Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В стране Математики"
рабочая программа на тему
Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Программа "В стране математики" относится к стартовому уровню, что даёт большие возможности для развития познавательных способностей детей, которые в свою очередь являются базой для формирования математического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_matematiki.docx | 64.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «В стране математики» имеет социально-педагогическую направленность 1.
Дошкольное детство – старт развития личности, который предопределяет жизненный путь человека. В этот период идет становление человека и формирование его универсальных способностей, без которых человек не может состояться. Самой главной задачей этого возрастного этапа является развивающее, личностно-ориентированное обучение дошкольников, которое обеспечивает включенность ребенка в практическую деятельность.
Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Программа «В стране математики» относится к стартовому уровню 2, что дает большие возможности для развития познавательных способностей детей, которые в свою очередь являются базой для формирования математического мышления.
Математическое развитие детей – это не только умение считать, решать задачи, а также развитие способностей детей видеть в окружающем их мире отношения, зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами. Математическое развитие является длительным и трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование логического мышления требует обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Подьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.).
1 Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468). – пункт 9.
2Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Занятия по программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом.
Программа опирается на программы "Формирование элементарных математических представлений в детском саду" Н.А. Араповой-Пискаревой, "Формирование математических представлений" Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, "В кругу друзей математики" Т.И. Ерофеева, "Математические ступеньки" Е.Л. Колесникова, предусматривающие обучение математике через игровую деятельность.
На наш взгляд актуальность данной программы продиктована современной действительностью. Дети растут в эпоху информатизации, компьютеров, современных средств, и для того, чтобы они стали успешными и умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать, применять ее и находить неординарные пути решения. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Важным среди всех навыков – навык логического мышления, он имеет важное значение для успешного обучения в школе и для правильного формирования личности ребенка. Развивать логическое мышление целесообразно в русле математического развития. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – особая область познавательного развития, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление и повышать интеллектуальный уровень детей.
Современность программы: зачастую мы слышим, что программа первого класса сложна и объемна, и ребенку, который не владеет первоначальными навыками и элементарными математическими представлениями, освоить курс первого класса является сложной задачей. Поэтому лучше, если ребенок придет в школу подготовленным, тогда ему будет легче включиться в процесс обучения. Не редко подготовка к школе сводится к обучению их счету и т.п., но наибольшую трудность испытывают дети не из-за неимения достаточного объема знаний, а из-за интеллектуальной пассивности, отсутствии привычки думать, стремлению узнать что-то новое. Данная программа позволит дошкольникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, не дублирующими программу первого класса, расширить представление о проблеме этой науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Важным фактором реализации данной программы является, и стремление развить у дошкольников умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи. Содержание программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий по занимательной математике представляет собой введение в мир элементарных математических представлений. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, правильному применению математических терминов и т. д. Творческие работы, решение логических заданий и другие технологии, используемые на занятиях, должны быть основаны на любознательности детей, которую необходимо поддерживать и направлять. Все вопросы и задания рассчитаны на работу детей на занятии.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса математики, обеспечивая непрерывность на всех этапах. Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, что помогает расширить кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления. Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.
Программа дополнительного образования «В стране математики» составлена с учетом знаний возрастных, психолого-педагогических и физических особенностей детей. Программа рассчитана на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет (подготовительная группа).
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Ребёнок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений.
Упорядочивание и классификацию предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака, но и какого-либо скрытого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения).
Форма занятий – групповая (2 группы).
Возраст обучающегося | Число занятий в неделю | Продолжительность занятий | Количество групп | Количество детей в группе |
6-7 лет | 2 | 30 мин. | 2 | 4 |
Форма и режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут в каждой подгруппе.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- Традиционные
- Игровые занятия
- Викторины
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию речи, глазомера.
Программа включает работу по группам, коллективную и самостоятельную деятельность.
Предполагаемая наполняемость групп 4 человека.
Срок реализации программы: 1 год, 9 месяцев, 36 недель, 72 часа
Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать общеучебные умения и навыки по курсу математики;
- Формировать представление о числе и количестве;
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- Способствовать формированию мыслительных операций;
- Способствовать формированию и развитию образного и вариативного мышления;
Развивающие:
- Развивать память, внимание, умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основе приобретенных знаний;
- Развивать представления о величине, форме предмета, пространственную ориентировку, ориентировку во времени;
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к приобретению знаний и умений, интереса к математике;
- Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей.
