Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "Готовим руку к письму"
рабочая программа на тему
Программа "Готовим руку к письму" относится к стартовому уровню, что даёт большие возможности для формирования знаний, навыков и умений в подготовке ребенка к письму. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovim_ruku_k_pismu.docx | 59.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬАЯ ЗАПИСКА
«Истоки способностей и дарование
детей на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Образовательная программа «Готовим руку к письму» имеет социально-педагогическую направленность 1.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Программа «Готовим руку к письму» относится к стартовому уровню 2, что дает большие возможности для формирования знаний, навыков и умений в подготовке ребенка к письму.
Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук.
1 Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468). – пункт 9.
2Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 6-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Всё это вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через занятия по программе дополнительного образования "Готовим руку к письму".
Актуальность. «История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо - зрительно моторных координаций.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Современность программы: в воспитании и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук.
В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.
Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы. Это связано как с психофизиологическими особенностями 6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного.
Важное место в работе с детьми принадлежит подготовке руки к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев. Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела.
Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы то ни стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.
Отличительная особенность программы: программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Особенности детей данной возрастной группы:
- Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
- Несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.), а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
- Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
- Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Форма занятий – групповая (2 группы).
Возраст обучающегося | Число занятий в неделю | Продолжительность занятий | Количество групп | Количество детей в группе |
6-7 лет | 2 | 30 мин. | 2 | 4 |
Форма и режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут в каждой подгруппе.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- Традиционные
- Игровые занятия
- Викторины
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию руки, глазомера.
Программа включает работу по группам, коллективную и самостоятельную деятельность.
Предполагаемая наполняемость групп 4 человека.
Срок реализации программы: 1 год, 9 месяцев, 36 недель, 72 часа
Цель программы: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- развитие мелкой моторики руки ребенка;
- развитие слухового внимания;
- развитие графического воспроизведения.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомство с гигиеническими правилами письма;
- Обучение правилам штриховки;
- Обучение правильному расположению тетради и ручки при письме;
Развивающие:
- Развитие графических движений, тонко координированных движений руки;
- Развитие слухового внимания и графического воспроизведения;
- Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации;
Воспитательные:
- Воспитание старательности, аккуратности;
- Воспитание самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Учебный план к дополнительной общеобразовательной программе «Готовим руку к письму»
Подготовительный год обучения (дошкольники)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | - |
2. | Ориентировка в пространстве | 2 | 1 | 1 | Диагностика |
3. | Графические упражнения. Штрихование | 56 | 18 | 38 | Диагностика |
4. | Развитие мелкой моторики рук | 10 | 1 | 9 | Игровые задания |
5. | Повторение изученного материала | 3 | - | 3 | Выходной контроль |
Всего: | 72 | 21 | 51 |
Содержание учебно-тематического плана к дополнительной общеобразовательной программе «Готовим руку к письму»
Подготовительный год обучения (дошкольники)
Раздел 1. Вводное занятие | (1 час) | |
Теоретическая часть: | Знакомство с обучающимися, ознакомление их с кабинетом, в котором они будут заниматься и с видом работ. Диагностика по уровню сформированности первичных знаний у дошкольников. | |
Раздел 2. Ориентировка в пространстве | (2 часа) | |
Теоретическая часть: | Знакомятся со словами: слева, справа, внизу, вверху, изучают направление движения, усваивают понятия: правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. | |
Практическая часть: | Выполняют задания, направленные на ориентировку в пространстве. | |
Раздел 3. Графические упражнения. Штрихование | (56 часов) | |
Теоретическая часть: | Знакомятся с правилами штрихования, знакомятся с понятиями «вертикальный», «горизонтальный». | |
