Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Томникова Марина Вячеславовна

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon KONKURS_Motiv_okna.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС

МОУ "Новосельская  средняя общеобразовательная школа"

Творческая мастерская

(построение  знаний)

"А нынче поглядим в Окно…"

(мотив окна на примере произведений А.С.Пушкина)

Разработала и провела

Томникова Марина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории Новосельской средней

общеобразовательной школы.

 

601275 Владимирская обл., Суздальский р-н.,

с. Суворотское, ул. Красная, д.12.

телефон: 8-905-616-62-39

 

-2009-


Стратегическая цель урока:  на примерах произведений А.С.Пушкина  определить, какую функцию   выполняют окна в жизни человека.  Выявить, как функции  и связанные с ним достоинства определяют и художественный образ окна.

 

Цели образовательные и воспитательные:

  1. вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  2. воспитание интереса к историческому прошлому России;
  3. развитие интереса к культурному наследию России;
  4. формирование вдумчивого, внимательного отношения  к слову;
  5. формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно – педагогические:

  1. развитие творческой активности;
  2. развитие коммуникативных способностей;
  3. формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с коллекцией наличников Владимирской области,   Приложения №1, №2, №3, №4, №5, №6,№7 Произведения А.С.Пушкина :  стихотворение "Зимнее утро", повесть "Метель", повесть"Гробовщик", повесть "Станционный смотритель", повесть "Пиковая дама", роман "Евгений Онегин", "Сказка о царе Салтане…", "Сказка о мертвой царевне…", поэма "Медный всадник", повесть "Капитанская дочка", поэма "Руслан и Людмила".  

Для учеников приготовить чистые листы бумаги форматом А4, цветные карандаши.  

 Учащиеся предварительно разделены на 3 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам. На столах заготовленные конверты с заданиями для каждого члена группы, всего 6 заданий (для удобства конверты пронумеровать).

                                                     

                                                  Ход мастерской

I.Учитель:  Окно. Особенность человеческого жилища. Сколько-нибудь просторная комната без него немыслима. Окно – чудесная выдумка человека. С ним приходит в дом свет, летом – прохлада и аромат цветов. Если что – нибудь дурное захочет ворваться в наш дом, мы всегда можем закрыть окно.

  1. Окно. Запишите ассоциативный ряд к этому слову.  

1.Индивидуальная работа.

2.Социализация (учащиеся по желанию зачитывают словарные работы)

Примеры ассоциаций, приведенных учащимися: когда нет урока; большое, пластиковое, деревянное; свет, пробивающийся через окно; занавески на окне;  подоконник, ставни; русский деревянный дом; наличники; окно в Европу ;свет, утренняя заря, пение птиц; воры, тепло, холод, вид.

II.Учитель:

  1. Какова роль окна в художественном произведении? Каковы его функции? На примере творчества А.С.Пушкина мы и займемся этим исследованием.

III.Сообщение цели урока. Запись темы на доске: " "А нынче поглядим в Окно…"

(мотив окна на примере произведений А.С.Пушкина)

Учитель:В процессе занятия вы будете составлять таблицу, кластер,  работать с раздаточным материалом, который находится у вас на столах.

Работа  с материалом пакета №1 (Приложение №1)  

  1. Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из произведения А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются  вместе с текстом)
  2. Социоконструкция (обсуждение в группах).
  3. Социализация (выступление каждой группы. Текст зачитывается вслух).
  1. Вывод:  окно – источник света, который создает атмосферу внутри дома. Именно через окно проходит свет в жилище. (заполнение таблицы, составление кластера)

 

 Работа с материалом пакета №2 (Приложение №2)  

                  1.Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из         произведения   А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются  вместе с текстом)

2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

3.Социализация (выступление каждой группы). 

  1. Вывод:  окна – глаза дома (заполнение таблицы составление кластера). Прослеживается этимологическая связь слов око – окно. Избушка без окон, как лицо без глаз. Создается ощущение чего-то мрачного, темного, неопределенного, бездушного.  Окна в доме Самсона Вырина кажутся слепыми, а все жилище ветхим, холодным, пустым. (Из ответов учащихся).

 

Работа с материалом пакета №3 (Приложение №3)  

                  1.Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из            произведения   А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются  вместе с текстом)

2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

3.Социализация (выступление каждой группы). 

