программа подготовки детей к первому класы
рабочая программа по теме

В гимназии  работает Школа развития, программа занятий для Школы развития была составлена учителями гимназии и мной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmashkola_razvitiya.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

Вид образовательного учреждения обуславливает необходимость  высокого уровня подготовки ребёнка к обучению в начальных классах. Это связано с тем, что в последние годы в начальной школе образовательного учреждения успешно осваиваются новые программы, внедряется развивающее обучение по системе: «Школа 2100».

Подготовкой детей к обучению в гимназии занимается «Школа развития».

Целью дополнительной образовательной программы «Школа развития» является создание среды, которая способствует  общему развитию детей и позволяет  подняться им до уровня школьной зрелости.

   Основными задачами обучения в «Школе развития» являются:

  1. подготовка детей к обучению в начальной школе вообще и в лингвистической гимназии в частности.
  2. выявление и развитие индивидуальных особенностей и склонностей детей.
  3. развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
  4. формирование умения учиться, овладение знаниями и умениями, необходимыми  для обучения в начальной школе в условиях развивающего обучения

Программа «Школы развития» составлена на основе общеобразовательной программы «Школа 2100» под редакцией А.А.Леонтьева, дошкольное образование и программы начального общего образования по английскому языку  В.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой.

Обучение детей осуществляется в течение одного учебного года ( 136 часов). Режим работы «Школы развития»: 1 день в неделю 4 урока по 30 минут с перерывами. Уроки проводятся учителями начальных классов и иностранного языка в форме игрового развивающего занятия по предметам: развитие речи и подготовка к обучению грамоте, введение в математику, информатику, подготовка к обучению иностранными языками. Содержание программы разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся

В мае в «Школе развития» проводится день открытых дверей, где для родителей будущих первоклассников проводится родительское собрание, на котором даётся информация об особенностях комплектования первых классов, о вариантах программ, а также происходит знакомство с будущими учителями.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

Курс  ориентирован на формирование у детей фонематического слуха, правильного звукопроизношения, активного говорения, освоения образцов речи, развитие мелкой моторики руки.

Задачи работы по развитию речи с детьми 6-7 лет:

  1. развитие грамматического строя речи;
  2. развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
  3. обучение звуко-слоговому анализу слов;
  4. развитие мелкой моторики руки.

В результате работы дети  должны уметь:

  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  • отвечать на вопросы педагога;
  • задавать свои вопросы;
  • подробно пересказать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять звук в начале слова;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • соединять звуки в слоги.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

№п.п

Тема

Кол-во часов

Формы работы

1.

Лексическая и грамматическая работа

3

игровая

2.

Развитие связной речи

3

игровая

3.

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

18

игровая

4.

Обучение звуко- слоговому анализу

6

игровая

5.

Работа по развитию мелкой моторики руки

4

игровая

Итого

34

Содержание программы  дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

1.Лексическая и грамматическая работа:

  • обогащение словарного запаса детей;
  • наблюдение над многозначными словами в речи;
  • употребление новых слов в собственной речи ( конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

  • ответы на вопросы, участие в диалоге;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
  • знакомство с начертанием всех больших и маленьких печатных букв
  • обозначение звуков соответствующими буквами печатного шрифта;
  • чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко- слоговому анализу:

  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • дифференциация понятий звук и буква;
  • соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки:

  • знакомство с правилами гигиены письма;
  • выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте, умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании;
  • штриховка, обведение по контуру;
  • запись слов после предварительного  слогозвукового разбора;
  • списывание слов с образцов печатного шрифта.

«Введение в математику»

 Курс  ориентирован на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы.

Задачи:

1)производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин  с помощью произвольно выбранных мерок

2)узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;

3)строить элементарные цепочки рассуждений;

4)ориентироваться во времени и пространстве (уметь описать место нахождения рисунка в тетради или предмета в классе).

В результате работы дети должны уметь:

  • называть числа от 1 до 10;
  • производит классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно – временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
  • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • объединять группы предметов (части в целое), выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве  точки отсчёта.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по  подготовке к обучению математике

№п.п

Тема

Кол-во часов

Формы работы

1.

Признаки предметов

2

игровая

2.

Отношения

2

игровая

3.

Числа от 1 до 10

9

игровая

4.

Счёт по образцу и заданному числу с участием анализаторов

9

игровая

5.

Последовательность чисел

2

игровая

6.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание

4

игровая

7.

Элементы геометрии

2

игровая

8.

Элементы логического мышления

2

игровая

9.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями

2

игровая

Итого:

34

Содержание программы  дополнительного образования по  подготовке к обучению  математике

1.Признаки предметов:

  • свойства  (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название;
  • выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

2.Отношения:

  • сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше;

3. Числа от 1 до 10:

  • натуральное число как результат счета;
  • мера величины;
  • модели чисел;
  • формирование представление о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами;
  •  измерение величин с помощью произвольно выбранных мерок;
  • знакомство с элементами арабских цифр.

4. Счёт по образцу и заданному числу с участием анализаторов:

  • состав чисел от 2 до 10;
  • моделирование отношений между частями и целым;
  • сравнение множеств выраженных числами;
  • запись отношений между числами с помощью знаков;
  • счёт в обратном порядке.

5. Последовательность чисел:

  • формирование представлений  о следующем и предыдущем числе;
  • различие количественного и порядкового счёта;

6. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание:

  • составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов;
  • составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка;
  • нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств;
  • моделирование отношений между частью и целым: объединение частей в целое, выделение части из целого;

7. Элементы геометрии:

  • различие и называние геометрических фигур;
  • упражнение в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку;
  • различные виды классификации геометрических фигур.

8. Элементы логического мышления:

  • объединение предметов в группы по их назначению, происхождению на основе жизненного опыта детей;
  • простейшие логические построения, закономерности  из геометрических  фигур.

9. Ознакомление с пространственными и временными отношениями:

  • ориентация в пространстве и на плоскости;
  • ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчёта;
  • формирование временных представлений: утро – день -вечер- ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года.

«Введение в информатику».

Курс по информатике ориентирован на развитие у детей умения рассуждать логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

Задачи:

  1. учить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  2. учить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  3. учить расставлять события в правильной последовательности;
  4. учить находить ошибки  в неправильной последовательности действий;
  5. учить находить похожее  у разных предметов;
  6. учить переносить свойства одного предмета на другие.

В результате работы дети должны уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;
  • разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий, расставлять события в правильной последовательности;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • находить похожее у разных предметов.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по  подготовке к обучению  информатике

№п.п

Тема

Кол-во часов

Формы работы

1.

Свойства, признаки и составные части предметов

10

игровая

2.

Действия предметов

8

игровая

3.

Элементы логики

7

игровая

4.

Развитие творческого воображения

9

игровая

Итого:

34

Содержание программы  дополнительного образования по  подготовке к обучению  информатике

1.Свойства, признаки и составные части предметов:

  • свойства предмета;
  • предметы, обладающие указанным свойством;
  • множества предметов, обладающих указанным свойством;
  • подмножества предметов, обладающих совокупностью указанных свойств;
  • целое и часть;
  • признаки предметов и значения признаков;
  • обобщение по признаку;
  • закономерности в значении признаков о серии предметов.

2. Действия предметов:

  • последовательность действия, заданная устно;
  • последовательность действий, заданная графически;
  • последовательность действий и состояний в природе;
  • порядок действий, ведущий к заданной цели;
  • целое действие и его части;
  • одно действие, применяемое к разным предметам.

3. Элементы логики:

  •  истинное и ложное высказывание;
  • отрицание ( слова и фразы «наоборот»);
  • разрешающий и запрещающий знаки;
  • логическая операция «И»;
  • формулирование отрицаний по аналогии.

4. Развитие творческого воображения:

  • наделение предметов новыми свойствами;
  • перенос свойств с одних предметов на другие;
  • поиск, совпадающих свойств у разнородных предметов;
  • рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств  предметов;
  • практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу;
  • моделирование новых геометрических фигур.

«Введение в иностранный язык»

   

          Курс обучения английскому языку носит пропедевтический характер. Задачи:

1) помочь дошкольникам сформировать более целостное восприятие действительности, мотивировать к дальнейшему изучению иностранного языка.

2)научить владеть  видами речевой деятельности: аудирование и говорение.

Предлагаемые в  курсе  задания  способствуют установлению гармоничной атмосферы на занятиях, воспитанию эмоционально-позитивного отношения к учебе. Овладение речевыми навыками сопровождается играми, заданиями на сообразительность, раскрашиванием и т.д., помогающими  улучшить внимание и память малыша. Намеренное запоминание призвано помочь ребенку как можно точнее воспроизводить изучаемый материал.

            В результате работы дети должны уметь:

  • правильно  имитировать и произносить  звуки;  
  • понимать речь учителя  на слух;
  • строить высказывания в соответствии с азами английской грамматики и говорения;
  • должны знать:   речевые клише этикетного характера, количественные числительные от 1 до 10, названия  семи цветов радуги, животных, членов семьи, предметов одежды и мебели, продуктов, частей тела, а также  буквы английского алфавита на устном и письменном уровнях.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по подготовке к обучению иностранному языку

№п.п.

Тема

Количество часов

Формы работы

1.

Давайте познакомимся!

3

игровая

2.

Игрушки. Игры

8

игровая

3.

Мы считаем

4

игровая

4.

Семь цветов радуги

5

игровая

5.

Еда

5

игровая

6.

Семья

6

игровая

7.

Будем вежливы!

3

игровая

Итого

34

                                                             

Содержание программы дополнительного образования по подготовке к обучению иностранному языку

1.Давайте познакомимся:

  • речевые этикетные формы приветствия и прощания;
  • представления себя другим лицам;
  • обращение с приветствием к третьему лицу;
  • расспрос собеседника об имени.

2. Игрушки. Игры:

  • названия игрушек;
  • сравнение игрушек по цвету, размеру, новизне, числу, размещению в пространстве;
  • действия с игрушками;
  • побуждение к действию;
  • детские развлечения на игровых площадках, в парке, зоопарке;
  • хобби.

3. Мы считаем:

  • количественные числительные от 1 до 10;
  • вопрос «Сколько…?».

4. Семь цветов радуги:

  • основные цвета палитры красок;
  • рисуем и описываем радугу;
  • цвета и предметы;
  • цвета и времена года.

5. Еда:

  • названия блюд и продуктов питания;
  • любимые/ нелюбимые продукты;
  • накрываем на стол;
  • чем кормить животных.

6. Семья:

  • члены семьи;
  • одежда;
  • части тела;
  • дом, квартира, комната;
  • предметы мебели;
  • семья за столом, в городе, на улице.

7. Будем вежливы:

  • учимся говорить волшебные слова, вежливые просьбы;
  • приглашаем друзей на день рождения.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова, О.В.Пронина «По дороге к Азбуке», часть 3,4 «Наши прописи», часть 1,2.

2. Пособие «Моя математика» в трёх частях М.В.Корепанова, С.А.Козлова, О.В.Пронина.

3. Пособие «Всё по полочкам» А.В.Горячев, Н.В.Ключ.

4. Методические рекомендации для учителя по информатике А.В.Горячева, Н.В.Ключ.

5.  Методические рекомендации для учителя по математике М.В.Корепановой, С.А.Козловой, О.В.Прониной.

6.  Методические рекомендации для учителя по развитию речи и обучению грамоте Т.Р.Кисловой.

7. Агеева С.И. Обучение с увлечением – М., 1991.

8. Как научит ребёнка писать? Боряева Л., Зарин А., С.- Петербург, «Апполон», 1993.

9. Волина В. «Праздник числа» ( занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М., Знание, 1993.

10. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М., Педагогика, 1991.

11. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: пособие для учителей - М., Просвещение, 1993.

12. Наглядные пособия:

  • Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям «По дороге к Азбуке»  (часть 3,4) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова.
  • Наглядный и раздаточный материал для дошкольников  (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к Азбуке», «Здравствуй, мир!»

(часть 1-11) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

13.Амамджян Ш.Г. Играя, учись! Английский язык в картинках для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е, дораб.– М.: Просвещение,1986.–224 с.

14.Английский язык для малыша. English For Baby. 1 – 5 части.

15.Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинский, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 8-е издание, стереот. – Мн.: Высшая  школа, 2003.-522 с.

16.Тетрадь по английскому языку в 2-х частях. Серия «Рабочая тетрадь дошкольника»/ составитель Г. Гаврина. – Киров, 2005.

17.Черепова Н.Ю. Английский язык для дошкольников. Игры, песни, стихи. Мет. пособие по созданию языковой среды в детском саду. М: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ, 2002. – 72 с.

18.Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский язык для малышей. Учебник - М.: ЗАО «Изд-во «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 94 с.

19.Шишкова И.А.,. Вербовская М.Е. Английский язык для малышей. Игры, сценки, песенки.- М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.- 72 с.

20.Шишкова И.А., Вербовская М.Е.. Английский для самых маленьких. Руководство для преподавателей и родителей. – М.: ЗАО «РОСМЭН -ПРЕСС», 2006.- 95 с.

                          Список использованной литературы

1.Программа общеобразовательных учреждений дошкольная подготовка в образовательной системе «Школа 2100» - М., Баласс, 2008.

 2. Программа общеобразовательных учреждений  начальные классы 1-4  в образовательной системе «Школа 2100» -М., Баласс, 2008.

3.Л.Р.Болотина. Н.В.Микляева Обеспечение преемственности в работе ДОУ И школы, методическое пособие – М, АЙРИСдидактика, 2005.

4.Пособие для учителя. Книга 1. Обучение в 1-ом классе – М., Просвещение, 1998.

5.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1-4. Министерства образования РФ – М., Просвещение, 2004.

6.Программа начального общего образования по английскому языку / В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2006.- 47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» (3 ступень)

Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье«Дорога домой» (3 ступень)тематический план для детей учащихся 8 класс...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "АБВГДЕЙ-КА"

Программа представляет собой стартовый уровень подготовки детей 6- 7 лет. Предметом познания  является сама речь, её внешняя сторона....

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В стране Математики"

Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Программа "В стране математики"  относится к стартовому уровню, что даёт большие  возможности для развития ...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "Готовим руку к письму"

Программа "Готовим руку к письму" относится к стартовому уровню,  что даёт большие возможности для формирования знаний, навыков и умений в подготовке ребенка к письму. Письмо - это слож...