Практическая часть: | Развивают точность движений, внимание и контроль за собственными действиями. Выполняют упражнения по подготовке руки к письму. Учатся свободно рисовать разнообразные линии. Учатся не отрывать ручку от листа бумаги и не прерывая линии. Штрихуют только в заданном направлении, не выходя за контур фигуры, соблюдая параллельность линий и расстояние между ними. | |
Раздел 4. Развитие мелкой моторики рук | (10 часов) | |
Теоретическая часть: | Изучают разные техники игрового самомассажа, правила пользования ножницами и правила обрывания бумаги. | |
Практическая часть: | С помощью ведущей деятельности дошкольников – игры выполняют самомассаж рук, упражнения по развитию мелкой моторики рук, работу с ножницами. | |
Раздел 5. Повторение изученного материала | (3 часа) | |
Практическая часть: | Повторяют и закрепляют ранее изученный материал с помощью тестовых заданий, игр и т.д. |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на 2 группы:
- Теоретическая подготовка по основным разделам программы;
- Практические умения и навыки;
В результате обучения обучающиеся
будут знать:
- Гигиенические правила письма;
- Правильное расположение тетради и ручки при письме;
- Правила штриховки;
- Правила работы с тетрадью;
- Правила работы с ножницами;
будут уметь:
- Сохранять правильную посадку и расположение рук при письме;
- Правильно держать ручку, карандаш;
- Ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;
- Выполнять штриховку, соблюдая правила;
- Самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры;
- Ориентироваться в тетради на строке, на странице;
- Правильно держать ножницы и работать с ними;
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 36 учебных недель (сентябрь-май), 2 полугодие (сентябрь-декабрь, январь-май).
Каникулярное время отсутствует (за исключением январских праздников).
Подготовительный год обучения (дошкольники)
№ | Месяц | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | Теория | 2 | Вводное занятие. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
2. | Сентябрь | Практика | 2 | Диагностика ручных умений. | Кабинет краеведения | Входная диагностика |
3. | Сентябрь | Теория | 2 | Правила при письме. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
4. | Сентябрь | Теория и практика | 2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
5. | Сентябрь | Теория и практика | 2 | Ориентировка на листе бумаги. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
6. | Сентябрь | Практика | 2 | Регулируем нажим на карандаш. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
7. | Октябрь | Практика | 2 | Письмо точек. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
8. | Октябрь | Практика | 2 | Письмо крестиков. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
9. | Октябрь | Практика | 2 | Письмо точек и крестиков | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
10. | Октябрь | Теория | 2 | Вертикальные линии. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
11. | Октябрь | Теория и практика | 2 | Письмо коротких вертикальных линий. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
12. | Октябрь | Теория и практика | 2 | Письмо длинных вертикальных линий. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
13. | Октябрь | Теория и практика | 2 | Письмо наклонных прямых линий. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
14. | Октябрь | Теория и практика | 2 | Письмо коротких наклонных прямых линий. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
15. | Октябрь | Теория и практика | 2 | Письмо длинных наклонных прямых линий. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
16. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | Письмо наклонных прямых и вертикальных линий. | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
17. | Ноябрь | Теория | 2 | Горизонтальные линии. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
18. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | Письмо коротких горизонтальных линий. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
19. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | Письмо длинных горизонтальных линий. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
20. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | Письмо коротких наклонных линии с закруглением внизу (влево) | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
21. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу (вправо) | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
22. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (влево) | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
23. | Ноябрь | Теория и практика | 2 | Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо) | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
24. | Декабрь | Практика | 2 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
25. | Декабрь | Практика | 2 | Письмо коротких и длинных линий с закруглением внизу влево и вправо. Закрепление. | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
26. | Декабрь | Теория и практика | 2 | Письмо наклонных линий с петлей вверху. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
27. | Декабрь | Практика | 2 | Письмо овалов и полуовалов. Их чередование. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
28. | Декабрь | Теория и практика | 2 | Письмо уголков. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
29. | Декабрь | Теория и практика | 2 | Письмо бордюров. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
