Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "АБВГДЕЙ-КА"
рабочая программа на тему

Войтович Наталия Богдановна

Программа представляет собой стартовый уровень подготовки детей 6- 7 лет. Предметом познания  является сама речь, её внешняя сторона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abvgdey-ka.docx67.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «АБВГДЕЙ-КА» имеет социально-педагогическую направленность 1. 

Вопросы подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения.  Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений,  в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Программа «АБВГДЕЙ-КА» относится к стартовому уровню 2, что дает большие возможности для формирования знаний, навыков и умений в подготовке ребенка к чтению.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов  возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться.

1 Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468). – пункт 9.

2Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ.

 Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Основу дополнительной образовательной программы “АБВГДЕЙ-КА” составляют:

1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);

 2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);

 3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

 4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.

 5. Концепция Д..Б Эльконина, основыванная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения».

Настоящее время, когда обучение в начальных классах приобретает особую актуальность, важнейшей задачей становится разработка новых технологий в области подготовки детей к школе. В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для подготовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей деятельности – школьному обучению.

Программа:

  • позволяет значительно повысить интерес к обучению в школе
  • позволяет легче пройти период адаптации в первые дни учёбы;
  • предотвращая потерю интереса к выполняемой работе, учитель, учитывая психологические особенности младших школьников, оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, обеспечивает успешное завершение работы;
  • близкое общение учителя с детьми дошкольного возраста позволяет лучше узнать будущего ученика, его способности, и, исходя их этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью, а ученик при общении с учителем преодолевает страхи, которые испытывают ученики в первые дни учёбы;
  • благодаря игровым моментам позволяет развить заинтересованность к учёбе, желание познавать новое.

Таким образом, актуальность программы «АБВГДЕЙ-КА» заключается в умелом индивидуальном подходе к ребёнку, в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие личности ребёнка, с опорой на психологические особенности возраста детей.

Современность программы: Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Если во время организованной образовательной деятельности ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. Используемые игры-забавы, ролевые игры, игры-задачи не только опираются на интересы дошкольников, но и развивают их познавательную мотивацию. Программа предполагает использование широкого спектра игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Символическая игра – употребление ребёнком символов является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребёнка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса, обеспечивая непрерывность на всех этапах. Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника  проходит, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.  Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от  возможностей и фантазии. В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников. В дополнительной образовательной программе “АБВГДЕЙ-КА” большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус,  Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

Форма занятий – групповая (2 группы).

Возраст обучающегося

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий

Количество групп

Количество детей в группе

6-7 лет

2

30 мин.

2

4

Форма и режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут в каждой подгруппе.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

1. Фронтальная (работа со всей группой).

2. Работа по подгруппам (объединение по два человека и более).

3. Индивидуальная.

В процессе реализации программы используются такие методы как:

*в обучении:

- практический (творческие задания, практическая работа с кассой букв, посещение библиотеки)

- наглядный (наблюдение, рассматривание)

- словесный (заучивание стихотворений, составление рассказов, беседа)

- игровой (дидактические игры: «Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов» и т. д.)

 *в воспитании:

- метод формирования личности;

- метод стимулирования поведения;

-метод организационной деятельности.

Предполагаемая наполняемость групп 4 человека.

Срок реализации программы: 1 год, 9 месяцев, 36 недель, 72 часа

Цель программы: обучить ребенка сознательному, правильному и плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.

Задачи программы:

Обучающие: 

  • Формирование элементарных навыков чтения;
  • Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове;
  • Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;
  • Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;

Развивающие: 

  • Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
  • Развитие звукобуквенного анализа слова;

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление к приобретению знаний и умений, интереса к русскому языку;
  • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
  • Успехам своих товарищей.

Учебный план к дополнительной общеобразовательной программе «АБВГДЕЙ-КА»

Подготовительный год обучения (дошкольники)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

2.

Мир слов, окружающих нас

12

2

10

Устный опрос

3.