Учебный план к дополнительной общеобразовательной программе
«В стране математики»
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации (контроля) по разделам | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | - | |
2. | Количество и счет | 34 | 13 | 21 | Диагностика | |
3. | Величина | 15 | 8 | 7 | Диагностика | |
4. | Геометрические и пространственные отношения | 7 | 4 | 3 | Практическая работа | |
5. | Ориентировка во времени | 6 | 1 | 5 | Устный опрос | |
6. | Логические задачи | 4 | - | 4 | Работа с карточками | |
7. | Повторение изученного материала | 5 | - | 5 | Выходной контроль | |
Всего: | 72 | 28 | 44 |
Содержание учебно-тематического плана к дополнительной общеобразовательной программе «В стране математики»
Подготовительный год обучения (дошкольники)
Раздел 1. Вводное занятие | (1 час) | |
Теоретическая часть: | Знакомство с обучающимися, ознакомление их с кабинетом, в котором они будут заниматься и с видом работ. Диагностика по уровню сформированности первичных математических знаний у дошкольников. | |
Раздел 2. Количество и счет | (34 часа) | |
Теоретическая часть: | Знакомство с цифрами и числами от 0 до 20, знакомство с понятиями «больше», «меньше», «равно», узнают основные математические знаки «+», «-», «=», «<», «>»,учатся правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства. | |
Практическая часть: | Обучению письму цифр в клетке (0,7 см), преобразуют неравенства в равенства, придумывают и решают арифметические задачи, решая их с опорой на наглядный материал, учатся составлять число из двух меньших в пределах первого десятка, решают задания творческого характера. | |
Раздел 3. Величина | (15 часов) | |
Теоретическая часть: | Учатся сопоставлять предметы по различным признакам, учатся использовать в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера, длиннее, короче, одинаковые по длине, выше, ниже, одинаковые по высоте, уже, шире, одинаковые по ширине, толще, тоньше, одинаковые по толщине, легче, тяжелее, одинаковые по весу, одинаковые и разные по форме и цвету. | |
Практическая часть: | Сравнивают предметы способом наложения, прием попарного сравнения, выделяют предметы из группы предметов по 2-3 признакам, находят в группе предметов «лишний» предмет, сравнивают предметы «на глаз» (развивают глазомер). | |
Раздел 4. Геометрические и пространственные отношения | (7 часов) | |
Теоретическая часть: | Знакомятся со словами: слева, справа, внизу, вверху, изучают направление движения, усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, учатся определять свое положение среди окружающих предметов, изучают геометрические фигуры, такие как: квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. | |
Практическая часть: | Ориентируются на листе бумаги, в строчке и столбике клеток, чертят геометрические фигуры, сравнивают их, показывают и называют стороны, классифицируют по 1-3 признакам. | |
Раздел 5. Ориентировка во времени | (6 часов) | |
Теоретическая часть: | Знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток, знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами, используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно. | |
Практическая часть: | Учатся определять какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра, с помощью дидактических игр используют полученные знания на практике. | |
Раздел 6. Логические задачи | (4 часа) | |
Практическая часть: | Находят логические связи и закономерности, выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1-3 признакам, продолжают логический ряд предметов, группируют предметы по 1-3 признакам, собирают головоломки, развивают воображение: дорисовывают рисунок, находят и исправляют ошибку художника), проводятся занимательные игры, математические конкурсы, развивают логическое мышление, находчивость, смекалку. | |
Раздел 7. Повторение изученного материала | (5 часов) | |
Практическая часть: | Повторяют и закрепляют ранее изученный материал с помощью задач, игр и т.д. |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на 2 группы:
- Теоретическая подготовка по основным разделам программы;
- Практические умения и навыки;
В результате обучения обучающиеся
будут знать:
- Состав числа в числовом ряду;
- Место числа в числовом ряду;
- Как получить число второго десятка;
- Названия последовательность месяцев в году, дней недели, времен года;
- Геометрические фигуры, их элементы и их свойства;
- Числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
- Порядковый счет в пределах 20;
- Предшествующее число, последующие числа – соседи;
- Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, овал, многоугольники и т.п.;
будут уметь:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак в единое множество и удалять из множества отдельные ее части;
- Считать до 10 и дальше;
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
- Составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, пользоваться цифрами и арифметическими знаками («+», «-», «=», «<», «>»);
- Различать величины (длину, объем, массу и способы их измерения);
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и т.д.);
- Делить фигуры на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его части;
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 36 учебных недель (сентябрь-май), 2 полугодие (сентябрь-декабрь, январь-май).
Каникулярное время отсутствует (за исключением январских праздников).
Подготовительный год обучения (дошкольники)
№ | Месяц | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | Теория | 2 | Вводное занятие. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
2. | Сентябрь | Теория и практика | 2 | «Цвет, форма, величина» (уточнение и закрепление знаний). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
3. | Сентябрь | Теория и практика | 2 | «Деление множества на части и объединение его частей» (упражнять в делении множества на части и объединение его частей в целую группу). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
4. | Сентябрь | Теория и практика | 2 | «Числа 1 и 2. Деление множества на части и объединение частей» (Уточнить представление о цифрах 1 и 2. Упражнять в делении множества на части и объединение частей в целое. Закрепление счета в прямом и обратном порядке в пределах 5). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
5. | Сентябрь | Теория и практика | 2 | «Число 3. Прямой и обратный счет в пределах 10» (Уточнять представление о составе числа 3 из единиц. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном направление в пределах 10). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
6. | Сентябрь | Теория и практика | 2 | «Число 4» (Уточнить представление о составе числа 4 из двух меньших чисел. Учить называть предыдущее и последующее число). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
7. | Октябрь | Теория и практика | 2 | «Число 5» (Уточнять представление о составе числа 5 из двух меньших чисел. Сравнивать два предмета по величине). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
8. | Октябрь | Теория и практика | 2 | «Число 6» (Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц. Закреплять умение последовательно называть дни недели). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
9. | Октябрь | Практика | 2 | «Число 6» (Продолжать учить составлять число 6. Уточнить приемы деления круга на 2, 4 и 8 равных частей). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
10. | Октябрь | Теория и практика | 2 | «Число 7» (Познакомить с составом числа 7 из единиц. Закреплять приемы деления квадрата на 2,4,8 равных частей). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
11. | Октябрь | Теория и практика | 2 | «Число 8» (Познакомить с составом числа 8 из единиц. Закреплять последовательность дней недели). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
12. | Октябрь | Теория и практика | 2 | «Число 9» (Познакомить с составом числа 9 из единиц. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
13. | Октябрь | Практика | 2 | «Числа 7,8,9» (Совершенствовать умение составлять числа 7,8,9 из единиц). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
14. | Октябрь | Теория | 2 | «Нуль» (уточнить представления о цифре 0). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
15. | Октябрь | Теория и практика | 2 | «Число 10» (Познакомить с составом числа 10 из единиц). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
16. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Состав числа 3 из двух меньших» (Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
17. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Состав числа 4» (Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
18. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Состав числа 5» (Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
19. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Состав числа 6 из двух меньших» (Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
20. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Состав числа 7 из двух меньших» (Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
21. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Состав числа 8 из двух меньших чисел» (Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
22. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Состав числа 9 из двух меньших чисел» (Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
23. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Состав числа 10 из двух меньших чисел» (Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
24. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | «Количественное и порядковое значение чисел в пределах 10» (Закрепить представление о количественном и порядковом значении чисел в пределах 10). | Кабинет краеведения | Тестовые задания |
25. | Декабрь | Теория и практика | 2 | «Знакомство с монетами» (Познакомить с монетами достоинством 1,2,5 руб. и 1,5,10 коп. Формировать навыки ориентировки на листе бумаги). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
26. | Декабрь | Практика | 2 | «Монеты 1,5,10 рублей. Песочные часы» (Продолжать знакомить с монетами. Формировать представление об измерении времени песочными часами). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
27. | Декабрь | Теория и практика | 2 | «Счет в пределах 20» (Учить считать в пределах 20 по заданной мере). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
28. | Декабрь | Теория и практика | 2 | «Объем. Измерение объема» (Сформировать представление об объеме (вместимости), учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
29. | Декабрь | Теория и практика | 2 | «Измерение объема» (Учить измерять объем жидких веществ с помощью условной мерки). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
30. | Декабрь | Теория и практика | 2 | «Сравнение объема» (Учить сравнивать сосуды по объему с помощью пересыпания и переливания). | Кабинет краеведения | Тестовые задания |
31. | Декабрь | Теория и практика | 2 | «Временные представления» (Закреплять представления о последовательности времен года и месяцев. Закреплять умение объединять части в целое, сравнивать целое и часть). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
32. | Декабрь | Теория и практика | 2 | «Предыдущее и последующее число» (Учить называть предыдущее и последующее число. Учить видоизменять геометрические фигуры). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
33. | Январь | Теория и практика | 2 | «Задачи на сложение» (Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
34. | Январь | Практика | 2 | «Задачи на сложение» (Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
35. | Январь | Практика | 2 | «Задачи на сложение» (Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
36. | Январь | Практика | 2 | «Задачи на сложение и вычитание» (Продолжить учить составлять задачи на сложение и вычитание, продолжать знакомиться с монетами, их набором и разменом). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
37. | Январь | Практика | 2 | «Задачи на сложение и вычитание» (Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
38. | Январь | Теория и практика | 2 | «Задачи на сложение и вычитание. Счет до 20» (Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представление о последовательности чисел в пределах 20). | Кабинет краеведения | Тестовые задания |
