Программа по Сольфеджио
рабочая программа по теме

Богданова Венера Нуретдиновна

Программа учебного предмета Сольфеджио по новым ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx35.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ОЗЁРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Программа учебного предмета

__________________________________________________________________________________________СОЛЬФЕДЖИО__________________

Разработала преподаватель Богданова В.Н.

2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОЛЬФЕДЖИО

Название предмета

Область применения программы:

     Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

со сроком обучения 5 лет.

       Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства :теория и история музыки.

Цели и задачи предмета

требования к результатам освоения предмета.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания,

- профессиональную музыкальную терминологию,

- основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др.

В результате освоения предмета  обучающийся должен уметь:

- применить полученные теоретические знания, сформированный комплекс знаний , умений и навыков, отражающий наличие у обучающихся развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма., художественного вкуса, способствующих творческой самостоятельности;

- уметь сольфеджировать одноголосные и двухголосные  музыкальные примеры,

- записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа,

- уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -  412,5 часов, в том числе:

обязательной учебной нагрузки  247,5 часов;

самостоятельной работы обучающегося 165 часов.

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Объём учебного времени и виды учебной работы.

Вид учебной нагрузки

Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

412,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

247,5

В том числе:

Практические занятия

227,5

зачеты, контрольные уроки, контрольные работы и др.

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

165

В том числе: итоговая аттестация в форме экзаменов, выпускных экзаменов.

0,5

Тематический план и содержание учебного предмета.

Название темы

Содержание учебного материала, виды работы

Количество часов

Тема 1. Вокально-интонационные навыки

Содержание учебного материала

32

Пение :

  • гамм (мажор и минор 3х видов),
  • мелодических оборотов,
  • вводных ступеней, опеваний;
  • звукорядов семиступенных диатонических народных ладов,
  • мажорной и минорной пентатоники;
  • всех ранее пройденных интервалов (диатонических и характерных, тритонов в нат. и гарм. ладах) в ладу и от звука;
  • пройденных аккордов  от звука и в тональности, включая уменьшенное и увеличенное трезвучие, D7 и его обращение с разрешениями, Вводные септаккорды в мажоре и миноре,
  • главные трезвучия лада, септаккорд II ступени; интервальных и аккордовых последовательностей двух- и трехголосно;

Практические занятия

29,5

Контрольные работы

2,5

Самостоятельная работа учащихся

20

Тема 2. Сольфеджирование и пение с листа

Содержание учебного материала

31,5

  • Пение в унисон;
  • Пение несложных песен с текстом с сопровож. и без него;
  • Транспонирование песенок от разных звуков;
  • Пение  несложных песен с текстом с сопровож. и без него;
  • Транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;
  • Пение нотных примеров с дирижированием,  включ. в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;
  • Пение более сложных песен, выученных на слух и по нотам с листа в пройденных тональностях, вкл. интонации знакомых аккордов и интервалов;
  • Разучивание 2х-голосных песен;
  • Выработка техники и качества пения с листа;
  • Сольмизация нотных примеров;
  • Пение наизусть, в транспорте;
  • Пение мелодий с более сложными ритмическими и мелодическими оборотами;
  • Пение двухголосных канонов и мелодий.
  • С листа мелодий с движением по звукам Д7, Ум.53, ув.2, ум.7, тритонов;
  • Пение мелодий с более сложными ритмическими и мелодическими оборотами, элементами хроматизма и модуляции;
  • Пение двухголосных примеров с элементами альтерации;
  • Транспонирование с листа на секунду и терцию,
  • Пение мелодий с хроматизмами и модуляциями, движением по Д7 и его обращений;
  • Мелодий в пентатонике, народных ладах;