«33 Богатыря»

59

29

30

Диагностика

Всего:

72

32

40

Содержание учебно-тематического плана к дополнительной общеобразовательной программе «АБВГДЕЙ-КА»

Подготовительный год обучения (дошкольники)

Раздел 1. Вводная часть

(1 час)

Теоретическая часть:

Знакомство с обучающимися, ознакомление их с кабинетом, в котором они будут заниматься и с видом  работ. Диагностика по уровню сформированности первичных знаний у дошкольников.

Раздел 2. Мир слов, окружающих нас

(12 часов)

Теоретическая часть:

Знакомство с миром звуков (дети  учатся слушать и различать звуки      дома,  города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д.)

Знакомство с понятиями «устная речь», «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение». Отличие буквы от звука.

Практическая часть:

Составление  предложений из слов. Составление схем слов, предложений. Самостоятельное составление  рассказов по картинам.

Раздел 3. «33 Богатыря»

(59 часов)

Теоретическая и практическая часть:

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова.    Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в  процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости) Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ротосмыкатели. Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык). Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости мягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл. Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки. Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка). Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь». «Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’а´н] — баян, [р’ису´й’у] — рисую). Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но] - но; [н’о] -  нё; [ру] -  ру; [р’у] -  рю; [ла] -  ла; [л’а] -  ля; [мэ] -  мэ; [м’э] - ме). Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь».    Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь. Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости.    Соотнесение парных по звонкости - глухости звуков [д - т, д’ - т’, з -  с, з’ - с’, г - к, г’ - к’, в - ф, в’ - ф’, б - п, б’ - п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж] - [ш]. Звук [й’] после разделительных мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста.  Пересказ.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на 2 группы:

  • Теоретическая подготовка по основным разделам программы;
  • Практические умения и навыки;

В результате обучения обучающиеся

будут знать:

  • понятия: «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;
  • знать и называть все буквы алфавита;

будут уметь:

  • делить слова на слоги;
  • уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • определять место звука в слове;
  • давать характеристику звуку;
  • составлять рассказ с заданным количеством предложений;  
  • уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация и др.);
  • точно отвечать на поставленные вопросы педагога;
  • делать звуко-буквенный анализ слов;    
  • уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
  • овладевают сознательным, плавным чтением.



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график

Программа рассчитана на 36 учебных недель (сентябрь-май), 2 полугодие (сентябрь-декабрь, январь-май).

Каникулярное время отсутствует (за исключением январских праздников).

Подготовительный год обучения (дошкольники)

Месяц

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

Теория

2

Вводное занятие.

Кабинет краеведения

Устный опрос

2.

Сентябрь

Теория

2

Речь устная и письменная.

Кабинет краеведения

Устный опрос

3.

Сентябрь

Практика

2

Предложение.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

4.

Сентябрь

Практика

2

Предложение и слово.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

5.

Сентябрь

Практика

2

Деление слов на слоги.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

6.

Сентябрь

Практика

2

Деление слов на слоги.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

7.

Октябрь

Практика

2

Ударение.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

8.

Октябрь

Практика

2

Слог. Ударение.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

9.

Октябрь

Практика

2

Слог. Ударение.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

10.

Октябрь

Теория

2

Звуки в речи.

Кабинет краеведения

Устный опрос

11.

Октябрь

Практика

2

Звуки в речи.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

12.

Октябрь

Практика

2

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного звука с гласным.

Кабинет краеведения

Устный опрос

13.

Октябрь

Практика

2

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного звука с гласным.

Кабинет краеведения

Устный опрос

14.

Октябрь

Теория и практика

2

Гласный звук [а].

буква «А а».

Кабинет краеведения

Устный опрос

15.

Ноябрь

Теория и практика

2

Гласный звук  [о],

буквы «О о».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

16.

Ноябрь

Теория и практика

2

Гласный звук [и],

 буквы «И и».

Кабинет краеведения

Устный опрос

17.

Ноябрь

Теория и практика

2

Гласный звук [ы],

буква «ы».

Кабинет краеведения

Устный опрос

18.

Ноябрь

Теория и практика

2

Гласный звук [у],

буква «У у».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

19.

Ноябрь

Теория и практика

2

Звук  [н],  [н,], Буквы «Н н».

