Программа работы педагогической мастерской «Технология мониторинга и обработки статистических данных»
методическая разработка по теме

Елена Владимировна Бабенко

В настоящее время мониторинг в системе дополнительного образования является актуальным и востребованным, так как позволяет выявить конкретные результаты педагогической деятельности, и характер этих результатов позволяет определить, каково качество образовательного процесса в целом.

Мониторинг в дополнительном образовании детей разворачивает целую систему индивидуального образовательного пути в рамках единого социального и образовательного пространства. Важнейшие результаты образования рассматриваются  как самостоятельность и способность в умении отстаивать свои права, готовность нести ответственность за использование достижения в системе дополнительного образования.

Данная программа была разработана с целью обучить заведующих отделами и педагогов дополнительного образования технологиям работы со статистическими данными и мониторинговыми таблицами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области"

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

Методическим советом ДПШ

Протокол № __ от _________________                                      

УТВЕРЖДАЮ:                                                                 Директор ДПШ

___________ А.И. Хакимова

Приказ № __ от ______________

 «Технология мониторинга и обработки статистических данных»

Программа работы педагогической

мастерской

(ПРОЕКТ)

Составитель: Бабенко Е.В.

методист ДПШ

Кувандык 2014

Пояснительная записка

В настоящее время мониторинг в системе дополнительного образования является актуальным и востребованным, так как позволяет выявить конкретные результаты педагогической деятельности, и характер этих результатов позволяет определить, каково качество образовательного процесса в целом.

Мониторинг характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. То есть, это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления любой образовательной системой.

Мониторинг в дополнительном образовании детей разворачивает целую систему индивидуального образовательного пути в рамках единого социального и образовательного пространства. Важнейшие результаты образования рассматриваются  как самостоятельность и способность в умении отстаивать свои права, готовность нести ответственность за использование достижения в системе дополнительного образования.

Мониторинг качества образования в МБОУДОД ДПШ – процедура системного сбора и анализа данных по всем видам деятельности детских объединений с целью распространения передового опыта и коррекции негативных аспектов деятельности педагогов. Он предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах и осуществляется на всех уровнях: начиная от творческого объединения, структурного подразделения, до мониторинга деятельности учреждения в целом.

Поскольку, сложившаяся в учреждении система мониторинга требует подготовленных кадров,  создана программа работы педагогической мастерской «Технология мониторинга и обработка статистических данных», которая направлена  на обучение сотрудников  различным технологиям работы в электронных таблицах. Это позволит заведующим отделами и педагогам правильно анализировать образовательный процесс и делать его совершенней посредством использования  электронных таблиц MS Word и MS Excel и другого программного обеспечения.

Основной обучающей технологией и формой организации занятий с кадрами является технология мастерской. Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности. Своё название технология получила от того, что в ней есть мастер. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нём участие все, включая самого мастера.

В мастерской важно не только сообщить и освоить информацию, сколько научить творить, помочь каждому участнику мастерской самостоятельно освоить тот или иной вид деятельности. Процесс обработки статистических данных и работа с данными мониторинга – это алгоритмизированный процесс, где проявление творчества невозможно, однако в режиме мастерской обучаемый может увидеть взаимосвязи и взаимозависимость всех компонентов системы мониторинга, может внести изменения, совершенствовать свою коммуникативную, информационную компетентности.

Цель: обучить технологиям работы со статистическими данными и мониторинговыми таблицами.

Задачи:

- научить создавать и заполнять таблицы в программе MS Excel;

- научить заполнять мониторинговые таблицы  в программе MS Word.

Ожидаемые результаты и методы их отслеживания

Результат

Метод

- умение создавать и заполнять электронную таблицу «Список воспитанников на 2013-14 уч.г.»  в программе  Microsoft Excel

Анализ готовых документов

- умение заполнять электронную таблицу «Алфавитная книга МБОУДОД ДПШ»  в программе  Microsoft Excel

Анализ готовых документов

- умение работать с данными по результатам диагностики в  электронной таблице «Диагностика ЗУН в объединении»  в программе  Microsoft Excel

Анализ готовых документов

- умение создавать диаграммы в программе  Microsoft Excel по результатам входящей, текущей и итоговой диагностик

Анализ готовых документов

- владение навыками работы с таблицами: «Мониторинг образовательной деятельности УДОД по спискам детей», «Мониторинг образовательной деятельности УДОД по педагогам», «Мониторинг программного обеспечения» в программе MS Word

Анализ готовых документов

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Основы работы в среде MS Excel

1

0,5

0,5

1.1

Электронные таблицы как элемент Базы данных

1

0

1

1.2

Создание диаграмм

1

0,5

0,5

2.