Практические занятия

29

Контрольные работы

2,5

Самостоятельная работа учащихся

21

Тема 3

Воспитание чувства метроритма

Содержание учебного материала

30

  • Ощущение равномерности пульсирующих долей;
  • Осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
  • Повторение ритмического рисунка;
  • Навыки тактирования ,дирижирования;
  • Сольмизация музыкальных примеров;
  • Исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;
  • Исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;
  • Повторение ритмического рисунка ритмослогами;
  • Дирижирование в размерах 2\4, 3\4, 4\4;
  • Выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;
  • Ритмическое остинато, ритмический канон;
  • Ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;
  • Ритмические диктанты;
  • упражнения с использованием пройденных длительностей;
  • более сложные виды затактов;
  • Освоение ритмических групп: пунктирный ритм, синкопа, триоль;
  • Знакомство с размером 6\8;
  • Пауза шестнадцатая;
  • Укрепление техники дирижирования в разных размерах;
  • Новые ритмические группы в размере 6\8;
  • Переменный размер;
  • ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и переменном размере;
  • Дирижирование в смешанных размерах;

Практические занятия

28

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа учащихся

20

Тема 4

Воспитание музыкального восприятия

Содержание учебного материала

32

  • Определение на слух и осознание: в произведении его жанровых особенностей, характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритма, интервалов и аккордов;
  • отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;
  • мелодических оборотов с движением по  звукам пройденных интервалов и аккордов в мелодическом и гармоническом виде.
  • Интонаций пройденных интервалов, остановки на 5 и 2 ступенях, опевание, скачки на 5,2, 6 ступени и др.;
  • мелодических оборотов, включающих движение по  звукам тонического трезвучия и его обращениям;
  • Определение   интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании;
  • Трезвучий главных ступеней лада в мажоре и миноре.
  • мелодических оборотов, включающих движение по  звукам  трезвучий главных ступеней, пройденных интервалов;
  • анализ интервалов  и аккордов в ладу и взятых изолированно ;
  • анализ простейших альтераций в мелодии;
  • функций аккордов, гармонических оборотов; аккордов и интервалов в последовательности в ладу и от звуков;
  • анализ каденций в периоде;
  • типа полифонии;
  • модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты. 

Практические занятия

29

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа учащихся

20

Тема 5 Музыкальный диктант

Содержание учебного материала

30,5

  • подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на слог;
  • письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
  •  запись ранее выученных мелодий , ритмического рисунка;
  • Запись мелодий в объёме 2-4 тактов а пройденных тональностях;
  • Фотодиктант. подготовительные упражнения;
  • Запись мелодий, подобранных на фортепиано;
  • Диктант с предварительным разбором;
  • Фотодиктант.
  • Все формы устного диктанта;
  • Письменный диктант в объёме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты и ритмические группы;с фрагментами;
  • Тембровые диктанты.
  • письменный диктант из 8-10 тактов, включ. пройденные ритмические группы и мелодические обороты;;
  • ритмические длительности четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа;

Примеры: Фридкин Г. Музыкальные диктанты, ч. 1: №№ 404,482,ч.2: №№1,4,58

Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ: № 364

Русяева И. Одноголосные диктанты. Вып. 2, стр. 1,2,3

«Занимательные диктанты»

Практические занятия

28

Контрольные работы

2,5

Самостоятельная работа учащихся

20

Тема 6.

Воспитание творческих навыков

Содержание учебного материала

27

  • Сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;
  • Подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;
  • рисунки к прослушиваемым произведениям.
  • Сочинение мелодических вариантов фразы;
  • Подбор второго голоса с использованием пройденных интервалов;
  • Допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
  • Пение мелодий с собственным аккомпанементом;
  • Подбор басового голоса;
  • Запись сочинённых мелодий;
  • Импровизация  и досочинение мелодии  периода ,повторного строения;
  • Сочинение разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием пройденных элементов музыкального языка;
  • Знакомство с фигурациями;
  • Импровизация  и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, а также модулирующего периода;
  • Подбор аккомпанемента;
  • Сочинение и запись мелодии без предварительного проигрывания.
  • Импровизация и сочинение мелодий в различных тональностях и народных ладах;
  • Импровизация на фоне гармонического сопровождения.

