Рабочая программа по сольфеджио, 7 класс, ФГОС
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Рабочая программа по сольфеджио для 7 класса (разработчик Соколова В.И.) представляет собой вариант рабочей программы для учащихся ДШИ, адаптированный к условиям общеобразовательной школы. Она реализуется в классах с углубленным изучением предмета "Музыка". Данная программа имеет четко выдержанную структуру и содержит все основные разделы. Программа по сольфеджио соответствует требованием ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solf.7.docx | 32.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено методическим объединением протокол № ____от«___»_______2017 г. Председатель МО ____________________/_______________/ ФИО | Утверждаю Директор МАОУ «Школа № 45» ____________________/________________/ ФИО |
Рабочая программа по сольфеджио
для классов с углублённым изучением предмета «Музыка», 7кл.
на 2017-2018 уч. год
(разработана на основе программы по сольфеджио для классов с углубленным изучением предмета «Музыка», 5-9 кл., авт. сост. Соколова В.И., Экспертное заключение № 34, НИРО, 2016г.)
Соколова В.И.,
учитель первой категории
г. Нижний Новгород
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по сольфеджио для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
2.Основная образовательная программа ООО образовательного учреждения;
3.Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Особое место среди музыкально теоретических дисциплин в классах с углубленным изучением предмета музыки занимает предмет сольфеджио, на котором педагог продолжает углублять знания школьников по теоретическим основам музыки, воспитывая любовь к ней, активизируя и развивая потенциальные возможности ребенка. Еще одной причиной изучения сольфеджио является получение специального музыкального образования, влияющего на общий культурный уровень и способствующего раскрытию личности. Выпускники этих классов являются конкурентоспособными в современном мире и в дальнейшем успешно поступают в музыкальный или педагогический колледж. Программа по сольфеджио ориентирована на дальнейшее углубление и систематизацию полученных ранее знаний по основным содержательным линиям: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, анализ на слух, написание музыкального диктанта, воспитание творческих навыков.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Сольфеджио» является частью учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. На изучение курса отводится 35 час. в год при нагрузке 1 час в неделю. Занятия проводятся по группам.
Цель: развитие музыкальных способностей обучающихся средствами сольфеджио и дальнейшее изучение основ элементарной теории музыки;
Задачи:
углублять и развивать владение теоретическими навыками о языке музыки и применение их на практике;
развивать творческие способности с помощью сочинения мелодий, используя игровые технологии;
углублять осознанное восприятие услышанного, используя анализ, сравнение, обобщение;
углублять гармоничное развитие музыкального слуха, памяти, метроритма и музыкальной грамотности через сольфеджирование мелодий, гамм, интервалов, аккордов, подбор на слух.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты :
развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических и творческих заданий;
развитие навыков сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач;
Метапредметные результаты:
- развитие умения самостоятельной адекватной самооценки своих музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;
развитие владений логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при определении лада, метроритма, динамики, звучания интервалов и т.д.
углубление навыка преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач при определении языка музыки;
Предметные результаты:
-развитие теоретических знаний, нотной грамоты и навыков их применения при выполнении практических заданий.
-углубление навыков по развитию музыкального слуха, памяти, музыкальной грамотности через точное сольфеджирование, пение аккордов, их обращений и разрешений; - приобретение навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности: подбор на слух мелодии, аккомпанемента, импровизация;
Содержание курса
Вокально-интонационные навыки
Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов;
Пение трезвучий главных ступеней с обращениями, Д7 в основном виде с разрешением в пройденных тональностях;
Пение вводных септаккордов (малых и уменьшенных) на VII ступени. Ранее пройденных интервалов в тональности и от звука; ув. 4 на IV и ум. 5 на VII с разрешением в мажоре и гармоническом миноре;
Пение группы интервалов одноголосно и двухголосно; диатонических секвенций; аккордовых цепочек. Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
-мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, с отклонением в тональность доминанты и параллельную тональность, выученными на слух; с листа мелодий с движением по звукам трезвучий главных ступеней с обращениями доминантового септаккорда; транспонирование выученных мелодий.