30. | Декабрь | Практика | 2 | Письмо уголков и бордюров. Их чередование. Закрепление. | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
31. | Декабрь | Теория и практика | 2 | Пунктирные линии. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
32. | Декабрь | Практика | 2 | Пальчиковые игры. Самомассаж рук. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
33. | Январь | Практика | 2 | Вертикальные, горизонтальные, наклонные, пунктирные линии. Закрепление. | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
34. | Январь | Практика | 2 | Рисование узора изученными линиями. | Кабинет краеведения | Контроль |
35. | Январь | Теория и практика | 2 | Рисование квадратов. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
36. | Январь | Теория и практика | 2 | Рисование прямоугольников. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
37. | Январь | Практика | 2 | Работа по развитию мелкой моторики рук. Сухие бассейны. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
38. | Январь | Практика | 2 | Пальчиковые игры. Самомассаж рук. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
39. | Январь | Теория | 2 | Штрихование. Правила штриховки. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
40. | Январь | Практика | 2 | Штрихование вертикальными линиями. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
41. | Январь | Практика | 2 | Штрихование горизонтальными линиями. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
42. | Февраль | Практика | 2 | Штрихование наклонными линиями. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
43. | Февраль | Практика | 2 | Штрихование пунктирными линиями. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
44. | Февраль | Практика | 2 | Штрихование всеми видами изученных линий. | Кабинет краеведения | Контроль |
45. | Февраль | Теория и практика | 2 | Закрашивание фигур. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
46. | Февраль | Теория и практика | 2 | Дорисовка до образа. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
47. | Февраль | Практика | 2 | Выкладывание фигур счетными палочками. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
48. | Февраль | Практика | 2 | Развитие мелкой моторики рук. Сухие бассейны. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
49. | Февраль | Теория и практика | 2 | Работа с ножницами. Правила пользования ножницами. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
50. | Март | Теория и практика | 2 | Волнистые линии. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
51. | Март | Практика | 2 | Линии разных направлений. | Кабинет краеведения | Контроль |
52. | Март | Теория и практика | 2 | Обрывание бумаги. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
53. | Март | Теория и практика | 2 | Рисование полукругов. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
54. | Март | Теория и практика | 2 | Рисование круглой формы. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
55. | Март | Практика | 2 | Пальчиковые игры. Самомассаж рук. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
56. | Март | Практика | 2 | Раскрашивание. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
57. | Март | Практика | 2 | Графические узоры. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
58. | Март | Практика | 2 | Штрихование разными способами. | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
59. | Апрель | Практика | 2 | Рисование предметов из кругов. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
60. | Апрель | Теория и практика | 2 | Рисование треугольников | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
61. | Апрель | Практика | 2 | Рисование предметов из изученных геометрических фигур. | Кабинет краеведения | Контроль |
62. | Апрель | Практика | 2 | Развитие мелкой моторики рук. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
63. | Апрель | Практика | 2 | Рисование палочек с присоединением уголков. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
64. | Апрель | Практика | 2 | Работа с ножницами. | Кабинет краеведения | Игровые упражнения |
65. | Апрель | Практика | 2 | Рисование узоров из изученных геометрических фигур. | Кабинет краеведения | Письменная проверка |
66. | Апрель | Теория | 2 | Рисование по точкам. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
67. | Май | Практика | 2 | Рисование по точкам. Закрепление. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
68. | Май | Теория | 2 | Рисование по клеточкам. | Кабинет краеведения | Устный опрос |
69. | Май | Практика | 2 | Рисование по клеточкам. Закрепление. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
70. | Май | Практика | 2 | Повторение пройденного материала. | Кабинет краеведения | Работа с карточками |
71. | Май | Практика | 2 | Повторение пройденного материала. | Кабинет краеведения | Контрольная работа |
72. | Май | Практика | 2 | Выходная диагностика. | Кабинет краеведения | Выходная диагностика |
Методическое обеспечение реализации программы
Для реализации общеразвивающей программы «Готовим руку к письму» необходимы следующие комплексы и материалы:
- Методические комплексы состоящие: из информационного материала, методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
- Материалы для контроля и определения результативности занятий: устные опросы, работы с карточками, письменные проверки, тестовые задания.
- Развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические игры.
- Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные материалы.
Материалы по проведению занятий
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: сортировка семян, выкладывание из них узоров, лепка из пластилина, мозаичная аппликация из бумаги, ручной труд, игры с палочками, бусинами, шнуровка, работа с бумагой, пазлами, мозаикой и т. д.
Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования, например, рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно.
«Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет работа в прописях (графические упражнения), штриховка. Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Такие упражнения развивают точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учат проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии, зигзагом. Учат раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Подвижные игры и физминутки способствуют совершенствованию двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, развивают глазомер. Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы. На занятиях необходимо создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга.
Организация воспитательного процесса
Важным методическим компонентом программы, соответствующим развитию культурного уровня обучающихся, является участие обучающихся в различных мероприятиях и праздниках.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов и анализ. Надо помнить, что только критические замечания не по существу лишают ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.
Материально-техническое оснащение
- Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, наличие столов и стульев;
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- Тетради в клетку 0,7 мм.;
- Простой карандаш;
- Ручка;
- Цветные карандаши;
- Альбом;
- Тетрадь в клетку;
- Тетрадь в косую линейку;
- Печатные листы с заданиями;
- Трафареты;
- Шаблоны для обведения, вырезания;
- Счетные палочки;
- Пластилин;
- Цветная бумага;
- Картон;
- Ножницы;
- Клей;
- Природные материалы;
- Бусы, пуговицы;
- Макароны различных видов и размеров;
- Салфетки;
- Массажные мячи;
- Линейка;
- Стеки;
- Ленты;
- Картотека пальчиковых игр, самомассажа, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;
- Тематические иллюстрации.
Система отслеживания результатов усвоения материала
Контроль за занятиями обучающихся предлагается вести:
- устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания, диагностики.
- самостоятельная деятельность обучающихся;
Учебно-информационное обеспечение программы
Современные источники, поддерживающие процесс обучения.
Нормативно-правовые акты и документы.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Литература
Для педагога:
3. О. Новиковская «Пальчиковая гимнастика» изд. «Сова» Санкт-
Петербург 2010г.
4. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для
родителей будущего первоклассника У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 –
224с
5. А. Хвостовцев «Играем с пальчиками и развиваем мелкую
моторику рук и устную речь» Сибирское университетское издательство
2010г.
6. О. В., Бачина., Н. Ф Коробова Пальчиковая гимнастика с
предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей
6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей – 2-й издание и
дополнение: М. «АРКТИ», 2007г.
7. «Ступеньки детства» программа для педагогов и родителей по
организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего
дошкольного возраста / н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева; под
ред. проф. Н.М. Конышевой.- 3-е изд., перераб.- Смоленск: Ассоциация XXI
век, 2013.-40с.
Для обучающихся:
1. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем
пальчики. – М.: Дрофа, 2004
2. Т.С. Голубина “Чему научит клеточка” Москва, Мозаика -
Синтез2005
3. Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и
письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 3.
4. Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и
письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 1.
–М.: Ассоциация XXI век: 2015г. – 48с.
5. Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и
письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 2.
– М.: Ассоциация XXI век: 2015г. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа "Семицветик" по предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
Данная программа представляет комплексный подход в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе и включает семь подпрограмм:- "Мир вокруг нас" (ознакомление с окружающим);- "Путешествие в ст...
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Методическая разработка "Проблемный диалог в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"
в методической разработке рассмотрены теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования; представлен цикл заняти...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет
Содержание1. Пояснительная записка ……………………………………………….32. Учебно-тематический план ………………………………………….. 53. Содержание курса ……………...
Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "АБВГДЕЙ-КА"
Программа представляет собой стартовый уровень подготовки детей 6- 7 лет. Предметом познания является сама речь, её внешняя сторона....
Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В стране Математики"
Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Программа "В стране математики" относится к стартовому уровню, что даёт большие возможности для развития ...
Адаптированная рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста...