Рабочая программа по сольфеджио
рабочая программа по теме
Программа по сольфеджио для подготовительных классов(2 г/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosova_programma_dlya_podotovitelnogo_otdeleniya.doc | 146 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. Пензы
Утверждена решением
Педсовета МАОУДОД
ДМШ № 3 г. Пензы
от 03.09.2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
СОЛЬФЕДЖИО
для подготовительных классов
срок реализации 2 года
Автор: преподаватель
МАОУДОД ДМШ № 3
Косова Лариса Михайловна
г. Пенза
2012 г.
Пояснительная записка.
Программа составлена преподавателем теоретических дисциплин ДМШ №3 г. Пензы Косовой Л.М. на основе опыта работы с детьми 6-7-милетнего возраста.
Цель программы:
- способствовать музыкально-эстетическому развитию ребенка на начальном этапе обучения;
- выявлять наклонности детей дошкольного возраста и направлять их на определенный вид деятельности в искусстве;
- развивать мелодический и гармонический слух, чувство ритма в слуховом и двигательном восприятии;
- подготовить мелкую моторику пальцев рук ребенка для дальнейшей игры на инструменте;
- развивать образное мышление и навыки в музыкальном и художественном творчестве.
Задачи:
- Воспитание у детей любви к музыке, пробуждение активного интереса к ней, развитие музыкального восприятия, способности к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
- Формирование практических навыков в музыкальной грамоте, творческих проявлений при отражении музыкальных образов в рисунках, импровизации несложных попевок, танцевальных движений.
- Развитие музыкального слуха, памяти и ритма, образного мышления ребенка и способности передачи собственных образов окружающим.
Формы работы:
- Пение простых музыкальных попевок, песенок с опорой на диатонику.
- Метроритмические упражнения в игровой форме.
- Слушание и анализ музыкальных произведений программного содержания, закрепление в зрительных образах.
- Музыкально-двигательные игры.
- Творческие работы в форме рисунков к прослушанным музыкальным произведениям.
Методы работы:
- Словесный – взаимодействие средств активизации эмоций, памяти, внимания.
- Наглядный – использование ритмических и дидактических карточек, клавиатуры, характерных картинок и др.
- Метод игровой мотивации – использование музыкально-дидактических игр.
- Метод прослушивания музыкальных записей.
- Научный метод – использование новейших достижений в области музыкально-педагогической практики.
- Концентрический метод – постоянное возвращение к пройденному, использование одного и того же музыкального материала для объяснения различных тем.
Отличительные особенности программы:
Данная программа адаптирована к условиям ДМШ №3 г. Пензы и к контингенту учащихся в возрасте 6-7 лет. Программа дает конкретное содержание и распределение учебных часов по разделам курса обще-эстетического и музыкального развития детей дошкольного возраста в подготовительной группе ДМШ.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на двухгодичное обучение детей в возрасте 6-7 лет. В соответствие с учебным планом на данный предмет отводится – 1,5 часа в неделю.
Учебный план
№ п/п | Наименование предмета | Количество учебных часов в неделю | Кол-во час/год | |
1 год обуч. | 2 год обуч. | |||
1. | Сольфеджио | 1,5 | 1,5 | 54 |
Курс занятий в подготовительной группе включает в себя следующие разделы:
- Вокально-интонационные навыки в ладу.
- Воспитание чувства метроритма.
- Воспитание музыкального восприятия.
- Воспитание творческих навыков.
- Теоретические сведения по музыкальной грамоте (накопление понятийного опыта).
Работа с подготовительной группой требует большого внимания к подбору музыкального материала, так как здесь присутствует первичность накопления музыкальных впечатлений: «Начинать надо с музыки» - говорил Г. Нейгауз, а Н.А. Римский-Корсаков писал: «В искусстве теории нет – есть практика». Идти нужно от частного к общему, постепенно формируя эстетический вкус ребенка. Одной из важнейших задач педагога в подготовительной группе является выработка у детей слуховых представлений. Накопление понятийного опыта подготавливает теоретическое обучение музыкальной грамоте и музыкальной литературы.
Большую роль играет тщательное планирование учебного процесса, подбор музыкального материала и подготовка каждого урока.
Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:
Наряду с традиционными формами ведения урока в подготовительной группе можно применять инновационные методики преподавания:
- Урок – сказка.
- Урок – путешествие.
- Урок – концерт (Открытый урок для родителей).
- Урок – викторина.
- Конкурсные, игровые формы проведения уроков.
- Комплексные творческие уроки.
Домашние задания должны быть доступными для детей 6-7 лет, небольшие по объему, интересные по содержанию, развивающие мелкую моторику пальцев рук и воображение, закрепляющие пройденный на уроке материал. Например: написать в нотной тетради ключи или их элементы, нотные знаки, ритмослоги черточками, отобразить прослушанный музыкальный образ в рисунке.