Развитие чувства метроритма
- ритмические упражнения с использованием пройденных размеров: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.
- укрепление техники дирижирования.
- двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально
(двумя руками).
- написание ритмических диктантов.
- сольмизация выученных и незнакомых примеров.
- работа над дирижерским жестом в размере 6/8.
Анализ на слух
-жанровых особенностей, характера, формы (повторность, вариантность); -лада, размера, темпа, ритмических особенностей, интервалов;
- главных трезвучий и их обращений, доминантового септаккорда; тритонов; интервалов в ладу и взятых изолированно; последовательностей из аккордов; Музыкальный диктант
Различные формы устных диктантов: проговорить ритмослогами или прохлопать заданный ритмический рисунок, выделить сильную долю для определения количества тактов, размера. Запись мелодий по памяти.
Письменный диктант в объеме 8-10 тактов, включающий пройденные
мелодические обороты.
Ритмические группы: в размерах 2\4, 4\4, 3\4,3\8
Развитие творческих навыков
Сочинение:
- мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;
- мелодий с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов: четвертная с точкой, восьмая; восьмая, две шестнадцатых;
Запись сочиненных мелодий. Подбор аккомпанемента из предложенных трезвучий в пройденных тональностях.
Тематический план теоретического курса
№ п.п | Тема уро-ка, тип Кол-во часов | Содержание темы, термины, понятия | Планируемые результаты | Виды де-ятельности | |
Предметные | Метапредметные и личностные | ||||
1-2 | Доминан-товый септак-корд. Обра-щения. Разреше-ние Открытие новых знаний 2час | Углубление зна-ний об аккордах; правила постро-ения доминанто-вого септаккор-да в мажорном и минорном ладу; составляющие интервалы, сту-пени; правила разрешения; по- строение обра-щений основно-го вида; запись условных обоз-начений; выра-ботка навыков точного интони-рования и слухо-вой памяти.
| Познакомятся: с по-нятиями: доминанто-вый септаккорд, раз-решение,основной вид, обращение; с ус-тойчивыми ступеня-ми лада; с записями условных обозначений Научатся: строить доминантовый септ-аккорд, его обраще-ния, разрешение; правильно обозна-чать на письме; сольфеджировать точно интонировать.
| П.: выделять и форму-лировать познаватель-ную цель; понимать, что изучает сольфед-жио. Р.: выполнять задания в соответствии с по-ставленной целью, от-вечать на вопросы, ориентироваться в за-писях на доске и в тетради. К.: планировать учеб-ное сотрудничество с учителем, выражать свои мысли четко и полно. Л.: проявлять интерес к предмету. | Слушание музыкально-го материа-ла, актуализа-ция знаний, письменное выполнение заданий, хоровое сольфед-жирование. |
3 | Доминанто-вый септак-корд с обра щениями в тональнос-тях до двух знаков Усвоение новых знаний и решение учебных задач 1час. | Расширение знаний о доми-нантовом септ-аккорде. Состав-ляющие интер-валы.Построе-ние доминанто-вого септаккор- да в мажоре и миноре. Тона-льности с 1-2 ключевыми зна-ками, их ступе-ни. Правила построения обращений Д7, их разрешений. Выработка навыков точного интонирования и слуховой памяти.
| Познакомятся: с ма-жорными и минор-ными тональностями с двумя ключевыми знаками; с главными ступенями лада; с правилами построе-ния доминантового септаккорда, его об-ращений; с особен-ностями разрешения; с их названиями и обозначениями. Научатся: строить доминантовый септ-аккорд, делать его обращения и разре-шения в мажорном и минорном ладу с двумя ключевыми знаками; правильно называть его и обо-значать на письме; сольфеджировать и точно интонировать.