Практические занятия

25

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа учащихся

22

Тема 7 Теоретические сведения

Содержание учебного материала

34

  • музыкальный звук и его качества, звукоряд, регистры, октавы; скрипичный ключ и ноты 1 октавы;
  • метр, ритм, восходящий и нисходящий звукоряд;
  • динамика, мелодия, аккомпанемент;
  • тон, полутон, знаки альтерации;
  • лад, тональность, такт тактовая черта,  2\4, 3\4,4\4;
  • устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие;
  • вводные ступени лада, опевание устойчивых ступеней;
  • ноты второй октавы, басовый ключ и ноты малой октавы;
  • строение мажорной ,  минорной гаммы;
  • паузы, музыкальная фраза,   транспонирование;
  • главные ступени лада;
  • затакт, ритм четыре шестнадцатых;
  • интервалы, понятие консонанс и диссонанс;
  • лига, нота с точкой, фермата;
  • интервал секунда и его выразительные свойства;секунды на ступенях мажора;
  • три вида минора , секунды в миноре;
  • интервал терция и его выразительные свойства; терции на ступенях мажора;
  • интервал квинта, терция в двухголосном звучании;
  • строение трезвучия;
  • интервал кварта, его выразительные свойства, кварта на 5 ступени мажора и минора;
  • понятия: мотив, фраза, каденция;
  • восьмая пауза,
  • прима и октава, основание и вершина интервала;
  • ритм четыре шестнадцатых;
  • интервалы, понятие консонанс и диссонанс;
  • Интервал секста , его выразительные свойства, секста на 3 и 5 ступ. мажора и минора;
  • обращение интервалов;
  • виды трезвучий; Обращения трезвучия;
  • 3х частная репризная  форма;
  • Переменный лад;
  • Размер 3\8.
  • пунктирный ритм; синкопа; триоль;
  • тритоны; септима; характерные интервалы
  • Построение интервалов вне лада;
  • Д7, секстаккорды и квартсекстаккорды от звука.
  • Трезвучия главных ступеней с обращением;
  • Квинтовый круг тональностей, квартоквинтовый круг тональностей, порядок появления диезов и бемолей;
  • хроматизмы в мелодии, ладовая альтерация;
  • фигурации аккордов;
  • Модуляция и отклонение в тональность доминанты;
  • Буквенные обозначения звуков и тональностей.
  • Гармонический мажор. Характерные интервалы гармон. мажора, ув.53;
  • Малый вводный и уменьшённый вводный септаккорд;
  • Ув.5 и Ум.4 в гарм.мажоре ;
  • Д7 и его обращения от звука , интервальный состав,
  • Ум.53 на 2 ступ. В миноре и гармон. мажоре
  • пентатоника.
  • Родственные тональности;
  • Энгармонизм; Хроматическая гамма;
  • Лады народной музыки;
  • Трезвучия побочных ступеней;
  • Тритоны в нат. и гарм. ладах;
  • Прерванный оборот
  • Все употребимые тональности  
  • Септаккорды 2 ,4 ступеней;

Практические занятия

31

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа учащихся

22

Тема 8

Анализ произведений

Содержание учебного материала

30,5

Анализ звукорядов, гамм, отдельных мелодических оборотов, интервалов, аккордов. Анализ нотного текста незнакомого музыкального отрывка. Рекомендуемый музыкальный материал:

Произведения российских композитов:

Бородин А. Пролог к опере «Князь Игорь»; Глинка М. «Не искушай»; Даргомыжский А. « Я Вас любил»; Лядов А. Соч. 15 №2 Мазурка; Мусоргский М. Полонез из оперы «Борис Годунов»; Чайковский П. «Благословляю вас, леса»; Баснер В. « С чего начинается Родина?»; Дунаевский И. «Весна идет»; Кабалевский Д. Медленный вальс, Новелла; Пахмутова А. Беловежская пуща; Прокофьев С. Колыбельная из оратории «На страже мира»; Шаинский В. «Багульник»; Шостакович Д. Родина слышит;

Произведения зарубежных композиторов:

Григ Э. Люблю тебя. Сюита «Пер Гюнт»; Дебюсси К. Колыбельная слонов. Моя матушка гусыня. Шопен Ф. Вальсы: соч. 69 №2, соч. 70 №2 (121). Мазурки: соч. 7 №1, соч.7 № Шуберт Ф. Серенада; Шуман Р. Май, милый май.

