Программа по Сольфеджио
рабочая программа по теме
Программа учебного предмета Сольфеджио по новым ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 35.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ОЗЁРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Программа учебного предмета
__________________________________________________________________________________________СОЛЬФЕДЖИО__________________
Разработала преподаватель Богданова В.Н.
2013
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОЛЬФЕДЖИО
Название предмета
Область применения программы:
Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
со сроком обучения 5 лет.
Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства :теория и история музыки.
Цели и задачи предмета
требования к результатам освоения предмета.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания,
- профессиональную музыкальную терминологию,
- основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- применить полученные теоретические знания, сформированный комплекс знаний , умений и навыков, отражающий наличие у обучающихся развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма., художественного вкуса, способствующих творческой самостоятельности;
- уметь сольфеджировать одноголосные и двухголосные музыкальные примеры,
- записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа,
- уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 412,5 часов, в том числе:
обязательной учебной нагрузки 247,5 часов;
самостоятельной работы обучающегося 165 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Объём учебного времени и виды учебной работы.
Вид учебной нагрузки | Кол-во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 412,5 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 247,5 |
В том числе: | |
Практические занятия | 227,5 |
зачеты, контрольные уроки, контрольные работы и др. | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 165 |
В том числе: итоговая аттестация в форме экзаменов, выпускных экзаменов. | 0,5 |
Тематический план и содержание учебного предмета.
Название темы | Содержание учебного материала, виды работы | Количество часов |
Тема 1. Вокально-интонационные навыки | Содержание учебного материала | 32 |
Пение :
| ||
Практические занятия | 29,5 | |
Контрольные работы | 2,5 | |
Самостоятельная работа учащихся | 20 | |
Тема 2. Сольфеджирование и пение с листа | Содержание учебного материала | 31,5 |
| ||
Практические занятия | 29 | |
Контрольные работы | 2,5 | |
Самостоятельная работа учащихся | 21 | |
Тема 3 Воспитание чувства метроритма | Содержание учебного материала | 30 |
| ||
Практические занятия | 28 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся | 20 | |
Тема 4 Воспитание музыкального восприятия | Содержание учебного материала | 32 |
| ||
Практические занятия | 29 | |
Контрольные работы | 3 | |
Самостоятельная работа учащихся | 20 | |
Тема 5 Музыкальный диктант | Содержание учебного материала | 30,5 |
Примеры: Фридкин Г. Музыкальные диктанты, ч. 1: №№ 404,482,ч.2: №№1,4,58 Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ: № 364 Русяева И. Одноголосные диктанты. Вып. 2, стр. 1,2,3 «Занимательные диктанты» | ||
Практические занятия | 28 | |
Контрольные работы | 2,5 | |
Самостоятельная работа учащихся | 20 | |
Тема 6. Воспитание творческих навыков | Содержание учебного материала | 27 |
| ||
Практические занятия | 25 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа учащихся | 22 | |
Тема 7 Теоретические сведения | Содержание учебного материала | 34 |
| ||
Практические занятия | 31 | |
Контрольные работы | 3 | |
Самостоятельная работа учащихся | 22 | |
Тема 8 Анализ произведений | Содержание учебного материала | 30,5 |
Анализ звукорядов, гамм, отдельных мелодических оборотов, интервалов, аккордов. Анализ нотного текста незнакомого музыкального отрывка. Рекомендуемый музыкальный материал: Произведения российских композитов: Бородин А. Пролог к опере «Князь Игорь»; Глинка М. «Не искушай»; Даргомыжский А. « Я Вас любил»; Лядов А. Соч. 15 №2 Мазурка; Мусоргский М. Полонез из оперы «Борис Годунов»; Чайковский П. «Благословляю вас, леса»; Баснер В. « С чего начинается Родина?»; Дунаевский И. «Весна идет»; Кабалевский Д. Медленный вальс, Новелла; Пахмутова А. Беловежская пуща; Прокофьев С. Колыбельная из оратории «На страже мира»; Шаинский В. «Багульник»; Шостакович Д. Родина слышит; Произведения зарубежных композиторов: Григ Э. Люблю тебя. Сюита «Пер Гюнт»; Дебюсси К. Колыбельная слонов. Моя матушка гусыня. Шопен Ф. Вальсы: соч. 69 №2, соч. 70 №2 (121). Мазурки: соч. 7 №1, соч.7 № Шуберт Ф. Серенада; Шуман Р. Май, милый май. | ||
Практические занятия | 28 | |
Контрольные работы | 2,5 | |
Самостоятельная работа учащихся | 20 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к минимально-техническому обеспечению:
Реализация программы учебного предмета требует наличие учебного кабинета, зала для выступлений, наличие учебных пособий, методической , нотной литературы, фоно- и аудиотеки, дидактического материала, класс для групповых занятий.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, парты стулья, доска, наглядные пособия.