| П.: выбирать средства музыкальной деятель-ности и способы ее осуществления в жиз-ненных ситуациях. Р.: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. К.: слушать других, определять способы взаимодействия. Л.: проявлять личнос-тное отношение при сольфеджировании гамм, ступеней, интервалов, аккордов. | Письмен-ное выполнение заданий, слушание музыкально-го материала, слуховой анализ, актуализа-ция полученных ранее знаний; хоровое сольфед-жирование |
4-5 | Доминанто-вый септак-корд в то-нальностях с тремя-че-тырьмя зна-ками Решение учебных задач 2 час. | Расширение зна-ний о доминан-товом септакко-рде. Мажорные и минорные то-нальности с 3-4 ключевыми зна-ками, устойчи-вые и неустой-чивые ступени. Построение Д7, обращений Д7, их разрешений. Выработка навыков точного интонирования и слуховой памяти.
| Познакомятся: с то-нальностями с тремя-четырьмя ключевы-ми знаками; с поня-тиями квинтсекстак-корд, терцквартак-корд, секундаккорд, построением, обра-щениями, разрешением. Научатся: письмен- но строить Д7 с об-ращениями и разре-шением в мажорных и минорных тональ-ностях с тремя-четы-рьмя ключевыми знаками, сольфед-жировать, точно ин-тонировать; владеть музыкальными терминами. | П.: ставить и форму-лировать проблемы, анализировать приемы развития музыки, фор-му, характер мелодии. Р.: составлять план и последовательность действий. К.: обращаться за по-мощью к учителю, фо-рмулировать затруднения. Л.: высказывать свое суждение о прослуша-нном отрывке. | Владение терминами; определение характерных признаков на основе анализа учебного материала; фиксирова-ние с помощью нотной записи; актуализа-ция полученных ранее знаний.
|
6 | Контроль знаний Контроль-ный 1час | Проверка уровня усвоения теоре-тического мате-риала и практи-ческих навыков по теме «Доми-нантовый септ-аккорд». Самостоятель-ное выполнение заданий. | Научатся: самостоятельно письменно строить Д7 с разрешением и обращениями в пройденных то-нальностях; чисто сольфеджировать. | П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению. К.: слушать учителя, оформлять свои мысли в письменной форме. Л.: анализировать свое состояние. | Восприятие и анализ музыкаль-ного мате-риала, акту-ализация получен-ных ранее знаний; самостоя-тельное письменное выполнение заданий. |
7 | Буквенное обозначе-ние тональ-ностей Открытие новых знаний 1 час. | Виды тонально-стей: мажорные и минорные, ди-езные и бемоль-ные. Особенно-сти их буквенно-го обозначения, освоение прави-льной записи обозначений.
| Познакомятся: с по- нятием «буквенное обозначение тональ-ностей»; с особенно-стями записи. Научатся: правиль-но записывать усло-вные обозначения тональностей; сольфеджировать и точно интонировать. | П.: ставить и форму-лировать проблемы; знать музыкальные термины, сопостав-лять виды минора. Р.: выполнять учебные действия. К.: ставить вопросы, сотрудничать с учите-лем. Л.: проявлять интерес к разным видам музы-кально-практической деятельности. | Слушание объяснений учителя, восприятие и анализ му-зыкального материала, хоровое сольфеджи-рование, пи-сьменное выполнение учебных заданий. |
8 | Квинтовый круг тона-льностей Открытие новых знаний 1час | Углубление зна-ний о системе ключевых зна-ков. Диезы и бе-моли, их функ-ции. Понятие то-нальности. По-строение кварто-вого и квинтово-го круга тональ-ностей и прави-льной последо-вательности ключевых зна-ков; нотная за-пись и слуховой анализ.
| Понакомятся с понятиями: квар-товый и квинтовый круг тональностей; диезные и бемольные тональности. Научатся: пра-вильно строить квартовый и кви-нтовый круг то-нальностей; про-слеживать порядок расположения ключевых знаков; записывать названия тональностей.