Работа с таблицами в MS Word

2

0,5

1,5

Содержание программы

  1. Основы работы в среде MS Excel

Назначения и основные возможности программы Microsoft Excel. Запуск программы MS Excel и завершение её работы. Основные элементы окна программы. Основные объекты электронной таблицы MS Excel. Ввод и редактирование данных в электронной таблице.

  1. Электронные таблицы как элемент Базы данных

Создание документа MS Excel. Создание и заполнение таблиц MS Excel: «Список воспитанников», «Алфавитная книга», «Диагностика ЗУН в объединении».

  1. Создание диаграмм

Построение и внесение данных в таблицу Ms Excel. Построение диаграмм на основании табличных данных по результатам входящей, текущей и итоговой диагностик.

  1. Работа с таблицами в MS Word

Преобразование набранного текста в таблицу в программе Word. Удаление таблицы, сохранив ее текст в программе Word. Работа со списками Word. Форматирование текста в таблице. Сортировка таблицы. Заполнение таблиц мониторинга.

Методическое обеспечение программы

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая

создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание, но и важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Главное в мастерской - это реализация возможностей творчества.

Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности.

Индуктор – всё то, что побуждает обучающихся к действию.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями. Это формирование информационного поля.

На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, проекта, решения. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт педагог.

Социализация - всякое выступление участника в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение обучающимся предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание обучающимся себя в собственной деятельности, это анализ осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.

5. Значительный элемент неопределенности и неясности

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

Мастерская, так же как и занятие, предполагает изучение новой информации, но в отличие от занятия, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание».

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена обучающимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, а сам процесс создания творческого продукта.

Педагогические мастерские – уникальная технология, раскрывающая потенциал участников, их возможности путём индивидуальной и коллективной работы приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими.

Литература

  1. Информатика. 3-е изд./ Степанов  А. Н.  – СПб.: Питер, 2002.
  2. Информатика. Базовый курс. /Под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2000.
  3. Информатика: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ Могилёв А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К.; Под ред. Е. К. Хеннера. –2-е изд., стер. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2001.
  4. Каргина З.А.  Мониторинг в дополнительном образовании детей. // Внешкольник. 2009 №1.
  5. Каргина З.А.  Мониторинг в дополнительном образовании детей. 2 часть. // Внешкольник. 2009 №2.
  6. Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: Методические рекомендации / авт.-сост.: П.В. Осипов, Л.И. Патрушина, С.М. Ишкаева, А.В. Щербаков; Под ред. А.В. Щербакова. – М.: АПКиППРО, 2012.
  7. Мухина И. А. «Что такое педагогическая мастерская». Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002.
  8. Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995.

Интернет - источники

  1. http://area7.ru/metodic-material.php?3317
  2. http://www.on-line-teaching.com/word/lsn017.html
  3. http://edu-lider.ru/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya/
  4. http://www.on-line-teaching.com/word/lsn025.html
  5. http://www.on-line-teaching.com/word/lsn036.html
  6. http://www.on-line-teaching.com/word/lsn017.html
  7. http://www.on-line-teaching.com/excel/lsn029.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.

Выполнив практическую работу, вы научитесь: обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций; использовать логические функции для обработки данных;  строит...

Статья «Педагогические мастерские» - технология на уроках физики

Статья «Педагогические мастерские» - технология на уроках физики/...

Исследовательская работа по теме: «Связь между вероятностями и статистическими данными»

Новыми для школьной программы вопросами являются элементы статистики. Основной задачей статистики является выявление и исследование общих закономерностей, присущих совокупностям, состоящим из оче...

Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»

Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения ...

Практическая работа №11 «Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров»

Предмет: география Класс: 6 Практическая работа " Работа с графическими и статистическими данными. Построение розы ветров....