Условия реализации данной программы:
- Наличие учебных групп (не менее 3-х человек).
- Наличие просторной классной комнаты.
- Наличие музыкальных и шумовых инструментов.
- Наличие фортепиано и звуковоспроизводящей аппаратуры.
- Наличие фонотеки и наглядных пособий в картинках.
- Наличие дидактического раздаточного материала.
- Осуществление тесной связи с родителями.
- Активный поиск новых форм работы и методов преподавания, повышение квалификации педагога путем самообразования.
Ожидаемые результаты и способы проверки знаний.
Дети, прошедшие подготовительный курс обучения должны уметь:
- Правильно интонировать в пределах 1-й октавы.
- Слышать сильную долю в такте, определять размер такта, просчитывать, отстукивать и записывать простой ритмический рисунок.
- Слышать деление мелодии на фразы и предложения.
- Определять характер музыки, простые музыкальные формы.
- Уметь отразить музыкальный образ в рисунке.
- Различать жанры вальса, польки, марша, основные тембры инструментов.
- Знать основы музыкальной грамоты (мажор, минор, ноты 1-й октавы, ключи, динамические оттенки, цезура, пауза).
Оценка знаний:
- Фронтальный опрос.
- Беглый текущий опрос.
- Систематическая проверка домашнего задания.
- Контрольные уроки в конце каждой четверти в форме викторины, вопросов и загадок.
- Итоговый урок-экзамен
- Оценка знаний учащихся 1-го года обучения осуществляется путем поощрения значками в виде ромашек или звездочек. Их подсчет в конце четверти определяет победителя. Конкурсная система дает мотивацию к активному восприятию учебного материала. Учащимся второго года обучения рекомендуется ставить оценку 5 за отлично выполненное задание и 4 - если задание выполнено с ошибками.
Краткие методические указания:
Вокально-интонационные навыки.
Развитие вокально-интонационных навыков – это наиболее важная задача на начальном этапе обучения детей. Первый год обучения в группе обще-эстетического развития основан на пении детских и народных песен и попевок в диапазоне квинты-октавы, с простым ритмом, с опорой на звуки тонического трезвучия. Прежде, чем начинать петь, нужно обратиться к упражнениям, которые помогают правильно сидеть и дышать при пении. Начинать развитие певческого диапазона детей следует с попевок на одном звуке, постепенно его расширяя. Второй год обучения продолжает развитие вокально-интонационных навыков. Песни усложняются в мелодике и в ритме. Происходит знакомство с гаммой, осознается высотное положение ее звуков, пение гаммы по «столбице». Упражнения «эхо» (повторение за учителем короткой мелодии, которая обязательно приходит к тонике) закрепляет тонику в слуховом восприятии детей. Сочинение-импровизация песенок на устойчивых звуках предваряет осознание лада. Вокально-интонационные упражнения следует давать в начале урока в игровой форме и с аккомпанементом в качестве распевки перед пением песен.
Развитие чувства метроритма.
Воспитание чувства метроритма является неотъемлемой задачей на первом этапе обучения детей. В связи с тем, что у детей восприятие ритма часто связано с двигательной реакцией, начинать нужно с шагов, которые дают равномерность движения. Ровные доли- четвертные длительности ассоциируются с равномерностью шага, быстрые восьмые длительности – с бегом. Затем добавляется понятие сильной доли (ударения). Дети с удовольствием отмечают сильную долю такта под музыку марша, вальса или польки. Особенно если в руках у них шумовые музыкальные инструменты, а музыка яркая и эмоциональная.
В старшей группе наряду с изучением длительностей нот вводятся ритмические карточки, где написанные длительности нот нужно проговорить ритмослогами и простучать ритмический рисунок. Ритм слов или стихов записывается длинными и короткими черточками с последующим его простукиванием. Импровизация ритма под музыку развивает творческие навыки у детей.
Воспитание музыкального восприятия.
Содержание музыкального воспитания детей подготовительной группы должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, накопление знаний, которые нужны для активного и осознанного восприятия музыкального материала. Сначала нужно научить детей слушать звуки музыкальные и шумовые, различать их тембровую окраску.
Подбор материала для слушания должен быть тщательным. На начальном этапе - это песни и пьесы, несущие яркие эмоции, ассоциирующиеся с природой и настроением радости, грусти, спокойствия или веселья. Важно, чтобы ребенок смог сам рассказать какие эмоции вызывает у него данное произведение. Постепенно вводится понятие о средствах выразительности – ладе, силе звука, его динамике, регистре, темпе, тембре, кульминации. Во втором классе подготовительной группы дети могут услышать и простые музыкальные формы – двух и трехчастные.