| П.: использовать общие приемы решения задач. Р.: учиться планировать свою деятельность; выполнять действия в устной и письменной форме. К.: адекватно оценивать свое поведение; учитывать мнение одноклассников. Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности. | Слушание объяснений учителя, восприятие и анализ музыкально-го материала; письменное выполнение учебных заданий, хоровое сольфед-жирование. |
9-10 | Тональ-ность си бемоль мажор. По-строение, интервалы, трезвучия Постано-вка и ре-шение уче-бных задач 2час. | Углубление зна-ний о мажорных тональностях. Мажорные тона-льности с пятью ключевыми зна-ками. Построе-ние гаммы си бемоль мажор; определение ступеней; пост-роение интерва-лов,трезвучий, их обращений и разрешений; фо-рмирование на-выков точного интонирования и слуховой памяти | Познакомятся: с мажорными то-нальностями с двумя ключевыми знаками; с построением гаммы си бемоль мажор, интервалов, трезву-чий с обращениями. Научатся: пись-менно строить гамму си бемоль мажор; определять ступени; строить интервалы, трезвучия с обращениями и разрешением; чисто интонировать; определять на слух. | П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач. Р.: использовать речь для регуляции своего действия. К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения. Л.: объяснять смысл своих мотивов, целей. | Восприятие и анализ музыкаль-ного материала; актуалаза-ция полученных ранее знаний; письменноевыполнение учебных заданий, хоровое сольфед-жирование. |
11-12 | Тональ-ность соль минор Постано-вка и решение учебных задач 2час. | Углубление зна-ний о минорных тональностях. Понятие о пара-ллельных тона-льностях. Виды минорного лада, их особенности. Построение гам-мы соль минор трех видов; оп-ределение ступе-ней; построение интервалов, тре-звучий, их обра-щений и разре-шений. Выра-ботка навыков точного интони-рования, слухо- вой памяти.
| Познакомятся: с понятиями па-раллельные тона-льности, натура-ьный, гармониче-ский и мелодиче-ский минор; с по-строением видов гаммы соль минор, в ней интервалов, трезвучий с обращениями. Научатся: строить гамму соль минор; определять ее ступени; строить интервалы и трезвучия с обращениями и разрешением; чисто интонировать; определять на слух.
| П.: ориентироваться в общих способах реше-ния учебных задач. Р.: использовать речь для регуляции своего действия. К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения. Л.: объяснять смысл своих мотивов, целей. | Восприятие и слуховой анализ му-зыкального материала; актуализа-ция получе-нных ранее знаний; письменное выполнение учебных заданий, хоровое сольфед-жирование. |
13 | Диктант. Анализ ди-ктанта Урок коррекции знаний 1час | Проверка уровня усвоения теоре-тического материала. Выработка практических навыков слуховой памяти. | Научатся: самостоятельно определять музыкальный размер, слышать сильные доли, запоминать мелодию, правильно записывать ее.
| П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению. К.: слушать учителя, оформлять свои мысли в письменной форме. Л.: анализировать свое состояние. | Восприятие и анализ му-зыкального диктанта; актуализа-ция получе-нных ранее знаний; са-мостоятель-ное письме-нное выпол-нение нот-ной записи. |
14 | Контроль знаний Контроль-ный 1час | Закрепление теоретических знаний и практических навыков чистого интонирования и слухового анализа интервалов, Д7, его обращений и разрешений в пройденных тональностях. | Научатся: самостоятельно строить изученные тональности, интервалы, доминантовый септаккорд с обращением и разрешением.
| П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. К.: сотрудничать с учителем и однокласс-никами. Л.: проявлять интерес к видам муз.-практи-ческой деятельности. | Слушание музыкаль-ных приме-ров, само-стоятельный интонацион-но-слуховой анализ и определение характерных признаков; выполнение письменных заданий. |
15-16 | Гармониче-ский мажор Открытие новых знаний 2час | Расширение зна-ний о мажорном ладе. Отличие гармонического мажора от нату-рального. Пост-роение.Ступени, интервалы, тре-звучия. Вырабо-тка и закрепле-ние навыков чи-стого интониро-вания, слуховой памяти. | Познакомятся: с разновидностью мажорного лада; с особенностями построения и звучания. Научатся: строить гармонический мажор; соль-феджировать и определять на слух; сопоставлять с натуральным мажором. | П.: использовать общие приемы решения задач. Р.: выполнять учебные действия. К.: адекватно оценивать свое поведение Л.: проявлять интерес к разным видам музыкально-практической деятельности. | Слушание музыкаль-ных приме-ров; выпол-нение инто-национно-слухового анализа, хо-ровое и ин-дивидуаль-ное сольфе-джирование; выполнение нотной записи. |
17-18 | Тритоны и характер-ные интер-валы на ступенях натураль-ного и гар-моническо-го мажора и минора Открытие новых знаний 2час. | Расширение зна-ний об интерва-лах. Особеннос-теи построения тритонов и хара-ктерных интер-валов, их разре-шений и обра-щений в мажоре и в миноре. Обо-значение, звуча-ние. Выработка навыков точного интонирования. | Познакомятся: с по-нятиями: тритоны и характерные интер-валы; с построением, звучанием, письмен-ным обозначением, обращением и разрешением. Научатся: письмен-но строить интерва-лы, делать разреше-ние и обращение, правильно называть и обозначать; точно интонировать. | П.: перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Р.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К.: отвечать на вопро-сы, делать выводы. Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности. | Письмен-ное выполнение заданий, слушание музыки, интонацио-нно-слуховой анализ, хоровое сольфеджи-рование. |
19 | Закрепле-ние темы «Тритоны и характер-ные интер-валы в на- туральном и гармони-ческом мажоре и миноре». Урок коррекции знаний 1час | Закрепление теоретических знаний и прак-тических навы-ков о тритонах и характерных интервалах; об их обращениях и разрешениях в разных тональностях , закрепление навыков точного интонирования и слуховой памяти.
| Закрепят знакомст-во: с понятиями тритоны и характер-ные интервалы; с их построением, звуча-нием, письменным обозначением, обра-щением и разреше-нием. Научатся: строить интервалы в мажор-ном и минорном ла-ду; делать разреше-ние, правильно обо-значать; чисто соль-феджировать, определять на слух. | П.: самостоятельно выделять и формули-ровать познаватель-ную цель. Р.: ориентироваться в записях в тетради и на доске. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности. | Слушание музыки; интонацион-но-слухо-вой анализ; письменное выполнение заданий; хоровое и индивидуа-льное сольфеджи-рование. |
20 | Сольфеджирование примеров с тритонами и характер-ными инте-рвалами. Решение учебных задач 1час | Сольфеджирова-ние музыкаль-ных примеров. Анализ текста, нахождение в тексте тритонов и характерных интервалов. | Познакомятся: с новыми нотными примерами; с особенностью звучания в них интервалов. Научатся: находить в тексте нужные интервалы, определять их на слух, точно интонировать. | П.: перерабатывать информацию для по-лучения необходимого результата. Р.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельно-сти. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Л.: развивать музыка-льно-эстетические чувства. | Слушание музыкаль-ных примеров, интонацио-нно-слухо-вой анализ, хоровое и индивиду-альное сольфеджи-рование. |
21 | Контроль знаний Контроль-ный 1час | Проверка уровня усвоения теоре-тического материала и практических навыков. Самостоятель-ное выполнение заданий по про-йденным темам | Научатся: самосто-ятельно письменно строить пройденные гаммы, интервалы, трезвучия с обраще-ниями и разреше-нием; правильно обо-значать их; определять на слух. | П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению. К.: слушать учителя, оформлять свои мысли в письменной форме. Л.: анализировать свое состояние. | Восприятие музыкаль-ных приме-ров, самос-тоятельный анализ, ак-туализация полученных ранее знаний, письменное выполнение заданий. |
22-23 | Тональ-ность ре бемоль мажор Открытие новых знаний 2час | Расширение знаний о бемольных тональностях. Построение гаммы ре бемоль мажор; определение ее ступеней; построение интервалов, трезвучий, доминантового септаккорда с обращениями и разрешениями; формирование практических навыков точного ин-тонирования и слуховой памяти. | Познакомятся: с мажорными тональностями с пятью ключевыми знаками; с особенностью нотной записи гаммы ре бемоль мажор. Научатся: письменно строить гамму ре бемоль мажор; определять ее ступени; строить интервалы и трезву-чия с обращениями; различать их по звучанию. | П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач. Р.: использовать речь для регуляции своего действия. К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения. Л.: объяснять смысл своих мотивов, целей. | Слушание музыкально-го материа-ла; актуали-зация полу-ченных ра-нее знаний; интонацион-но-слуховой анализ; письменное выполнение заданий; хоровое и индивидуа-льное сольфеджи-рование. |
24-25 | Тональ-ность си бемоль минор Постано-вка и решение учебных задач 2час. | Углубление зна-ний о минорных тональностях. Построение ви-дов гаммы си бе-моль минор, вы- яление ступе-ней; построение интервалов, тре-звучий, их обра-щений и разре-шений. Понятие о параллельных тональностях. Практические навыки точного интонирования и слуховой памяти.