Кабинет краеведения

Устный опрос

20.

Ноябрь

Теория и практика

2

Звук  [н],  [н,], Буквы «Н н».

Кабинет краеведения

Устный опрос

21.

Ноябрь

Теория и практика

2

Звуки  [с],  [с,],

Буквы «С с ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

22.

Ноябрь

Теория и практика

2

Звуки  [с],  [с,],

Буквы «С с ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

23.

Ноябрь

Теория и практика

2

Звуки  [к],  [к,],

Буквы «К к ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

24.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [к],  [к,],

Буквы «К к ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

25.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [т],  [т,],

 Буквы «Т т  ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

26.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [т],  [т,],

 Буквы «Т т  ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

27.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [л],  [л,],

Буквы «Л л ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

28.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [л],  [л,],

Буквы «Л л ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

29.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [р]-  [р,],

Буквы «Р р ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

30.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [р]-  [р,],

Буквы «Р р ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

31.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [в]-  [в,],

Буквы «В в ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

32.

Декабрь

Теория и практика

2

Звуки  [в]-  [в,],

Буквы «В в ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

33.

Январь

Теория и практика

2

Буквы Е,е. буква Е –показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге –слиянии

Кабинет краеведения

Работа с карточками

34.

Январь

Практика

2

Буквы Е,е. буква Е –показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге -слиянии

Кабинет краеведения

Устный опрос

35.

Январь  

Теория

2

Звуки  [п]-  [п,],

Буквы «П п ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

36.

Январь

Практика

2

Звуки  [п]-  [п,],

Буквы «П п ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

37.

Январь

Теория

2

Звуки  [м]-  [м,],

Буквы «М м ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

38.

Январь

Практика

2

Звуки  [м]-  [м,],

Буквы «М м ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

39.

Январь

Теория

2

Звуки  [з]-  [з,],

Буквы «З з ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

40.

Январь

Практика

2

Звуки  [з]-  [з,],

Буквы «З з ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

41.

Январь

Теория

2

Звуки  [б]-  [б,],

Буквы «Б, б ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

42.

Февраль

Практика

2

Звуки  [б]-  [б,],

Буквы «Б, б ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

43.

Февраль

Теория

2

Звуки  [д]-  [д,],

Буквы «Д, д ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

44.

Февраль  

Практика

2

Звуки  [д]-  [д,],

Буквы «Д, д ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

45.

Февраль

Теория

2

Буква Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

Кабинет краеведения

Устный опрос

46.

Февраль

Практика

2

Буква Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

47.

Февраль

Теория

2

Звуки  [г]-  [г,],

Буквы «Г, г ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

48.

Февраль

Практика

2

Звуки  [г]-  [г,],

Буквы «Г, г ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

49.

Февраль

Теория

2

Звук  [ч,], Буквы «Ч, ч ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

50.

Март

Практика

2

Звук  [ч,], Буквы «Ч, ч ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

51.

Март

Теория

2

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.

Кабинет краеведения

Устный опрос

52.

Март  

Практика

2

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

53.

Март  

Теория

2

Звук  [ш], Буквы «Ш, ш ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

54.

Март

Практика

2

Звук  [ш], Буквы «Ш, ш ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

55.

Март  

Теория

2

Звук  [ж], Буквы «Ж, ж ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

56.

Март  

Практика

2

Звук  [ж], Буквы «Ж, ж ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

57.

Март

Теория

2

Буквы Ё, ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

Кабинет краеведения

Устный опрос

58.

Март

Практика

2

Буквы Ё, ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

59.

Апрель

Теория

2

Звук  [й], Буква «й».

Кабинет краеведения

Устный опрос  

60.

Апрель

Практика

2

Звук  [й], Буква «й».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

61.

Апрель

Теория

2

Звуки  [х]-  [х,],

Буквы «Х, х ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

62.

Апрель

Практика

2

Звуки  [х]-  [х,],

Буквы «Х, х ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

63.

Апрель

Теория

2

Буквы « Ю, ю». Буква  Ю –показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

Кабинет краеведения

Устный опрос

64.