Программные произведения наиболее удобны для слушания. Прежде, чем дать музыкальный материал, следует познакомить детей с его содержанием, потом прослушать пьесу с закрытыми глазами и попытаться увидеть «сон», то есть зрительно представить себе музыкальный образ. Хорошо если к прослушиваемому произведению добавить просмотр картины, прочтение рассказа или сказки, которые соответствовали бы содержанию музыки.
Развитие творческих навыков.
Творческое развитие детей – это наиболее важная задача на раннем этапе обучения. Творческие задания раскрывают индивидуальность ребенка, его эмоциональность. Большую роль играют комплексные формы занятий. Такие занятия связанны с определенной тематикой, которая отражается не только в музыке, но и в комплексе всех видов искусства, где дети поют, слушают музыку, рисуют, читают стихи, танцуют и инсценируют песни и сказки. Такие занятия, необычные по своему содержанию и форме, увлекают детей и побуждают их к активным творческим действиям.
Помимо развития художественного творчества, дети старшей подготовительной группы уже могут сами сочинять мелодии на маленькие стишки, делать ритмические импровизации в шумовом оркестре, допевать неоконченную мелодию, придумывать движения в играх, в танцах и в инсценировках песен. В младшей группе дети с удовольствием участвуют в инсценировках музыкальных сказок и песен.
Дети младшего возраста чувствуют себя еще не очень уверенно в школе, поэтому большое значение отводится коллективному творчеству: участие в ансамблевом пении, игра в шумовом оркестре, участие в инсценировках сказок и песен, в коллективных танцах и играх.
Во всех творческих начинаниях детей с ними должен быть рядом учитель. Он должен помогать и направлять творчество ребенка в нужное русло, следить за тем, чтобы задания были посильны и не вызывали отрицательных эмоций, помогать в завершении задуманного. Творчество должно нести ребенку радость и удовлетворение, тогда оно принесет свои плоды.
Музыкальная грамота (накопление понятийного опыта).
Занятия в группе обще-эстетического воспитания не ставят перед собой цель постигнуть музыкальную грамоту полностью, но тем не менее накопление понятийного опыта подготавливает теоретическое обучение детей в музыкальной школе. На данном этапе дети познают следующие понятия: мажор, минор, высота звука, тембр, громкость (форте, пиано), динамические оттенки, темп, ритм, размер, метр, сильная доля, такт, нотоносец, ключи, звукоряд, гамма, ноты 1-й и 2-й октав, длительности нот и пауз, staccato.
Первый год обучения
Примерный учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | I-я четверть Подготовка детей к встрече с музыкой. Организационный урок. Что нужно знать о музыке. Кто такие композиторы. Знакомство с творчеством В. Шаинского. Значение музыки в жизни взрослых и детей Развитие внимания и воображения. Звуки музыкальные и шумовые.Учимся слушать звуки. Развитие образного мышления и памяти. Учимся различать звуки по тембральной окраске. Особенности звучания наиболее известных музыкальных инструментов: фортепиано, баян, флейта, гитара, скрипка. История создания и устройство фортепиано. О чем рассказывает музыка. Настроение и характер музыки. Первые сведения о мажоре и миноре. II-я четверть Первые сведения о музыкальных жанрах. Песня. Танец. Марш. Особенности этих жанров. Навыки определения различия основных музыкальных жанров. Развитие мелодического и ритмического слуха. Ритмическая пульсация. Сильная и слабые доли в музыке. Выстукивание метра. Развитие чувства ритма чтением стихов. Игры со слушанием музыки. Изучение свойств музыкальных звуков. Громкость и сила звука. Первые сведения о crescendo и diminuendo. III-я четверть Высота звука. Звуковые регистры и линия звуковысотности. Музыкальные ступени. Звукоряд. Нотный стан или нотоносец. Музыкальные знаки. Музыкальные ключи. Длительности и доли. Название нот. Ноты первой октавы. Расположение на нотоносце. Ритмические рисунки. Познавательные игры с музыкальными инструментами. IV четверть Подвижные игры с музыкой и пением. Ролевые и образные игры. Хороводы. Инсценировки. Музыкальная и голосовая импровизация. Элементарное ансамблевое исполнение. Слушание музыки. Итоговое занятие. Контрольный урок и музыкальная викторина. Второй год обучения I-я четверть Организационный урок. Повторение пройденного. Звуки музыкальные и шумовые. Тембры музыкальных инструментов. Характер звучания мелодии. Мажор, минор. Жанры в музыке. Песня, марш, танец. Определение на слух их особенностей. Сильная доля, акцент. Определение на слух. Высотное положение звуков. Звукоряд. Формирование гласных при пении. II-я четверть Нота. Нотоносец. Скрипичный ключ. Ноты 1-й октавы – написание и расположение на нотоносце. Длительности нот и пауз. Понятие ритма. III-я четверть Метр. Такт. Размер такта, определение размера на слух. Ритм. Ритмический рисунок стиха и мелодии, его запись. Музыкальная речь. Фраза в музыке. Реприза. Динамические оттенки, стаккато, легато. Музыкальный образ. Определение на слух характера музыки. Программность музыкальных произведений. Отражение музыкального образа в рисунках. IV-я четверть Ансамблевое пение и игра на шумовых инструментах. Инсценировки песен и сказок. Подвижные музыкальные игры. Музыкальная и голосовая импровизация. Итоговое занятие. Контрольный урок. Музыкальная викторина. | 1 час 2 часа 2 часа 3часа 1час 2часа 3часов 2-3часа 3часа 2 часа 2часа 2 часа 1час 6-7часов 1 час 1 час 2 часа 2 часа 2часа 2часа 5часов 2-3часа 3часа 2часа 5 часов 2часа 4-5часов 1 час |
Содержание дисциплины
Первый год обучения
Уроки 1-3
Тема: Подготовка детей к встрече с музыкой. Значение музыки в жизни взрослых и детей.
Кто такие композиторы. Знакомство с творчеством В.Шаинского.
Цель: Познакомить детей с музыкальными образами, настроить эмоциональное восприятие этих образов. Познакомить детей с самым простым для их понимания жанром песни, рассказать о людях, посвятивших себя музыке – о композиторах. Знакомство с творчеством самого популярного детского композитора В. Шаинского. Раскрыть важность значения музыки жизни взрослых и детей.
Ход урока №1:
- Организационный момент.
- Рассказ легенды об Орфее, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы «Орфей и Эвридика». Знакомство с лирой – эмблемой музыки.
- Рисунок Лиры.
- Д.З. Завершить рисунок, вспомнить, где мы можем услышать музыку.
Ход урока №2:
1.Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
2.Учимся правильно сидеть и дышать при пении. (Упражнения «Цветок» - нюхаем носом воображаемый цветок; «Свеча» - дуем на воображаемую свечу, чтобы она не потухла.
3. Рассказ о композиторах, которые пишут песни для детей.
4.Слушание песен В.Шаинского «Антошка», «Вместе весело шагать» и «Жара». Подпевание.
5.Рисуем жаркое солнце.
6.Д.З. Дорисовать рисунок. Повторять упражнения «Цветок» и «Свеча».
Ход урока №3:
- Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
- Разучивание попевки «Андрей-воробей» - активизация артикуляции, формирование гласного звука «а» и согласного «р» при пении. Удержание мелодии на одном звуке.
- Слушание пьесы В.Руббаха «Воробей». Определение характера музыки и характеристика образа.
- Рисуем воробья.
- Играем в музыкальную игру в «Кошки-мышки»
- Д.З. Дорисовать рисунок, повторять песенку.
Уроки 4-5:
Тема: Развитие внимания и воображения детей. Звуки музыкальные и шумовые. Учимся слушать звуки.
Цель: Научить детей внимательно слушать музыку, различать музыкальные и шумовые звуки. Развивать эмоциональное восприятие музыки и воображение ребенка. Учить детей отражать воображаемые образы в рисунках.
Ход урока №4:
- Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
- Пение изученных песен. Разучивание песенки «Дин-дон». Формирование гласных «и» и «о». Выработка правильной артикуляции при пении.
- Слушаем разные звуки: колокол, колокольчик, трещотка, металлофон, ксилофон, свистулька, бубен. Фортепиано, скрипка, флейта, баян. Ищем отличие музыкальных звуков от шумовых.
- Слушаем пьесу «Весна и осень» Г. Свиридова. Определяем эмоциональное настроение каждой из них, находим отличия в музыке.
- Рисуем весну и осень. Находим отличия в рисунках.
- Д.З. Дорисовать рисунок, повторять названия музыкальных и шумовых инструментов.
Ход урока№ 5:
- Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
- Повторение песенок и попевок, развивающих артикуляцию и формирование гласных звуков.
- Угадывание на слух различных музыкальных и шумовых звуков.
- Сказка про семью Барабанов. Слушание: «Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена.
- Рисуем барабан и колокол.
- Музыкальная игра «Имитация» - дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах.
- Д.З. Дорисовать рисунок.
Уроки №6-8:
Тема: Развитие образного мышления и памяти. Тембровая окраска звуков. Особенности звучания наиболее известных музыкальных инструментов. История создания и устройство фортепиано. Тембры духовых инструментов, их различие.
Цель: Активизировать образное мышление детей, научить различать различные тембры инструментов, познакомить детей с самым известным и популярным инструментом – фортепиано.
Ход урока №6:
- Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
- Разучивание песни «Дудочка» Формирование гласной «у». Инсценировка песни движениями.
- Тембры духовых инструментов, их различие. Слушание: «Соло флейты» Глюка, «Неаполитанская песня» П.Чайковского (труба), «Календер царевич» Н.Римского-корсакова (гобой)
- Слушание: Д.Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Осенняя песня».
- Рисуем клоунов – веселого и грустного, позднюю осень.
- Музыкальные игры «Эхо», «Грибы».
- Д.З.
Ход уроков №7-8:
1.Проверка домашнего задания.
2.Разучивание и пение попевок, развивающих мелодическую интонацию:
«На одном звуке мы поем», «Мы поем хорошо» (Диапазон «до»- «ми»).
3.Знакомство с клавесином. Слушание старинной клавирной музыки.
Знакомство с фортепиано. Слушание «Детского альбома» П.Чайковского.
4.Рисуем рисунки к пьесам: «Новая кукла», «Зимнее утро».
5.Музыкальные игры: «Грибы», «Радуга», «Эхо»
6. Д.З. дорисовать рисунок, рассказать сюжет.
Урок №9:
Тема: Содержание музыки. Настроение и характер музыки. Первые сведения о мажоре и миноре.
Цель: Связать содержание музыкальных образов с реальными, научить детей различать характер музыки в зависимости от лада произведения. Дать понятия мажора и минора.
Ход урока №9
1.Проверка домашнего задания.
2.Пение изученных песен, вырабатывающих правильное певческое дыхание, артикуляцию, формирование гласных звуков.
3.Слушание пьесы Г. Свиридова «Весна – осень». Связать характер музыки с ладом.
Повторение пьес Д.Кабалевского «Клоуны» и П.Чайковского «Осенняя песня».
4.Рисуем характер веселый и грустный – образная импровизация в цвете.
5.Повторяем музыкальные игры «Кошки-мышки», «Грибы»
6. Д.З. Дорисовать рисунки, повторять песенки.
Уроки №10-11:
Тема: Знакомство с основными музыкальными жанрами. Песня. Танец. Марш. Особенности жанров.
Цель: Познакомить детей с основными жарами в музыке, научить их различать особенности этих жанров на слух, познакомить с наиболее яркими образцами этих жанров в классической музыке.
Ход урока№10
1.Беседа о «Трёх китах в музыке». Прослушивание музыкального материала: П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Старинная французская песня».
2. Музыкальная игра «Поезд».
3. Рисуем и слушаем «Вальс цветов» П.Чайковского, (вальс снежинок).
4.Д.З.
Ход урока №11:
1.Проверка домашнего задания.
2. Игра «Угадай-ка» Слушаем и угадываем жанры песни, марша, вальса, польки.
3. Пение выученных песенок на развитие дикции и интонации.
4. Разучивание песни с движениями «Мишка с куклой» (жанр польки)
5. Слушаем и рисуем «Зима» А.Крутицкого.
6. Д.З. Дорисовать рисунок.
Уроки №12-14
Тема: Ритмическая пульсация. Сильная доля – акцент. Ритм стиха. Ритмическая импровизация.
Цель: Развитие чувства ритма, умения определять сильную долю, развитие творческих навыков в ритмической импровизации в сольном и ансамблевом исполнении. Осознание метроритмического своеобразия музыки посредством чувственного восприятия долей метра (доли-пульса, музыкального шага, его тяжести, легкости, плавности, упругости) на музыкальных примерах. Дать понятие о равномерности музыкального пульса, ускорение и замедление темпа.
Ход уроков №12-13:
1.Проверка домашнего задания
2.Пение выученных песенок. «Андрей – воробей» с хлопками на сильную долю.
«Бьют часы» поем с маятниковым движением руки.
3.Шумовой оркестр. «Колядка». Подыгрывание сильной доли.
4.Стишки-поговорки. Говорим и прохлопываем ритм с акцентом на сильной доле.
5.Сочиняем песенки на эти стишки в диапазоне терции.
6.Рисуем ритм разных слов черточками.
7.Д.З. Приготовить любимые стишки, прохлопать их ритм.
Ход урока №14
1.Чтение любимых стишков, прохлопывание ритма.
2.Пение выученных попевок, разучивание песенки «Барашечки-круторожечки»
3.Повторение песни с движениями «Мишка с куклой».
4.Шумовой оркестр. Стучим на сильной доле, импровизируем ритм.
5. Слушаем и рисуем: П.Чайковский. «Танец феи Драже», «Марш» из балета «Щелкунчик»
Уроки 15-17
Тема: Игры со слушанием музыки. Изучение свойств музыкального звука. Громкость - сила звука. Крещендо и диминуэндо.
