД ДПШ – процедура системного сбора и анализа данных по всем видам деятельности детских объединений с целью распространения передового опыта и коррекции негативных аспектов деятельности педагогов. Он предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах и осуществляется на всех уровнях: начиная от творческого объединения, структурного подразделения, до мониторинга деятельности учреждения в целом.
Поскольку, сложившаяся в учреждении система мониторинга требует подготовленных кадров, создана программа работы педагогической мастерской «Технология мониторинга и обработка статистических данных», которая направлена на обучение сотрудников различным технологиям работы в электронных таблицах. Это позволит заведующим отделами и педагогам правильно анализировать образовательный процесс и делать его совершенней посредством использования электронных таблиц MS Word и MS Excel и другого программного обеспечения.
Основной обучающей технологией и формой организации занятий с кадрами является технология мастерской. Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности. Своё название технология получила от того, что в ней есть мастер. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нём участие все, включая самого мастера.
В мастерской важно не только сообщить и освоить информацию, сколько научить творить, помочь каждому участнику мастерской самостоятельно освоить тот или иной вид деятельности. Процесс обработки статистических данных и работа с данными мониторинга – это алгоритмизированный процесс, где проявление творчества невозможно, однако в режиме мастерской обучаемый может увидеть взаимосвязи и взаимозависимость всех компонентов системы мониторинга, может внести изменения, совершенствовать свою коммуникативную, информационную компетентности.
Цель: обучить технологиям работы со статистическими данными и мониторинговыми таблицами.
Задачи:
- научить создавать и заполнять таблицы в программе MS Excel;
- научить заполнять мониторинговые таблицы в программе MS Word.
Ожидаемые результаты и методы их отслеживания
Результат | Метод |
- умение создавать и заполнять электронную таблицу «Список воспитанников на 2013-14 уч.г.» в программе Microsoft Excel | Анализ готовых документов |
- умение заполнять электронную таблицу «Алфавитная книга МБОУДОД ДПШ» в программе Microsoft Excel | Анализ готовых документов |
- умение работать с данными по результатам диагностики в электронной таблице «Диагностика ЗУН в объединении» в программе Microsoft Excel | Анализ готовых документов |
- умение создавать диаграммы в программе Microsoft Excel по результатам входящей, текущей и итоговой диагностик | Анализ готовых документов |
- владение навыками работы с таблицами: «Мониторинг образовательной деятельности УДОД по спискам детей», «Мониторинг образовательной деятельности УДОД по педагогам», «Мониторинг программного обеспечения» в программе MS Word | Анализ готовых документов |
Учебно-тематический план
Тема | Всего часов | Теория | Практика | |
1. | Основы работы в среде MS Excel | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.1 | Электронные таблицы как элемент Базы данных | 1 | 0 | 1 |
1.2 | Создание диаграмм | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Работа с таблицами в MS Word | 2 | 0,5 | 1,5 |
Содержание программы
- Основы работы в среде MS Excel
Назначения и основные возможности программы Microsoft Excel. Запуск программы MS Excel и завершение её работы. Основные элементы окна программы. Основные объекты электронной таблицы MS Excel. Ввод и редактирование данных в электронной таблице.
- Электронные таблицы как элемент Базы данных
Создание документа MS Excel. Создание и заполнение таблиц MS Excel: «Список воспитанников», «Алфавитная книга», «Диагностика ЗУН в объединении».
- Создание диаграмм
Построение и внесение данных в таблицу Ms Excel. Построение диаграмм на основании табличных данных по результатам входящей, текущей и итоговой диагностик.
- Работа с таблицами в MS Word
Преобразование набранного текста в таблицу в программе Word. Удаление таблицы, сохранив ее текст в программе Word. Работа со списками Word. Форматирование текста в таблице. Сортировка таблицы. Заполнение таблиц мониторинга.
Методическое обеспечение программы
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая
создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание, но и важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Главное в мастерской - это реализация возможностей творчества.
Основные этапы мастерской:
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности.
Индуктор – всё то, что побуждает обучающихся к действию.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, проекта, решения. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт педагог.
Социализация - всякое выступление участника в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение обучающимся предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание обучающимся себя в собственной деятельности, это анализ осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Принципы и правила ведения мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку.
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.
5. Значительный элемент неопределенности и неясности
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
Мастерская, так же как и занятие, предполагает изучение новой информации, но в отличие от занятия, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание».
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена обучающимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, а сам процесс создания творческого продукта.
Педагогические мастерские – уникальная технология, раскрывающая потенциал участников, их возможности путём индивидуальной и коллективной работы приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими.
Литература
- Информатика. 3-е изд./ Степанов А. Н. – СПб.: Питер, 2002.
- Информатика. Базовый курс. /Под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2000.
- Информатика: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ Могилёв А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К.; Под ред. Е. К. Хеннера. –2-е изд., стер. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2001.
- Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей. // Внешкольник. 2009 №1.
- Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей. 2 часть. // Внешкольник. 2009 №2.
- Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: Методические рекомендации / авт.-сост.: П.В. Осипов, Л.И. Патрушина, С.М. Ишкаева, А.В. Щербаков; Под ред. А.В. Щербакова. – М.: АПКиППРО, 2012.
- Мухина И. А. «Что такое педагогическая мастерская». Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002.
- Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995.
Интернет - источники
- http://area7.ru/metodic-material.php?3317
- http://www.on-line-teaching.com/word/lsn017.html
- http://edu-lider.ru/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya/
- http://www.on-line-teaching.com/word/lsn025.html
- http://www.on-line-teaching.com/word/lsn036.html
- http://www.on-line-teaching.com/word/lsn017.html
- http://www.on-line-teaching.com/excel/lsn029.html
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)
Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...
Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.
Выполнив практическую работу, вы научитесь: обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций; использовать логические функции для обработки данных; строит...
Статья «Педагогические мастерские» - технология на уроках физики
Статья «Педагогические мастерские» - технология на уроках физики/...
ОГЭ.30. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
Упражнения для отработки Задания № 30 ОГЭ....
Исследовательская работа по теме: «Связь между вероятностями и статистическими данными»
Новыми для школьной программы вопросами являются элементы статистики. Основной задачей статистики является выявление и исследование общих закономерностей, присущих совокупностям, состоящим из оче...
Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»
Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения ...
Практическая работа №11 «Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров»
Предмет: география Класс: 6 Практическая работа " Работа с графическими и статистическими данными. Построение розы ветров....