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.
Основные источники:
- Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 4-5.- Ростов –на- Дону, 2008
- Андреева М. От примы до октавы.Ч.1.-М., 1996
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб.,1994
- Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М,2002.
- Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс ДМШ .-М., 1991
- Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М.,1993
- Драгомиров П. Учебник по сольфеджио.-М.: «Музыка»,2010
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы.-М., 2003
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М.,1996
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие.-М.:Музыка,1970
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс.-М.: «Музыка»,2005
- Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио
- Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких .Учебно – игровое пособие.-М.,2010
- Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём. Для 1-3 классов детской музыкальной школы.-СПб.: «Композитор», 1998
- Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М., 2004
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио.-М,1982 Музыкальная грамота « в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М., 2002
- Фролова Ю. Сольфеджио 1-3 класс. Учебное пособие .-Ростов-на-Дону, 2007
Дополнительные источники:
- Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М.,1979
- Давыдова Е.Сольфеджио 3 класс ДМШ.Методическое пособие.-М.: «Музыка», 1976
- Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта.-М.: «Композитор»,1993
- Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А. Перцовская).-М.:Музыка,1995
- Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
- Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для Калужская Т.
- Музыкальные занимательные диктанты.4-7 классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
- преподавателей ДМШ и ДШИ.- М.,2002
- Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно – методическое пособие.-М.,2011
- Сольфеджио 6 класс ДМШ. Методическое пособие.-М.: «Музыка»,1988
- Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 6-7.- Ростов –на- Дону, 2008
Интернет-ресурсы:
Мультимедийные программы
CRAK
Сибелиус
Нотный редактор
Мультимедийные презентации
- «Длительности»
- «Звуки клавиатуры»
- «Знакомство с нотами»
- «Музыкальный алфавит»
- « Нотная грамота»
- «Ноты от «До» до «Си»
- «Путешествие в страну интервалов»
- « Тест – интервалы»
- «Средства музыкальной выразительности»
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе поведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания, - профессиональную музыкальную терминологию, - основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др. В результате освоения предмета обучающийся умеет: - применить полученные теоретические знания, сформированный комплекс знаний , умений и навыков, отражающий наличие у обучающихся развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма., художественного вкуса, способствующих творческой самостоятельности; - сольфеджировать одноголосные и двухголосные музыкальные примеры, - записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, - слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки. | Формы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.
Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...
ПРОГРАММА ПО СОЛЬФЕДЖИО, ВОСЬМИЛЕТНИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ
Авторская программа по сольфеджио, основанная на личном опыте преподавателя, с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по сольфеджио, 7 класс, ФГОС
Рабочая программа по сольфеджио для 7 класса (разработчик Соколова В.И.) представляет собой вариант рабочей программы для учащихся ДШИ, адаптированный к условиям общеобразовательной школы. Она реализу...
Рабочая программа по сольфеджио
Программа по сольфеджио для подготовительных классов(2 г/о)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРТЕПИАНО. СОЛЬФЕДЖИО
Музыка – весьма сложный язык передачи информации. Освоить его помогает предмет сольфеджио.Содержание программы направлено на развитие музыкально-творческих способностей и навыков учащихся, усвое...
Программа "Синтез. Сольфеджио и Слушание музыки" (раннее эстетическое отделение)
В музыкальной школе одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является сольфеджио и...