Цель: Научить детей различать свойства музыкальных звуков: высоты, длительности, окраски, громкости, регистра на примерах музыкальных произведений, осознать динамику движения музыкальных звуков, ее связь с образом произведения. В игровой форме закрепить навыки различия звуковых свойств.
Ход уроков №15-16:
1.Проверка Д.З.
2.Пение вокально-интонационных упражнений. Разучивание песни к новогоднему празднику. Песня «По дороге Ваня шел» (с динамическим развитием); «Бьют часы на башне» (объяснение длительностей звука).
3.Музыкальные игры на динамику: «Громко, тихо», «Эхо»
Музыкальная игра на сопоставление длительностей «Охотник и собачка»
4.Слушание музыки и рисование музыкального образа, осознание звуковых тембров. «Колокольный звон», С.Прокофьев «Петя и волк».
Ход итогового урока №17
- Конкурс рисунков.
- Музыкальные игры.
- Музыкальная викторина «Угадать инструмент, определить характер, узнать мелодию»
Уроки №18-21
Тема: Высота звука. Звуковые регистры. Линия звуковысотности. Музыкальные ступеньки, звукоряд.
Цель: Научить детей осознанию звуковысотности. Научить различать регистры звукоряда на слух. Дать понятийные определения гаммы, устойчивых ступеней, регистров.
Ход уроков№ 18-21:
1.Повторение изученных песен и попевок, развивающих вокально-интонационные навыки.
2.Понятие регистра, звуковысотности, звукоряда, ступеней, гаммы. Попевки: «Мы стоим на месте…», «Вверх по ступенькам поднимись», «Наступают холода», «Скачут кони по полям». В процессе обучения применяются дидактические пособия – «Столбица», бумажная клавиатура, цветные звуковысотные карточки, металлофон.
3.Слушание музыки и зарисовка образа – Сен-Санс «Карнавал животных»
4. Д.З. «Ходить» по клавиатуре, пропевая песенки.
Уроки №22-24:
Тема: Нотный стан, музыкальные ключи, музыкальные знаки, длительности и доли. Написание нот и ключей, расположение их на нотоносце.
Цель: Познакомить детей с нотной грамотой, развивать мелкую моторику пальцев написанием нот и ключей, закрепить пройденную тему « длительности нот и пульсация долей времени».
Ход уроков №22-24:
- Сказка про нотную страну. Изучение нот при помощи стихотворного текста и дидактического материала – карточки с нотами, картонная клавиатура
- Пение песен для развития музыкальной интонации и артикуляции: «До, ре, ми…»
- Пение гаммы До мажор в разных ритмах с аккомпанементом.
- Слушание музыки с последующим отражением образа в рисунках.
- Музыкальные игры с использованием клавиатуры, ритмических карточек.
Уроки №25-26:
Тема: Ритмические рисунки.
Цель: В игровой форме познакомить детей с длительностями нот и простейшими ритмическими фигурами.
Ход уроков №25-26:
- Сказка «Как ёжик яблоко делил» «Нашел ежик большое яблоко, сел на пенек и решил его съесть, но тут увидел зайца и захотел его тоже яблочком угостить. Разломил ежик яблоко пополам и отдал половинку зайчику. Только они хотели откусить по кусочку, как с дерева спрыгнули две белочки, они тоже хотели есть. Ежик с зайчиком решили и с ними поделиться. Разломили они свои половинки яблока на две части и отдали четвертинки белочкам, но тут из норки выбежали четыре мышки. «И мы яблочка хотим» - пропищали они. Делать нечего. Разломили ежик, зайчик и две белочки свои четвертинки пополам и отдали по восьмушке мышкам. Сели они в кружок и стали яблочко есть. Вкусное!
- Рассказ сказки сопровождается показом символического яблока (картонный кружок, разделенный на сегменты).
- Вспоминаем песню «Бьют часы на башне» - сопоставляем длительности.
- Игра в колокола и колокольчики. Импровизируем под музыку.
- Играем на шумовых инструментах под музыку по ритмическим карточкам.
Уроки№27-33:
Тема: Подвижные игры с музыкой и пением. Ролевые игры с музыкой. Хороводы, инсценировки. Ансамблевое пение. Музыкальная голосовая импровизация. Слушание музыки.
Цель: Закрепление пройденного материала в игровой форме, развитие у детей фантазии, выдумки, изобретательности, раскрепощенности в инсценировках песен и сказок.
Ход уроков №27-33:
- Повторение изученных песенок. Инсценировки песен.
- Импровизация движений под музыку в различных жанрах, темпах, ритмах, динамических оттенках.
- Ролевые игры с музыкальным сопровождением.