  1. Вывод: окно – компас, маяк, проводник (заполнение таблицы, составление кластера). Герои находятся в глуши, в темноте. Им страшно, беспокойство овладевает ими. Состояние подавленное. Кажется , помощи ждать неоткуда. Свет в окне помогает найти дорогу. Окно в этом тексте выступает в роли маяка. (Из ответов учащихся).

Работа с материалом пакета №4 (Приложение №4)  

                  1.Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из         произведения   А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются  вместе с текстом)

2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

3.Социализация (выступление каждой группы). 

  1. Вывод: окно –  свидание влюбленных (заполнение таблицы составление кластера). Барышня и офицер влюблены. Встречаться открыто (по правилам того времени) считалось безнравственным. Единственным средством общения для них являлось окно, они могли хотя бы видеть друг друга, бросить письмо через форточку. Окно для них так и осталось закрытым. Закрытое окно – знак того, что им не быть вместе. (Из ответов учащихся).

Работа с материалом пакета №5 (Приложение №5) Группам раздаются пакеты с материалом, в котором выявляются различные функции окна.

                  1.Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из         произведения   А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются  вместе с текстом)

2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

3.Социализация (выступление каждой группы). 

  1. Вывод:  окно – защита,  преграда (заполнение таблицы составление кластера). Герою грустно, тоскливо, мрачное настроение усугубляет  непогода. Ветер, дождь стучат, рвутся в окно. Герой находится в безопасности, окно спасает от ненастья.  (Из ответов учащихся 1 группы).
  2. Вывод: окно как средство подслушивания (заполнение таблицы составление кластера). Царь Салтан узнал заветную мечту девицы, подслушав  разговор сестриц через открытое окно. (Из ответов учащихся 2 группы).
  3. Вывод: тюремное окно (заполнение таблицы составление кластера).  Связь лирического героя  с большим миром осуществляется через маленькое тюремное  с решеткой окно.

Это единственная возможность несчастного узника. Здесь окно для него – единственный источник жизни. (Из ответов учащихся 3 группы).

Работа с материалом пакета №6 (Приложение №6)  

                  1.Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из         произведения   А.Пушкина. (Вопросы для анализа даются  вместе с текстом)

2.Социоконструкция (обсуждение в группах).

3.Социализация (выступление каждой группы). 

  1. Вывод: окно – ожидание (заполнение таблицы составление кластера). Ключевые слова этого текста "простился", "путь-дорога", "ждать", "ждет-пождет" указывают на прощание и ожидание.  Царица ждет мужа с утра до ночи и глаз не сводит с поля, т.е с дороги. Дорога и окно -  традиционные мотивы в русской литературе. (Из ответов учащихся ).

  IV. Афиширование. Учащиеся представляют составленные таблицы, кластеры, рисунки, в которых определены функции окна. Работы вывешиваются на магнитную доску.

  V.  Группам  предлагается отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"и дается задание подготовить вопросы  по тексту для других групп. Вопросы можно записать на доске.  

                                             На берегу пустынных волн

Стоял Он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

…………………….

И думал он:

         Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

     Природой  здесь нам суждено

В Европу прорубить окно

         Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

       Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе


Вопросы учащихся:

  1. Назовите ключевую фразу в тексте;
  2. Что значит "В Европу прорубить окно"?
  3. Почему окно, а не дверь, форточку?
  4. Почему порубить, а не пропилить, не вырезать?
  5. Кто "Он"?
  6. Почему в Европу?

Вывод: окно – средство характеристики литературного героя.

                           Из ответов учащихся

                          "В Европу прорубить окно" – метафора, она служит средством     характеристики  Петра I. Каждое слово  данной фразы имеет глубокий смысл.  Из истории мы знаем, что Петр I учился в Голландии,  приглашал учителей из-за границы и отправлял боярских сыновей учиться за границу. Он считал, что просвещение идет с Запада."

                                                                           Фильчаков Д.

" Окно – источник света. Ученье – свет, а неученье – тьма. Восемнадцатый век – эпоха Просвещения, а Петр I считал, что науки  к нам придут из Европы. Здесь окно как символ знаний".

                                                                            Томникова П

"ПетрI был человеком деятельным, энергичным. Для преобразования России он принимал решительные действия. Он хотел, чтобы наша страна стала самой сильной, имела выход к морю, свой флот".

                                                                           Клубков С.

"Я считаю, что ничего нельзя делать назло. Зло к тебе же и вернется, или к твоим детям. Подтверждением этого является наводнение в Петербурге."          

                                                                        Мозгалева И.