Практические занятия

28

Контрольные работы

2,5

Самостоятельная работа учащихся

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Требования к минимально-техническому обеспечению:

Реализация программы учебного предмета требует наличие учебного кабинета, зала для выступлений, наличие учебных пособий, методической , нотной литературы, фоно- и аудиотеки, дидактического материала, класс для групповых занятий.

Оборудование учебного кабинета: фортепиано, парты стулья, доска, наглядные пособия.

Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Основные источники:

  1. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 4-5.- Ростов –на- Дону, 2008
  2. Андреева М. От примы до октавы.Ч.1.-М., 1996
  3. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб.,1994
  4. Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М,2002.
  5. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс ДМШ .-М., 1991
  6. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М.,1993
  7. Драгомиров П. Учебник по сольфеджио.-М.: «Музыка»,2010
  8. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы.-М., 2003
  9. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М.,1996
  10. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие.-М.:Музыка,1970
  11. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс.-М.: «Музыка»,2005
  12. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио
  13. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких .Учебно – игровое пособие.-М.,2010
  14. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём. Для 1-3 классов детской музыкальной школы.-СПб.: «Композитор», 1998
  15. Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М., 2004
  16. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио.-М,1982 Музыкальная грамота « в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М., 2002
  17. Фролова Ю. Сольфеджио 1-3  класс. Учебное пособие .-Ростов-на-Дону, 2007

Дополнительные источники:

  1. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М.,1979
  2. Давыдова Е.Сольфеджио 3 класс ДМШ.Методическое пособие.-М.: «Музыка», 1976
  3. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта.-М.: «Композитор»,1993
  4. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А. Перцовская).-М.:Музыка,1995
  5. Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
  6. Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для Калужская Т.
  7. Музыкальные занимательные диктанты.4-7  классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
  8. преподавателей ДМШ и ДШИ.- М.,2002
  9. Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно – методическое пособие.-М.,2011
  10. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Методическое пособие.-М.: «Музыка»,1988
  11. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 6-7.- Ростов –на- Дону, 2008

Интернет-ресурсы:

 Мультимедийные программы

CRAK

Сибелиус

Нотный редактор

 Мультимедийные презентации

  1. «Длительности»
  2. «Звуки клавиатуры»
  3. «Знакомство с нотами»
  4. «Музыкальный алфавит»
  5. « Нотная грамота»
  6. «Ноты от «До» до «Си»
  7. «Путешествие в страну интервалов»
  8. « Тест – интервалы»
  9. «Средства музыкальной выразительности»

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе поведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся знает:

- основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания,

- профессиональную музыкальную терминологию,

- основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др.

В результате освоения предмета  обучающийся умеет:

- применить полученные теоретические знания, сформированный комплекс знаний , умений и навыков, отражающий наличие у обучающихся развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма., художественного вкуса, способствующих творческой самостоятельности;

- сольфеджировать одноголосные и двухголосные  музыкальные примеры,

- записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа,

- слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки.

Формы:

  1. Тесты
  2. Викторины
  3. Контрольные уроки
  4. Зачеты
  5. Экзамены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с           окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...

ПРОГРАММА ПО СОЛЬФЕДЖИО, ВОСЬМИЛЕТНИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ

Авторская программа по сольфеджио, основанная на личном опыте преподавателя, с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по сольфеджио, 7 класс, ФГОС

Рабочая программа по сольфеджио для 7 класса (разработчик Соколова В.И.) представляет собой вариант рабочей программы для учащихся ДШИ, адаптированный к условиям общеобразовательной школы. Она реализу...

Рабочая программа по сольфеджио

Программа по сольфеджио для подготовительных классов(2 г/о)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРТЕПИАНО. СОЛЬФЕДЖИО

Музыка – весьма сложный язык передачи информации. Освоить его помогает предмет сольфеджио.Содержание программы направлено на развитие музыкально-творческих способностей и навыков учащихся, усвое...

Программа "Синтез. Сольфеджио и Слушание музыки" (раннее эстетическое отделение)

В музыкальной школе одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является сольфеджио и...