| Познакомятся: с по-нятиями параллель-ные тональности, на-туральный, гармони-ческий и мелодичес-кий минор; с постро-ением видов гаммы си бемоль минор, в ней интервалов, трез-вучий с обращения-ми. Научатся: строить гамму си бемоль ми-нор; определять ее ступени; строить ин-тервалы и трезвучия с обращениями и разрешением; чисто интонировать; определять на слух. | П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач. Р.: использовать речь для регуляции своего действия. К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения. Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности. | Слушание музыкального материа-ла; актуализа-ция знаний; интонацион-но-слухо-вой анализ; письменное выполнение заданий; хоровое и индивидуа-льное соль-феджирова-ние. |
26-28 | Построениеаккордовых цепочек в пройден-ных тональнос-тях Открытие новых знаний 3час | Углубление зна-ний об аккордо-вых последова-тельностях; пра-вила построения в мажорном и минорном ладу. Закрепление те-оретических зна-ний на приме-рах; особеннос-ти звучания на основе слухово-го анализа.
| Познакомятся: с понятием «аккордовые цепочки»; с пра-вилами их построе-ния, особенностями звучания. Научатся: правильно строить аккордо-вые цепочки в мажоре и в миноре; выполнять слуховой анализ; сольфеджировать и точно интонировать. | П.: перерабатывать информацию для по-лучения необходимого результата. Р.: принимать информацию и следовать инструкциям учителя. К.: адекватно оцени-вать свои действия. Л.: развивать музыка-льно-эстетическое чувство. | Слуховой анализ му-зыкальных примеров; актуализа-ция знаний; выполнение письменных заданий; хоровое и индивиду-альное сольфеджи-рование. |
29-30 | Подбор мелодий и аккомпане-мента Открытие новых знаний 2час | Закрепление теоретических знаний; подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним; освоение нотной записи. | Познакомятся: с правилами подбора мелодии и аккомпанемента к ним; с осо-бенностями нотной записи. Научатся: подбирать знакомые мелодии; выявлять особеннос-ти построения мело-дии, ритма; опреде-лять тональность; на-ходить главные сту-пени лада; сольфед-жировать;подбирать бас; выполнять пра-вильную нотную запись | П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. К.: аргументировать свою позицию и координировать ее для выработки общего решения. Л.: иметь мотивацию к учебной деятельно-сти. | Выполнение анализа музыкально-го материа-ла; опреде-ление его особенно-тей; выпол-нение пись-менных заданий; слуховой анализ; хоровое и индивиду-альное сольфед-жирование. |
31 | Контроль знаний Контроль-ный 1час | Проверка уровня усвоения теоре-тического материала и практических навыков. Самостоятель-ное выполнение заданий по про-йденным темам | Научатся: самостоя-тельно письменно строить пройденные гаммы, определять в них ступени, интер-валы, трезвучия, аккорды с обраще-ниями и разреше-нием; правильно обо-значать их; определять на слух.