- Ритмическая импровизация под музыку.
- Слушание программной музыки, отражение образов в картинках.
Итоговый урок:
Родительское собрание с концертом.
Второй год обучения
Уроки№ 1-3:
Тема: Повторение пройденного. Звуки музыкальные и шумовые. Тембры музыкальных инструментов Характер звучания мелодии. Мажор, минор.
Цель: Восстановление в памяти детей пройденного материала, закрепление понятий лада, его влияния на характер музыки. Повторение тембров звучания основных музыкальных инструментов.
Ход уроков № 1-3:
1.Слушание музыки (яркие программные произведения). На их примере определение характера, лада, инструментов, ведущих мелодию.
2.Разучивание песен и попевок в мажоре и миноре с разбором.
3.Музыкальные игры («Угадай тембр», «Имитация музыкальных инструментов»).
4.Отображение музыкального образа в рисунке.
Уроки №4-5:
Тема: Жанры в музыке. Марш, песня, танец. Их особенности.
Цель: Познакомить детей с основными музыкальными жанрами, научить определять их на слух.
Ход уроков №4-5:
1.Проверка домашнего задания.
2.Слушание музыки в различных жанрах. Определение жанра на слух.
3. Игра «Паровозик». Импровизация движений под музыку марша, польки, вальса.
4. Пение изученных песен. Правильное формирование гласных звуков, четкая дикция и артикуляция.
5. Отображение музыкальных образов в рисунках.
Уроки №6-7:
Тема: Сильная доля. Акцент. Определение на слух.
Цель: Научить определять сильную долю в такте на слух. Связать это с жанровыми особенностями произведений. Первые навыки счета в такте.
Ход уроков №6-7:
1.Песня-марш «Мы шагаем вместе с гномом»
2. Разучивание песни-польки «Мишка с куклой».
3.Слушание музыки. Определение характера, жанра, размера, сильной доли.
4. Рисунок в жанре марша, польки, вальса.
Уроки №8-9:
Тема: Высотное положение звуков. Звукоряд.
Цель: Дать понятия высоты, звукоряда, гаммы. Пространственное восприятие звуковысотности по столбице и на клавиатуре
Ход уроков №8-9:
- Проверка домашнего задания.
- Разучивание попевок со звукорядом и с частью звукоряда. «Как под горкой, «Такси», «Вверх по ступенькам».
- Музыкальная игра «Ниточка за иголочкой» (пространственное эхо).
- Слушание музыки (яркие программные произведения). Характеристика тембров, мелодии, жанра, темпа, динамики.
- Рисунок образа.
Уроки №10-14:
Тема: Нота. Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты 1-й октавы. Написание и расположение на нотоносце.
Цель: Изучение нотной грамоты. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход уроков №10-14:
1. Проверка домашнего задания.
2. Пение попевок со звукорядом, пространственный показ рукой, игра на клавиатуре.
3. Разбор каждой ноты, ее положения на нотоносце. Разучивание песенки про каждую нотку и скрипичный ключ.
4. Музыкальные игры «Радуга», «Грибы», «Кот и мыши».
5. Слушание музыки. Рисование образа.
Уроки №15-16:
Тема: Длительности нот и пауз. Понятие ритма.
Цель: Изучение длительностей в нотной грамоте. Навыки счета длительностей нот и пауз, их написание. Чтение и запись простых ритмических рисунков. Научить связывать ритмический рисунок с характером музыки.
Ход уроков №15-16:
- Проверка домашнего задания. Конкурс на самый лучший рисунок и самые лучшие нотки в тетради.
- Поем песенки со звукорядом, показываем направление мелодии рукой.
- Играем на картонной клавиатуре простейшие песенки (из сборника Н. Бергер «Младенец музицирует»)
- Учим длительности нот: стих про длительности (Если нота белая – это нота целая…)
- Изучаем ритмослоги. Составляем из карточек простейший ритм. Рисуем палочками ритм стихов.
- Слушаем музыку и рисуем образ. (Фрагменты из балета П.Чайковского «Щелкунчик»)
Урок №17:
Урок – концерт для родителей «С Новым годом!» Костюмированное представление по сказочному сценарию с песнями, музыкальными загадками и викториной.
Уроки №18-20:
Тема: Метр. Такт. Размер такта, определение размера на слух. Ритм. Ритмический рисунок стиха и мелодии, его запись.
Цель: Научить детей на практике определять размер такта, сильную долю, читать простые ритмические фигуры, правильно записывать ритм стихов и мелодий. Связать ритмический рисунок с характером музыкального образа.
Ход уроков № 18-20:
- Проверка домашнего задания.
- Разучивание песен из сборника «Азбука ритмов»
- Составление из карточек ритмических фигур, чтение их ритмослогами.