39. | Январь | Практика | 2 | «Задачи на сложение и вычитание. Рисование геометрических фигур на бумаге» (Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать представление о геометрических фигурах и умение их рисовать на листе бумаги). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
40. | Январь | Практика | 2 | «Задачи на сложение и вычитание. Части суток» (Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представление о частях суток). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
41. | Январь | Теория и практика | 2 | «Временные отношения» (Учить определять полный час, полчаса, четверть часа). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
42. | Февраль | Теория и практика | 2 | Количественный и порядковый счет. Сложение и вычитание чисел» (Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание) | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
43. | Февраль | Практика | 2 | «Работа с часами» (Повторить название стрелок. Учить определять полный час, полчаса, четверть часа). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
44. | Февраль | Теория и практика | 2 | Тяжелее. Легче» (Формировать представление о понятиях тяжелее, легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
45. | Февраль | Теория | 2 | «Измерение массы» (Формирование представления о необходимости выбора мерки). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
46. | Февраль | Теория и практика | 2 | «Измерение массы» (Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
47. | Февраль | Теория и практика | 2 | «Ориентировка по знаковым обозначениям» (Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, величина)). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
48. | Февраль | Теория и практика | 2 | «Симметричное расположение предметов на плоскости» (Закрепить геометрические и пространственные представления. Учить симметрично располагать предметы на плоскости и на разлинованной бумаге). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
49. | Февраль | Теория и практика | 2 | «Длиннее. Короче» (Формировать умение сравнивать длины предметов «На глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче»). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
50. | Март | Теория и практика | 2 | «Измерение длины» (Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить со старинными единицами измерения: шаг, пядь, локоть, сажень). | Кабинет краеведения | Тестовые задания |
51. | Март | Теория и практика | 2 | «Измерение длины» (Закрепить представление об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром и метром, формировать умение использовать линейку для измерения длины). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
52. | Март | Практика | 2 | «Измерение длины» (Закреплять умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
53. | Март | Теория и практика | 2 | «Предыдущие и последующие числа» (Сформировать представление о том, что предыдущее число получается путем вычитания единицы, а последующее путем прибавления единицы). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
54. | Март | Теория и практика | 2 | «Логические игры» (Учить решать занимательные задачи, закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
55. | Март | Теория и практика | 2 | «Счет предметов» (Закрепить представление о том, что количество предметов не зависит от расстояния между ними). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
56. | Март | Теория и практика | 2 | «Увеличение и уменьшение чисел на две единицы. Логические игры» (Формировать умение увеличивать и уменьшать числа на две единицы; учить отгадывать математические загадки). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
57. | Март | Теория и практика | 2 | «Четные и нечетные числа» (Дать знания детям о четных и нечетных числах. Упражнять в решении задач на сложение и вычитание). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
58. | Март | Практика | 2 | «Временные отношения» (Закреплять представление детей о последовательности дней недели, месяцев, о частях суток). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
59. | Апрель | Практика | 2 | «Счет двойками» (Учить детей считать двойками, называть только четные числа). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
60. | Апрель | Практика | 2 | «Счет десятками» (Учить детей считать десятками до ста). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
61. | Апрель | Практика | 2 | «Логические задачи» (Учить решать задачи на сообразительность, отгадывать математические загадки. Счет десятками). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
62. | Апрель | Практика | 2 | «Логические задачи» (Продолжать учить решать задачи на сообразительность, отгадывать математические загадки). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
63. | Апрель | Теория | 2 | «Площадь. Измерение площади» (Сформировать представление о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
64. | Апрель | Теория | 2 | «Измерение площади» (Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром). | Кабинет краеведения | Устный опрос |
65. | Апрель | Теория и практика | 2 | «Составление симметричных рисунков» (Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, учить симметрично рисовать вторую часть фигуры). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
66. | Апрель | Теория и практика | 2 | «Графические диктанты» (Учить детей выполнять графические диктанты по клеткам). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
67. | Апрель | Практика | 2 | «Графические диктанты» (Продолжать учить детей выполнять графические диктанты, основываясь на словесные указания). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
68. | Май | Практика | 2 | «Повторение пройденного материала» (Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей). | Кабинет краеведения | Тестовые задания |
69. | Май | Практика | 2 | «Повторение пройденного материала» (Повторить сравнение чисел на наглядной основе взаимосвязь целого и частей, состав числа в пределах 10). | Кабинет краеведения | Тестовые задания |
70. | Май | Практика | 2 | «Повторение пройденного материала» (Закрепить представление о символах, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке). | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
71. | Май | Практика | 2 | «Повторение пройденного материала» (Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, числа в пределах 10). | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
72. | Май | Практика | 2 | «Скоро в школу» (Диагностика). | Кабинет краеведения | Контрольная работа |
Методическое обеспечение реализации программы
Для реализации общеразвивающей программы «В стране математики» необходимы следующие комплексы и материалы:
- Методические комплексы состоящие: из информационного материала, методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
- Материалы для контроля и определения результативности занятий: устные опросы, работы с карточками, письменные проверки, тестовые задания.
- Развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические игры.
- Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные материалы.
Материалы по проведению занятий
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Одним из таких пособий являются палочки, разработанные бельгийским математиком Х.Кюизенером. Их еще называют цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Это пособие универсальное и многофункциональное, т.к. можно использовать в работе с дошкольниками по всем разделам формирования элементарных математических представлений («Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени»), во всех возрастных группах, как для индивидуальной работы, так и фронтальной.
Формирование у детей представлений о непересекающихся подмножествах. Для этого проводят игровые упражнения с кольцами (обручами). Например, дети должны выполнить задание: в левое кольцо собрать все большие, а в правое – все маленькие фигуры. Аналогично проводится работа по разбиению множества на непересекающиеся подмножества по признаку цвета, толщины, формы.
Формирование у детей представлений о пересекающихся подмножествах по двум, трем свойствам. Например, детям предлагается разделить блоки между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино – все треугольные, а у Буратино – все желтые. Возникает проблема: есть предметы одновременно и желтые и треугольные, есть не жёлтые и не треугольные. Таким образом дети приходят к выводу, что справедливо желтые и треугольные блоки распределить между персонажами, а не треугольные и не жёлтые оставить вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами.
Организация воспитательного процесса
Важным методическим компонентом программы, соответствующим развитию культурного уровня обучающихся, является участие обучающихся в различных мероприятиях и праздниках.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов и анализ. Надо помнить, что только критические замечания не по существу лишают ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.
Материально-техническое оснащение
- Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, наличие столов и стульев.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Тетради в клетку 0,7 мм.
- Шариковые ручки.
- Карандаши простые.
- Объемные геометрические фигуры.
Система отслеживания результатов усвоения материала
Контроль за занятиями обучающихся предлагается вести:
- устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания, диагностики.
- самостоятельная работа обучающихся;
Учебно-информационное обеспечение программы
Современные источники, поддерживающие процесс обучения.
Нормативно-правовые акты и документы.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Литература
Для педагога:
- Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. Формирование математических представлений. Москва, ВАКО, 2005г.
- З. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
- В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
- Математика до школы. Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. СпБ., «Детство-Пресс», 2000.
- Бондаренко А. Н. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
- Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 6—7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
Для обучающихся:
- Л.И.Ермолаева. Игры, задания и упражнения математического содержания. Иркутск, 2000 г.
- З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
- Е.А. Хилтунен. Считаем сами. Рабочая тетрадь по математике. Национальное образование, 2017 г.
- Л.В. Игнатьева. Примеры и задачи от 0 до 20. «Ювента», 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа "Семицветик" по предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
Данная программа представляет комплексный подход в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе и включает семь подпрограмм:- "Мир вокруг нас" (ознакомление с окружающим);- "Путешествие в ст...
Методическая разработка "Проблемный диалог в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"
в методической разработке рассмотрены теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования; представлен цикл заняти...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет
Содержание1. Пояснительная записка ……………………………………………….32. Учебно-тематический план ………………………………………….. 53. Содержание курса ……………...
Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "АБВГДЕЙ-КА"
Программа представляет собой стартовый уровень подготовки детей 6- 7 лет. Предметом познания является сама речь, её внешняя сторона....
Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "Готовим руку к письму"
Программа "Готовим руку к письму" относится к стартовому уровню, что даёт большие возможности для формирования знаний, навыков и умений в подготовке ребенка к письму. Письмо - это слож...
Адаптированная рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект обобщающего занятия по английскому языку (для детей старшего дошкольного возраста) «Путешествие в Волшебную страну»
Занятие по английскому языку...