VI. Учитель: окно является средством характеристики  не только литературного героя, но и реального человека – хозяина дома. Хочу предложить вам несколько слайдов из коллекции наличников (демонстрация слайдов). Что вы можете сказать о хозяине этого дома? Как характеризуют окна дома своего хозяина?

                     Из ответов учащихся:

  1. Хозяин любит свой дом, он мастер; стремится просто, но со вкусом украсить свое жилище.
  2. Я живу в деревянном доме, который построил мой дед. У нас тоже есть наличники, но читать резьбу я не умею, а дед говорит, что в резьбе по дереву заложен смысл.
  3. Глаза – зеркало души, окна – глаза дома, лицо жилища. Мастер украшал его по своему вкусу. Какое красивое слово "наличники". В деревнях считалось, чем искусней вырезан наличник, тем даровитей мастер. Как обидно, что  сейчас снимают наличники, а вместо окон ставят стеклопакеты.

VII. Рефлексия. Письменно ответьте на два любых вопроса:

  1. Мне было трудно
  2. Мне понравилось (не понравилось)
  3. Мои размышления о проведении мастерской (замечания)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Произведения А.С.Пушкина.
  2. Литература № 20/2009

                                                  Приложение №1

                                                             

 Задание для первой  группы

 Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

Вся комната янтарным блеском 

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь. (Зимнее утро")

Прочитайте текст выразительно

-Каким настроением проникнут данный текст? Примеры из текста.

-Какое время суток показано в тексте? Покажите на примерах текста

- Что является источником света?

-Как проникает свет в комнату?

-Какую функцию выполняет окно?

Задание для второй группы

Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини. ( "Пиковая дама")

Прочитайте текст выразительно

-В какое время суток происходят события? Покажите на примерах текста

- Что является источником света?

-Как проникает свет в комнату?

-Какую функцию выполняет окно?

Задание для третей группы

Солнце давно уже освещало постелю, на которой лежал гробовщик. Наконец он открыл глаза и увидел перед собою работницу, раздувающую самовар. ("Гробовщик".)

Прочитайте текст выразительно

-В какое время суток происходят события? Покажите на примерах текста

- Что является источником света?

-Как проникает свет в комнату?

-Какую функцию выполняет окно?

Приложение №2

Задание для первой группы

Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом…. Он привстал. Это точно был Самсон Вырин; но как он постарел…., как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.("Станционный смотритель")

Прочитайте текст выразительно

-Каким настроением проникнут текст?

-Какие слова, выражения подтверждают эмоциональный фон текста?

-Какое предложение подчеркивает ветхость и небрежение  жилища?

-  О чем это говорит?

-Какую роль играет здесь упоминание окна? Почему автор заостряет на этом внимание?

-В роли чего выступает здесь окно?

Задание для второй группы

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей. ("Руслан и Людмила")

Прочитайте текст выразительно

-Какие ассоциации у вас вызывают слова "избушка….стоит без окон"?

-От какого слова происходит слово "окно", как вы думаете?

- Какой вывод следует из этого? Избушка стоит без…

-В роли чего выступает здесь окно?

Задание для третей группы

 Теперь, как в доме опустелом,

Все в нем и тихо, и темно;

Замолкло навсегда оно,

Закрыты ставни, окны мелом

Забелены..  ("Евгений Онегин")

Прочитайте текст выразительно

-От какого слова происходит слово "окно", как вы думаете?

- Как вы понимаете "окны мелом забелены"?

-Можно ли что-либо увидеть через эти окна?

В роли чего выступает здесь окно?

 

Приложение №3

Задание для первой группы

Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь.  ("Метель")

Прочитайте текст выразительно

-Что помогло героям   во время бури добраться  до деревни? 

- Что является источником света?

- В роли чего выступает здесь окно?

Задание для второй группы

 Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом все глушь; отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко…  ("Евгений Онегин")

Прочитайте текст выразительно

-Где находятся герои? Что их окружает?

- Каким настроением проникнут текст? Примеры.

- Что является утешением? Что помогает героям найти дорогу в темном лесу?

В роли чего выступает здесь окно?

Задание для третей группы

 Начинало смеркаться. Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского. .. Вскоре засверкали бердские огни. Мы подъехали к оврагам, естественным укреплениям слободы… Мы перебрались через овраг и вступили в слободу. Во всех избах горели огни.  ("Капитанская дочка")

Прочитайте текст выразительно

-В какое время суток герои находятся в пути?