- Сочиняем песенки на детские стишки (определить характер стишка, связать его с ритмом, записать ритм и мелодию в диапазоне терции - кварты).
- Шумовой оркестр. Игра на шумовых инструментах под аккомпанемент или фонограмму. Сначала только на сильную долю, потом усложнить задачу – половина группы играет сильную долю, а вторая половина слабую долю, можно предложить ритмическую импровизацию, связать ее с характером музыки.
- Разыгрываем сказку «Теремок» в ролях, изображаем в ритме шаги героев сказки.
- Слушаем и рисуем музыкальные образы (Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»)
Уроки №21-22:
Тема: Музыкальная речь. Фраза в музыке. Реприза. Динамические оттенки,
стаккато, легато.
Цель: Познакомить детей с элементами музыкальной речи. Научить слышать музыкальные фразы, делить произведение на части, определят начало и окончание фраз. Познакомить с понятием динамики в музыке и с приемами исполнения, связать эти понятия с характером музыки и с эмоциональным настроением.
Ход уроков №21-22:
1.Проверка домашнего задания (рисунки, нотная запись, ритмическая запись стихов и песенок).
2.Пение: Музыкальные игры «Эхо» (повторение музыкальной фразы – понятие репризы), «Ехали медведи» (придумывание фразы-ответа), «Петушок» (Дети в круге, а один ребенок идет по кругу и игрушечным петушком клюет того, на ком заканчивается фраза и предложение). Разучивание песенок. Например: «Скок, скок, поскок» - разбор по мотивам и фразам, приемы исполнения – стаккато, легато, динамические оттенки.
3.Слушание музыки и рисование. (материал для слушания: пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского.
Уроки №23-27:
Тема: Музыкальный образ. Определение на слух характера музыки. Программность музыкальных произведений. Отражение музыкального образа в рисунках.
Цель: Научить детей, опираясь на средства музыкального языка, определять программно- запланированный образ, его характер. Научить отражать этот образ или впечатления от него в рисунке.
Ход уроков №23-27:
1.Проверка домашнего задания – рисунки на прослушанный музыкальный материал, сочинение мелодий на стихи.
2.Пение песен с характеристикой образа и способов музыкального изложения: р. н. п. «А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Антошка», «По секрету всему свету» В. Шаинского, «Спят усталые игрушки».
3. Слушание программных произведений: М. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен-Санс «Карнавал животных», отражение образов в рисунках.
4. Музыкальные ролевые игры: «Кот и мыши», «Колобок».
Уроки №27-28:
Тема: Ансамблевое пение и игра на шумовых инструментах.
Цель: Закрепление пройденного материала.
Ход уроков №27-28:
- Конкурсы рисунков.
- Пение ранее изученных песен.
- Шумовой оркестр. Ритмическая импровизация.
- Слушание музыки программного содержания: А. Лядов «Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро».
Уроки №28-33
Тема: Инсценировки песен и сказок. Подвижные музыкальные игры.
Музыкальная и голосовая импровизация.
Цель: Закрепление ранее изученного материала. Повторение пройденного.
Ход уроков №28-33:
- Конкурсы рисунков.
- Пение изученных песен. Инсценировки песен и сказок.
- Подвижные музыкальные игры.
- Слушание музыки (любые программные произведения).
Итоговое занятие. Контрольный урок. Музыкальная викторина.
Ход урока: Урок проходит с участием родителей и преподавателей. Сценарий урока делается как урок-путешествие в страну музыки. В него входят пение песен, музыкальные загадки, ритмическая импровизация, выставка самых удачных рисунков на темы музыкальных произведений.
Список литературы
- Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984 г.
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989.
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989.
- Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.
- Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975.
- Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968.
- Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972.
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979.
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980.
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979.
- Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974.
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 19782
- Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975.
- Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967.
- Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989.
- М. Котляревская –Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений. М., С- Пб., 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Сольфеджио"
Рабочая программа дисциплины "Сольфеджио" сроком - 5 лет обучения. В программе отражены требования первого и третьего года обучения....
СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет
Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...
СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет
Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...
Рабочая программа учебного предмета «Сольфеджио» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» для обучающихся ДШИ Срок обучения – и 5(6) лет
Программа по сольфеджио для пятилетнего курса обучения, является авторской, основана на личном опыте работы с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по сольфеджио, 7 класс, ФГОС
Рабочая программа по сольфеджио для 7 класса (разработчик Соколова В.И.) представляет собой вариант рабочей программы для учащихся ДШИ, адаптированный к условиям общеобразовательной школы. Она реализу...
Рабочая программа учебного предмета «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО».
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих п...
Рабочая программа по дисциплине Сольфеджио
Рабочая программа по дисциплине Сольфеджио...