| П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач. Р.: следовать инструк-циям учителя, работая по составленному плану. К.: ставить вопросы, формулировать свои затруднения. Л.: объяснять смысл своих мотивов, целей. | Письменное выполнение заданий, оп-ределение на слух, ин-тонацион-ный анализ, хоровое и индивидуа-льное соль-феджирова-ние |
32-33 | Синкопа Открытие новых знаний 2час | Углубление зна-ний об особен-ностях музыка-льного ритма. Виды. Понятие-синкопа. Доли такта: сильная и слабая. Способы записи в тексте. Нахождение си-нкопы в музы-кальном тексте; выстукивание ритма, опреде-ление особенно-стей нотной за-писи; сольфед-жирование.
| Познакомятся: с по-нятиями ритм, силь-ная и слабая доля, ак-цент; со способами записи синкопы в му-зыкальном тексте: с ритмическими диктантами. Научатся: находить в тексте и слышать сильную долю; опре-делять синкопы; по-нимать их как выра-зительное средство музыки; сольфеджи-ровать; выполнять ритмические диктанты. | П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния ритма в окружающей жизни. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению. К.: слушать учителя, оформлять свои мысли в письменной форме. Л.: анализировать свое состояние. | Слушание музыкаль-ных примеров; ритмичес-кий анализ музыки, сольфеджи-рование; выполнение ритмичес-ких диктантов. |
34-35 | Итоговое занятие Рефлексия знаний 2час | Обобщение и повторение зна-ний о четырех пройденных то-нальностях :си бемоль мажор, соль минор, ре бемоль мажор, си бемоль ми-нор; интервалах, трезвучиях, до-минантовом сеп-таккорде, обра-щениях и разрешениях. | Научатся: строить, сольфеджировать пройденные можорные и минорные тональности; правильно определять в них ступени, интервалы, трезвучия, аккорды с обращениями и разрешением. | П.: ориентироваться в способах решения уче-бных задач. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. К.: аргументировать свою позицию, учиты-вать иное мнение. Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности | Актуализа-ция получе-нных ранее знаний; письменное выполнение заданий, интонацион-но-слуховой анализ, хо-ровое и ин-дивидуаль-ное сольфе-джирование |
Примерные задания для контрольного урока седьмого класса:
1.Определение на слух: звукорядов мажорных и минорных гамм 3-х видов си бемоль мажор, соль минор, ре бемоль мажор, си бемоль минор, интервалов: ч.1,б.2,м.2, ч.5,ч.8, м.3, б.3.б.7, м.7,б.6, м.6, Д7, размеров 2/4, ¾, 4/4, 6/8, главных трезвучий с обращениями.
2.Сольфеджирование выученных мелодий в тональности си бемоль мажор, ре бемоль мажор, соль минор, си бемоль минор с дирижерским жестом.
3.Построение письменно: гамм си бемоль мажор, ре бемоль мажор, соль минор, си бемоль минор 3-х видов, в них разрешений Д7, главных трезвучий с обращениями, интервалов с обращением в пройденных тональностях.
Ученик научится:
- определять на слух мажорный и минорный лад, интервалы (все) и аккорды в нем;
- строить письменно пройденные гаммы, аккорды и интервалы с обращением и разрешением в них и от звука в пределах программы;
- интонационно чисто петь музыкальные примеры;
- анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту;
Ученик получит возможность научиться:
- сольфеджировать незнакомые мелодии из учебника «Сольфеджио»;
- сочинять фрагменты мелодии (окончания или пропущенные такты), а также
мелодии на данный ритмический рисунок, в т.ч. с ритмической группой – восьмая, две шестнадцатых или на стихотворный текст;
-владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при нахождении к заданной мажорной тональности параллельного минора, метроритма, динамики, при построении аккордовых цепочек в мажорных и минорных тональностях с четырьмя знаками, диезами и бемолями.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Книгопечатная продукция Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.10г.) Сольфеджио. Часть 1, одноголосие. Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин, Москва, «Музыка».2009 Сольфеджио, двухголосие. Б.Калмыков, Г. Фридкин, ТОО «Кифара», 1995 Сольфеджио, рабочая тетрадь, 6 класс, Г.Ф. Калинина, М., 2012 Дидактический раздаточный материал Портреты композиторов Нотные тетради Материально-техническое обеспечение образовательного процесса DVD проигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер, музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...