Апрель

Практика

2

Буквы « Ю, ю». Буква  Ю –показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

Кабинет краеведения

Работа с карточками

65.

Апрель

Теория

2

Звук  [ц], Буквы «Ц, ц ».

Кабинет краеведения

Устный опрос

66.

Апрель

Практика

2

Звук  [ц], Буквы «Ц, ц ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

67.

Май

Теория

2

Звук  [э], Буквы «Э, э»

Кабинет краеведения

Устный опрос

68.

Май

Практика

2

Звук  [э], Буквы «Э, э»

Кабинет краеведения

Работа с карточками

69.

Май

Практика

2

Звук [щ], Буквы «Щ, щ ».

Кабинет краеведения

Работа с карточками

70.

Май

Теория

2

Звуки  [ф]-  [ф],

Буквы «Ф, ф»

Буквы Ь, Ъ

Кабинет краеведения

Устный опрос

71.

Май

Практика

2

Звуки  [ф]-  [ф],

Буквы «Ф, ф»

Буквы Ь, Ъ

Кабинет краеведения

Работа с карточками

72.

Май

Практика

2

Заключительное занятие. Подведение итогов. Выходной контроль.

Кабинет краеведения

Диагностика


Методическое обеспечение реализации программы

Для реализации общеразвивающей программы «АБВГДЕЙ-КА» необходимы следующие комплексы и материалы:

  1. Методические комплексы состоящие: из информационного материала, методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
  2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: устные опросы, работы с карточками, письменные проверки, тестовые задания.
  3. Развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические игры.
  4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные материалы.

Материалы по проведению занятий

В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста. Занятия  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей. Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры. На основном  этапе  включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с  карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.

Организация воспитательного процесса

Важным методическим компонентом программы, соответствующим развитию культурного уровня обучающихся, является участие обучающихся в различных мероприятиях и праздниках. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов и анализ. Надо помнить, что только критические замечания не по существу лишают ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.

Материально-техническое оснащение

  • Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, наличие столов и стульев.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Тетради в косую линейку
  • Шариковые ручки.
  • Карандаши цветные и простые.

Система отслеживания результатов усвоения материала

Контроль за занятиями обучающихся предлагается вести:

- устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания, диагностики.

- самостоятельная деятельность обучающихся;

Учебно-информационное обеспечение программы

Современные источники, поддерживающие процесс обучения.

Нормативно-правовые акты и документы.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;
  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». (СанПиН 2.4.4.3172-14);

Литература

Для педагога:

  1. М. М. Баженова. «Весёлая  грамматика». Д: Сталкер, 2000.
  2. В. В. Волина. «Праздник Букваря». М: АСП/-ГРЕСС, 1996.
  3. Л. Е. Журова. «Подготовка к обучению грамоте». М: «Вентана- Граф»,  2010.
  4. Г. А. Тумакова. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом». М: «Просвещение», 1991.
  5. Д. М. Шумаева. «Как хорошо уметь читать». Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

Для обучающихся:

  1. Ткаченко Т.А.  «Специальные символы в подготовке детей  к обучению грамоте». Москва, 2000г.
  2. Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, 2007
  3. Серия « рабочие тетради дошкольника» Солнечные ступеньки. Обучение грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа "Семицветик" по предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Данная программа представляет комплексный подход в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе и включает семь подпрограмм:- "Мир вокруг нас" (ознакомление с окружающим);- "Путешествие в ст...

Методическая разработка "Проблемный диалог в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

в методической разработке рассмотрены теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования; представлен цикл заняти...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет

Содержание1.     Пояснительная записка ……………………………………………….32.     Учебно-тематический план ………………………………………….. 53.     Содержание курса ……………...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В стране Математики"

Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Программа "В стране математики"  относится к стартовому уровню, что даёт большие  возможности для развития ...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "Готовим руку к письму"

Программа "Готовим руку к письму" относится к стартовому уровню,  что даёт большие возможности для формирования знаний, навыков и умений в подготовке ребенка к письму. Письмо - это слож...

Адаптированная рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...