-Что помогло героям добраться до слободы?

Что является источником света?

- В роли чего выступает здесь окно?


Приложение №4

Задание для первой группы

Лизавета Ивановна осталась одна: она оставила работу и стала глядеть в окно. Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер. Румянец покрыл её щеки: она принялась опять за работу и наклонила голову над самой канвою. ("Пиковая дама")

Прочитайте текст выразительно

-Выделите ключевые  слова, фразы в этом тексте

-Как меняется состояние героини? Почему?

-Откуда она увидела офицера?

-Атрибутом чего является окно?

Задание для второй группы

Возвратясь домой, она подбежала к окошку,- офицер стоял на прежнем месте, устремив на неё глаза. С того времени не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома. Между им и ею учредились неусловленные сношения… она видела острым взором молодости, как быстрый румянец покрывал его бледные щеки всякий раз, когда взоры их встречались. ("Пиковая дама")

Прочитайте текст выразительно

--С какой целью  выделены курсивом отдельные предложения?

-Какую информацию несут в себе выделенные курсивом предложения?

-Как происходит свидание между молодыми людьми?

- Атрибутом чего является окно?

Задание для третей группы

На другой день, увидя идущего Германа, Лизавета Ивановна встала из-за пяльцев, вышла в залу, отворила форточку и бросила письмо на улицу, надеясь на проворство молодого офицера. Герман подбежал, поднял его и вошел в кондитерскую лавку. Сорвав печать, он нашел свое письмо и ответ Лизаветы Ивановны. ("Пиковая дама")

Прочитайте текст выразительно

- О чем говорится в этом тексте?

- Как вы думаете, почему героиня не отправила письмо по почте или не отдала его в руки молодому человеку?

-Как вы думаете, о чем писала героиня?

 - Атрибутом чего является форточка?


Приложение №5

Задание для первой группы

"Жениться? Мне? Зачем же нет?                                                  

Оно и тяжело конечно;

Но что ж , я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов"

………………………………….

 Так он мечтал. И грустно было

Ему в ту ночь, и он желал,

Чтоб ветер выл не так уныло

И чтобы дождь в окно стучал

Не так сердито.. ("Медный всадник").

Прочитайте текст выразительно

-Чем занят герой?

 -Определите настроение героя и подтвердите текстом ваши предположения

-Чем вызвано такое состояние героя?

- Можно ли сказать, что герой находится в безопасности?

- Какую функцию выполняет окно?

Задание для второй группы

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

….. "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря"

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему ("Сказка о царе Салтане…")

Прочитайте текст выразительно

-Почему речь последней девицы пришлась по душе царю?

-Как удалось царю узнать содержание разговора трех сестриц?

- Какой мотив связан с окном?

 Задание для третей группы

Сижу за решеткой, в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орел молодой.

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет за окном.  ("Узник")

-Почему стихотворение называется"Узник"? Подтвердите текстом

-Что является способом связи узника с большим миром?

-В каком статусе здесь выступает окно?

Приложение №6

Задание для всех групп

Царь с царицею простился,                                        

В путь-дорогу снарядился,

А царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи… ( "Сказка о мертвой царевне….")

Прочитайте текст выразительно

-Какой мотив связан с окном? Подтвердите текстом


Приложение №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Теоретический материал к семинару «Технология французских мастерских»

Краткое теоретическое описание технологии французских мастерских....

Урок-мастерская "Мотив пути в творчестве А.С. Пушкина"

Урок-мастерская по литературе в 9 классе " Мотив пути в творчестве А.С. Пушкина"...

Урок по технологии французской мастерской "Мораль и нравственность", 11 класс

Урок по технологии французской мастерской "Мораль и нравственность" разработан для учащихся 11 класса профильного уровня...

Урок литературы в 11 классе по технологии французских мастерских. «Гимн как жанр литературы. Отражение духовных поисков человека в лирике В.Я. Брюсова».

Стихотворение Брюсова "Гимн Человеку" изучается в 7 классе по программе Курдюмовой. Для сильного класса можно взять....

«КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских

Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное  им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...


 

Комментарии

Томникова Марина Вячеславовна

Технология мастерских позволяет вовлекать в творческий процесс всех учащихся. Сильнейший ресурс мотивации ребенка. Дается возможность каждому высказаться, приобщиться к коллективному (групповому)содействию.
Дальниченко Рита Николаевна

Творческий урок!